Ражнёв Г.В.
История и символика единорога
// Гербовед. №66. (2003)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 48-50
Аннотация: Одна из самых загадочных фантастических фигур - единорог - широко использовалась не только в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, но и в государственных и родовых гербах, в том числе и на гербе России времён Ивана Грозного.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16084 знаков (с пробелами)
Г РаJ 1снев, к н., С.моленск
Т i ЙПЫ И Зi Г i ДКИ
GИМ.GОi ИКИ 6ДИПОРОГЛ см. рис. на 1й стр. обложки
Одна из самых загадочных фантастических фигур единорог широко использовалась
не только в изобразительном и декоративно прикладном искусстве,
но и в государственных и родовых гербах, в том числе и на гербе России
времён Ивана Грозного.
Чтобы достаточно полно и глубоко раскрыть символику этого удивительного
зверя, следует обратиться к сведениям о развитии его символики за более
чем четыре тысячелетия, ибо, как предупреждал П Флоренский, научное
исследование символа может быть лишь на основе историко сравнительного
метода
Единорога сегодня изображают с телом белой лошади или крупного оленя
с козлиной бородой и одним длинным витым прямым рогом.
Откуда пришел в российскую геральдику единорог
Об этих удивительных животных рассказали ведические книги Шримад Бхагаватам Атхарваведа и Махабхарата
Так, в одной из них повествуется о том, как бог Вишну воплотился в облик
единорога по прозвищу Гривастый Хаягрива после чего он поразил своим
рогом олицетворенное невежество, чем спас Веды. Когда Хаягрива дышит, то
из его ноздрей вырываются ласкающие слух звуки ведических гимнов. Более
подробно о единорогах писал известный древнегреческий писатель Ктесий
Книдский конец V первая четверть IV в. до н. э. который прекрасно знал
индийскую и иранс 1ую мифологию, ибо долгие годы служил при дворе персидских
царей Артаксеркса и Дария Описывая диковинное животное, он даже
указал длину его рога 46 см. Ктесий лишь пересказал те легенды, которые
слышал от путешественников, побывавших в Индии и Гималаях. Видимо, это
были расс 1азы о китайских единорогах андрогинах, называемых ки линь варианты
Ши лин, цилинь, кю линь, хи линь, Кай Линь Ки мужское начало, его
рог, а линь женское начало, его девственное тело.
Он имел лошадиные копыта и оленье тело, раскрашенное всеми цветами
радуги. По могуществу и мудрости китайцы считали его даже выше дракона и
почитали царём всех зверей, живущих на земле. Людям этот единорог являлся
исключительно редко, в качес rве вестника счастливых перемен, большой удачи,
рождения великих мудрецов, а также символа умиротворения, долголетия,
мягкости и сострадания. Согласно местным хроникам, первый раз китайцы
увидели его в 2697 г. до н. э., когда он появился во дворце императора Хуанди.
Это событие посчитали за знак того, что правление Хуан ди будет ознаменовано
идеальным справедливым правлением, а таюке благополучием и процветанием
государства, что и произошло на самом деле. В другой раз легенда
рассказывает о том, как единорог предстал перед женщиной, которая затем
родила Конфуция. 48
Изображения единорога китайские невесты наносили на стулья, предназначенные
для подарков своим мужьям. Китайский единорог, символизируя
ещё и удачливость в детях, часто изображался на благопожелательных лубках
и вырезках из цветной бумаги, где его изображали спус 1ающимся с неба, несущим
женщине сына. Чтобы подчеркнуть незаурядность мудрецов и восьми
бессмертных, их часто изображали верхом на единороге.
Расс 1азы Ктесия подтвердил древнеримский натуралист Клавдий Элиан,
уточнив лишь, что рог единорога имел спиралевидную форму и использовался
как дорогое сырье один грамм рога оценивался в 1О граммов золота для изготовления
кубков, 10торые предохраняли владельцев не толь 10 от ядов, но и от
многих болезней.
По преданиям, единороги быстро распространились по Азии и Европе, где
их видел сам Юлий Цезарь в лесах близ Рейна, о чем он писал в книге Галльская
война По словам Цезаря, он видел одного формой напоминающего
олен5 из центра лба которого между ушей торчит единственный рог выше и
прямее, чем все nроqие известнь е людям рога
Являясь популярнейшим образом не только восточных, но и средневековых
христианских легенд, единорог, по одной из них, однажды спас животных и
птиц. Огромный змей, решив умертвить все живое, отравил воду в лесном озере.
Деревья начали чахнуть, а животные и птицы, почуяв яд, не стали пить воду.
Им грозила ужасная смерть. Единорог, подойдя 1озеру и убедившись, что
вода отр влена, опустил свой рог в воду. Свершилось чудо вода очистилась,
деревья и животные были спасены.
Подобную историю якобы видел своими глазами утрехтский священник Йохансон
из Гезе, посетивший в IV веке Синайский полуостров. Именно там он
видел единорога, очистившего реку Марах.
Так как единорог не ел мяса и падали, а ходил по земле так, что не топал
ни живых существ, ни травинок, то он символизировал доброту и милосердие.
В других легендах повествуется о том, что поймать и приручить единорога
может только белокурая девственница. Есть легенды и о том, ка 1им благородством,
храбростью, воинственностью и силой обладают единороги. Так, например,
одна из легенд повествует, что конь Александра Македонского Буцефал
был единорогом, подаренным ему царицей Египта. В другой легенде расс 1
азывается, как британс 1ий король Артур однажды встретился с единорогом
Следует заметить, что рог единорога в западной символи 1е имел и фаллическое
значение. Акт покорности единорога перед девственницей символизировал
сексуальную сублимацию. Возможно поэтому Леонардо да Винчи считал
единорога символом вожделения.
Христиане считали, что единорог олицетворяет не только величие, добродетель,
неутомимость, чистоту и мудрость, но и непобедимую силу Иисуса
Христа, его праведную борьбу со злом, очищение общества от скверны и возмездие
погрязшим в грехе.
В средневековых бестиариях, датируемых V веком, записано Так и наш
Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошёл в утробу Девы эти
идеи как нельзя лучше соответствовали целям, поставленным Иваном Грозным,
считавшим своим призванием укреплять российское государство, очищая
его не только от внешних, но и от внутренних врагов. 49
Как непорочное и чистое существо, единорог считается у христиан эмблемой
Девы Марии, а также женщин мучениц, которые, устояв перед величайшими,
в том числе и колдовскими искушениями, сохранили девственную чистоту
святой Юстины Падуанской была убита ударом меча в грудь и святой Юстины
Антиохийской была обезглавлена живших в начале четвёртого века.
Поскольку Христос, как сказано в Евангелии от Луки, воздвиг рог спасения
нам рог единорога стал и символом креста.
В христиансI 0м искусстве рог единорога ассоциировался также с Благовещением поэтический символ проникновения голубем и ягнёнком. В этом
смысле архангел Гавриил получил осмысление как трубящий в свой рог охотник,
который с гончими собаками Верой, Надеждой и Любовью, или Истиной,
Справедливостью, Миром и Милосердием добродетели, которые стали возможны
с пришествием на землю Христа загоняют единорога к Деве Марии,
сидящей в огороженном саду или в кущах роз. Единорог может изображаться
один в ограждённом саду, прикованным к гранатовому дереву другая метафора
Девы Марии, взятая из Песни Песней и символизирующая целомудрие
Это указывает на Воплощение Христа в утробе Девы Марии идею его заключения
в человеческую плоть.
В русских словарях XVI XVII веков единорога описывали как свирепого и
непобедимого зверя, похожего на коня, вся сила которого заключена в его роге.
В Голубиной книге его называют индрик зверем как это было и в славянских
Ведах.
Фигура единорога украшала российские гербы и после кончины Ивана
Грозного, вплоть до начала XVII века, а с появлением в России дворянских
гербов фигура единорога стала одной из самых популярных в дворянской геральдике.
У алхимиков единорог символизировал субстанцию ртути дух Меркурия
которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую
целостность.
У рыцарей единорог символизировал добродетель чистой куртуазной любви
и спосqбносrь целомудренной женщины усмирить и направить на благие
цели рог сексуального желания.
В геральдике единорог стал изображаться с XV века и символизирует благородное
происхождение, досrоинсrво, неутомимость, мудрость, мужскую
энергию, интеллект, непобедимость, знатность рода и прославленное потомство.
Будучи лунным знаком поэтому он изображается белым в геральдике
единорог обычно уравновешивает как щитодержатель солнечную силу льва поэтому он изображается золотым
Единорог, положивший голову на колени девственницы, был эмблемой семьи
Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были известными
покровителями искусства в Италии, особенно в XVI XVII веках.
В современной государственной геральдике единорог изображён вместе со
львом в качестве щитодержателей в гербе Великобритании, а также под названием
тулпар крылатый единорог в гербе Казахстана.
Единорог часто изображается и в современных личных гербах см. рис. на 1й сrp. обложки 50
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. История и символика единорога (2003)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|