Шпунтова М.Ю., Шпунтов А.В.
Геральдические мотивы на прорезных кустодиях печатей XVIII века из собрания Черниговского исторического музея (попытка реконструкции)
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 154-164
Аннотация: В собрании Черниговского исторического музея находятся вырезанные из бумаги ажурные кустодии XVIII века, большая часть из которых была опубликована И. М. Сытым, сотрудником этого музея. Преимущественно на основе этой работы, с привлечением иллюстраций из его книги, и построен доклад. Очень много и подробно сказано об истории и традициях вырезания из бумаги (в том числе о кустодиях) у российского искусствоведа С. Л. Яворской, о геральдических кустодиях пишет также И. Р. Меркене (Литва).
Об авторах публикации/статьи:
Шпунтова М.Ю.
Шпунтов Александр Васильевич (Брянск) брянский краевед, геральдист
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 30986 знаков (с пробелами)
154
М. Ю. Шпунтова, А. В. Шпунтов Брянск
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НА ПРОРЕЗНЫХ КУСТОДИЯХ ПЕЧАТЕЙ
XVIII ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ попытка реконструкции
В собрании Черниговского исторического музея находятся вырезанные из бумаги
ажурные кустодии XVIII века, большая часть из которых была опубликована И. М. Сы
тым, сотрудником этого музея 1Преимущественно на основе этой работы, с привлече
нием иллюстраций из его книги, и построен доклад. Очень много и подробно сказано
об истории и традициях вырезания из бумаги в том числе о кустодиях у российского
искусствоведа С. Л. Яворской, о геральдических кустодиях пишет также И. Р. Меркене Литва 2.
Учитывая специфику темы, необходимо объяснить отдельные ключевые понятия,
которые могут вызвать вопросы.
Термин кустодия3 в пер. с лат. охрана означает на практике простой листок бумаги иногда просто отогнутый, иногда искусно вырезанный которым накрывался размяг
ченный воск на документе. В простейшем случае бумажная кустодия имела форму пря
моугольника, квадрата, ромба, овала. В XVII веке часто использовался такой прием на
последнем листе документа делался вырез в виде треугольника или трапеции, после
чего вырезанная часть отгибалась вверх, в сторону, под нее клали воск и придавливали
штемпелем4 ил. 1
Встречаются кустодии с ажурно вырезанными краями в виде крестиков, розеток, цвет
ков ил. 2 Они имеют прямую связь с декоративно прикладным искусством выцинанки5.
Собственно выцинанка это вырезание из бумаги художественных композиций. Вы
цинанка слово белорусское, в русском языке нет корректного аналога этому термину.
У нас это называется обычно искусством вырезания из бумаги
Это искусство вырезания применительно к кустодиям получило распростране
ние с конца XVII до середины XVIII века на территориях современных Белоруссии
и Украины на Гетманщине
Бумажная кустодия не просто предохраняла печать от механического разрушения
и от подделки, но в случае, когда она ажурно вырезалась и превращалась в произведе
ние искусства, обозначала важность документа или как минимум статус канцелярии, где
работали художники вырезальщики
От личности гетмана и его богатства зависело состояние дел в канцелярии, по
этому наиболее замечательные образцы вырезанных кустодий относятся к середине
XVIII века, когда гетманом был граф Кирилл Григорьевич Разумовский с 1750 до 1764, 155
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НА ПРОРЕЗНЫХ КУСТОДИЯХ ПЕЧАТЕЙ XVIII ВЕКА
Ил. 1Кустодия фигурная. Воспроизведено
по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця
XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 928
до упразднения Гетманщины О художни
ках, работавших у него, информации у нас
нет. Возможно, каким то чудом и упорной
работой в архивах эта информация будет
найдена. К сожалению, нам это сделать не
представляется возможным.
Еще один вопрос, который может быть
непонятен современному человеку во
прос о материале и технических возмож
ностях вырезания из бумаги тех времен.
Бумагу в XVI XVII веках производили
на бумажных мельницах вручную, и ре
зали ее не так, как ныне, хотя в то время
ножницы, или специальные ножи, были
уже тонким и острым инструментом, кото
рым можно было работать6.
Нам показалось интересным выпол
нить реконструкцию некоторых кусто
дий, реконструкцию не в том смысле,
чтобы и материал, и инструмент строго
были аутентичны, сделать это немыслимо,
как и затруднительно оказалось соблю
сти масштаб, настолько тонкие, почти
Ил. 2. Печать Нежинского магистрата под
кустодией в форме цветка. Воспроизведено
по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця
XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 9 10
Ил. 3. Сердцевидная кустодия с печатями
менского земского подсудка и судьи.
Воспроизведено по Ситий I. Козацька
Укра на печатки, герби, знаки та емблеми
кiнця XVI XVIII столiть.
Ки в, 20 17. С. 107
М. Ю. ШПУНТОВА, А. В. ШПУНТОВ 156
Ил. 4. Печати Прилуцкого магистрата справа и полкового суда слева кустодия в виде
растительного орнамента. Воспроизведено по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 752. Ил. 29. 1
филигранные вырезанные кустодии оригиналы А вот попытаться реконструировать
сам рисунок этих бумажных шедевров, понять, где и что там вырезано, показалось воз
можным7. Формы кустодии не были стандартизированы и зависели от личного вкуса
и способностей канцеляриста. Например, канцеляристы земского суда Менского повета
на Черниговщине вырезали в 1778 году под печати кустодии в виде сердца, а в 1780 году
в форме ромба8 ил. 3 Распространены были прорезные кустодии с растительным
орнаментом ил. 4
В качестве примера нами выполнена реконструкция одной из кустодий с раститель
ным орнаментом ил. 5 6 на Указе от марта 1738 года. Диаметр печати 48 мм. Кусто
дия интересна сочетанием геометрического и растительного узоров.
Но нам важны кустодии с геральдическими мотивами, которые отличались высокой
сложностью в изготовлении и насыщенным сюжетом. Их изготавливали канцеляри
сты Генеральной войсковой канцелярии ГВК квалифицированные вырезальщики,
настоящие
художники и мастера своего дела.
Сложные сюжеты, как мы можем предположить, предварительно прорисовывались,
а лишь затем вырезались. Впрочем, достоверно убедиться в этом, подержать документ
с кустодией в руке, вывернуть наизнанку его, чтобы обнаружить следы прорисовки,
мы не можем. Геральдическому сюжету придавалось серьезное значение, и импровизи
ровать здесь было нежелательно.
Как правило, геральдические кустодии сохраняли симметрию, вплоть до того,
что у двуглавого орла в лапах правой и левой оказывалось по скипетру, а держава
пропадала.
Рассмотрим известные нам геральдические кустодии. Но не в хронологическом поряд
ке поскольку все они относятся к одному времени времени гетманства Разумовского
а в произвольном, в той последовательности, как они были нами вырезаны. 157
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НА ПРОРЕЗНЫХ КУСТОДИЯХ ПЕЧАТЕЙ XVIII ВЕКА
Ил. 5. Кустодия с растительным орнаментом на универсале Генеральной войсковой
канцелярии 1738 года. Воспроизведено по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 106, 930
Ил. 6. Кустодия с растительным орнаментом 1738 Реконструкция авторов
М. Ю. ШПУНТОВА, А. В. ШПУНТОВ 158
Ил. 7. Геральдическая кустодия на универсале Генеральной войсковой
канцелярии 1760 года. Воспроизведено по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 109, 89 1
Ил. 8. Геральдическая кустодия 1760 Реконструкция авторов 159
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НА ПРОРЕЗНЫХ КУСТОДИЯХ ПЕЧАТЕЙ XVIII ВЕКА
Ил. 9. Геральдическая кустодия на универсале Генеральной войсковой
канцелярии 1748 года. Воспроизведено по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 0, 893
Ил. 10. Геральдическая кустодия 1748 Реконструкция авторов
М. Ю. ШПУНТОВА, А. В. ШПУНТОВ 160
Кустодия на универсале от 3 декабря 1760 года9 ил. 7 8 При размере документа
60,6 48,0 см, ее размер 19 23 см. Особо стоит отметить диаметр печати 85 мм, что
в два раза больше, чем обычно у предыдущих гетманов, до Разумовского, размер печати
составлял от 40 до 48 мм.
Композиция печать окружает складная рамка, вверху шлем, увенчанный графской
короной, на которой герб России. По сторонам, чуть ниже, на копьях сидят коронован
ные орлы, под ними казацкие клейноды булавы и перначи. С обеих сторон печати
вырезаны изображения знамен, ружей, пушек, сабель, боевых топоров, бомб и бара
банов. Все эти фигуры обрамляются переплетенными ветвями с цветами и гроздями
винограда.
Композиция воспроизводит государственные символы России двуглавый орел свер
ху, знамена с двуглавым орлом и гетманской власти булава, пернач, бунчук и знамена
с крестами здесь же мы видим и фигуры из личного герба гетмана Кирилла Разумов
ского два орла, сидящих справа и слева от двуглавого орла на древках бунчуков
Стоит сказать несколько слов по поводу герба Разумовского Золотым по черному
полю разделенный щит с изображенным на нем двоеглавым орлом переменных
с полями цветов а на груди сего орла голубой щиток, содержащий родовой
герб фамилии Разумовских 10.
Вот этот двуглавый орел переменных цветов и был прочитан как фигура, образован
ная соединением двух орлов, каждого из которых по отдельности и изобразил художник
на этой кустодии.
Следующая кустодия с универсала 1748 года ил. 9 10 Она примечательна тем,
что перепутаны местами у двуглавого орла скипетр и держава вероятно, потому что
рисовали и резали с изнанки, а после того, как кустодию перевернули, получилось, что
получилось при прорисовке принцип зеркальности почему то не был учтен россий
ские знамена не видны, зато казацкие с крестом хорошо читаются. На груди двуглаво
го орла тушью акцентирован вензель императрицы Елизаветы.
Сама кустодия несимметрична и немного деформирована, вероятно, потому что
печать
была притиснута со смещением.
Еще одна кустодия с универсала от 15 мая 1746 года на уряд атамана генеральной
артиллерии Петру Юркевичу 12 ил. 2 Размер кустодии 16,5 19,5 см. Печать
46 мм.
Рисунок имеет много свободно висящих хвостиков поэтому кустодия сильно по
вреждена замятости, отрывы особенно в нижней части. Впрочем, такую особенность
вырезанной кустодии немного подкорректировали корона, поскольку она существен
ная фигура композиции, над двуглавым орлом не висит в воздухе отдельно от орла,
а опирается на крест, который не имеет какого то особого тайного смысла, а является
соединительным элементом.
К особенностям кустодии можно отнести и излишнюю симметрию, в результате
которой у орла в лапах оказалось два скипетра. Видимо, ошибку не посчитали очень
значимой. Кстати, именно симметрия позволила нам довольно точно выполнить ре
конструкцию рисунка и восстановить утраченные элементы.
Что еще здесь обращает на себя внимание на кустодии читаются и знамена россий
ские прямоугольные, с угадываемым двуглавым орлом и знамена казацкие, с двумя ко
сицами и крестом. Видны бунчук, булава, пушки, литавры с палками, и часть из 36 ядер. 16 1
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НА ПРОРЕЗНЫХ КУСТОДИЯХ ПЕЧАТЕЙ XVIII ВЕКА
Ил. Геральдическая кустодия на универсале Генеральной войсковой канцелярии
от 15 мая 1746 года на уряд атамана генеральной артиллерии
Петру Юркевичу. Воспроизведено по Ситий I. Козацька Укра на печатки,
герби, знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 930
Ил. 12. Геральдическая кустодия 1746 Реконструкция авторов
М. Ю. ШПУНТОВА, А. В. ШПУНТОВ 162
Ил. 14. Геральдическая кустодия со щитодержателями.
Реконструкция авторов
Ил. 13. Геральдическая кустодия со щитодержателями.
Воспроизведено по фотографии, предоставленной С. Л. Яворской 163
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НА ПРОРЕЗНЫХ КУСТОДИЯХ ПЕЧАТЕЙ XVIII ВЕКА
Современные украинские исследователи, в частности И. М. Сытый, материалами
из книги которого мы и пользуемся с его любезного разрешения, находят в этой кус
тодии политическую подоплеку. Вот что он пишет Казацкие прапоры перекрывают
имперские Мы встречаемся с проявлением сознательной государственной позиции
украинцев в другом месте он замечает, что композиция кустодии точно подчерки
вает автономный характер украинской государственности и служит хорошей иллюстра
цией тезиса, что сфрагистические данные помогают реконструировать политическую
историю 13.
Позволим себе не согласиться с такого рода утверждениями, будем принимать их как
реверанс в сторону современной политической ситуации на Украине.
В самом деле почему казацкие знамена расположены поверх российских Да по
тому, что техника вырезания это определяет. Если бы казацкие знамена, с косицами,
оказались под прямоугольными российскими, то они просто бы не читались из под
прямоугольного полотнища российского знамени свисали бы эти две косицы, сливаясь
с ним, и композиция была бы не ясна, это же не рисунок в привычном смысле слова.
Вольное обращение с двуглавым орлом когда скипетр и держава меняются места
ми, когда скипетр удваивается, а держава пропадает, когда для поддержки короны над
орлом появляется дополнительный элемент крест, когда орел с герба Разумовского
делится на двое, все это может означать лишь одно принципиального значения
расположение фигур на кустодии не имело.
Во всяком случае, трудно тут заметить сознательную государственную позицию
как пишет И. М. Сытый
Возможно, при составлении композиции приоритет все же делался тем фигурам,
что по душе канцеляристу, да еще и потому, что казацкий крест изобразить наколками
проще, чем двуглавого орла, но рассуждать на этом основании о политической истории
нам кажется большой натяжкой. Для этого существуют другие изобразительные средст
ва, куда более эффектные, а не вырезание из бумаги.
Наконец, представляет несомненный интерес кустодия со щитодержателями 14 ил. 13 14
Размер кустодии 18 12 см. Печать на документе после 1762 года, но не позднее 1764 года в тексте упомянут наследник помершего Петра Уманца, бывшего в 176 762 годах глуховским сотником а в 1764 году Гетманщина была уже упразднена Кус
тодия сильно повреждена, поэтому ее реконструкция выполнена в некоторой части
интуитивно.
Вокруг печати ГВК с гербом Войска Запорожского казак с мушкетом довольно
сложная композиция два щитодержателя казаки с обнаженным торсом и оседельцем
на голове одной рукой держат над оттиском корону с пятью дужками, другой кирасу,
над которой рыцарский шлем. Из за кирасы в сторону выходит воинская арматура с тиснением пернач, труба, бунчук, знамена и три пушки. Над казаками раститель
ный орнамент, он же и внизу всей композиции, служащий как бы постаментом под
щитодержателями и придающий всей композиции законченность.
Появление кирасы объясняется весьма просто эта фигура элемент герба того
же гетмана Разумовского серебряная лата древний родовой герб фамилии Разумовских
правда, без стрел, которыми она пробита подобно тем орлам, о которых сказано выше.
Вместо графской короны мы видим некую произвольную корону не то герцогскую,
М. Ю. ШПУНТОВА, А. В. ШПУНТОВ 1Мы выражаем глубокую признательность
Игорю Михайловичу Сытому, старшему на
учному сотруднику Черниговского област
ного исторического музея им. В. В. Тарнов
ского за предоставленный материал. С его
любезного разрешения использованы ил
люстрации из кн. Ситий I. Козацька Укра
на печатки, герби, знаки та емблеми кiнця
XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17.
2 Яворская С. Л. История, традиции и совре
менные тенденции художественного вы
резания из бумаги в Восточной Европе
Художественное вырезание Прощайте, тра
диции Материалы 7 го Международного
симпозиума. М., 20 18. С. 8 24 Меркене И. Р.
Развитие мотивов орнаментики Пробле
мы изучения, сохранения и использования
искусства вырезки Материалы Междуна
родного симпозиума. Домодедово, 2006.
С. 2 124.
3 См., напр. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В.
Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
4 Ситий I. Козацька Укра на. С. 107.
5 См., напр. Сахута Я. М. Беларуская выцi
нанка. Мiнск, 2008 Соколова Кубай Н. Н.
Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка.
Минск, 2006 Tarptautin popieriaus karpini
paroda Karpini Kal dos. Vilnius, 20 15 и др.
6 В выцинанке ножницы играют роль изобразительного
инструмента подобно кисти
и карандашу. Но часто контур не давал
полной картины, и тогда, кроме ножниц,
использовались и различные типы шила,
которыми делали точечные отверстия,
а также тупые приспособления для насечек
и вмятин тиснение как по коже Эти не
большие отверстия и несквозные насечки
на современной бумаге почти не видны, а на
бумаге, полученной на мельницах, неодно
родной по структуре, они приобретают
тени, и смотрятся рельефно и контрастно.
7 Для наглядности на реконструирован
ную кустодию сверху наклеена картинка,
изображающая оттиск печати гетманов
в XVIII веке казак с мушкетом
8 Ситий I. Козацька Укра на. С. 106, 107. Про
стые по форме кустодии известны и белорус
ским исследователям, см., напр. Цiто А. К.
Геральдыка Беларускiх места Мiнск, 1998
С. 50 кустодия вырезана в форме цветка Волковыская городская печать на документе 1764 года
9 Ситий I. Козацька Укра на. С. 108, 109, 89 0 Гербовед сост. и вступ. ст. О. Н. Наумо
ва. М., 2003. С. 167 170, на с. 153 166 при
ведены и гербы Алексея Разумовского, где
орел Священной Римской империи, также
двуглавый, располовинен располовинча
тый черный орел из краев щита к середине
обращенный помещен в продолговатых
шахматных полях голубого и серебряного
цветов с обоих боков щита Ситий I. Козацька Укра на. С. 0, 893. 12 Там же. С. 109, 930. 13 Там же. С. 109. 14 Укра нськая витинанка. Ки в, 20 13. С. 92.
не то княжескую, что тоже вполне объяснимо Гетман всея Малыя России, обеих сторон
Днепра и войск запорозских мнил себя едва ли не государем основателем княжества
Впрочем, это уже тема для другого исследования.
Мы же на этом завершаем обзор художественных кустодий, этих маленьких и хруп
ких шедевров прикладного искусства, которые мы попытались реконструировать
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шпунтова М.Ю., Шпунтов А.В. Геральдические мотивы на прорезных кустодиях печатей XVIII века из собрания Черниговского исторического музея (попытка реконструкции) (2021)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|