Шумов И.Л.
Мотив двуглавой птицы в русском декоративно-прикладном искусстве
// Гербовед. №14. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 2 (14). С. 6-31
Аннотация: Мотив двуглавой птицы в русском народном искусстве вполне заслуживает того, чтобы выступить в роли самостоятельного источника. Кроме того, отнюдь нельзя исключать, что этот мотив оказывал серьезное влияние на развитие русской государственной символики.
Об авторе публикации/статьи:
Шумов И.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Шумов И.Л.в библиотеке найдено еще 10 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11032 знаков (с пробелами)
И. Л. Шумов, Тверь
М ТИ.G Д.GVГЛА.GОЙ ЦТИЦЫ
Д6КОР4 ТИ.GНО ПРИКЛЦНОМ
G PVGGKO
ИGKVGGT.G6
В последние годы в журнале Гербовед появилось несколько публикаций 1посвященных истории и семантике двуглавого орла, и такой интерес к
российскому историческому гербу вполне естественен. В исследовании значения
эмблемы авторы указанных публикаций привлекали главным образом
древневосточный и византийский материал. В. И. Лавренов вскользьупомянул
о русских народных вышивках и домовой резьбе 2 Вмес е с тем мотив
двуглавой птицы в русском народном исJ усстве вполне заслуживает того, чтобы
выступить в роли самостоятельного источника. Кроме того, отнюдь нельзя
исключать, что этот мотив оказывал серьезное влияние на развитие русской
государственной символики.
Двуглавая птица элемент, встречаемый в русской народной вышивке и
домовой резьбе чрезвычайно широко и повсеместно на всей территории России.
Простейшая трактовка этого мотива, даваемая некоторыми исследователями
двуглавый орел был заимствован в вышивку из российского государственного
герба. Это предположение. при всей своей кажущейся очевидности,
противоречит тому факту, что русская вышивка отличается крайним
консерватизмом и плохо уживается с какими либо новым 1r элементами. Мотив
же двуглавой птицы, встречаясь практически повсеместно, является
органичной частью орнамента.
В связи с этим, Б. А. Рыбаков считал предшественником двуглавой птицы
в русской вышивке изображение славянской богини плодородия Рожаницы. По
мнению Б. А. Рыбакова, забвение древних представлений о рожаницах привело
к тому, что эту сложную, распластанную фигуру, с большим количеством
отростков и завитков стали заменять изображением царского двуглавого орла,
своей распластанностью действительно напоминавшего фигуру вышитой
Рожаницы 3 Вполне возможно, что такой процесс имел место в отдельных
случаях, но едва ли к этому можно свести все значение двуглавой птицы. Даже
такой крупный исследователь как Г. С. Маслова писала Освоению двуглавого
геральдического орла в вышивке содействовала привычка к издавна известному
в народном искусстве Восточной Европы, и, в частности, в русском искусстве,
мотиву двуглавой птицы, что отмечали еще В. В. Стасов и Л. А. Динцес 4
И. Я. Богуславская писала, что двуглавые орлы близко напоминали привычную
для народного понимаюtя трехчастную сцену поклонения дереву или древний
мотив двухголовой птицы 5
В своей статье В. И. Лавренов справедливо отметил охранительное значение
двуглавой фигуры и сдвоенный характер композиции, но, по видимому, не
обратил внимания на то. что изображение обычно включает в себя не два, а
три элемента двух птиц, сросшихся корпусами, и центральную фигуру, произрастающую между головами, которая иногда рассматр 1вается как третья
корона над двуглавым орлом. Этот элемент может иметь различную форму,
но чаще всего это ярко выраженный солярный символ крест, розетка и т
Именно этот элемент является главным во всей композиции. В русской
вышивке и домовой резьбе также широко распространена композиция, которую
скорее всего и следует считать прототипом изображения двуглавой птицы. Это 26
Печать Jlжедкирu L 1606. r
Пе lать ВасИ и. Шуйсхоrо. 1606 г. 27
Конец свадебного полотенца
2 я половина XIX в.
Тверская губ., Остащковский у. Загорский музей заповедник 28
Свадебное полотенце, 1907 г.,
Тверская rуб. Вышневолоцкий у. Загорский музей заповедник 29
ЭлемеlП декора русской
крестьянско избы.
Деталь подзора XIX в.
Архангельская rуб.
Конец полотенца, 1895 г.,
Тверская rуб., Новоторжский у. Загорский музей заповедник 30
ярко выраженная трехчастная композиция, состоящая из человеческой фигуры
двух фигур птиц, коней или грифонов, направленных в разные стороны.
Такой мотив встречается и в архитектурной орнаментике и часто представлена
виде сцены из романа Александрия Александр, летящий на двух птицах. 1опулярен такой сюжет и в других восточноевропейских странах. Вместе с тем, rысл его один и восходит к единым индоевропейским корням композиция
ображает бога Солнца в колеснице, запряженной двумя птицами или конями в сском народном искусстве конь и птица полностью взаимозаменяемы, а
огда даже сливаются в одно целое Пример подобных представлений в
овской мифологии нам приводит в своей статье В. И. Кулаков 6
педствии птицы слились корпусами, а центральная фигура стала обозначаться
ым значком с солярной символикой. То, что двуглавая птица представляет й сочетание двух птиц, сливш 1Lхся корпусами, заметил на античном иа.тrе и Э. И. Кучеренко 7 Вместе с тем, композиция сохранила все
э 1емента и ее охранительная функция определялась оберегающей ролью
ой символики.
т же время нельзя иск точать, что хорошо и шестный мотив двуглавой
о азал влияние на формирование русского государст енного герба, в Ыii И 1Х ти такого элемента, как третья корона, который появляется в XVI в. и
r, онво объясняется влиянием европейской имперской символики. Этого аи mшены визШ 1тийский орел и более ранние русские обращы. Но уже появляются орлы, увенчанные либо тремя, либо одной короной.
орона зачастую увенчана крестом довольно внушительных размеров, печатях к. XVI н. ХVП вв. корона вовсе заменена изображением реста. Несмотря на то, что всем этим новшествам можно найти стайные объяснения с точки зрения государственной и церковной вполне вероятно, что русские мастера помнили и хорошо знали q, ы традиции своего народа, придавая новому для них изображению i i вид трехчастной композиции, увенчанной солярным знаком.
Литература
ов В Российский государствевный орел Гербовед, 1992,
в В Предшественники эмблемы Византии Гербовед, 1994,
Раж нев Г Малоизвестные факты о символике двуглавого орла
9 2 10 В Ук. соч., с. 17.
f i t пm Б Язычество древних славян, М., 1994, с. 434.
Г Орнамент русской народной вышивки как историко з z пш источник, м., 1978, с. 68. 1е rv з ек ая ИЯ. Русская народная вышивка., М. 1972, с. 19.
7 В Легендарные гербы Пруссии Гербовед, 1996, N 19 с. 7 еЕ 0 Э Происхождение двуглавого орла по нумизматическим ЕЕ. ед, 1996, N 2 10 с. 45. 3 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шумов И.Л. Мотив двуглавой птицы в русском декоративно-прикладном искусстве (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|