| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Список публикаций: Основы геральдики | ||
Список публикаций: Основы геральдики1. » Емелин И.Б. Аннотация: Геральдика не терпит пустоты, поэтому однотонные геральдические поля и фигуры можно покрывать дамасцировкой ‒ узором того же цвета, но другого оттенка. Дамасцировка выполняет чисто декоративную функцию, заполняет пустоту и поэтому не должна отражаться в описании. Дамасцировка может применяться в любом гербе. А может, и не применяться. Все зависит от воли художника.
2. » Медведев М.Ю. Аннотация: Гербовые аугментации (элементы, служащие наградами за заслуги и/или знаками внимания со стороны тех, кто их дарует) представляют собой дискуссионный феномен: его границы, определения, конкретные примеры являются предметом споров, приобретающих особенную остроту в прикладном плане и, можно сказать, в апофатическом аспекте, ввиду необходимости избегать эффекта претензии на аугментацию при создании самобытного герба.
3. » Юрасов А.Н. Аннотация: Сводная историографическая таблица определения базовых геральдических понятий: герб, геральдика.
4. » Корников А.А. Аннотация: Приводятся авторские определения различных фигур, используемых в гербах.
5. » Полухин А.Н. Аннотация: Геральдика (гербоведение) входит в состав эмблематики – вспомогательной исторической дисциплины, изучающей эмблемы как символические графические изображения определенных понятий или идей. Однако возможно рассматривать геральдику и как самостоятельную дисциплину, имеющей собственное исследовательское поле – историю возникновения, символику и правила применения государственных, городских, фамильных и иных гербов.
6. » Черных А.П. Аннотация: Ни наказание, ни поругание нельзя оценить без понимания его статуса в системе общественного умозрения. При этом интерес представляет не столько герб, который наказывается, а человек, которого наказывают таким способом, и, естественно, особенности общества, в котором в спектре возможных способов воздействия присутствуют подобные способы наказания. Для наказания и поругания герб должен являться социально-культурной ценностью, которая позволяет эти действия сделать не тайными, а, напротив, предельно публичными актами.
7. » Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Аннотация: Название этой вспомогательной исторической дисциплины происходит от латинского слова Heraldus — глашатай. Основным объектом геральдического исследования является герб (от польского herb, старочешского — herb, erb, от немецкого Erbe — наследство). Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века — различным ремесленным корпорациям — цехам, купеческим гильдиям и т. д.
8. » Медведев М.Ю. Аннотация: В ежегодном альманахе международного фестиваля старинной музыки Earlymusic за 2014 год опубликована статья нашего постоянного автора Михаила Медведева, вводящая в тему геральдических животных, прежде всего - чудовищ.
9. » Лавренов В.И., Иванова Л.В. 10. » Закутнов О.И. Аннотация: Данная работа основана на многочисленных публикациях, в которых освещаются различные стороны изучения геральдики. Полагаем интересным и необходимым представить основные этапы государственного реформирования территориальной символики в исторический период более широко и последовательно, так как считаем, что уже назрела необходимость разработки данной проблемы. В статье ставятся задачи показать исторические этапы изучения геральдики и структуру соотношения таких понятий, как символ, герб, геральдика и герботворчество.
11. » Хрусталёв А.Б. Аннотация: В статье рассматриваются происхождение гербоведения, история геральдики в России, правила создания и использования гербов. Если говорить о геральдике как таковой, то на сегодняшний день — это серьёзная вспомогательная историческая дисциплина, наука, изучающая историю возникновения, эволюции и использования различных гербов. Гербом ныне признано считать опознавательно-правовой знак, составленный по определённым правилам и утверждённый верховной властью. К геральдике относится также коллекционирование всего, что с ней связано: марок, эмблем, открыток, значков и т.п.
12. » Клюшкин И.В. 13. » Кучинский С.К. Человек в мире гербов // SIGNUM. Выпуск 5. 2010. Перевод: Д.В. Байдужа. Стр. 5-18 14. » Юрасов А.Н., Силаева А.Г. Аннотация: В основу этого краткого свода специальных терминов положены освященные многовековой традицией и вошедшие в мировую практику положения, правила и специфические приемы геральдики. Сюда же включены и запечатленные в отечественных источниках (зодчестве, иконах, миниатюрах, декоративно-прикладном и народном искусстве) древне- и великорусские элементы гербовой символики, имеющие аналоги в западноевропейской геральдике или полностью оригинальные.
15. » Егоров Д.Н. Материал геральдический // SIGNUM. Выпуск 4. 2009. С. 19-95 Аннотация: Геральдике как вспомогательной исторической дисциплине отводится неподобающее место: в германских, например, университетах специальные кафедры гербоведения исчезли со времен Гаттерера, т.е. с конца XVIII в., а для настоящего времени характерна попытка заменить былую геральдику - сфрагистикой, т.е. заменить, собственно, целое его частью. Странное пренебрежение геральдикой объясняется, в значительной степени, неслыханной ненаучностью и поразительным невежественным произволом rербоведов доброго старого времени, которые вполне могли дискредитировать представленную ими область.
16. » Туник Г.А. Аннотация: Современная российская геральдика находится в ряду тех проблем, которые еще не так дав-но казались малозначащими, не вызывали особого интереса у историков, политологов, широкого круга читателей. Вместе с тем, государственные символы страны, официальные символы субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований знаменуют обретение Российским государством не только определенного уровня становления государственности, ее идеологического оформления, но и отражают внутреннее содержание, стратегию политико-культурного курса России, преемствен-ность историко-культурных традиций россиян.
17. » Фрайер С., Фергюсон Д. Аннотация: Человек может быть признанным принадлежащим к рыцарскому сословию (то есть имеющим право иметь герб) либо после того, как он подтвердит это свое право, либо после того, как ему жаловался герб. При подтверждении права на герб нужно представить на утверждение собрания Геральдической коллегии родословную, устанавливающую прямую преемственность по мужской линии, восходящую через цепь законных браков к предку, принадлежавшему к рыцарскому сословию.
18. » Фрайер С., Фергюсон Д. Аннотация: В Средние века лев считался царем зверей, олицетворением храбрости, силы и благородства и достойным символом для королей и владетельных князей. Одним из самых первых примеров наследственного герба является герб Уильяма Длинного Меча, побочного сына короля Генриха 11, который подобно своему деду Жоффруа Анжуйскому имел герб с шестью золотыми львами на синем поле. На ранних этапах геральдики фиrура, известная сегодня как шествующий лев, смотрящий впрям, именовалась леопардом (отсюда и пошло выражение "леопарды Англии" в королевском гербе), и конечно же всякий лев, который не был львом восстающим, описывался как леопард.
19. » Левандовский А.П. Аннотация: Что же такое "герб"? Лет двести назад подобный вопрос не вызвал бы затруднений - на него мог ответить каждый. Но с тех пор все сильно изменилось. Понятие "герб" давно утратило былую ясность, оказалось размыто временем. Ныне здесь царит путаница и неразбериха. Возьмите иллюстрированный престижный журнал или хотя бы вспомните очередную рекламу, передаваемую по телевидению. Сколько повторяющихся "гербов" ежедневно проходит перед нашими глазами! Каждое акционерное общество, каждый банк, любое вновь открытое предприятие спешат продемонстрировать свой "герб".
20. » Левандовский А.П. Аннотация: В начале первой (теоретической) части нашей работы упоминались эмблемы и символы, как категории, предшествующие гербам. Поэтому, переходя к практике гербоведения, следует прежде всего вернуться именно к этим категориям, некоторые из объектов которых имеют прямое отношение к геральдике. Ниже перечислены эмблемы и символы, бытующие в ведущих зарубежных государствах. Они разбиты на рубрики, представляя отдельно, во-первых, географические объекты и памятники, затем феномены личностного типа и, наконец, главные гербовые фигуры, характерные для данной страны.
21. » Левандовский А.П. Аннотация: Чтобы читатель убедился в том, насколько сложна и противоречива классификация геральдических фигур, приведем выборочно несколько систем классификации, особенно популярных в XIX веке.
22. » Медведев М.Ю. Аннотация: Если бы речь шла о рыцарских щитах и шлемах с нашлемниками, можно было бы сказать, что они состоят из металла, дере ва и кожи. Но мы говорим о гербах, о геральдических знаках - и потому вслед за прекрасным геральдистом XV века Клеманом Пренсо мы можем сказать, что гербы складываются из цветов, из красок.
23. » Мерников А.Г. Аннотация: Название науки о гербах произошло от латинского слова «heraldus» - «глашатай». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова можно встретить следующее толкование этого термина· «Раздел исторической науки, изучающей гербы и их историю; описание гербов». Фактически герб представляет собой отличительный знак города, государства и является его своеобразной визитной карточкой.
24. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Деление на три части осуществляется посредством целых или прерывающихся линий, прямых и не только, описанных в предыдущем разделе книги, где речь шла о простых делениях. Образовавшиеся при этом делении поля могут воспроизводить такие геральдические элементы, как столбы, перевязи, поясы и т. д., однако все эти три части могут быть разного цвета.
25. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: «Говоря об эмалях, металлах и цветах в геральдике, стоит выделить, прежде всего, золото, серебро, красный, синий, черный, зеленый и пурпурный цвета. С древнейших времен эти цвета украшали облачение рыцарей; кованые оловянные амулеты с изображениями гербов покрывались красной, зеленой, черной и темно-синей эмалью, поэтому в геральдике до сих пор употребляется термин «эмаль» для обозначения цвета. Именно тогда, в древнейшие времена, было принято строгое правило наложения цветов, соблюдающееся до сих пор; оно состоит в том, что нельзя накладывать цвет на цвет или металл на металл.» (Дж. Кроллаланца. Геральдическая рыцарская энциклопедия.)
26. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Девиз позволяет нам проникнуть в тайну личности тех, кто первыми начали выражать таким образом свои устремления: невинные души, порой склонные к мистицизму, подчас заядлые язвительные скептики или персонажи, жаждущие подвигов, как и подобает настоящим рыцарям без страха и упрека.
27. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Самой первой башней люди хотели покорить Небо, и понадобилось - так говорит Священное Писание - божественное вмешательство; затем они удовольствовались - факт очевидный, даже не требующий письменной фиксации - землей, и в этом преуспели. Как и зачем - познать это можно из множества увесистых томов истории архитектуры, здесь же нужна только та малая часть, где представлены гербы на эту тему.
28. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Многие обладатели гербов из числа городов и представителей знати для лучшего их узнавания пожелали включить в них - в виде фрагмента, отдельных фигур и щитков - один или несколько своих инициалов (вензель, монограмма). Другие, решив заявить всему миру о собственном кредо, обременяли щит словом или целым изречением, иногда сведенным к хорошо известному - или, напротив, трудно поддающемуся интерпретации - так появлялись энигматические надписи, вроде четырех греческих букв β (византийская династия Палеологов) и савойской надписи FERT.
29. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Когда речь заходит об эмблемах и знаках, изъятых из естественного «контекста», достаточно лишь передать основные признаки их облика, чтобы сделать их узнаваемыми и одновременно подчеркнуть символическое значение, затянув петлю загадочности. Зрительное восприятие такого объекта, очевидно, будет нейтральным и равным для всех, но сам процесс абстрагирования осуществляется по коду уже не реальности, а условности, изменяясь от одного человека к другому, сознающему или не сознающему эту условность, тем более если она присутствует с самого начала.
30. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Мы начнем со льва, за какие-то заслуги поставленного людьми во главе звериного царства, пожирающего своих подданных, дающего львицам задание заботиться о своем обеде и без колебаний уничтожающего потомство другого льва. Сильный, дерзкий и прежде всего жестокий: какой иной, более выразительный символ могли бы еще найти себе воинственные династии или сознающие свою силу города и страны? «Hic sunt leones» («здесь обитают львы»), — говорили древние о неосвоенных землях; «cave leones», «ямы со львами» — должны были гласить турнирные щиты с изображением льва
31. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Судя по грамматике, вооруженный - это тот, кто носит оружие, а рыцарь (саvaliere) - человек, поднимающийся на коня (саvallo); из этого следует, во-первых, что пеший «вооруженный» - это всего лишь оруженосец, а во-вторых, что без лошади не могли бы сформироваться ни конница как род войск, ни рыцарство как сословие, ни даже, по всей вероятности, сама геральдика. Рыцарство как важное историческое явление развивалось во всех своих сторонах - и в благородных проявлениях, включая турниры и куртуазную культуру, и в низменных, связанных с теми позорной славы баронами, которые и сделали в народном сознании знать синонимом угнетения. Настало время поговорить о вооружении рыцарей.
32. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Охота была спортом, обожаемым знатью, браконьерство — вынужденным занятием людей бедных: различие заключалось в жажде острых ощущений у первых и возможности избавиться от голода у вторых; у одних охота воспитывала силу и ловкость, от других требовала природной хватки. О привилегированной практике охоты много было написано, начиная со Средних веков, но для суммарной картины, дающей представление об истоках и общем состоянии охоты, достаточно привести несколько строк из книги французского автора.
33. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Если лев представляет собой образ королевского величия, то орел, летающий под облаками, может воплощать нечто еще более возвышенное — мечту об имперской власти. Орел не был новой геральдической фигурой ни в Средние века, ни даже в Древнем Риме, когда в правление и по воле Мария его сделали единственной военной эмблемой.
34. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Как подчеркивалось на предыдущих страницах, темные головы мавров почти никогда не отображают факт обезглавливания взятых в плен ненавистных врагов; аналогичным образом во многих гербах появляются - уже с обычным европейским цветом кожи - не только головы, но и отдельные части человеческого тела, в том числе с кровью на срезе, что не свидетельствует о наличии хорошего вкуса, но подлежит описанию, согласно правилам блазонирования. Голова, вне всяких сомнений, является самой важной частью; ее присутствие на щитах гербов часто объясняется вездесущими «говорящими» фамилиями, в том числе намекающими на какие-то детали головы.
35. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Слон был первым неизвестным для европейцев животным, и, возможно, в силу этого древнего (и не всегда приятного) знакомства великолепное животное было наделено таким множеством качеств - составители же гербов преобразовали их в не меньшее число символов. Согласно Джинанни, слон воплощает «силу, смелость, великодушие, добросердечие, благоразумие и справедливость. ... черный в серебряном поле обнаруживает рыцаря справедливого и милосердного».
36. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Поговорка «хотеть - это мочь» при всей своей риторичности выражает бесспорную правду, ибо нет сомнений, что неуклонная воля является лучшим способом выхода из любой трудной ситуации. Если же поменять местами эти два слова, то будет уже не поговорка, а не что иное, как фундамент Истории, ибо тот, кто имеет власть, будь то духовную или материальную, имеет возможность облекать свое «могу» в методы исключительно «убедительные» - от тайного контроля до угрозы пытками или полного уничтожения. Разумеется, это относится к власти абсолютной и опирающейся на жестокость, поскольку власть разумная, призывающая также к согласию и справедливости, избегает таких методов и облекает свою волю в своды законов. И
37. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: В геральдической иерархии «рыбы в гербах менее ценны, чем четвероногие и птицы». Джинанни составил единый список для всех видов рыб, в котором, в полном противоречии с зоологией, помещены также млекопитающие (дельфин и кит), рептилии (черепаха), амфибии (лягушка), ракообразные (рак и краб), моллюски (улитки и «раковины»). Если не обращать внимания на эту ошибку, то в целом рыбы «представляют молчаливость, ловкость и бдительность тех, чьей профессией являются морское дело и морские путешествия». И еще: по Бомбачи, если изображена рыба, умершая вне воды, то речь идет о религиозном человеке, который предпочел смерть бесчестию.
38. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Вот отличная серия домашних животных, которая привела бы в ужас Кампаниле (с которым, впрочем, не соглашались современные ему геральдисты). Первым среди животных, естественно, оказывается последнее. Это самое презренное и недостойное существо — робкий трепетный кролик. По совершенно непонятному сложному ходу мысли именно он, по мнению Джинанни, является «проворным солдатом» (в чем конкретно заключается это умение, автор не уточняет — может быть, в том, чтобы проворно уносить ноги).
39. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Геральдисты прошлого, в частности Джинанни, объединяли геральдические фигуры в группы, причем некоторые из них были рационально однородные, вроде «цветов», «деревьев» и проч., однако иные удивительно разнородные: например. «Из элементов: смотри огонь, сфера огненная (...), светильник, факел, море, поток (...) капля, слеза, земля, гора (...), скала (...), камень кремень (...), остров», — вместо привычных и ожидаемых нами четырех классических «воздух, вода, земля и огонь», каждый из которых весьма богат символическими пластами значений, отражаемых и в структуре герба.
40. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: В разделе, посвященном делениям, были приведены описания некоторых гербов, разделенных линиями определенной траектории, при этом каждое поле характеризовалось своим цветом или металлом и блазон таких гербов отвечал именно этому принципу, например: «разделенный на три части пирамидально (мантией, не путать с пирамидой) или «разделенный сводообразно» (не путать со сводом). Теперь речь пойдет о тех случаях, когда поле щита разделяется аналогичными линиями, но образующиеся при этом одинаковые поля имеют один и тот же цвет или металл - таким образом, на гербе мы видим сочетание одного цвета с одним металлом. Эта «фигура», возникающая в результате подобного деления, и называется атрибутом щита; его следует описывать особым образом, например: «серебряный с пирамидой...» «серебряный с вогнутым сводом... такого-то цвета или металла».
41. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Так же, как занятие любой исторической дисциплиной или любой другой наукой, изучение геральдики требует предварительной подготовки: необходимо освоить специальную терминологию, ознакомиться с теми элементами, которые, собственно, и составляют композиции гербов. Знание терминологии и понимание значения этих элементов тем более необходимо в тех случаях, когда мы располагаем не оригинальным рисунком, а только описанием, сделанным герольдом в специальной грамоте.
42. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Сетования на то, что история сильно искажена и историки извратили ее смысл, звучат в наше время патетически, учитывая, что никто толком ничего не знает, а кое-кто и не желает знать. Именно эта неосведомленность, граничащая с невежеством, и лежит в основе подобного несоответствия. Я вовсе не претендую на лавры апологета истории, а тем, кто оставляет за собой право судить ее, предлагаю ознакомиться с несколькими отрывками.
43. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Топография щита не предполагает строгого деления на четко выделенные секторы, имеющие определенную форму и размеры. К этому вопросу не стоит относиться столь щепетильно, потому что эти секторы могут объединяться в фигуры, параметры которых, по идее, должны были бы быть постоянными и неизменными во всех странах, так же, как и сами эти элементы и фигуры и различные варианты их видоизменения. Присвоенные им специальные названия должны передавать их суть. Если бы дело обстояло именно так, то в каждой национальной традиции не сложилась бы своя «метрическая система», элементы и фигуры которой имеют различные названия (пояс равной ширины в Италии именуется «divisa», а во Франции называется «trangla»).
44. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: В очень подробном и обстоятельном «Словаре итальянского языка» Никколо Томмазео и Бернардо Беллини (1865-1879) слова «arme» (герб) и «arma» (оружие, щит) даются в одной словарной статье, в которой приводится 142 примера из литературных источников позднего Средневековья и эпохи Возрождения (Бокаччо, Виллани, Челлини и т. п.). Пример: «(Геральдич.) Щит или что-либо другое, на чем нарисованы отличительные знаки рода, правителя, нации...
45. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Мы уже говорили (в подтверждение своих слов приводя точку зрения Кроллаланца), что меньшая или большая «почетность» фигур не имеет буквального смысла, а относится ко времени их возникновения (то есть главными считаются более древние фигуры). Однако некоторые из тех, что относятся к «меньшим», или менее «почетным», например, фигура веретена, могли бы поспорить в древности с главными геральдическими фигурами и, возможно, заслуживают лучшего отношения. Мы далеки от того, чтобы предлагать изменить традиционную классификацию.
46. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Как и прочие геральдические фигуры, Андреевский крест дал большой простор измышлениям геральдистов, хотя на сей раз речь шла не о безудержном полете фантазии, а о наукообразных интерпретациях реальных фактов.
47. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Внутренняя кайма, обрамляющая поле щита в гербе, происходит от каймы в рыцарской одежде; в гербах ее можно считать отстоящей от края щита уменьшенной каймой. Ширина этой полосы не должна превышать 1/12 от ширины щита; по ширине она должна быть равной оставшейся кайме.
48. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Гербовыми фигурами принято называть некоторые геометрические фигуры, контуры которых образуются линиями при уже известных нам делениях или при пересечении двух простых элементов (так, при наложении друг на друга пояса и столба получается крест). Эти фигуры отличаются от вышеописанных делений тем, что они выделяются на фоне поля, иными словами, элемент является чем-то вроде фигуры, «обременяющей» поле. При этом герб следует описывать так: «в поле такого-то цвета (или металла) столб (пояс, перевязь и т. д.) такого-то цвета (или металла)».
49. » Санти-Мадзини Д. 50. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Совмещение четырех основных линий деления (рассечения, пересечения, скошения справа и скошения слева) делит щит на восемь равных прямоугольных треугольников, каждый из которых называется клином. Этот термин означает - вне геральдической традиции - «пузо», которое в словаре описывается как «выемка, образующаяся у сидящего человека между животом и коленями (употребляется в основном при описании женщин)».
51. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Крест - главный элемент щита, король всех геральдических символов. Он может по праву гордиться своим титулом. Крест имеет столько разновидностей, что не хватит и двух книг, подобных той, что вы держите в руках, чтобы изложить все сведения о нем. Крестов и символических изображений крестообразной формы, встречающихся в дохристианскую эпоху, существует множество.
52. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Если перевязь справа считалась отличительным знаком гвельфов, то перевязь слева в качестве такового, как несложно догадаться, присвоили себе гибеллины. Кроме того, эту фигуру принято было считать признаком незаконного происхождения (этот знак внебрачного рождения был введен специальным указом короля Испании Филиппа II в 1595 году, но стоит отметить, что этот элемент встречается и в английской, и в немецкой геральдике). В принципе это не что иное, как перевязь справа в зеркальном отражении.
53. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: В случае с перевязью справа также уместно сравнение с поясом древних рыцарей, с ружейным ремнем через плечо, с портупеей - вероятно, таково ее символическое значение. Это толкование кажется вполне логичным, немецкие геральдисты даже называют перевязь «Schild Gehand» - ремнем, на который подвешивался щит. Все упомянутые предметы - узкие ремни, поддерживающие пояс с оружием или служащие для прикрепления оружия к поясу и пересекающие грудную клетку по диагонали, - до сих пор являются частью обмундирования.
54. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Название фигуры «пояс», занимающей центральное горизонтальное положение на щите, происходит от широкого кожаного ремня, на который рыцари подвешивали свою шпагу. Символическое значение пояса было в чем-то схоже с условным значением шпор. Это объяснение звучит достаточно убедительно; в качестве примера, подтверждающего эту концепцию, можно привести знаменитый герб Габсбургов - серебряный пояс в красном поле (он символизирует тунику, насквозь пропитанную кровью, не окровавлена лишь зона пояса).
55. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Если по поводу этимологического значения главы у специалистов не возникает особых сомнений, то со столбом дело обстоит несколько иначе: итальянское слово «palo», означающее «столб», происходит от латинского слова «palus» - это обусловлено тем, что столб имеет форму полосы, вытянутой по вертикали. Логическое обоснование этимологического значения данного термина нельзя назвать безупречным, тем не менее существует несколько концепций, заслуживающих внимание, подкрепленных четкими и внятными аргументами и весьма оригинальных. Ш. Дю Канж связывает это название с предметом интерьера: согласно его гипотезе, столб имитирует форму длинного шелкового гобелена, расшитого золотом (латинское название «palea»).
56. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Символическое значение именно этой фигуры вызывает множество различных толкований. «Сhevron» в переводе с французского и английского означает «стропило», то есть треугольная арматура, поддерживающая крышу. Прежде всего, речь идет о готических соборах, в которых широко применялись стрельчатые арки. Кроме того, подобные очертания имели фронтоны старинных домов знати. Символическое значение этой фигуры, очень часто встречающейся в гербах всех стран и сохранившейся до наших дней, вызывает множество споров.
57. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Должностные гербы: отличительный знак определенных обязанностей или сана (и соответствующих почестей, главенства и власти), например адмирала или епископа. Их берут или предоставляют временно, иногда они передаются из поколения в поколение на фамильном гербе семьи, наследующей должность и титул, как, например, семья Фарнезе, - «гонфалоньеры Святой Церкви», по-другому - «Предводители гражданских гонфалоньеров». Тип должности и ее значение на иерархической лестнице указывались непосредственно через отличительные символы самой должности (например, «папская хоругвь» и «перекрещенные ключи» для гонфалоньеров Святой Церкви.
58. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Замещающие гербы, или гербы преемства - «гербы тех домов, чьему наследнику вследствие дара или усыновления полагается принять герб и фамилию или только герб; но при этом ему не позволяется изменять собственный герб или присоединять гербы других фамилий» (Джинанни). К этому классу в Италии относится абсолютное большинство гербов, чьи владельцы носят двойную, тройную или еще более сложную фамилию. Естественно, в каждом случае геральдистам необходимо изучать биографические данные, в том числе и для выявления хронологических соответствий между принятием герба угасшей фамилии и присоединением соответствующего имени.
59. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: В итальянском варианте комедии «Турандот» министры принцессы распевали шуточную песенку о том, что принцесса - это «девушка с короной на голове и в мантии с бахромой, но если ее раздеть донага - это мясо, сырое мясо, совершенно несъедобное!», намекая на то, что монарх - такой же человек, как и все, только в короне. Уж кому-кому, а ведь вельможам об этом было известно не понаслышке. И все же...
60. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Полный гербовник — от истоков геральдики до XIX века — больше, чем каталогом, смог бы стать картинной галереей, единственной в своем роде, с неисчерпаемыми и удивительными находками, представляющей собой всегда правдивое, пусть и нелицеприятное, зеркало истории и людей, которые ее делали: немногие из низшего сословия выбивались в знать, многие из знати оставались мелкими душонками.
61. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Когда мы закончим изучение геральдического кода, то сможем, наконец, обратиться к классификации и типологии гербов, узнать, как произошли разные виды гербов, выяснить их развитие и историческую эволюцию. Прежде всего необходимо как можно больше узнать о доспехах, которые были носителями гербов. Мы видим «гербы на доспехах», или щиты, исконной функцией которых была оборона. Щиты существуют с незапамятных времен; они изображены в руках у средневековых рыцарей, но известны и гораздо более древние примеры, например римский щит. Первые явно ведут свое происхождение от вторых.
62. » Санти-Мадзини Д. 63. » Санти-Мадзини Д. 64. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: «Генеалогическое древо - это щит, на котором представлены гербы родства. Все поля заполнены такими щитами, и их следует блазонировать в установленном порядке. На щитке, расположенном в сердце, располагается герб самой фамилии. Иногда рядом помещается герб жены или матери». Щиток - последняя из описываемых здесь почетных фигур. Нам представилась прекрасная возможность подробно изложить историю эволюции герба.
65. » Санти-Мадзини Д. Аннотация: Многочисленные репродукции гербов, дополненных внешними элементами, на этой и следующих страницах позволяют проиллюстрировать происхождение «намета» и изложить относящиеся к нему правила геральдики. Определив его как «украшения, состоящие из полос материи, которые ниспадают из-за шлема, разворачиваясь по бокам от него», мы ограничимся тем, что опишем, как они должны изображаться по современным канонам, что немного отличается от их изначального облика.
66. » Введенский Г.Э. Аннотация: На поле шита, покрытое выбранной рыцарем эмалью, художник наносил геральдические фигуры, которые по своему символическому значению наиболее подходили владельцу герба. Этих фигур такое множество, что пытаться перечислить их все нет никакой возможности. Тем более, что в разных странах одна и та же фигура символизирует разные качества, разные добродетели или разные черты характера.
67. » Введенский Г.Э. Аннотация: Первое, что бросается в глаза при встрече с рыцарем, — это его щит, который держит он сам или его оруженосец. По щиту можно охарактеризовать его владельца: у одних он изрублен мечами противника, у других, воителей более скромных, он почти новый, но, так или иначе, места для личного герба лучше, чем на щите, придумать было невозможно. Именно поэтому основным элементом герба сделали щит.
68. » Введенский Г.Э. Аннотация: Первое, что бросается в глаза даже издали, — яркость гербов, их сочные и насыщенные краски. Это объясняется тем, что палитра, которая использовалась при их создании, не имела полутонов. Цветов было всего пять: красный, синий, пурпурный, зеленый и черный. Раз и навсегда заданные цвета нельзя было менять, ибо в них был заложен символический смысл
69. » Введенский Г.Э. Аннотация: Одним из важнейших элементов, обращающих на себя внимание при изучении дворянского герба, является изысканное украшение, которое обрамляет шит. Оно напоминает листья аканта, красиво ниспадающие сверху по обе стороны щита. Это стилизованное изображение рыцарского плаща. Щитодержатели — это фигуры людей, животных, птиц или даже вымышленных существ, которые помешаются по сторонам шита.
70. » Вилинбахов Г.В. Государственная геральдика в России: Теория и практика // Диссертация на соискание степени доктора исторических наук в форме научного доклада. Специальность: 07.00.09.- Историография, источниковедение и методы исторического исследования. - Санкт-Петербург, 2003. Аннотация: Доклад содержит пять разделов. В каждом из них рассмотрены основные аспекты теоретической геральдики и теории и практики государственной геральдики России, о которых заявлено в разделе о целях и задачах настоящего исследования. Отдельный раздел составляет библиография по истории государственной символики России, содержащий около 900 позиций на русском и иностранных языках.
71. » Медведев М.Ю. Аннотация: Предлагаемый экскурс в историю отечественной геральдики подготовлен историком и геральдистом М.Ю. Медведевым. Опубликован как раздел «Геральдика» в сборнике «Специальные исторические дисциплины» (СПб.: Дмитрий Буланин, 2003) и является объемным и качественным учебным пособием для высшей школы. Рекомендуется как вводный материал для всех, кто приступает к знакомству с российской геральдикой всерьез.
72. » Медведев М.Ю. Геральдика (энциклопедическая статья) // Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. Изд-во «Росспэн». М., 2003. Аннотация: Энциклопедическая статья, написанная известным историком-медиевистом и геральдистом М.Ю. Медведевым, излагает краткую историю возникновения и развития геральдики как эмблематической системы, вызванной к жизни европейской цивилизацией Средневековья. Щит, блазон, бризура, нашлемник, намет, ливрея, девиз, герольд… В статье раскрывается значение этих и многих других понятий и терминов, знание которых составляет основу геральдической грамотности.
73. » Медведев М.Ю. Аннотация: Можно ли поместить в свой личный герб символику своей родины – большой или «малой»? А ведомства, в котором служишь? Или корпорации, к которой принадлежишь?.. С точки зрения права, ответы на эти вопросы следует искать в нормативных актах. Но грамотно следовать предписаниям закона невозможно без понимания того, как же «переводится» с геральдического языка на обыденный такое дополнение личного (родового) герба «вышестоящей» символикой...
74. » Пастуро М. Аннотация: Геральдика - это и социальный кодекс, и система знаков. Последняя с самого начала складывалась из фигур и цветов, использовавшихся для заполнения эмблем, и со временем выработались определенные обычаи, принципы и правила сочетания фигур и красок. Совокупность этих правил вкупе с репертуаром используемых фигур и цветов составила своего рода гербовую грамматику.
75. » Молявко-Высоцкий А.П. Аннотация: В настоящее время геральдика из схоластической науки превратилась в дисциплину, вспомогательную как в истории, так и археологии, и в девизах пора увидеть драгоценный материал, освещающий некоторые стороны быта прошедших веков.
76. » Пчелов Е.В. Аннотация: Геральдика является одной из важнейших вспомогательных исторических дисциплин (далее - в.и.д.), и шире - одним из существенных разделов исторического и общегуманитарного знания. Как и все в.и.д., она прошла длительный путь развития от чисто прикладной отрасли практического характера до самостоятельной науки, владеющей собственными методами анализа исторических источников и имеющей солидную теоретическую основу и историографию. Определение места геральдики в комплексе других в.и.д. затруднено прежде всего из-за отсутствия абсолютно однозначных и четко устоявшихся научных границ этих дисциплин, развитие которых привело к их значительному обособлению. Несопоставимость объектов изучения этими отраслями исторического знания стала настолько очевидной, что в историографии даже существует мнение о невозможности построить единую систему в.и.д. в принципе.
77. » Склизкова Е.В. Аннотация: Геральдика - атрибут общества с ярко выраженными социальными и стратифицированными различиями. Сейчас мы живем в обществе, где социальная иерархия достаточно явно проявляется, поэтому возросший интерес к геральдике не удивителен. В современной социально-политической реальности и сфере политической культуры геральдические знаки служат интенсивным средством культурной идентификации. В связи с этим возникает необходимость в составлении качественно новых эмблем (в том числе, государственного значения) с учетом традиций и существующей веками практики герботворчества. В Британии при этом накоплена богатая литература по
исследованию различных аспектов геральдики, которая рассматривает ее с разных позиций.
78. » Стародубцев Н.Н. Аннотация: В связи с публикацией в журнале «Гербовед» статьи г-на Ю.В. Осташкова и материала в «Известиях Запорожского Геральдического Общества» по поводу острия и подобных ему фигур, употребляемых в геральдике, автором этих строк было проведено дополнительное исследование источников по указанной теме. Ниже приводятся результаты этого исследования.
79. » Цветков А.Г. Аннотация: Слово «геральдика» звучит сегодня повсюду: со страниц нормативных документов, научной и ненаучной периодики, с трибун и из-за прилавков. Пока вспомогательные исторические дисциплины осмысливали артефакты прошлого, «геральдика» шагнула далеко вперед, в свою иную ипостась, разорвав сшитую в советское время смирительную рубашку исключительно вспомогательности и исключительно историчности. Она во всеуслышание заявила о себе как о деле живом, практическом, как оказалось, исключительно актуальном, а порою и довольно прибыльном. И пусть этот голос нередко звучит как какофония, знаковый шум, но в нем все чаще пробиваются чистые звуки, слагающиеся в стройную мелодию.
80. » Шепелев Л.Е. Аннотация: Многолетнее изучение мною делопроизводственных документов XIX-начала XX в. как исторических источников обнаружило важность знания существовавшей в прошлом системы персональных титулов, как служебных, так и родовых. Ими широко пользовались при обозначении авторства документов, адресатов и вообще многочисленных упоминаемых лиц. В условиях советского времени заниматься этой дисциплиной (системой титулов) возможно было почти исключительно как историко-вспомогательной (а не специально исторической).
81. » Шумов И.Л. Аннотация: Один из хорошо известных геральдических парадоксов состоит в том, что одно и те же животное, в зависимости от своей позиции, может называться либо львом, либо леопардом. Об этом нюансе упоминают почти все геральдисты-теоретики, но в то же время он редко бывает отражен на практике. По всей видимости, такому различию уделяли наибольшее внимание во Франции, где оно и родилось, но в других европейских станах «леопардов» и «леопардовых львов» упорно называют «идущими львами».
82. » Осташков Ю.В. Аннотация: Принято считать, что меха могли заменять и металлы, и финифти и «соединяться безразлично с тканями золотыми. серебряными или цветными». На практике видно, что подобной вольностью пользуется и черный цвет.
83. » Осташков Ю.В. Аннотация: Позвольте высказать мнение по поводу статьи «Острие», напечатанной в «Гербоведе>> № З (11) за 1996 г. (стр. 113), в которой под одним общим названием приведен ряд делений и фигур. Так как большинство из них почти не встречается в русских гербах. понятно, что они мало известны нашим геральдистам и пока ознакомление с ними полезнее всего для описания иностранных гербов. Поскольку западноевропейская система служит главным источником напечатанных «Гербоведом» образцов, кажется не излишним сравнить их с общепринятой терминологией.
84. » Стародубцев Н.Н. 85. » Стародубцев Н.Н. Аннотация: Продолжаем рубрику «Азбука геральдики». Тема нашего очередного занятия - столб.
86. » Стародубцев Н.Н. 87. » Стародубцев Н.Н. Аннотация: В геральдике основным носителем фигур герба является щит. Этим и отличается герб от других эмблем и знаковых систем. Формы щита в разные времена применялись разные. Даже в одной стране эти формы часто значительно изменялись с течением времени.
88. » Вилинбахов Г.В., Медведев М.Ю. Аннотация: У народов всего мира с незапамятных времен существовали отличительные знаки. Сначала ими являлись религиозные символы, тотемы, тамги, которые считать гербами еще нельзя. В классическом, традиционном понимании гербы появились в Европе в средние века. Сначала это были личные знаки рыцарей, превратившиеся в наследственные, родовые. В дальнейшем гербы стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов и даже целых государств. Главные элементы современных государственных гербов — щит, шлем, намет, мантия — как бы переносят нас в эпоху крестовых походов.
89. » Вилинбахов Г.В., Медведев М.Ю. Аннотация: Рассказы о гербах принято начинать с описания щита. Не будем и мы отступать от этого устоявшегося правила. Геральдический щит может состоять из нескольких полей, образованных делением, то есть рассечен или пересечен, скошен, разделен на несколько частей. В государственном гербе Великобритании щит четверочастный (Счет полей при описании геральдического щита ведется справа налево и сверху вниз.). В его первом и четвертом полях мы видим одинаковые изображения — по три золотых леопарда на красном фоне. Второе поле золотое с двойной красной каймой, а в нем красный лев. В третьем голубом поле — золотая арфа...
90. » Вилинбахов Г.В. Аннотация: Этими словами в 1722 г. император Петр I благословил создание Геральдической конторы, специального государственного органа, призванного не только ведать делами дворянства, но и составлять гербы. Однако великий преобразователь России был прав лишь в том, что действительно впервые в России была создана геральдическая служба. В то же время геральдическая практика развивалась в России вполне самостоятельно, пусть не тем путем, что в Европе.
91. » Паласиос Р. Аннотация: Под понятием «герб дома Романовых» с прошлого века подразумевается составленный бароном Б.В. Кене в царствование императора Александра II герб правящей с 1613 г. в России династии. Забавность ситуации состояла в том, что в это царствование процесс обретения гербов российским дворянством, не говоря уже о старинных знатных родах, практически завершился. И чуть ли не единственными не имевшими геральдически оформленной родовой символики были члены правящей династии. Это было связано с тем, что с момента прихода к власти они пользовались государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным, не осознавая до поры необходимости в собственной родовой символике.
92. » Сперансов Н.Н. Аннотация: Земельной эмблемой называется условное изображение, выражающее в одном или нескольких символических (условных) образах лицо отдельной территории, города, населенного пункта и т. д. Наиболее распространенная форма таких изображений -земельный герб. От обыкновенной эмблемы он отличается особой, исторически сложившейся, композицией; составлен он по определенным правилам. Для эмблемы же эти правила необязательны. Каждый герб можно назвать эмблемой, но не каждая эмблема есть герб.
93. » Лукомский В.К. Аннотация: Во всех случаях, находясь на «немых» предметах, не имеющих надписей, герб вскрывает их принадлежность к имуществу того или иного лица, семьи, рода. Благодаря гербу вещественный или документальный памятник получает более широкое значение в качестве исторического источника, так как герб раздвигает пределы научного исследования и прибавляет к изучению вещи целый ряд новых и очень существенных данных.
94. » Типольт Н.А. Аннотация: Составные части герба: щит, шлем, корона, нашлемник, намет, щитодержатели, девиз, мантия и особые украшения вокруг щита. Металлы, финифти и меха. Деления щита. Геральдические фигуры. Виды и соединения фигур. Описания герба. Виды гербов. Родословные с гербами.
95. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция I. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и различие от последней. Значение ее для истории культуры. Общее понятие о символах и отличительных знаках в быте народов. Тотемизм. Тамги у азиатских народов. Символы у народов древности, древние отличительные знаки на оружии и знаменах. Система отличительных знаков в Византии. Символические знаки у народов Западной Европы в Средние века. Существенное различие отличительных знаков древности от средневековых гербов. Герб, как продукт средневековой христианской культуры. Соответствие герба с художественным стилем различных эпох
96. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция III. Развитие геральдики, как специального знания. Происхождение названий: «геральдика» и «блазон». Геральдический язык. Средневековые герольды. Их прототипы в классической древности. Обязанности средневековых герольдов и их организация в Германии, Англии и Франции. Специальные сочинения, написанные герольдами. Позднейшие учреждения по герольдии в западноевропейских государствах. Геральдика, как специальная наука. Начало государственной геральдики в России и появление частных гербов в XVII веке.
97. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция IX. Геральдический шит. Формы щита у различных народов древности. Средневековые щиты. Геральдические формы щитов и сохранившиеся их образцы.
98. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция VIII. Определение понятия о гербе и составных частях его. Подразделение гербов по их принадлежности и по некоторым особым признакам. Научное подразделение геральдики. Понятие о специальной литературе ее в различных странах Европы. Источники для изучения геральдики по ее памятникам. Разделение истории геральдики на периоды.
99. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция X. Геральдические цвета (или финифти) и металлы. Символика их. Различные системы обозначения геральдических цветов и металлов посредством штриховки. Геральдические меха и их происхождение.
100. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XI. Гербовые фигуры, их разделение на геральдические и обыкновенные. Различие геральдических фигур от делений или сечений. Деление геральдического щита. Геральдическое обозначение сторон, правой и левой. Фигуры деления и их разновидности.
101. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XII. Разделение геральдических фигур на фигуры 1-го и 2-го порядка. Описание этих фигур.
102. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XIII. Обыкновенные (негеральдические) фигуры. Подразделение их на естественные и искусственные. Описание главнейших типов естественных фигур.
103. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XIV. Описание главнейших типов искусственных фигур.
104. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XIX. Различительные знаки особого рода, или добавления (brisures).
105. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XV. Геральдический шлем. Различные формы средневековых шлемов. Геральдические формы шлема. Различные системы изображения шлемов для обозначения сана и достоинства.
106. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XVI. Нашлемник или шлемовый клейнод. Его происхождение. Главные формы клейнода и способ его изображения. Шлемовый намёт и его развитие в гербах.
107. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XVII. Геральдические знаки достоинств и званий: короны, головные уборы, отличительные знаки званий и орденские знаки. Описание главнейших типов корон различных государств и степеней и дворянства.
108. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XVIII. Геральдические придаточные знаки роскоши. Щитодержатели. Мантия и сень. Девизы.
109. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XX. Составные гербы и способы соединения гербов. Порядок описания гербов или блазонирование.
110. » Арсеньев Ю.В. Аннотация: Лекция XXI. Особенности геральдики в различных странах на Западе. Польская геральдика, ее особый характер и влияние на русскую.
111. » Гаттерер Г.Х. 112. » Гаттерер Г.Х. 113. » Гаттерер Г.Х. 114. » Гаттерер Г.Х. 115. » Гаттерер Г.Х. 116. » Гаттерер Г.Х. 117. » Гаттерер Г.Х. 118. » Гаттерер Г.Х. 119. » Гаттерер Г.Х. 120. » Гаттерер Г.Х. 121. » Гаттерер Г.Х. 122. » Гаттерер Г.Х. 123. » Гаттерер Г.Х. 124. » Гаттерер Г.Х. 125. » Гаттерер Г.Х. 126. » Гаттерер Г.Х. |
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |