| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №36. (1999) › Симонов Р.А. Загадка противостояния льва и единорога в эмблематике Ивана Грозного | ||||||
Симонов Р.А.
Загадка противостояния льва и единорога в эмблематике Ивана Грозного// Гербовед. №36. (1999)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 4 (36). С. 100-108 Аннотация: Природа и значение символических композиций с единорогом трудны для объяснения. Примером может служить парное изображение льва и единорога. По мнению В.С. Румянцева, «Лев и единорог в XVI и XVII вв. были нередко употребляемы в виде собственно царского герба и по временам заменяли собою даже государственный герб - двуглавого орла». В этих словах речь может идти о льве и единороге как взятых по одному. Однако В.В. Калугин воспроизводит указанные слова как относящиеся к парному сюжету. Об авторе публикации/статьи: Симонов Р.А. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Симонов Р.А.
в библиотеке найдено еще 23 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 47317 знаков (с пробелами)
Р Симонов, д н., Москва З4Т4ДК4 ПРОТИ.GОGТОЯНИЯ ЛЬ.СА. И 6ДИНОРОГ4 С ЭМБЛ6МА.ТИК6 Иfl4П4 ГРОЗНОГО 1Вариации эмблемы лев единорог Природа и значение символических композиций с единорогом трудны для объяснения 1с. 75 79 Примером может служить парное изображение льва и единорога. По мнению В Румянцева, Лев и единорог в XVI и XVII вв. были нередко употребляемы в виде собственно царского герба и по временам заменяли собою даже государственный герб двуглавого орла 2, с. 1О В этих словах речь может идти о льве и единороге как взятых по одному. Однако В Калугин воспроизводит указанные слова как относящиеся к парному сюжету З, с. 24 Имеется два варианта парной композиции стоящих на задних лапах с поднятыми передними ногами животных 1вступающих в контакт, что выражается во вдвигании вкапывании рога единорога в рот льву, 2 не вступающих в контакт, что обеспечивается, как правило, наличием третьего изобразительного элемента, разграничивающего животных. Первый вариант появляется в XVI в. В частности, он известен на переплетах книг и печати московского Печатного двора и др. В Румянцев воспроизвел и описал такое изображение с переплета печатного Октоиха М., 1596 2, с. 10 З, с. 24 25 П Симони привел аналогичный средник с переплетов рукописных книг XVII в. Сонника и Степенной 4, табл. 32, рис. 46 и табл. 34, рис. 50 А. Лакиер описал и воспроизвел сюжет со львом и единорогом первого типа на печати московского Печатного двора 5, с. 182, табл. XIV, рис. 9 В указанных рисунках льва и единорога венчает трехлепестковая корона. Сюжет позже был заимствован старообрядцами. П Симони рассказал об одном таком изображении, сделанном с медной плитки 18 12 г. где лев и единорог типом похожи на описанные им тиснения XVII в. Вокруг пары животных шла надпись Иэбави мя от уст львовых и рог единорож смирение мое которую П Симони определил в качестве изречения из 22 псалма Псалтыри 4, с. 303, табл. 58, рис. 86 Он не отметил, что корона над головами животных здесь трансформиро валась в нечто, похожее на глаз с ресницами сверху. В Калугин установил, что лев и единорог были сюжетом не только переплетных средников, но встречались на бордюрных басмах, книжных застежках и пр. 3, с. 25 Второй тип парного сюжета единорога и льва, разделенных неким предметом, мог прийти в Россию из Англии, где в 1603 г., с начала правления Якова I Стюарта, лев и единорог стали щитодержателями 6, с. 157 Второй тип известен, например, по печатям времени царя Михаила Федоровича. Разделяющий животных изобразительный элемент здесь представлен в виде ветвящейся вертикальной виньетки, короны нет. Одна 100 печать, принадлежавшая писцу межевщику Федору Андреевичу Скрябину, находилась под выписью 163 1г. с Владимирских писцовых книг. Другая печать, принадлежавшая Петру Строгонову, имелась на обороте одной отписки. В ней сверху над животнн ми дано изображение, похожее на птицу 7, с. 20, 33, табл. 12, рис. 109 табл. 19, рис. 3 19 На царских седлах XVII в. встречается чеканное изображение льва и единорога, между которыми находится двуглавый орел S, с. 194, прим. 19, с. 8 9 В Иrошев любезно сообщил мне о втором типе рисунка на корпусе кандила 2 й пол. XVII в. из собора Сольвычеrюдска животные здесь разделены растительным орнаментом а также о хранящейся в Оружейной палате серебряной братине 16 18 г. с рисунком льва и единорога, разделенных картушем. По его мнению, зто наиболее ранний случай парного изображения второго типа. К этому же типу прин ежат лепные фигуры льва и единорога на фронтоне здания Московской синодальной типографии, построенного в 1645 г. по повелению Михаила Федоровича теперь эдесь находится Историко архивный институт РГГУ Фигуры льва и единорога, помещенные в виде герба разделяет подцерживаемая ими надпись на камне, сообщавшая о времени и по чьему повелению были сделаны сии полаты и ворота на Дворе книг печатного 1тиснения 2, с. 9 10 А. Лакиер ошибочно считал, что первый тип изображения льва и единорога на печати московского Печатного двора рог во рту льва взят с рисунка, бывшего над входом в старый печатный двор 5, с. 182 Первый тип известен с XVI в., а лепка на здании Печатного двора точно датирована 1645 г., поэтому не могла послужить образцом для I изображения, возникшего раньше. Кроме того, сюжеты различны вариа т на печати относится к первому типу, а рисунок на здании 1645 г. ко второму. В Румянцев отмечал, что значение эмблемы льва и единорога непо нятно и относил ее появление к царствованию Ивана Грозного, поскольку она встречается на его серебряном блюде и на знамени Ермака t 2, с. 3 1прим. 56 Подойти к пониманию этой эмблемы можно с учетом значения другого сюжета единорога в паре с драконом змеем встречающегося реже льва с единорогом, но о смысле которого существует определенное мнение в историографии. 2. Эмблематический сюжет единорог дракон змей 1 Одно из наиболее ранних изображен й с единорогом и змеем представлено на восковой печати, приложеннqй к составленной около 1477 г. духовной грамоте князя Бориса Васильевича Волоцкоrо брата Ивана о разделе имущества между его женой и сыном кн. Федором. Здесь единорог, имеющий небольшой идущий вверх рог, стоит на задних ногах, повернувшись к стоящему на хвосте большому змею, высунувшему в его сторону язык 10, с. 25 1253 По облику животных нельзя заключить, что между ними происходит борьба. Следующее по времени аналогичное изображение встречается на восковой печати кн. Василия Михайловича Верейского, 10 1 прикрепленной к двум грамотам, написанным в один день 4 апреля 1482 г. 1договорной Ивана III и его сына Ивана Ивановича с кн. Михаилом Андреевичем Верейским и его сыном кн. Василием 1О, с. 273 275 и 2 взаимной договорной тех же лиц 10, с. 276 279 К каждой грамоте были приложены четыре восковых печати, из них одна имеет композицию, сходную с описанной выше. Причем рог у единорога большой и направлен в раскрытую пасть змея, у которого имеется два дельтовидных крыла, что позволяет в нем угадать дракона с. 275, 279 По видимому, рисунок можно трактовать выражающим противостояние или борьбу единорога с драконом или летучим змеем. Близкое к описанным изображение содержит восковая печать Прокофья Зиновьевича от грамоты 150 1г. с. 0 Здесь раскрытые рты животных соединены прямой линией, которая может быть как языком змея, так и рогом единорога, который при гравировке штемпеля случайно сместился со лба ко рту. Впервые, по видимому, Ф. Жиль описал и опубликовал соответствующий рисунок. находящийся на лезвии бердыша, которое было украшено гравировкою и изображением влево идущего единорога на воспроизведенном рисунке единорог идет вправо Р поражающего дракона Присуrствие на бердыше единорога, поражающего дракона татарская эмблема