| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Список публикаций - Автор: Пчелов Евгений Владимирович | ||
Автор: Пчелов Евгений Владимирович Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Москва Список книг (изданий) в библиографическом каталоге (8) ![]() 2. » Пчелов Е.В. Герб России (2018) ![]() 4. » Пчелов Е.В., Афонасенко И.М. Гербы российских кавалеров в гербовниках датских королевских орденов (2020) ![]() 5. » Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн (2002) ![]() 7. » Пчелов Е.В. Российская государственная символика (2022) Список публикаций / статей (92)
1. » Пчелов Е.В. Аннотация: В январе 2023 г. исполняется пятнадцать лет со дня смерти выдающегося генеалога и геральдиста Анатолия Ахмедовича Максидова. Анатолий Ахмедович родился 28 июня 1944 г. в селе Хамидие Терского района Кабардино-Балкарской АССР. Он принадлежал к известному в КабардиноБалкарии роду, о нескольких представителях которого приводятся биографические справки в фундаментальной «Адыгской энциклопедии». Среди книг Анатолия Ахмедовича есть не только работа, посвящённая истории и генеалогии рода Максидовых, но и исследование генеалогической истории родного села, на кладбище которого он нашёл свой последний земной «причал».
2. » Пчелов Е.В. Аннотация: Как известно, первые кавказские гербы в контексте российской титульной геральдики зафиксированы в «Титулярнике» 1672 года, созданном в Посольском приказе и представленном царю Алексею Михайловичу. В том же году по распоряжению государя с первого экземпляра «Титулярника» были сделаны две вариативные копии – лично для царя и для его наследника царевича Фёдора Алексеевича, а позднее «Титулярник» стал известен и ещё в нескольких копиях, из которых только в одной имеются изображения титульных гербов (она делалась с царского экземпляра, который ныне хранится в собрании библиотеки Государственного Эрмитажа). Среди 33-х титульных гербов «Титулярника» есть и четыре герба, относящихся к кавказским территориальным объектам.
3. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется история влияния европейской геральдической традиции на титульную геральдику Московского царства XVI–XVII вв. Выделяется два этапа такого влияния, каждый из которых имел свои характерные особенности. Первый этап был связан с созданием первого комплекса титульных гербов, которые были представлены на Большой печати Ивана IV, сделанной в конце 1570-х гг. Среди 24 титульных гербов Большой печати пять гербов были заимствованием из геральдики Прибалтики и Великого княжества Литовского. Они означали те территории, которые были присоединены в ходе Ливонской войны или на которые претендовал Иван IV. В качестве источников геральдических изображений выступали печати и даже монеты того времени. Изображения с них переносились на Большую печать без каких бы то ни было изменений. Иными словами, это было прямое заимствование европейских гербов в геральдику России
4. » Пчелов Е.В. Рецензия на: Хмелевский А.Н., Афонасенко И.М. Гербовник Талызина. Российские дворянские гербы XVIII века. М., 2021. – 254 с // Отечественные архивы. № 1. 2022. Аннотация: Для российской геральдики до сих пор остается чрезвычайно актуальной задача введения в научный оборот новых источников (в том числе документального характера), т. е. формирования репрезентативной и как можно более полной источниковой базы. Огромное значение в этом деле имеют гербовники, из которых опубликована лишь малая часть, а иные и вовсе известны только по описаниям гербов. Да и сам «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», носивший официальный характер (его начало было положено указом императора Павла I в 1797 г.), стал доступен в полном виде лишь в последние годы.
5. » Пчелов Е.В. Аннотация: В рамках современной истории окружающей среды (экологической истории) геральдика также имеет существенное источниковедческое значение. Будучи источником изобразительным, герб в емкой и лаконичной форме может отражать представления об окружающем пространстве в его географическом и природном воплощении, характерные для определенных исторических периодов. Безусловно, в бόльшей степени это касается геральдики территориальной и городской, поскольку именно она теснейшим образом связана с конкретной географической локализацией.
6. » Пчелов Е.В. Аннотация: Игорь Владимирович Борисов (19 февраля 1937 – 23 января 2011), преданный рыцарь геральдики, был выдающимся учёным-геральдистом, талантливым и многогранным исследователем, одним из ярких представителей научной школы кафедры вспомогательных исторических дисциплин московского Историко-архивного института
7. » Пчелов Е.В. Аннотация: Представленная работа, посвящённая анализу изображений флагов на картине Питера Брейгеля Старшего «Избиение младенцев» и на аналогичных композициях его последователей, интересна, прежде всего, с точки зрения внимания к фантазийной (вымышленной) вексиллологии, которая, подобно вымышленной геральдике, была широко представлена в изобразительном искусстве Средневековья и последующих эпох.
8. » Пчелов Е.В. Аннотация: На рубеже XVII–XVIII вв. русская дворянская геральдика находилась в начальной стадии своего формирования. Большое влияние оказывала западноевропейская геральдическая традиция, проводниками которой во многом были находившиеся на русской службе иностранцы. К числу ранних родовых гербов в России относится герб рода Виниусов (Вениусовых), к которому принадлежал известный государственный деятель, думный дьяк Андрей Андреевич Виниус (1641–1716).
9. » Пчелов Е.В. Аннотация: Московский историко-архивный институт (до 1932 г. — Институт архивоведения) был создан в 1930 г. и начал работу в 1931 году. В какой-то степени его можно считать продолжателем традиций дореволюционных Археологических институтов, где среди других курсов читалась и геральдика: в Московском — известным ученым, в том числе геральдистом Юрием Васильевичем Арсеньевым (1857– 1919) (этот хорошо известный курс был издан в 1908 г.) и затем Владимиром Прохоровичем Лапчинским, в Петербургском — последним управляющим Гербовым отделением Департамента Герольдии Сената Владиславом Крескентьевичем Лукомским (1882–1946).
