Ражнёв Г.В.
Нетрадиционная символика креста
// Гербовед. №36. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 4 (36). С. 98-99, цв. вкладка 8
Аннотация: Сегодня крест воспринимается как главный христианский символ. Вместе с тем в дохристианский период он был весьма значимым объектом поклонения многих народов, а его изображения встречаются повсеместно еще со времен неолита. В вещественных памятниках древности находят оригинальные графемы (схематические рисунки) с крестом, которые бытовали в народном декоративном искусстве вплоть до ХХ в.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11744 знаков (с пробелами)
Г Раз,снев, к н., Смоленск
П6ТР4ДИЦИОПП4Я GИМ.GОЛИК4 KP6GT4 см. илл. на 8 й стр. цв. вкладки
Сеrодня крест воспринимается как главный христианский символ. Вместе с тем
в дохрмсrианский период он был весьма значимым объектом поклонения многих
народов, а его изображения встречаются повсеместно еще со времен неолита. В
вещественных памятниtсах древности находят оригинальные графемы схематические рисунк и с крестом, которые бытовали в народном декоративном
искусстве вплоть до ХХ в. Эти изображения, которые часто выглядели как орнамент,
представляли собой символы, имевц ие глубокий смысл и амбивалентное
значение идеограммы, т знака, обозначавшего какое нибудь слово или более
общее понятие. Эти идеоrраммы рассматриваются современными учеными как
дописьменный способ фиксации отдельных понятий, способных передавать разнообразный
смысл не только культовой информации, но и племенной эмблематик и,
знаков собственности и ориентации.
Безусловно, крест является древнейшим языческим символом, вот почему на
раннем этапе христианства он вызывал острый протест у ортодоксальных последо
вателей христианства. Так, например, хрисrианасий автор Муниций Феликс писал Мы не почитаем крестов и не желаем их. Это вы, имея деревянных богов, почитаете
и деревянные кресты как принадлежности ваших богов 1Только в IV веке
церковь признала его в качестве своей эмблемы, хотя до этого с крестом соперничали
свастика и шестиконечная звезда.
В наше время всплеск интереса к языческой символике вызывает настоятельную
необходимость обобщить полузабытую символику. креста, который может пережить
настоящее возрожденме в современной светской геральдике.
Что же символизирует крест в нетрадиционной христианской символике 2 Прежде
всего крест считается древним символом скрещенных путей3 В этом его значении
он называется крестом Атлантиды
Второе значение креста колесо с четырьмя сnи ми4 В этом смысnе
символика креста совпадает с символикой колеса5
Третье значение креста человеческая фиrура6 Четвертое крест как символ
мирового древа7
Пятое значение креста связано с четырьмя сторонами света и сотворившими их
силами. Вот почему крест стал амулетом, а также символом процветания, достатка
и долголетия8
Шестое значение 1СреСТа связано с пониманием его как символа солнечного бо
жества или как символа солнца или солярного знака
сnособСедьмое значение креста идеограмма огня, так как у отдельных народов nриление
для добывания оrня имело форму lq eс Гa 10
Более убедительно выглядит восьмое значение креста как символа летящей
mицы Эти изображения известны с палеолита, а в ассирийской письменности
кпиноnисью понятие птица передавалось в виде креста.
Крест, происходя от схематичеасоrо И30браженмя птицы, стал и солярным знаком,
так как солнце уподоблялось птице. Вот почему 1q еСТ как символ солнца олицетворял
бессмертие и вечность. До сих пор есть теософское учение о том, что
души умерших вселяются в птиц. Именно эта идея и была взята современным художником
Отари Кандауровым за основу живописной картины Святая Русь. По
священие Даниилу Андрееву 12 Вот почему крест стал популярным современным
символом души, завершая сзязь понятий бессмертие душа mица крест 98
Девятое значение креста олицетворяет свя3 ь богов Неба и Земли. В этой связке
вертикаль это бог Неба, а горизонталь бог 3,емли. Таким образом, возникает самое
сложное семантическое значение креста 1как андрогина, символа единства
мужского вертикаль и женского горизонталь начала. Это значение креста может
раа рываться и как единство противоположностей, гармоний, совершенство. Пифагорейцы
С 4итали крест символом числа 1О, ал fимики символом четырех элементов соли, серы, ртути и азота для получения философского камня.
Крест как андрогин, символизирует и равновесие, бессмертие мужское и женское
порождает будущее Отсюда крест в ова е или круге символизирует омодо
творение йони, поэтому крест выступает и ка к символ фаллоса, погруженного в
йони овал или круг
Как символ связи боrа Земли и бога Неба крест олицетворяет в точке пересечения
Центр мира, космическую ось. Вот почему 1он стал и стержневым элементом в
мандалах, которым приписывают магические с войства, используя их как меf,итативный
инструмент, в котором центр креста символизирует сакральный центр 1
В философском плане крест как андрогин олицетворяет соединение духовного вертикаль с телесным, материальным горизонталь и таким образом разрешает
противоречие в вечном философском споре о первичности материи или духа в
точке пересечения они всегда слиты и находятся в единстве, показывая абсурдность
спора материалистов и идеалистов. Вот очему крест стал и универсальным
символом дуальности, дуализма. Если вспомнить, что первопричину рождения
Вселенной люди всегда приписывали Боrу, то tс,реСТ символизирует ту самую божественную
энергию, которая и стала первоnричt ной бытия. Таким образом, в этом
смысле крест символ Великой потенции. Это и объясняет то, что у многих народов
крест был символом фаллоса. Отсюда и возникновение другой, более образной
графемы крест, упирающийся в полумесяц, как союз фаллоса и йони, т союз
мужского и женского.
Таковы основные нетрадиционные символll чеа Ие значения креста, в рамках
которых и возможно его применение в совреме ной геральдике.
ПРИМЕЧАНИЯ 12 Спутник атеиста, 196 1С. 249. Подробно о сммволике креста в христианстве см. Федоров Ю. Православный
наrр дный крест, образок, кольцо. СПб. Элигий 1998.
БолсунОВСIСИЙ К Символика эгюхи неоли та. Киев 1908. С. 4 5 Донини А. Люди, идолы и боrи. М., 1962. С 50. 6 Ражнёв Г Амбивалентность символики lфлеса Гербовед. 23. С. 156. Марковин В Дольмены Западного Кавказа. М., 1978. 7 8 Топоров В Крест Миф, народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992. с. 12 14. Рыбаков Б Прикладное ис кусство и ску.nьптура История куль туры Древней
Руси. Т. 2. М. Л. С. 29. 9 10Х ейердал Т. Древний человек и океан. М., 982. С. 9. Нейхамт А Происхождение мреста. М. 1956. С. 5. НиtсИфоровскмй Л. Pyс с me Я3ычество. СПб., 1975. С. 18 Олькотт У. Легенды
э ноrо мира. СПб., 19 С. 22. 13 Кандауров 0 Русь и христианство. М. Терра, 1993. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. С. 196 Керлот Х Словарь
символов. М., 1994. С. 304 309 Мифы нарадов мира. Энциклопедия. Т. 2, М., 1992.
С. 100 10 1Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996. 99
8 Н6ТРЦИЦИОПlli Я GИМЕОЛИК K.P6GT см. стр. 98
Некоторые значки с гербами, содержащими изображение креста.
Фрагмент коллекции И Сметанникова.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Нетрадиционная символика креста (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|