Королёв Г.И.
Искусственные водные пути России в зеркале геральдики XVIII-XIX вв.
// Гербовед. №66. (2003)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 31-34
Аннотация: В XVII в. в некоторых странах Западной Европы занялись развитием внутренних водных путей сообщения с помощью междуречных каналов. Сторонником каналов в России был Петр 1, видевший в их сооружении важное, средство усиления внутренней и внешней торговли. В 1697 г. у приволжской крепости, впоследствии ставшей городом Камышином, началось строительство канала для соединения Волги и Дона. Однако эта работа вскоре прекратилась.
Об авторе публикации/статьи:
Королев Геннадий Иванович (Москва) доктор исторических наук, профессор кафедры археографии Российского государственноrо гуманитарного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Королева Г.И.в библиотеке найдено еще 44 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18387 знаков (с пробелами)
Г Королёв, д н., Москва
ИGКУGGТВ6ППЫ6 GОДПЫ6 ПУТИ Р GGИИ
В З6РКАЛ6 Г6Рl ЛЬДИКИ XVП XIX G.
В XVII в. в не 1оторых странах Западной Европы занялись развитием
внутренних водных путей сообщения с помощью междуречных 1аналов.
Сторонни 1ом I аналов в России был Петр 1видевший в их сооружении
важное, средство усиления внутренней и внешней торговли. В 1697 г. у
приволжс 1ой 1репости, впоследствии ставшей городом Камышином, началось
строительство 1анала для соединения Волги и Дона. Однако эта работа
вскоре прекратилась.
П рвым введённым в действие искусственным водным путём стал
Вышневолоц 1ий канал, проведённый в 1703 1709 гг. по старинному волоку
между Метой и Твердой. Образовался сплошной водный путь от Волги до
Финского залива. В XVIII в. по ряду трасс велись изыскания, было построено
или начато сооружением несколько других каналов 1Работы продолжались
в XIX в.
В пределах искусственных водных систем располагалось множество
городских и сельских поселений. Некоторые из них возникли как места для
обслуживания вновь устроенных путей сообщения. Посмотрим, I ак рукотворные
водные пути отразила геральдика.
Регулярная работа по созданию и утверждению городских гербов началась
с герба, данного Костроме в 1767 г. 2 апреля 1772 г. были утверждены
ещё 4 городских герба, в т для вышнего Волоч 1а и Боровичей2 С
сооружением вышневолоцкого канала жизнь Вышнего Волочка, в 1770 г.
ставшего городом, оказалась тесно связанной с судоходством. Например,
в 1805 г. из 859 семей податного населения этого города для 206 главным
источником доходов был лоцманский заработок на Вышневолоцком пути3.
В указе о вышневолоцком гербе сказано Вышний Волочек есть такое
селение, которое чрез имеющийся так в тексте Г близ его слюзы и
чрез великой проход судов пользу великую российской коммерции прино сит Как видим, содержание герба обосновывалось значением водного
пути для российской коммерции в целом. Хара 1Тер пути и способ перевозки
грузов показаны гружёной лодкой на воде. Корона в горностаевой
главе означала царскую милость и покровительство городу, т носила
хара 1Тер идеологического знака, встречающегося и в некоторых других
гербах. Описание упоминает один вид сооружений ел юзы Были и другие
объеl Ты, например, водохранилище близ города.
Жители Боровичей занимались проводкой судов по порожистым местам
Меты и до устройства Вышневолоцкого канала. С проведением канала
их работа оказалась связанной со всей Вышневолоцкой системой. Занятие
горожан показывает герб, в первой части которого изображено Солнце с
тем же значением, что глава в вышневолоцком гербе, а во второй части 3 1
руль в знак того, что искусство тутошних кормщиков причиняет безопасность
плодущим судам в опасных сих местах 4 В несколько замысловатой
форме пожалователь герба воздал должное профессиональному умению
боровичей. Вместе оба герба запечатлели несколько аспектов истории
Вышневолоцкого водного пути значение для хозяйства, занятия жителей,
характер сооружений, характер трудностей для судоходства и тип транспорта.
Это вообще интересный случай небольшой комплекс гербов символизирует
один объект.
По иному интересующую нас тему раскрывает герб Новой Ладоги. Город
был учреждён в 1704 г. путём преобразования подмонастырской слободы
и перевода населения и учреждений из Старой Ладоги. В 17 18 1732 гг.
по южному берегу ладожского озера во избежание ряда трудностей плавания
по озеру был проведён канал. Город оказался при I анале. 16 августа 178 1г. были утверждены гербы городов Новгородского наместничества и
среди них Новой Ладоги5. В гербе схематически изображена часть ладожского
канала, а по сторонам два рога изобилия Герб показывает значение
водно технического сооружения для города и, видимо, для русской коммерции вообще.
Герб Новой Ладоги, в описании названный старым, интересен тем, что
в нём использован сюжет герба, помещённого на знамя Ладожского полка
в 1730 г. Слюза, ворота золотые, стены красные, поле лазоревое 6. Полковой
герб был составлен в период строительства канала, а точнее, незадолго
до его завершения как раз на участке около города. Полк получил
название по месту приписки.
В 18 10 г. была открыта Карпинская водная система, создававшаяся с 1799 г. Мариинскйй канал был небольшой протяжённости, но соединив
Ковжу и Вытегру, он связал бассейны Волги и Балтийс 10го моря, считая от
Рыбинска до Петербурга. Позднее эта система была дополнена Северодвинским
каналом между Шексной и Сухоной, Белозерским и Онежским
каналами, прорытыми в обход Белого и Онежского озёр, хождение по которым
для речных судов было трудным. Эти каналы были открыты соответственно
в 1828, 1844 и 185 1гг.
На Мариинской системе расположено несколько городов. Белозерск
принадлежит к стареишим русским городам, принимая за его начало Белоозеро.
Два других города были ново учрежденными Череповец в 1777 г.,
Вытегра в 1773 г. Вместе с другими новгородскими городами Вытегра
получила герб в 178 1г., т до начала работ на Мариинс 10й системе. Корабль
вытегорского герба говорил о постройке судов на местной верфи,
заложенной в 17 15 г. и работавшей до 1847 г. В описании сказано таюке о
продаже этих судов вытегорцами. Герб Вытегры тему из истории каналов
не отражает.
Череповец получил герб 29 марта 18 г. вскоре по открытии канала.
В одной из частей герба помещены солнечные лучи и руль
7. Описание
не объясняет смысл изображения, но установить его не трудно в городе,
стоящем у водного пути, жители работали на верфи и на судах, и от этого 32
занятия зависела их жизнь и им определялось их значение в обществе.
Солнце и руль явно взяты из боривичского герба, но преподнесены в иной
композиции.
В одно время с Мариинской системой, в 1802 18 гг., строился Тихвинс 1
ий канал. На созданном благодаря ему пути находились города Молога,
Весьегонск, Устюжна Железнопольская и Тихвин, в которых пристани
существовали и в XVIII в. Однако в гербах, утверждённых в 1773, 1778 и 178 1гг., были помещены эмблемы, изображавшие другие, недели водохозяйственные
факты.
В XVIII XIX вв. были построены каналы, создавшие пути в других, чем к
Петербургу, направлениях. Канальная тема в гербах городов на сих путях
отсутствует. Очевидно, что эта тема целиком связана с историей водных
сообщений между Балтийским морем и Волгой. На пространстве
волжско балтийских сообщений находились три города, гербы которых
тему искусственнt Iх водных путей не отражают, но связаны с водным
транспортом. Это гербы упомянутой Вытегры и Ладейного Поля, изображающие
судостроение, и Петербурга как места на одном из концов воткс 1
0 балтийс 1их путей. Петербургские я 1оря по 1азывают морс 1ой порт.
Гербы на тему ис 1усственных путей сообщения на свой лад свидетельствуют
о развитии транспортной базы русской торговли и промышленности.
Они показывают изменения в направлениях грузопото 1ов. Французский дипломат
Лави передаёт любопытную деталь. В донесении в Париж от 3 де 1асря 17 17 г. он пишет, что французский инженер, осматривавший место
для Ладожского канала, с 1азал ему, что строительство будет вдвое дешевле,
чем в других странах и чрезвычайно повредит голландцам 8. Голландцы
торговали с Россией через Архангельск, и перемещение путей на Балтийское
море, в т благодаря постройке каналов, задевало их интересы.
На рассматриваемые гербы следует взглянуть как на источники непрямой
информации о взаимодействии человека и природы. Эту сторону исторической
действительности создатели гербов и не помышляли изображать,
но затрагивали её, не осознавая. Каналы строили в местах для того
удобных. Удобства же соединения рек каналами создала природа. Так что
само расположение городов, получивших гербы с канальной тематикой,
было определено географическим фактором, природной средой. Проведение
I аналов означало возни 1новение водных потоков, выруб 1у леса, перемещение
масс грунта, регулирование порогов и другие изменения в ландшафте.
Возникали новые и разрастались старые поселения. В общем, антропогенное
давление на окружающую среду возрастало. Упадо 1судоходства
означал ослабление воздействия на среду. В последней трети XIX в.
велась работа над проектами развития искусственных водных путей9.
Осуществление проектов вело 1новому усилению давления на среду.
Впрочем, работы по усовершенствованию водных путей и строительству
Новоладожского и других каналов в геральди 1е не отражены, пос 1олы у и
новых городов, 1оторые могли бы получить соответствующе гербы, не возникло. 33
Данные, составляющие ненамеренную информацию, выходят как бы
из за, а не со щитов городских гербов. Заниматься такой информацией
нужно для того, чтобы полнее понять содержание гербов и значение, которое
придавалось той или иной стороне бытия в своё время. В настоящей
статье не приводятся конкретные данные, которые можно добыть в источниках,
находящихся за гербовыми щитами
Гербов с интересующей нас тематикой всего несколько. Они отражают
важную сторону истории России и представляют частицу содержательного
и художественного богатства русской исторической геральдики.
ПРИМЕЧАНИЯ 1
См. Горелов В Речные каналы в России К истории русских каналов в
XVIII в. М. Л., 1953 Истомина Э Водные пути России во второй половине XVIII
начале XIX века. М., 1962.
2 ПС3. 1е собр. СПб., 1830. Т. 19. С. 47 14 17. 13780. Далее номер собрания
и выходные данные не указываются.
3 Истомина Э Указ. соч. С. 84.
4 В ПСЗ напечатано сих местах В архивной копии написано их что ближе к тут ошним кормщикам РГАДА. Ф. 17 1Оп. 1Ед. хр. 14. Л. 2
5 ПСЗ. Т. 2 1С. 222. 15209. 6
Цитируется список реестра полковых гербов РГАДА. Ф. 375. Оп. 1Ед. хр. 76.
Л. 5 Лакиер, опубликовавший этот документ в приложении к своей Русской геральдике дал шлюза
7 ПСЗ. Т. 3 1С. 60 124572.
8 Сборник имп. РИО. СПб., 188 1Т. 34. С. 265. 9
О характере намерений и целях предполагавшихся работ можно судить например
по кн. Бучацкий Л Тихвинская система Технические, статистические и экономические
данные и материалы для проекта улучшения водного пути. СПб., 1893.
Опубликованы и официальные материалы, касавшиеся, например, Мариинской системы. 34
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королёв Г.И. Искусственные водные пути России в зеркале геральдики XVIII-XIX вв. (2003)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|