Наумов О.Н.
«Титулярник» 1672 г. как памятник геральдики: проблемы изучения
// Очерки по русской геральдике (2014)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Наумов О.Н. Очерки по русской геральдике. М.: Старая Басманная, 2014. - С. 61-62 [опубл.: Румянцевские чтения: материалы научно-практ. конф. «Память России в книжной культуре». – М., 2001. – Стр. 216–219]
Аннотация: «Титулярник» 1672 г. – выдающийся памятник русского книжного искусства. Его оформление и иллюстрации (портреты князей, царей, патриархов, иностранных государей и др.) представляют значительную художественную ценность. Текст, в котором рассказывается об истории дипломатических отношений России и о генеалогии династий Рюриковичей и Романовых, оказался важной вехой в развитии отечественной исторической мысли.
Об авторе публикации/статьи:
Наумов Олег Николаевич (Москва) Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры новейшей истории России, Московский государственный областной университет
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Наумова О.Н.в библиотеке найдено еще 118 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10420 знаков (с пробелами)
Титулярник 1672 г.
как памятник геральдики
проблемы изучения Титулярник 1672 г. выдающийся памятник русского книж
ного искусства. Его оформление и иллюстрации портреты князей,
царей, патриархов, иностранных государей и др. представляют
значительную художественную ценность. Текст, в котором расска
зывается об истории дипломатических отношений России и о ге
неалогии династий Рюриковичей и Романовых, оказался важной
вехой в развитии отечественной исторической мысли. Титулярник многоаспектный источник, и он давно стал
объектом научного интереса. Особенно интенсивно рукопись из
учалась в 1950 е 1970 е гг. В основном она рассматривалась как
памятник письменности и произведение искусства. В работах
А.И. Успенского 19 13 Е.С. Овчинниковой 1955 З.Е. Калише
вич 196 1И.М. Кудрявцева 1963 и других оценивалось художе
ственное оформление, и одновременно разрешались иные источ
никоведческие вопросы обстоятельства создания, авторство ил
люстраций и др Появлялись также исследования, в которых па
мятник подвергался внешней критике были выяснены его источ
ники М.Д. Каган Тарковская, 197 1время создания А.С. Косцо
ва, 1956 М.П. Лукичев, 1994 и т. п. Титулярник характеризовался
как произведение переходной эпохи, отличавшееся от летописной
традиции и приближающееся к историографии XVIII в.
О геральдическом материале рукописи в большинстве работ
упоминалось лишь бегло, хотя в ней содержится 33 эмблемы рус
ских земель и княжеств, названия которых входили в царский ти
тул, а также гербы иностранных государств. Титулярник первое
в России письменное собрание эмблематических и гербовых изо
бражений, что делает его важным источником русской геральдики.
Интерес к рукописи со стороны геральдистов возник в начале XX в.
и заметно возрастал со временем. В статье 19 г. крупнейший ис
следователь геральдики В.К. Лукомский только упомянул о Ти
тулярнике а в работе, вышедшей спустя четыре года, внимания
ему уделено гораздо больше перечислены все гербовые эмблемы,
раскритикована точка зрения Д.А. Ровинского, что они нарисованы 62
Теория и история геральдики
иностранными живописцами, и отмечено существование трех эк
земпляров книги. В дальнейшем рукопись постоянно упоминалась в
геральдических трудах, а ее рисунки стали важнейшим источником
при иконографическом и семантическом анализе территориальных
гербов например, в работах Н.А. Соболевой Однако в изучении Титулярника остается несколько нерешенных проблем, представ
ляющих существенный интерес для отечественного гербоведения.
Прежде всего археографическая. Текст рукописи публиковал
ся дважды Н.И. Новиковым в Древней российской вивлиофике и
Т.С. Мальгиным с сокращениями Оба раза без рисунков, кото
рые были изданы в виде альбома только в 1903 г. При этом они вос
производились в черно белом варианте, что противоречит одно
му из основных требований геральдической археографии только
цветное издание геральдических памятников пригодно для полно
ценных исследований. Цветные рисунки гербов и эмблем публико
вались в последние годы, но полностью они так и не изданы. Науч
ная публикация Титулярника остается насущной задачей отече
ственной археографии и геральдики 1
Другая проблема заключается в том, что гербы и эмблемы ру
кописи комплексно и всесторонне не изучены. Детальному ана
лизу подвергались лишь некоторые из них. Не сделано полное
формально геральдическое исследование русских территориаль
ных эмблем, не выявлены их источники, не всегда расшифрован
смысл, не проведено сравнение с другими гербовыми эмблемами
XVII в. Европейские гербы рукописи не изучались совсем. Выясне
ние всех этих аспектов помогло бы создать более полное представ
ление о становлении русской геральдики, ее взаимосвязях с запад
ной гербовой традицией и древнерусской символикой.
Изучение Титулярника имеет не только конкретно истори
ческое, но и теоретическо методическое значение. Существуют
противоречия в интерпретации его изображений. Русские террито
риальные эмблемы часто называют гербами, хотя на самом деле они
носят двойственный характер, соединяя элементы настоящих гер
бов наличие круглого щита и др. и эмблем несоблюдение некото
рых правил геральдики, отсутствие юридического утверждения и 1Полный текст Титулярника был недавно издан с подробными комментария
ми, см. Царский Титулярник. М., 2007. Кн. 12. 63 Титулярник 1672 г. как памятник геральдики проблемы изучения
др Подобная неопределенность статуса характерна для изображе
ний периода формирования геральдики и в Западной Европе. Ино
гда такие изображения обозначаются термином протогербы ко
торый вполне применим и к рисункам Титулярника Геральдиче
ский состав западные гербы русские протогербы требует уточ
нить встречающееся в историографии определение книги как пер
вого в России гербовника. Учитывая цель создания Титулярника
его историко дипломатическое и генеалогическое содержание, ха
рактер рисунков, среди которых преобладают портреты, вряд ли та
кое обозначение корректно. Рукопись один из геральдических ис
точников, но отнюдь не гербовник.
Пробелы в изучении памятника объясняются судьбой отече
ственного гербоведения. В начале XX в. оно только формировалось
как научная дисциплина. После 19 17 г. геральдические исследова
ния почти прекратились, но в последние годы вновь получили рас
пространение. Это дает основание надеяться, что проблемы изуче
ния такого замечательного памятника русской культуры, как Титу
лярник рано или поздно будут разрешены.
Опубликовано Румянцевские чтения материалы научно практ. конф. Память России в книжной культуре М., 200 1С. 2 16 2 19.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Наумов О.Н. «Титулярник» 1672 г. как памятник геральдики: проблемы изучения (2001)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|