герба 1СЗЗанскоrо дает этому оружию особое историческое значение 12, с. 164, 166, 179, рис. XXIV.2 В Арендту были известны и другие бердыши с этой эмблемой, один из них снабжен надписью Еренск оrо пос адского человека Ивана Тимофеева сына Оболтин ова и датирован 16 14 г. По его мнению, борьба единорога с змеем драконом возможно, явилась аллегорией завоевания Грозным Казани 13, с. 23 24 Действительно, коронованный дракон был гербом Казанского царства, очевидно, полученным Казанью от русского правительства 5, с. 159 160 14, с. 2 13 Другие объяснения борьбы единорога с драконом змеем как будто бы отсуrствуют. Однако, если такое изображение во 2 й половине XVI XVII вв. может восприниматься как аллегория завоевания Казани, то аналогичная эмблема более раннего времени не может иметь такой смысл. По видимому, изображения противостоящих единорога и дракона змея возникшие в 70 х гг. XV 1й половине XVI вв., следует толковать как помысел военно политического одоления Орды А Хороwкевич, очевидно, по недоразумению пишет, что печать на rрамотах от 4 апреля 1482 г. представляет щену борьбы единорога со львом 6, с. 164 правмьно единороrа С драkDНОМ. В этой связи эасnужмвает внимания тот факт, что ордынасмй хан УлуМухаммед, живший в правление Василия 425 1462 rт. имел прозвище Змей Отсюда могла возниЮiуть ассоциация, приведшая к отождествлению эмея и драко на с татарами, см. Соболева Н Герб Москвы к вопросу о происхождении Отечественная история, 1997. NR З. С. 14. 102 З. Символизм эмблемы пев единорог По аналогии можно предположить, что парное изображение льва и единорога также отражает в аллегорической форме противостояние между Московией единорогом и какой то враждебной силой, которую олицетворял лев. В Патентатах, или гербах, многих столиц по русским спискам конца XVII в. Лев великой олицетворяет Азию 15, с. 95 Поэтому парный вариант льва и единорога может выражать актуальное для России многовековое противостояние кочевникам, приходящим из Азии. Но такое объяснение как будто бы не согласуется с тем, что контактирующие животные находятся под обшей короной. Возможно, в этом случае льва надо искать среди гербов земель, бывших под общим с Москвой государственным управлением. Такой землей является Владимирское княжество, имевшее гербом льва на протяжении более семи веков 16, с.55 Подтверждает такое понимание символа льва его расположение левее единорога. В геральдике считается более почетной, главной левая фиrура герба правая с позиции его носителя 8, с. 5, 14 1Первенство Владимирского княжества перед Московским было закреплено в титулатуре русских царей XVI XVII вв. Владимир считался по старой традиции стольным городом наравне с Москвой. В титулах московских царей, до Михаила Федоровича включительно, прилагательное Владимирский стоит впереди прилагательного Московский 16, с. 55 В лепном изображении на здании московского Печатного двора представлен случай, когда лев занимает правую сторону. но при этом его первенство выражалось тем, что на нем была надета царская шапка 2. с. 9 1О Изменение порядка первых княжеств в царском титуле Московское на первом, Киевское на втором, Владимирское на третьем зафиксировано на большой государственной печати Романовых 5, с. 250 Пониманке льва в качестве Владимирскоrо, а единороrа Московского княжеств проясняет причину отождествления в историографии этого парного изображения в качестве государственного герба, соперничавшего с двуглавым орлом такая эмблема соответство вала началу титула первых русских царей Государь всея Руси Владимирский, Московский t 7, с. 10, табл. 7, рис. 106 Вместе лев и единорог могли олицетворять главные русские княжества, вокруг которых rрупnиро вались остальные земли государства. После. перестановки в царском титуле порядка княжеств парное изо бражение льва и единорога, видимо. окончательно утратило былое значение, став символом книги, книжного дела и просвещения в России 3, с. 24 Такая метаморфоза подтверждается тем, что парное кэображение этих животных представлено на переплетах книг, став своеобразным гер бом московского Печатного двора. Предположение В Румянцева о том, что эмблема льва и единорога в этом учреждении появилась уже при Иване IV, поддержал В Калугин Очевидно. с эпохи Ивана Грозного она Р таюке являлась гербом Печатного двора 2, с. з. с. 24 103 Толкование льва и единорога, как обозначавших Владимир и Москву и олицетворявших собою единое государство Московию, наталкивается на существующую в историографии оценку этой пары, осененной короной, как борющихся Лев и единорог обыкновенно изображались в положении борющихся рог единорога воткнут в львиную пасть 2, с. 10 борющиеся под короной лев и единорог 3, с. 24 в их взаимной борьбе 4, с. 29 1В действительности, борьбой изображение этого противостояния льва и единорога можно назвать с большой натяжкой. Фигуры животных статичны, рог не пронзает льва насквозь, какие либо раны на телах животных не заметны, отсутствует хищный оскал у льва или истечение крови у него из пасти, животные соприкасаются передними ногами вяло нет в них динамики или агрессии. По видимому, не случайно первый публикатор этого сюжета А. Лакиер описал льва и единорога так Оба стоят на задних лапах друг к другу лицем и под короною не отмечая борьбы между ними 5, с. 182 Рисунок в народных росписях по дереву XVII в восходящий к первому типу изображения льва и единорога, воспринимается современными исследователями и в качестве соединившихся животных как в дружеском объятии 17, с. 60, 64 Мирный настрой соединенных рогом животных особенно заметен при их сравнении с эмалевым сюжетом на царском седле XVil в., на который мне указал В Иrошев. 1Здесь животные явно приготовились к схватке, у льва оскалена пасть с высунутым языком, рог единорога нацелен в грудь льву. Еще мгновение, и начнется кровавая битва 9, с. 120 12 1Сцену застывших животных с рогом единорога во рту у льва никак нельзя представить ее финалом. Аналогичный деревянной росписи, иrровой облик имеют лев и единорог на медной литой чернильнице конца XVII начала XVIII вв., произведенной в Москве в Котельной слободе. Лев изображен слева, единорог справа рог направлен вперед животные не соприкасаются, можно посчитать, что они. забавляются, как щенки, в них не видно агрессми. Об их мирном настрое говорит также то, что лев смотрит не на единорога, которого должен был бы опасаться, а на зрителя, повернув голову анфас 18, с. 8, илл. 57 4. Эротика магическая интерпретация эмблемы пев единорог Трактовкой изображения с вложением рога единорога в рот льва может быть символический половой акт. Это согласуется с наблюдением О Беловой о толковании единороrа в эротическом значении, попавшем в Физиолог вероятно, через позднеантичное или раннехристианское посредство 19, с. 92 102 Предложенному толкованию эмблемы сочетающихся рогом льва и единорога отвечает интерпретация Х. Керлота, считающего, что образ единорога f СИМволизирует сексуальную сублимацию т процесс переключения сексуальной энергии на цели социальной деятельности 20, с. 19 04 В одном из сборников первой четверти XV в., в статье Правила святых отець вероятно, составленной известныr. духовным деятелем Кириллом Белозерским 1337 1427 2 1с. 478 479 среди подлежащих церковному запрету сексуальных способов, позиций и 1извращений оральный вариант, как будто, не рассматривается 22, с. 376 78 Половой акт мог пониматься в нескольких аспектах возвышенном, в духе эротического гедонизма нейтральном медико биологическом прин енном, постыдном, как нечто скверное, связанное с библейским поним нием изначальной женской нечистоты, греховности, служащей источником и рассадником похоти и разврата. На Руси в народной среде в свя и с осуждающим отношением церкви к женщине, распространилось третье из указанных пониманий, что отразилось, в частности, в феномене маtерной фразеологии как непристойной. Примеры на начало XVII в. см. 23, с. 177, 193, 275, 289 Матерное описание орального обладания исто 1ковывается в лингвистике как выражение пренебрежения 24, с. Подобный смысл оно имело, надо думать, и при Иване IV. Подтекст р ассматриваемого изображения, возможно, состоящий в сексуальном облмании единорогом льва в изощренной форме, как к нему не относитьсs t в эстетическом плане, мог отражать определенный политический взгляд на отношения между Москвой и враждебно настроенными соседями. Корона над двумя фигурами животных могла появиться позже, как обозна 4ение государственного статуса Московского Печатного двора. Тогда не остается основания считать, что лев в этой двоице знаменует Владимир. Вопрос остается открытым. Однако, если единорог был личным гербом Ивана IV, то противостоящий ему лев, скорее всего, должен восприниматься как некая враждебная сила. Свое отношение к такому льву царь мог в разить в rрубо саркастической матерной t форме через двусмысленную эмблему. На решение царя использовать аллегорию орального полового акта могли повлиять 1Его подверженность дурным поступJF3м Он был восприимчивее к дурным. чем к добрым впечатлениям 25, с. 179 Трактовка сцены входящих в оральный контакт животных в vказанном эротическом смысле отвечала гиперсексуальным наклонностям монарха. Известно, что имея последовательно семь жен, он проявлял сексуальные домогательсrва ко ногим другим женщинам. По свидетельству англичанина Джерома Горсея, ближе к концу жизни у царя начали Трашно распухать половые органы признак того, что он грешил беспрер ывно в течение пятидесяти лет он сам хвастал тем, что растлил тысячу де 26, с. 2 2. Его склонность к rрубым выходкам и рани Источники неоднократно rоворят о том, что Грозный деятельно руг ся 27, с. 29 В его послании Сексуальное обладание у славян ассоциировалось с нанесением вреда, порчи В кашубском jabaс означает портить ер. в этой связи русское просторечное портить лишать невинности Успенский Б Избранные труды. М., 1994. Т с. 89 105 кн. А Курбскому площадные руrательства перемешаны с дикими уродливыми софизмами 28, с. 17 С Шмидт, ссылаясь на Пискаревский летописец сообщал, что Иван IV с юношеских лет участвовал в пирах, где обычным было всякие срамные слова rлаrолати и заключал, что характерные черты Грозного писателя наглядно проявились в браннопрезрительной лексике Грозный не знал удержу в rneвe и не стеснялся в выражениях 29, с. 26 1Целью ругани было желание унизить. Иван IV не упускал случая посмеяться над третируемым человеком. Он имел склонность дразнить и передразнивать, издеваться и насмехаться высмеять означало для Грозного уничтожить противника духовно 27, с. 33 Вяч. Вс. Иванов сравнивает использование матерной брани Иваном Грозным и Сталиным 30, с. 186 Вместе с тем, Иван IV обладал способностью к художественному перевоплощению, к умению менять стиль изложения. Ничего даже отдаленно похожего мы не находим во всей древней русской литературе. Древняя русская литература не знает стилизации 27, с. 34 Если соединенных рогом льва и единорога рассматривать в качестве стилизации орального контакта с грубым подтекстом, что она была вполне в духе Ивана IV, способного ею замаскировать свою матерную насмешку над политическим противником. Сокровенность эротического смысла парной эмблемы, возможно, усугублялась засекреченностью астрологического происхождения символа единорога как государственного знака тотема 1с. 75 79 О том, что сокровенно эротический смысл соединенных через рот рогом единорога животных оставался народу неведомым, свидетельствуют росписи по дереву. Здесь рог нередко как бы вынут изо рта льва и приставлен к его лбу или подбородку 17, с. 6 165 и пр. По мнению О Хро мова, высказанному в частной беседе, это сделано не специально, а обусловлено техникой выполнения росписей. Техникой их копирования он таюке объясняет встречающиеся изменения сторон расположения животных, при котором лев оказывался справа, а единорог слева. Во всяком случае, нельзя исключать, что если бы народным художникам был понятен тайный смысл рогового соединения животных, они стремились бы при копировании росписей попасть рогом куда надо, т в рот льву. Если принять, что лев, встречающийся в паре с единорогом, олицетворял кочевников или Владимирское княжество, то этим можно объяснить, почему на корабельнике XV в. Ивана nоявились единороги. Если бы на русском золотом сохранились львы английского оригинала, то это как бы удостоверяло зависимость Москвы от Орды или от Владимира. 0 Nеканив на монете единорогов, Иван подчеркнул суверенность Руси и Москвы, их защищенность единорогом Козерогом как своеобразным тотемом 1 с. 75 79 При Иване IV эмблема соединения льва и единорога, по видимому, претендовала на роль государственного герба. Вкладыванием единорогом рога в пасть льву Иван IV мог в аллегорической форме с грубо издевательским подтекстом орального секса выразить свое отноше 106 ние к враждебным силам. Такой карнав альный герб находился бы в одном ряду с другими нововведениями цfря зловеще карнавального характера, как опричнина и временное возведение на Московский трон Си меона Бекбулатовича. Что могло натолкнуть Ивана IV на обр з сексуально соединенных животных Фактически тот же политический смысл содержался в древнерусских фольклорных представлениях, восхор,ящих к античности и, возможно, известных царю, в которых город ассоциировался с женщиной, а физическое овладение ею, женитьба на ней с вс щарением, завоеванием города 3 1с. 190 199 Поэтому изобразительная аллегория, выражающая овладение Львом Владимиром или Львом азиатами кочевниками могла отвечать стремлению к их подчинению. Она ч.эм то напоминает друrую аллегорию, лежащую в основе колдовского риiуала имитативной магии, когда для нанесения вреда некоему субъекту дfrлалась его кукла, которая протыкалась булавками и пр. Эта аналогия пqдчеркивает сокровенность, тайность смысла соединенных рогом животны в эмблеме Иван IV, имея склонность к магии, с 1570 г. держал придворного мага и астролога Елисея Бомелия 32, с. 78 79 Нельзя исключать, что появление этой эмблемы могло быть магическим актом, направленным на укрепление царской власти. Парная композиция единорога с драконом змеем затем львом позволяет глубже понять смысл образа едино rа как сокровенного тотема объединителя земель вокруг Москвы. На раннем этапе 1477 1482 гг. единорог с драконом змеем очевидно, симвqлмзировал политический помысел одоления Московией единорог Орды 1драконо змей После завоевания Казанского ханства в 1552 г. дракон становится гербом зависимой от Московии Казани. Парное изображение с е, инороrом переосмысливается, и вместо дракона появляется лев. Что он собой представлял в этой паре, не совсем ясно. Лев был многовековым гербом Владимирского княжества, но он также мог олицетворять враждебны Московии мир кочевников. Если единорог воспринимался Иваном Грозным в качестве личной эмблемы мнение, идущее от В Татищева то в nr.,отивостоящем ему образе льва должен пониматься какой то враг. А так как у Грозного царя врагов реальных и мнимых был целый легион, то связывать льва с каким то определенным княжеством или государством было бы недостаточно. Возможно, для Ивана Грозного лев был аллегорией негативных сил вообще внутренних и внешних находящихся как на Востоке, так и на Западе Иван IV был тревожным мистиком, веровавшим в 1солдовство и владевшим азами магии. Известно, что он принимал личное астие в вы69ре сюжетов мю браэительноrо искусства 14, с. 2 10, 2 12 С учетом грубосп fl a88 oeкqr Это согласуется с тем, что русская матерная брань изначально имела мифо югмческое происхождение и ритуальный, магический смысл. Усnенсжий Б Мифолоrичеасий аспект русской эксnрессивной фразеологии Избранные труды. М., 994 Том С. 102 103 107 альной извращенности царь мог понимать сюжет соединенных рогом льва и единорога в имитативно колдовском смысле как аллегорию акта орального обладания, символизирующего унижение и подчинение врагов. Эзотерическое значение символа соединяющихся животных, повидимому, не было широко известно в обществе. В XVII в. получил распространение иной образ неконтактирующих льва и единорога, очевидно, под влиянием английского образца. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1Симонов Р О причине появления единорогов на золотой монете корабельнике Ивана Гербовед, 1997. 3 15 С. 75 79. 2. Румянцев В Древние здания Московского печатного двора. М., 1869. 3. Калугин В Символика сюжетного средника По материалам изданий XVI XVII вв. московского Печатного двора Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сборник 2. 4. Симони П Опыт сборника сведений по истории и технике книгоnереnлетного художества на Руси, преимущественно в допетровское время, с XI по XVIII столетие включительно. Текстыматериалы снимки. СПб., 1903. 5. Лакиер А. Русская геральдика Записки имп. археологического общества. СПб., 1854. Т 6. Хорошкевич А Герб Герб и флаг России. Х ХХ века Отв. ред. Г Вилинбахов. М., 1997. 7. Иванов П. Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском архиве Министерства юстиции. М., 1858. 8. Арсеньев Ю Геральдика. Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907 8 году. М., 1908. 9. Русские эмали XI XIX вв. М., 197 4. 10. Собрание государственных грамот и договоров. М., 18 13. Ч. Орешников А. Материалы к русской сфрагистике Труды Московского нумизматического общества. М., 1903. Т. 3. Вып. 2. Жиль Ф Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего государю императору. СПб., 1860. 13. Арендт В Палаш боярина Измайлова Труды секции археологии Институт археологии и искусствознания РАНИОН. М., 1928. Т. 4. 14. Соболева Н Русские печати. М., 199 5. Белобронова О Из истории древнерусской геральдической литературы Труды отдела древнерусской литературы ТОДРЛ Л., 1983. Т. 37. 16. Арциховский А Древнерусские областные гербы Ученые записки МГУ, вып. 93. Исто рия. Кн. 1М., 1946. 17. Жегалова С Русская народная живопись. М 1975. 18. Богуславская И Русское народное искусство. Л., 1968. 19. Белова О Сексуальные мотивы в древнерусских сказаниях о животных Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. 20. Керлот Х Словарь символов. М., 1994. 2 1Прохоров Г Кирилл Белозерский Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1Л., 1988. 22. Прохоров Г Розов Н Перечень книг Кирилла Белозерского II ТОДРЛ. Л., 198 1Т. 36. 23. Ларин 6 Русско английский словарь Ричарда Джемса 16 18 16 19 гг Л., 1959. 24. Русский мат Антология Для специалистов филологов Под ред. Ф Ильясова. М., 1994. 25. КЛючевский В Сочинения. М., 1988. Т. 2. 26. Севастьянова А Записи Джерома Горсея о России в конце XVI начале XVII веков Вопросы историографии и источниковедения отечественной истории. М., 1974. 27. Лихачев Д Лицедейство Грозного. К вопросу о смеховом стиле его произведений Ли хачев Д Панченко А Понырко Н Смех в Древней Руси. Л., 1984. 28. Костомаров Н. Личность царя Ивана Васильевича Грозного. М, 1988. 29. Шмидт С Заметки о языке посланий Ивана Грозного ТОДРЛ. 1958. Т. 14. 30. Иванов Вяч. Вс. Нейропсихологические модели и возможности их nримен ния к и, тор 1и русской средневековой культуры Московская Русь 1359 1584 Культура и историческое само, ознание. М., 1997. 3 1Плюханова М Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. 32. Симонов Р Российские придворные математики XVI XVII веков Вопросы истории, 1986. 08 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Симонов Р.А. Загадка противостояния льва и единорога в эмблематике Ивана Грозного (1999)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |