| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › Наука блазона. Гербы на доспехах: блазон и щит. | ||||||
Санти-Мадзини Д.
Наука блазона. Гербы на доспехах: блазон и щит.// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 45-54 [Часть II. Глава III.] Аннотация: Когда мы закончим изучение геральдического кода, то сможем, наконец, обратиться к классификации и типологии гербов, узнать, как произошли разные виды гербов, выяснить их развитие и историческую эволюцию. Прежде всего необходимо как можно больше узнать о доспехах, которые были носителями гербов. Мы видим «гербы на доспехах», или щиты, исконной функцией которых была оборона. Щиты существуют с незапамятных времен; они изображены в руках у средневековых рыцарей, но известны и гораздо более древние примеры, например римский щит. Первые явно ведут свое происхождение от вторых. Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 41699 знаков (с пробелами)
Дворянский фамильный герб Вайнес ван Бракел Нидерланды Четырехчастный в первом и четвертом золотом поле синее стропило, обремененное красным щитком с тремя золотыми перевязями, в верхней части два зеленых трилистника, в нижней отсеченная голова черного кабана с серебряными клыками и копытами во втором и третьем красном поле две серебряные противообращенные рыбы, сопровождаемые девятью золотыми крестиками 3, 3, 3 Шлемовая эмблема три золотые выходящие из короны розы Щитодержатели два черных противовосстающих льва с красными языками и когтями II Наука блазона 45 Оглавление второй части Глава 3 Гербы на доспехах блазон и щит 47 Глава 4 Блазон и геральдический код 1 55 Геральдический код 56 Порядок, элементы и терминология описания герба 57 А Цветовой код 64 Металлы 65 Цвета 68 Меха 74 В Геометрический код 78 Деления 79 1Простые деления 82 I Рассечение 82 II Пересечение 86 III Скошение справа 90 IV Скошение слева 92 2 Составные деления 93 I Деление на три части 93 II Деление на четыре части 104 III Х Деление на пять и более частей 5 XI Деление с вмещением в оконечности 123 3 Особые деления 124 4 Атрибуты щита 126 5 Гербовые фигуры 13 1 I Глава 132 II Столб 146 III Пояс 152 IV Перевязь справа 166 V Перевязь слева 178 VI Оконечность 18 1 VII Стропило 182 VIII Крест 192 IX Андреевский крест 2 15 X Кайма 220 XI Внутренняя кайма 227 XII Вилообразный крест XIII Большой клин 229 ХIV Клин 230 XV Вольная четверть XVI Кантон 232 XVII Острие 234 XVIII Пониженная пирамида 236 XIX Щиток 237 XX Брусок XXI Квадрат 249 6 Гербовые фигуры второго порядка Треугольник 250 I Титло 25 1 II Ромб 254 III Веретено и веретенное деление 259 IV Гонт 260 V а. Шахматная равнопольная фигура b. Шахматное или шашечное деление 26 1 с. Плитки и ступеньки d. Ступенчатая стена е. Кладка 264 VI Безанты и круги 265 VII Шар 268 VIII Обруч 269 IX Миндалина X Геральдическая слива 270 XI Лучи карбункула 27 1 Трофей шлем и щит работы Бенвенуто Челлини 46 3 Гербы на доспехах блазон и щит Когда мы закончим изучение геральдического кода, то сможем, наконец, обратиться к классификации и типологии гербов, узнать, как произошли разные виды гербов, выяснить их развитие и историческую эволюцию. Прежде всего необходимо как можно больше узнать о доспехах, которые были носителями гербов. Мы видим гербы на доспехах или щиты, исконной функцией которых была оборона. Щиты существуют с незапамятных времен на трех иллюстрациях, приведенных на этой странице, они изображены в руках у средневековых рыцарей, но известны и гораздо более древние примеры, например римский щит рис. 74 Первые явно ведут свое происхождение от вторых. Хотя корни геральдики прослеживаются лишь с начала XI века, известно, что еще на заре европейской истории воины стали чеканить или рисовать отличительные знаки и эмблемы своих семей на щитах. Историк Чезаре Канту после изучения античных источников пришел к выводу, что средневековый герб является нововведением с точки зрения его правил и древним с точки зрения составляющих его элементов причем сами по себе эти символы существовали с древнейших времен У многих героев Гомера, таких как Агамемнон, Ахилл и Пандар, были щиты изображениями гербов, напоминающие те, что получили распространение в Средние века правда, они отличались от средневековых по форме и по характеру изображения В качестве примера древнего щита с родовой символикой можно привести экипировку героев знаменитой трагедии Эсхила Семеро против Фив Судя по словам Вегеция, римская военная геральдика периода Ранней империи была еще ближе к современности. Тот же историк Чезаре Канту так писал об этом Гербы на щитах римских воинов были своего рода промежуточным звеном, объединявшим традиции античности и Средневековья, здесь можно увидеть практически все символы, взятые на вооружение геральдикой к концу XI века У каждой когорты того времени были свои отличительные знаки на щитах Символом Новых Геркулианцев личная стража императора Максимиана. Примеч. туч. ред. был золотой орел, сидящий на ветви дерева, поле было сапфировым, окантовка золотая. У Феодосианцев Секунди личная стража императора Феодосия II. Примеч. науч. ред. была золотая башня у подножья зеленой горы, на вершине которой был изображен мавр с копьем в одной руке и с веревкой в другой древние менапии народ в бельгийской Галлии, живший между реками Маасом и Шельдой. Рис. 73. Гербы немецких рыцарей ХIII ХIV веков, изображенные на щитах, попонах и знаменах, Вольфрама фон Эшенбах, Ульриха фон Лихтенштейн и Хартмана фон Ауэ Фамильный герб Блейдд Рудд Великобритания 47 Примеч. науч. ред. изображали на своих щитах золотую змею на зеленом фоне с красной и серебряной окантовкой, в центре большого щита был маленький золотой щит, и т. д. У молодых галльских лучников были синие круглые щиты, край которых украшался двумя полосами внутренней золотой, внешней красной в центре изображался красный шар с серебряной каймой, с правой и левой стороны шар поддерживали два орла, между которыми была табличка с изображением римских императоров Западной и Восточной частей Империи. У древних галльских лучников были почти такие же щиты, с той лишь разницей, что по краю шара были проведены две линии серебряная и красная, а на табличке были нечетко написаны слова, символизирующие закон. У кельтских ветеранов также была своя эмблема на красном фоне мы видим изображение двух золотых драконов, смотрящих друг на друга, которое появляется из усеченной колонны. На щитах у древних галлов в синем поле запечатлены два золотых рога, растущих из золотой усеченной колонны В вышеприведенных описаниях уже можно обнаружить достаточно данных для подтверждения точки зрения Чезаре Канту композиция древних гербов подчиняется тому же железному правилу, что и средневековая цвета чередуются с металлами и наоборот, цвет никогда не наносится на цвет, а металл на металл это четкая закономерность, а не случайность. Здесь так же, как и на средневековых гербах, присутствует окантовка, или кайма, маленький щит может быть помещен в центр, или сердце большого. Сразу же на память приходят цвета мятежных плебейских группировок в римских цирках белый, синий, зеленый и красный, а также желтый и пурпурный, прибавившиеся во времена Домициана Военная иерархия при новом строе занимала примерно то же место, что и во времена Римской империи бои гладиаторов трансформировались в рыцарские турниры, где проявлялся все тот же состязательный дух переход от одной формы к другой осуществлялся постепенно и почти незаметно. Преемственность очевидна, если не принимать в расчет некоторые грубые обычаи, привнесенные варварами. Два основных воинских атрибута щит и шлем не претерпели существенных измене Рис. 74. 1Римские щиты периода Империи, найденные в Германии Рис. 75. Щит пельта pelta ний и сохранили свое значение. При этом щит по прежнему был носителем символа, или эмблемы. Шлемы были разные с нашлемниками, полуоткрытые, с забралами, глухие их форма соответствовала определенному воинскому чину или социальному статусу, так что они сами по себе были знаком отличия. В империи Каролингов проживали многие народы. Разумеется, каждый подчиненный народ, чья исконная территория была включена в состав империи, стремился сохранить свою национальную культуру, в том числе и традиционное оружие, самым ярким предметом которого был, безусловно, щит. По мнению Филиберто Кампаниле, геральдиста, жившего в начале XVII столетия, в эпоху античности можно выделить три наиболее распространенных формы щита за ними закрепились и их названия парма parma клипеус сlypeus и анцилия аnсile щит привычной для нас формы Щит, носивший название парма был маленьким, имел круглую форму подобный щит в некоторых областях Италии сегодня называют ротеллой rote Клипеус также был круглым, но по размеру значительно больше пармы Щит более привычной для нас формы мог быть овальным такой щит, собственно, и назывался анцилией в нынешние времена такие щиты в Италии повсеместно называются таргами Тот же автор упоминает об еще одной разновидности щита пельте рис. 75 Это круглый щит, формой и размерами напоминающий парму, однако с одной стороны у него есть вырезы наподобие тех, что можно увидеть на немецких щитах типа тарч tartsсhe рис. 84 85 Щиты круглой формы, встречавшиеся у греков клипеус, рис. 76 и римлян парма была частью экипировки конных воинов щиты овальной формы или близкие к форме эллипса такие, как tebano, рис. 77 распространенные у галлов, бриттов, франков, а также легендарные римские анцилии овальной формы, упавшие с неба в царствование Нумы Помпилия, получили меньшее распространение в новой геральдике по сравнению с прямоугольными или треугольными щитами. Рис. 76. Греческий щит клипеус сlypeum или аспис aspis Рис. 74. II. Римский щит скотум sсutum Рис. 77. Тебанский щит tebano 48 Римские щиты скотум sсutum прямоугольной или восьмиугольной формы с выпуклой поверхностью рис. 74.I II отличались большими размерами, так как служили прежде всего средством защиты прикрытием для одного солдата или целой когорты. В нужный момент все щитоносцы могли выстроиться в определенном порядке и образовать так называемую черепаху боевой порядок для атаки, при котором солдаты, держащие щиты над головой, создают защитный занавес. Примеч. пер. на панцире которой были хорошо видны отличительные знаки наступающего отряда. Щит привычной нам формы напоминает франкский павийский оборонительный щит прямоугольный внушительных размеров однако прямых свидетельств того, что форма щита в геральдике была заимствована у франков, нет щит павуа, или павийский, щит европейских пеших воинов, преимущественно стрелков лучников, высотой в рост человека. Примеч. науч. ред Однако известно, что в сражениях франкские воины применяли маленькие круглые щиты с умбоном рис. 78 наподобие итальянских broссhiere Такие щиты напоминали скорее аспис, или парму, а вышеописанный павийский щит, чья форма близка к прямоугольной рис. 79 чаще использовался в ритуальных целях на него вставал новоизбранный король, его поднимали вместе со щитом и три раза обносили вокруг поля, на котором было собрано все войско. Павийский щит кажется прообразом так называемого таргона targone большого щита треугольной формы с загнутыми боковы ми сторонами который получил распространение в период раннего Средневековья У каждого был щит наподобие павийского, он был ярко красного цвета с огромным белым крестом в центре Рис. 79. Церемониальный франкский павийский щит из дерева, обтянутого кожей Архив Пизы Подобные щиты служили прикрытием для пехотинцев, лучников, арбалетчиков, сражавшихся как на суше рис. 80 так и на море рис. 8 1Необходимо напомнить, что в ту эпоху артиллерии как таковой еще не было, точнее сказать, огнестрельные орудия были еще крайне примитивными. Как сами корабли, так и элементы их вооружения были сконструированы на основе представлений о сухопутной военной технике в носовой части судна и на его корме были установлены своего рода башни которые были увешаны павийскими щитами. Эти сооружения be toria были предназначены для того, чтобы солдаты могли обороняться под их прикрытием и стрелять в неприятеля таким образом, два корабля противников, приблизившиеся друг к другу, напоминали две осаждаемые башни. Эта тактика, невзирая на прогресс в судостроении, использовалась до тех пор, пока не получила распространение дальнобойная артиллерия. До этого времени корабли брали друг друга на абордаж, борт к борту и моряки сражались стенка на стенку Но термин орудийная башня оставался неизменным, по крайней мере, конструкция на носовой части судна называлась именно так. Оборонительные сооружения на корме получили другое название кессон сassero в итальянской транскрипции и сaisson во французской Что касается павийских щитов, о которых шла речь, то парапеты, которые были украшены ими, получили в кораблестроении название фальшборты итал. impavesate т. е. снабженные щитами павуа. Примеч. науч. ред. хотя в настоящее время на них не увидишь никаких гербов. Со временем они были перенесены на корму см. рис. на с. 40 и стали символизировать мощь и славу государства. Рис. 80. Павийский щит, или таргон Рис. 78. Круглый франкский щит с умбоном Рис. 8 1Корабль XV века с носовой и кормовой надстройками, увешанными павийскими щитами французская миниатюра конца XV столетия 49 Рис. 84. Турнирный тарч XIII век Рис. 85. Геральдический тарч XVI XIX века Иная участь постигла немецкий щит тарч tartsсhe который итальянцы называют таргой targa Сам термин указывает на некую взаимосвязь с таргоном. Современные филологи полагают, что истинное значение этого слова близко к франкскому tarka однако они не принимают во внимание, что арабские daraqua и tarсha означают не что иное, как щит. По свидетельству о. Даниэля, щиты были ромбовидной и прямоугольной формы рис. 82 а также круглые, как таргет у жителей горной части Шотландии рис. 83 термин этот в настоящее время используется в значении цель мишень Если арабская этимология более верна, то, возможно, это понятие получило распространение в период Первого Крестового похода. Арабское слово стало произноситься на немецкий манер тарч как термин, так и сам предмет, которым он обозначался, появились в XIII веке. Немецкий щит по форме был близок к квадрату, на его правой стороне виден закругленный вырез рис. 84, см. также рис. 75 предназначенный для того, чтобы рыцарю на турнире было легче управляться с копьем он мог опирать его на щит точно так же, как на панцире или доспехах был специальный упор для копья или для рукоятки меча а не держать его на весу. Подобное приспособление могло быть изобретено только для турниров и состязаний, иными словами, в рыцарской среде, поэтому неудивительно, что разновидности этой формы и различные стилизации под нее получили распространение в геральдике рис. 85 встречаясь как в фамильных, так и в городских гербах Центральной Европы рис. 86 89 Турнирный квадратный щит иногда назывался щитом на ремне или на перевязи а bandiera или banderale в итальянской транскрипции, eсu еn banniere во французской Он появился раньше, чем немецкий tartsсhe и происхождением, возможно, связан с Константиновым знаменем лабарумом. Его функция была скорее декоративной это щит парадный, а не боевой. Рис. 82. Щиты тарга тарч, XI XII века, рис. о. Даниэля Рис. 83. Шотландский щит таргет Рис. 87. Щит на ремне ХН ХШ века Рис. 86. Дворянский герб Иеронимуса Фишера 1492 50 Квадратная форма щита получила в геральдике широкое распро странение. Подобные щиты назывались самнитскими в нижней части их углы закруглялись, а посередине было заострение рис. 88. 1 Эта модель чаще всего встречалась во Франции, Италии и Великобритании с небольшими выступами по краям в верхней части рис 88. II Подобные щиты также назывались французскими рис. 89 так как именно французские герольды XVI века установили четкие пропорции этой модели семь частей в ширину на восемь в высоту, четверть окружности соответствующего радиуса для углов и заострения в нижней части. Впоследствии эти параметры распространились во всей европейской геральдике и с конца XIX века были закреплены. Треугольная форма использовалась в XII столетии рис.90, заостренный щит прообразом ее послужил норманнский щит Рис.9 1 очень высокий, узкий, с загнутыми сторонами, он был предназначен преимущественно для сражения в пешем строю, однако исполь зовался и в конном. Вскоре его форма была изменена он стал короче, шире, оставаясь по прежнему треугольным, с изогнутыми сторонами рис.92 93 Именно такой щит в геральдике получил название древний готический Если точнее определять его форму, то можно говорить о трапеции в верхней части и о треугольнике в нижней рис. 94.I стороны изогнуты по всей длине. Уже в XIV веке треугольная форма стала заменяться полукруглой. Эта новая модель впоследствии стала называться готической новой в чем прослеживался явный анахронизм рис.94.III и 95.III Рис. 88. Самнитский щит 1франко итальянская форма II английская форма Рис. 89. Самнитский щит с наклоном на античный манер герб немецкого города Горлица Рис. 9 1Норманнский щит Целомудрие и Сладострастие Фреска на стене церкви в Монтуар сюр ле Луар, департамент Луар и Шер. Начало XII века Рис. 90. Щит, заостренный книзу герб города Кюстриш совр. Костшин, Польша 5 1 По форме этот щит напоминает цитру. Кроме того, особенно во Франции можно было встретить промежуточные варианты нечто среднее между треугольным и полукруглым щитом рис. 94. II по форме верхняя часть близка к идеальному квадрату, а нижняя к закругленному треугольнику. Эта модель во многом напоминает павийский щит лучников, изображенный на рис. 80 иногда у нее были прямые, незакругленные стороны см. рис. 92 Так называемый грушевидный щит, или щит в форме перевернутой груши, более точное название которого сицилийский рис. 96 по форме своей есть не что иное, как норманнский щит, сильно сжатый по вертикали, или древний готический с закругленными верхними углами. Немецкий тарч tartsсhe идиоматическое название которого мы не изменяем, дабы не перепутать его с таргой а также два го Рис. 92. Треугольный щит, по форме близкий к антич ному герб французского города Мо тических щита отражают почти все особенности геральдики вплоть до начала XVI века. Многие изменения, привнесенные в эпоху Возрождения и исказившие оригинальную форму до полной неузнаваемости, были обусловлены стремлением придать более совершенный вид гербам, которые воспринимались как часть грубой средневековой культуры хотя эти изменения касались преимущественно изображения, а не формы щита Мастера хотели заменить примитивную рыцарскую символику изысканной и благородной дворянской, аристократической. В настоящее время, анализируя процесс эволюции геральдического искусства, я бы не рискнул утверждать, что герб превратился из исторического свидетельства, обладающего своей сложной и глубокой символикой, поддающейся истолкованию, в нечто пустое и сугубо декоративное. Рис. 96. Сицилийский щит щит грушевидной формы Рис. 93. Готический щит французские рыцари XIII XIV веков Рис. 94. Готические щиты I II древние Рис. 95. Готические щиты с наклоном на античный манер I герб Отто фон Ботенлаубен II герб графов Фробург III герб владетелей Кранихберга III новый 52 В Италии в эпоху Возрождения получили распространение шиты весьма причудливой, если не сказать вычурной, формы рис.97 они назывались щиты картуши Картуши были модными декоративными элементами в искусстве барокко и рококо вплоть до начала XIX века рис. 98 Гербы картуши возникли примерно в то же время, что и гербы в форме лошадиной головы рис. 99. II и 100 не исключено, что первые произошли от вторых. Изначально это была форма не самой лошадиной головы, а военного снаряжения, которое надевалось на лошадь для ее защиты и на которое рыцарь помещал собственный герб. Со временем от этой формы стали отступать все дальше и дальше рис. 10 03 Подобная форма прекрасно подходила для того, чтобы служить украшением кроме того, она содержала в себе бесконечное число вариантов изменения контура, поэтому щиты этой формы стали называться Рис. 103. Герб немецкого рода Шиллер 1845 фигурными Без сомнения, они были весьма оригинальными красивыми, на них хорошо смотрелись различные изображения, однако у них был один существенный недостаток они перестали быть щитами в собственном смысле этого слова. Дополнительного внимания заслуживают круглые и ромбовидные щиты, о которых уже упоминалось. На протяжении двух столетий, предшествующих эпохе Возрождения, получил широкое распространение небольшой по размеру военный щит идеальной круглой формы, называемый ротелла или рондаш Его диаметра хватало только на то, чтобы предохранить лицо от ударов копья или стрел. Но благодаря своей легкости он был очень удобен, особенно в тесном бою еще в начале XVII века нередко, когда суда брали на абордаж и сражались стенка на стенку входил в военную экипировку моряков. Рис. 97. Щиты картуши XVII XIX века Рис. 100. Фигурные щиты XVI XIX века Рис. 99. Щит картуш I и щит в форме лошадиной головы II Рис. 10 1Герб немецкого рода Нойедорфер 1590 Рис. 98. Герб английского рода Хабанд Ипсли 1845 Рис. 102. Герб Дж. Саганта Германия, 1550 53 Несмотря на меньшие размеры по сравнению с треугольными и квадратными, щиты круглой и ромбовидной формы вызывали интерес у геральдических художников, особо вдохновлявшихся этими гербами при создании образцов печатей рис. 104 Бывало и так, что предпочтение оказывалось овальной форме например, герб Испании, рис. 105 Щит в форме эллипса, получивший название итальянский щит использовался в геральдике в двух случаях это мог быть либо государственный, либо личный герб, причем принадлежать он мог как мужчине, так и женщине, хотя геральдисты считают его преимущественно женским. Нередко супружеский союз символизировали два соединенных овальных герба рис. 106 Можно сказать наверняка, что все ромбовидные гербы принадлежали исключительно женщинам древние геральдисты считали, что именно эта форма гармонично сочетается с полом, честь которого необходимо защищать Бурдон Подобные гербы пользовались успехом у молодых незамужних девушек, к примеру, такой герб взяла себе Жанна д Арк рис. 107 Однако нельзя Рис. 104. Герб печать немецкого города Ольденбурга утверждать, что все обладательницы ромбовидного герба были незамужними, так как они часто сохраняли его за собой даже после замужества рис. 108 а также в случае потери супруга. Если женщина становилась вдовой, то на ее гербе появлялась чернобелая шелковая лента, обвязанная вокруг венка в том случае, если она вновь выходила замуж, лента исчезала. Кроме того, когда супружество символизировали соединенные гербы, ромбовидный женский герб заменялся овальным см. рис. 106 В Великобритании, особенно в Шотландии, ромбовидный герб, символизировавший траур, получил название хэтчмэнт в современном английском языке слово hatсhment означает мемориальная доска с изображением герба Он выставлялся в залах, где проходила панихида, и перед дверями усопшего, а также использовался в траурных процессиях. Если умирал холостой мужчина или незамужняя женщина, то личный герб покойного просто принимал ромбовидную форму если усопшим был кто то из супругов, то герб оказывался сдвоенным на рис. 109 черное поле указывает на покойного Рис. 107. Ромбовидный щит герб Жанны д Арк Франция, XV век Рис. 108. Ромбовидный щит герб леди Мэнсфилд Англия, XVIII век Рис. 106. Герб ирландского рода О Нил и Фезерстоун Ирландия Рис. 105. Герб Испании 1790 Рис. 109. Траурный щит черное поле справа указывает на то, что скончался супруг 54 |
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |