Санти-Мадзини Д.
Герольды, геральдисты и геральдические источники
// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 31-44 [Часть I. Глава II.]
Аннотация: Гербы как дело рук человеческих вызывают особый антропологический интерес, их не стоит рассматривать исключительно с позиций этологии, о чем шла речь выше. С точки зрения законов этологии можно найти объяснение инстинкту самосохранения, а также территориальному инстинкту, но как, исходя из положений этой науки, истолковать сложную систему условных знаков, символизирующих и превозносящих воинскую доблесть, ставшую предметом геральдического искусства, а затем и науки — гербоведения? При этом само понятие «герб» стало ассоциироваться исключительно с такими характеристиками, как «знатность» и «родовитость», которые в свое время стали производными от понятий «доблесть» и «благородство»: наличие герба «свидетельствует о высокой чести.
Об авторе публикации/статьи:
Санти-Мадзини Д.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 35055 знаков (с пробелами)
2 Герольды, геральдисты
и геральдические источники
Гербы как дело рук человеческих вызывают особый антропологический
интерес, их не стоит рассматривать исключительно с
позиций этологии, о чем шла речь выше. С точки зрения законов
этологии можно найти объяснение инстинкту самосохранения,
а также территориальному инстинкту, но как, исходя из положений
этой науки, истолковать сложную систему условных знаков,
символизирующих и превозносящих воинскую доблесть, ставшую
предметом геральдического искусства, а затем и науки гербоведения При этом
само понятие герб стало ассоциироваться исключительно с такими характеристиками,
как знатность и родовитость которые в свое время стали производными
от понятий доблесть и благородство наличие герба свидетельствует о
высокой чести он предназначен для того, чтобы подчеркивать истинное благородство
и отличать те семьи, которые ей славятся По сути своей изначально
это было не что иное, как воинский знак отличия своеобразный амулет. Термин щит используется реже, но с точки зрения специалистов по геральдике он
более корректный, именно на нем изображалась эмблема, впоследствии получившая
название герб Рыцарство как военное сословие и геральдика как различительный
код его иерархии складывались еще в эпоху раннего Средневековья.
Каждый из ее аспектов заслуживает от
дельного изучения при этом необходимо
учитывать все в совокупности, не
стоит сводить исследование геральдики
к рассмотрению отдельных ее компонентов
и посвящать целые главы знакам, фигурам, дополнительным элементам,
надписям, девизам в противном
случае она будет привлекать наше
внимание лишь яркостью красок и причудливостью
форм, и ничем иным. Однако
чем больше мы знаем о личности
самого художника и обстоятельствах
его жизни, тем больший интерес способны
проявить к его произведениям,
раскрывающим перед нами его внутренний
мир, параллельную реальность,
остающуюся после своего творца. Не
отдавая себе отчета, мы по прежнему
существуем в системе различительных
знаков и символов. Признавая определенные
нормы поведения, мы объединяемся
в сословия, злоупотребляем властью
и служебным положением, готовы
бороться за место под солнцем любой ценой стремимся добиться высокого
положения в социальной иерархии. Так было с незапамятных времен корни пороков
и добродетелей людей современности стоит искать именно там.
Короткий экскурс в историю, особенно в историю тех стран, где зародилась
геральдика и складывалась характерная для нее терминология, позволяет нам дать
ей достаточно четкое определение перед нами символический код, в котором
используется два вида графем идентификационно отличительный пиктографический
и выразительный идеографический Оба вида часто сосуществовали
в одном гербе, особенно в эпоху расцвета геральдики.
Если действительно верно то, что герб является неким свидетельством или, иными
словами, засвидетельствованным показанием нотариальным актом, то тогда
настало время узнать, кем же были сами нотариусы. Предположительно со времен
Первого крестового похода рыцари стали носить поверх кольчуги особую верхнюю
одежду без рукавов из теплой толстой ткани, по фактуре довольно плотной,
но не стеганой. Эта одежда получила название гербовой котты в Италии сotta
d arme во Франции сotte d armes в Англии surсoat рис. 27 На этой котте были
вышиты те же благородные геральдические фигуры, что и изображены на щите.
Подобную одежду, только более короткую и пышно украшенную рис. 28 носили
герольды и гербовые короли, то есть
наиболее высокопоставленные люди в
рыцарском кругу прежде всего, они должны
были объявлять о решении суверена
как подданным, так и неприятелю так
же, как древнегреческие k rikes или
римские fez Кроме того, они доставляли
важные документы, при их непосредственном
участии присваивались
титулы при этом они могли проверить,
достаточные ли у соискателей основания
для его получения Это была их вторая,
но вовсе не второстепенная функция.
Будучи своеобразными нотариусами они регистрировали титулы, права,
гербы, девизы и так далее, фиксировали
сведения о них их деятельность имела
прямое отношение к возникновению геральдики
они дали имя и жизнь самой
геральдике.
Этимология слова геральдика до
конца не ясна одни специалисты Лей
бниц полагают, что оно происходит
от галльского herod посланник
Рис. 27. Рыцари ХIII ХIV веков 1французский рыцарь в кольчуге и гербовой котте 2 немецкий рыцарь в
кольчуге, гербовой котте и шлеме цилиндрической формы 3 английский рыцарь Уильям Длинный Меч в кольчуге
и гербовой котте, со щитом все трое подпоясаны специальным ремнем
3 1
другие Дуэц считают, что оно заимствовано из языка франков слово hariwald
или hariowa или скандинавов haraldt означающее военачальник
Так же как и во времена античности, в феодальную эпоху личность герольда
обладала неприкосновенностью, поэтому он сам мог прибыть в стан неприятеля
в целях объявления войны. Однако его функции, носящие в некотором смысле
сакральный характер, не ограничивались только посольскими и представительскими.
После сражений герольды противоборствующих сторон должны были подсчитать
число своих убитых, собрать свои знамена, щиты и другие знаки отличия,
разбросанные на поле брани. Именно герольды вели переговоры об обмене
военнопленными и освобождении узников, они разрабатывали указы о порядке
раздела военных трофеев при этом оставляли себе различные награды, амулеты,
украшения и прочее, найденные на поле боя В мирное время они созывали ассамблеи,
устанавливали порядок очередности участников на них, вели придворные
церемонии, подготавливали важнейшие события в жизни королей, которым
служили. Речь шла о рыцарях с безупречной репутацией, подобную честь необходимо
было заслужить. У каждого герольда был солидный послужной список
сначала они были рядовыми рыцарями, затем персевантами а потом только
герольдами какого нибудь крупного владетеля или самого короля. Возведение
персеванта в ранг герольда сопровождалось особой церемонией посвящения
настоящим крещением водой и вином со специальным облачением. В ходе этой
церемонии герольду присваивалось имя, производное от названия крупного феодального
владения или целой провинции. Так же, как римские fez подчинялись
власти pater patratus так и герольды подчинялись королю гербов или гербовому королю в Италии re d arme во Франции roi d armes в Англии king или duke at arms там эта должность по праву принадлежала шести герцогам
Сомерсетскому, Честерскому, Виндзорскому, Ричмондскому, Ланкастерскому
и Йоркскому, все они подчинялись власти герцога Норфолкского Герольд был
главным церемониймейстером и мастером рыцарских турниров, он считался
неподкупным, обладал безупречной репутацией, был высокообразованным и просвещенным,
являлся хранителем благородных титулов. Именно к нему следовало
обращаться тому, кто хотел заявить о своих правах на благородный титул, только
сам герольд мог зарегистрировать новый титул, составить фамильный герб
в соответствии с принятыми правилами, которые были настолько точными, что
нередко геральдику считают скорее наукой, нежели искусством.
У герольдов были свои знаки отличия, свидетельствующие об их весьма высоком
положении, к примеру, уже упомянутая гербовая котта рис. 27 29 которую
французы иногда называли tabar а англичане tabart от этих слов происходит
современное итальянское слово tabarro тяжелый плащ, накидка, скорее
из простонародного лексикона Другим отличительным знаком был кадуцей жезл Меркурия указание на сакральность их функций вестников, унаследованную
от античности. Во Франции в эпоху правления династии Валуа герольдам
достались последние причитающиеся им почести тогда гербового короля стали
называть Монжуа Сан Дени Montjoie Saint Denis так звучал древний национальный
военный клич. Герольды в то время носили бархатные лиловые котты,
расшитые золотыми лилиями. Однако в XVII веке должность герольдов быстро
пришла в упадок в связи с разложением института герольдов их нотариальные
услуги стали оцениваться в золотых монетах однако они сохранили за собой
определенные отличительные черты, выделяющие их из рядов древнего рыцарского
сословия. На рис. 30 изображена гербовая котта, напоминающая далматику.
Герольд был заметной фигурой в тогдашнем обществе, его занятие серьезным
и ответственным. Геральдику можно считать подлинно исторической дисциплиной,
отражающей структуру феодального общества, дающей представление
о гражданских и военных институтах, а также об оружии и военных технологиях.
А стало быть, надо задаться классическими вопросами, на которые должен
пытаться ответить каждый историк, а именно где, как, кто и почему. Без исчер
пывающего ответа на эти вопросы было бы невозможно понять, почему у запад
ноевропейских народов сложились именно такие традиции институциональные
нобилитетные, военные и геральдические, каковы существенные отличия одних
от других. Исследовать все эти явления в их совокупности задача историка,
а разобраться в их частностях задача специалистов по геральдике.
Рис. 28. Герольд в гербовой котте
Рис. 29. Гербы участвующих в турнире рыцарей, представляемые герольдом
герцога Бретонского герцогу Бурбонскому миниатюра XV века
32
Рис. 30. Гербовая котта рыцарского ордена Святого Губерта Баварского, учрежденного в 1444 году
33
Говоря об известных и сохранившихся сокровищах геральдики и вновь возвращаясь
к определению геральдики как символического кода, состоящего из двух различных
видов графем идентификационных на основе пиктограм и выразительных на основе идеографем нередко сочетающихся на одном щите мы теперь должны
дополнить его словами и не только на щите Это дополнение имеет
существенное значение потому, что, прежде чем заниматься непосредственно изучением
геральдики, необходимо знать геральдические источники, памятники, делопроизводственные
документы и письменные источники, необходимо выяснить, откуда
взялись гербы, с какой целью они появились Дж. ди Кроллаланца А источники
эти таковы 1Древние гербовники, то есть книги, в которых собраны, упорядочены и блазони
рованы нередко в стихах гербы семейств, городов, наций, рыцарских орденов, корпораций рис. 3 134
2. Хроники турниров, лучше если иллюстрированные гравюрами и миниатюрами рис. 35 36 во время которых герольды блазонировали в своем первоначальном
значении термин присходит от blasen возвещать звуком рога щиты рыцарей.
3. Печати рис. 37 40 изучением которых занимается сфрагистика, значение которой
в исторических исследованиях превосходит изучение геральдики, поскольку
она ценнейший источник иконографии предмета оружия, кораблей и т. д. Кроме
того, без сфрагистики не обходится и другая дисциплина дипломатика, изучающая
исторические акты и юридические документы. Кольца с печатями, которые
обычно носили на указательном пальце левой руки и называли апосфрагисмами
исполняют практически ту же функцию, что и гербы, с той лишь разницей, что они
изготовлялись для отдельного индивида, который пользовался им как печатью, заменяющей
личную подпись в ту эпоху, когда в среде рыцарей имела место почти повальная
неграмотность.
4. Монеты рис. 4 145 иными словами, нумизматика, по поводу которой можно
повторить все сказанное о сфрагистике.
5. Мемориальные памятники и надгробия, гербы и эмблемы, изображенные на наружных
стенах зданий рис. 46 47 на напольных покрытиях рис. 48 скульптурные
изображения на архивольтах, выступах под аркой, на колоннах, на стенах наружных
и внутренних рис. 49 5 1на корме кораблей рис. 52 56 и т. д.
6. Жалованные грамоты дворянам которые иногда называют патентами, используя
это слово в несвойственном ему значении состоящие в основном из рисунка герба
и акта инвеституры с соответствующими комментариями.
7. Старинное оружие, особенно парадное, искусно украшенное, с гравировкой герба
владельца артиллерийские орудия рис. 57
8. Предметы домашнего обихода, церковная утварь, предметы культа, канцелярские
принадлежности и прочее, например, переплеты книг французы называют их aux
armes имея в виду прежде всего королевские книги, см. рис. 58 различные шкатулки
и ларцы для хранения драгоценностей, предметы мебели рис. 59 60 посуду рис.
6 162 столовые приборы и т. д.
9. Рисунки, миниатюры, печати, экслибрисы источники, порой предоставляющие
обширные сведения тому, кто умеет их внимательно изучать и трактовать рис. 63 68 10. Гобелены, которых не так уж много, но в которых можно почерпнуть немало сведений,
некоторые из них так и называются геральдическими они были больше распространены
во Франции и во Фландрии в эпоху Возрождения рис. 69 70 портьеры рис. 7 1дверцы карет, а также специальные чехлы, которыми затягивали двери. Витражи соборов и дворцов рис. 72 наиболее впечатляющие своей красотой
и яркостью красок источники по этой тематике, подлинное прославление гербов тех
семейств, которым они посвящены. 12. Все косвенные свидетельства, встречающиеся в исторических книгах, хрониках,
летописях, поэтических произведениях, например таких, как Божественная
комедия Данте, Освобожденный Иерусалим Торквато Тассо, Неистовый Роланд
Ариосто и т. д.
Рис. 3 1Гербовник английских дворянских семей XIX век Heraldiс Illustrations сomprising the armorial bearings of the prinсipal families
of the Empire J. J Burke, London, 1845
34
Рис. 33. Гербы XVIII века,
исполненные венецианскими
мастерами
Рис. 32. Пример гербовника XV века в данном случае подборка гербов может считаться случайной они являют
собой декоративные элементы одной иллюстрации
рис. 35. Турнир иллюстрация на четвертой стороне обложки книги Искусство
Геральдики М.А. Джинанни, изданной в Венеции в 1766 году L arte del Blasone М.А. Ginanni, Venezia, 1766
Один герольд трубит в рог блазонирует, представляя щит рыцаря,
другой также с помощью рога возвещает о его прибытии
Рис. 34. Герб говорящий семейства Галлуччья из Неаполя ga по итальянски петух
Гравюра на дереве из комментированного гербовника Ф. Кампаниле, вышедшего
в Неаполе в 16 10 году L arme overo Insegne dei Nobili F. сampanile, Napoli, 16 10
Рис. 36. Турнир миниатюра XV века геральдические знамена
35
Рис. 38. Печать Жана Бесстрашного,
герцога Бургундии 137 4 19
Рис. 37. Печать Роджера де Квинси,
графа Винчестерского XIII век
Рис. 40. Печать Екатерины Медичи XVI век
Рис. 4 1Любекский талер Любек, 1557
Рис. 45. Четверть талера
Альбрехта фон
Валленстайн, герцога
Фридляндского 1626
Рис. 42. Талер императора
Максимилиана I 1493 15 19
Рис. 43. Грошен Ахен, 1492
Рис. 44. Талер Сигизмунда,
герцога Тирольского 1439 1496
Рис. 39. Печать Карла Смелого,
герцога Бургундии 1433 1477
36
Рис. 46. Гербы Жоржа д Арманьяк и Карла Бурбона. Роспись на
потолке Папского дворца в Авиньоне 1565
Рис. 47. Расписанное скульптурное изображение герба на нервюрах
арках из тесаных клинчатых камней, укрепляющих ребра свода. Хоры
в кафедральном соборе в Амьене 153 1
48. Герб коннетабля Энн де Монморанси,
выложенный керамическими изразцами на
полу замка Эскуэн 1542
Рис. 49. Барельефное изображение герба
семьи Альтовити Авола Флоренция
37
Родовой герб фамилии
Майи Конти Франция В золотом поле три
красных молотка 2, 1
Родовой герб фамилии
де Бовуар Франция Четверочастный
первое и четвертое
поле герб рода
Эненкур второе
и третье Бовуар
в щитке Майи Конти
Родовой герб фамилии
Эненкур Франция В серебряном поле три
черных молотка 2, 1
Родовой герб фамилии
де Бовуар Франция В серебряном поле
две скошенных вправо
красных перевязи
Рис. 50. Гербы семей Бовуар, Эненкур и Майи Конти. Роспись на арках
и сводах кафедрального собора в Амьене 1439
38
Рис. 5 1Гербы на барельефах крытой галереи семьи Ланци Андреа Орканья, Флоренция, 1395
39
Рис. 52. Национальный герб Швеции
на корме королевского корабля Ваза 1637
Рис. 53. Герб города Амстердама на корме
голландского судна вторая половина XVII века
Рис. 54. Национальный герб Швеции на
военных кораблях XVII XVШ века
Рис. 55. Национальный герб Англии
на корме корабля Принц 1670
Рис. 56. Национальный герб Франции
на военных кораблях XVII XVШ века
40
Рис. 60. Герб семейства Медичи. Алебастровая
столешница, инкрустированная камнем
твердых и мягких пород XVII век
Рис. 57. Гербы Франции, изображенные на стволе 24 фунтового орудия середина XVII века
Рис. 59. Герб, вырезанный
на детали деревянного пюпитра
и расписанный красками середина XVI века
Рис. 58. Герб династии неаполитанских Бурбонов
на кожаном полихромном книжном переплете середина XIX века
Рис. 6 1Императорский двуглавый
орел на бокале Бокал Курфюрста
Роспись по стеклу, Германия XIV век
4 1
Рис. 65. II. Герб испанских Габсбургов деталь портрета Филиппа II
Рис. 62. Герб семейства
Бентивольо, изображенный
на стеклянном сосуде Мурано, XV век
Рис. 63. Герб Маргариты Наваррской
Миниатюра из рукописи XVI век
Рис. 65. Герб лорда Арундела Вардоур
на экслибрисе 1688
Рис. 66. Герб Георга Николь фон Мерц
на экслибрисе Германия, XVIII век
Рис. 64. 1Портрет Филиппа II Испанского с цепью ордена Золотого Руна художник Алонсо Санчес Коэльо, 153 588
42
Рис. 68. Герб семьи Сфорца, запечатленный
на Триптихе Сфорца Рогир ван дер Вейден, 1400 1464
Рис. 70. Гербы рода Виттельсбах на гобелене История Оттона Виттельсбах начало XVII века
Рис 67. Гербы Саксонии на портрете герцога Фридриха Лукас Кранах Старший, 1472 1553
Рис.69 Герб герцога Бургундии Филиппа Доброго
на гобелене, так называемом мильфлёр XV век
43
тических структур, не принимая в расчет исторический контекст происходя
щего. Было бы крайне самонадеянно с нашей стороны полагать, что геральдика нечто исключительно декоративное. Это весьма поверхностное и легкомысленное
суждение. Еще сильнее против истины грешат те, кто считает, что
это бесполезный пережиток старины, пустая демонстрация тщеславия и чванства,
забава спесивой аристократии, вымирающего класса, который давно варится
в собственном соку живет воспоминаниями о героическом и славном
прошлом далеких предков. И, наконец, военное искусство, представляющее свое
видение Истории, может служить разным целям с помощью него можно казнить
монархов, создавать на крови целые империи боевыми наградами можно
награждать и героев, и разбойников все это весьма относительно, всех
рассудит Время.
Рис. 7 1Герб Франции
на портьере мануфактура гобеленов, XVIII век
Рис. 72. Дворянский швейцарский герб
Витраж, роспись по стеклу начало XVII века
разделительную черту весьма сложно, если не сказать невозможно, поэтому
изучать их по отдельности в принципе представляется нецелесообразным. Не
приходится рассчитывать на то, что мы узнаем истинный смысл и источники
возникновения геральдики, не исследуя европейские политические институты
того времени, не изучая тенденции развития различных социальных и полиПрежде,
чем мы попытаемся провести самостоятельный анализ
каждой составляющей исследуемой нами исторической
триады, в которую входят такие науки, как политология и история
государства и права, наука геральдики и военное искусство,
я счел уместным привести некоторые сведения и иллюстрации.
Все перечисленные дисциплины настолько неразрывно
связаны между собой, что провести между ними
44
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Санти-Мадзини Д. Герольды, геральдисты и геральдические источники (2005)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|