Д Котов, Москва
Т.Рl ПGФОРМ ЦИЯ ИК П f Р ФИИ
П6К f РЬIХ Д.Р6.GИИХ
ОБЩ6ЦИ.GИЛИЗ ЦИОППЫХ GИМ.С Л ПО МdТ рНАЛАМ П СТОрНКО К ЛЬ Т рОЛОr Ч СКОП 1
экспЕднцнн в. Крым 2СС2 rодА 4
Крым богат многочисленными памятниками древней культуры. В их
числе Инкерман, Херсонес и Мангуп. В этих местах побывали и воспитанники.
Исследовательской студи.и История культуры МГДД Ю Т во время 1омплексной эRtпедиции Цивилизация 2002 с 39 июня по 17 июля 2002
года. В развалинах я то и дело замечал изображения известных мне древних
символов крестов, кругов, свастик, спиралей, трилистни 10в, звезд и
прочих знаков. Древние жители Крыма запечатлели свои представления о
мире, верования, убеждения и идеологию в сооружениях древних городов
посредством символов. Они узнаваемы, похожи друг на друга, но и разнятся
в дет.элях. Историк культуры Ю Лотман писал В симsоле всегда
есть что то архаическое Символ никогда не принадлежит какому либо
одному синхронному срезу культуры он всегда пронзает этот срез по
вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда
древнее, чем память его несимволического те 1стового окружения 5.
В данном исследовании показана трансформация одних символов в
другие сделана попытка протянуть параллели от символов одних народов 1символам других проанализировано их значение в соответствии с христианской
и общемировой символикой. Проблема также состоит в том, что 10чующие народы и племена имели свою систему солярных знаков и передавали
ее от одних народов к другим в период Великого переселения
народов IV V вв. н Одной из задач работы было показать единство
представлений о мире и отображения действительности древними представителями
разных народов. Главный теоретический принцип работы
цивилизационный подход к изучению культуры. При таком принципе Крым
рассматривается как конгломерат культур. Аналогичный подход лежит в
основе некоторых современных исследований. Отдельные авторы дают
Научный руководитель Анисимова Е зав. сектором культурологии
МГДД Ю Т, член корреспондент ММАДЮТК, член Союза краеведов России и РОИА,
действительный член ВГО, член Методсовета по школьному краеведению при
ЦЦЮТиК Минобразования РФ, искусствовед.
5 Лотман Ю Символ в системе культуры Лотман Ю Статьи по семиотике
культуры и искусства Сост. Р Григорьев пред. С Даниэля. СПб. Академ.
Проект, 2002. С. 2 3. 35
краткие, урезанные, схемы древних солярных общецивилизационных знаков,
предлагают небольшие схемы трансформации символов на основе
своих изысканий. Трудно согласиться со всеми из предложенных ими превращений.
В частности, историк и писатель Ю Петухов считает, что
сначала как символ появился крест, а уже потом из него свастика. Он
пишет Свастика образ сложный и емкий, исходящий из образа креста и
связанный с ним. Свастика есть крест, обретший в движении по Небу
небесную святость 6 Автор придерживается другой точки зрения и предлагает
свою развернутую схему трансформации, основываясь на некоторых
памятниках материальной культуры Крыма. Для доказательства предположений
привлекаются произведения искусства, памятники истории и
культуры других народов и регионов Земли.
Описание схемы трансформации иконографии
древних общецивилизационных символов
За исходную субстанцию схемы возьмем условное понятие ХАОС Из
хаоса рождаются два варианта начального космогонического символа
спираль как символ Галактики и круг с лучами как символ Солнца, в котором
также заключено спиралевидное движение. Эти варианты можно считать
архетипом первообразом символических представлений людей
на разных стадиях развития земной цивилизации. Далее развитие архетипа
происходит якобы по двум условным направлениям а вероятнее всего
по множеству которые пересекаются, взаимодействуют, дополняют друг
друга. 1Спираль самый древний символ Земли, лежащий в основе практически
всех космогонических представлений и превращений. Это символ
жизни, развития, продолжения, вечности и бесконечности.
а Спираль является одним из главных орнаментальных мотивов в
произведениях крито микенсI 0го Эгейского искусства 3 тыс. до н На
минойской вазе XV в. до н мы видим усложненную пятилопастную свастику,
содержащую смысл спирали.
б Споры о датировке изображений на плато Наска Перу ведутся
учеными до сих пор, Существует даже гипотезы, приписывающие происхождение
линий и рисунков, которые хорошо просматриваются лишь с
высоты птичьего полета, деятельности НЛО и инопланетянам. В этих рисунках
присутствует и спираль. Например, хвост обезьяны закручен в виде
спирали.
в Науке известны знания догонов племя, стоящее на первобытном
уровне развития, проживающее на территори современного Мали о спиралевидной
структуре Галактики. О возможности и невероятности этих
знаний также ведутся споры.
6 Петухов Ю История русов 40 5 тыс. до н М. Метагалакти 1а, 2000. С. 179. 36
2. Двойная спираль усложненный символ, символ равновесия противоположностей.
Форму двойной спирали имеет молекула ДНК носитель
генетического кода человека.
а Произведения крито микенс 10го и древнегреческого искусства таюке
дают нам примеры двойной спирали.
б Древний китайский даосский символ мужского и женского начала Инь ян таюке разновидность двойной спирали. Если его центральную
линию раскрутить по часовой стрелке, то мы получим двойную спираль.
3. Три 1светр.
а Трш ветр кольчатый. Этот символ характерен, например, для ингушского
народного искусства. Трикветр с немного упрощенной графемой
можно встретить в орнаментах войлочных ингушских ковров. Как национальный
символ он присутствует и на современном государственном гербе
Р еспублики Ингушетия.
б Tpuквeifip обычный, который получается, если провести еще три
линии по пунктиру на схеме это символ триединства Земли, Воды и
Неба. Известно, что трикветр с Х в. использовался как викинговский варяжский орнамент, был знаком северных народов Европы ирландцев,
скандинавов
в Трикветр присутствует и в древнерусских орнаментах. На фасадах
русских церквей он приобрел популярность в виде дельтодона орнамента
на поверхности стены, образованного сливающимися сегментами
трех остроконечных О и символизирующего Троицу.
Обратимся 10 второму направлению схемы. В нем задействованы
символы, 10торые встречаются в постройках Мангупа, расположенного в 18 км к югу от Бахчисарая и в 50 км от Симферополя, на горном плато. Эта высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе.
Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности
двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой
и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти. зияют на тысячу аршин
глубиной воистину бездны адские Доступа к этой цитадели ниоткуда
нет, разве что со стороны ворот
7
Таким увидел Мангуп в середине XVII в.
турецкий путешественник Эвлия Челеби.
Пять дней на Мангупе мы вместе со студентами Таврического университета
8
разгребали отвал у церкви Богородицы, работали в цитадели, где
меня удивило неплохо сохранившееся узорчатое окно. Здесь то и были
интересующие меня символы. Мангупские символы аналогичны некоторым
древним общецивилизационным знакам.
7 Эвлия Челеби. Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия
по Крыму 164 667 гг Симферополь Таврия, 1996. С. 89.
8 Руководитель Мангупс 1ой археологической экспедиции Симферопольского государственного
университета, ныне Таврический национальный университет им.
В Вернадского А Герцен, зав. кафедрой истории древнего мира и средних
веков, кандидат исторических наук, доцент. 37
ХАО
Пр
одолжение
см. на стр. 39 38
Продолжение. Начало см. на стр. 38 39
4. Круг. Круг лежит в основе многих земных общецивилизационных
символов и центрических построений.
а Например, древние сооружения кромлехи, относящиеся 1эпохам
неолита и бронзового века и в плане состоящие из камней, выложенных по
кругу. Кромлехи есть в Северной Франции и Великобритании, а также в
Крыму. Мегалитическеая архитектура, в частности, свойственна 1ультуре
древних кельтов. Знаменитый Стоунхендж Великобритания, близ г. Солзбери.
2 тыс. до н можно считать крупнейшим кромлехом и менгиром
одновременно. Земляные валы, камни и плиты образуют в плане концентрические
круги.
6 Концентрические круги лабиринты можно видеть и на Соловецком
архипелаге Большом и Малом Заицких островах. Здесь расположены
33 каменных лабиринта спиралевидного типа с одним входомвыходом,
сложенные из валунов разных размеров. Археологи относят эти
сооружения к протосаамской и саамской культурам тысячи лет до н
Мегалиты вызывают много споров у ученых об их предназначении и
технике исполнения. На мой взгляд, несомненно, одно их смысловая,
содержательная, космогоническая основа, а может быть и космическое
происхождение.
в Неоднозначно оценивают ученые и находку в 1987 г. южнее Магнитогорска,
в Челябинской области, развалин Аркаима города крепости
древних ариев. В плане Аркаим представляет два вписанных одно в
другое концентрических кольца, от общего центра которых отходят
радиальные линии к четырем ориентированным по сторонам света
входам в крепость. Таким образом, по своей конфигурации план Аркаима
напоминает вариант кельтского креста, вписанного в круг, одного
из древнейших космогонических и солярных символов.
г Интересной стилизацией, и может быть не случайной, кельтского 1реста можно считать и изображение легендарной Арктиды Гипербореи страны
древних ариев в районе Северного Полюса на карте Герарда
Меркатора 15 12 1594 изданной в 1595 г. его сыном Рудольфом. Благодаря
древним авторам, писавшим, что в Арктиде из центрального моря или озера вытекают и впадают в океан четыре реки, территория этой
страны представлялась в виде круга с выходящими их него сторонами
равноконечного креста. Такой и предстает Арктида на карте Меркатора.
д Известная монограмма Хи Ро косой t peсm в круге с буквой Р состоящая из двух первых букв греческого написания имени Иисуса
Христа, похожа на колесо круг со спицами лучами и считается символом
бесконечности. Она получила распространение в период раннего
христианства. Император Константин одобрил эту эмблему для своего
штандарта 3 12 г. н Монограмму Хи Ро можно видеть, н пример, на
саркофаге равеннского архиепископа Феодора 460 470 гг. Неизвестный
мастер. V в. Мрамор. Церковь Сан Аполлинаре ин Классе. Равенна. Италия.
Слепок в ГМИИ им. А Пушкина, зал 26 По конфигурации моно 40
грамма Христа таюке напоминает план Аркаима, и как это не покажется
неожиданным, радиалыю кольцевую застройку Москвы, только разбитую
на большее число секторов приблизительно на 12 которые астрологически
могут соответствовать знакам Зодиака.
Крест, заключенный в круг, можно считать эзотерическим знаком.
Его герметическую и эзотерическую символику использовали тайные общества,
особенно масоны.
е Круг с лучами, закрученными против часовой стрелки, можно видеть
на верхней панели окна цитадели на Мангупе.
Круг символ единства и совершенства, созидательности космических
сил. Лучи в руге придают ему динамизм и мощь.
5. Колесо и штурвал.
Колесо, как и круг, один из главных космогонических символов, символ
Солнца. Спицы это его лучи, олицетворяющие движение. Считается, что 1юлес,о со спицами появилось около 2000 г. до н Штурвал разновидность
колеса, более поздний символ. Он таюке использовался в символике
масонов. Есть этот символ и в современном гербе МГДЦ Ю Т, где он означает
вечную тягу к знаниям и творчеству, романтику странствий и путешествий.
6. Вращающаяся свастика. Свастика от санскритских слов su хорошG и asti бытие символ созидательной энергии. В индоиранской арийской традиции свастика связана с Солнцем и небом. 1Свастика.
Присутствует в орнаментах древнегреческого искусства как символ
Солнца, движущегося по небу. Элементы свастики являются составляющими
звеньями классического орнамента меандра.
8. Равноконечный крест.
Крест древнейший и многозначный символ. Его простейшая форма
две пересеченные линии символизируют четыре стороны света. Крест
условный, схематичный образ человека, стоящег9 с разведенными в стороны
руками. Это и образ Вселенной, заключенной в каждом человеке.
Крест, в древних религиях и сакральных представлениях, ассоциируется с Древом в средоточении Мира Оно якобы высится в центре Мира или
даже Миров. Изображение Древа встречается на всех I 0нтинентах. Древо
олицетворяло Мировую Ось, ей соответствует вертиI аль креста.
Н Глазкова и В Ланда пишут Крест символ Духа, погружающегося
в материю. Знак, создающий вихрь, турбулент, движение на тонких
планах, рождающих жизнь
9
Исходя из вышеуказанных свойств креа
ста, можно предположить, что он позаимствовал их у вращающейся
свастики, вобрав в свою иконографию смыслы движения и превращений.
9 Глазкова Н Ланда В Вселенские тайны пирамид и Атлантиды. Д. Сталкер, 1997. С. 200. 4 1
Удлиненная нижняя сторона креста появляется, видимо, из за практической
целесообразности. Культ креста требовал, чтобы крест можно
было поставить, врыть в землю, держать в руках при шествиях, богослужениях
и т
9. Анх и тау.
Анх анк символ египтян, обозначающий бессмертие, так как он объединяет
крест символ жизни и круг символ вечности. Это союз земного и
небесного. Тау крест Т образной формы. Его также называют египетским
крестом. Еще его считают крестом Антония основателя христианского
монашества. Антоний прожил 105 лет, 40 последних он провел на горе
Колзим у Красного моря. Другое название подобного креста сгuх сommissa.
Франциск Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале
XIII в. 10. Якорь.
Якорный крест рисовали ранние христиане на стенах катакомб. Он
может быть прочитан и как комбинация из двух символов креста и полумесяца.
Полумесяц это эмблема девы Марии. Таким образом, якорный
крест может олицетворять рождение Христа из тела Богоматери.
Но якорь можно трактовать и по другому. Приведу легенду, которая
связана с Крымом и Инкерманом.
Священномученика Климента Римского в 9 1г. избрали епископом Рима иногда его называют первым Римским папой За пропаганду христианства
его сослали в 94 г. в Херсонес, близ которого находились катакомбы
Каламиты. Так называлась крепость в современном Инкермане ин потатарсI
и пещера Когда римский император Траян 98 7 гг. правления
узнал, что и там Климент распространяет христианское учение, он
велел утопить Климента в море, привязав на шею якорь. Случилось это
якобы в 10 1г. В 860 86 1гг., во время пребывания в Херсонесе Св. Кирилла Константина Философа мощи священномученика Климента извлекли
из моря. Одна их часть была перенесена в Рим, а главу Владимир
Красно Солнышко привез в Киев, после своего крещения в Херсонесе в
988 г. Якорь один из древних символов христианства. Он трансформировался
в процветший крест. Его можно считать крестом Климента Римского.
Подтверждение можно найти в средневековом изображении процветшего
креста в Инкерманском монастыре, где и сейчас на современных
воротах можно увидеть такой крест.
Предложенную мною версию о происхождении процветшего креста
из якоря, на котором утопили Св. Климента, подтверждает и символика
алтарной мозаики XII XIII вв., именуемой Древо Жизни в церкви Св.
Климента в Риме. На ней таюке изображен расцветший крест. Отдельные
мозаичные изображения и детали вплетены в ветвящиеся спиралевидные
картуши. Предполагают, что мозаиI а лишь поновлялась в XII в. и является
точной копией древнего первоисточника IV в. Под нижней церковью в 42
XIX в. были обнаружены небольшая катакомба и жилой дом защитника и
покровителя церкви св. Климента.
Распространение иконографии процветшего креста в памятниI ах
средневековья подтверждает и такой уникальный экспонат ГМИИ им.
А Пушкина как надгробный камень из селения Егвард в Армении работы
неизвестного мастера X XII вв. 10 с изображением одного большого в центре
и двух малых в нижней части плиты, симметрично процветших крестов.
Идентичность иконографии процветшего креста на крымских, армянских
и средиземноморских памятниках является косвенным доказательством
теории Циркумпонтийс 10й зоны, как считают, зоны формирования
индоевропейских языков и культур на территориях Малой Азии,
Балкан, Северного Причерноморья и Закавказья, примыкающих к Черному
морю Понту. Традиция называть крест по имени святого, при этом такой крест становился
его си мвоlюм, имеет древние корни. Можно провести аналогию с
крестом Св. Андрея Первозванного, который был распят на косом кресте,
который стал его символом и получил название Андреевский или салтир в геральдике
Обратимся к продолжению схемы 12. Ростки процветшего 1среста трансформировались в листья. 13. Сам крест превратился в центральный лист. 14. Таким образом, получается трилистник. 15. Трилистник, в свою очередь, стал иметь много разновидностей.
Например роза, краббы и крестоцветы, а также разнообразный деIшр экстерьеров
и интерьеров готических соборов XII XIV вв. французская лилия.
Необычный трилистник с центральным ромбовидным листом можно
увидеть в орнаменте окна цитадели Мангупа XIV XVI вв
Воспитанники Исследовательской студии История культуры побывали
и в Инкермане Каламите крепости VI XVI вв. Остатки стен на Монастырской
горе относятся к началу XV в., но с охранились следы оборонительных
сооружений первого строительного периода В VIII IX вв. в пещерах,
высеченных под крепостью, возник небольшой христианский монастырь,
который связывают с иконоборческой борьбой в Византии. При
нашем посещении этих мест, на территорию возрожденнqго был закрыт в 1926 г. Инкерманского монастыря нас не пустили. Вышедший на зов монах
лишь ограничился очень кратким рассказом о монастыре. Нам удалось
осмотреть только фасад и немногие полуразрушенные помещения церкви
Святой Троицы у основания Монастырской горы. Но основные находки ждали
меня на самой горе, около остатков рвов и крепостных сооружений Кала 10 Надгробие хранится в зале 26 Европейское искусства средневековья
ГМИИ им. А Пушкина. Теоретики данной концепции отождествления Циркумпонтийской зоны с индоевропейской
культурно языковой общностью Е Черных и Н Мерперт. 43
миты. Здесь я нашел десяток надгробий с разнообразными формами высеченных
на них крестов. На фотографии Инкермана начала ХХ вв., приблизительно
на том месте Монастырской горь где лежат сейчас плиты, можно
увидеть какие то постройки за глухим забором. Возможно, это и есть кладбище.
Вероятно, об этом месте в середине XVII в. писал Эвлия Челеби Во
рву стоит могучая и крепкая башня тюремная В темнице той содержатся
все невольники жителей города, стражей охраняемые. Напротив ворот
расположена могила защитников магометанской веры, поэтому сюда приходят
паломники поодиночке и группами 12
Видимо, традиционно на этом
месте располагалось кладбище. Надгробия практически не подлежат датировке,
так как на них нет надписей. Они беспорядочно разбросаны. Может
быть, их сюда откуда то принесли, так как во время Великой Отечественной
войны 194 945 гг. Инкерман был сильно разбит.
Иконографические типы крестов на плитах Монастырс 10й горы 1Либо бургундский крест, либо лотарингский. 1шт.
2. Один крест отдолбленный, поэтому трудно точно определить его
иконографию. Предположительно также бургундский или лотарингский.
3. Кресты, похожие на православные. 3 шт.
4. Патриарший крест. 1шт.
Неожиданный для Крыма тип креста был мною зафиксирован в помещении
церкви Святой Троицы в Инкермане.
5. Колодец в пещере церкви Святой Троицы выдолблен в виде креста,
похожего на безант.
В Инкермане есть еще одно кладбище у подножия Монастырской горы.
Иконографические типы крестов на нижнем кладбище Инкермана,
рядом с дорогой на Монастырскую гору
6. На надгробиях типичный австрийский армейский пушечный или
железный крест зафиксирован в двух местах. В геральдике форма железного
креста называется форме или патте по французски лапа
7. На двух надгробиях нижнего кладбища есть крест, похожий на клеверный,
только нижняя сторона удлинена. Крест с листьями клевера в
геральдике называется крест боттонни Лист клевера является символом
Троицы обозначает идею воскрешения Христа.
8. В одном месте похожий на клеверный крест, стоявший когда то на
чьей то могиле, засыпан землей.
2
4
8 12
Эвлия Челеби. Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия
по Крыму 164 667 г Симферополь Таврия, 1996. С. 79. 44
Во время посещения фондов отдела эпиграфики Херсонесского государственного
историко археологического заповедника меня поразило,
в каком состоянии хранятся древние уникальные памятники. Они навалены
друг на друга в маленькой комнате, лежат тесно прижатыми на нескольких
полках. Но все же мне удалось разглядеть несколько интересующих
меня символов.
Иконографические типы крестов на памятниках, хранящихся в
фондах отдела эпиграфики
9. Надгробие с антониевским четырехчастным крестом по другой,
геральдической, типологии крест потент Инв. 30578.
Крест потент назван та к от французского potenсe опора так каI
по форме напоминает древние опоры. Иногда та 10й крест называют крестом молотом. 10. Обломок нс 1дгробной плиты с частью креста, похожего на фурше.
Инв. 4097. По хараI теру скола, можно предположить, что здесь было
трехчастное завершение. Патриарший крест на надгробной плите. Инв. 1320 14. 12. Крест фурше с удлиненной стороной на надгробной плите. Инв. 2485. 13. Крест, похожий на анх, на надгробной плите. Подобный крест имеется
в к талоге Византийский Херсон под инв. 6 136508. 14. На абаке капители крест вариация на тему клевер трилистник.
Иконографические типы крестов на мраморных колоннах средневековых
христианских храмов в Греческом дворике, рядом со средневековым
отделом музея 15. На абаке капители колонны крест с расширяющимися концами, по 10нфигурации похожий на кельтский крест, распространенный в Англии,
Шотландии и Ирландии. Но здесь он не вписан в круг. 16. На абаке капители колонны характерный крест, название которому
пока в известной мне литературе я пока не нашел. 17. В четырех местах кресты на колоннах, похожие на ламбо. 10 13 14 17
Иконография символов напольной мозаики из базилики VI в. н.э,
перенесенной в Греческий дворик Херсонесского музея
Орнаментика этой мозаики богата различными изображениями. Ее иI 0
нография и особенности композиции характерны для раннехристианского
средневекового искусства. Отдельные изображения обрамлены медальонами картушами. Аналогичная художественная схема присутствует и в
алтарной мозаике церкви Св. Климента в Риме. В херсонесской мозаике
одни изображения в медальонах повторяются. Другие встречаются единично.
Опишу лишь некоторые из этих изображений знаков. 45 18. Либо армянский расщепленный крест, либо якорный, либо
фурше. Точно иконографический тип определить сложно. 19. Крест, похожий на гельветический.
20. Знак, содержащий идею трехчастности. 18
2 1Трилистник в растительном узоре.
22. Нечто, похожее на трилистник в вазе или чаше. Символ чаши это
символ причастия, Евхаристии. Можно считать прообразом иконографиче
с 10го типа Троицы.
23. Фигура, напоминающая трилистник.
24, Витой орнамент, содержащий смысл спирали. 46
Крест издавна считался символом солнца, света и жизни. Наличие в
Крыму стольких многих видов крестов говорит о том, что здесь, действительно,
было сосредоточение многих культур. Разнообразие иконографических
типов древних символов, их зависимость друг от друга, говорит о
том, что они все заключают в себе общецивилизационный архетип.
Трансформация этого архетипа дала такое большое количество вариантов
крестов и трилистников в рассмотренных мною памятниках.
При анализе иконографии автор не придерживался жестких хронологических
рамок, так как правильность датировок античных и раннехристианских
памятников можно подвергнуть сомнению в свете современных научных
споров.
На основании предложенной схемы трансформации общецивилизационных
символов можно говорить о единстве культур так называемой Циркурпонтийской
зоны зоны индоевропейской культурно языковой общности,
проблемы которой в последние десятилетия занимают ученых. Многовариантность
предложенной схемы также нашла подтверждение в памятни 1
ах Крыма, что важно для понимания сложного и неоднозначного исторического
процесса. J t 1
Надгробия с различными видами крестов.
Инt ерман. Монастырская гора близ руин Каламиты
и нижнее кладбище у дороги на Монастырскую гору.
Фото Д. Котова. Июль 2002 г. 47