| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › Блазон и геральдический код. Порядок, элементы и терминология описания герба. | ||||||
Санти-Мадзини Д.
Блазон и геральдический код. Порядок, элементы и терминология описания герба.// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 55-63 [Часть II. Глава IV (начало).] Аннотация: Так же, как занятие любой исторической дисциплиной или любой другой наукой, изучение геральдики требует предварительной подготовки: необходимо освоить специальную терминологию, ознакомиться с теми элементами, которые, собственно, и составляют композиции гербов. Знание терминологии и понимание значения этих элементов тем более необходимо в тех случаях, когда мы располагаем не оригинальным рисунком, а только описанием, сделанным герольдом в специальной грамоте. Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 78453 знаков (с пробелами)
4 Блазон и геральдический код I Примечания 1Осуществляя выбор всех представленных в книге гербов, автор руководствовался двумя основными критериями историческим, чтобы описать гербы наиболее известных и влиятельных семей, и дидактическим, чтобы систематизировать Так же, как занятие любой исторической дисциплиной или любой другой наукой, изучение геральдики требует предварительной подготовки необходимо освоить специальную терминологию, ознакомиться с теми элементами, которые, собственно, и составляют композиции гербов. Знание терминологии и понимание значения этих элементов тем более необходимо в тех случаях, когда мы располагаем не оригинальным рисунком, а толь описанием, сделанным герольдом в специальной грамоте. Незнание специальной терминологии в данном случае не позволит нам правильно понять это описание и представить себе сам герб. Вот красноречивый пример подобного описания В геральдике подобные описания называются блазоном Четырехчастный, фланкированный, пересеченный главой и оконечностью в первом красном поле старинная золотая корона расположена балкой во втором серебряном поле два перекрещивающихся жгута естественного цвета, перевязанные красным, расположены балкой в третьем синем поле три золотых кольца, украшенных красными драгоценными камнями, все три пересекаются в четвертом красном поле старинная серебряная конская уздечка, расположена перевязью в правой боковой части в красном поле, усеянном золотыми язычками пламени, серебряный восставший единорог, у него на шее старинная золотая приводимые примеры геральдических цветов, фигур и прочих элементов герба. 2. Государства, в состав которых входили многие города и области, называются в книге так, как до Первой мировой войны например, Тренто и Богемия в составе Австро Венгрии корона, на спине она повязана серебряной развевающейся лентой серебряный овальный медальон с золотыми лучами, внутри медальона синий змей, заглатывающий ребенка естественного цвета медальон расположен в правом верхнем кантоне поля в левой боковой части в красном поле золотой верблюд, сидящий в корзине, на горбу у верблюда старинная золотая корона, на короне плюмаж с пятью страусовыми перьями, серебряными и синими серебряная глава обременена словом HUMILITAS написанным черными готическими буквами, увенчанными пятью золотыми цветами серебряная оконечность обременена золотым цитрусовым плодом с зеленым стеблем и листьями, расположенными поясом в сердце рассеченный щит в правом поле чередование закругленноволнистых синих, серебряных и зеленых перевязей в левом поле поясное чередование красного и зеленого и серебряная перевязь справа герб рода Бор ромео, из книги Спрети. II, 4 рис. 0 Вышеприведенный текст может показаться искушенному читателю специа листу слишком поверхностным, тем не менее я искренне советую тем, кто хочет приступить к изучению геральдики и кому не терпится погрузиться в этот удивительный мир, не торопиться и предварительно ознакомиться с грамматикой, орфографией и синтаксисом геральдики изложенными в последующих главах книги, в совокупности составляющими геральдический код. Рис. 0 Герб фамилии Борромео д Адда Дворянский герб Бонамини Пезаро Рис. 0. Герб фамилии Борромео Рис. 0. II. Герб Борромео Арезе 55 Геральдический код Геральдический код это система, базирующаяся на двух основных компонентах цвете и форме. Как первая, так и вторая составляющие включают в себя бесчисленное количество вариантов это многообразие несложно вообразить, имея элементарные представления об оптической физике и геометрии. Число вариантов сочетаний двух компонентов системы форм и цветов не поддается подсчету каждая из двух составляющих формирует свой подкод код цветовой хроматический и код геометрический причем второй в значительной степени более сложный и многообразный, чем первый, и включает в себя, помимо общепринятых фигур и элементов, множество дополнительных изображений, воспроизводящих различные вымышленные или реально существующие объекты, как можно заметить на примере гербов из гербовников. Все существующие геометрические законы, а также изображения, которые, в свою очередь, также можно так или иначе классифицировать, вместе составляют третий подкод иконографический, или символический. Если подразумевать под геральдикой систему условных знаков и символов, базирующуюся на оптическом восприятии объектов элементов, имеющих свои определенные физические и геометрические параметры, то, без сомнения, геральдику можно считать наукой. Но, как ни странно, именно поэтому многие отказывают ей в праве так называться, считая, что единственная присущая ей функция толкование символов, что, в свою очередь, весьма субъективно главным образом потому, что интерпретаторы должны обращаться к эзотерическим знаниям Таким образом, многие считают, что о рациональном, то есть о научном подходе и речи быть не может. Однако они забывают, что символическое изображение это не что иное, как визуализированное понятие, представленное в своем развитии, его изучение позволяет выявить определенные тенденции и нередко воспроизвести ход исторических событий. Именно этим занимается такая солидная и уважаемая наука, как антропология. Это многообразие цветов и форм символических изображений нередко служит цели воспроизведения исторических сюжетов на щитах а также на других предметах воинского облачения кольчугах, доспехах, флагах, попонах и т. д., см. рис. 5 на с. 12 Эти изображения являются предметом научного интереса археологов и филологов слова, их обозначающие, становятся общеупотребимыми так распространенное слово геральдика произошло от названия герольд а слово герб в романо германских языках означает не что иное, как оружие arme И поскольку щит есть вооружение arme пусть оборонительное, мне представляется корректным определять их вместе arme sull arme то есть щит и эмблему на нем. Существуют настоящие генеалогические знамена см. с. 557 цвета и фигуры которых дают точные и нередко исчерпывающие сведения о владельце Цветовой код герба. Возвращаясь к трем геральдическим кодам, обратим внимание прежде всего на цветовой код, так как он наиболее прост и поддается несложной интерпретации. Уже на этапе ознакомления с ним можно сделать для себя определенные выводы выявить закономерности сочетания цветов и их толкование. Что касается геометрических закономерностей, или системы условных обозначений, то некоторые из них также имеют несложную трактовку, но здесь надо рассматривать каждый случай отдельно, поскольку эти толкования не распространяются на всю геральдику в целом. Кое кто может возразить, что восприятие цвета также весьма субъективно у каждого индивида свое видение цвета, у любого есть любимый цвет, существуют цвета, которые нас раздражают, и т. д. Эта симпатия или антипатия нередко имеет под собой объективные основания, но верно и то, что каждый руководствуется в своем выборе цвета личными мотивами цвета или освещение окружающей нас обстановки могут оказывать ощутимое влияние на настроение, обострять или притуплять внимание, стимулировать или тормозить мыслительные процессы, влиять на наш распорядок дня, ритмы сна и бодрствования и т. п. Однако простого знакомства с хроматическим кодом недостаточно для того, чтобы заниматься геральдикой, понимать описания гербов, находить в них указания на исторические события, имеющие отношение к владельцам гербов. Необходимо уметь истолковывать значение внешних элементов герба, знать закономерности их размещения. Так, одни из них, как правило, располагаются над гербом шлемы, шлемовые эмблемы, наметы, короны другие снизу и по сторонам герба щитодержатели, всевозможные мантии, балдахины, ленты, девизы словесные и изобразительные Внешние элементы, организованные в определенном порядке, строгом и четком, составляют подлинный регламент иерархических градаций, или степеней достоинства. И наконец, инсигнии знаки отличия родовое понятие, включающее все без исключения элементы, которые предназначались для того, чтобы сделать герб хорошо видимым как друзьями, так и врагами. В этом нет ничего странного, ведь происхождение инсигний как таковых тесно связано именно с военным делом вспомним signa римлян Инсигнии разных времен и народов имели различную форму, однако всегда и повсюду можно выделить два основных типа изображение могло быть трехмерным скульптурным закрепленным на чем то твердом к примеру, римские орлы или двумерным, помещенным на какую то тканую основу различные флаги, стяги, знамена, хоругви и т. д. изображение на них не выглядело статичным. Особые эмблемы с теми же цветами, теми же фигурами и с тем же символическим значением помещались на щиты, на оружие. Подобные эмблемы могли обозначать целое военное подразделение, помогая отличать недругов от своих. Они помещались на корме кораблей, присваивались гильдиям и цехам, районам городов или даже целому народу. Геометрический код Иконографический, или символический, код Различительный код градаций и степеней достоинства Идентификационный династический или национальный код 56 Порядок, элементы и терминология описания герба Чтобы описать герб, необходимо знать прежде всего элементы кода, который определяет очерёдность их описания. Геральдическая терминология развивалась по двум направлениям, в рамках двух культур, хотя и внутри одной традиции могли быть существенные разночтения. Мы знаем две противоположные традиции испано германскую и англо французскую. Последняя была усвоена воспринята итальянской геральдикой. В испано германской традиции описание герба начинается со щита с маленького герба, помещенного в центр большого если таковой имеется, потом идут деления четкий порядок не определен в конце рассматривается поле. В англо французской традиции описание герба начинается с основного поля, затем внимание уделяется делениям в строго определенном порядке рассматриваются фигуры внутри обозначенных полей и в конце описываются фигуры и элементы щитка, помещенного поверх всего Эта схема, как мы видим, логически выверенная, простая и при этом четкая и ясная. ПОРЯДОК БЛАЗОНИРОВАНИЯ 1Форма и положение герба прямое или наклонное упоминаются в том случае, если речь идет о графическом или скульптурном изображении см. рис. справа Родовой герб фамилии Летчер Нюрнберг, 1487 Щит немецкий тарч, с наклоном 2 Затем описывается цвет или мех фон основного поля в том случае, если деление отсутствует затем идет описание фигуры тип, цвет, атрибуты, положение, см. рис. справа Каждое животное имеет свои характерные позиции, которые нет необходимости описывать, как в данном случае с гербом, на котором изображен лев восстающим В том случае, если тело животного имеет один цвет, а отдельные его части другой, то специальный термин для каждой части указывает на то, какая именно имеется в виду с языком такого то цвета с глазами с когтями с половым членом кроме того, может описываться положение и форма хвоста. В русской геральдической терминологии эта детализация присутствует не всегда и все вместе описывается как вооружения Примеч. науч. ред. Геральдисты стараются по возможности не повторять название одного и того же цвета. В том случае, если он характеризует две последовательно описываемые фигуры, они нередко заменяют само название цвета выражением того же цвета Если фигура имеет тот же цвет, что поле или элемент, описанный непосредственно перед этой фигурой, то принято указывать цвета поля или цвета первой или же цвета второй и т. д. 3. Гербовые фигуры описываются после поля и его фигур, затем описываются фигуры, обременяющие эти элементы или пересекающие их. В последнюю очередь описывается кайма, если таковая имеется см. рис. спра ва если он отсутствует, то приводится описание вольной четверти, кантонов углов и внутренней каймы. В красном поле серебряная перевязь справа, обремененная тремя черными орлами с распростертыми крыльями, в направлении перевязи, с черной зазубренной каймой Родовой герб фамилии Палластрелли ди Челлери Пьяченца В золотом поле черный лев, сопровождаемый шестью красными языками пламени 12, 2, 1 4. Поля, на которые разделен герб, описываются поочередно, после того, как блазонируются деления Разделен поясообразно первое второе третье Порядок, в котором следует описывать гербы, разделенные на те или иные части, приведен на последующих страницах. Четверть quarto то есть часть герба, разделенного на четыре поля иногда называемая большой четвертью gran quarto может быть в свою очередь разделена еще на четыре четверти при этом каждая из четырех частей герба должна быть описана отдельно, как самостоятельный герб. Если в большой четверти или в четверти имеются известные фамильные или государственные гербы, то следует указывать Шотландии Арагона Гон зага Нассау и так далее. В тех случаях, когда эти символы менее известны, указывается просто принадлежит семье такой то Родовой герб фамилии Монтевеккьо Мартиноцци Бенедетти Фано Губбио Четверочастный в первом и четвертом серебряном поле три красные полосы, зубчатые с обеих сторон принадлежит семье Мартиноцци второе и третье поля рассеченные а в красном поле синий пояс, окантованный серебром и обремененный тремя золотыми лилиями, b в синем поле серебряный лев принадлежит семье Бенедетти Поверх всего четверочастный щит, серебряный и красный, в первых двух полях гора с шестью вершинами, в перьям и втором поле переменных цветов, глава синяя, обремененa тремя золотыми лилиями принадлежит семье Монтевеккьо 5. Внешние элементы, указывающие на дворянский статус, место в феодальной иерархии, описываются после щита начинать следует с верхних, блазонируются шлем, шлемовая эмблема, корона, затем описываются щитодержатели, затем различные элементы сбоку от щита, затем балдахины или мантии, последними девизы и военные кличи. Родовой герб фамилии Гвиндаццо Неаполь Герб в синем поле три серебряных стропила на золотом картуше, увенчан герцогской короной, поверх которой турнирный шлем, увенчанный древней короной маркиза Шлемовая эмблема появляющийся барашек естественного цвета с жемчужным ожерельем, золотым и красным. Щитодержатели два льва с красными зубами и языками. Бэдж полумесяц рогами вверх. Девиз Doneс totum impleat orben Родовой герб фамилии Брайда Неаполь 57 Родовой герб фамилии Антонибон Бассано Серебряное поле с пришитым золотым поясом, сопровождаемым в главе тремя красными шестиконечными звездами в неправильном порядке, и в оконечности дерево естественного цвета, растущее из земли Все, что уже было изложено вкратце, требует дополнительных разъяснений. Это касается тех обобщенных выражений, которые делают геральдическую терминологию, блазон, столь запутанной и непонятной для непосвященных и столь ясной и адекватно передающей значение для специалистов. Эти выражения подобны кратким алгебраическим формулам, которые являются выжимками из длинных теорем они позволяли герольдам в нескольких словах выразить весьма длинные и не всегда ясные описания, а также исправить посредством одного краткого замечания некоторые отступления от геральдических правил. Прежде всего речь идет об уже упоминавшемся четком правиле, согласно которому нельзя накладывать металл на металл и цвет на цвет. Когда выявлялось подобное нарушение а это случалось не так уж и редко герольд делал тонкое замечание, добавляя к описанию элемента и фигуры слово пришитый в качестве примера можно привести герб семьи Антонибон без этого замечания герб трактовался бы как ложный см. с. 555 В иных случаях составитель герба не хотел закрывать глаза на допущенное нарушение и выносил свой вердикт non liquet добавляя к описанию герба выражение для расследования В распространенных случаях, когда при делениях в частях поля представлены симметричные изображения тех же самых элементов и фигур, цвет которых может отличаться от фонового цвета двух противолежащих полей, описание не представляет никаких трудностей в противном случае, чтобы не повторять указанные цвета, геральдисты прибегают к формулировке переменных цветов или того и другого цвета Также часто встречаются гербовые изображения, на которых фигура находится на линии деления. Когда при этом фигура остается целой, то составитель герба пишет пересекающая Когда фигура разделяется пополам и каждая половина имеет цвет фона противолежащего поля, то говорят переменных цветов того и другого цвета Если изображены три фигуры, то есть сочетание из двух или трех вышеприведенных примеров, тогда добавляют рассеченная фигура переменных цветов или пересеченная фигура переменных цветов В некоторых вариантах деления поля герба см. с. 79 можно заметить аналогичный Родовой герб фамилии Ведередо Генуя В черном поле красный круглый щит для расследования обремененный золотым львом Герб города Сан Джиминьяно Щит пересеченный, красный и золотой, с пересекающей фигурой серебряного льва Родовой герб фамилии Бонфильо Лентини Щит пересеченный, серебряный и черный, со львом того и другого цвета Родовой герб фамилии даль Горго Лацио Щит рассеченный, серебряный и синий, с фигурой восстающего золотого оленя на линии деления Родовой герб фамилии Нани венецианская ветвь Щит со скошением справа, золотой и красный, с круглым щитом того и другого цвета Герб города Норга Нидерланды Щит со скошением слева, серебряный и черный, с восстающим конем того и другого цвета Родовой герб фамилии Нардуччи Сан Даниэле Разделенный четырьмя поясами, серебряными и черными, лев переменных цветов с красным языком принцип, что и в зеркальном или противоположном расположении цветов ког да цвета переставлены местами или расположены в обратном порядке В подобных случаях вышеуказанные формулировки могут заменяться следующими про тивостолб противобалка противозубчатый и так далее. Родовой герб фамилии Шьоппо Верона Серебряное поле с черными кулисами вверху, три шара того и другого цвета в правильном порядке Родовой герб фамилии Роспильози Пистоя Четверочастный золотой и синий, с четырьмя ромбами того и другого цвета Родовой герб фамилии Галивари Пистоя Четверочастный серебряный и черный, с четырьмя восьмиконечными звездами того и другого цвета Родовой герб фамилии Анджели Пезаро Щит разделен скошением справа синий и золотой, два креста, того и другого цвета Родовой герб фамилии Гинн Сиена Щит рассеченный золотой и синий, с тремя полумесяцами 2, 1два вверху обращены друг к другу, того и другого цвета, один внизу, обращен рогами вверх, переменных цветов Родовой герб фамилии Стено Венеция Щит пересеченный золотой и синий, с шестиконечной звездой того и другого цвета Родовой герб фамилии Флабениго Венеция Щит рассеченный синий и золотой, с восьмиконечной звездой того и другого цвета 58 На предыдущих страницах нередко фигурировали такие блазон ные геральдические термины, как обремененный чем либо пересеченный рассеченный в настоящее время можно ограничиться более распространенными, однако эти термины по прежнему являются значимыми и многое дают для понимания структуры блазонирования. Замечу что термин структура может показаться почти кощунственным тем, кто страстно увлечен геральдикой, одержим ее романтизмом и отрицает системный подход к ней. Однако не стоит забывать, что это полноценная наука, в качестве таковой имеющая свою строгую рациональную структуру, поддающуюся четкой организации. Это двумерное пространство, если речь идет о самом щите, который является основным, базовым планом. Пространство этого щита делится на зоны, каждой из которых присваивается свое имя эта строгая разметка не уступает точности топографических карт. Пространство становится трехмерным, если в него помещаются фигуры и элементы, которые, в свою очередь, могут образовать четвертый и даже пятый планы, новое измерение. Это понятие о структуре единожды усвоенное, позволяет понять все нюансы взаимоотношений между частями герба, делениями и фигурами фигуры находятся в условном пространстве, где действуют свои законы. Чтобы построить точную геометрическую систему, необходимо задать ей четкие параметры, выбрать основной принцип построения, позволяющий определить места в пространстве и в системе координат для любого элемента и фигуры. Точно так же и в геральдике необходимо изобрести специальную топографию пространства щита, чтобы сделать его описание и толкование возможным и доступным для желающих. В случае с геральдикой внешние контуры этого пространства повторяют контуры щита именно внутри него и происходит топографическое деление. Однако эта простая схема была существенно усложнена гераль дистами из за необходимости блазонирования гербов, особенно в поздний период, когда топография геральдики стала чрезвычайно насыщенной и процесс описания гербов значительно усложнился. Как мы увидим, отдельные области пространства герба соответствуют определенным фигурам деления и элементам, однако мудрые геральдисты хотели таким образом задать определенную систему координат, а вовсе не выдумать для каждой точки свое специальное наименование. Эти координаты они и назвали обобщенно участки зоны щита каждому из которых было присвоено наименование, соотносимое с определениями из анатомии человека. Так, в одной из первых и наиболее простых систем, а именно в системе Бомбачи рис. три горизонтальных участка щита именовались глава тело и оконечность центр щита назывался средоточие чести Подобное трехчастное деление, безусловно, не отвечало всем требованием составителей гербов, поэтому французский геральдист Вюльсон де ла Коломбьер усложнил эту систему, выделив в пространстве щита девять зон рис. 2 Но и этот принцип деления не до конца соответствовал сложной задаче блазона, и тогда Менетрие дополнил уже существующую систему, разделив ее на пятнадцать зон рис. 3 Стоит отметить, что в тех случаях, когда речь шла о гербах с менее сложной композицией, геральдисты прибегали к более простым схемам деления на девять зон рис. 4 Кроме того, необходимо добавить, что итальянский принцип деления на зоны по буквам алфавита отличается от французского рис. 5 В конце концов, необходимо знать, что такие термины, как сердце щита душа средоточие чести или, как еще принято называть, центр соответствуют формулировке поверх всего см. с. 239 Рис. Зоны щита по системе Бомбачи 1652 Рис. 2. Деление пространства щита на девять зон по системе Коломбьера 1644 А Первая зона верхней части главы В Вторая зона верхней части главы С Третья зона верхней части главы D Средоточие чести Е Сердце G Центр F Н Зоны оконечности I Нижняя точка оконечности Герб рода Интерминелли Пистоя Рис. 3. Деление пространства щита на пятнадцать зон по системе Менетрие 1653 А Правый кантон главы В Глава С Левый кантон главы D Правая сторона средоточия чести Е Средоточие чести F Левая сторона средоточия чести G Правый бок Н Сердце I Левый бок К Правая сторона центра L Центр М Левая сторона центра N Правый кантон оконечности О Оконечность Р Левый кантон оконечности Рис. 4. Деление пространства щита на девять зон по итальянской системе А Правый кантон главы В Центральная часть главы С Левый кантон главы D Правый бок Е Сердце F Левый бок G Правый кантон оконечности Н Оконечность нижняя часть оконечности I Левый кантон оконечности Рис. 5. Деление пространства щита на девять зон по французской системе А Сердце, или душа В Центральная часть главы С Оконечность D Правый кантон главы Е Левый кантон главы F Правый бок G Левый бок Н Правый кантон оконечности I Левый кантон оконечности 59 Эта топографическая система координат может иметь буквенное обозначение в блазоне в данном случае оно может изменяться и зависит от страны но, как правило, о координате каждой зоны свидетельствует ее название, например, в правом кантоне главы в левом боку и так далее. Когда речь идет об описании расположения множества одинаковых фигур, то при блазонировании руководствуются двумя основными принципами первый заключается в том, чтобы указывать положение какой либо фигуры относительно положения основных элементов поза подобия второй основан на числовой формуле. Так же, как и в первом случае, необходимо предварительно описать основные элементы геометрического кода, линии деления и особенно фигуры, которые не изменяются в зависимости от них размещаются фигуры, положение которых определяется относительно положения этих основных элементов в столб вертикально по центру поясом перевязью справа горизонтально диагонально сверху по центру вниз, справа налево перевязью слева диагонально сверху вниз, слева направо Это уточнение крайне важно, потому что отдельная фигура, к примеру, сабля, может располагаться в столб или столбом то есть иметь вертикальное положение можно указать координату точнее в столб в левом кантоне или как нибудь иначе. Таким образом, три звезды могут размещаться поясом в горизонтальную полосу в горизонтальную линию по центру поясом в поясе in fasсia ne fasсia, ит. в горизонтальную линию в верхней части поясом в главе в горизонтальную линию в нижней части поясом в оконечности и еще как нибудь. Чтобы избежать употребления лишних слов в описаниях, смысл которых может быть к тому же противоречивым, можно использовать общее выражение в направлении фигуры тогда это будет звучать так глава обременена тремя лилиями, расположенными в направлении фигуры Все осложняется тогда, когда фиксированное положение какой нибудь геральдической фигуры или элемента изменяется. Если речь идет об элементе, Группа фигур может заполнить все поле, в котором отсутствуют деления, гербовые и другие фигуры композиции фигур обозначаются геральдистами соответствующими формулами, указывающими на порядок их расположения в группе, в данном случае говорят хорошо упорядоченные или в правильном порядке Построение композиции из фигур может осуществляться по двум принципам во первых, положение всех фигур может задаваться элементом вилообразным крестом стропилом внутренней каймой и т. д. во вторых, можно указывать положение фигур относительно нескольких горизонтальных линий поля. Наиболее распространенным является случай, когда три фигуры сопровождают какой то элемент или фигуру, при этом две из них располагаются в верхней части во главе и одна в нижней в оконечности Подобное расположение называется правильно упорядоченным не нуждается в дополнительном описании и выражается количественной формулой 2 и 1Если перед нами обратный порядок, то есть одна фигура в верхней части и две в нижней 1и 2 то, помимо количественной формулы, это расположение называется неправильно упорядоченным или в неправильном порядке Размещение шести фигур может быть описано формулой 3,2, 1если они правильно упорядочены, или же 12, 3, если неправильно, и т. д., по возрастающей. Композиции из фигур, выстроенто он может быть повышенным, пониженным или наклоненным. В случае с гербовой фигурой, которая имеет свое строго определенное место в композиции которое не требует дополнительного описания, не блазонируется изменение ее положения или угла наклона можно выразить вышеприведенными формулами в столб поясом перевязью и т. д. Описание положения единственной фигуры не представляет никаких сложностей, но если речь идет о нескольких фигурах, размещенных на гербовой фигуре, то положение каждой из них не блазонируется указывается характер их размещения на фигуре например, их расположение может соответствовать формуле в направлении фигуры Стоит отметить, что французские геральдисты не ограничиваются общим описанием совокупности фигур, но указывают положение каждой отдельно взятой фигуры, а также ее место в группе. В своих рассуждениях они отталкиваются от нижеприведенных образцов. Предложенный нами пример с рыбами показывает различные варианты их размещения естественное или фиксированное, положение рыбы соответствует в данном случае b формуле поясом иными словами, речь идет о горизонтальном положении, стало быть необязательно описывать порядок размещения трех рыб на поясе b Когда те же три рыбы расположены в столб а нет необходимости говорить три рыбы в столб так как это означало бы, что каждая рыба находится в вертикальном положении, лучше употребить формулу столб, обремененный рыбами, одна над другой Так же, как пояс, перевязь может быть обременена тремя рыбами, положение каждой из которых не следует уточнять с Если при этом фигуры рыб имеют наклон по оси элемента d то необходимо указать перевязь, обремененная тремя рыбами, расположенными в направлении фигуры Эти замечания тем более значимы, когда речь идет о таких фигурах, как звезды, на расположение которых не всегда обращается должное внимание. ные по принципу прямоугольника например, 3, 3, 3 а также по принципу Андреевского креста например, 2, 12 не нуждаются в дополнительных уточнениях, так как их построение достаточно четкое, но в некоторых случаях выявить определенный принцип весьма сложно, прогрессии чисел не всегда удается свести к простой словесной формуле 3, 3, 1или 4, 3,4, 3, 2 2 и 1Неправильно упорядоченные фигуры 3, 3, 3 2 12 а b с d 60 Все уже уже описанные варианты расположения, даже те, которые осложнены боль шим количеством фигур, тем не менее связаны между собой одним принципом. Совсем иначе организуется пространство щита, когда фигуры рассеяны по нему. В первом случае фигуры определенным образом выстраиваются относительно друга, всегда находятся на определенном расстоянии от краев герба и никогда на них не заходят. Во втором случае, когда щит усеян фигурами, последние могут касаться краев щита и даже заходить за них Несмотря на заверения некоторых специалистов по геральдике, количество маленьких фигур не является строго фиксированным, но порядок их размещения достаточно четкий и определенный хотя нередко можно увидеть гонты, сердца и крестики, расположенные не в строгом порядке, а например, между передними, задними лапами и хвостом какого нибудь восстающего льва В редких случаях количество мелких фигур, усе усеянный сердцами усеянный гонтами усеянный герб Франции ивающих пространство щита, в блазоне уточняется, в противном случае блазон герба характеризуется формулировкой такого то цвета, усеянный такими то фигурами к примеру, лилиями, как усеянный герб Франции Общая топография описанная здесь, должна быть дополнена сведениями об отдельных гербовых и прочих фигурах блазонирование дает им определение, прибегая к особым формулировкам, указывающим на близость этих фигур или элементов друг другу или на наложение одного на другой. В первом случае ос новная гербовая фигура может сопровождаться, как мы уже видели, другой фигу рой или ж е сразу несколькими. Когда речь идет о крестообразных фигурах, то другие фигуры могут размещаться во внутренних углах, образованных сторона ми креста, в кантонах. В случае с линейными элементами столбами, поясами, перевязями справа и слева фигуры располагаются вдоль них, как бы примыкают к ним. Эти термины, однозначно определяемые блазоном, подразумевают наличие определенной симметрии в расположении фигур относительно элемента или основной фигуры об этом симметричном порядке размещения фигур нередко говорится в самом описании герба, где также указывается положение подчиненных фигур относительно друг друга, а также относительно основного элемента. Второстепенная фигура может примыкать к главной фигуре с правой или левой стороны, характеристики подчиненной и основной фигур в этом случае следует приводить отдельно, например дерево, с правой стороны которого изображен восставший лев, его передние лапы могут быть развернуты вправо нормальное положение или обращены влево, он может быть запечатлен с поднятыми передними лапами и с головой в фас или повернутой влево отвращенной Второстепенная фигура может также находиться чуть выше основной, в таком случае последняя называется преодоленной такой то фигурой Если подчиненная фигура находится непосредственно над основной, то последняя именуется подрезанной такой то фигурой Если, напротив, второстепенная фигура располагается под основной и при этом они соприкасаются, то последняя называется поддержанной такой то фигурой так часто происходит с изображением горы Две фигуры могут накладываться одна на другую, в таком случае та, что сверху, называется пересекающей а та, что снизу, пересекаемой в том случае, если последняя не выходит за контуры первой, она считается обремененной кроме того, она может быть обременена и другой, более мелкой фигурой перевязь также может быть обременена другими фигурами, укороченными или сжаты подрезанная поддержанная пересекающая помещенная на шею ми, например, малой перевязью Эта терминология применяется при описании как обычных фигур, так и гербовых пояс, к примеру, может идти, пересекая другую фигуру В том случае, если изображено животное, которое пересекается в области шеи или хребта, фигура называется помещенная на шею Две второстепенные фигуры, с двух сторон симметрично примыкающие к основной и являющиеся зеркальным отражением друг друга, в блазоне хорошо определены. Подобная композиция может быть составлена из неодушевленных предметов или из фигур животных, естественные позы или формы которых асимметричны, к примеру, это могут быть топоры, волы, восстающие львы, иногда они обращены друг к другу восстающие навстречу друг другу, если речь идет о животных иногда спиной если животные, то обращенные в противоположные стороны, то есть противообращенные Некоторые специалисты по блазонированию используют в подобных случаях формулировку обращенные друг к другу на немецкий манер она уместна в том случае, когда речь идет о противолежащих четвертях четвероча стного щита или поля, в которых изображены животные, вставшие на дыбы навстречу друг другу см. с. 104 при этом изображаемое животное, каждое в своей четверти, должно сохранить оригинальную позу таким образом получается пара лицом к лицу повторяя термин восстающие навстречу друг другу Что касается типичных ракурсов и традиционной иконографии изображения фигур, то особый интерес здесь представляют как раз фигуры в нестандартных позах, использование которых открывает перед геральдистом широкие возможности по изменению естественного положения элемента или фигуры. сопровождаемая с обеих сторон сопровождаемая справа лицом к лицу, или обращенные одна к другой спина к спине, или противообращенные восстающие навстречу друг другу обращенные друг к другу на немецкий манер сопровождаемые в кантонах 6 1 Все гербовые фигуры могут быть повышены, понижены или наклонены, кроме того, гербовые фигуры могут составлять самые разные сочетания, как мы сумели убедиться на приведенных выше примерах. Теперь необходимо дополнить изучение различных поз и ракурсов фигур, уделив внимание положению, которое справедливо было бы назвать ситуативным Действительно, центральное место фигуры, как правило, не требует дополнительных комментариев в случае, если фигура или группа фигур смещаются вправо или влево, не касаясь краев, то они называются примыкающие Существуют еще три особых термина рождающийся выходящий и выдвигающийся которые указывают на положение фигуры относительно края щита, а также линии деления. Первые два термина зачастую путают, так как в обоих случаях животное как будто выходит из за линии деления, однако в первом случае оно словно появляется на свет из за горизонтальной или диагональной линии, а во втором выходит из за вертикальной линии. Термин выдвигающийся его иногда путают с термином выходящий используется фигуры примыкающие фигура рождающаяся фигура выходящая фигура выдвигающаяся в тех случаях, когда речь идет о неодушевленных предметах, к примеру, о горе или солнце. Как было сказано на предыдущих страницах, здесь представлены в основном дворянские и государственные гербы, хорошо известные всем специалистам по геральдике. Когда они включаются в композиции других гербов, мы называем их просто зонами герба и даем определение принадлежит Франции, Бурбонам, Медичи и т. д Это удобный способ, однако необходимо проявлять умеренность в использовании разного рода аббревиатур и сокращений, потому что их в состоянии понять только геральдисты, а несведущим они ни о чем не говорят, и тот, кто хочет узнать поподробнее о гербе какой нибудь семьи, может прийти в замешательство от выражений принадлежит Анжу, или Иерусалиму, или Швеции и т. д. Кроллаланца Вот почему необходимо упомянуть о некоторых наиболее известных гербах, привести иллюстрации, воспользовавшись справочником по геральдике под редакцией Джинанни 1756 а также подробное описание одного из гербов августейшего Дома австрийских эрцгерцогов Инсбрук рис. 6 Этот герб включал в свой состав множество других уже в начале XVIII века. К тому времени Испания и ее владения были не чем иным, как семейным преданием, однако на протяжении двух последующих веков владения расширились за счет Италии, Балкан и территорий Восточной Европы. Маленький герб семьи Секко из Бергамо см. илл. слева внизу уже о многом сообщает в его главе фигурируют гербы династии Анжу, Иерусалима, Венгрии и Арагона все они были пожалованы монаршими особами, которым семья служила или на стороне которых воевала. Многовековая дружба связывала представителей династии Анжу и Арагона, а также их наследников Бурбонов и Габсбургов. В Италии дела у влиятельных семей обстояли следующим образом со стороны иностранных монархов огромное уважение, со стороны подданных черная зависть. Семейные истории Спи нола и Дориа наиболее счастливый тому пример, а история семьи Тривуль цио один из самых печальных. Италии суждено было стать вымирающей землей подавляющее большинство знатных и благородных семей осталось без наследников дворянские династии стали пресекаться начиная с эпохи Возрождения. Однако влиятельные горожане, получившие благородный статус, была поистине сильны, они пользовались огромным уважением, к их помощи прибегали даже влиятельные европейские дома истории династий Висконти, Медичи и Гонзага служат тому подтверждением. Нет ничего необычного в том, что их гербы включают в свой состав в качестве четвертей или главы гербы других известных семей. Исходя из противоположного принципа, в состав многих итальянских гербов в качестве четвертей, главы или щита, размещенного в сердце попали гербы правящих иностранных домов или Папского престола дело в том, что влиятельные итальянские семьи находились в зависимости от них. Если сопоставить эти гербы с им подобными, то опытный наблюдатель, уловя четкую линию развития, прослеживающуюся на протяжении многих веков, не может не задаться вопросом какова же была цена Возможно, она измерялась честью, благородством и преданностью. А возможно, предательством. Родовой герб фамилии Секко д Арагона Бергамо Пересеченный в первом поле гербы Анжу, Иерусалима, Венгрии и Арагона во втором серебряном поле красный лев, увенчанный золотой короной, с саблей в правой лапе, поверх синяя перевязь с тремя серебряными розами Родовой герб фамилии Риарио Сфорца Савона Рассеченный в первом поле герб Висконти во втором синем поле золотая роза третье поле полностью золотое принадлежит Риарио Родовой герб фамилии Тротти Бентивольо Милан Четверочастный первое и четвертое поля пересеченные, золотые и синие Тротти второе и третье с зубчатым скошением вправо, золотые и красные Бентивольо Поверх всего щиток в красном поле папская хоругвь Родовой герб фамилии Джентили Романья Синее поле с дважды зубчатым красным поясом, сопровождаемым тремя золотыми восьмиконечными звездами, две в главе, одна в оконечности, под главой Медичи 62 Родовой герб фамилии Гаэтани дель Аквила д Арагона Рим и Неаполь Рассеченный справа в первом и четвертом золотом поле две синие волнистые перевязи Гаэтани во втором и в третьем синем поле серебряный орел с распростертыми крыльями, с золотой короной дель Аквила слева герб Арагона Родовой герб фамилии де Морри Пейре Верчелли Четверочастный первое и четвертое поля золотые и зеленые ромбы, в главе второго цвета леопардовые львы первого цвета второе и третье поле герб Верчелли Рис. 6. Герб Австрийского дома 1я пол. XVIII века по изданию Джинанни Щит пересеченный в первой четверочастной части 1герб Венгрии, восемь чередующихся серебряных и красных поясов 2 герб Богемии, в красном поле серебряный лев с раздвоенным хвостом, в форме Андреевского креста, язык, когти и корона золотые 3 герб Кастилии, в красном поле золотой замок с тремя башнями, или главная башня замка 4 герб Леона, в серебряном поле красный или, во французской традиции, пурпурный лев 5 герб Штирии, в зеленом поле серебряный грифон без крыльев, у него ярко крас ная пасть, ноздри и уши 6 герб Австрии, в красном поле серебряный пояс 7 герб Швеции, в серебряном поле три красных леопардовых льва, один за другим. Поверх всего в средоточии чести щиток, рассечен 8 гербом Ав стрии и 9 старинным гербом Бургундии, чередующиеся перевязи вправо золотые и синие, с красной каймой. Во второй рассеченной части четыре закругленных книзу щита прямоугольно овальной формы, нижняя часть герба состоит из щитов клинообразной формы. 10 герб Арагона, в золотом поле четыре красных столба герб Сицилии, в золотом поле четыре красных столба, фланкированных серебром с двумя черными орлами с распростертыми крыльями 12 герб Карниолы, в серебряном поле синий орел с распростертыми крыльями, части оперения, когти, клюв и корона красные, обремененный на груди шахматным серебряным и красным полумесяцем 13 герб Тироля, в серебряном поле красный орел, когти, части оперения, клюв и корона золотые, обремененный на груди золотым и черным лилиевидным полумесяцем 14 герб Гранады, в серебряном поле красный плод граната, стебель и листья зеленые, открытый, зерна и верхняя часть кожицы в виде короны золотые 15 герб Энезо, черный орел с распростертыми крыльями 16 старинный герб Австрии, в синем поле пять золотых жаворонков со сложенными крыльями 2,2, 1Джинанни 63 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Санти-Мадзини Д. Блазон и геральдический код. Порядок, элементы и терминология описания герба. (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |