МАТЕРИАЛЫ ПРЕДЫДУЩИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
А Кошелев, Новосибирск
ИЗ ИGТ РИИ GОЗД4ПИЯ Г6.РБ4
r. K4.PAGYK4 см. рис. на 5 8 стр. цв. вкладки
Карасук небольшой город районного подчинения Новосибирской области,
административный центр одноименного района, уютно раскинувшийся
среди обширной Кулундинской степи, граничащий на юге с суверенным
Казахстаном.
Кулунда, несмотря на свое достаточно южное географическое положение, край достаточно суровый, для которого характерна безлесость,
сравнительно сухой климат, гололеды, быстрая смена благоприятных и
неблагоприятных условий. Известны случаи, когда морозы в этих местах
достигали 55 градусов. В сентябре 19 г., например, выпал снег толщиной
до 1метра. Случались снегопады и в июне. Метели, морозы загоняли
людей в теплые жилища на целую неделю 1
На протяжении столетий эти земли были частью Великой Степи, по которой
постоянно перемещались многочисленные кочевые племена, о них
сегодня напоминает большое количество курганов, разбросанных по территории
района. В связи с этим, земледельческая колонизация Кулунды
русскими началась достаточно поздно. Долгое время серьезным препятствием
для не была джунгарская угроза. После падения Джунгарии в
сер. 18 века и ухода из Кулунды телеутов, степь начинает осторожно заселятся
русскими земледельцами с севера и казахами кочевниками с югозапада.
Наиболее активно они стали осваиваться переселенцами из Европейской
части Российской империи русскими, немцами, украинцами в
конце XIX начале ХХ вв. На сегодняшний день многонациональное население
Карасука составляет более 30 тысяч человек2.
До сих пор среди жителей Карасука, краеведов, rор дских властей нет
единого мнения о том, что считать датой основания Карасука. Известно о
существовании с 1909 г. на современной территории города казахского
аула Алыбаевский. Возникновение же самого Карасука, как и многих других
сибирских городов, непосредственно связано со строительством железной
дороги.
В 19 г. по инициативе омского купца Дерова начались изыскательские
работы по пути железной дороги, которая должна была связать
Транссиб с принадлежащими купцу Экибастузскими каменноугольными
копями. Из за уступчивого характера инженера изыскателя, охотно шедшего
навстречу кулундинским крестьянам, не желавшим терять плодородные
земли, дорога пролегла по неиспользуемым низинным и, зачастую, 123
заболоченным участкам. Поэтому нынешнее поколение карасучан обречено
осваивать под собственные огороды земли болотистые и солончаковые.
Тем не менее, первый колышек под строительство был вбит в мае 19 12 года эту дату предложено считать днем рождения города неподалеку
от того места, где стоит ныне вокзал станции Карасук 1Непосредственно
строительство дороги на участке Татарская Славгород началось
в 19 13 г. К лету 19 16 г. земляное полотно довели до Карасука, а уже 10
января 19 17 г. было объявлено о регулярном движении товарно пассажирского
поезда, который приходил в Карасук один раз в неделю.
Свое название станция получила по реке Карасук, вблизи которой она
располагалась. Если обратиться к этимологии этого слова, то в переводе
с тюркского карасу означает черная вода Так называли реки и ручьи,
в устье которых били родники. Возможно и еще одно толкование данного
термина, предложенное директором Карасукского краеведческого музея
В Родюшкиным. Согласно одному из диалектов написанию в казахском
языке названия города Карасуык перевод будет звучать как черная
стужа что вполне соответствует природным условиям данной местности
и имеет обоснование в сказаниях местных казахов. Впрочем, не исключено,
что мы имеем дело с искажением более древнего названия.
Станция достаточно быстро развивалась. Первоначально в составе
Чернокурьинской волости, затем сельсовета. При этом хотелось бы отметить
такой интересный факт, что до 1933 г. на территории Новосибирской
области существовало три населенных пункта, именовавшихся Карасуком.
С 1929 г. село Черная Курья переименовывается в Карасук. Соответственно
и район, доселе называвшийся Чернокурьинским, стал Карасукским.
До 1933 г. другой районный центр поселок Краснозерский тоже назывался
Карасуком. После переименования в Карасук Черная Курья еще несколько
лет являлась центром района, а затем он переместился ближе к
железнодорожной станции. И в 1943 г. был образован единый рабочий
поселок с единым названием. 3 июня 1954 г. в соответствии с Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР, рабочий поселок Карасук был преобразован
в город районного подчинения3
К сожалению, в рамках данной работы нет возможности подробно остановиться
на всех моментах богатой и разнообразной истории Карасука.
Отметим лишь еще один факт. В 1960 80 е гг. город, его инфраструктура,
в основном развивалась за счет железной дороги. Она без сомнения являлась
и является градообразующим фактором. И сегодня город остается
крупнейшим узлом на Средне Сибирской магистрали, а депо станции Карасук традиционно одним из лучших депо российских железных дорог.
Сделав небольшой исторический обзор, перейдем непосредственно к
заявленной теме истории создании герба г. Карасука, первого из территориальных
гербов Новосибирской области, зарегистрированного в Государственном
геральдическом регистре РФ.
Процесс разработки и утверждения герба получился многоступенчатым,
растянутым по времени, но вместе с тем, как показала практика, верным,
позволившим получить полноценный результат. Надеюсь, что полу 124
ченный нами опыт, может быть, будет полезен коллегам при разработке
территориальной символики. Кроме того, на примере создания герба
г. Карасука хотелось бы высказать свою точку зрения на некоторые вопросы,
касающиеся процесса современного российского герботворчества.
Насколько нам известно, в советское время Карасук не успел обзавестись
собственным городским гербом. В результате реформ 90 х гг. и принятием
федерального закона О местном самоуправлении Карасук приобрел
статус муниципального образования. В соответствии со статьей 3 Символы города Устава Карасука, город может иметь свой герб и флаг
официальные символы, выражающие традиции и отличительные признаки
города. Положение о гербе и флаге утверждается городским Советом. К
городским символам отнесен и День города, отмечаемый в последнее
воскресенье июня4.
Работа над гербом Карасука началась в ноябре 1997 г., когда глава
администрации г. Карасука П Парыгин, через В Родюшкина, обратился
с просьбой разработать проект герба города. Ранее предпринятая городскими
властями попытка создать герб города местными силами явно
не удалась. В течение нескольких лет, в качестве городской эмблемы,
использовалась несуразная композиция из традиционных дпя советской
символики набора эмблем шестеренки, колоса и стилизованного рельса
в разрезе. Автором эмблемы является местный художник Золотое. В качестве
символа города эта эмблема помещена на обложке цитировавшейся
выше книги журналистки Н Антипиной рис. 1
В ходе проработки возможных вариантов герба, его символики, образовалась
рабочая группа, в которую вошли А Кошелев научный сотрудник
Новосибирского областного краеведческого музея, действительный
член Всероссийского Геральдического Общества, В Родюшкин коренной
житель Карасука, хорошо знающий историю, традиции и особенности
своего города и художник областного краеведческого музея Д Гребенкина.
Первоначально, в результате многодневного и коллективного мозrового
штурма было разработано и предпожено шесть проектов герба, учитывавших
природное, географическое, социально экономическое своеобразие
Карасука. После их предварительного обсуждения в городской администрации
осталось три варианта, которые после доработки с учетом
поступивших замечаний, было решено вынести на обсуждение депутатов
городского Совета.
На шестой сессии Горсовета, состоявшейся 28 января 1998 г., авторы
представили проекты на суд депутатов. Обсуждение проектов, в целом,
получилось конструктивным, хотя возникали и критические вопросы, например,
а зачем городу нужен герб Пришлось авторам столкнуться и с
абсолютной геральдической безграмотностью, подчас доходящей до полного
абсурда. В частности, использование в двух проектах традиционных, сибирских бело зеленых цветов, вызвало у одного из присутствовавших
на сессии гостей, подозрение, что авторы герба вместе с городскими властями
пропагандирует исламский фундаментализм и имеют замысел отторгнуть
город и Карасукский район от России и присоединить его к Казах 125
стану. Многих депутатов вопрос создания городской символики оставил
равнодушными.
Несмотря на это, после рассмотрения проектов было принято решение
обнародовать все предлагаемые варианты через местное телевидение и
другие местные средства массовой информации и изучить общественное
мнение по этому вопросу.
Два проекта, получивших наибольшую подцержку депутатов, в двух вариантах малый и большой гербы в цветном и черно белом исполнении
были выставлены в районном краеведческом музее рис. 2, 3 Свое мнение
горожане могли выразить в письменном виде. Все записки опускались
в рядом стоящую, опечатанную урну. Местное телевидение провело
встречу в прямом эфире с участием В Родюшкина, главы администрации
П Парыгина, председателя планово бюджетной комиссии городского
совета Т Кайдаловой и представителем творческой интеллигенции
города, художником В Березиным, на которой были представлены и
обсуждены проекты городского герба, а также наиболее экономным горожанам
был дан исчерпывающий и авторитетный ответ, что ни одна бюджетная
копейка не будет потрачена на работу над гербом.
В ходе обсуждения было подано около двухсот записок. Абсолютное
большинство жителей Карасука подцержало идею обретения городом
собственной символики. Большинство высказалось за первый вариант, как
наиболее полно отражающий специфику Карасука.
Результаты опроса городской общественности были представлены
В Родюшкиным на седьмой сессии городского Совета, состоявшейся 6
мая 1998 г. После обсуждения депутаты почти единогласно против поступил
только один голос приняли решение 1Утвердить Положение о гербе города Карасука.
2. Опубликовать данное Положение в районной газете Наша жизнь 5.
После принятия данного решения П Парыгиным было направлено
письмо 202 от 02.06.98 г. на имя Государственного герольдмейстера
Г Вилинбахова с просьбой к Государственной герольдии при Президенте
Российской Федерации провести геральдическую экспертизу герба
муниципального образования города Карасука, предварительно утвержденного
на сессии Карасукского городского Совета депутатов Новосибирской
области В соответствии с договором муниципального образования
города Карасука с группой разработчиков герба, организация экспертизы сбор и представление необходимой документации и т поручалась
А Кошелеву. июня 1998 г. все необходимые для проведения геральдической экспертизы
документы были отправлены в Государственную герольдию РФ.
Доработка герба Карасука, в случае поступления замечаний со стороны
Государственной герольдии, администрацией города естественно была
поручена авторской группе рис. 4
Теперь, что касается собственно герба, предложенного для геральдической
экспертизы. Не берусь судить о его достоинствах и недостатках, но,
на мой взгляд, герб должен отличаться простотой и лаконизмом построе 126
ния и символики. Множество делений и фигур в одном поле щита приводят
к перегрузке композиции, что в свою очередь усложняет эстетическое
и символическое восприятие герба. В данном случае, как нам кажется,
был найден символ, который наиболее полно и емко представляет Карасук,
его историю и день настоящий. Проведенное обсуждение, ОТ lасти,
подтвердило это.
При разработке положения о гербе, за основу был взят проект положения,
подготовленный Государственной герольдией. Относительно вкладываемой
в данный герб символики, то при ее проработке, мы естественно
отталкивались от традиционного для европейской и русской эмблематики
символического толкования колеса, белого и зеленого цветов, но в тоже
время вносили и свой смысл, свое видение. Символику, все таки, творят и
изменяют люди.
Наиболее проблематичным моментом в отправленном на экспертизу
гербе, являлся вопрос внешних украшений. Формируя коллекцию геральдики
в Новосибирском областном краеведческом музее, я подробно ознакомился
с процессом утверждения гербов Новосибирска 1993 г. и Бердска 1997 г. и знал, что Государственная герольдия до принятия федерального
геральдического кодекса, рекомендует отказаться от их использования.
Несмотря на это, мы решили предложить вариант, в том числе и с внешними
украшениями.
При их разработке за основу была взята геральдическая система, созданная
Б Кене. Мы ее несколько модернизировали, наполнив символами,
более полно раскрывающими географическую и хозяйственную специфику
Карасука.
В целом, говоря о системе внешних украшений для российской городской
геральдики, на мой взгляд, ее не стоит загонять в жесткие рамки, как
это в свое время сделал Б. В. Кене. Россия настолько многолика и многогранна,
что любая жесткая унификация в области символики, приведет
только к самым плачевным результатам.
На мой взгляд, в геральдическом кодексе должен быть жестко определен
порядок использования городских корон, указывающих статус города,
а также, возможно, лент государственных, региональных или городских
цветов. Я лично за региональные цвета, т не всегда возможно
во внешних украшениях обыграть элементы регионального герба, а лента
цветов регионального флага довольно четко и ясно определяет региональную
принадлежность города. К тому же, это позволяет отказаться
от идеи обязательного отражения в щите герба города его региональной
принадлежности.
Традиция, которой мы обязаны Эндену и Кене, обязательно помещать
в городском гербе в его верхней половине или вольной части региональный
герб, полностью или только его основные фигуры, на мой взгляд,
принципиально ошибочна. Она ведет к унификации, обезличиванию городского
герба, существенно снижает значимость городского герба как
символа городского самоуправления, не позволяет авторам герба наиболее
полно отразить все своеобразие города, его истории и традиций. На 127
сколько мне известно, в европейской городской геральдике такая жесткая
система отсутствует, хотя элементы регионального герба очень часто
встречаются в городских гербах, но их расположение и использование не
р гламентировано и, как правило, имеет подчиненное, втоrостепенное
значение по отношению к основным фигурам герба города Подобные
примеры имеются и в российской территориальной геральдике. Достаточно
вспомнить оригинальные гербы уездных городов Ярославского наместничества 1778 г., в каждом из которых региональный герб медведь с секирой
изображен индивидуально.
При выборе остальных элементов внешнего обрамления щита щитодержателей,
ветвей и колосьев, орудий труда, девиза и т можно исходить
из особенностей каждого конкретного города.
В связи с большой загруженностью Государственной герольдии, экспертиза
герба г. Карасука длилась несколько месяцев.
В результате, рассмотрев представленные материалы по гербу г. Карасука
и в целом положительно оценив их, Государственная герольдия
рекомендовала для обеспечения полного соответствия геральдическим,
геральдика правовым нормам внести ряд поправок. Во первых, предлагалось,
все таки, исключить внешние украшения вокруг щита. В связи с этим,
исключались, либо корректировались некоторые пункты Положения о гербе.
Отсутствие внешних украшений Герольдия предложила частично
компенсировать внесением в герб девиза на ленте, вьющейся аналогичным
образом, но имеющим один знаково мотивированный исходя из герба или герба и имени цвет например, серебряная лента, черные или зеленые
литеры или зеленая лента, серебряные литеры. Девиз не может
намекать на него, например Чистая и глубокая о воде объяснение черноты At nomen сandida лат. зато имя сияет т репутация
безупречна и т.д В остальном материалы вполне удачны, а основная
идея герба простого и эффективного заслуживает весьма высокой
оценки
Естественно, авторская группа не могла не прислушаться к мнению Герольдии.
Внешние украшения были исключены из изображения и описания
герба. Доработанный вариант был в третий раз представлен на девятой
сессии Горсовета, состоявшейся 27 октября 1998 г. Рассмотрев его, а
также экспертное заключение Государственной герольдии РФ, Карасукский
городской Совет депутатов решил 1Утвердить Герб города Карасука приложение N2 1
2. Утвердить Положение о гербе города Карасука в новой редакции,
доработанной с учетом замечаний, высказанных Государственной Герольдией
РФ приложение N2 2
3. Эталон герба города Карасука хранится в Карасукском краеведческом
музее.
Данное решение с окончательным вариантом изображения и Положения
о гербе г. Карасука было направлено в Государственную герольдию. В
феврале 1999 г. городская администрация получила долгожданный ответ
за подписью Государственного герольдмейстера. Привожу его полностью. 128 Поздравляем с успешным итогом работы над символикой города.
ообщаем, что герб города Карасука внесен в Государственный геальдический
регистр России под порядковым регистрационным но ером 42 1Просим принять во внимание то, что с учетом норм Полоения
о гербе п. 3 эталон герба упоминаемый в п. 3 Решения Совета О гербе должен пониматься как текст геральдического
писания герба.
В отношении разработки флага города рекомендуем точно воспроизвести
на полотнище символику гербового щита. Обращаем Ваше
внимание на то, что такие официальные знаки, как должностной знак
мэра, знаки почетных граждан и т также требуют экспертизы и подлежат
регистрации. При их разработке прежде всего необходимо избегать
узурпации государственных символов.
Рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество
7
В связи с замечанием по пункту З Решения Совета, касающегося вороса
эталона герба, хотелось бы высказать свою позицию в этом вопросе,
а точнее поддержать И Сметанникова, поднявшего эту тему на страицах Гербоведа
8
Действительно, одной из традиционных норм классической геральдики
является возможность свободного художественного воспроизведения герба
в разных стилях, формах щита, различной прорисовки фигур и т Од
ако, на мой взгляд, геральдику, как науку о составлении гербов, не надо
воспринимать как жестко регламентированный набор правил и норм. Да,
существует базовый набор таких правил, прежде всего, касающихся вопросов
построения герба и позволяющих отличать герб от просто какойлибо
эмблемы, но давайте оглянемся.
Во первых, геральдика никогда не была оторвана от общего мирового
роцесса развития человечества, и в ней всегда находили отражение
культурные процессы, художественные стили готика, барокко, классицизм
и т протекавшие и сменявшие друг друга на протяжении столетий.
Кроме того, в геральдике всегда существовала возможность обоснованного
исключения из правил. Вспомним хотя бы герб Иерусалимского королевства золотой крест на серебряном поле.
Во вторых, сегодня понятие мировая геральдика включает в себя не
только европейскую геральдическую систему, но и подразумевает синтез с
многообразными эмблематическими и символическими системами, прежде
всего Востока. Для евроазиатской России это особенно актуально.
Кроме того, не стоит забывать, что быстрое техногенное развитие в X X
вв. нашей цивилизации породило целую группу новых эмблем, фигур,
трудно воспроизводимых даже в стилизованном варианте.
И сегодня мы видим, что большинство региональных гербов, прежде
всего автономных республик Российской Федерации, создается на основе
синтеза правил классической европейской геральдики и восточной символической
системы. Герб это прежде всего отличительный знак, и точно
без искажений воспроизвести сегодня национальный орнамент для примера
герб Чувашии и многие другие либо наскальный рисунок, археоло 129
гическую находку гербы Саха Якутии Хакасии только на основании геральдического
описания, невозможно., Обязательно необходимо художественное
изображение герба, являющееся его эталоном, которое точно
должно воспроизводиться, по крайней мере, на печатях, бланках, вывесках
органов представительной и исполнительной власти владельца герба.
На рекламной, сувенирной продукции, пожалуйста, возможно разнообразное
художественное и стилистическое воспроизведение герба в части щита,
внешних украшений. Я уже не говорю о том, что непрофессиональный
художник может так воспроизвести герб по описанию, и такие примеры
известны, что потеряется весь заложенный в него смысл, а его изображение,
символика будет вызывать у человека только ОТ fуждение и неприятие
и т Сегодня, утверждая государственную символику, обязательно
утверждается изображение герба, флага, почему же при утверждении территориальной
символики должен практиковаться другой подход
Что касается разработки флага Карасука, по ряду объективных и субъективных
причин, этот процесс пока не завершился, но обязательно будет
доведен до логического конца рис. 6
Герб города активно входит в жизнь карасучан. Сегодня его изображение
можно встретить на вывеске при входе в здание городской администрации,
на бланках и почетных грамотах. По заказу мэра г. Карасука одной
из московских фирм выпущен значок с изображением герба. Полный вариант
с внешними украшениями используется при оформлении улиц города,
карасукским предприятием ООО Комета он помещен на этикетках
производимой ею газированных напитках и т рис. 5
Надеюсь, что у герба г. Карасука будет долгая, достойная, интересная жизнь любовь и уважение жителей Карасука.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Антипина Н. Т. Город Карасук. Новосибирск, 1996. С. 8.
2
Районы и города Новосибирской области природно экономический справочник
Новосибирск, 1996. С. 445.
3 Антипина Н. Т. Указ. соч. С. 5 6.
4
Необходимо отметить, что правовая база, обеспечивающая геральдический
процесс, на уровне законов Новосибирской области достаточно хорошо проработана.
Согласно статье 12 Символика городов и районов области Закона Новосибирской
области О территориальных органах государственной власти в Новосибирской
области принят 27. 12.96 г. 5 1Города, районы области могут иметь
собственную символику, отражающую исторические, культурные, социально экономические
и иные местные традиции Статья 14 Символика муниципальных образований Закона Новосибирской области О местном самоуправлении в Новосибирской
области принят 28.05.97 г. 65 Муниципальные образования вправе
иметь собственную символику герб, эмблему, другую символику отражающую
исторические, культурно национальные, социально этнические, национальные и
иные местные традиции
5
Наша жизнь. Карасук. 59. 2 1мая 1998. С. 3. 30
6 В качестве примера, можно привести гербы восточногерманских городов, где
аждый третий герб содержит элементы региональной символики. См. Туаньян
Ю Гербы городов Восточной Германии бывшей Германской Демократиеской
Республики Гербовед. 1998. 6 32
7 Письмо Государственной герольдии при Президенте РФ А23 2 49 от в.02. 1999 г.
6 Сметанников И К вопросу об эталонировании гербов Гербовед. 1999.
4 36 С. 109 2.
Приложение 2 к решению
сессии 9 Карасукского
городского Совета депутатов
от 27. 10. 1998 г. Положение о гербе города Карасука 1Герб города Карасука опознавательно правовой зttак, в котором
имволически отражено историческое прошлое и день сегодняшний, составленный
и употребляемый в соответствии с правилами геральдики,
служащий символом местного самоуправления, городского статуса.
Описание герба. В гербе города Карасука изображен щит, диагональо
разделенный линией, проведенной из правого верхнего угла щита к
левому нижнему. Верхнее поле белое, нижнее зеленое. В центре щита
стилизованное колесо, в белом поле зеленое, в зеленом белое.
Геральдическое описание герба города гласит В скошенном слева
серебряном и зеленом поле колесо переменных тинктур
Символика герба Колесо солярный знак, символ движения, истины,
стремления к счастью и удачи. В гербе Карасука колесо символизирует
образование и быстрый рост города, его многонациональное население,
пришедшее в разное время на кулундинскую землю в поисках счастья,
реемственность культурных и исторических традиций. Бело зеленый цвет
олеса олицетворяет этническое многообразие и в тоже время единство
жителей города, принадлежащих к различным зтносам, культурам и религиозным
конфессиям, символизирует их стремление к духовному совершенствованию
и разумному устройству жизни. Колесо символизирует же
езную дорогу и ее исключительную роль в рождении и жизни города. Карасук
возник как станция на железной дороге Т атарская Славгород, построенной
в 19 9 17 гг. Сегодня Карасук крупный железнодорожный узел
на Средне Сибирской магистрали. Белый и зеленый традиционные цвета
Сибири. Белый символ чистоты, преданности, веры, а также цвет зимней
степи. Зеленый цвет символ надежды, изобилия, возрождения, жизненных
сил, олицетворяет богатую хлебом Кулундинскую степь, на просторах
которой раскинулся Карасук.
З. Воспроизведение герба города всегда должно точно соответствовать
геральдическому описанию герба города с учетом общих геральдических 13 1
норм. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а
также с применением специальной штриховки для обозначения цвета.
4. Герб города воспроизводится на печатях, штампах, бланках, на
официальных изданиях, а также на вывесках, фасадах зданий и в залах
заседаний органов местного самоуправления города и подчиненных им
учреждений, организаций, предприятий.
5. Герб города не подлежит использованию на печатях, штампах, бланках,
вывесках органов государственной власти и подчиненных им учреждений,
организаций, предприятий, действующий на территории города, а
также общественных организаций.
6. Главой Администрации города может быть предписано или разрешено
употребление герба города в случаях, не предусмотренных настоящим
Положением, если это соответствует значению герба города, определяемому
п. 1настоящего Положения.
7. В случае употребления герба города в противоречии с настоящим
Положением ответственность несет сторона, допустившая нарушение.
Проект Положения о гербе города Карасука см. вариант 1
2. Герб города Карасука опознавательно правовой знак, в котором
символически отражено историческое прошлое и день сегодняшний, составленный
и употребляемый в соответствии с правилами геральдики,
служащий символом местного самоуправления, городского статуса.
Описание герба. В гербе города Карасука щит, прямоугольной формы
с закругленными нижними углами и заострением в нижней части щита,
пропорции щита 7 х 8, диагонально разделен линией, проведенной из
правого верхнего угла щита к левому нижнему. Верхнее поле белое, нижнее
зеленое. В центре щита стилизованное колесо, в белом поле зеленое,
в зеленом белое. Щит увенчан серебряной белой башенной трехзубцовой
короной и обрамлен слева пшеничным колосом, справа полынью,
перевитыми бело зеленой лентой. На ленте надпись черными литерами КАРАСУК
Геральдическое описание герба города гласит Щит скошен слева
серебром и изумрудом. В центре колесо переменных тинктур. Щит увенчан
серебряной башенной трехзубцовой короной и обрамлен слева пшеничным
колосом, справа полынью, перевитыми бело зеленой лентой. На
ленте надпись черными литерами КАРАСУК
Символика герба. Колесо солярный знак, символ движения, истины,
стремления к счастью и удачи. В гербе Карасука колесо символизирует
образование и быстрый рост города, его многонациональное население,
пришедшее в разное время на кулундинскую землю в поисках счастья,
преемственность культурных и исторических традиций. Бело зеленый цвет
колеса олицетворяет этническое многообразие и в тоже время единство
жителей города, принадлежащих к различным этносам, культурам и религиозным
конфессиям, символизирует их стремление к духовному совер 132
шенствованию и разумному устройству жизни. Также колесо символизирует
железную дорогу и ее исключительную роль в рождении и жизни города.
Карасук возник как станция на железной дороге Татарская С.г авгород,
построенной в 19 9 17 гг. Сегодня Карасук крупный железнодорожный
узел на Средне Сибирской магистрали. Белый и зеленый традиционные
цвета Сибири. Белый символ чистоты, преданности, веры, а также цвет
зимней степи. Зеленый цвет символ надежды, изобилия, возрождения,
жизненных сил, олицетворяет богатую хлебом Кулундинскую степь, на
просторах которой раскинулся Карасук.
Башенная серебряная корона о трех зубцах, в соответствии с русскими
геральдическими традициями, указывает на городской статус
Карасука административного центра Карасукского района. Пшеничный
колос отражает широко развитое земледелие на целинных землях
Кулунды, переработку и торговлю зерном в Карасуке. Полынь символизирует
великую степь и животноводство. Бело зеленая лента является
земельным флагом Сибири и указывает на региональную принадлежность
г. Карасука. Черная надпись КАРАСУК указывает на название
города карасу в переводе с тюркского означает черная вода
8. Воспроизведение герба города всегда должно точно соответствовать
геральдическому описанию герба города с учетом общих геральдических
норм. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а
также с применением специальной штриховки для обозначения цвета.
9. Внешние украшения герба корона, колосья, лента относятся к
второстепенным фигурам, поэтому их изображение, при воспроизведении
герба, является не обязательным. В случае принятия федерального
законодательства, определяющего форму внешних украшений городского
герба, внешние украшения герба Карасука приводятся в соответствие
с федеральным законодательством 10. Герб города воспроизводится на печатях, штампах, бланках, на
официальных изданиях, а также на вывесках, фасадах зданий и в залах
заседаний органов местного самоуправления города и подчиненных им
учреждений, организаций, предприятий. Герб города не подлежит использованию на печатях, штампах,
бланках, вывесках органов государственной власти и подчиненных им учреждений,
организаций, предприятий, действующий на территории города,
а также общественных организаций. 12. Главой Администрации города может быть предписано или разрешено
употребление герба города в случаях не предусмотренных настоящим
Положением, если это соответствует значению герба города. определяемому
п. 1настоящего Положения. 13. В случае употребления герба города в противоречии с настоящим
Положением ответственность несет сторона, допустившая нарушение.
Статья написана по материалам доклада, присланного на X V
Международную генеалога геральдическую научную конференцию.
Москва, 25 ноября 2000 г. 133
Рис. 1Эмблема Карасука на обложке книги
журналистки Надежды Антипиной Город Карасук
5
6
Рис. 2, 3. Два проекта герба Карасука,
получивших наибольшую поддержку депутатов.
Рис. 5. Полный вариант герба Карасука на этикетках
газированных напитков, производимых ООО Комета 1Nfli3 j
Рис. 4. Герб Карасука,
утвержденный 6 мая 1998 г.
на седьмой сессии
городского Совета.
Рис Значок
с гербом Карасука.
7
8
Рис. 6.
Проекты флага Карасука.
Автор рисунков проектов герба и флага Карасука
художница Д Гребенкина.