10. » Пчелов Е.В. Аннотация: В центре нашего рассмотрения будет находиться одна тенденция, которую можно назвать «геральдической». В её основе — выделение созвездий в качестве верноподданнического подношения монаршим особам, при дворах которых (или во время правления которых) служили и работали астрономы. Наиболее распространённым способом такого подношения являлись созвездия в образе тех или иных геральдических эмблем правителей.
11. » Пчелов Е.В. Аннотация: 1773 годом, последним годом жизни художника, датируется известная картина Антона Павловича Лосенко (1737–1773) «Прощание Гектора с Андромахой» из собрания Третьяковской галереи (там же хранится и подготовительный эскиз к ней). Само полотно было написано по заказу Екатерины II, но осталось по причине смерти автора неоконченным (Живопись XVIII века. Каталог собрания / Гос. Третьяковская галерея. М., 2015. №№ 218–219, с. 175–177). На этой картине масса интересных деталей, среди которых привлекает внимание изображение льва на щите Гектора.
12. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена анализу цветового решения русских титульных гербов XVII – начала XVIII в. Автором выявлено, что до конца XVII в. колористика гербов не имела значения, поскольку эмблемы титульных объектов изображались на печатях, для чего и были созданы. Однако к концу XVII в. эти эмблемы стали всё больше и больше приобретать геральдический вид. Важным этапом на этом пути было создание «Титулярника» в 1672 г. В этой книге титульные гербы были представлены в цвете, но эта колоризация не носила геральдического характера. Только два герба, заимствованных из западноевропейской геральдики, имели гербовую расцветку. В остальном гербы «Титулярника» выглядели скорее цветными иллюстрациями нежели гербами в классическом смысле слова.
13. » Пчелов Е.В. Аннотация: 24 февраля 1582 г. буллой папы Григория XIII была осуществлена реформа Юлианского календаря, благодаря чему в октябре того же года в католических странах Западной Европы появился новый, григорианский календарь. В связи с этим событием была отчеканена медаль, датированная тем же 1582 г. Ее создателем был известный гравер, работавший на папском монетном дворе при Григории XIII и Сиксте V, Лоренцо Франьи (1548—1619). Изображения, помещенные на этой медали, чрезвычайно примечательны и заслуживают специального рассмотрения.
14. » Пчелов Е.В. Аннотация: Александру Евгеньевичу Махову принадлежит переиздание в конце XX века знаменитой книги, сыгравшей большую роль в русской культуре XVIII — начала XIX вв., «Символы и емблемата». Как известно, первое её издание увидело свет в 1705 г. в Амстердаме, в типографии, основанной Яном Тессингом и принадлежавшей Генриху Ветстению. Книга представляла собой сборник из 840 эмблем с их толкованиями (девизами) на нескольких европейских языках, в том числе на русском. Как давно установлено, изображения были заимствованы из французской эмблематической традиции, и это был первый, да и, по сути, единственный опыт книжной инкорпорации западноевропейской эмблематики в русскую культуру. Между тем, ряд эмблем из этой книги, как показали исследования, лёг в основу создававшихся в XVIII веке (особенно в первой его половине) российских городских гербов.
15. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется история использования изображений регалий в титульной геральдике Московского царства XVI–XVII вв. Титульная геральдика представляет собой комплекс гербов тех территорий, чьи наименования входили в состав объектного титула русских государей. Общее число титульных гербов Московского царства составляет три с лишним десятка. Впервые они зафиксированы на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х гг.
16. » Пчелов Е.В. Аннотация: Эпоха Петра Великого была временем коренных преобразований многих сторон российской жизни. Не осталась в стороне и государственная символика, которая всегда зримо отражала идеологические предпочтения и исторические ориентиры. К началу правления Петра в качестве государственного герба использовалась композиция царской печати, созданной в 1667 г. Ее появление было связано с окончанием войны с Речью Посполитой и присоединением земель Левобережной Украины и Белоруссии к Московскому царству.
17. » Пчелов Е.В. Аннотация: Одним из ее выдающихся учеников Е.И. Каменцевой, именно в области геральдики, был Игорь Владимирович Борисов (19 февраля 1937 – 23 января 2011, яркий представитель научной школы кафедры вспомогательных исторических дисциплин Историко‐архивного института РГГУ. Человек широких научно‐исследовательских интересов и увлечений (первой темой его институтской работы были земские марки дореволюционной России), И.В. Борисов занимался разными, хотя и взаимосвязанными историческими темами.
18. » Пчелов Е.В. Аннотация: Занимаясь историей русской государственной символики и геральдики XVII века, невозможно не обратить внимания на очевидную хронологическую концентрацию некоторых памятников, которые несут на себе изображения государственных и титульных эмблем. Такой период, в частности, охватывает вторую половину 1660-х – первую половину 1670-х годов, то есть последнее десятилетие царствования Алексея Михайловича. Первым официальным геральдическим предметом этого времени можно считать так называемое гербовое (или «гербовное») знамя, сделанное по царскому указу от 13 октября 1665 года.
19. » Пчелов Е.В. Аннотация: Под титульной геральдикой подразумевается комплекс территориальных гербов, символизировавших те земли, названия которых входили в объектный или территориальный титул монарха. Объектный титул русских государей начал формироваться еще в середине XV века, при Василии II, но в качестве непрерывной традиции он прослеживается с середины 1470-х годов, то есть со времени великого княжения Ивана III. Эта часть титула прошла длительную эволюцию, постепенно увеличиваясь и изменяясь, и в конечном итоге достигла более полусотни наименований во второй половине XIX века. Гербы титульных земель являлись важной частью как территориальной, так и государственной геральдики России. Впервые титульные эмблемы зафиксированы в эпоху Ивана Грозного.
20. » Пчелов Е.В. Аннотация: Гербы астрономов – отдельная область в общей панораме научной геральдики и эмблематики. В русской дворянской геральдике можно встретить несколько случаев гербов с астрономической символикой.
21. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассмотрена история титульных гербов Московского царства на протяжении второй половины XVI-XVII в. Выделено три этапа эволюции территориальной геральдики за этот период и определены причины происходивших изменений. Прослежена взаимосвязь формирования территориальных эмблем с эволюцией царского титула, созданием новых регалий и иными формами внешней презентации власти русских государей.
22. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена анализу изображений территориальных гербов в «Титулярнике» 1672 г. «Титулярник», существующий в нескольких экземплярах, представляет собой важнейший памятник истории русской геральдики.
23. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена исследованию территориальных гербов XVI–XVII веков, которые служили обозначением земель Предуралья и Зауралья, постепенно входивших в сферу влияния Московского государства. В центре внимания – комплекс шести таких гербов: Югорского, Пермского, Вятского, Удорского, Обдорского и Кондинского. Автор ставил задачу проследить историю этих гербов и эволюцию их изображений, определив те принципы, в соответствии с которыми создавались и изменялись гербы.
24. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о создании флага для первого русского корабля «Орел», построенного по указу царя Алексея Михайловича от 1667 г. Создание этого флага находится в контексте формирования новой государственной символики и визуальной репрезентации власти в конце войны с Речью Посполитой.
25. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье проанализированы те русские дворянские гербы, в которых в качестве гербовых фигур встречаются изображения научных инструментов и приборов. Из всего корпуса официальной дворянской геральдики России, включающего около 5 тысяч гербов, таковых гербов насчитывается всего около сорока.
26. » Пчелов Е.В. Аннотация: Новый этап в развитии титульной геральдики в России – царствование новой династии и уже первого ее представителя – Михаила Федоровича. От времени его правления до нас дошло первое известное описание самих изображений на титульных печатях. Это описание чрезвычайно важно, поскольку сами изображения далеко не всегда могут служить источниками четкой и однозначной идентификации эмблем, изображенных на печатях (особенно это касается представителей животного мира).
27. » Пчелов Е.В. Аннотация: Книга Алларда интересна не только описанием и изображением русских флагов. В ней представлены флаги всего мира, и наряду с европейскими, имеются сведения и о восточных флагах. Среди восточных флагов привлекают внимание два татарских. Оба они имеют одинаковое цветовое решение – это черные фигуры на золотом полотнище. При этом первый флаг именуется флагом императора Тартарии, то есть государя, а другой – просто «татарским». При этом примечательно, что сова имеет желтоватую грудь.
28. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется городская и территориальная геральдика Российской империи с точки зрения биологических объектов, представленных в гербах. Все биоразнообразие классифицировано по типам и видам животных и растений, по их хозяйственному значению и поих географической локализации. Показано, что геральдика вполне точно отражает как разнообразие животных и растений, имеющих в значительной степени хозяйственное значение, так и региональные особенности распространения и освоения различных биологических объектов. Кроме того, это разнообразие демонстрирует и огромные возможности геральдики, аккумулирующей порой нетривиальные и экзотические эмблемы.
29. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется несколько гербов в западноевропейских источниках XIII–XVI вв., служивших для обозначения Руси и Московии. Значительная их часть относится к воображаемой геральдике, но некоторые имеют определённые основания, в том числе и в русской геральдической традиции. Все эти гербы появились в южно-немецкой геральдике и известны по разным источникам и в различные промежутки времени. Некоторые из них, возможно, символизировали те древнерусские земли, которые затем вошли в орбиту влияния Литвы и Польши. Другие служили для обозначения Московской Руси.
30. » Пчелов Е.В. Аннотация: Географические карты служат важным источником по символической топографии, семантике графических или цветовых обозначений, а также различных изображений на самих картах, включая эмблемы и гербы. Символико-эмблематическая репрезентация пространства на географических картах применительно к картографической «Россике» практически не становилась предметом специального интереса, а если и затрагивалась, то вне общего геральдико-эмблематического контекста, что приводило, порой, к не вполне верным выводам.
31. » Пчелов Е.В. Аннотация: К числу ярчайших представителей научной и педагогической школы Историко-архивного института относится выдающийся историк-исследователь, крупнейший специалист в области вспомогательных исторических дисциплин профессор Елена Ивановна Каменцева (1920–2004). На протяжении более полувека именно она олицетворяла собой целое, масштабное научное направление не только в институте, но и в исторической науке всей страны. Без преувеличения можно сказать, что Елена Ивановна сохранила это направление и, более того, являла собой живую преемственную связь от русской дореволюционной традиции в области вспомогательных исторических дисциплин к их современному состоянию.
32. » Пчелов Е.В. 33. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена анализу гербов кавалеров датских орденов Слона и Даннеброг, не принадлежавших к дворянскому сословию. Материалом исследования послужили гербы двух типов — глав государств и учёных и деятелей культуры. В гербах первого типа роль личных гербов зачастую выполняли гербы государственные. В иных случаях заметно переосмысление фигур государственных гербов, а также значительное место принадлежит гербам «гласным». В гербах деятелей науки и культуры, прежде всего, отражалась их профессиональная деятельность, причём способы этого отражения были весьма разнообразны. Эти примеры показывают, каким образом создавалась геральдика «неблагородных» в XX в.
34. » Пашков А.М., Пчелов Е.В. Аннотация: Елена Ивановна Каменцева принадлежит к числу выдающихся учёных – специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин, которые на многие десятилетия вперёд определили пути развития этих наук в отечественной гуманитаристике. Она была наследницей лучших традиций дореволюционной научной школы, продолжила и во многом сохранила живую нить исследования и преподавания вспомогательных исторических дисциплин в советский период и способствовала возрождению многих из них в российской историографии последних десятилетий. Её жизненный путь, с одной стороны, казался вполне удачным, с другой – воплощал в себе всю сложность судьбы русской интеллигенции XX века.
35. » Пчелов Е.В. Аннотация: В состав замка Фредериксборг входит часовня (капелла), которая в конце XVII века стала часовней двух датских орденов – ордена Слона и ордена Даннеброг. Щиты с гербами кавалеров ордена Слона находятся ближе к алтарной части капеллы, щиты с гербами кавалеров ордена Даннеброг (высшей степени) – на хорах капеллы и вдоль винтовых лестниц замка.
36. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена анализу русских дворянских гербов, принадлежавших ученым и другим деятелям науки XVIII — начала XX вв. В центре рассмотрения официально утвержденные гербы, которые были пожалованы ученым, достигшим дворянского звания по службе или награждению орденом. В Российской империи ученый, как правило, становился или личным, или потомственным дворянином и, следовательно, приобретал право на герб. Выявлен основной корпус эмблем, отражающих научную деятельность (змея, раскрытая книга, пчела, сова и другие), показано, что наряду с традиционными эмблемами, в русской геральдике активно использовались и изображения различных научных предметов и даже явлений для отражения профессиональной деятельности владельца герба.
37. » Пчелов Е.В. Аннотация: Своды боковых галерей и частично центральной части Парадных сеней здания Исторического музея украшены геральдическими изображениями. К счастью, росписи сохранились до нашего времени (они были забелены в 1936–1937 гг. и раскрыты к 1997 г.).
38. » Пчелов Е.В. Аннотация: Московский герб с изображением великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона (дракон на Руси назывался змием, и поэтому святого в этом изобразительном сюжете называют змееборцем, а точнее было бы — змиеборцем), имеет очень давнюю — более чем пятивековую — историю. В качестве московского городского герба это изображение было утверждено, впрочем, только в XVIII веке, однако ранее оно выполняло функцию, по сути, герба московских государей, являясь второй после двуглавого орла государственной эмблемой Руси.
39. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассмотрены изображения двуглавого орла в древнерусской культуре домонгольского времени. Всего выделено три таких случая, которые не представляют собой какой-либо единой изобразительной или символической традиции. Самое раннее изображение двуглавой хищной птицы имеется на серебряной подвеске из Гнёздова и датируется последней третью X в. Несмотря на то, что подобные вещи найдены и в других центрах, подвеска с двуглавой птицей уникальна.
40. » Пчелов Е.В. Аннотация: Временем правления царя Алексея Михайловича дат ируется т.н. «Описание печатей» — текст, хранящийся в РГАДА (Ф. 27. Д. 359.
Лл. 2–5 об.). Это уникальный памятник с точки зрения титульной геральдики Московского царства, поскольку в нём приведено описание четырёх печатей с титульными эмблемами, т.е. эмблемами тех земель, названия которых входили в территориальный титул русских царей.
41. » Пчелов Е.В. Аннотация: Геральдика русских деятелей науки, существовавшая в период Российской империи, имеет несколько особенностей. Во-первых, часть ученых по рождению принадлежала к дворянству (порой к древним русским родам, известным еще в допетровские времена), поэтому у некоторых из этих дворянских фамилий имелись собственные гербы, бывшие таким образом и гербами конкретных ученых. В этих случаях, разумеется, научная деятельность гербовладельцев не находила никакого отражения в эмблематике их гербов – таковы, к примеру, гербы Ф. А. Бредихина, П. П. Семёнова Тян-Шанского, А. М. Бутлерова, К. А. Тимирязева, А. Н. и Н. Н. Бекетовых, Н. М. Пржевальского, бар. П. Л. Шиллинга фон Канштадта, кн. Б. Б. Голицына и др.
42. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты истории югорского герба в XVI–XIX вв. Два этапа в истории Югры маркируются двумя совершенно разными гербами. Если первый герб отражал природно-промысловые особенности края, то второй носил символический характер, по-видимому связанный с христианской семантикой. Обращено внимание на некоторые малоизвестные изображения югорского герба и первые его описания, в результате которых постепенно сформировалась расцветка герба. Последний ее вариант был связан с возрождением геральдических «традиций» допетровской Руси в эмблематико-символической ситуации русской культуры второй половины XIX века.
43. » Пчелов Е.В. Аннотация: Геральдика мореплавателей и путешественников мало исследовалась в отечественной геральдической историографии. Более того, до сих пор не создано сводного каталога таких гербов с разными вариантами их изображений. Тем не менее, некоторые наблюдения на этот счёт уже сделаны как российскими, так и зарубежными геральдистами. В гербах первооткрывателей эпохи Великих географических открытий их заслуги отражались по-разному. Если мореплаватель принадлежал к дворянскому роду, ему могли пожаловать ту или иную аугментацию.
44. » Пчелов Е.В. Аннотация: Так называемый «Царский Титулярник» был создан, как известно, к 23 мая 1672 г. мастерами Посольского приказа (экземпляр РГАДА ). Затем с него в течение лета-осени 1672 г. были сделаны две копии – для царя Алексея Михайловича и наследника Федора Алексеевича (экземпляры Библиотеки Эрмитажа и РНБ). Позднее, как установила А. С. Косцова, с Эрмитажного экземпляра в начале XVIII в. была сделана копия, которая также хранится в РНБ. Известен и экземпляр конца XVII в. из собрания ГИМ. В четырех экземплярах (РГАДА , Эрм. и два РНБ) имеются цветные изображения гербов, в том числе титульных гербов Московского государства. Сравнение их изображений по всем экземплярам «Титулярника» ранее не проводилось.
45. » Пчелов Е.В. Аннотация: Важный этап создания и унификации титульных эмблем Московского царства связан с войной России с Речью Посполитой и дальнейшими изменениями титула при царе Алексее Михайловиче. На рубеже 1660-х – 1670-х гг. появился целый ряд новых титульных эмблем, а прежние подверглись очередной трансформации. При создании новых эмблем учитывались западноевропейские образцы, и по некоторым особенностям титульные эмблемы приобрели более выраженный геральдический характер. Так, в новых эмблемах можно усматривать влияние геральдики скандинавских стран и Священной Римской империи, а некоторые, как герб Сибирского царства, имели составной характер, отражавший геральдические символы отдельных регионов в их совокупности.
46. » Пчелов Е.В. Аннотация: Появление флага в 1668-1669 годах при строительстве первого корабля далеко не случайно. В это время шёл процесс формирования новой государственной символики, связанный с победоносным для России окончанием войны с Речью Посполитой. Ещё в 1666 году по царскому указу от 1665 года было сделано гербовное знамя, расписанное мастером Станиславом Лопуцким с помощниками - парадное царское знамя, использовавшееся в официальном церемониале.
47. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье проанализирована история городской геральдики Московского царства и Российской империи на всем протяжении ее существования. Выделено семь периодов в ее истории, выявлены характерные особенности городской геральдики на каждом этапе, проведен подсчет утвержденных городских гербов по четырем основным категориям. В результате прослежены тенденции развития городской геральдики, изменения как в ее семантике, так и в иконографии гербов. На особенности городской геральдики в каждом из периодов оказывали влияние история геральдической практики в России в целом и история русской культуры, искусства и их символического языка.
48. » Пчелов Е.В. 49. » Пчелов Е.В. Аннотация: Животные и растительные символы в эмблематике и геральдике занимают одно из центральных мест. Традиция их символической интерпретации базировалась на античных бестиариях, переосмыслявшихся в христианском ключе. Бестиарная символика опиралась на труды античных ученых о животных, начиная с «Истории животных» Аристотеля. Каждый символ мог иметь различные значения в зависимости от контекста, а семантика могла быть амбивалентной. На формирование символических значений влияли различные особенности и категории животных и растительных объектов. Внешний вид растения и животного мог сам по себе служить основанием для его символического осмысления.
50. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена анализу источников, содержащих данные о земельной геральдике Московского царства, отражавшей территориальный титул русских государей. В историографии обычно упоминается 5–6 вещественных и изобразительных источников с изображениями таких гербов. На самом деле круг этих источников может быть существенно расширен. Автору удалось собрать сведения о десяти вещественных, двух изобразительных и четырех письменных источниках, сведения которых позволяют в общих чертах представить эволюцию титульной геральдики в допетровской Руси, начиная с XVI века. При этом две росписи печатей, в которых содержатся сведения о земельных гербах и их описание, остаются до сих пор неопубликованными.
51. » Пчелов Е.В. Аннотация: Под титульной геральдикой и сфрагистикой подразумевается комплекс геральдических изображений (нашедших отражение, в том числе, и на печатях), символизирующих земли, чьи названия присутствуют в объектной или территориальной части титула правителя, в данном случае великого князя / царя всея Руси. Впервые изображения комплекса титульных эмблем, как известно, зафиксированы на Большой печати Ивана Грозного, сохранившейся в нескольких описках и датируемой концом 1570-х гг. Первое же дошедшее до нас описание самих изображений на титульных печатях содержится в «Росписи всем государевым печатям», датированной 7135 г. ОТ см, т.е. 1626/27 г. от РХ (РГАдА. Ф. 136. Д. 1).
52. » Пчелов Е.В. Аннотация: Статья посвящена истории появления среди российских государственных эмблем эмблемы единорога. Единорог занял место в щитке на груди двуглавого орла на оборотной стороне печати в начале 1561 г. Семантика этого символа была связана с царским статусом и восходила к библейским описаниям помазания на царство царей Давида и Соломона. В этих церемониях использовался рог, наполненный елеем. Он соотносился с рогом единорога. Принятие новой печати в 1561 г., по-видимому, было связано с признанием царского статуса Ивана Грозного собором Константинопольской церкви. В начале 1560-х гг. образ рога единорога на некоторое время нашёл отражение и в некоторых письменных источниках. Легитимация царского статуса Ивана Грозного отразилась также в целом ряде других памятников.
53. » Пчелов Е.В. 54. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассмотрена история обозначения «Юrорский» в титуле русских царей и императоров, а также история Юrорскоrо герба. Наименование «Юrорский» впервые появилось в титуле Ивана III в 1484 r. и было связано с походом московских воевод на Юrру в 1483 r. Это наименование заняло место в завершающей части территориального титула, наряду с титульными объектами «Вятский» и «Пермский». Впоследствии их композиционная связь сохранялась, маркируя крайние северовосточные области Русского государства, но в связи с процессом пополнения титула новыми объектными обозначениями наименование «Юrорский» оказалось в первой части царского титула, среди других наиболее ранних по времени появления наименований.
55. » Пчелов Е.В. Аннотация: Период 1917–1922 гг. характеризуется чрезвычайным разнообразием эмблематики на территории бывшей Российской империи. Эмблематическое пространство – термин, который может охватывать эмблемы (в том числе и геральдические), присутствующие на различных «носителях»: наградах (орденах и медалях), нагрудных знаках военных частей и шевронах, знаменах и флагах, печатях, марках, монетах, банкнотах и т.п., вплоть до официально утвержденных гербов. Для времени Гражданской войны можно выделить несколько тенденций в истории эмблематики, отразившихся, в частности, и в бонистическом материале.
56. » Пчелов Е.В. Аннотация: Девизам русских дворянских гербов до революции было посвящено четыре отдельных издания справочного характера. Два из них были выпущены в свет Гербовым отделением Департамента герольдии Сената в 1882 и 1891 гг. При этом составитель первого неизвестен; это издание было опубликовано в тот период, когда управляющим отделением являлся барон Б.В. Кёне (в тексте предисловия имеются ссылки на одну из его работ). Второй справочник был составлен секретарём Гербового отделения В. Горном. Эти два издания носили официальный характер. Третье издание вышло в 1903 г. и представляло собой каталог надписей (т. е. легенд) и девизов на печатях из сфрагистической коллекции И.К. Антошевского, при этом девизам была посвящена лишь одна из частей этой небольшой книжки. Наконец, самый подробный справочник – «Гербовые девизы русского, польского, финляндского и прибалтийского дворянства» – составил выдающийся геральдист и искусствовед С.Н. Тройницкий, это издание увидело свет в 1910 г
57. » Пчелов Е.В. Аннотация: Посвящено памяти ушедшего в январе 2017 г. выдающегося геральдистп и организаторп в области геральдики и других вспомогательных исторических дисциплин Игоря Станиславовича Сметанникова.
58. » Пчелов Е.В. 59. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассматриваются животные и растительные символы, которые использовались в оформлении царских регалий Московской Руси. Важное значение имели не только одинарные символы, такие как лев и единорог, но и их сочетания, в том числе с другими животными эмблемами. Интересны целые комплексы символов, например, четыре животных русских регалий первой трети XVII в. Экзотические животные и символы (дельфин, слон, попугай, пеликан и др.) также присутствовали в эмблематике царской власти XVI—XVII вв. Растительная символика (цветы, гроздья винограда, верба, гранат, лилия) исследована в меньшей степени, но и она показывает значение символической семантики в системе репрезентации царской власти на Руси.
60. » Пчелов Е.В. Аннотация: В докладе рассмотрен вопрос о статусе так называемой типографской марки Ивана Федорова. На основе анализа изображений pнака, композиций, в которых он присутствует, геральдических традиций Речи Посполитой, наименования Ивана Федорова в его изданиях сделан вывод, что на самом деле издательский знак представляет собой герб печатника. Также проанализирована доказательная база предположений о том, каким образом он мог этот герб получить
61. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье анализируется государственная печать Московского царства 1667 г., изображение на которой впервые в истории России именуется гербом. Создание нового герба было обусловлено окончанием войны с Речью Посполитой и заключением Андрусовского перемирия. Уже в ходе войны царский титул изменялся, приобретая новые дополнительные элементы.
62. » Каменцева Е.И., Муравьев В.А., Пчелов Е.В. Вспомогательные исторические дисциплины: геральдика // Пояснительная записка [программа учебного курса и рекомендуемая литература]. [Авт.-сост.: д-р ист. наук, проф. Е.И. Каменцева; д-р ист. наук, проф. В.А. Муравьев; канд. ист. наук, доц. Е.В. Пчелов; Отв. ред. д-р ист. наук, проф. В.А. Муравьев] - Электронная публикация (2017 г.) на веб-сайте Историко-архивного института РГГУ (www.rsuh.ru), написано ок. 2006 г. 63. » Пчелов Е.В. Аннотация: Саадак «Большого наряда» царя Михаила Фѐдоровича был сделан группой европейских мастеров, работавших в кремлѐвских мастерских, в 1627– 1628 гг. (те же ювелиры создали и царский венец Михаила Фѐдоровича 1627 г.). На налуче и колчане саадака помещены эмалевые изображения двуглавого орла, всадника-змееборца и единорога, т.е. государственных символов (эмблем), а, кроме того, центральное изображение двуглавого орла на налуче окружено изображениями четырѐх животных, каждое из которых держит одну из царских регалий.
64. » Зверев С.В., Пашков А.М., Пчелов Е.В. История научной геральдики в России как объект фальсификации (о книге О.Н. Наумова)
// Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. №3 (24). 2017. С. 125-134. Аннотация: Уже во Введении книги автор критикует предшествующие историографические разделы о геральдике в работах предшественников за «обзорность, отсутствие концептуального подхода, избирательность информации». Но дальнейшее ознакомление с книгой убеждает, что последний из перечисленных недостатков в полной мере характерен для самой работы О.Н. Наумова. Представить себе более избирательную и необъективную историю русской научной геральдики сложно.
65. » Пчелов Е.В. Аннотация: История российского государственного герба восходит к концу XV века – эпохе правления великого московского князя Ивана III Васильевича. Россия становилась цент рализованной и сильной державой, а сам великий князь именовался уже Государем всея Руси, а в некоторых случаях даже царем…
66. » Пчелов Е.В. Аннотация: Апофеозом послевоенного сталинского периода в истории страны в его визуальном, «всенародном» воплощении были, безусловно, два выдающихся архитектурных ансамбля, имеющих огромное историко-культурное значение – Всероссийская сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в еѐ послевоенном варианте (открыта в 1954 г.) и определѐнная часть Московского метрополитена – его вторая (начавшая строиться с середины 1930-х гг.), третья и особенно четвѐртая очереди (в т.ч. Кольцевая линия), в последней из которых в наибольшей степени проявился «большой сталинский» стиль.
67. » Пчелов Е.В. Аннотация: С конца декабря 2008 г. по конец марта 2009 г. в Государственном Эрмитаже работала интересная выставка «Геральдика на русском фарфоре», организованная Эрмитажем совместно с ОАО «Императорский фарфоровый завод» и при участии Русского музея, Музея «Петергоф» и Музея-усадьбы «Кусково». К открытию выставки был опубликован прекрасно изданный и оформленный и очень содержательный каталог с одноимённым названием, под научной редакцией д.и.н., проф. Г.В. Вилинбахова, посвящённый Сергею Николаевичу Тройницкому. Каталог открывает статья Г.В. Вилинбахова «Фарфор – Геральдика – С.Н. Тройницкий», в которой рассказывается о жизненном и научном пути выдающегося учёного, о его вкладе в исследование фарфора и геральдики в Эрмитаже. Обширная статья сотрудниц Эрмитажа И.Р. Багдасаровой и Е.С. Хмельницкой «Геральдика в искусстве русского фарфора из собрания Государственного Эрмитажа (середина XVIII – начало XX в.)», знакомит читателей как с историей производства фарфора в России, так и с коллекцией геральдического фарфора Эрмитажа в целом.
68. » Пчелов Е.В. Аннотация: В статье рассмотрена символика пчёл в европейской и русской эмблематике и геральдике. Проанализированы наиболее значимые в истории эмблематики и геральдики изображения пчёл в гербе Барберини, в символике наполеоновской Франции и в русской эмблематике эпохи Екатерины Великой. Пчела — один из важных и древних символов мировой культуры. Среди символических характеристик пчелы: трудолюбие, усердие, благоразумие, бдительность (представление о том, что пчела никогда не спит), бережливость (поскольку пчёлы запасают свой мёд), польза (пчела извлекает пользу из цветка, не нанося ему вреда; пчела с цветком — распространённое символическое изображение). Символизм пчелы нашёл отражение в европейской и русской эмблематике и геральдике. В Западной Европе можно выделить как бы два «исторических центра» геральдических пчёл, где они получили большую известность, это — Италия и Франция.
69. » Пчелов Е.В. Геральдика в России в XX веке // SIGNUM. Выпуск 6. 2011. Стр. 5-33 70. » Пчелов Е.В. Аннотация: Книга посвящена символике животных в репрезентации власти Московских государей конца XV – XVII вв. Помимо таких известных зооморфных символов, как двуглавый орёл, единорог, лев, представленных как в одиночных, так и в парных изображениях, уделено внимание целым комплексам животных символов, а также символике экзотических животных, изображения которых известны на предметах регального характера и царского обихода. Семантика животных символов рассматривается в широком культурном контексте.
71. » Пчелов Е.В. Аннотация: Самым известным зооморфным образом русской государственной геральдики и эмблематики, бесспорно, является двуглавый орёл. Истории этого символа на Руси и его возможному происхождению посвящена большая научная литература2 . Первым памятником русской сфрагистики, на котором появилось изображение двуглавого орла в качестве государственного геральдического символа, исследователями единодушно признаётся красновосковая двусторонняя печать Ивана III, наиболее ранний экземпляр которой скрепляет жалованную меновную и отводную грамоту великого московского князя своим племянникам Фёдору и Ивану Борисовичам, датируемую июлем 1497 г.
72. » Пчелов Е.В. Аннотация: Эмблема единорога в русской государственной сфрагистике и геральдике возникла, как уже говорилось, в 1561 г. Единорог помещался в щитке на груди двуглавого орла на оборотной стороне Большой государственной печати, отдельно – на реверсе некоторых Малых печатей (ил. 21), а также на аверсе личных печатей государя в XVI в. Очевидно, что на протяжении второй половины XVI – первой половины XVII в. единорог занимал третье место в символической иерархии русских государственных эмблем после двуглавого орла и всадника. Обычно он изображался идущим с поднятой одной из передних ног, опущенной головой и направленным вниз рогом.
73. » Пчелов Е.В. Аннотация: Изображения львов известны в искусстве ещё домонгольской Руси. Особенно популярным был этот образ в архитектурном декоре Владимиро-Суздальской Руси второй половины XII – 1230-х гг. Так, по наблюдениям Г.К. Вагнера, «в декоре одного только Дмитриевского собора во Владимире лев изображён 125 раз, занимая первое место во всей зооморфной пластике. Если к этому прибавить рельефы львов остальных владимиро-суздальских храмов, то цифра превысит 200»192. Изображения львов присутствуют также в декоре Успенского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Рождественского собора в Суздале, церкви Покрова на Нерли, собора Михаила Архангела в Нижнем Новгороде и др.
74. » Пчелов Е.В. Аннотация: Сочетание единорога и льва имеет древние корни в мировой культуре, причём оно могло символизировать дуальные оппозиции, например, мужское и женское начала. В христианской традиции символическим источником этого сочетания, по-видимому, был текст Псалтири (21, 22): «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов…». Некоторое значение мог иметь и библейский вариант описания трона царя Соломона, где упомянуты не только львы, но и тельцы.
75. » Пчелов Е.В. Аннотация: Помимо парных животных символов в эмблематике Московского царства присутствовали и четвёрки животных. Первым из исследователей внимание на них обратил в 1855 г. А.Б. Лакиер, упомянувший, во-первых, четырёх животных в основании т.н. «Мономахова трона», и, во-вторых, четырёх животных декора саадака Большого наряда царя Михаила Фёдоровича. Сначала обратимся к зверям «Мономахова трона» - Царского места в Успенском соборе Московского кремля, устроенного при Иване Грозном в 1551 г.
76. » Пчелов Е.В. Аннотация: В числе царских регалий первых Романовых в Оружейной палате Московского Кремля хранится саадак «Большого наряда», созданный в кремлёвских мастерских группой европейских мастеров в августе 1627 г. – ноябре 1628 г. для царя Михаила Фёдоровича. По своему художественному оформлению этот саадак близок царскому венцу 1627 г., созданному практически теми же ювелирами, а также царскому кубку 1628 г., сделанному мастером Яковом Фриком, принимавшим участие в создании и саадака, и венца. Поэтому данные памятники обычно в историографии объединяются в общий комплекс.
77. » Пчелов Е.В. Аннотация: В 1535–1538 гг., в начале правления тогда ещё малолетнего Ивана IV, в России была проведена денежная реформа. В результате монетная система приобрела следующий вид – чеканились три монеты: копейка, деньга и полушка. На аверсе копейки помещалось изображение всадника с копьём, на аверсе деньги – всадника с саблей, а на аверсе полушки, самой мелкой серебряной монеты, – изображение птички. На реверсе монет именовался сам государь, причём на реверсе полушки легенда состояла только из одного этого слова.
78. » Пчелов Е.В. Аннотация: Если орлы, львы и единороги привлекали внимание исследователей русской культуры периода Московского царства, то некоторые другие животные, чьи изображения можно видеть на регальных предметах и в придворном быту, остались пока вне поля зрения специалистов. Между тем, они тоже чрезвычайно интересны
79. » Пчелов Е.В. Аннотация: Символ медведя занимает существенное место в геральдике Европы. В гербах западноевропейских городов медведь зачастую выполняет функцию т.н. «гласного» герба, т.е. обозначает реальную или мнимую этимологию названия города. Таковы, например, «медвежьи» гербы Берлина, Берна, Бернау, герцогства Беррийского, Бьёрнеборга (Пори) в Финляндии и др., хотя в некоторых случаях символ медведя, как, например в гербе Мадрида (медведь, стоящий у земляничного дерева и пытающийся достать его плод), имеет, очевидно, иную семантику (причём в мадридском гербе тоже отражена своеобразная этимология названия: madroño по-испански означает «плод земляничного дерева»). В некоторых случаях медведи отражают природные особенности края, как, например, в гербе Гренландии (белый медведь, сидящий на задних лапах). Между тем, традиционно на Западе с образом медведя, как известно, устойчиво ассоциируется Россия
80. » Пчелов Е.В. 81. » Пчелов Е.В. 82. » Пчелов Е.В. 83. » Пчелов Е.В. 84. » Пчелов Е.В., Простоволосова Л.Н. Аннотация: Приводятся основные биографические сведения о профессоре и заведующей кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ Е.И. Каменцевой (1920-2004), анализируются ее труды и преподавательская деятельность в области вспомогательных исторических дисциплин.
85. » Пчелов Е.В. Аннотация: В современной историографии первым памятником российской государственной геральдики считается красновосковая двусторонняя печать Ивана III, наиболее ранний экземпляр которой скрепляет жалованную меновую и отводную грамоту великого московского князя своим племянникам Федору и Ивану Борисовичам, датируемую июлем 1497 г.
86. » Пчелов Е.В. Аннотация: Нa Больших печатях царей Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича на головах орла две короны, а между головами Голгофский крест (но без главы Адама и орудий страстей). Исчезновение единственной, центральной, короны может объясняться тем, что на этих печатях отсутствуют земельные эмблемы, а композиционная замена короны крестом, как уже отмечалось в литературе, может символизировать православный характер Московского царства.
87. » Пчелов Е.В. Аннотация: При Петре I эмблематика государственных печатей отличается большим разнообразием, пожалуй, как у никакого другого российского монарха. Конечно, это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в стране, в том числе и в сфере государственной идеологии. Из печатей начала правления Петра привлекает внимание рисунок печати из «Дневника Иоганна Корба», относящийся к 1699 r. Он интересен тем, что как бы возвращает к традициям печати 1577 г.
88. » Пчелов Е.В. Аннотация: В первой половине XIX в. государственные гербовые орлы приобрели иной вид. Крылья орла опустились, но как бы широко распластались в готовности к полету, над головами осталась только одна корона, щит с московским гербом приобрел иной, декоративный вид (треугольный и заостренный кверху - типа английского), а в лапах орел держал или скипетр и державу, или в правой - факел, горящий с двух концов, и двойной перун со стрелами-молниями, а в левой - лавровый венок.
89. » Пчелов Е.В. Аннотация: После Февральской революции встал вoпpoc о новом государственном гербе. 6 марта при Комиссии по делам искусств, которой руководил А.М. Горький, создали специальную подкомиссию«для разъяснения вопроса о государственном гербе». 15 марта в качестве герба было рекомендовано использовать, «древнюю эмблему Российского государства», но без символов царской власти.
90. » Пчелов Е.В. Аннотация: Личность и труды барона Бориса Васильевича Кёне получили в геральдической историографии крайне резкую отрицательную оценку. Такая репутация сложилась у Кёне еще при жизни, но в дореволюционный период отношение к его деятельности было более взвешенным, вплоть до появления в 1915 г. большой работы П.И. Белавенца об истории государственного герба в имперский период, по сути являвшейся запоздалой полемикой по поводу кенёвскоrо варианта герба и особенно актуальной для периода Первой мировой войны, когда обострилась борьба со всем немецким и австрийским.
91. » Каменцева Е.И., Пчелов Е.В. Аннотация: Пример семинара по геральдике в Государственном Эрмитаже был востребован и в Москве. При кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ в ноябре 1992 г. был создан научный геральдический семинар, чьим непосредственным предшественником можно считать семинар по вспомогательным историческим дисциплинам при той же кафедре, который работал с февраля 1988 г. по апрель 1990 г.
92. » Пчелов Е.В. Аннотация: Геральдика является одной из важнейших вспомогательных исторических дисциплин (далее - в.и.д.), и шире - одним из существенных разделов исторического и общегуманитарного знания. Как и все в.и.д., она прошла длительный путь развития от чисто прикладной отрасли практического характера до самостоятельной науки, владеющей собственными методами анализа исторических источников и имеющей солидную теоретическую основу и историографию. Определение места геральдики в комплексе других в.и.д. затруднено прежде всего из-за отсутствия абсолютно однозначных и четко устоявшихся научных границ этих дисциплин, развитие которых привело к их значительному обособлению. Несопоставимость объектов изучения этими отраслями исторического знания стала настолько очевидной, что в историографии даже существует мнение о невозможности построить единую систему в.и.д. в принципе.
|
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |