.RU Геральдика.ру | Гербовник.ру | Форум
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» Библиотека › Список публикаций - Автор: Симонов Р.А.

Автор: Симонов Р.А.


Список публикаций / статей (24)

1. » Симонов Р.А. Символизм русской магии и новая книга Вильяма Райана // Журнал "Гербовед". 2007. № 3 (95). С. 50-59

Аннотация: В книге В.Ф. Райана «Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России» (пер. с англ.; отв. ред. А.В.Чернецов. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 720 с.; ил.) дается почти всеобъемлющее изложение мантико-магических технологий и практик, представленных в славяно-русской книжности примерно с XI в. по настоящее время. Книга Райана объемна, пересказать ее в журнальной статье невозможно, поэтому для того, чтобы было понятно, о чем в ней идет речь, ниже дается ее оглавление.

2. » Симонов Р.А. Новый источник о времени рождения Ивана Грозного: прижизненная натальная карта царя // Журнал "Гербовед". 2006. № 4 (90). С. 66-73

Аннотация: Натальную карту Ивана Грозного недавно обнаружил Антон Григорьев, о чем поведал (в 2006 г.) через Интернет. Карта находится в патинской книге Иоганна Гарце «Метод астрологии» (1586 г.); она, как сообщил А. Григорьев, «приведена только в виде рисунка без пояснений и дальнейшего к ней обращения». Возможно, по причине отсутствия астрологического комментария натальная карта царя не востребовалась в России, хотя была напечатана 420 лет назад. Карта имеет архаичную квадратную форму, в центре указано время рождения русского государя.

3. » Симонов Р.А. Символизм богослужебного цикла на Руси (О смысле церковных "Часов" суточного круга) // Журнал "Гербовед". 2005. № 2 (80). С. 12-30

Аннотация: Что же собой представляет суточный богослужебный цикл в православном обряде? Он начинается с вечера - «Вечерни» и «Повечерия». В полночь служится «Полунощница». Утром совершается «Утреня». Затем идут службы: «1-й Час», «3-й Час», «6-й Час», «9-й Час». В богослужебный цикл входит также «Литургия» (1. С. 142). Церковные службы делятся на каждодневные и особые некаждодневные: исполняющиеся по праздникам и во время Великого Поста.

4. » Симонов Р.А. Воспоминания о Е.И. Каменцевой // Журнал "Гербовед". 2005. № 7 (85). С. 12-14

Аннотация: Моё знакомство с Еленой Ивановной Каменцевой состоялось в 1960-х годах в связи с моим изучением математики Древней Руси (уже после защиты диссертации о А.Ю. Давидове и годичной специализации по болгаро-русским математическим связям при Софийском университете). На кафедре вспомогательных исторических дисциплин Московского историко-архивного института, которой тогда заведовала Е.И. Каменцева, я сделал доклад о славянских «буквенных цифрах».

5. » Симонов Р.А. Осмочастная книга // Журнал "Гербовед". 2005. № 7 (85). С. 40-53

Аннотация: В историографии существует несколько версий о переводе так называемой Осмочастной книги в конце XV века по заданию архиепископа Новгородского Геннадия. В последнее время появились новые данные, позволяющие лучше разобраться в этом вопросе.

6. » Симонов Р.А. Текст XV в. об измерении времени часами на Руси // Журнал "Гербовед". 2004. № 1 (67). С. 138-140

Аннотация: В августовских томах Великих Миней Четьих митрополита Макария в документах из архива новгородского Софийского дома и митрополичьей казны имеется грамота о пасхалии № 45, в составе которой есть фрагмент о часах. Он, кажется никогда учеными не анализировался, а между тем в него входят древнейшие сведения о практике измерения часов на Руси.

7. » Симонов Р.А. Символика древнерусского абака // Журнал "Гербовед". 2004. № 4 (70). С. 55-68

Аннотация: В 1985 г. археологами было сделано замечательное открытие. которое прошло почти незамеченным для широкой общественности. В славянском захоронении 2-й половины XI в. у деревни Новоселки Суздальского района был обнаружен скелет мужчины. у которого на уровне пояса находился истлевший кожаный кошелек. В нем были следующие предметы: четвертая часть серебряной монеты, металлическая гирька, сливовая и несколько вишневых косточек. Такой набор предметов характеризовал торгово-финансовую деятельность покойного,

8. » Симонов Р.А. Символизм и реальность астрологической "окраски" древнерусского времени // Журнал "Гербовед". 2004. № 9 (75). С. 12-37

Аннотация: В современной астрологии каждый час имеет свою «окраску» в соответствии с качеством «управляющего» им (часом) светила: «доброго», «злого» или «среднего» (нейтрального). Эта система представлений с делением светил на благотворные и вредоносные, восходя к вавилонской (халдейской) астрологии, в эллинистической науке приобрела классический облик в «Тетрабиблосе» выдающегося ученого античности II в. от РХ Клавдия Птолемея.

9. » Симонов Р.А. Концепция анти-невегласия древнерусской культуры // Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 63-69

Аннотация: Культура Древней Руси оценивается с двух диаметрально различных позиций. 1. Существует много работ, посвященных древнерусской культуре как замечательному явлению. 2.Имеется немало авторов (особенно за рубежом), которые считают культуру Древней Руси отсталой, невыразительной и недостаточно интеллектуальной. Русский философ Г.Г. Шпет придумал в 1912 г. метафору о «невегласии» (невежественности) древнерусской культуры. Целью настоящей статьи является попытка разобраться в этом противоречивом отношении к древнерусской культуре.

10. » Симонов Р.А. Рецензия на книгу Е.В. Пчелова: «Генеалогия древнерусских князей IX - начала XI в.» // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 148-149

Аннотация: Книга Е.8. Пчелова «Генеалогия древнерусских князей IX - начала XI в.» {Отв. ред. О.М. Медушевская. М., Изд-во РГТУ, 2001. 262 с.) является научным изданием, отражающим содержание кандидатской диссертации автора. Значение рецензируемого произведения заключается в полноте охвата генеалогического материала по проблеме исследования. Сохраняя типичные черты вспомогательной исторической дисциплины, генеалогия древнерусских князей IX - нач. XI вв. в книге выступает самоценным историческим явлением. Вместе с тем издание может служить хорошим образцом для начинающих научных работников, знакомящим с методами исторического исследования. Для людей, интересующихся отечественной историей, книга может служить ценным справочником о первых пяти поколениях династии Рюриковичей.

11. » Симонов Р.А. Нумерология как область древнерусской символики // Журнал "Гербовед". 2001. № 4 (54). С. 148-156

Аннотация: Одной из оригинальных особенностей древнерусской литературы является употребление писателями числовой символики. Нумерология (числовая символика), известная уже древнейшим обществам человечества, в условиях христианства превратилась в область сакрального богословия.

12. » Симонов Р.А. 2000-летие христианства в свете древнейшей русской календарной символики // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 18-31

Аннотация: В статье рассмотрены: 1. Связь между ветхозаветной (еврейской) и христианской Пасхой в кирилло-мефодиевской глаголической традиции. 2. Мнемонический способ пасхально-календарного счета по изображению nадоней («рук») в «Скаnигеровом Каноннике» 1331-1332 гг. 3. Протоориrинал календарных «рук» «Скалигерова Канонника» как вероятный источник пасхальных расчетов 1038 r. Илариона - автора «Слова о законе и благодати». 4. Дальнейшая судьба и историческое значение календарных срук».

13. » Симонов Р.А. Каким было знамя Св. Дмитрия Донского? // Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 135-145

Аннотация: В 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва, в которой русские войска под водительством московского великого князя Дмитрия Ивановича, впоследствии прозванного Донским, а в ХХ в. канонизированного, разгромили ордынцев, возглавляемых Мамаем. С этого начинается отсчет времени по избавлению нашего отечества от иноземной зависимости. Победа русских войск на Куликовом поле привлекает внимание современников как немногие другие события средневековой истории. Некоторые факты сражения связываются с историей национальных реликвий, например, знамени.

14. » Симонов Р.А. О новой концепции религиозно-философского «пространства» Древней Руси: К методологии изучения древнерусской символики // Журнал "Гербовед". № 7 (45). С. 119-123

Аннотация: В отечественной историографии с начала XVIII в. сформировалось обскурантское отношение к культуре допетровской Руси, как крайне отсталой, невежественной, лишенной элементов философского просвещения. П.Я. Чаадаеву принадлежит уничтожающая характеристика Руси как страны пребывавшей в варварстве и тупой неподвижности.

15. » Симонов Р.А. Древнерусские числовые «эмблемы» // Журнал "Гербовед". 2000. № 10 (48). С. 104-119

Аннотация: Древнерусские «буквенные» цифры: эмблематический облик больших чисел. Совершенствование способа записи древнерусских чисел на основе круговых и прямоугольных «эмблем». Числовая эмблематика - показатель интеллектуализации древнерусской культуры.

16. » Симонов Р.А. Логика и «управительная астрология» в «Сказании о Мамаевом побоище» // Журнал "Гербовед". 2000. № 11 (49). С. 118-142

Аннотация: В отечественных исследованиях последнего времени внимание уделяется методам нейропсихологического моделирования средневековых социальных процессов. Это приобретает актуальность также в связи с тем, что в зарубежной историографии проводится изучение так называемого феномена «молчания» древнерусской культуры, объясняемого некоторыми учеными малограмотностью, неспособностью наших предков к философским обобщениям.

17. » Симонов Р.А. 988 - год христианизации Руси в календарном образе креста Ионы Соловецкого // Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 134-138

Аннотация: Иона Соловецкий (20.11.1561 - первая треть XVI I в.) - древнерусский книжник, книгописное творческое наследие которого было известно давно, а имя установлено недавно благодаря историко-археографическим разысканиям Б.Н. Морозова. Из автобиографии Ионы следует, что он был странствующим монахом, переходящим из монастыря в монастырь. Поскольку многое свое он носил с собой в буквальном смысле, а книжную мудрость любил и ценил, то выработал особый мельчайший почерк, которым переписывал в тетради интересовавшие тексты, кроме того, уплотнял их путем сокращений. В его уникальной библиотеке представлены произведения по очень широкому кругу вопросов. Значительное место в ней занимает календарная книжность.

18. » Симонов Р.А. Загадка противостояния льва и единорога в эмблематике Ивана Грозного // Журнал "Гербовед". 1999. № 4 (36). С. 100-108

Аннотация: Природа и значение символических композиций с единорогом трудны для объяснения. Примером может служить парное изображение льва и единорога. По мнению В.С. Румянцева, «Лев и единорог в XVI и XVII вв. были нередко употребляемы в виде собственно царского герба и по временам заменяли собою даже государственный герб - двуглавого орла». В этих словах речь может идти о льве и единороге как взятых по одному. Однако В.В. Калугин воспроизводит указанные слова как относящиеся к парному сюжету.

19. » Симонов Р.А. Единорог - соперник двуглавого орла // Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 99-107

Аннотация: Мало кто знает, что вместо двуглавого орла нашим гербом при определенных обстоятельствах мог стать единорог. История эта давняя: современная главная эмблема России насчитывает 500 лет (официальная дата первого использования изображения двуглавого орла в указанном качестве - 1497 г.).

20. » Симонов Р.А. Эльвир Иванович Кучеренко (К семидесятилетию) // Журнал "Гербовед". 1998. № 4 (30). С. 14-15

Аннотация: Кандидат физико-математических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии информатизации Российской народной академии наук Э.И. Кучеренко принадлежит к немногочисленным дипломированным историкам, имеющим математическое базовое образование.

21. » Симонов Р.А. О причине появления единорогов на золотой монете («корабельнике») Ивана III // Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 75-79

Аннотация: Корабельник стал известен не так давно: в· 1975 г. его приобрел Эрмитаж, а в 1976 г. о нем рассказал И. Г. Спасский (1 ). Им установлено, что золотой является подражанием английскому ноблю, на лицевой стороне которого был изображен корабль, отсюда древнерусское название "корабельник", каковое указано на круговой легенде, расположенной по периметру обеих сторон монеты. Из легенды также следует, что корабельник пот великого князя всея Руси Ивана Васильевича и его сына великого князя Ивана Ивановича. Иван Иванович, именовавшийся Молодым, по уточненным данным И. Г. Спасского, жил с 1458 по 1471 гг. (2, с. 68), а в летописи называется великим князем с 1471 г. В таком случае подражательная русская монета сделана, скорее всего, в 1471-1490 гг.

22. » Симонов Р.А. К вопросу происхождения московских Рюриковичей от римского императора Августа // Журнал "Гербовед". 1997. № 7 (19). С. 14-17

Аннотация: Как пиcaл А.А. Введенский, "при деятельном участии самого царя Ивана IV создается и первый фальсифицированный документ строго официальноrо происхождения о московских Рюриковичах, идущих непосредствеюю от римских кесарей - "Книга Государева" - Государев Родословец 1555 r. в 43 главах" (1, с. 92-93). Раскрывая содержание Родословца 1555 r., он сообщает, что в его второй главе родоначальник московских гocyдарей Рюрик возводится к 14 колену Пруса, брата императора Августа. Это ложное утверждение, вьдаваемое за исторический факт, на протяжении всего последующего царствования Ивана Грозного настойчиво и постоянно использовалось официальными русскими правительственными кругами.

23. » Симонов Р.А. Малоизвестный «восточный герб» Василия III // Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 94-103

Аннотация: История герба России интересна и имеет неожиданные повороты. Так, австрийский дипломат барон С. Герберштейн, посетивший Московию в 1517 и 1526 rг. (в правление Василия III), писал, что русские государи "употребляли издревле свои почетные названия замкнутыми в три круга в виде треугольника". Позже об аналогичной геометрической конструкции, но определенно как о гербе, говорил шведский путешественник и ученый Ф.-И. Страленберг.

24. » Симонов Р.А. Вклад Е.И. Каменцевой в изучение метрологии и хронологии // Журнал "Гербовед". 1995. № 1 (7). С. 18-21


 
 
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта