Реброва Р.В.
Российские гербы в декоре печей Летнего дворца Петра I и Кадриорга – геральдические памятники петровского времени
// Геральдика: исследования и практика (2021)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 165-171
Аннотация: Украшение печей гербами владельцев имеет в Западной Европе давнюю традицию. Обычно герб помещали в городках (короне) печи или, отталкиваясь от архитектурных терминов, в тимпане, реже в зеркале печи. Для российской геральдики и фурнологии это достаточно редкое, точнее уникальное явление. Петербург и Таллин обладают тремя печами, выполненными в первой четверти XVIII века, которые несут в своем убранстве герб Российской империи. Это печь в Кофейной/Токарной Петра I в Летнем дворце (установлена предположительно между 1714–1718 годами; ил. 1) и две печи в Кадриоргском дворце (установлены в 1720 году; ил. 2, 3).
Об авторе публикации/статьи:
Реброва Роксана Викторовна (Санкт-Петербург) Научный сотрудник, хранитель Государственного Эрмитажа (сектор архитектурной археологии)
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ребровой Р.В.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14395 знаков (с пробелами)
165
Р. В. Реброва Санкт Петербург
РОССИЙСКИЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕЧЕЙ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА
ПЕТРА I И КАДРИОРГА ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
Украшение печей гербами владельцев имеет в Западной Европе давнюю традицию.
Обычно герб помещали в городках короне печи или, отталкиваясь от архитектурных
терминов, в тимпане, реже в зеркале печи.
Для российской геральдики и фурнологии это достаточно редкое, точнее уникаль
ное явление. Петербург и Таллин обладают тремя печами, выполненными в первой чет
верти XVIII века, которые несут в своем убранстве герб Российской империи 1Это печь
в Кофейной Токарной Петра I в Летнем дворце установлена предположительно меж
ду 17 14 17 18 годами ил. 1и две печи в Кадриоргском дворце установлены в 1720 году
ил. 2, 3 2.
Печь из Летнего дворца Петра I и одна из таллинских печей украшены идентичным
рисунком герба ил. 4 совпадающим в большинстве деталей с гравюрой, опубликован
ной в 1708 году в немецком научном журнале Aсta eruditorum ил. 5 где проводится
обзор дневника И. Г. Корба и разбираются ошибки опубликованного в его сочинении
герба в 1700 году. Именно поэтому на изображении герба в издании 1708 года поя
вились объясняющие пометки3. Вероятно, человеком, делающим подробный разбор,
был барон Генрих Гюйссен Heinriсh Freiherr von H yssen На печах герб представлен
без гербов княжеств, только с гербами царств на крыльях орла. Эта гравюра содержит
в рисунке герба рабочие пометки, например Fig 14 ил. 6 которые были механически
скопированы и повторяются в изображениях гербов на печах в Таллине и Петербурге ил. 7 При перерисовке герба с гравюры или с трафарета были допущены и орфогра
фические ошибки.
Написание наименований царств на гербе, опубликованном в Aсta eruditorum, выгля
дят следующим образом Киев Kiovia, Новгород Novagardia, Астрахань Astraсan,
Сибирь Siberia, Казань сasan, Владимир Volodimiria. На двух печах одна в Петер
бурге, другая в Таллине Киев Riovia, Новгород Novagaidia, Астрахань Aiсraсan,
Сибирь Sibоria, Казань сasan, Владимир Volodimira5 ил. 8, 9 Печь в Летнем двор
це послужила первоисточником для ошибки, которая была повторена в одной из печей
в Кадриорге ил. 10
Существует несколько версий места производства и авторства печи с гербом из Лет
него дворца. Качество росписи заставило Н. Е. Лансере при составлении описания Лет
него дворца считать, что ее делал приглашенный иностранец6. Необычность стилистики 166
Р. В. РЕБРОВА
Ил. 1Печь в Кофейной Токарной Петра I
в Летнем дворце. Фотография автора
Ил. 2. Печь из Кадриоргского дворца
с рабочими пометками в гербе.
Фотография автора
Ил. 3. Печь из Кадриоргского дворца
без пометок в гербе. Фотография автора 167
РОССИЙСКИЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕЧЕЙ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА ПЕТРА I И КАДРИОРГА
Ил. 4. Герб с рабочими пометками на печи из Летнего дворца Петра I
Ил. 5. Гравюра с изображением герба. Из Aсta eruditorum. Lipsiae. 1708.
P. 220. Fondazione B oteсa Europea di Informazione сultura 168
Р. В. РЕБРОВА
Ил. 6. Рабочая пометка Fig 1
на гравюре с изображением герба
Ил. Герб без ошибок на печи
из Кадриорга
Ил. 10. Герб с рабочими пометками
на печи из Кадриорга
Ил. 8. Ошибка в написании
Новгорода
Ил. 9. Ошибка в написании
Астрахани
Ил. 7. Рабочая пометка Fig 1
в рисунке герба 169
РОССИЙСКИЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕЧЕЙ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА ПЕТРА I И КАДРИОРГА
Ил. 12. Печь из поместья Э. И. Бирона в Рундале.
Фотография автора
Ил. 13. Тимпан печи из поместья Э. И. Бирона в Рундале с его вензелем.
Фотография автора 170
Р. В. РЕБРОВА
печи из за картушей и герба привела А. Е. Ухналева к выводам, что она аннинского
времени7. Некоторые исследователи изразцов Петербурга считают, что она сделана на
местных заводах.
Вероятнее всего, ее сделали в Гамбурге. Куракин пишет Петру в 17 14 году следую
щее А печи подряжены делать в Гамбурге самого лучшего мастерства, все на порце
линовую стать, которой мастер делает про короля прусского и поспеет в три месяца
и тогда отправлены будут 8
В период становления изразцового дела в Петербурге в город привозили уже гото
вые печи из Северной Германии Гамбурга и Любека, осуществлялся найм мастеров
из Голландии. Печи с композицией подобной печи Летнего дворца производились
в Германии в конце XVII века, например, печь из Музея г. Фельтена, из подворья Фюх
тинсхоф в Любеке9. Увлечение бело голубыми плитками и бело голубыми изразцами
началось с завоевания китайским фарфором Европы. Мода на бело голубое оформле
ние керамики охватила все страны, начиная со второй половины XVII века второй
половины XVIII века. Подобна рельефу и рисунку изразцов летнедворской печи печь
из поместья Поттенхаге, входящего в городскую черту города Нойштадт ам Рюбенбер
ге недалеко от Ганновера 10.
Итак, печь для Петра I изготавливалась в Гамбурге, где, очевидно, при ее произ
водстве и были допущены ошибки в надписях на гербах и оставлены рабочие пометки
с гравюры. Возможно, воспроизводивший надписи художник при отсутствии устойчи
вой традиции написания и владеющий латынью, так транскрибировал русские назва
ния и, судя по всему, не был знаком с их звучанием. Вторая и более вероятная версия
появления ошибок художник попросту был малограмотным. Неуверенное и нечеткое
написание букв, перепутаны i и r Копировал тот, кто плохо знает латынь.
В дальнейшем гамбургскую немецкую печь с гербом повторят уже русские мастера
на Стрельнинском заводе под Петербургом. В Кадриоргский дворец печи были при
везены в 1720 году, и в этом же году установлены, то есть двумя годами позже Летнего
дворца. В отчете отмечается, что в списке требуемых материалов вместо изразцов для
шестнадцати печей прислано 1306 гамбургских образцов изразцов для восьми печей
и 1760 изразцов для четырех печей То есть установлено двенадцать печей, до насто
ящего времени в результате утрат и переделок во дворце сохранилось только четыре
печи из Санкт Петербурга. Всего в Кадриорге сохранилось девять изразцовых печей,
пять из них происходят из таллиннских мануфактур и относятся к первой половине
XVIII века.
Удивляет, что при одновременной поставке рисунок герба на второй печи изме
нен, надписи над гербами царств и пояснительные рабочие рисунки убраны ил.
В отличие от печи в Летнем дворце гербы на обеих печах в Кадриорге были раз
мещены в зеркале печи. Установка герба в тимпане имеет и практическое значение.
Изразцы в наборе можно перемещать и использовать для нескольких печей, и, если
заказчик отказывался, герб можно было легко заменить. В случае с Кадриоргом заказ
чик был известен заранее.
Традиция украшать печь гербом в России не прижилась. Печи, выполненные рус
скими мастерами, с подобным стилем оформления тимпана встречаются только в поме
стье Эрнста Иоганна Бирона в Рундале 12 ил. 12, 13 Щитодержатели держат в щите его
вензель. В Европе печи в таком стиле встречаются достаточно часто. Наиболее яркий
РОССИЙСКИЕ ГЕРБЫ В ДЕКОРЕ ПЕЧЕЙ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА ПЕТРА I И КАДРИОРГА
пример печь из замка Шамбор с гербом маршала Франции. Три печи с российским
гербом яркий и редкий пример становления геральдики в России и формирования
геральдической нормы для изображения герба государства. 1Вилинбахов Г. В. Государственный герб Рос
сии 500 лет. СПб., 1997. С. 43.
2 Куускемаа Ю. Кадриорг Дворцово парковый
ансамбль XVIII века. Таллин, 1985. С. 3 1
3 Aсta eruditorum. Lipsiae, 1708. P. 2 19.
4 Герб России в дневнике И. Г. Корба и его
правка Г. Гюйссеном Геральдика сегодня.
URL http www.ogerbah.ru heraldry sсienсe
papers 766 korb osipov дата обращения
24.08.2020
5 Там же.
6 Лансере Н. Е. Летний дворец Петра I. Л., 1929.
С. 2.
7 Ухналев А. Е. Летний дворец и Летний сад
в царствование Петра I. СПб., 20 15. С. 149.
8 Сергиенко И. И. Керамика первой четверти
XVIII столетия в Петербурге из истории
зарубежных связей Забелинские чте
ния 1997. М., 1998. С. 243.
9 Kleij P. A. de Oude de Wolf, H. Vr nk. Halve engelen.
Over kaсheltegels tn smuigers. Zaanstad,
20 17. P. 78. 10 Ibid. P. 79. Куускемаа Ю. Кадриорг. С. 3 2 Вилите В. Е. О петербургских мастерах гон
чарного дела в Курземе Памятники Куль
туры Новые открытия. М., 1988. С. 22.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Реброва Р.В. Российские гербы в декоре печей Летнего дворца Петра I и Кадриорга – геральдические памятники петровского времени (2021)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|