Смирнов Н.А.
Герб Российской Империи из Кирилло-Белозерского монастыря
// Гербовед. №14. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 2 (14). С. 02 (оборот титула обложки), 32-35
Аннотация: В Кирилло-Белозерском историко-архитектурном художественном музее-заповеднике уже давно экспонируется Герб Российской Империи, изготовленный в первой четверти XVIII века в необычной технике. История этого уникального экспоната еще далеко не изучена.
Об авторе публикации/статьи:
Смирнов Н.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11849 знаков (с пробелами)
ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ
И. А. Смирнов, Кириллов
Г6.РБ PQGGИЙGKQЙ ИМП6.РИИ
ИЗ КИ.РИЛЛО Б6ЛОЗ6.РGКQГQ МОН4GТЫ.РЯ см. фото на 2 й стр. обложки
В Кирилло Белозерском историко архитектурном худо ественном
музее заповеднике уже давно экспонируется Герб Российской Империи,
изготовленный в первой четверти XVIII века в необычной технике.
История этого уникального экспоната еще далеко не изучена.
Впервые его описал архимандрит Кирилло Белозерского монастыря
Варлаам Денисов в середине XIX века в своей книге, посвященной
древностям подведомственной ему обители. Он же сделал и предположение,
что Герб создан по случаю посещения Петром I Кириллова
монастыря в 1722 году. Книга уже давно стала библиографической
редкостью, мало доступной для читателя, поэтому воспроизводим его
описание полностью Герб Российской Империи, в виде двуглавого
орла, из мелко настриженной шерсти черного цвета, наклеенной на
окрашенной белою краскою холст на головах орла по небольшой
короне и повыше оных, в середине, третья большая корона и в лапах
скипетр и держава, все из шерсти красной как и корпус орла и на
крыльях цветки, на первом три, а на последних по одному орел длиною
от головы до хвоста 14 вершков 6 1б см 1шириною по распростертым
крыльям 15,5 вершка 68,2 см Поле около орла покрыто разводами
и цветами из шерсти черного и красного цветов. Вся картина
вышины 1аршин 10,5 вершков 7,З см ширины 1аршин 5 вершков 99, 1см Рама у оной деревянная выэолоченая. Откуда поступил сей
герб неизвестно, а вероятно сделан оный в память посещения сдешнего
монастыря в 1722 году февраля дня Императором Петром I и
марта 1О супругою его Екатериной 12 На чем основывает Варлаам это
предположение неизвестно, да и сведения о посещении Имnератором
монастыря не многословны.
Богатый Кирилло Белоэерский монастырь, основанный в 1397 году,
традиционно считался царским богомольем, и многие русские цари
вкладывали в него земли, деньги, роскошную церковную утварь.
Новый царь реформатор редко следовал старым традициям, не жаловал
он своим вниманием церкви и монастыри, и это хорошо чувствовали
в Кириллове. Довольно часто бывая в Вологде и на Кубенском
озере, он ни разу в молодые годы не бывал в монастыре. Зато экономя 32
ческие, военные реформы довольно скоро отразились на положении
обители. Монастырская пахотная земля была отобрана в казну, налоги
на крестьян резко выросли. Четвертая часть колоколов, общим весом
в 6,5 тонн, значительная часть медной посуды, семь пушек пошли на юполнение снаряжения русской армии напомню читателю, что в то
время шла затяжная Северная война, и для ее завершения требовалась
обилизация всех ресурсов Выполняя грозные петровские указы,
онастырь ежегодно высылал значительное количество людей, лоша
ей, хлеба и на театры военных действий и на строительство новых родов, крепостей, кораблей флота. Запрещение постригать в монахи
одых послушников, сокращение денежной помощи от государства
иве.пи и к резкому сокращению основного населения монастыря.
Пошатнувшееся здоровье, близость смерти заставили Петра 1
о, несколько пересмотреть свои взгляды. За три года до смерти етил Кирилло Белозерский монастырь, но в отличие от своих
ественников, гостивших неделями, пробыл в нем всего 5,5 часвязи
с его приездом и появился, вероятно, в монастыре Герб.
лъное время хранился в монастырской ризнице, его показыпъко
именитым гостям монастыря. После создания музея, в он стал одним из ведущих экспонатов его постоянной
з с идiВ В середине ХХ века возникла потребность в его реставракраска
фона, черные и красные шерстинки, утратив со 5 5 связь с основой, стали осыпаться, и рисунок мог бы совсем
осле настойчивых просьб музея Герб взяли на реставра
ыzсrе оские им. И. Э. Грабаря. Непосредственно его реставрацией i
lаргарита Павловна Рябова специалист очень высокого е долгой и кропотливой работы в 1990 году Герб вновь ЭеЙ.
столетия прошло со времени создания этого уникально
КЯ ffi i Ка. Время нанесло ему и невосполнимые утраты. Белая
е которой очень эффектно выглядел черный орел, почти ошилась, остались едва заметные пятнышки. Золоченая 2 Черная и красная шерсть заметно выгорела, а местами s аврация закрепила основу, предотвратила дальнейший r пnения памятника.
Dre irmreлeй вызывают некоторое удивление простота материала
ехника создания столь важной эмблемы. Правда, в ан ия подобного рода памятников это не исключение. В с z ллекции знамен московской Оружейной палаты ветре ыJ IJrnlpЫ, изготовленные из холста и крашенины, но в очень EJ i Ь 0 1количестве 22 из 182.4 Как правило, они создава
Т l жР ые военные годы или по какому то экстренному пово е е видимо, подходит и к кирилловскому Гербу приезд 33
императора, вероятно, был довольно неожиданным. Техника изготовления
герба тоже необычна. На холст нанесли рисунок, затем все
элементы узора пропитали клеем и, пока он не высох, посыпали мелко
настриженной шерстью, окрашенной в черный и красный цвета. По
мере высыхания клея шерсть получила плотную связь с основой. Фон
выкрасили в белый цвет.
Декоративное оформление подобного рода памятников, цветовая
гамма изображения всегда соответствуют определенному художественному
стилю и вкусам эпохи, а также несут высокую смысловую
нагрузку. Обилие черного цвета в Гербе, вероятно, можно трактовать
как знак печали, благоразумия, смирения. Красный цвет символ
храбрости и мужества, неустрашимости, что тоже понятно Герб
создается в первый победный год после окончания Северной войны.
Белый знак чистоты и целомудрия. Время создания Герба является
временем складывания могучего русского государства, на появление
которого с изумлением смотрела Европа. Распростертый орел действительно
был символом сильной власти, но в то же время знаком великодушия
и справедливости к своему народу и народам других государств.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Перевод аршин, вершков в совреwениые меры дпины сделан автором статьи.
2 Описание историко археологических дрезиостей и редких вещей находившихся в
Кирнnnо Белоэерскоы моиаm.zре. Составленное архимандритом Варлааыо м. М., 1859. С. 79.
3 Там же. С. 10 1
4 Голованова М. П. Коллекция эишеи Оружейной палаты. Гербовъд ь, 12, 1994.
с. 8 1
СМИРНОВ Илья Алексеевич, заместитель директора Кврипло
Белозерскоrо музея заповедника, r Кврuлов, Вологодская область. 34
Г6РБ РОGGИЙGКОЙ ИМП6РИИ
ИЗ КИРИЛЛО Б6ЛОЗ6РGКОГО МОН4.GТЫРЯ см. стр. 32
Герб Российской ИмперJШ. 1722 г. Из собраНШI КирИJVIо Белозерскоrо музея заповедника
Публикуется впервые. Фото О Свириденко.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Смирнов Н.А. Герб Российской Империи из Кирилло-Белозерского монастыря (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|