| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том V. (2016) › Наумов О.Н., Демидов А.И. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева. Часть I. Зарубежная геральдика. | ||||||
Наумов О.Н., Демидов А.И.
Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева. Часть I. Зарубежная геральдика.// Гербоведение. Том V. (2016)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 121-147 Аннотация: В начале 2000-х гг. существовал проект создания фундаментальной энциклопедии «Специальные исторические дисциплины». В силу различных обстоятельств он оказался не осуществленным, но часть статей для справочника была подготовлена. До сих пор они остаются неопубликованными. Среди этих текстов имеется значительный комплекс материалов по геральдике, написанный выдающимся ученым, доктором исторических наук, профессором Геннадием Ивановичем Королевым (1936–2009). Об авторах публикации/статьи: Наумов Олег Николаевич (Москва) Демидов А.И. Просмотр публикации в формате PDF: › Наумов О.Н., Демидов А.И. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева. Часть I. Зарубежная геральдика. (2016)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 132451 знаков (с пробелами)
Демидов А.И., подготовка публикации, 20 16. Наумов О.Н., предисловие, 20 16. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева Часть i. Зарубежная геральдика В начале 2000 х гг. существовал проект создания фундаментальной эн циклопедии Специальные исторические дисциплины В силу различных обстоятельств он оказался не осуществленным, но часть статей для спра вочника была подготовлена. До сих пор они остаются неопубликованны ми. Среди этих текстов имеется значительный комплекс материалов по ге ральдике, написанный выдающимся ученым, доктором исторических наук, профессором Геннадием Ивановичем Королевым 1936 2009 1 Он много и плодотворно занимался изучением отечественной и зару бежной геральдики, внес заметный вклад в развитие теоретического и археографического разделов дисциплины, в анализ эмблематики русских гербов. Его статьи для неизданной энциклопедии написаны на основе глу бокого, вдумчивого изучения источников и литературы, поэтому не поте ряли научной ценности до настоящего времени. Г.И. Королев был полигло том, знал более 10 языков, в том числе редких, поэтому мог пользоваться текстами, недоступными другим специалистам. Подготовленные им статьи не всегда укладываются в шаблоны энциклопедического издания и фак тически представляют собой небольшие исследования. Те из них, что ка саются зарубежной геральдики, посвящены преимущественно двум темам во первых, истории государственной символики и, во вторых, биографиям европейских геральдистов, живших преимущественно в XVI XVII вв., и о некоторых из них до настоящей публикации не было на русском языке ни одной работы. Эрудиция Г.И. Королева поражает. Он с одинаковой легкостью писал о гербах и флагах стран, расположенных на разных континентах, не только в Европе, но и в Африке, Южной и Центральной Америках. Г.И. Королев блис тательно ориентировался в геральдической историографии Франции, Ита лии, Германии, Швейцарии и многих других стран. К сожалению, научный потенциал ученого не был реализован в полной мере, а его выдающиеся ис следовательские способности не получили достойного отражения в печат ных трудах. Тем важнее для современной геральдики публикация творчес кого наследия Г.И. Королева, поскольку без него представление о развитии российского гербоведения не будет полным. 1О нем см. Комаровский Е.А. Бывают люди железные, но этот же просто кремен ный К 65 летию Г.И. Королева Гербовед. 2002. 55. С. 4 7 Список пе чатных трудов Г.И. Королева Там же. С. 34 42 Наумов О.Н. Геннадий Иванович Королев некролог Летопись Историко родословного общества в Москве. 2009. Вып. 14 15. С. 282 283 и др. 122 В контексте данной археографической задачи представляется целесооб разным введение в научный оборот статей Г.И Королева, приготовленных для энциклопедии Специальные исторические дисциплины Они публи куются как памятник геральдической мысли начала XXI в. и как дань памя ти блистательному историку и замечательному человеку. Хочется надеять ся, что эти материалы будут способствовать изучению истории зарубежной исследовательской мысли и всемирного геральдического пространства, ко торым в современной отечественной историографии внимания уделяется явно недостаточно. При публикации статьи Г.И. Королева разделены на две части. В первую вошли тексты, связанные с зарубежной геральдикой 18 статей во вто рую с отечественной. Внутри каждой подборки они распределены в алфа витном порядке. Авторские примечания приведены в соответствие с совре менными библиографическими правилами и унифицированы. Поскольку общепринятые сокращения в оригиналах не единообразны, все они рас крыты без дополнительных оговорок. В тех случаях, когда в тексте имеются возможные, но трудно исправляемые опечатки, сделаны соответствующие примечания. Рукописи статей Г.И. Королева находятся в личном архиве профессора О.Н. Наумова. Они представляют собой первый экземпляр машинописи с авторской правкой. Каждая заверена подписью автографом. Статьи допол нены подобранными нами иллюстрациями. Тексты подготовлены к пуб ликации А.И. Демидовым. Предисловие написано доктором исторических наук, профессором О.Н. Наумовым. албания герб и флаг. В ноябре 1443 г. Георгий Кастриот Скандербег поднял восстание против турок, захвативших ранее почти всю Албанию, и стал военным и политическим главой союза местных феода лов. Скандер бег имел печать, герб и знамя, созданные в начале вос стания. Сохранился небольшой сфрагистический материал с изображением двуглавого орла с опущенными крыльями, увершенного шестиконечной звездой. По печати, скрепляющей грамоту от 7 июня 1450 г., Скандербеговы эмблемы датиру ются как созданные не позднее этой даты. В книге Марина Барлети О жиз ни и деяниях Скандербега, князя эпиротов изданной в Венеции в начале XVI в., описано знамя полководца красное полотнище с черным двугла вым орлом. О символике герба и знамени высказывались разные мнения. Наиболее обоснованным является предположение Г.И. Королева о симво лизации двумя главами орла древних Македонии и Эпира и их знамени тых царей Александра и Пирра. Одновре менно двуглавый орел говорил о местоположении княжества Кастриотов и всей Албании, так как по воззре ниям XV в. Албания была частью Македонии и отождествлялась с Эпиром. Напоминание о славе предков имело большое идеологическое значение. Вместе с тем, Скандербегов орел, похожий на двуглавых орлов Византий Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 123 ской и Священной Римской империй, символическим образом выражал призыв к соединению сил европейских держав для борьбы против турок. Были использованы византийские и римские цвета красный от поля византийской эмблемы черный от германского императорского герба и желтый предполагаемый цвет звезды от цвета византийского орла Пос ле смерти Скандербега и по вторного завоевания Албании османами члены рода Кастриотов осели в Италии, где еще в XVII в. пользовались гербом с двуглавым орлом, увершенным звездой. В 19 12 г. было образовано Албанское государство. В 19 14 1922 гг. в стране существовало несколько областных правительств, державшихся разной вне шнеполитической направленности. Филателистический материал этих лет показывает существование герба в виде двуглавого орла. Имеются данные о темно красном флаге с черным двуглавым ор лом, увершенным белой пяти конечной звездой. На почтовых знаках орла изображали то с опущенными, то с поднятыми крыльями. В двух вариантах формы крыльев орла представ ляли и на марках периода республики 1925 1928 гг В 1928 г. в Албании была установлена монархия во главе с королем. Гербом королевства стал в червленом щите черный двуглавый орел. Щит был помещен в сень мантии, опущенной из под шлема Скандербега. Статьи о государственных симво лах конституций 1925 и 1928 гг. говорят только о флаге красном, с черным двуглавым орлом в центре. В 1939 г. Албанию оккупировали итальянские войска и страна была объявлена находящейся в унии с Италией, то есть во главе с итальянским королем. 28 ноября 1939 г. был утвержден новый герб Албании. В основе та же композиция, что и до оккупации, но дополнен ная фасцами, эмблемой фашистской партии, и узлами из герба Савойской династии. Кроме того, над орлиными головами был изображен шлем Скан дербега, а над щитом, прикрытым мантией, корона. По конституции от 3 июня 1939 г. в красном поле флага изображался черный двуглавый орел со знаком ликторских фасц В принятой 14 марта 1946 г. Учредительным собранием конституции На родной Республики Албании описан новый герб черный двуглавый орел окружен золотыми пшеничными колосьями. Между концами венка, над ор лом, помещалась красная пятиконечная звезда с золотой каймой. Внизу ко лосья соединялись красной лентой с надписью 24 мая 1944 означающей дату первого Антифашистского национально освободительного конгресса в Пермети, положившего начало созданию новых органов власти. На флаге изображался все тот же орел, увершенный красной пятиконечной звездой с золотым кантом. Конституционным законом от 29 апреля 199 1г. герб был снова изменен. Им стал черный двуглавый орел в червленом щите без укра шений, но с надписью Республика Албания В принятой 2 1октября 1998 г. конституции герб образца 199 1г. описан с упоминанием шлема Скандербе га в золотой главе щита и без надписи. По установлениям 1990 х гг. флагом является красное полотнище с черным двуглавым орлом. 124 В XX в. во всех вариантах албанских герба и флага основу составляло красное поле с черным двуглавым орлом, которого со второй половины 1920 х гг. постоянно изображают с поднятыми крыльями. Албанского орла можно рассматривать как полуговорящую фигуру, так как название птицы по албански shqipe shiqiponje созвучно со словами албанский Ал бания албанец shqip Shqipёri shqiptar Полуговорящей фигура яв ляется потому, что созвучной выступает только часть названия ее орел Лит. и ист. Королев Г.И. Герб и знамя Скандербега Гербовед. нах. в печ. 2 Ma ezi L. Rreth orlg nёs tё flamurit tё Skёnderbeut Studime Historire. 1987. 3. F. 179 190 Giannini A. L Albania dall indipendenza all unione сon l Italia 19 13 1939. Milano, 1940 P. 279, 304, 353 354 статьи о флаге в албанских конституциях 1925, 1928 и 1939 гг. Конституции буржуазных стран. М. Л., 1936. Т. 2. С. 186 статья в конституции 1928 г. Конститу ция и основные законодательные акты Народной Республики Албании. М., 195 1Худолей К.К. История Албании учеб. пособие. СПб. 2005. С. 120, 123 124 акт 199 1и конституция 1998 гг. со статьями о гербе и флаге Фила телистическую информацию см. в каталогах почтовых марок. Изображение герба 1939 г. см. Basсap G.с., Del Piazzo M. Insegne e simboli Araldiсa pubbliсa e privata medievale e moderna. Roma, 1983. ангола герб и флаг. Португальские колонии имели гербы унифици рованной формы в правой части рассеченного щита пять щитков в крест из португальского герба, в левой индивидуальный образ. Ин дивидуальная часть герба Анголы представляла в пурпуровом поле зо лотого слона и под ним золотой же зебры. Щит был положен на стандартную армиллярную сферу, увенчанную серебряной башенной короной о пяти зубцах, между которыми помещались щитки с уширенными крестиками. В 195 1г. Ангола стала официально числиться заморской провинцией, что, впрочем, не из менило ее фактическое положение как колонии. В 196 1г. в Анголе началось восстание африканцев под руковод ством На родного движения за освобождение Анголы MPLA, МПЛА Борьба увенча лась успехом и ноября 1975 г. была провозглашена независи мость Народ ной Республики Анголы. Церемония объявления независимости включала поднятие флага нового государства. Во вступившей в силу в тот же день ангольской конституции имеется раздел Символы Народной Республики Анголы в котором даны описание и объяснение символики флага и герба, а также название государственного гимна. Государственным флагом Анголы является полотнище с горизонталь ными красной верхней и черной нижней полосами. В центре полотнища изображены часть зубчатого колеса и пересекающее его мачете, а над ним пятиконечная звезда. Все три фигурки желтые. Согласно конституции крас 2 Так в тексте. Прим. публ. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 125 ный цвет означает кровь, пролитую ангольцами во время колониального угнетения, борьбы за национальное освобождение и революции а черный цвет африканский континент Композиция в центре флага символизи рует рабочий класс и промышленность часть колеса и крестьянство и сель ское хозяйство, а также начало вооруженной борьбы мачете интерна ционализм и прогресс звезда Желтый цвет означает богатство страны Отношение длины к высоте флага в конституции не указано. В гербе изображены скрещенные мачете и мотыга на фоне восходящего солнца, над ними пятиконечная звезда, под ними раскрытая книга. Сим волика этой композиции труд и начало вооруженной борьбы мачете и мотыга интернационализм и прогресс звезда образование и культу ра книга обновление страны солнце Вся композиция окружена спра ва листьями с початком маиса, листьями кофе и хлопка, образующими три части половины венка, и слева половиной зубчатого колеса. Символика обрамления объясняется как олицетворение рабочего класса и промыш ленности и крестьянства и сельского хозяйства. Под всем изображена лента с названием государства Rep bliсa Popular de Angola Ангольская государственная символика напоминает о борьбе за незави симость и социальные права исторический мотив говорит об основных классах и экономических профилях страны мотив актуальности и выра жает стремление к развитию мотив будущего Цвета и звезда герба и флага происходят от флага основанной в 1956 г. МПЛА. Партийный флаг пред ставлял полотнище из равных горизонтальных красной и черной полос с желтой пятиконечной звездой в центре. Ист. Конституция Народной Республики Анголы Конституционный за кон от 10 ноября 1975 г. и закон о народной власти от 5 февраля 1976 г М., 1977. С. 22. Лит. Almeida Langhans F de. Her ldiсa сi nсia de temas vivos. Lisboa 1966. P. 18 1456. Бермудские острова герб и флаг. В начале ХVI в. испанский морепла ватель Хуан Бермудес открыл группу небольших необитаемых ос тровов. Ар хипелаг получил название по имени открывателя. 28 июля 1609 г. у одного из островов разбился корабль английской Виргинской компании, незадолго до того основавшей колонию в Северной Америке. В 16 12 г. англичане нача ли регулярное освоение и заселение островов, которые они стали называть островами Сомерса по имени командира по гибшего корабля. В 16 16 г. была учреждена специальная компания по колонизации Бермуд, купившая ост рова у Виргинской компании. В 1684 г. острова перешли во владение непос редственно британской короны. Точная дата создания бермудского герба мне неизвестна. Герб изобра жен на карте островов, на которой имеется дата 1626 г. см. приложение в книге Вилкинсона, датировавшего карту 16 18 г Герб украшает также ти 126 тульный лист Общей истории Виргинии, Новой Англии и островов Сомер са Д. Смита, вышедшей в свет в 1632 г. Есть и более поздние материалы ХVII в., содержащие изображение герба. Герб можно датировать временем не ранее 16 12 или, скорее, 16 16 г. не позднее 1626 г., а может быть и 16 18. В ХVII в. герб представлял фигуру сидящего льва впрямь, держащего перед собой щит со сценой терпящего крушение корабля на бурном море. Из за головы льва выхо дила лента с надписью Quo fata ferunt О чьих судьбах говорят Очевидно, что в гербе запечатлено событие 1609 г., положившее начало британской колонизации островов. Лев символизировал британское про исхождение первых колонистов. Действительное ныне описание герба содержится в королевском указе от 4 октября 19 10 г. В серебряном поле на зеленом холме чер вленый сидящий лев впрямь, держащий в когтях старинный antique ла зуревый щит, на кото ром изображено крушение корабля Си венчур 1609 г. от Р.Х. натурального цвета девиз следующий см. выше Современный герб отличается от ста ринного тем, что вся первоначальная композиция, то есть и лев щитодер жатель, помещается на щите, под которым изображается лента с надписью. Как колония Бермудские острова не имеют государственного флага. Тор говые суда, приписанные к портам на островах, несут общий для коммер ческого флота Великобритании флаг красное полотнище с прямоугольни ком вверху у древка, на котором помещен флаг Соединенного Королевства. На флагах торговых кораблей колоний, кроме того, помещался соответс твующий герб или флажная эмблема. Во второй половине бермудского флага изображался в серебряном щите сидящий лев с гербовым щитом. Особенностью бермудского флага до недавнего времени было то, что в пря моугольнике изображался британский флаг образца 1606 г. на синем поле соединенные прямой красный и косой белый кресты В прямоугольнике на флагах других колоний фигурировал флаг Соединенного Королевства об разца 180 1г. соединение прямого крас ного, красного и белого косых крес тов Ныне в прямоугольнике бер мудского торгового флага изображается британский флаг образца 180 1г., а во второй половине поля герб самоуп равляющейся колонии. Ист. Smith I. The generall historie of Virginia, New England and the Summer Isles London, 1632 тит. л. Wilkinson H.с. The adventurers of Bermuda A history of the island from the disсovery until the dissolution of the Somers Island сompany in 1684. 2 ed. London, 1958 карта в приложении West Indies and сarribean year book 1965. Montreal, s P. 1указ о гербе Бразилия герб и флаг. В 1822 г. Бразилия стала независимым госу дарством в форме империи. Гербом этого государства был зеленый щит с изображением золотой армиллярной сферы, внешняя часть которой пред ставляла кайму лазуревого цвета с двадцатью серебряными звездами. Ар миллярная сфера вошла в бразильскую символику еще в ХVII в. 20 звезд Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 127 показывали 20 провинций империи. Щит увенчивала императорская коро на и окружал венок из зеленых листьев табака и кофейного дерева. Флагом являлось зеленое полотнище с золотым желтым большим ромбом с по мещенным на нем государственным гербом. 15 ноября 1889 г. Бразилия превратилась в федеративную респуб лику. Ее герб, существующий поныне, согласно описанию в Словаре истории Бразилии есть лазуревый круглый щит с изображением созвездия Южный Крест 5 серебряных пятиконечных звезд На кайме того же цвета распо ложены серебряные же пятиконечные звезды по количеству шта тов. Щит положен на пятиконечную звезду, концы которой рассечены на зеленые и золотые половины. За звездой помещен меч, коего видна лишь нижняя часть. Звезду окружает венок из зеленых ветвей кофе и стебля табака. Вся композиция помещена на золотое сияние. Реально описанная композиция воспринимается, скорее, как сияющая звезда, обременен ная в центре кру гом может быть, щитом со звездами. Под композицией лазуревая лента с надписью золотом первоначально Соединенные штаты Бразилии. 15 но ября 1889 а затем, с изменением названия государства в 1967 г., Фе деративная республика Бразилия. 15 ноября 1889 Звезд вокруг централь ной эмблемы сначала было 20. В разные годы, начиная с 1960, территории, кроме одной, получили права штатов. Соответственно возросло количество звезд в гербе. В 2004 г. их было 263. Федеральный округ звездой не обоз начается. До реформы португальской орфографии 193 1г. название страны писали Brazil а затем стали писать Brasil Орфографическое изменение нашло отражение и в гербе Бра зилии. Первоначально флаг республики состоял из зеленых и желтых горизон тальных полос и синего прямоугольника вверху у древка с двадцатью бе лыми пятиконечными звездами. Вскоре, однако4, еще в 1889 г. был введен новый флаг зеленое поле с большим золотым желтым горизонтальным ромбом, не касающимся сторон полотнища, с голубым кругом шаром посредине пересеченным белой серебряной дугообразной лентой с над писью красными буквами Ordem e Progresso Порядок и прогресс Под лентой изображались сначала 20 звезд, а ныне 26, над лентой одна звез да. Звезды обозначают штаты и федеральный округ. Звезды расположены так, что приблизительно показывают размещение на небе созвездий и от дельных звезд в них над штатами, видимых на широте Рио де Жанейро в 8 часов 30 минут 15 ноября или в 20 часов 30 минут 15 мая A bandеira do Brasil Каждому штату соответствует конкретное небесное светило. На пример, штат Пиауи находится под Антаресом из созвездия Скорпиона. Ас трономы различают звезды по величинам. Это различие отражает различ ная величина звезд на флаге. В общих чертах астрономическая схема флага 3 См. вкладку, рис. 74. Прим. публ. 4 Так в тексте. Прим. публ. 128 показывает пределы государства и его составные части, кроме территорий. Лента, пересекающая шар, трактуется как знак экватора. Соотношение сто рон флага 20 14 10 7 Государственные символы Бразилии периодов монархии и республики и различны, и сходны. В них используются одни и те же цвета зеленый знак богатой тропической растительности золотой, или желтый яр кое Солн це и природные богатства лазуревый небеса и серебряный, или белый звезды на небе Кофе и табак показывают важные для страны сельскохо зяйственные культуры. На флаге в оба периода изображали большой ромб. Звездами обозначены части государства. Вместе с тем, гербы империи и республики весьма четко различаются визуально, бла годаря различию между щитовой формой первого и звездовой формы второго знака. Менее заметна разница между флагами, поскольку в них глаз видит прежде всего один и тот же большой ромб. Характерной особенностью бразильских герба и флага является астрономический мотив. Он заметен в гербе империи и еще больше присущ символам республики. Лит. A bandeira do Brasil. Rio de Janeiro, 1957 Roсha Almeida A. da. Diсion rio de hist ria do Brasil. P rto Alegre, 1969 P. 38 42, 458. венгрия герб и флаг. Венгерская традиция считает, что тотемом вен гров, пришедших из за Урала в Паннонию, была птица турул то ли орел, то ли ястреб Однако венгерский герб сформировался на иной эмблемати ческой основе. С конца XII начала XIII в. на монетах и печатях королей из династии Арпадовичей изображали две параллельно и раздельно употреб лявшиеся эмблемы крест с двумя перекладинами с уширенными концами и 7 раз пересеченное поле. Оба знака помещались на треугольных щитах, имея, следовательно, четко выраженную форму гербов. Параллелизм двух гербов не объяснен до сих пор. В XIV в. при Анжуйской династии употреб лялся герб в виде рассеченного щита, первая часть которого представляла 7 раз пересеченное поле из сере бра и червлени, а вторая часть лазуревое поле, усеянное золотыми лилиями. То есть на одном щите были соедине ны один из названных выше венгерских гербов и герб рода французского происхождения. Вместе с тем, существовал герб с крестом, который теперь стали изображать водруженным на три холма. Печать с этим гербом имел, например, Людо вик I 1342 1382 Гербовник фламандца герольда Гельре последняя треть ХIV в. представляет знак Людовика I четырехчастным, соединя ющим оба старейших венгерских герба и гербы Польши и Далма ции. В дальнейшем герб развивался в сторону усложнения путем соедине ния двух первоначальных гербов с территориальными гербами на одном щите. Состав композиции менялся. В XIX начале XX в. существовали раз ные формы герба5. Малым гербом был рассеченный и увенчанный короной 5 См. вкладку, рис. 75. Прим. публ. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 129 щит с первоначальными эмблемами в частях. Средний холм герба с кре стом увенчивала геральдическая коронка, из которой крест и выходил6. Объявленная в период Венгерской революции 1848 1849 гг. республика пользовалась гербом в его малой форме, но без короны и с дубо вой и лав ровой ветвями по сторонам щита. В историографии этот герб получил на звание Кошутовского герба. Такой герб был принят республикой 16 ноября 19 18 2 1марта 19 19 гг. Советская республика 2 1марта 1августа 19 19 г. герба не имела. В правление регента Венгерского королевства М. Хорти 1920 1944 гг. герб представлял собой двухчастный щит, увенчанный ко роной и поддерживаемый по сторонам стоящими ангелами. Республика 1946 1949 гг. пользовалась Кошутовским гербом. 20 августа 1949 г. был утвержден герб Венгерской Народной Республики в виде голубого поля, ограниченного золотыми пшеничными колось ями по сторонам, соединенными снизу красно бело зеленой лентой цветов госу дарственного флага. На поле изображались золотые скрещенные молот и колос, вверху поля помещалась красная пятиконечная звезда с исходящими лучами. В 1957 г. был создан новый герб, в котором символика труда была уменьшена в пользу символики национального госу дарства красно бело зеленый щиток в венке из золотых колосьев, перевитых справа трехцвет ной лентой, а слева красной лентой. Над щитком сияла лучами красная звезда с золотой каймой7. Последнее из менение герба произошло 3 июля 1990 г., когда был утвержден рассеченный щит с семикратным пересечени ем первой части, давшим по 4 червленые и серебряные полосы, и серебря ным двухперекладинным крестом с уширенными концами, выходящим из золотой открытой короны на среднем из трех зеленых холмов. Щит увенчи вает королевская ко рона. Характерной чертой венгерского государственного симво ла с самого на чала его истории является изменчивость, вариантность. И. Бертеньи спе циально исследовал это явление на материале Средневековья. Вместе с тем в большинстве периодов исто рии в гербе имелись устойчивые элементы пересеченное поле и крест. По крайней мере в первой половине ХVII в. воз никло толкование многократно пересеченного поля как символа крупней ших рек Венгерского королевства Дуная, Тисы, Дравы и Савы. Это не более чем поздняя попытка придать содержание эмблеме, которая возникла как чисто распознавательный знак, носила бессодержательный характер. Крест показывал христианство венгерских королей. Вопрос почему в венгерс ком гербе появился именно тот крест, о котором сказано выше. Пожалуй, не неправ Д. Секей, усмотревший в этом кресте отражение венгерско ви зантийских связей. Реальным предметом, помещаемым в гербе, явля ется корона, полученная венгерскими королями из Византии около середины 6 См. вкладку, рис. 76. Прим. публ. 7 См. вкладку, рис. 77. Прим. публ. 130 XII в., то есть позднее 1000 г., когда, по старой традиции, папа короновал Стефана I якобы именно этим венцом. В Венгрии возник своего рода культ этой короны как символа государства. В литературе сей предмет нередко именуют Святой короной Szent korona Предшественниками государственного флага Венгрии были королевские знамена с крестом и с полосами. Так, в Иллюстрированной хронике вторая половина ХIV в. есть миниатюра, изображающая короля со стягом из крас ных и серебряных полос. В ХVI ХVII вв. по разным случаям эпизодически употреблялись сочетания зеленого, белого и красного цветов. В революцию 1848 1849 гг. был принят существующий поныне флаг из горизонтальных равных красной, белой и зеленой полос. Исключение составляют периоды Венгерской Советской Республики, ког да флаг был красный, и 1949 1957 гг., когда в середине трехцветного полотнища помещался государственный герб. Для венгерского флага принято соотношение длины и ширины как 3 2. Лит. V rkonyi E. A magyar сimer tja Budapest 1957 Kumorovitz L A magyar k z s nagyсimer kialakul sa Lev ri k zlem nyek. 1965. 2 sz. 209 234 old. Id. Die Entwiсklung des ungarisсhen Mittel und Grossewapens Nouvelles tudes historiques. Budapest, 1965. T. 2. S. 3 19 356 Bert nyi I. Kis magyar сimertan. Budapest, 1983 Id. сimerv ltozatok a r z pkori Magyarorsz gon Lev ri K zlem nyek. 1988. 1sz. 3 80 old. Sz kely Gy. W gierskie symbole pa stwowe w dobie redniowieсza, iсh zwi zki z Bizanсjum oraz warto сi ideowe Kwartalnik Historyсzny. 1989. 4. S. 2 133 B ndi Zs. A Magyar Orsz gos Lev r M ty s kori peсs tki s nak katalogusa, 1990, prilis 6 okt ber 6 Lev ltari K zlem nyek. 199 2 sz. 57 150 old. F glein G. A Magyar K zt rsas g mi сimere 1946 1949 Lev ri K zlem nyek. 199 2 sz. 3 8 old. Королев Г.И. Гербы ГДР, Польши и Вен грии Вестник геральдиста. 1995. 8. С. 9. вюльсон де лаколомбьер Марк де Vulson, sieur de la сolombi re Mark de, ум. 1658 французский биограф, историк, гербовед, астролог. Ше валье. Служил в кавалерии, затем при королевском дворе. В 1632 г. опуб ликовал обращенный к дамам сборник предсказаний Занимательные оракулы позднее переизданный. В 1645 г. вышла его работа о должностях герольдмейстера, герольдов и персевантов. Написал краткие биографии для сборника 25 портретов знаменитых французов из дворца кардина ла Ришелье 1650 На портретах изображены главным образом военные деятели маршалы, Жанна д Арк, рьщарь Баяр и др. конца XI ХVII вв. Во всех биографиях, почти не содержащих дат, даны описания гербов. Чтобы сделать доступной широкому кругу дворянства тер минологию геральди ки и методику составления и описания гербов, Вюльсон обобщил работы других авторов в виде книги, материал в которой изложен систематичес ки, по разделам, посвященным цветам, первостепенным фигурам и т.д. 1639 Этот труд являлся наглядным пособием для изу чения геральди Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 13 1 ческих правил. Большую часть книги занимают рисунки образцов гербов и описаний к ним. Популяризируя эмблематику, Вюльсон сочинил любо пытный и развлекательный трактат о символическом значении гераль дических цветов, а также деревьев и травянистых растений 165 1Книжка интересна как свод бытовавших в XVII в. представлений. Самым крупным и оригинальным сочинением Вюльсона является Правдивый театр чести и рыцарства, или Героическое зерцало благородного сосло вия вышед ший в 1648 г. в двух фолиантах с посвящением кардиналу Мазарини. Кни га содержит большой материал, главным образом XV XVI вв., о турнирах, конных состязаниях, дуэлях и некоторых церемониях мирного времени историю которых Вюльсон выводил из олимпийских и других игр древних греков. В авторском изложении, целых текстах источников и обширных из влечениях историк приводит сведения о правилах состяза ний и о конкрет ных событиях такого рода вплоть до имен участников. Суждения о романах о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола содержат элемент источнико ведческой оценки. Вюльсон считал, что хотя литературные произведения являются вымыслом, они отражают существовавшие обычаи или, как он выразился, содержат много правдивого Внимание историка, помимо правил состязаний, привлекали обязанности героль дов на турнирах, одеж да и оружие участников, знаки наград и обычаи объявления и выставления гербов. В Правдивом театре описания героев занимают немного места. Исключение составляют сведения по геральдике героев Артуровского цик ла. Правдивый театр является одним из образцов прославления благо родного сословия в трудах XVI XVII вв. Соч. Reсueil de plusieurs pieсes et figures d armoiries, obmises par les autheurs qui ont esсrit iusques iсy de сette sсienсe Paris, 1639 Le vray theatre d honneur et de сhevalerie, ou le miroir heroique de la noblesse Paris, 1648. Ptie 12 Trait сurieux et reсreatif des сouleurs, et de leur blazons et symboles mysterieux aux armoiries, qui s expliquent par toute sorte d arbres, d herbes et de fleurs. Paris, 165 1 Гватемала герб и флаг. 15 сентября 182 1г. была провозглашена не зависимость от Испании генерал капитанства Гватемалы. В 1822 1823 гг. Гватемала входила в состав Мексики, в 1823 1839 гг. в Соединен ные Про винции Центральной Америки. В период пребывания Гватемалы в составе Соединенных Провинций ее гербом был герб федерации в треу гольнике гряда гор с фригийским колпаком и радугой над ней с отличи тельной над писью и украшениями. После распада федерации в гербе изо бражались горный хребет и над ним солнце. В вариантах такого герба 1843 и 185 1гг. имелась надпись 15 сентября 182 1В варианте 1858 г. этой надписи нет, а по сторонам щита изображены флаги. 18 ноября 187 1г. был принят ныне существующий герб птица кетсаль держит сви ток с надписью Libertad 15 de septiembre de 182 1Свобода 15 сен тября 182 1г За свитком скре 132 щенные ружья и скрещенные сабли. Все окружено зелеными лавровыми ветвями, перевитыми внизу белой и синей ленточками8. Птица кетсаль, жи вущая в лесах Центральной Америки, имеет яркое оперение и очень длин ные кроющие перья хвоста. По мест ным преданиям, кетсаль не переносит неволи и потому является символом свободы. В гватемальском гербе птица символизирует одновременно обре тение независимости и свободу незави симого государства. Кетсаль обра зует единый смысловой комплекс с над писью на свитке. Вместе с тем, кетсаля, почитавшегося индейцами, можно рассматривать и как знак древности Гватемалы. Оружие означает борьбу за независимость и защиту завоеванной свободы. Лавровый венок есть тради ционный символ славы. Ленточки имеют цвета гватемальского флага. В 185 858 гг. гватемальский флаг состоял из верхней полосы, разде ленной по вертикали на красную и синюю части, нижней полосы, разделен ной на желтую и синюю части, и средней белой полосы. В 1858 187 1гг. флаг имел синюю, белую и красную горизонтальные полосы свер ху, высотой по 19 высоты полотнища. Внизу располагались тех же вы сот красная, белая и синяя полосы. Желтая средняя полоса имела 13 от высоты полотнища. 17 августа 187 1г. был принят современный флаг с соотношением длины и высоты 10 4,5. 15 сентября 1968 г. соотноше ние сторон было установлено как 8 5. Полотнище разделено по верти кали на равные синюю, белую и синюю части. В центре флага изображен государственный герб. Торговый флаг имеет те же цвета, но без гер ба. Цвета гватемальского флага восходят к цветам федерации Соединен ных Провинций Центральном Америки в том же порядке цветов горизон тальные полосы и сохраняют символику пос ледних суша между Атлан тическим и Тихим океанами, цвета трактуются и как знаки суверени тета Гватемалы синий и мира белый Лит. Galvez G arс a M Emblemas naсionales Homenaje al maestro Rafael Alvarez, autor de la m siсa de nuestro Himno Naсional en el сentenario su naсimento. Guatemala, 1958. Желио луван Geliot Louvan, ум. 164 1французский правовед, поэт. Адвокат Бургундского парламента. В 1635 г. в Париже вышла его книга Гербовый указатель В 1660 г. труд Желио вышел в Дижоне вторым изданием под названием Подлинная полная наука о гербах, или Гербовый указатель Переиздание подготовил родственник автора, типограф, гравер, генеалог Пьер Паллио 1608 1698 дополнивший труд Желио терминами, примечаниями и новыми гравированными гербами. Общий смысл и план книги, принятые Желио, остались без изменения. Произведение Желио представляет собой словарь геральдических терминов, расположенных по алфавиту. Каждому термину посвящена ста тья, иногда краткая, иногда весьма пространная. Например, статья 8 См. вкладку, рис. 78. Прим. публ. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 133 Герб объясняющая понятие и излагающая вкратце историю употребле ния гербов, занимает несколько страниц. Термины объясняются преиму щественно на конкретных примерах. Использован французский и иностранный материал. Труд Желио отражает распространенные в XVII в. пред ставления о геральдике и фиксирует ее язык. Ценность работы Желио состоит в создании свода французских терминов геральдики. Это первый толковый словарь по геральдике, изданный отдельной книгой. Соч. Indiсe armorial, ou Sommaire expliсation des mots utiles au blason Paris, 1635 Id. La vraye et parfaite sсienсe des armoiries, ou l Indiсe armorial de feu maistre Louvan Geliot, augment de nombre de termes et enriсhy de grande multitudes d example des armes par Pierre Palliot Dijon, 1660. Биографические справки Grand diсtionaire universel du XIXe si сle par P. Larousse. Paris, s V. 8. P. 24. Кодекс Манессе, Большой гейдельбергский песенник сodex Manesse, Grosse Heidelberger Liederhandsсhrift сборник произведений миннезингеров. Принятые в науке названия памятника указывают имя пер вого владельца сборника цюрихского патриция Рюдигера Манессе ум. 1304 для которого, видимо, его начали составлять, и место современного хранения библиотеку Гейдельбергского университета. Называется Большим песенником в отличие от подобного Малого. Завершение составления сборника исследователи относят к 13 13 13 14 гг. В рукописи 426 пергаменных листов, включая пустые. В сборнике в разном объеме представлено творчество 140 авторов XII начала ХIV вв., преимущественно же XIII ст. Сборник открывают сочинения монархов короля и импера тора Генриха VI 65 9 1короля иерусалимского и сицилийского Конрадина 1252 1268 и короля чешского и польского Вацлава II жил в 127 305 гг Затем следуют произведения титулованных и нетитулованных лиц. Представлены поэты Южной и Северной Германии, австрийских земель, Швейцарии, Силезии, Чехии и Брабанта. Среди представ ленных в сборнике авторов есть такие крупные средневековые поэты, как Генрих фон Фельдеке, Вальтер фон дер Фогельвейде и Гартман фон Ауэ. Авторство некоторых сочинителей не установлено или называется предположительно. Сборник иллюстрирован 137 миниатюрами, изображающими авторов в творческом процессе, а главным образом в жанровых сценах охота, придворный быт и т.д. на турнирах и на войне. Генрих VI и Вацлав II изображены государями, восседающими на престолах со знаками сана. Часть миниатюр была создана, вероятно, некоторое время спустя после составления сборника. На большинстве миниатюр изображены гербы. Их нет на 18 рисун ках, в большинстве своем находящихся в конце книги. С точки зрения геральдики сборник можно рассматривать как выборочный гербовник. Чаще всего гербы помещены вверху иллюстраций как отдельные детали композиций. В сценах поединков и сражений гербы нанесены на одежду, щиты и попоны. Геральдические элементы миниатюр показывают укорененность гер бов 134 в рыцарской культуре к началу ХIV в. и устоявшиеся принципы составления знаков, равно как и комплекс использовавшихся фигур и цветов. Гербы имеют вид треугольных щитов с одной или несколькими геральдическими или негеральдическими фигурами. Щиты увенчивают золотые шлемы с нашлемниками и, как исключение, с наметами. Особен ность изображения гербов в сборнике состоит в отдельном от щитов положении надщитных украшении. Миниатюра Вацлава II является един ственной, на которой одного человека отличают два герба чешский и моравский Фигуры геральдически стилизованы. Количество цветов ограниченно. Металлы показаны золотой и серебряной красками. В конце книги помещены произведения нескольких миннезингеров бюргерского происхождения. Из иллюстраций к этой части сборника лишь одна украшена гербом 123 Герб символизирует кузнечное дело и этим сюжетом существенно отличается от остальных знаков в сборнике. Большинство гербов в кодексе реальные эмблемы. Герб на миниатюре, посвященной неизвестному автору первой половины XIII в. 3 носит условный характер, как и герб Альрама фон Гретшена, род которого, как пишут издатели памятника, неизвестен 104 Герб миннезингера фон Занека Зуонека как я предполагаю, представляет искажение ре ального герба 67 Видимо, фантастическими являются и гербы на вооружении анонимных противников миннезингеров в сценах битв и тур ниров. Кодекс Манессе принадлежит к интересным памятникам рыцарской культуры. Это один из иллюстрированных немецких поэтических сборни ков первой трети ХIV в. Сборник выделяется особенно большим количеством миниатюр с гербами. Тексты песен являются источниками для изучения немецкого главным образом, средневерхненемецкого языка, литературы и рыцарской идеологии миниатюры источниками по истории иллюстрирования книг гербы источниками по истории геральдики в пределах Священной Римской империи, в том числе на некоторых славянских землях. Впервые памятник был частично опубликован в 1748 г., полные факсимильные с надлежащим аппаратом издания состоялись в 1920 е гг. и в 1975 1978 гг. Изд. сodex Manesse Die Grosse Heidelberger Liederhandsсhrift faksimile Ausgabe. Frankfurt am Main, 1975 1978. 12 Te eferungen. Лит. сodex Manesse Die miniaturen der Heidelberger Liederhandsсhrift hrsg. und erl utert von I Walhter unter Mitarbeit von G. Siebert. 4. Aufl. Frankfurt am Main, 1989 сodex Manesse Die grosse Heidelberger Liederhandsсhrift kommentar zum Faksimile des сodex Palatinus Germaniсus 848 der Universit ts b othek Heidelberg hrsg. von W. Kosсhorreсk u. W. Werner. Frankfurt am Main, 198 1 Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 135 Конрад из де Муре сonradus de Mure, XIII в. швейцарец, автор одного из старейших из известных ныне описательных гербовни ков Собрания германских гербов сlipearius teutoniсorum Произведение относят к середине XIII в., 73 герба описаны латинскими двустишиями, вроде Лотарингия имеет светложелтый щит, должен ко торый, однако, трех в красном поясе zоnа орлов там нести Гербы сгруппированы по иерархическому признаку королевские начиная со знака римского короля герцогские и графские. Большинство гербов относится к территории Священной Римской империи. Остальные гербы принадлежат государям и владетельным князьям из за пределов империи королям французскому, датскому и др В первую группу включены знаки и двух неевропейских правителей короля Марокко и короля иерусалимского Представлены некоторые славянские земли Чехия, Каринтия и др Преобладают гербы, отвечающие геральдической действи тельности, но есть и недостоверные. Так, гербом венгерского короля назван в красном щите белый конь без сбруи Венгерские монеты и печати XIII в. несут совершенно иные гербы. Сочинение Конрада было впервые издано в 1899 г. Ц. Ганцем в книге о швейцарской геральдике ХII ХIII вв. с немецким переводом и примечаниями. Соч. Ganz P. Gesсhiсhte der heraldisсhen Kunst in der Sсhweiz im XII und XIII Jahrhundert. Mit 10 1Abbildungen in text und 10 tafeln. Frauenfeld, 1899. S. 174 185. Менетрие Клод Франсуа Menestrier сlaude Franсois, 163 705 французский иезуит. Автор множества работ по геральдике, эмблематике, генеалогии, а также о музыке, танцах и театре. Автор монографии по истории города Лиона. Некоторые его труды неоднократ но переиздавались. В сочинении Герб благородного сословия где слово le blason употреблено в переносном смысле, Менетрие рассматривает системы род ства и регулирование прав и преимуществ дворянства в странах Европы. В разделе Польша есть данные по русским землям Речи Посполитой. В работе по истории своего родного города Лиона Менетрие много вни мания уделил системам светского и церковного управления в городе канцелярии, их штаты, документация, печати В нескольких диссер тациях помещенных в этой книге, рассмотрены отдельные темы, как, например, история сооружения канала между Роной и Соной. Есть документальное приложение и воспроизведения зарисовок римских надписей и различных предметов. Работа Эмблема la devise короля находит ся в русле распространенных в XVI XVII вв., особенно в Италии, опи саний и толкований способов словесно изобразительного выражения идей. Итальянские работы послужили основой для изысканий об эмбле мах французского королевского Дома, иногда в сравнении с испанскими 136 королевскими эмблемами. Согласно Менетрие эмблемы служат для раз личения их носителей между собой и для выражения мыслей, намерений и чувств а королевская эмблема есть славный знак величия царст вования используемый многие годы. Теоретическо методический ас пект данной работы составляют соображения о выборе символов и изло жение комплекса правил построения эмблем, являющиеся обобщением итальянской эмблематической мысли. Книга завершается большим ката логом эмблем, прославляющих короля. Книжка Искусство эмблем, или Преподавание морали носит более общий характер. Соответственно природе эмблем Менетрие делит их на 4 основные класса математические, философские, богословские и моральные. Под последними он понимал выражение идей, наставляющих людей относительно их поведения в жизни. По целям эмблемы у Менетрие разделены на священные, мораль ные, доктринальные, политические, героические и сатирические. В эмблематическом смысле, согласно Менетрие, выступают не только изображения с подписями, но и сюжеты целых произведений так в его понимании все басни древних суть всего лишь эмблемы, если верить Бэкону В таком плане миф о гигантах это эмблема нечестивцев. Справочный элемент книги составляют объяснения символических фигур. В 1689 г. вышел фолиант книги История короля Людовика Велико го в медалях, эмблемах, девизах, жетонах, надписях, гербах и других общественных памятниках Замысел сего труда состоял в том, чтобы на перечисленном материале показать не только военные и политические деяния, но и состояние литературы, искусств, торговли, законодатель ства, а также праздники, зрелища, строительство общественных зданий. Изложение фактов, в основном по хронологии, иллюстрируют многочис ленные рисунки. Например, воспроизведение монет было не только пуб ликацией предметов, но и способом описания денежной системы Франции. Репродукции гербов доказывали социальное и служебное положение чи новников, изъясняя тем самым персональный состав учреждений. В 169 1 и 1693 гг. этот труд был переиздан с небольшими изменениями и допол нениями. В заглавии вместо Истории короля было написано Исто рия царствования В сочинениях об эмблемах Менетрие уделял некоторое внимание гербам. Например, в Искусстве эмблем он писал о гербах как знаках различения домов, родов и сообществ и о том, что гербы могли быть эмблематическими, если содержат эмблематический элемент. В Происхождении украшений он кратко пишет об эмблемах как предшественницах гербов. В Истории царствования Людовика XIV изображено и описано множество конкретных гербов. Менетрие опубликовал и специальные работы по геральдике, составляющие его основной вклад в исследования в области вспомогательных исторических дисциплин. В Подлинном ис кусстве геральдики и происхождении гербов Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 137 Менетрие подвел итоги писательству гербоведов, дав большой с. 16 109 историографическо библиографический очерк об опубликованных и неопубликованных рабо тах по геральдике. Самым ранним учтенным им произведением являются стихи Жака Брете 1285 г. с описанием рыцарских гербов. Поздние работы относятся к XVII в. Некоторые сочинения только названы, но многие кратко охарактеризованы. Учтены как французские, так и ино странные сочинения. Историографический материал Менетрие разделил на 4 группы труды, дающие основу познания сего искусства то есть охватывающие все стороны дисциплины посвященные отдельным частям геральдики затрагивающие геральдику при рассмотрении других вопросов сочинения по генеалогии и гербовники. В этой работе и в ее издании без историографии Подлинное искусство геральдики и прак тика геральдики от самого ее начала Менетрие изложил свое понима ние теоретических, методических и исторических сторон геральдики. Определяя герб, как и в других своих работах, как знак различения родов и обществ, Менетрие конкретизировал понятие замечаниями о показании гербами благородного сословия, феодов, достоинств, дол жностей, главных деяний, союзов, претензий, опознавания, партий и предпринятых ими действий Касаясь происхождения гербов, Менетрие изложил высказанные его предшественниками мнения, сгруппировав их по общности идей. Получилось 7 групп мнений, начиная с толкований о гербах у древних египтян до отнесения начала гербов к правлению Генриха Птицелова и к периоду крестовых походов. Это был второй историографический очерк в данной работе. Следует отметить внимание Менетрие к источникам, на которых основывались толкования его предшествен ников. Сам Менетрие считал, что фигуры на щитах и военные знаки столь же древни как и война, но что они не служили для различения родов, были простыми эмблемами или фантастическими изображениями и, следовательно, гербами не являлись. Ссылаясь на отсутствие дан ных о гербах до XII в., Менетрие отнес начало этих знаков к назван ному столетию. Вопросам методики геральдики посвящена специальная работа Краткое методическое изложение принципов геральдики выдержавшая мно го переизданий, в том числе под названием новый систематический метод геральдики Книга предназначалась молодому дворянству в качестве наставления по практике составления гербов. Менетрие определил ге ральдику blason как искусство объяснения специфическими терминами всех видов гербов а гербы как почетные знаки, составленные из постоянных фигур и цветов, служащие для отличия благородных и разли чия родов, имеющих право их носить Менетрие подчеркивал зна чение постоянства цветов как признаков герба. Значительное место в книге занимает пояснение терминов, в том числе в виде двух словарей, и способов описания гербов. Менетрие различал следующие виды гербов гербы Домов и родов достоинств и должностей пожалования и приня 138 тия покровительства притязаний феодов, доменов и субституций сообществ. Основное внимание уделено частным гербам, что отвечает представлению о гербах как родовых знаках дворянства. Немного места отведено гербам церковных и светских сообществ Под светскими сообществами понимались города, области и другие территориальные образования. Гербы сообществ Менетрие считал только распознаватель ными знаками в отличие от различительных родовых знаков. Гербоведческим взглядам Менетрие свойственны характерные для ХVII в. представления о гербах как преимущественно частных знаках, что нашло отражение в самих определениях термина. Новым было отри цание существования гербов не только в древности, но и в раннем Средневековье. В ХVII в. Менетрие был одним из немногих, кто придер живался такой датировки начала гербов. Менетрие был далеко не единственным, кто писал об истории гербов и эмблем и по методике геральдики. Новым был его историографический интерес. Побуждения к напи санию работ по геральдике и эмблематике в большой мере носили прак тический характер, а к сочинению истории правления Людовика XIV политический. Соч. выходные данные даны по экземплярам книг, имеющихся в Москве Abbreg m thodique des prinсipes h raldiques. Lyon, 1672 и др. издания L Art des embl mes, ou S enseigne la morale. Paris, 1684 L Art du blaso ustifi Lyon, 166 1Le blason de la noblesse, ou Les preuves de noblesse de toutes les Nations de l Europe. Paris, 1683 La Devise du Roy Paris, 1679 Les Diverses esp сes de noblesse Paris, 1683 Histoire сivile, ou сonsulaire de la ville de Lyon Lyon, 1696 Histoire du Roy Louis Le Grand par les m dailles, Paris, 1689 La nouvelle m thode raisonn e du blason Lyon, 1696 Origine des armoiries, Paris, 1679 Origine des ornemens Paris, 1680 Le veritable art du blason et l origine des armoiries. Lyon, 167 1Le veritable art du blason et la pratique des armoiries depuis leur institution. Lyon, 167 1 Лит. Gourdon de Genoui с H. Menestrier La Grande enсyсlop die Paris, s T. 23 P. 649 дан большой список сочинений Менетрие окольский Шимон Okolski Szymon, 1580 1653 польский священник, член доминиканского ордена. Родом из Каменца Подольского. В качестве полкового священника участвовал в подавлении восстания запорожских казаков 1637 1638 гг. В 1638 и 1639 гг. опублико вал 2 книжки записок о походе на запорожцев, автор богословских сочинений, житий монахинь доминиканок. В 1646 г. во Львове вышло его небольшое произведение Русь, цветущая розами и лилиями содержащее историю и Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 139 описание организации доминиканского ордена на Юго Западной Руси. Книга представляет интерес как источник по историчес кой географии, главным образом доминиканского ордена. Довольно лю бопытны цветовые истолкования названий Червонная Русь, Белая Русь и Черная Русь. Включено несколько полных документов ХIII XVII вв. Крупнейшая работа Окольского Польский мир опубликованная в Кракове в 164 645 гг. в трех томах большого формата. Разрешения орденских властей на издание книги были даны в 1637 и 1638 гг. Следовательно, труд был закончен не позднее 27 сентября 1637 г. Это собрание статей о гербовых родах, расположенных по алфавиту. При водятся рисунок герба с описанием, иногда включающим объяснение знака, и сведения о происхождении и названии рода. История каждого гербового рода описывается за все известное Окольскому время вплоть до современности. Указываются физические9 роды, принадлежавшие к гербовому роду, и их члены, а также места нахождения родовых владе ний. По временам автор рассуждает об общих вопросах, например, о высказываниях древнегреческих писателей о благородном сословии Источниковую базу Окольского составили документы и летописи. Например, он часто ссылается на хронику М. Кромера. Окольский использовал и труды историков и генеалогов Б. Папроцкого, Б. Платины и др Достоверность генеалогических данных Окольского не всегда бесспорна. Это относится прежде всего к наиболее ранним периодам истории родов IX XII вв. Приведенный Окольским материал относит ся ко всей территории Речи Посполитой, в том числе и ко входившим в ее состав русским землям. Соч. Orbis polonus splendoribus сoeli сraсoviae, 164 645. T. 13 Russia florida rosis et liliis Leopoli, 1646. Лит. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1897. Т. 42. С. 826. Папроцкий Бартош Бартоломей ок. 1543 27. 12. 16 14 польский дворянин. Образование получил в Краковском университете. Автор множества нравоучительных стихотворений. Например, вышедший в 1582 г. сборник Рыцарский круг, в коем различные существа бесе дуют о том, откуда человек может брать примеры того, как ему жить и учиться и чего остерегаться и т.д. составлен из 123 небольших произведений, являющихся обработками латинских басен о животных. Активно выступал в качестве публициста. Когда после смерти короля Стефана Батория в Польше разгорелась борьба за престол между сторонникам австрийского эрцгерцога Максимилиана во главе со Зборовскими и приверженцами Сигизмунда Вазы из Швеции, предводимыми коронным канцлером и гетманом Яном Замойским, Папроцкий выступил в пользу первого 9 Так в тексте. Прим. публ. 140 из претендентов. После поражения сил партии Максимилиана в битве при Бычине в 1588 г. Папроцкий бежал в Моравию, откуда позднее пе ребрался в Чехию, затем в Силезию и снова в Моравию. В чешских землях пользовался покровительством императора и короля Рудольфа II и ряда крупных сановников. В 1609 г. вернулся в Польшу. В чешских землях и по возвращении на родину продолжал беллетристическую и публицистическую деятельность, носившую, в частности, антипротестантскую направленность, Опубликовал несколько книг по профилю вспомогательных исторических дисциплин. В Кракове вышли Гнездо добродетели о происхож дении знатных родов и их гербов из земель Польской короны и Великого Княжества Литовского 1578 и Гербы польского рыцарства 1584 в Оломоуце Зеркало славного маркграфства Моравского о моравских родах и их гербах 1593 в Праге Сад королевский о Габсбургах, польских и чешских королевских, княжеских силезских, русских, ли товских и прусских родах 1599 и Диадохос о чешских государях, пражских архиепископах и сословиях Чехии 1602 В этих работах Папроцкий излагает историю родов от их начала до своего времени. Это не полные поколенные росписи, но истории родов в лице их глав и выдающихся представителей. Родословия обильно иллюстрированы портре тами, достоверность которых не всегда бесспорна. Много внимания писатель уделял гербам, приводя их изображения и давая им описания. Сведения о вхождении в состав описываемых родов членов других родов по браку и др. дополняются изображениями гербов этих иных родов. К. Крейчи характеризует Папроцкого как художника польской дворянской жизни Папроцкого можно назвать и художником чеш ской дворянской жизни. Впрочем, в генеалогическо геральдических трудах имеются небольшие разделы, посвященные землям и городам и их геральдике. Произведения Папроцкого отражают довольно характерные для ХVI в. представления об истории родов и о гербах. Мифологические данные и фантастические трактовки других авторов используются в одном ряду со сведениями о реалиях. Например, во вводном разделе в книге Гербы польского рыцарства Папроцкий повторяет мнение одного из предшественников, утверждавшего, что Ной, сойдя с ковчега, шествовал со знаком верховной власти в виде скипетра меж двух ключей. В Зеркале славного маркграфства Моравского посвященном Рудольфу II, Папроцкий излагает родословие правителей Моравии, начиная с Маробода, вождя маркоманнов, которых он отождествлял с мораванами. Фантастичность этнологических и генеалогических толкований подчеркивает герб в виде черного орла в белом поле на портретах Маробода и Ариовиста. В Зеркале и Саде королевском генеалогия Габсбургов выведена от мифи ческого царя Галлии Франкуса. Во многих случаях сочинения Папроцкого являются компиляциями фактов и мнений, высказанных прежде. Общая масса источников и Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 14 1 литературы, использованных Папроцким, значительна. Он ссылается и на Библию, и на летописи, в том числе русские, и на документы. Иногда документы приведены целиком или в больших извлечениях. Так использован материал, главный образом, XVI в. грамоты на достоинства и гербы и др Вместе с тем, в Саде без критической оценки напечатана вы мышленная в Средние века грамота Александра Македонского славянам. Помимо сведений о родах и лицах в сочинениях Папроцкого встречаются упоминания о различных политических и других событиях, например, о засухах в XVI в., придающие его трудам характер хроник. Генеалогическо геральдические сочинения Папроцкого представляют интерес как памятники истории генеалогии и геральдики, биографики и просопографии как областей исследования, истории управления. Портреты и гербы, и немногочисленные рисунки со сценами сражений и видами городов могут быть объектами изучения книжной миниатюристики, а стихи объектами изучения генеалогической, геральдической, дидактиче ской и иной поэзии. Труды Папроцкого отражают состояние польской исторической мысли. В них имеются данные и по русской проблематике. Это памятники славяноведения ХVI в. Соч. Gniazdo сnoty Krakow, 1578 Herby ryсerztwa polskiego na pi сioro xi g rozdzielone. Krakow, 1584 Zrсadlo slawn ho margkrabstwij Morawsk ho Olomu 1593 Ogrod kr lewsky Praha 1599 Diadoсhos Praha, 1602. Лит. Krej i K. Bartolom j Paproсki z Hlohol a Paproсk V le ivot diloforma a jazyk. Praha, 1946. Португалия герб и флаг. В западноевропейской литературе ХV ХVII вв. бытовало мнение о заведении португальского герба при первом короле Альфонсе I 39 85 в знак победы над маврами при Орики в 39 г. Перед битвой королю будто бы было знамение креста, составленного из лазуревых щитков. Такой крест и поместили в герб. На каждом щитке при этом изобразили 5 серебряных монет. Символику герба объясняли так крест из 5 щитков на серебряном поле означал победу над пятью королями мавров и одновременно 5 ран Христа, монеты в общей сложности это 30 сребреников, тоже напоминающих о Христе. Такая версия, например, изложена в поэме Лузиады классика португальской литературы Л. де Камоэнса. На самом деле это одна из многих в старом гербоведении попыток объяснить происхожде ние и смысл гербов. Гербоведов не смущало, например, то, что в португальском гербе 25 видимых монет означали 30 сребреников. Вероятно, легенда о знамении королю возникла по подобию легенды о явлении креста императору Константину I. В новейшее время возведение герба ко временам Альфонса I встречается, хотя и без передачи приведен ного толкования как реалистического Enсiсlop dia hist riсa de Portugal. Lisboa, 1938 Vol. 2. P. 148 149 К правлению 142 Альфонса III 1248 1279 старая и новая литература относит включение в герб каймы, обремененной з мками, в знак завоевания у мавров в 1249 1250 гг. области Алгарве на юге современной Португалии. В разное время коли чество замков было разным, но с правления Мануэла I 1495 152 1 их стало семь. С присоединением Алгарве завершилось пространственное формирование Португальского государства, которое долгое время потом называлось Королевством Португалии и Алгарве. Основная структура португальского герба отразила основной состав территории Португалии. В период монархии герб иногда менялся в деталях. Отметим лишь появ ление короны над щитом, а также недолговечный герб соединенного Ко ролевства Португалии, Бразилии и Алгарве при Жуане I 18 16 1826 гг. в виде португальского гербового щита, наложенного на золотую армиллярную сферу в лазуревом поле 10. С объявлением независимости Бразилии португальский герб был возвращен к прежней форме. Встречаются изо бражения герба с щитодержателями драконами, держащими португаль ский и алгарвский прапоры. Время от времени менялось и королевское знамя, но характерным для него было белое полотнище с гербом. В 182 1г. был принят флаг, состоящий из двух вертикальных полос синей и белой, соответственно в 2 5 и 3 5 по длине полотнища в 1823 1830 гг. полосы были равными На линии разделения помещался герб. Белый цвет остался от прежнего флага, а синий был введен, вероятно, для обозначения морей, по ко торым плавали португальцы. Вместе с тем, этот цвет соответствует лазури щитков, образующих крест в гербе. 5 октября 19 10 г. монархия была свергнута. Государственные символы были изменены. Гербом республики стал серебряный щит иберий ской формы закругленный снизу с пятью в крест лазуревыми щитками. На щитках изображено по 5 серебряных монет в косой крест. На червленой кайме 7 золотых замков. Щит наложен на золотую армиллярную сферу, говорящую об истории португальских мореплавания и открытий. По сто ронам композиции изображено по золотой лавровой ветви. Ветви соеди нены внизу белой лентой с надписью ESTA A DITOSA PATRIA МINHA AMADA То мой любимый край родной, счастливый Это слова одной строки из того места в Лузиадах Камоэнса Os Lusiadas. сanto III, 2 1в котором излагается легенда о происхождении названия Лузитания Флаг Португальской Республики состоит из вертикальных зеленой и красной полос в 2 5 и 3 5 длины полотнища. На разделительной линии помещен герб в упрощенной форме без ветвей и ленты, в 12 высоты полотнища. Согласно одному объяснению, цвета нового флага происходят от цветов, которыми пользовались иберийские федералисты республиканцы, 10 См. публикуемую выше статью Бразилия герб и флаг Прим. публ. См. вкладку, рис. 79. Прим. публ. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 143 поднявшие восстание в Порту 3 1января 189 1г. VERBO. Enсiсlop dia Luso Brasileiro de сultura. Lisboa, s Vol. 3. сol. 5 15 Республиканский герб сохранил старинную основу. Была убрана корона, французский щит, изображавшийся в ХIX начале XX в., был за менен иберийским Существенным дополнением стали армиллярная сфера, ветви и лента с надписью. Была оставлена сложившаяся в XIX в. структура флага, но изменены цвета. Естественно, флажный герб отличается от того, что изображался на флаге королевства. Принятые в 19 10 г. герб и флаг существуют поныне. Лит. и ист. Бурков В.Г. Государственные эмблемы и символы стран Западной Европы учебн. пособие. СПб., 1998. С. 14 Enсiсlop dia hist riсa de Portugal dir. de D. de Almeida. Lisboa, 1938 Vol. 2. P. 148 15 1герб 288 292 флаг Roсha Almeida A. de. Diсion rio de hist ria do Brasil. P rto Alegre, 1969 P. 37 39. Пьетрасанта Сильвестре Pietrasanta, Petrasanсta Silvestre, 1590 1647 итальянский иезуит, родом из Рима, профессор в гор. Фе рмо, ректор коллегии в Лоретти. Писал по вопросам богословия. Два его труда относятся к области эмблематики и геральдики. В 9 книгах о героических символах Антверпен, 1634 Пьетрасанта рассматривает изображения на монетах и печатях, а также данные письменных источ ников об эмблемах древности и, меньше, Средних веков. Это одно из многочисленных в XVI XVII вв. сочинений об эмблемах, под которыми понимали рисунки, выражающие некие идеи, сопровождаемые стихотвор ными или прозаическими объяснениями изречениями. Часть материала посвящена мифологии см., например, эмблему Гектора Особое внима ние Пьетрасанта уделял цвету фигур в эмблемах. В 1638 г. в Риме вышла объемистая, со множеством иллюстраций книга Гербы благородных, описанные по законам герольдов Гербами писатель называл знаки, служащие для различения родов и для украше ния, в том числе на войне. Сведение понятия о гербе к родовой сим волике довольно характерно для времени, когда жил Пьетрасанта. Тра дицию употребления гербов Пьетрасанта выводил непосредственно из древности и доводил до современности. Важным условием возникновения гербов он считал окрашивание полей щита и фигур в постоянные цвета. Гербовед различал личные и коллективные гербы. К последним он отно сил, в частности, гербы правителей. В духе своего времени Пьетрасанта не проводил различия между вымышленными и реальными гербами. И те, и другие рассматриваются им как равноправные. Труд Пьетрасанты является в значительной мере обобщением материала по геральдике, извлеченного из сочинений предшественников и современников. Пьетрасанта пользовался той системой обозначения цветов, которая применяется и ныне. 144 Соч. De symbolis heroiсis libri IX. Antverpiae, 1634 Tesserae gentilitiae ex legibus feс um desсriptae. Romae, 1638. Словения герб и флаг. Впервые Словения как единая территория получила символ в составе герба созданного 1декабря 19 18 г. Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, в 1929 г. переименованного в Королевство Югославия. Временная конституция нового государства ввела герб в виде двуглавого орла, в нагрудном щите которого были помещены символы Сербии, Хорватии и Словении. Словению представляли в лазуревом поле серебряные пятиконечная звезда и полумесяц рогами вверх под ней. Принятая 28 июня 192 1г. постоянная конституция, известная под названием Видовданской, описала словенский герб в составе общегосударственного герба несколько иначе, а именно как три золотые шестиконечные звезды и белый полумесяц на лазуревом поле Конституции буржуазных стран. М. Л., 1936. Т. 2. С. 46 Золотые шестиконечные звезды на лазури были взяты из герба графов Цельских. Имеется в виду род баронов Занеков, который в 1322 г. унаследовал от вымершего родственного рода замок Целе и торговое село близ него, а в 134 1г. получил титул графов Цельских. От преж них владетелей замка новые графы и взяли названный герб со звездами 2. 1Звезды были помещены в первой и четвертой частях щита, а во второй и третьей частях герб Занеков два червленые пояса на се ребре В ХIV ХV вв. графы Цельские, обладавшие обширными землями на северо западе Балкан и имевшие родственные связи с рядом правящих домов, играли большую роль в политических и военных делах в Священной Римской империи и Венгерском королевстве. Эта роль выходила далеко за рамки областей, в которых находились феоды рода. По пресечении рода в 1456 г. основная часть его владений перешла к Габсбур гам. Словенская историография уделяет значительное внимание истории графов Цельских, особенно периода их наибольшего могущества. Таким образом, использование герба Цельских как символа Словении в XX в. должно было напоминать о важном периоде истории словенских земель. Полумесяц же, видимо, был взят из приписанного в ХVII в. древней Иллирии гербa шестиконечная звезда и полумесяц В качестве союзной республики в составе Федеративной Народной с 1963 г. Социалистической Федеративной Республики Югославии Словения пользовалась гербом, описанным в словенской конституции, принятой 16 января 1947 г. В гербе была изображена почитаемая в Словении ее самая высокая гора Триглав 2863 м. над тремя волнистыми узкими поясами, изображавшими море. Эта композиция была окружена золотыми колосьями пшеницы и зелеными листьями липы, перевитыми красной лентой. Вверху герба изображалась красная пятиконечная звезда 12. Этот герб зафиксировали и словенские конституции 1963 и 1974 гг. 12 См. вкладку, рис. 80. Прим. публ. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 145 В результате распада Югославского государства образовалась самостоятельная Республика Словения. 24 июня 199 1г. была принята поправка к ее конституции, вводившая новые герб и флаг. Описание этих символов дано в статье 6 новой словенской конституции от 23 декабря 199 1г. Герб Словении имеет форму щита. В средине щита на лазуревом фоне изображение Триглава белого цвета, под ним две волнистые лазуревые черты, которые изображают море и реки, над ним в форме вниз обращенного треугольника расположены три золотые шестиконечные звезды. По обеим сторонам щит окантован красным 13. Как видим, в этом гербе соединены эмблемы из гербов графов Цельских и союзной республики в составе Югославии. Флагом союзной республики Словении было полотнище с тремя горизонтальными равной ширины полосами белой, синей и красной. В центре флага помещалась красная пятиконечная звезда. Тот же флаг, но с новым гербом в левой верхней части то есть ближе к древку на белой и синей полосах, применяется в настоящее время. Этот флаг во сходит к такому же трехцветнику области Крайна XIX начала XX в. На областном флаге тоже помещался герб Str hl H Landesfarben und Kokarden. Berlin, 19 10. S. 34 Цвета областного крайнского флага присутствуют в областном гербе, из коего они и были взяты. В XIX в. Крайна была центром словенских национальных движений. Эта область была самой крупной из словенских земель, вошедших в состав Югославского государства. Ныне это самая крупная историческая область в Республике Словении. Центр Крайны Любляна была столицей союзной республики и является столицей современной Словении. Значением Крайны и объясняется выбор ее областных цветов для словенского флага. Лит. и ист. Kos J. Grb Soс sti ne republike Slovenije Arhivi. 1983. t. 12. S. 7 14 Ustavni amandman k ustavu Republike Slovenije Uradn st Republike Slovenije. 25.06. 199 1t. 1Ustav Republike Slovenije Uradn st Republike Slovenije. 28. 12. 199 1t. 33 Королев Г.И. Хорватия и Словения Вестник геральдиста. 1996. 10. С. 9. Солис виргил Solis Virgil, 15 14 0 108. 1562 нюрнбергский художник, гравер, график. Создал мастерскую резьбы по дереву и ме таллу. Солис и его сотрудники, в числе которых был известный гравер Йост Амман, создали большое количество гравюр как в виде отдельных композиций, так и в виде целых циклов павлины попугаи арабески 9 героев 9 героинь и др. в том числе для иллюстрации книг. Вместе с Амманом Солис создал серию портретов французских королей от мифического Фарамунда до Людовика VI, вышедшую отдельной книгой после смерти Солиса в 1576 г. Гравюры представляют жанровые сцены, аллегории, декоративные мотивы 13 См. вкладку, рис. 8 1Прим. публ. 146 без содержания, портреты. Известное место в творчестве Солиса занимает геральдика. Иногда это отдельные геральдические украшения, как на титульном листе изданной в 1558 г. Библии в переводе Лютера, иногда это скорее гербообразные эмблемы на щитах, которые держат, например, античные боги голова льва на щите Марса, звезда на щите Юпитера и т. п Солис продолжил возник шую в ХIV в. традицию изображения девяти героев трех языческих, трех иудейских, трех христианских Герои изображены у него пешими, в рост, со щитами к ноге. На щитах причудливой формы гербы. Гербы героев отражают характерный для времени Солиса подход западноев ропейцев к геральдике выражать свои знания и интересы любой эпохи в форме гербов. Подобный характер носят гербы девяти героинь другого, менее распространенного цикла. Например, герб вручен матери Константина I святой Eлене. Наиболее же крупной работой Солиса в области геральдики является Гербовничек небольшой том гравюр гербов, сгруппированных по иерархическому признаку церковные иерархи от пап до епископов, светские государи и князья в пределах Священной Римской империи и за ее пределами и др. Гербовник носит выборочный характер, особенно в том, что касается лиц ниже курфюрстов. Характерно представительство четырьмя гербами групп герцогов, марк графов, ландграфов, рыцарей, городов, деревень и крестьян. Таким образом, Солис изобразил, хотя и не полностью, структуру германского общества, подробнее представив группы носителей высших достоинств. Большинство гербов носит реальный характер, но есть и вымышленные гербы, например, Индии Африки Вавилонии Ниневии и др. Часть гербов по содержанию восходит к изданной впервые в 1483 г. хронике Констанцского собора Ульриха Рихенталя. В стилистическом отношении гербы у Солиса выполнены иначе, чем у Рихенталя. Для Гербовничка характерны фигурные щиты нескольких форм, надщитные украше ния. Вообще стиль гербов своей склонностью к узорчатости имеет об щее со стилем негеральдических произведений Солиса. Гербы героев и в Гербовничке выполнены в виде черно белых гравюр. Цвета полей и фигур обозначены буквами. Гербы сопровождаются только надписями, указывающими принадлежность. Объяснительных или других текстов к ним нет. Геральдические произведения Солиса являются источниками по реальной и фантастической геральдике и, особенно, по истории геральдического художества эстетических вкусов в области геральдики. Изд. Virgil Solis. Wappenb сhlein N rnberg bei Virgil Solis 1555. M nсhen, 1886 факсимильное переиздание Лит. O Dell Franke I. Kupferstiсhe und Radierungen aus der Werkstatt des Virgil Solis, mit 1295 Abbildungen. Wiesbaden, 1977 исследование, аннотированный каталог, репродукция в уменьшении Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева 147 Шпангенберг Кириакус Spangenberg сyriaсus, 07.06. 1528 10.02. 1604 немецкий протестантский богослов, писатель и историк. Окончил Виттенбергский университет. С 1553 г. декан в Мансфельде. Писал на богословские темы, в том числе с полемическим уклоном, составлял сборники церковных песнопений. Изучал творчество мейстерзингеров. Автор Мансфельдской хроники В 159 594 гг. в Шмалькальдене вышел его двухтомный труд Зе рцало благородного сословия в котором изложил историю и правовые основания бытия дворянства от древности Вавилон, Египет и др. по XVI в. включительно. Основное внимание уделено Западной Европе, приводятся данные по Эфиопии, Индии, Московскому государству и некото рым другим странам. В одном ряду с реальными государствами находят ся государства и страны фантастические, вроде земли амазонок. Иног да история сословия сводится к сведениям о правителях. Рассматрива ются рыцарские ордена. Дворянство характеризуется в основном как военное сословие на протяжении всей его истории. В отдельных случаях Шпангенберг выходит за пределы темы и вкратце касается других социальных слоев. Много внимания Шпангенберг уделяет титулам, научным званиям и внешним признакам принадлежности к сословию, а также к правителям. Внешними признаками, по Шпангенбергу, были одежда, короны, щиты, гербы и девизы, якобы существовавшие уже в древности гербы Анубиса, Александра Македонского, иудейских колен и др Небольшой раздел второго тома посвящен нотариальным знакам и городским, цеховым и мещанским гербам, то е ст ь недворянским символам, что в ХVI в. было редкостью. Для примера он описывает 20 цеховых гербов из Страсбурга. Соч. Adels Spiegel Historisсher Beriсht Sсhmalkalden, 159 594. Th. 12. Лит. Sсhr der E. Spangenberg сyriaсus Allgemeine deutsсhe Biographie. Leipzig, 1893. Bd. 23. S. 37 4 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Наумов О.Н., Демидов А.И. Из геральдического наследия Геннадия Ивановича Королева. Часть I. Зарубежная геральдика. (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |