| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №54. (2001) › Шелковенко М.К. Герб Рязани: в поисках достоверности | ||||||
Шелковенко М.К.
Герб Рязани: в поисках достоверности// Гербовед. №54. (2001)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2001. № 4 (54). С. 114-122, 02 (вторая страница обложки) Аннотация: 29 мая 1779 года на представленном на Высочайшее утверждение докладе Сената «О гербах Костромского и Рязанского Наместничеств» Всероссийская императрица Екатерина Великая собственноручно начертала резолюцию: «Быть по сему». С этого момента большинство историков и краеведов ведут отсчет времени существования герба города Рязани. Об авторе публикации/статьи: Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.
в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 42845 знаков (с пробелами)
М Шелковенко, Рязань Г6РБ РЯЗ ПИ G П ИGК Х ДОGТ G6РП GТИ см. рис. на 2 й стр. цв. вкладки 29 мая 1779 года на представленном на Высочайшее утверждение докладе Сената О гербах Костромского и Рязанского Наместничеств Всероссийская императрица Екатерина Великая собственноручно начертала резолюцию Быть по сему С этого момента большинство историков и краеведов ведут отсчет времени существования герба города Рязани. Правда, некоторые источники относят дату его утверждения на три месяца раньше на 29 марта 1779 года. Виной тому, скорее всего, ошибка, вкравшаяся в Полное собрание законов Российской империи ПСЗРИ при составлении специального тома с литографированными изображениями всех городских и губернских гербов, утвержденных к тому nремени. Этот том был подготовлен и издан только в 1843 году, то есть через 64 года после подписания Указа. Сейчас ошибка с датировкой рязанского герба, кажется, вполне разъяснилась. Нам же следует, в первую очередь, обратить свое внимание ка иное обстоятельство. В самом тексте сенатского доклада, помещенном в ХХ томе ПСЗРИ 4884 описание рязанского герба предваряется следующими словами Город Рязань имеет старый герб Они могут означать только одно задолго до Указа императрицы герб города Же реально существовал и употреблялся. И зто действительно так, Еще в самом начале царствования первого государя из династии Романовых, Михаила Федоровича, изображение стоящего на земле человека с мечом или саблей в правой руке и ножнами в левой встречается на драгоценном покрывале для спинки царского трона саадачном покровце А для полной ясности это изображение, вышитое пряденым серебром и украшенное жемчугом, снабжено надписью печать реская В те же годы 1626 г. описание рязанской эмблемы встречается 1в Росписи всем государевым печатям Там упоминается печать Рязанская человек, а у него в правой руке меч, а под ним земля С того далекого времени символ Рязани, а точнее Рязанской земли, практически не изменялся. В него лишь вносились небольшие стилистические поправки и уточнения в соответствии с духом и модой того времени, в кото рое он употреблялся. Менялся разворот воина, отдельные детали его одежды. С XVIII века сам воин стал именоваться князем. Но, прежде чем следовать через века за этими переменами, необходимо ненадолго обратиться в еще более отдаленное прошлое. На большой государственной печати, сделанной для Иоанна IV Грозного, существует обозначение Рязани в виде фигуры идущего коня. Происхождение и символика этого образа до се 4 Г6РБ РЯЗ4ПИ G П ИGК4Х ДOGTO.G6PHOGTИ см. стр. 4 R r Jf Герб и флаг Рязан и. Рисунок М Шелковенко. сего дня темны, загадочны и не поддаются однозначному объяснению. После смерти грозного царя он более нигде не встречается. Поэтому оставим разгадку его потаенного смысла для специального исследования и не будем далее на нем задерживаться. Возможно, образ воина с мечом, выбранный для обозначения Рязани при Михаиле Федоровиче, сохранился до наших дi lей, так как оказался более понятным и доходчивым для разных поколений. Можно предположить, что при сочинении этой эмблемы ее составителям припомнились древние заслуги Рязани перед Русью в борьбе с кочевниками и Ордой. А, может быть, напротив, вековое противостояние рязанцев с москвичами в тяжбе за первенство на Руси. Но, скорее всего, на выбор символа оказали влияние более близкие и животрепещущие события из истории Российского государства. Совсем недавно миновало Смутное время и у всех еще была на памяти та роль, которую сыграло рязанское воинство и ополчение в изгнании польских интервентов и различных самозванцев из Москвы, и та роль, которую сыграли рязанцы в возведении на трон молодого царя из рода Романовых. Как пишет о том времени Лев Гумилев, рязанское дворянство, охранявшее почти половину юго восточной границы, представляло собой элиту правительственных войск. Воеводами южнорусских дворян стали рязанцы И само призвание на трон Михаила Романова было поручено посольству, которое возглавил рязанский архиепископ Феодорит. Призыв был ощутимо подцержан демонстрацией вооруженной силы, значительную часть которой составляли рязанцы. Так что символ, изображающий сильного и решительного воина, достался Рязани совсем не случайно. Следует отметить и то почетное обстоятельство, что фигура человека с мечом в рязанской эмблеме является третьим по счету известным изображением человека среди российских земельных эмблем после московского ездеца и киевского Архангела Михаила. При Алексее Михайловиче рязанская эмблема была включена в первый российский гербовник Титулярник составленный в единственном экземпляре при царском дворе в 1672 г. Само название этого сборника гербов говорит о том, ради чего были сочинены и нарисованы включенные в него 33 земельные эмблемы. Они должны были наглядно иллюстрировать все царские ти тулы и демонстрировать власть московского государя над огромной территорией, объединившей под его десницей 33 древних царства и княжестаа. Такая наглядная демонстрация ставила царя вровень с самыми могущественными европейскими государями и позволяла ему претендовать на статус равный императорскому при дипломатических контактах. На большой государевой печати эти земельные эмблемы располагались вокруг двуглавого орла. Земельными эмблемами украшались царская утварь, мебель и пал аты, оружие и конский убор. Но в большинстве царств и княжеств, обозначавшихся в Москве этими символами, о своих эмблемах в то время еще и не ведали. В саму Рязань тогда еще Переяславль Рязанский собственная эмблема пришла только в 17 12 году. По воле Петра I ею были украшены 5 ротные знамена пехотного и драгунского полков регулярной армии, размещенных в городе и провинции. Все полки в то время получали наименования по месту своей дислокации и должны были иметь соответствующие эмблемы на своих знаменах и амуниции. Рязанские полки получили желтые знамена с золотой эмблемой в крыже верхнем углу полотнища у древка. Для нее было взято изображение из Титулярника По мере увеличения количества полков и расширения географии их дислокации старых эмблем стало не хватать. Потребовалось сочинение новых эмблем, которые затем переходили и к городам, в которых были расквартированы воинские подразделения. Этой работой занималась Герольдмейстерская контора, созданная Петром I в 1722 году и возглавлявшаяся Франциском Санти пьемонтским дворянином и графом. На основании этих и старых из Титулярника эмблем в 1729 30 годах под руководством генерала графа Б Миниха был составлен новый сборник гербов для полковых знамен, включивший уже 85 гербов. Для него заново была нарисована и рязанская эмблема и дано ее описание. А поскольку так называемый Знаменный гербовник был утвержден Правительствующим Сенатом, включенные в него гербы обрели силу закона. В рязанском гербе воин впервые именуется князем, а описание герба, гласит По старому, Князь в епанче и шапке, в руке правой меч, в левой ножны, епанча красная, платье, сапоги 1шапка зелень е, шапка же соболевая, под ним земля зеленая, поле желтое Любопытно, что сам князь на рисунке изображен облаченным в некий доспех, наподобие кожаных панцирей древнеримских полководцев. Вероятно, здесь сказался вкус Ф. Санти. Более поздние изображения этого же периода не имеют этой особенности, а князь в них изображается просто в зеленом платье или кафтане. Встречаются эти изображения не только на полковых знаменах, но и на Государственном знамени Панире 1742 г. на Жалованных грамотах, на пробирных клеймах. В реальной же городской жизни гербу все еще не было места. Да и сам герб обозначает, скорее, территорию бывшего княжества под условным названием Рязань чем ее номинальную столицу Переяславль Рязанский. Лишь при Екатерине гербы стали жаловаться непосредственно городам, как структурным единицам нового административно территориального устройства Российской империи. Поэтому действительно, как об официальном символе города, о гербе Рязани можно говорить лишь с 1779 года. Время обретения городом своего герба оказалось тесно связано и со временем обретения им древнего имени Рязань взамен прежнего Переяславля, и со временем обретения им статуса наместнического города. В Указе, подписанном императрицей, герб наместнического города Рязань описан так В золотом поле стоящий Князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями старый герб Уже в наше время зто архаичное описание породило целый букет проблем и последствий, но об этом ниже. 6 В 1785 году право каждого города на свой герб было законодательно закреплено Жалованной грамотой на права и выгоды городам Российской империи в которой предписывалось городу иметь герб, утвержденный рукой императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах Так оно и продолжалось по всей России до 19 17 года, после чего земельная и городская геральдика оказались забытыми на 70 с лишком лет как пережитки царского строя. И возвращение их представлялось настолько нереальным, что ни одним постановлением верховной власти РСФСР или СССР ни одно установление о геральдике не было отменено. Поэтому когда в современной России возникли благоприятные условия Российская Федерация объявила себя правопреемницей Российской империи земельная и городская геральдика стали возрождаться. В числе первых свой исторический герб решил восстановить Рязанский городской Совет. В конце 1993 года его Малым Советом было принято принципиальное решение о возвращении городу его исторического символа, утвержденного Екатериной Были, конечно, и предложения сочинить новый современный герб взамен устаревшего Но, к чести своей, городские власти пошли по единственно верному пути исторической преемственности. Будущие проблемы оказались заложены в мелочах. В эйфории подготовки к 900 летию Рязани ни у кого не возникло сомнений в способности самостоятельно решить задачу восстановления символики без привлечения опытных специалистов, которых в городе в то время не было. Герб представлялся раз и навсегда зафиксированным изображением, поэтому вся работа изначально свелась к поиску наиболее удачного и полного изображения герба в доступных источниках. Таковыми на тот момент оказались ре принтное переиздание известной книги ПЛ. фон Винклера Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи 1990 и книга Н Сперансова Земельные гербы России XII XIX вв. 1974 В первой была помещена подслеповатая копия черно белой гравюры, а во второй раскрашенная грубоватая копия той же гравюры из книги ПЛ. Винклера. Все остальные изображения рязанского герба в советских изданиях так или иначе воспроизводили эти рисунки. Составленное на их основе изображение современного герба Рязани и соответствующее Положение о гербе города были утверждены Постановлением мэра г. Рязани от 08.08. 1994 г. 825 без необходимой экспертизы Феде ральной геральдической службы. 7 Описание герба для Положения. было сделано на основании принятого изображения, достаточно подробно и точно, но без соблюдения геральдической последовательности и терминологии. Впоследствии, при утверждении Устава города в 1997 г., ситуация еще более усугубилась, так как в статью о городской символике было внесено описание герба, сделанное совершенно произвольно, даже без учета уже принятых изображения и описания герба. В результате князь оказался гордо стоящим в темнокоричневом плаще и т На эти несуразности неоднократно обращала внимание городского руководства областная геральдическая комиссия, созданная в апреле 1997 г. В конце концов вмешалась и Государственная герольдия, предупредившая городские власти, что в случае, если в описание герба в Уставе города не будут внесены необходимые поправки, может быть вовсе отменена регистрация герба. Городской совет предпочел гордо промолчать и тут же утвердил для города красный флаг, вопреки нормам вексиллологии, рекомендациям геральдической комиссии и Государственной герольдии. Эти обстоятельства подтолкнул и на поиск дополнительных материалов по городской символике, чтобы достоверно установить как возник герб Рязани и каким ему надлежит быть сейчас. В самом начале выяснилась известная любому сведущему геральдисту истина всякий герб утверждается и существует не в виде изображения, а в форме его точного геральдического описания, и всякое изображение, соответствующее этому блазону, считается гербом. Само же описание делается в определенной последовательности и с использованием специальной терминологии. Обращение к архивным материалам и дополнительной литературе выявило ряд существенных деталей, не учтенных при восстановлении герба в 1993 94 гг., и одновременно поставило под вопрос достоверность источников, которыми пришлось изначально пользоваться. Оказалось, что в использованные прежде изображения герба еще в 1843 году закралась грубая ошибка, появившаяся при создании рисунка рязанского герба для ПСЗРИ. Рисовавший герб художник Fr. Wodeсki Водецки изобразил ножны, вопреки описанию герба, не в левой руке князя, а свободно висящими на бедре ниже упертой в бедро руки. Эту ошибку повторил в 1900 г. в своей книге ПЛ. фон Винклер, а за ним и все последующие издания. В той же книге Винклера гравер, копировавший рисунок из ПСЗРИ, не смог ясно воспроизвести некоторые детали в силу специфики гравюры на дереве и малого размера изображения. Поэтому пропала застежка, скрепляющая епанчу на груди князя, не получилась штриховка на сапогах, говорящая об их цвете. К тому же в указе Екатерины об этих деталях вообще нет ни слова. Там не определены также цвета меча и ножен, штанов и пояса, собольей опушки шапки и епанчи. В результате художник, делавший рисунок для книги Н Сперансова, изобразил сапоги черными вместо зеленых а соболий мех рыжим вместо черного Из этого источника почерпнули свои знания все последующие издания. Благодаря неточности описания герба в 1779 году оказалась забытой и зеленая земля, 8 а которой изначально стоял князь. Составителям указа эта деталь, вероятно, представлялась столь очевидной, что о ней забыли упомянуть, хотя 3nлоть до середины XIX в. изображение земли присутствовало в гербе язани как бы по инерции. Следствием этого стало то, что при составлеии герба для Рязанской губернии в 1858 г. изображение земли из него счезло окончательно, и это стало новой геральдической нормой, закреп, енной законодательно, и последующим употреблением герба. При определении точного изображения и описания исторического гер а Рязани пришлось заглядывать не только в документы, предшествовавие Указу 1779 г., но и в материалы Х Х в., чтобы определить, в каком 3иде герб бытовал до начала ХХ века. В частности оказалось, что описаие герба Рязани в Большом государственном гербе Российской империи 1883 г. почти дословно повторяет описание в Знаменном гербовнике 730 г. Князь в епанче и шапке, в правой руке меч, в левой ножны, епана красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, под ним емля зеленая, поле желтое Обращение к документам этой эпохи не лько утвердило нас в прежних находках ножны в руке, зеленые сапоги и п. но также выявило еще одну существенную деталь, о которой в совет ой литературе вообще не принято было говорить. Дело в том, что в 1857 г. императором Александром II была проведена е ральдическая реформа, в результате которой все гербы получили знаки атуса в виде внешних дополнительных украшений. Строго определен ый набор таких украшений говорил о месте гербовладельца в иерархичеой структуре империи. В частности все гербы получили короны губерне императорскую, областные старую царскую города и посады убчатые башенные. Особые венцы в виде шапки Мономаховой получи города, бывшие в древности столицами великих княжеств местопре ванием царствующих Великих князей В их числе оказалась и Рязань. еле революции, с исчезновением империи, ликвидацией прежней адми стративно территориальной губернско уездной структуры государства, ти все внешние украшения гербов утратили свое геральдическое и авовое значение. Единственным статусным знаком, сохранившим свою гитимность, осталась шапка Мономаха, которой Рязань по праву владес 1857 года. В результате всех описанных выше историко геральдических изыскай определился целый ряд необходимых поправок и уточнений, которые ебовалось внести в герб Рязани, в его изображение и описание. Эта требность диктовалась и тем обстоятельством, что по современным ральдическим правилам требованиям Государственной герольдии не ходимо включить в блазон герба все значимые детали, которые тради онно присутствовали в его изображениях, но не включались ранее в его исание. Все поправки были неоднократно обсуждены со специалистами ударственной герольдии и одобрены ими. Но для того, чтобы стало можным привести герб в соответствие с исторической правдой, потревалась почти полная смена состава Рязанского городского Совета. 9 1 РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕШЕНИЕ от 1olj к t Jl 0 200 г. О а есе п n 1ne d дoпomrsd а Уста ropoA Ра 1ап Pyxoaoдсny,rс Федераm.ЯЬIII зuово Об общих прввцвпах оргавн 1ации ествоrо самоупрааnевu Россвlс 1tой Федер8Цвв Зково PJD с 1tol области О ество самоупрuпеввв а Р.оавсхоl области Устuо города Рюuи, учвтыаu рекомевдацян Гераm.дRЧескоrо соаета прн Президенте РоссвАсхоА Федерации и Рязанской областвоl rеральдяческоR коквссвв, rородскоа Соает РЕШИЛ 1Стаn.ю 13 Устма города Рюавн ВЗЛОЖВ Т 1а а сле.цующеR редuцвн Стаn.я 13. Снl l8олвка мувнципаш.воrо обраэоааяюt Герб rорода PJDaвB предст88ЛJl.е Т собой взобраеине l ИJD сто.ящеrо 1 золотом поле черапевоА краевой епавче, скр плевuой ва rрудн золаrоА застежкой, а зеленых шапке, nnan.e, сапогах и серебряm. х штанах, держащего в прааоR руке сepeбpown меч, а а леаоD серебряш. 1е 0Ж 1п. 1npn тuом жt поясL шапка в епанча оторочены черными сoбo DIH. Герб у енчвя ШnпкоR Mo oмnxn. Герб может иметь допопнятепыwе rераJа,ДНческне э.пе ент 1о утаерждаемые rородсuм Советом в сооnетстаяи с российсхоА геральдической траднц еА и действующим зuояодшет.стао Флаг города РJDавв предстDJUlет собой пр оуrот.вое полотнище золотпстожелтоrо цвета. а центре 1отороrо располаева фигура UJDЯ. взобрасенная на rербе rорода Рюави. В верхнем углу полотивща, у дpnu а крь же помещена Шanita Мономаха. Оrвошевве швpиlDtl фпаrа 1ero дml.Ве 2 3. Сяполвu rорода в порядок. ее офицнаm.воrо нспо Jоаавия утаерждаются rородсuк Соаетоо. 2.Решевве вступает а сапу со дu его офвцват.ноrо опублва оааяи З.I онтроль за всполвеввем васто,ацеrо решена, ао nожип. ва коивтет по образоаа.нню, JtУЛЬтуре, молодежной полuтпе в спорту Бупьrчеа Н.А ПредседатеАь РА 1анского городского Сс,ето. 120 А МУХИН Только после этого, 23 ноября 2000 года, герб Рязани был утвержден в новой уточненной редакции, и с этого дня его описание гласит В золотом поле стоящий Князь в червленой красной епанче, скрепленной на груди золотой застежкой, в зеленых шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой серебряные ножны при таком же поясе шапка и епанча оторочены черными соболями. Герб увенчан шапкой Мо номаха 1 Кардинальная смена депутатского состава Городского Совета позволила вернуться и к вопросу о флаге города. Если герб Рязани даже формально существовал более 220 лет а реально более 370 лет то городских и территориальных флагов в России исторически не было вовсе. Это изначально создавало сложности в решении задачи по разработке флага города, но сложности объективные. Дополнительные проблемы были произвольно созданы депутатами прежнего Горсовета, взявшими на себя смелость самостоятельно сочинить городской флаг в виде красного полотнища с гербом города в центре. Объяснялся такой выбор очень просто почти все депутаты прежнего состава являлись членами городской организации КПРФ. Любому, кто хотя бы поверхностно знаком с правилами вексиллологии известно, что цветовая и изобразительная символика городского флага должна строго повторять символику и цвета городского герба. При этом полотнище флага является эквивалентом гербового поля и не предполагает воспроизведения формы геральдического щита. В силу этой логики в своей основе флаг Рязани должен представлять собой золотисто желтое полотнище с изображением в центре фигуры Князя. Это подтверждается и историческим прецедентом первым достоверно известным вексиллолоrическим памятником на рязанской земле являются ротные знамена рязанских полков 17 12 года, имевшие желтые полотнища с золотой рязанской эмблемой в крыже. Чуть позже территориальная эмблема стала изображаться в центре знамен. К сожалению, такая логика никак не могла устроить депутатов. В качестве основного убийственного аргумента в защиту своих цветовых пристрастий приводился пример г. Москвы, создавшей красный флаг с изображением Георгия Победоносца. Элементарное объяснение, что Москва имеет красный флаг именно потому, что имеет красный герб, не смогло произвести никакого впечатления. Депутаты остались на своей партийной позиции, в результате чего Герольдия отказалась признать и зарегистрировать нелегитимный флаг города. 12 1 Ситуация разрешилась сама собой только после смены депутатского корпуса. Одновременно с утверждением новой редакции герба новые депутаты утвердили и согласованный с Герольдией новый вариант флага Рязани. Теперь он представляет собой золотисто желтое полотнище, в центре которого изображена фигура князя с герба города, а в крыже помещено изображение шапки Мономаха. Если с флагом города настала, наконец, полная определенность, то герб города все еще содержит в себе значительный потенциал для развития его символики в соответствии с современным статусом Рязани, как центра субъекта Российской Федерации. Для сохранения возможности реализации этого потенциала в Устав города, наряду с блазоном герба, внесена норма, позволяющая дополнять герб города внешними геральдическими элементами в соответствии с геральдической традицией. Таковыми на сегодняшний день могут быть девиз города, щитодержатели на подножии, а также особый элемент, характерный сейчас только для Рязани золотая церемониальная цепь главы городского самоуправления. Этот символ властных полномочий городской власти появился в Рязани в 1995 году, накануне празднования 900 летия города. По инициативе и на средства городских банковских учреждений золотая цепь была создана и подарена городу не только как символ городского самоуправления и власти, но и как весомая часть городской казны. В ней более 1кг золота, 70 бриллиантов и 3 изумруда. Специалисты Государственной герольдии сочли вполне уместным окружить гербовый щит Рязани изображением золотой церемониальной цепи, которое придает гербу неповторимый и торжественный характер. В настоящее время проект полного герба Рязани уже разработан и согласован с Герольдией. Его утверждение позволит в дальнейшем употреблять герб города как в полной, так и в нескольких упрощенных версиях, в зависимости от стоящей задачи. Путь к этому утверждению, насколько можно судить из предыдущего опыта, весьма непрост и не скор. Но он уже начался и когда нибудь будет пройден до конца. 122 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шелковенко М.К. Герб Рязани: в поисках достоверности (2001)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |