| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №14. (1997) › Дуров В.А. Государственная символика России XVIII – начала XX вв. | ||||||
Дуров В.А.
Государственная символика России XVIII – начала XX вв.// Гербовед. №14. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 2 (14). С. 11-25 Аннотация: Основные символы государственности любой страны - государственный (национальный) флаг, Государственные герб и печать. В понятое традиционно включается и Государственный (национальный) гимн. Существуют и другие знаки, в той или иной степени носители официальной символики. Такой была в дореволюционной России вся внешняя атрибутика, связанная с правящей династией, а также российские ордена. Этим компонентам общегосударственной системы символов и посвящено настоящая статья. Об авторе публикации/статьи: Дуров Валерий Александрович (1943-2019) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Дуров В.А.
в библиотеке найдено еще 14 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 71690 знаков (с пробелами)
В. А. Дуров, Москва Г GYД4PGT.G6Пlli Я GИМ.GОЛИК4 РОGGИИ ХV П4Ч4Л4 ХХ G6K4 новные символы государственности любой страны арственный национальный флаг, Государственные герб и печать. В традиционно включается и Государственный национальный гимн. уют и другие знаки, в той или иной степени носители официальной lИКИ. Такой была в дореволюционной России вся внешняя атрибутика, 7 ая с правящей династией, а также российские ордена. Этим нентаи общегосударственной системы символов и посвящено настоящая новных государственных символов флага, герба и печати самым нас является последняя. Именно печать на Руси первой стала п.ьно представлять государство, которое объявляло войну, заключало взимало пошлину на таможне. ейшая русская печать, на которой изображены символы, ставшие вни основными в российской дореволюционной геральдике, сет собой двусторонний оттиск, датируемый 1497 г. правление I На одной стороне этой печати изображен поражающий з адник традиционный символ Москвы, объединительницы На оборотной стороне двуглавый орел с опущенными крыльями и с короной на каждой из голов. Второй с женитьбой Ивана на племяннице последнего 2 з. 1rn x ro императора Константина XI Софье Палеолог. появление на Руси двуглавого орла одной из традиционных щей византийской династии, имело весьма глубокий смысл ретий Рим законная преемница всех исторических и а. г.иций Восточной Византийской империи. Но при Иване Василии III главным государственным символом оставался роизведенный на лицевой стороне печати. IV Грозном оба символа совмещаются особый щиток с ходит на грудь орла и таким образом последний становится а.,ъной фигурой. Двуглавый орел выступает теперь как сt с r з.рственный символ, московский же герб лишь как часть его, iee значительная. Правление Ивана IV отмечено еще двумя z ми. Во первых, на одной из его печатей вокруг орла гербы главных областей, присоединенных к Московскому о вторых, на печати царского наместника в Ливонии в 1564 г. ivj tи орла возникает, правда, ненадолго, православный крест, нный третьей короной. й грамоте 1625 г. о сделании новой государственной печати что у нашей прежней печати были промеж глав орловых р у новой нашей печати слов нет, а над главами у орла В 1654 г. к жалованной грамоте Богдану Хмельницкому была приложена печать, на которой в лапах орла впервые появляются скипетр и держава, вскоре, в 1667 г., закрепленные на Большой государственной печати. Тогда же крылья орла начинают изображать не опущенными, а поднятыми. Таким образом, к концу XVII в. все основные элементы российского герба двуглавый орел под тремя коронами со всадником, поражающим змия, на груди и со скипетром и державой в лапах закрепились в отечественной символике, оставшись в принципе неизменными на протяжении всей дальнейшей истории существов ания российской монархии, а орел, лишенный царских регалий, как мы увидим, сохранялся еще дольше. В конце XVII в. секретарь австрийского посольства И. Г. Кор6 нарисовал в своем дневнике российский герб, где на одном крыле орла в щитках помещены эмблемы Киевская, Новгородская и Астраханская, а на другом крыле Владимирская. Казанская и сибирская. Вокруг же орла изображены еще 26 гербов других областей и городов, упоминавшихся в титуле царя. При Петре I в эмблематику герба включен был первый русский орден Св. Андрея Первозванного, учрежденный в 1698 г. и остававшийся высшей наградой государства до 19 17 г. В 1709 г. царские короны над орлом были заменены императорскими. хотя титул императора Петр I принял лишь в 172 1г. Образ всадника в московском гербе в XVIII в. осознавался уже исключительно как изображение Георгия Победоносца. И раньше достаточно четко от него отличались другие фигуры, например всадник не с копьем, а с саблей, возможно, заимствованный из литовского герба Погонь Великий князь Василий Дмитриевич был женат на литовской княжне Софии Витовтовне, что могло дать ему повод использовать элементы символики Литвы Иногда во всаднике видели самого царя, например на рубле Алексея Михайловича, где он изображался в образе бородатого мужчины в царском венце. В XVII в. образ всадника в гербе иногда трактовался современниками как Св. Георгий. Но повторяем, окончательно эта трактовка утвердилась в отечественной геральдике только в XVIII в. В 1730 г. при Анне Иоанновне был утвержден рисунок государственного герба и его цвета Двосглавый орел черный, на главах короны, а наверху в середине Большая Императорская корона золотые, в середине того орла Георгий на коне белый, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное В дальнейшем вплоть до правления Павла I изменения герба были незначительными и ограничивались в основно м заменой одних гербовых щитов другими в связи с присоединением к России новых земель. 1О августа 1799 г. Павел 1именным указом измененил государственный герб. В связи с принятием титула Великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского Мальтийского он добавил в рисунок герба Мальтийский крест, который помещался на груди орла, и уже на кресте располагался 12 й шиток. Через несколько дней особым указом было предписано ать новый герб и на печатях. П з 16 декабря 1800 г., Павел I подписал манифест О полном гербе еu, хс й ой Империи За основу проектной композиции был взят герб J Впервые добавляются неко орые геральдические атрибуты, принятые государственная сень, щитодержатели, намет, знамена и т Все ь е гербы на рисунке, дошедшем до нас, располагались не на крыльях вокруг него, а в большом, разделенном на 43 составные части а го груди. Здесь же Мальтийский крест. 12 марта 180 1г. Павел ит. и новый герб государства фактически не был введен в н ую символику. 26 апреля того же года император Александр I с u.nз п прежний государственный герб без Мальтийского креста и Баций г при Александре I, юображение российского орла снова li i i го рылья уже не подняты вверх, а распростерты горизонтально, традиционные скипетр и держава, а молнии и факел в правой 1ой лапе и лавровый венок в левой. а груди орла также изменяет конфигурацию и становится верху. Исчезает цепь со знаком ордена Св. Андрея ro. Впервые в таком виде герб отчеканили на русских золотых При Николае I примерно до 1830 г. орел сохраняет эту nши, факел и венок в его лапах сменились снова на скипетр да. ьнейшем крылья орла вновь поднимаются и на них с, я областные гербы r. о х гг. XIX в., отчасти в связи с коронованием в 1856 а ександра II, государственная символика Российской а значительно преобразована. 8 декабря 1856 г. утверждаются ого. Среднего и Малого государственных гербов, а также С щей и Малой государственных печатей. Здесь используются бренные еще Павлом I, но при нем фактически не сийский герб сень, щитодержатели, намет и т. п. Кроме всадник, в течение веков ехавший в левую сторону вправо от зрителя был развернут по L пв 1авилам геральдики в противоположную сторону. Черный енен золотым драконом арматором отечественной символики оказался иностранец получивший за свои труды в России титул барона. В ий кий государственный орел стал напоминать австрийского, с ъная часть Большого герба и печати повторять композицию о гербе центральный щит поддерживали два обнаженных новом российском архистратиг Михаил и архангел Гавриил. G П еч 1по общепринятым правилам святые и архангелы не могли итодержателями даже в государственном гербе. Против Б. Кене сразу же выступил митрополит Московский Филарет. n aa за. 1енить эти фигуры воиюз.ми, изобразив одного в одежде й Руси, а второго в мундире петровского времени. 13 Александр II согласился, но приближалось коронование, и щитод 1ржатеней заменить забыли. или не успели. Кроме того, Б. Кене нарушил очередность титульных гербов раньше они следовали в строгом порядке официального титулования императора и ввел вымышленный государственный стяг, совершенно непохожий на древнерусские знамена и на офиц иальное Государственное знамя. Существовали еще и проектные рисунки Государственной хоругви, подобной той, что помещена в новом Большом гербе, и Военного знамени, но эти проекты не были утверждены. Хоругвь же и архангелы остались в гербе и при последующем его изменении в 80 е п. Большой государственный герб, утвержденный в 1856 г. представлял собой золотой щит, в котором изображен черный двуглавый орел. Щит, увенчанный легендарным шлемом Св. Александра Невского, подцерживают архистратиг Михаил с мечом и архангел Гавриил с копьем. Вокруг щита цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Над императорской короной Государственная хоругвь. Слева и справа от нее горизонтально расположены шесть соединенных гербов великороссийских княжеств и областей 1ниже полукругом девять гербов царств и княжеств, присоединявшихся к России в течение столетии Девять гербов увенчаны коронами, причем не условными, а конкретными, из собрания Оружейной палаты. Например, Польской стали считать корону императрицы Анны Иоанновны, Казанской корону, подаренную Иваном Грозным крещеному казанскому царю Едигеру в крещении царь Симеон Астраханской корону Михаила Федоровича, Сибирской корону Ивана Алексеевича, Таврической сделанную наподобие шапки Мономаха корону для коронации Петра I, Грузинской золотую корону, сделанную при Александре I. Все гербы соединены голубой лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Средний герб был аналогичным, но без государственной хоругви и шести верхних горизонтальных щитов. Малый государственный герб представлял собой черного двуглавого орла. В царствование Анны Иоанновны была изготовлена Большая государственная печать, остававшаяся единственной до конца правления императора Николая I. После этого каждое царствование ознаменовывалось изготовлением Трех новых видов государственной печати Большой, Средней и Малой соответственно трем разновидностям Государственного герба. Только на Большой печати все rербы располагались по кругу, а Малая печать включала не только орла, но и всю центральную часть герба. Большая печать использовалась при подписании государственных законов, манифестов, статутов орденов. Она прилагалась также к дипломам на княжеское и графское достоинство, к брачным договорам членов императорского семейства и т. д. Кроме того, Большая государственная печать прилагалась к грамотам на возведение в сан католикоса всех армян. Средняя печать прилагалась к грамотам городов и обществ о подтверждении прав и преимущеt тв, к дипломам на баронское и дворянское достоинство, к некоторым дип оматическим документам. 14 vlалая печать использовалась при подписании грамот на пожалование зе rи. патентов на чины, паспортов, выдаваемых Министерством остранных дел и др. В начале 80 х гг. XIX вв. в связи с коронованием Александра III снова азрабатывались образцы государственных гербов и печатей. Их внешний iВИд бьш несколько изменен. К тому времени в деталях была готова еще дна группа гербов личные гербы членов императорской фамилии. Эта работа, начавшаяся еще при Павле I, когда в 1797 г. появилось чреждение об императорской фамилии при Александре II продолжилась, и u rекабря 1856 г. гербы для всех членов семьи императора были ерж r,ены. Личный герб императора бьш таким же, как Малый государственный, о наметом, взятым из Большого герба. Бо. rьшой герб наследника цесаревича был таким же, как Средний ственный герб. Малый герб наследника повторял личный герб е тора, но на шлеме вместо императорской помещалась древняя царская она. Большой и Малый гербы старшего сына наследника были такими ах у отца, но царская корона располагалась на шее орла. Большой тадших сыновей императора повторял Средний государственный, но о. rержатели в нем два варяга. Малый повторял Малый герб наследника, добав., ением каймы из родового герба Романовых с 8 львиными имеющих одинаковую степень родства с а о О 1например младших сыновей монарха, могли дополняться э, тементами. Например, в герб великого князя Михаила аевича, четвертого сына Николая 1были добавлены скрещенные ь е пушки так как он был генерал фельдцейхмейстером, то есть ова. 1всей русской артиллерией. Третий сын Николая 1Великий ъ Николай Николаевич старший, был генерал инспектором по езе ной части, поэтому в его личный герб были внесены два е енных серебряных топора эмблема инженерных частей русской Второй сын Николая 1Великий князь Константин Николаевич, зысший флотский чин генерал адмирала. Поэтому ему было е о добавить в свой герб скрещенные якоря. г ы детей младших сыновей императора внуков были следующие т ерб повторял герб младших сыновей императора, но щит вал.ся двумя золотыми единорогами. В Малом же гербе у ого над шлемом орла отсутствовали гербовые щитки. ом гербе правнуков императора золотые единороги заменялись е. но черного цвета, а на Малом у орла отсутствовал щиток rи. Праправнуки императора имели Большие гербы со е ями золотыми грифонами, а Малые без щитков на груди ентральном щите. сыновья праправнуков императора со всем нисходящим по мужской линии имели право на Большой герб со черными грифонами, в Малом же отсутствовали 15 Особые гербы были и у князей императорской крови более дальних родственников царя князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских и др. Женские особы в императорском семействе также имели право на личные гербы. Так, императрица получала Большой личный герб, повторяющий Средний государственный, но с некоторыми изменениями. В частности, с изображением орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Екатерины, а также со своим родовым гербом часто, как мы знаем, немецкого происхождения Соответственными были Большие и Малые гербы императорских дочерей, внучек, правнучек и т. д. При замужестве княжна могла добавить в свой личный герб и герб супруга. Так, когда дочь Александра III великаякнягиняОльгаАлександровна вышла замуж за принца Петра Ольденбургского, для нее были разработаны новые варианты Большого и Малого гербов с добавлением герба супруга. После февральской революции и отречения императора Николая II возникла необходимость в новом государственном гербе и печати. Была создана специальная комиссия, председателем которой стал М. Горький, товарищами председателя художники А. Бенуа, Н. Рерих, секретарем М. Добужинский. Уже 8 марта 19 17 г. известный отечественный геральдист В. Лукомский в письме министру иностранных дел П. Милюкову предложил, оставив в качестве основы российского герба двуглавого орла, удалить с него короны, скипетр и державу, а также цепь ордена Андрея Первозванного. С Большого и Среднего государственных гербов предполагалось убрать сень, подложеннуто горностаем, шлем Св. Александра Невского и родовой щит Романовых с Большого герба Государственную хоругвь. Но времени для детальной проработки новой государственной символики было мало, а новую государственную печать с орлом, по расчетам компетентных лиц, можно было изготовить лишь через три месяца. Поэтому В. Лукомский предложил сделать печать с простой надписью в три строки Российское Временное Правительство К счастью, в том же месяце художник И. Билибин представил рисунок новой государственной печати с изображением двуглавого орла, лишенного монархических атрибутов. Комиссия эскиз одобрила, а 2 1марта 19 17 г. его утвердили министр председатель Временного правительства князь Г. Львов и министр иностранных дел П. Милюков. Последовало распоряжение срочно изготовить государственную печать по рисунку И. Билибина, вопрос же о государственном гербе и национальном флаге на заседании Временного правительства 6 мая 19 17 г. был отложен впредь до разрешения его Учредительным собранием Государственная печать вскоре была изготовлена, и ее изображение заменяло на официальных документах Временного правительства Российский герб. После Октября на гербовых печатях первых советских учреждений до середины 19 18 г. помешалось изображение двуглавого билибинского орла. Лишь 3 августа Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР было запрещено употребление печатей со старым гербом двуглавым орлом и велено обзавестись печатями с новым 16 Гч бом Советской республики принятым незадолго до этого, в июле 19 18 г. гда же, в июле, была изготовлена и первая государственная печать с з бражением герба РСФСР. Изыскания, проведенные членами образованного в 19 10 г. Особого ов щания для выяснения вопроса о русских национальных, о 1арственных цветах позволили сделать вывод, что до конца 4 п в. сложившейся знаменной традиции в России еще не было. Зи а 1ена, стяги, хоругви, прапоры создавались по обстоятельствам, их з. т и рисунок диктовались где местными традициями, где собственно ь тием, ради которого они шились, а где и просто наличием или rтствием материи. Первый флаг, послуживший прообразом государственного, был поднят Р и.и в 1668 г. в селе Дединово на Оке, на барке Орел Известно, пя него были выделены шелк и тафта белого, синего и красного цветов. нсrруируется этот флаг на основе дошедших до нас рисунков конца 1в. как синий прямой крест, делящий поле на четыре части левая верхняя авая нижняя геральдически красные и соответственно остальные две С конца 90 х гг. XVII в. устанавливается новый рисунок флага вместо юго креста, возможно, напоминавшего Петру I стрелецкие знамена, IЯется флаг с тремя горизонтальными полосами верхней белой, средней й и нижней красной. В 1705 г. Петр назвал его торговых, J. 0 1U ерческих и промышленных российских судов флагом 09 г. в Москве вышел перевод книги Карла Алярда, в которой о РО 76 помещен рисунок с таким описанием Флаг Его Царского Е Гt е ТВа Московского, разделен на трое. На синей полосе золотой с оруною венчанный орел, имеющий в сердце красное клеймо с с n n 2 нь f Св. Георгием без змия О н2 ъ о в 17 12 г. сам Петр иначе описал личный флаг царя J. Ht 1o u, 1S л oro Штандарт, черный орел в желтом поле, яко герб r n Y 1f 1ж oй Империи в которого грудях Св. Георгий с драконом 1В йте 1на протяжении всего существования Российской Империи е черного, желтого золотого и белого серебряного цветов ны для личных штандартов императоров. В 1858 г. ненадолго, 3 это сочетание цветов утверждается как национальный флаг. В приложенном к рисунку флага, сказано Первые полосы u в ЮТ черному государственному орлу в желтом или золотом арда из сих двух цветов была основана императором Павлом как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись я царствования императрицы Анны Иоанновны. полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Ь 10 н императрицы Екатерины II. Император Александр I после взятия 1г. соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра оторая соответствует белому или серебряному всаднику Св. в Московском гербе из главных авторов этих пояснений был уже известный нам Б. ый и здесь наделал много ошибок. Кокарда появилась только Французской революции 1789 г. Ранее же, тем более в России 17 при Петре I, кокард не было. Носили только банты и плюмажи на шляпах. К тому же при создании нового флага были нарушены основные правила геральдики во первых, золото желтый и серебро белый как металлы не должны быть рядом, во вторых, белый как более легкий цвет должен быть не внизу, а наверху и черный не может помещаться в верхней части флага. Тем не менее сочетание черного, золотого и белого цветов вполне может составить конкуренцию бело сине красному флагу в борьбе за право называться национальными и государственными цветами. Кокарда военнослужащих, я вляющаяся основным отличительным знаком, обозначающим принадлежность воина к определенному государству, была в России именно этих цветов. Первоначально, она была в виде белого банта и считалась российским полевым знаком В 1796 г. Павел I ввел в кавалерии и у офицеров всех родов войск черные с узкими оранжевыми полосками кокарды. В 180 1г. в пехоте была введена кокарда тех же черного и оранжевого цветов. В 1844 г. появилась офицерская кокарда трех цветов черного, оранжевого золотого и белого. С этого времени такое цветовое. сочетание присутствовало на головных уборах российских военнослужащих до 19 17 г. Цветовая гамма всех четырех Государственных Знамен Российской Империи 1742, 1856, 1883 и 1896 гг. изготавливавшихся к коронациям государей, содержала в основном белый, золотой и черный. Знамена, являя собой символ государственности, должны были иметь национально государственную расцветку. Естественно, что знамена, флаги и штандарты, относящиеся к Дому Романовых, который на протяжении столетий оставался олицетворением Русского государства, также имели в основе эти цвета. Впервые сочетание белого, синего и красного цветов в России появилось официально лишь в последней четверти XIX в. 28 апреля 1883 г. Александр Illраспорядился вывешивать на зданиях исключительно русский флаг каковым был бело сине красный. Впоследствии несколько раз возвращались к вопросу о подлинных национальных цветах. В 1896 г. Особое совещание подтвердило право бело сине красного флага считаться российским, или национальным. Затем, как мы уже знаем, подобная комиссия работала в 19 10 19 12 гг. Последнее изменение национального флага произошло в самом начале первой мировой войны, в 19 14 г. Особым циркуляром Министерства иностранных дел для употребления в частном быту вводится вариант бело сине красного полотнища, на двух верхних полосах которого у крюка добавлен желтый щит с ч ерным орлом на нем. Этот вариант флаrа должен был демонстрировать единение подданных с государем. После Февральской револrоции специальное Юридическое совещание, занимавшееся и вопросами символики, 25 апреля 19 17 г. предложило сохранить бело сине красный флаг и почитать его национальным. Формально он сохранился до 4 апреля 19 18 г., когда был официально отменен декретом ВЦИК. 1R Существовало в Российской Империи и такое понятие, как у. щрственное знамя, то есть конкретное знамя, олицетворяющее дарственную власть. Еще в древности у каждого государя было особое tя как символ верховной власти. Знамя сопровождало царя в военных х rax и вверялось оружейничему или двум надежным воеводам. атщионно Государственное знамя изготавливалось из материи золотого а желтый атлас с черным двуглавым орлом в центре. Пе вым по времени из известных нам государственных стягов можно ать Знамя Всемилостивейшего Спаса, относящееся к 1552 г., которое s. зова. о в походе на Казань Ивана IV. Царь повелел позднее построить ь на том месте, где знамя царское стояло во время взятия градского 2 ьнейшем это знамя участвовало и в других походах XVI XVII вв. 1г. в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было о новое государственное знамя, также желтое, с большим черным r в центре. Вокруг орла изображены три десятка гербов царств и ей. входивших в империю. При коронации, совершившейся 25 августа Государственное знамя торжественно выносили в числе других ш царства короны, скипетра, державы, государственного меча, венной печати. Позднее именно это знамя использовалось при ях Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I. Оно же вместе вен ным щитом выносилось и при погребении императоров. нации Александра III в 1856 г. было сделано новое Нное знам заменившее елизаветинское. С этого времени для всех у I X коронаций Александра III в 1883 г. и Николая II в 1896 г. енное знамя изготавливалось заново. Все три знамени имеют r t.ir r in олш рисунок, из них знамена 1856 и 1883 гг. раскрашены,знамя п 2 ни 1896 г., тканое. Ко всем трем знаменам изготавливались 14 голубые цвета ордена ев. Андрея Первозванного ленты с них 862 основание Российского государства 988 крещение 9 основание дома Романовых и 172 1принятие Петром 12Т ого титула Существовал проект несколько иной надписи на 1арственного знамени с объяснением каждой из дат. Но этот бьL 1утвержден. яшее время все три государственных знамени XIX в., а также пав ты Петровны хранятся в Оружейной палате в Мосkве. Там же Б.Ещ mа инавершия со знамен. Навершие к знамени 1883 г. изображает ВОГО орла, украшенного разноцветной цепью со знаком ордена П рвозванного. Навершие 1896 г.,изготовленное фирмой 1ставляет собой позолоченного орла с Андреевской лентой з а rи. пе ой и важной частью российской государственности были 2 tнскoe слово орда значит организация отряд Оно ё Jt 10 з эпоху крестовых походов на Востоке названием полувоенным Жщ lсэн а I 1ким организациям, которые наряду с благотворительностью вовали в сражениях с неверными Позднее, когда после ходов довольно много орденов оказались в Европе, они, 19 считавшие военное дело своей основной профессией, стали искать покровительства европейских монархов, отдавая свой меч на службу одному из них. Теперь суверен, как глава ордена, мог сам посвящать в его члены отдельных лиц, имевших заслуги лично перед ним. Члены ордена продолжали носить особую одежду, важнейшим элементом которой был нашитый на нее крест определенной формы. Постепенно крест стал металлическим, как правило, богато украшенным знаком, носившимся на ленте или цепи, а рядом появилась звезда. Первоначально она также нашивалась на одежду, а в XIX в. стала металлической. Образовалось понятие знаки ордена включавшее в себя крест собственно знак ленту и звезду. Лицо, вступавшее в орден, получало право носить знаки этого ордена. При учреждении в конце XVII в первого русского ордена в России еще бьmо сильно такое представление об орденах. К этому времени отечественная наградная система прошла уже довольно долгий путь развития. Первое достоверное известие о выдаче особого знака отличия, предназначенного Д, IЯ ношения награжденным, содержится в русских летописях и относится еще к 00 14 1В рассказе об отражении набега половцев на Киев при Владимире Мономахе летописец ошибочно относит это событие ко времени правления Владимира Святославича,ровно на столетие раньше упоминается Александр Попович будущий былинный герой Алеша Попович, отличившийся в битве и награжденный за это самим князем Владимиром золотой гривной массивным золотым обручем, носившимся на шее. В дальнейшем на Руси появляются особые наградные знаки золотые различного, в зависимости от положения и заслуг награждаемого, размера и веса. Награду носили на одежде, публично демонстрируя таким образом свои заслуги перед государством и его правителем. Любопытное свидетельство оставил английский дипломат Д. Флетчер, посол в России в 1588 1589 гг. В своем сочинении О государстве Русском опубликованном в 159 1г он пишет Тому, кто отличится храбростью перед другими или окажет какую либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением Св. Георгия на коне, который носят на рукаве или шапке, и это почитается самой большой честью, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу В марте 1699 г., впервые были выданы знаки русского ордена Св. Андрея Первозванного. Эту награду получил известный деятель Петровской эпохи Ф. А. Головин. Собственно знаком ордена был синей эмали крест особой формы в виде буквы Х на котором, по преданию, был распят Св. Андрей Андреевский крест с изображением самого святого. Крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в торжественных случаях на золотой фигурной цепи, покрытой разноцветными эмалями. Орден имел также звезду с восемью лучами и круглым центральным медальоном, в котором сначала изображался Андреевский крест, а позже, с павловского времени, черный двуглавый орел. На звезде помещался и девиз ордена За веру и верность Первоначально награжденный мог украсить знаки своего ордена любым количеством драгоценных камней. Но со времени царствования Павла I 20 на. украшенные бриллиантами, стали особ9й, более высокой oro или иного ордена. князья уже при крещении награждались орденом Св. Андрея ного по праву близкого родства с императором. Князья N rс x oй кр.ови получали орден по достижении совершеннолетия. Всего С н, r,рея Первозванного был выдан более тысячи раз. за. хумал еще один орден, которым он предполагал награждать ю zr но военных. И имя святого для него было выбрано не случайно Св. Невский, великий отечественный полководец. Но первые орденом были произведены уже после смерти Петра, в 1725 г., 1преемницей Екатериной I, и в первые кавалеры попали как а так и гражданские. Орден Св. Александра Невского имел i и предназначался лицам, имевшим чин не ниже J нантского либо соответствующий ему гражданский чин. В выдавались звезда и крест этой награды, украшенные z i н f Начиная с середины XIX столетия за военные заслуги к е J,обавлялись скрещенные мечи. Девиз ордена За труды и i задуман и третий орден, который при жизни царя получила Екатерина Это была женская награда, имевшая z г J.В 1название орден Освобождение а позднее получившая имя k zr n.rны. История появления ордена связана с неудачным для русской 2 походом 17 г., когда войска, во главе которых шел сам жены превосходящими силами турок. Лишь благодаря зорам и даже подкупу турецких послов удалось избежать rnи вместе с царем. Екатерина, отправившаяся в поход с анию, для подкупа турок отдала все свои драгоценности, отрительно захватила с собой. Мир был заключен, и в ступка царицы был учрежден орден Освобождение rnственную, и наградил Петр. орден Св. Екатерины, имевший две степени, получали ы. как правило, близкие к императору или императрице. числе отмеченных этой женской наградой оказался и известного А. Меншикова Александр, получивший орден за слишком застенчивый, женский характер. uи я чисто военного ордена не угасала, и в 1769 г. был военный орден Святого Великомученика и оргия, подразделенный на четыре степенни и обычно еном Св. Георгия. Это была самая почетная награда, о ог мечтать военный. Орден давался, например, за взятие в Т ого командующего, захват вражеского знамени и другие rвиги. Знаки ордена представляли собой белой эмали крест, ранжево черной ленте, и золотую четырехугольную звезду. ренное сочетание трех императорских цветов белого, ноrо. Знаки ордена Св. Георгия никqгда не украшались аграждения производились, начиная с низшей, четвертой И первой. 2 1 Первую степень ордена Св. Георгия за всю историю существования получили всего лишь 25 человек среди них такие полководцы, как П. А. Румянцев Jадунайский, Г. Л. Поте лкин Таврический, А. В. Суворов Рымникский, М. Н. Кутузов Смоленский и др. Полных же кавалеров этого ордена, т. с. получивших все 4 степени, за всю его полуторавековую историю было всего 4 человека. В 1782 г., был учрежден орден Св. Владимира, имевший четыре степени. Назван орден в честь Великого князя киевского Владимира, много сделавшего для расширения и укрепления древнерусского государства. Владимир был канонизирован церковью как равноапостольный святой. Награда давалась и за военные, и за гражданские заслуги. Лента ордена черно красная, девиз Польза. честь и слава К награде за военные заслуги добавлялись скрещенные мечи. Следует сказать, что орден Св. Владимира с МС мента его учреждения стал наградой, дававшейся исключительно за заслуги, в том числе за выслугу лет. Правило, по которому лица императорской фамилии при крещении или достижении совершеннолетия получали высшие степени всех российских орденов, имело два исключения ордена Св. Георгия и Св. Владимира, которые надо было зарабатывать Поэтому император Николай II. получивший при крещении как наследник все высшие ордена государства, кроме Владимира и Георгия, был отмечен низшей, четвертой степенью последнего только после выслуги 25 лет в офицерских чинах и добавил к роскошной голубой ленте высшего ордена Св. Андрея Первозванного матrенъкий скромный владимирский крестик в петлицу. В начале первой мировой войны была выдана необычная награда. Начальник Мобилизационного отдела русской армии генерал А. Лукомский за успешно проведенную мобилизацию получил право носить имевшийся у него орден Св. Владимира не на своей ленте, а на более почетной Георгиевской сам орден Св. Георгия за нсбосвыс заслуги не выдавался В армии вскоре появилась шутка этот странный знак отличия назвали Владимир Георгиевич Существовали в России и иностранные по происхождению ордена Св. Иоанна Иерусалимского, Св. Анны, а также Белого Орла и Св. Станислава. Первый из них появился у нас ненадолго в царствование Павла I, когда он принял на себя без достаточных на то оснований звание Великого магистра Мальтийского ордена. Белый крест весьма изящной формы с черной лентой украсил в царствование Павла I мундиры многих отечественных сановников. Но после смерти Павла 1награждения Мальтийским орденом прекратились, а вскоре Александр I запретил своим подданным и ношение этой награды. Орден Св. Анны по происхождению гольштинский. Учредил его герцог Голштейн Гопорпский Карл Фридрих в 1735 г. по случаю десятилетия со дня своей свадьбы с дочерью Петра I Анной, скончавшейся за семь лет до этого. В России орден появился в середине Х IП в., когда сюда приехал его сын будущий император Петр III. Орден сначала имел три степени, затем их стало четыре. Низшая степень ордена Св. Анны носилась на оружии и давалась исключительно за военные заслуги Аннинское наградное оружие За храбрость 22 по rьских по происхождению ордена Белого Орла i 1Св. Станислава ись в России при Апександре I. Орден Белого Орла, имевший одну стал одной из высших наград империи. Второй же орден, Св. ава. имевший первоначально четыре степени, а позднее три, был ьно скромным знаком отличия. ый из российских орденов имел свой орденский костюм и целый новников, объединенных в общий Капитул орденов, ведавший всем Ь I делом империи. В день того или иного святого, давшего имя страивался орденский праздник в Санкт Петербурге, в Зимнем а приглашались на торжественный обед находившиеся в столице Стреляли пушки, в праздничной церемонии участвовали сам или императрица. Всем руководил особый церемониймейстер, 1елея в каждом российском ордене. отяжении второй половины XVIII и в XIX в. несколько раз r г ь за. ись особые орденские одежды. Часть этих проектов осталась бумаге. Так, предполагалось выделить два вида орденского авалеров Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского, з. Екатерины для владетельных особ и для прочих удостоенных ро 1е того предполагаJюсь установить орденскуюцепьдляношения о rько ордена Св. Андрея Первозванного, но и Св. Александра Но эти проекты так и не были воплощены в жизнь. нии, имевшие общегосударственных смысл. испокон Бедов шсь музыкой и песнопениями, но в допетровской патриархальной се, L церковная музыка, многие значительные ритуалы представляли о крайней мере напоминали торжественные богослужения ение европейского влияния на все формы проявления русской обычаи и обряды, заметное с царствования Петра I, привело к 5 z з западном духе, что отразилось, в частности, в попытках создания ы а ъного произведения, называемого Национальным государственным е о гимне досталось Европе по наследству от античной ак о торжественной, прославляющей песне, сочиненной по бьпия государственной важности. На Руси подобная традиция с r n., ia. 1a и ранее, но имела характер фольклорный, анонимный, в Европе подобные произведения были, как правило. придворными. Но постепенно по мере формирования D Л шоговековых государств складывается представление о гимне о произведении для особого случая, но и как о s,3нном символе, славящем господа Бога хранителя и я. наместника его Государя, вверенных попечению его Державу 1ло ушный воле господа и закону Государя. 1Одобным произведением стал английский гимн Боже, храни 1740 г. учителем музыки и композитором Генри произвело такое впечаглснис на общественность 23 Европы, что его мелодия и идея легли в основу государственных гимнов крупнейших стран Германии, Австрии, Пруссии, Швеции, Дании и др. В России первый перевод гимна был осуществлен Александром Христофоровичем Остеном позже Востоковым Впервые в России гимн был исполнен в 18 16 г. на параде в Варшаве при встрече Великим князем Константином своего царствующего брата Александра I. На ту же мелодию написал стихи и В. Жуковский. Скованный заданным смыслом и размером, он сумел наполнить текст духом национальным, российским. В царствование Александра I родился и духовный гимн, часто следовавший за исполнением Боже, храни королеву Коль славен наш Господь в Сионе композитор Д. Бортнянский, слова М. Хераскова Традиция исполнения в торжественных случаях не только духовных, но и светских кантов прослеживается со времен Петра I, но долго не возникает произведения, которое заслуженно получило бы название государственного национального гимна. Россия вышла на европейскую сцену под трубы и литавры военных оркестров, увенчанная славой многих побед, и потому, видимо, первым сочинением, ставшим символом государства, был полонез инспектора Императорского оркестра О. Козловского на стихи Г. Державина Гром победы, раздавайся Однако, посвященный победе над Турцией, в часто менявшейся политической ситуации он был не всегда уместен, и, как уже было сказано при Александре I заменен английским Боже, храни короля Потребность в создании именно русского, национального государственного гимна становится все ощутимее, и лучше, чем кто либо другой, осознает это император Николай 1Россия, празднующая двадцатилетие победы над Францией, еще более могущественной, решающим образом влияющая на все происходящее в Европе, не может в качестве гимна иметь чужестранную песню. И Николай I предлагает флигель адъютанту, сыну директора придворной певческой капеллы А. Львову подумать над созданием именно российского национального гимна. В мемуарах А. Львова записано Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, дпя всякого понятный, годный дпя войска, годный дпя народа, от ученого до невежды Оригинальный русский гимн Боже, Царя храни был сочинен А.Львовым в 1833 г., текст его принадлежал В. Жуковскому. Современники его назвали Молитва Русского народа Существует версия, что заказ от государя получил и М. Глинка, написавший примерно в это же время Славься но проиграл состязание Львову и поэтому не одобрял новый гимн как музыкальное произведение. Музыку Боже,Царя храни Глинка действительно не хвалил, но вероятнее всего, он как великий русский композитор просто осознавал отсутствие национального гимна, как пробел в музыкальной культуре, и без всякого заказа написал торжественный финал Жизни за царя Первое публичное исполнение нового русского гимна Боже, Царя храни состоялось декабря 1833 г. в Большом Императорском театре в Москве. Император был доволен и 3 1декабря утвердил его как Национальный Государственный Гимн, каковым он оставался до 19 17 г. 24 В 1847 г. император в благодарность за сочинение повелел украсить фамильные гербы А. Львова и В. Жуковского новым девизом Боже, Царя храни ГИМН Р GGИЙGК Й ИМП6РИИ Боже, Царя храни Сильный, державный Царствуй во славу, во славу нам Царствуй на страх врагам, Царь православный, Боже, Царя, Царя храни Боже, Царя храни Славному долги дни Дай на земли, дай на земли. Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю Все ниспошли. П равол ерж авную Русь Православную Боже, Царя, Царя храни Царство ей стройное, В силе спокойное, Все ж недостойное Прочь отжени Благословение, о провидение Нам ниспошли К благу стремление, Счастье, смирение, В скорби терпение Дай на земли 25 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Дуров В.А. Государственная символика России XVIII – начала XX вв. (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |