| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Дружинин П.А. Геральдика и редкая книга (в 2 т.) (2000) › [Том 1] Глава III. Мастера и образцы. | ||||||
Дружинин П.А.
[Том 1] Глава III. Мастера и образцы.// Геральдика и редкая книга (в 2 т.) (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Дружинин П.А. Геральдический суперэкслибрис: источниковедческое исследование / Геральдика и редкая книга. М.: Трутень, 2014. С. [Т.1] 82-100 Аннотация: Важным в контексте исследования является вопрос о мастерах, которые изготавливали штампы-матрицы для тиснения суперэкслибрисов; тем более, что ни в зарубежной, ни в отечественной литературе этот вопрос не изучен вовсе. Изготовлением латунных штампов занимались не переплетчики, не ювелиры, а «резчики по металлам и твердым камням», основной деятельностью которых было изготовление печатей; если же речь идет о высокохудожественных образцах — таковые выполнялись как резчиками медальных и монетных штемпелей, так и пунсонными мастерами. Об авторе публикации/статьи: Дружинин Петр Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Дружинина П.А.
в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 6727
2.
ID: 6728
3.
ID: 6729
4.
ID: 6730
5.
ID: 6731
6.
ID: 6732
7.
ID: 6733
8.
ID: 6734
9.
ID: 6735
10.
ID: 6736
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 65122 знаков (с пробелами)
сk b III l q ep h nap g0 Важным в контексте исследования является вопрос о мастерах, которые изготавливали штампы матрицы для тиснения суперэкс либрисов тем более, что ни в зарубежной, ни в отечественной ли тературе этот вопрос не изучен вовсе. Изготовлением латунных штампов занимались не переплетчики, не ювелиры, а резчики по металлам и твердым камням основной деятельностью кото рых было изготовление печатей если же речь идет о высокоху дожественных образцах таковые выполнялись как резчиками медальных и монетных штемпелей, так и пунсонными мастерами. В целом же, изготовлением латунных штемпелей занимались чаще всего не собственно художники, а ремесленники причем, если даже выдающиеся медальеры не всегда ставили свои инициалы на резанных ими медальных и монетных штемпелях, то ремесленни ки, как и в случае с латунными и стальными печатями под сургуч, вовсе не оставляли своих подписей. Единственный известный нам случай, когда непосредственно на суперэкслибрисе имеется подпись резчика, геральдический суперэкслибрис президента Берлинской Академии наук Пьера Луи Моро де Мопертюи 1698 1759 вырезанный прусским мастером, подписавшимся на декоративном колечке в нижней части рокайль ной рамки Ullisсh 1илл. VII, с. 49 Еще раз подчеркнем, что переплетные мастера практически никогда не занимались изготовлением инструментов для соб ственного ремесла латунных штампов, филет, р лей и прочих под ручных инструментов для горячего тиснения они их либо полу чали по наследству, либо заказывали у резчиков по металлу, при чем зачастую выписывали их из других городов или даже стран. 1На книге Oeuvres d Ovide. T. I II. S Edition Royale, 1750. 12 o. Музей усадь ба Архангельское инв. 8323 8324. Экземпляр выявлен Е Дружининой, суперэкслибрис атрибутирован и воспроизведен в кн. Дружинин П Книги Фридриха Великого М., 2004. с. 224. Глава III. Мастера и образцы 83 Соответственно, если суперэкслибрис вытиснен на переплете, на котором имеется подпись или ярлык переплетчика, то этот пере плетчик не может рассматриваться как изготовитель штампа для суперэкслибриса. Также нужно учитывать то обстоятельство, что владелец суперэкслибриса, заказывая штамп матрицу, хранил его впоследствии у себя и расставался с ним лишь на время, отдавая какому либо переплетчику книги в работу, и получал назад вместе с переплетенными книгами. Доказательств этому мы нашли множество. Например, в фонде Голицыных в РГАДА отложился счет переплетчика Василия Черняв ского, поданный 24 декабря 1789 года вице канцлеру, известному любителю изящных искусств и библиофилу князю А Голицыну 1723 1807 В этом счете, перечисляя выполненную работу, мас тер отдельно указывает, что из всех переплетенных по заказу князя книг на семь книг поставлены гербы 2. Переплетчикам Академи ческой библиотеки в конце XVIII века выдавались латунные штам пы для загербования переплетов академических книг. А пример более позднего времени выдача переплетчикам под расписку латунных штампов суперэкслибрисов придворной библиотеки Ни колая II, зафиксированная в Книге пропусков для лиц, выходящих из Собственных его императорского величества библиотек с каки ми либо предметами за 1908 19 14 год, сохраняющейся в архиве Государственного Эрмитажа3. Что касается самих латунных или медных штампов, посредст вом которых суперэкслибрисы наносились на поверхность книж ных переплетов, то они сохранились в единичных экземплярах, поскольку обстоятельства совершенно не способствовали их сбе режению внешне они имеют вид слесарного инструмента, от нюдь не декоративного, к тому же подверженного коррозии да и цветной металл, из которого они сделаны, традиционно был до рог и шел в переплавку, когда надобность в таких инструментах отпадала. Чтобы представить процесс изготовления штампа суперэкс либриса и работу переплетчика, мы воспроизводим здесь несколь ко гравюр XVIII столетия. Прежде всего, это гравюры Шарля Луи Симонно 1645 1728 на которых изображены как штамп супер экслибриса и позолотный пресс, посредством которого герб нано сится на книжный переплет, так и сам переплетчик за золочением книжного переплета илл. VIII IX, с. 55, 6 1гравюру Бенуа Луи 2 РГАДА. Ф. 1263 Голицыны Оп. 1Д. 6 187. Л. 195. 3 Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 2. Оп. 14 б. д. 908 84 Геральдический суперэкслибрис Прево 1735 1804 с изображением резчика печатей за работой илл. Х, с. 65 а также гравюру Робера Бенара 1734 1786 с изо бражением латунного штампа матрицы геральдического суперэкс либриса французского короля Людовика XV илл. XI, с. 7 1 Несмотря на исключительную редкость штампов суперэкслиб рисов, нам удалось выявить несколько образцов, которые отложи лись в государственных хранилищах в библиотеке Государствен ного Эрмитажа сохраняется медный штамп шрифтового суперэкс либриса последнего русского императора, размером 24х 14 мм именно этот штамп выдавался петербургским переплетчикам, вы полнявшим заказы для Собственных его императорского величе ства библиотек. В Государственном Историческом музее ныне хранится латун ный штамп геральдического суперэкслибриса императорско го Московского университета, второй половины XVIII столетия илл. XII, с. 7 14 в Санкт Петербургском филиале архива Россий ской Академии наук мы смогли обнаружить сразу три штампа с изображением императорского герба, которые служили для за гербования переплетов книг Академической библиотеки5. О по следних стоит сказать особо. Как свидетельствует Мальтийский крест, положенный позади двуглавого орла, суперэкслибрисы эти относятся к эпохе правле ния Павла I. Если два из них представляют собой государствен ный герб и различаются между собой лишь размером 3 1х3 1 и 23х2 1мм илл. XIII XIV, с. 77 то третий это так называемый академический средник с гербом в центре илл. XV, с. 85 разме ром 105х73 мм различные вариации этого средника, близкие по декоративно художественному решению, украшают переплеты многих академических изданий, начиная с 1720 х годов и вплоть до первой половины XIX века. Причем, как можно видеть при осмот ре средника, имеющийся в центральном овале герб двуглавый орел с Мальтийским крестом впаян с центр штампа позднее то есть если герб датируется павловским временем, то сам средник более ранний, первой половины XVIII века, и именно этот средник выполненный именно этим латунным штампом матрицей отме чен нами на переплетах XVIII столетия илл. XVI, с. 85 4 Воспр. Магия книги Собрание Государственного Исторического музея Вы ставка 30 октября 2003 г. 15 января 2004 г. Альбом путеводитель. М., 2003. С. 40. 5 СПФ АРАН. Разряд XI. Оп. 1Е. х. 50, 5 152. XV Штамп матрица академического переплетного средника 1й половины XVIII в., в который в 1800 г. был вмонтирован государственный герб нового образца XVI Оттиск академического средника в первоначальном состоянии, где государственный герб нанесен отдельным штампом 86 Геральдический суперэкслибрис По документам Академической канцелярии удалось устано вить и некоторые подробности, касающиеся этих трех штемпелей. 10 декабря 1799 года Павел I подписал указ о включении в россий ский герб Мальтийского креста и короны, в результате чего в го сударстве началась процедура замены государственных печатей с гербом старого образца на новые. Такие изменения герба не минуемо должны были коснуться всех областей, где употреблялся государственный герб, от монет и клейм гербовой бумаги до геральдических суперэкслибрисов. Так и произошло с гербами, которыми клеймились книги Академической библиотеки 15 фев раля 1800 года в журнале Академической канцелярии записано, что в ее заседании был заслушан Репорт от надворного советни ка и библиотекаря Буссе, при коем представил три медные формы российского императорского герба, употребляемые переплетчи ком Бейером для загербования академических книг, с тем, что не должны ли оные быть перелиты по новому данному высочайшим указом предписанию, и коль скоро Канцелярии заблагорассуждено будет, то дать кому следует к сделанию оных предписание и было приказано о сделании по новому предписанию оных гербов пред писать мастеру Рябинину 6. 12 ноября Яков Рябинин представил рапорт о выполнении предписания Академической канцелярии, о чем также было запи сано в журнале Слушан репорт мастера Рябинина, при коем представляя вы резанный в меди большой герб, по новой форме для загербования академических книг, доносит, что таковые ж малые два по выреза нии отданы им переплетчику Бейеру Приказали представленный при сем для клеймения академических книг в меди вырезанный герб отдать с распискою переплетчику Бейеру, а прежде получен ные от него мастером Рябининым три старые герба числить по Пунсонной палате расходом 7. Именно эти, выполненные мастером Яковом Ивановичем Ря бининым 1807 штемпели для загербования книг по новому образцу и сохранились в Академии наук. Кроме того, в процессе работы над историей Пунсонной палаты Петербургской Академии наук8 оказалось возможным установить ряд других, также ранее неизвестных фактов для истории суперэкс либриса в России. Несмотря на то, что сведения об изготовлении 6 СПФ АРАН. Ф. 3 Канцелярия АН Оп. 1Д. 574. Л. 268 об. 7 Там же Д. 575. Л. 56 1 8 Эта работа в настоящее время готовится нами к печати. Глава III. Мастера и образцы 87 суперэкслибрисов в документах Пунсонной палаты случайны, по скольку, как следует из названия самого учреждения, основной задачей его было изготовление пунсонов для шрифтов Академиче ской типографии, однако эти редкие свидетельства в контексте на шего исследования являются поистине драгоценными. Отдельно оговорим и тот факт, что Пунсонная палата резала не только пунсоны или суперэкслибрисы она занималась и изго товлением украшений для академических изданий, штемпелей для таможни, печатей в казенные учреждения, личных печатей и т По этой причине мы ниже перечисляем только те факты, которые относятся безусловно к суперэкслибрисам. Наиболее ранние работы, выполненные в Академии наук, за фиксированы нами под 1732 годом еще в тот момент, когда пун сонные мастера не выделились в отдельную палату, а относились к Словолитной палате, мастером которой был известный резчик шрифтов пунсонный мастер и медальер Иоганн Купи ок. 1688 1760 Именно в немецком рапорте Иоганна Купи от 1января 1733 года в Канцелярию Академии наук, в котором он сообщал о работах, произведенных им и под его руководством в ноябре декабре минувшего 1732 года9, упоминается изготовление штем пелей для суперэкслибрисов. В частности, он указывает, что были вырезаны в латуни три гербовых штемпеля для графа Бурхарда Христофора Миниха 1683 1767 графа Эрнста Иоганна Бирона 1690 1772 и Германа Иоганна Бонна 1744, в документе он указан как Bome генерала лейтенанта русской службы и самого первого кавалера ордена Св. Александра Невского 10. Особая важность указанных сведений усугубляется еще и тем обстоятельством, что из трех перечисленных знаков только один суперэкслибрис Э Бирона известен непосредственно в виде суперэкслибриса на книге. Остальные два еще предстоит выявить в фондах библиотек. Как указывает приведенный рапорт Иоганна Купи, мастеровые Пунсонной палаты резали штампы геральдических суперэкслибри сов и для живущих в Петербурге иностранцев. По видимому, имен но в Пунсонной палате в начале 1730 х годов был исполнен и латун ный штамп суперэкслибриса по заказу немецкого медика и ботани ка, знаменитого путешественника Даниэля Готлиба Мессершмидта 1685 1735 который по указу Петра I совершил в 17 19 1727 годах научное путешествие по Сибири и скончался впоследствии в Пе 9 СПФ АРАН. Ф. 3 Канцелярия АН Оп. 1Д. 426. Л. 120 об. 10 Бантыш Каменский Н Списки кавалерам С. 2. 88 Геральдический суперэкслибрис тербурге. На основании своих дневников, которые он вел в путеше ствии, Мессершмидт подготовил к печати десятитомное Обозре ние Сибири но оно не было опубликовано по причине столкнове ний автора с учрежденной во время его странствий Петербургской Академией наук. Именно в архиве РАН в Петербурге и сохраняют ся оригинальные рукописи дневников Мессершмидта, обработкой которых он занимался в Петербурге в последние годы жизни. Все эти томы рукописей переплетены в кожаные переплеты, которые по своему типу и употребленным переплетным украшениям, без условно, могут быть отнесены к продукции Переплетной палаты Академии наук на этих переплетах имеются и геральдические су перэкслибрисы немецкого путешественника илл. XVIII, с. 95 Они вытиснены на верхних крышках переплетов рукописей, несут на себе собственно герб, девиз, а также литеры DGM Daniel Got eb Messersсhmidt на нижних крышках расположены шрифтовые су перэкслибрисы путешественника сложная литерная композиция с зеркальным повтором тех же инициалов владельца Оба знака вписаны в овал и равны по размеру 48 х 40 мм Нам представля ется весьма вероятным, что латунные штампы этих суперэкслибри сов были выполнены для Мессершмидта также в Пунсонной палате Академии наук. В 1745 году в Пунсонной палате были вырезаны геральдические суперэкслибрисы для переплетов описания коронации Елизаветы Петровны наиболее роскошного печатного издания Академи ческой типографии в XVIII столетии. На переплетах особых экзем пляров в центре крышек был вытиснен золотом герб Российской империи и вензель императрицы. Как свидетельствуют рапорты Иоганна Купи, именно он вырезал их в январе 1745 года К Коро национной книге два большие медные штока, одну рулю, да еще тринадцать штемпелей отдал переплетчику Розенбергу 12. Имен но медные штоки то есть штуки отданные академическому переплетчику Ф. Розенбергу, и есть штампы суперэкслибрисов. В 1748 году Пунсонная палата приняла заказ на изготовле ние геральдического суперэкслибриса для графа П Шереметева 17 13 1788 9 сентября 1748 года в журнале Канцелярии Акаде мии наук записано следующее По доношению его сиятельства действительного камергера и кавалера графа Петра Борисовича Шереметева служителя его Алексея Жданова коим объявляет чтоб СПФ АРАН. Ф. 98. Оп. 1подавляющая часть дел этой описи, представляющие собой дневники Д Мессершмидта, облачены в одинаковые переплеты 12 СПФ АРАН. Ф. 3 Канцелярия АН Оп. 1Д. 775. Л. 23 об. Глава III. Мастера и образцы 89 повелено было вырезать на стали герб его сиятельства с прило женной при том доношении сургучевой печати против образца Определено герб его сиятельства по образцовой печати вырезать немедленно мастеру Купию 13 Хотя здесь, казалось бы, говорит ся о стальной печати, рапорт мастера Иоганна Купи от 28 дека бря 1748 года илл. XVII, с. 9 1свидетельствует о том, что заказан был именно штемпель для суперэкслибриса По присланному из оной канцелярии ордеру велено по силе оного сделать медный штемпель на котором бы вырезан был герб его высокографского сиятельства Петра Борисовича Шереметева для клеймения книг, который штемпель и сделан обретающимся при мне учеником Фе дором Краюхиным, а за работу и за медь надлежит взять денег де сять рублев 14. 10 января 1749 года граф внес деньги в академичес кую кассу 15. Стоит сказать, что этот вариант знака П Шеремете ва наиболее ранний из всех до сих пор не удалось выявить. По видимому, в 1753 году именно суперэкслибрис был заказан Р Воронцовым 1707 1783 в Пунсонной палате. 8 июня в жур нале Канцелярии Академии наук на основании рапорта подмасте рья Пунсонной палаты, резчика и медальера Федора Яковлевича Краюхина 17 18 1778 сделана следующая запись Подмастерье Краюхин репортует, по приказу де канцелярии Академии наук велено ему на медном штемпеле вырезать картуш и во оном имя его превосходительства действительного камерге ра и кавалера Романа Ларионовича Воронцова, а помянутого де штемпеля сделать не из чего, понеже де такого принадлежащего материалу не имеется, и чтоб повелено было против данной от него модели отлить подмастерью Тирютину Определено подмастерью Краюхину для отливки помянутого штемпеля дать подмастерью Тирютину модель, по которой немедленно ему отлить, и когда по той модели оный штемпель отлит будет, тогда отдать Тирютину для вырезывания подмастерью Краюхину, а когда он вырежет и что за резьбу и за медь денег во взятье следовать будет, взнесть оной кан целярии при репорте 16. По видимому, этот суперэкслибрис так и не был изготовлен, так как ни рапорта об окончании работ, ни решения об истребо вании денег с заказчика в материалах Академической канцелярии не имеется. 13 Там же. Д. 5 17. Л. 449. 14 Там же. Д. 12 1Л. 142. 15 Там же. Д. 5 18. Л. 60 об. 16 Там же. Д. 522. Л. 248 об. 90 Геральдический суперэкслибрис Следующий факт изготовления суперэкслибрисов зафиксиро ван в 1759 году тогда граф П Шереметев, который оборудо вал у себя в Фонтанном доме переплетную мастерскую, заказал и штемпели для тиснения. Причем это касалось не только всего арсенала его переплетного мастера декоративных штемпелей, ли неек, гартового шрифта но и геральдических суперэкслибрисов. Мастер Пунсонной палаты резчик и медальер Федор Яковлевич Краюхин 17 18 1778 рапортовал в начале апреля 1759 года, что в марте месяце в Пунсонной палате были изготовлены переплетные украшения Его сиятельству генералу лейтенанту действительно му камергеру и разных орденов кавалеру Петру Борисовичу Шере метеву двадцать один штемпель ценою за сто за двадцать шесть рублев сделано 17, а в апреле месяце 1759 года, как следует из его же рапорта, были вырезаны и геральдические суперэкслибрисы Требованием генерала лейтенанта действительного камергера и разных орденов кавалера графа Петра Борисовича Шереметева в медных трех штемпелях герб его сиятельства вырезан 18. Таким образом, мы имеем точные сведения об изготовлении трех геральдических суперэкслибрисов П Шереметева, которые и были нами выявлены в процессе исследования все три вариан та Они отличаются размерами и декоративно художественным решением и были предназначены для тиснения на книгах трех различных форматов in oсtavo и меньше, in quarto и in folio. Это подтверждается и ценами каждого из трех штемпелей, зафиксиро ванными в журнале канцелярии Академии наук 13 мая 1759 года Слушали репорта мастера Краюхина, при котором взнес выре занные по требованию его сиятельства господина генерала лей тенанта действительного камергера и кавалера графа Петра Бо рисовича Шереметева три медных штемпеля Приказали за оные штемпели принять комиссару Зборомирскому денег за большой со рок рублев, за средний двадцать рублев, за меньшой десять рублев, итого семьдесят рублев 19. В 1773 году Пунсонная палата, которой по прежнему руково дил Федор Краюхин, выполнила еще один заказ, о котором мастер докладывал 8 марта в Академическую комиссию По приказанию оной Комиссии, а по требованию его сиятель ства князя Ивана Андреевича Вяземского, вырезан к переплетному делу в зеленой меди его сиятельства вензель, который при сем ре 17 Там же. Д. 504. Л. 95. 18 Там же. Д. 504. Л. 107. 19 Там же. Д. 529. Л. 153 об. XVII Рапорт медальера Иоганна Купи об изготовлении штампа матрицы геральдического суперэкслибриса для графа П Шереметева, 1748 92 Геральдический суперэкслибрис порте и предлагается, а за резьбу, за штемпель и за точеную токар ным мастерством ручку и с гайкою, надлежит взять денег тринад цать рублев пятьдесят копеек 20. Примечания достоин и тот факт, что Я. Я. Штелин, надзирав ший за художественными департаментами Академии наук, испра вил цену, определенную мастером, и написал двадцать рублев которые и были поставлены в окончательный счет князю И. А. Вя земскому. Кроме того, Пунсонная палата на протяжении XVIII века делала переплетные штемпели и непосредственно для Переплетной пала ты Академии наук, в том числе и суперэкслибрисы. К сожалению, ввиду того, что эта работа носила характер внутренней для Акаде мии, и не оплачивалась извне, то она и не фиксировалась строго, как это было со всеми внешними заказами академических депар таментов. По этой причине изготовление штемпелей если и отра жено в документах Академии наук, то часто недостаточно внятно, чтобы их можно было во всех случаях безошибочно соотнести с су перэкслибрисами. Однако выявлены и безусловные факты. Например, мастер Пунсонной палаты, пришедший в 1779 году на смену Ф Краюхину, Яков Рябинин рапортовал в Акаде мическую комиссию о работах, произведенных в 1780 году По приказанию директора императорской Академии наук его превосходительства Сергея Герасимовича Домашнева для пе реплетного дела сделаны медные штемпели, один Российский герб, а другой Прусский, да для календаря восемь штемпелей за труды оных следует взять 32 рубли 2 1 То есть в Пунсонной палате Академии наук вырезались штампы суперэкслибрисов не только с российским гербом, которые нахо дили постоянное употребление в работах Переплетной палаты, но и суперэкслибрисы с гербами тех королевских домов, представи телям которых посылались в подарок от двора особые экземпляры различных изданий. Здесь следует сделать оговорку как показыва ют документы Академической канцелярии, сама Академия крайне редко отсылала за границу экземпляры в дорогостоящих перепле тах с суперэкслибрисами она ограничивалась экземплярами на веленевой бумаге, в так называемых французских или голландских переплетах, в лучшем случае с академическим гербом на крыш ках, адресовались такие экземпляры почетным членам и ученым обществам. Что же касается изготовления в Академии особых эк 20 СПФ АРАН. Ф. 3 Канцелярия АН Оп. 7. Д. 69. Л. 2. 2 1Там же. Д. 8 1Л. 54. Глава III. Мастера и образцы 93 земпляров для других дворов и в подарок приезжавшим в Россию высоким гостям, то все они выполнялись по заказам император ского Кабинета. Сведения об изготовлении геральдических суперэкслибрисов в XIX столетии также крайне немногочисленны. Так, мы может указать факт изготовления штампа с двуглавым орлом для клеймения особых экземпляров книг на выставке изда ний императорской Публичной библиотеки, которая была устро ена по замыслу М Корфа. Собранные им по одному экземпляру издания по истории библиотеки, а также изданные самой библио текой книги, брошюры и даже оттиски статей, были подобраны в хронологическом порядке, соединены в конволюты чтобы обра зовать стройный ряд красивых кожаных томов и облачены в рос кошные переплеты. Сам М Корф описывает в Отчете библиотеки за 1854 г. этот план следующим образом Соединение в один состав всех напечатанных доныне Библио текою изданий и всего относящегося до внутренней ее истории. С сею целию посреди той залы бельэтажа, в которой находятся иноязычные сочинения о России, поставлен сделанный из ясенево го дерева, по рисунку заведывающего в Библиотеке хозяйственною и строительною частию старшего библиотекаря Собольщикова, известным петербургской публике столярным мастром Власовым шкаф, или правильнее поставец, с стеклянными дверцами, с над писью на фронтонах двух его сторон белыми выпуклыми буквами История и издания Императорской Публичной Библиотеки и с па рящим на верху его императорским орлом. В этом шкафу совме щено, в великолепных сафьянных переплетах с золотым обрезом, работы мастера Бермана, все что когда либо было напечатано от дельно о Библиотеке, или самою Библиотекою, с той эпохи когда она, так сказать, зарождалась в Варшаве в чертогах двух братьев графа Андрея и особенно графа Иосифа Залуских. Всего имеется теперь в этой любопытной коллекции 78 нумеров, переплетенных в 49 ть томов. Для внешнего благообразия, книги расставлены по их величине, а не в хронологическом порядке, который впрочем означен вытиснутыми на корешке их цифрами и особым цветом переплетов за каждый новый период Главного Управления Библио текою. Из 78 нумеров издано При Графе Иосифе Залуском 1744 1774 переплет фиолето вый 18 нум. При А Оленине 1803 1843 переплет зеленый 10 нум. При Д Бутурлине 1843 1848 переплет коричневый 9 нум. 94 Геральдический суперэкслибрис При мне с конца 1849 года по ныне переплет красный 3 1нум. 22 Счет за переплет указанных томов, выставленный барону М Корфу переплетного и футлярного дела мастером В Бер маном Behrmann 3 1августа 1854 г. на общую сумму 185 руб. се ребром, сохранился в архиве библиотеки но кроме оплаты сафьян ных переплетов там указано и следующее За гравировку стемпеля орел 5 руб. серебром 23. Именно этот орел геральдический суперэкслибрис императорской Публичной библиотеки, размером 39х37 мм, вытиснен на корешках указанных выше переплетов, до сих пор сохраняющихся в РНБ. Суперэкслибрис представляет собой государственный герб, вокруг которого положен лавровый венок, а внизу помещены литеры И мператорская П убличная Б иблиотека илл. XIX, с. 95 Впоследствии к этой коллекции делались прибавления, кото рые переплетались уже переплетчиками Яковом Агацом, Карлом Геком и другими. Причем, когда в 1858 г. Я Агац переплетал особые экземпляры переписки Лафатера с императрицей Мари ей Федоровной, изданной Публичной библиотекой к 300 летию Йенского университета по рукописи из Павловского дворца, то он по заказу М Корфа инициатора и автора первого предисловия к этому изданию также снабдил книгу геральдическим суперэкс либрисом, но уже не тем, который был оплачен в 1854 г. Как свидетельствует счет от 23 июля 1858 г., деньги за его из готовление были выплачены одновременно с оплатой перепле тов 1орел гравирован 4 руб. серебром 24. А в сопроводитель ной записке М Корфа В Собольщикову написано уже прямым текстом За изготовление штемпеля 25. В РНБ сохраняется один из таких особых экземпляров из Эрмитажной иностранной биб лиотеки он отпечатан на очень плотной бумаге почти полукар тоне и переплетен в марокен темно лилового цвета, в углах кры шек которого вытиснены золотом указанные в счете переплетчи ка российские гербы, причем необычно малого размера 12х6 мм илл. XX, с. 95 26. Конечно, было бы ошибкой утверждать, будто именно эти ма стера сами вырезали штампы указанных суперэкслибрисов они, 22 Отчет императорской Публичной библиотеки за 1854 год СПб., 1855. С. 9 23 Архив РНБ. Ф. 1ГПБ Оп. 2а 1854 г Д. 4. Л. 4 10об. 24 Там же. Оп. 2а 1858 г Д. 9. Л. 92. 25 Там же. Оп. 2а 1858 г Д. 9. Л. 9 1 26 РНБ, Rossiсa, шифр 13 2. 1 XVIII Суперэкслибрисы Д Мессершмидта, штампы для которых былы вырезаны в Пунсонной палате Академии наук в 1730 х годах XIX Суперэкслибрис императорской Публичной библиотеки, заказанный через переплетчика В. Бермана, 1854 XX Суперэкслибрис императорской Публичной библиотеки, заказанный через переплетчика Я. Агаца, 1858 96 Геральдический суперэкслибрис что наиболее вероятно, выступали лишь посредниками, заказывая штампы суперэкслибрисов у тех резчиков, которые занимались производством переплетных инструментов для золотого тиснения и были им знакомы. Необходимо также отметить, что штамп матрица суперэкслиб риса по неведению может быть принят исследователем за про изведние медальерного искусства и причисляться к нумизмати ческому мастериалу. Именно такой случай мы находим в одной из работ крупнейшего нумизмата Юлия Богдановича Иверсена 1823 1900 в своей книге Неизданные и редкие русские ме дали он помещает раздел, названный Медали литые, которые служили, может быть, обр зами В этом разделе указана и оваль ная медаль, лишенная ушка в отличие от других медалей этого раздела, служивших нательными образ ми со следующим опи санием В венке из пальмовых листьев, двуглавый орел, коро нованный тремя коронами, с Андреевским крестом на груди. Об оротная ст орона представляет Вознесение Господне 27, раз мер ее 60х47 мм. Ошибка исследователя, на наш взгляд, проис ходит от того, что сам Ю Иверсен, эту медаль не видел, и пуб ликует по рисунку, высланному из Таганрога Приложенный рисунок илл. XXI, с. 99 однозначно говорит о том, что медаль эта, в действительности, штамп матрица переплетного сред ника XVIII столетия таковые употреблялись преимущественно для украшения переплетов богослужебных книг, но встречаются и на переплетах книг гражданской печати. Для сравнения при ведем здесь близкий по декоративно художественному решению средник илл. XXII, с. 99 с российским гербом, украшающий осо бый экземпляр книги 177 1г. в качестве средника на другой пере плетной крышке этого экземпляра употреблен иной штамп уже не Вознесение а Распятие с предстоящими 28. В данном случае причиной ошибки стало и то обстоятельство, что на этом штампе матрице изображение для тиснения выре зано с обеих сторон овальной латунной заготовки это нередко делалось по причине высокой стоимости цветного металла Два изображения на одном штампе ничуть не мешали переплетчику, поскольку такие большие переплетные украшения наносились по 27 Иверсен Ю Неизданные и редкие русские медали. СПб., 1874. С. 26 воспр. Табл. II, рис. 38. 28 Миллер Г Книга степенная царского родословия, содержащая историю рос сийскую ч. 12. М., 1775. СПб ИРИ РАН, Инв. XI 609 экземпляр в превосход ном красном сафьянном переплете с богатым орнаментом и золотым обрезом. Глава III. Мастера и образцы 97 средством позолотного пресса, куда штамп вкладывался нужной стороной. Конечно, если бы Ю Иверсен могу увидеть эту ме даль своими глазами, то он легко бы ее идентифицировал, по скольку это не только не чеканный опечаток или отливок, а метал лический штамп с резным узором, притом втрое толще обычной медали. Отдельно следует также сказать про нетрадиционный способ, которым иногда наносился суперэкслибрис на книгу, и который в данном конкретном случае объединяет исследование геральдиче ских суперэкслибрисов уже со сфрагистикой. Дело в том, что встре чаются случаи, когда геральдический суперэкслибрис наносится на поверхность книжного переплета не специальным штампом матрицей, изначально предназначенным для этого, а посредством матрицы личной или казенной печати. Конечно, такие случаи рас познаваемы, причем не только по сопроводительному тексту, но и по качеству оттиска в таком случае мы почти всегда видим на книге полностью золоченым весь фон знака, а деталировка фигур зачастую достигается не линиями, а глубиной выборки матрицы печати, представляя собой подобие камеи. Причем золотом обыч но вытиснены знаки казенных учреждений, а личные суперэкслиб рисы, которые таким образом наносятся крайне редко, обычно вы тиснены сажею. Из геральдических суперэкслибрисов, нанесенных на книж ные переплеты посредством матриц печатей, укажем знак импе раторской Медико хирургической академии с текстом Импе раторской Медико Херургическ Академии Печ. илл. XXIII, с. 103 и суперэкслибрис Горного кадетского корпуса с текстом Печать Горнаго Кадетскаго Корпуса илл. XXIV, с. 103 Такая практика относится к началу XIX века и широкого распростране ния она не получила. Как можно видеть, слово печать в данном случае как раз по могает понять каким образом появился такой суперэкслибрис. Но встречаются нередко случаи, когда в геральдическом супер экслибрисе имеется слово печать но сам суперэкслибрис без условно нанесен специальным штампом, а не матрицей печати по видимому, виною здесь малограмотность резчиков, которые в качестве образца получали оттиск сургучной казенной печати Таковы геральдический суперэкслибрис Адмиралтейств коллегии времени царствования Павла I это угадывается по Мальтийскому ордену в гербе а также геральдический суперэкслибрис Демидов ского лицея в Ярославле илл. XXV, с. 103 Как можно видеть по 98 Геральдический суперэкслибрис воспроизведению последнего, в суперэкслибрисе, в свою очередь, наличествует изображение книги с геральдическим суперэкслиб рисом П Демидова. Также следует оговорить еще один факт в западноевропейской геральдике нередки случаи, когда переплетчик имеет для гераль дических суперэкслибрисов некоторый арсенал геральдических элементов штампов картушей, корон, арматур и мы встречаем идентичные по декоративно художественному решению знаки, но с различными гербами. Это указывает на то, что переплетчик нано сил тиснение в несколько этапов картуш, затем корона, а уже по сле одним или несколькими штампами заполнял геральдический щит необходимыми фигурами. Исходя из сравнения таких декоративных элементов иногда возможно установить, что некоторые русские владельцы заказыва ли тиснение суперэкслибрисов, находясь на границей, причем не специальным именным штемпелем, а именно исходя из арсенала переплетчика. Для наглядности мы приводим геральдический су перэкслибрис графа А Строганова илл. XXVI, с. 107 который несомненно выполнен для него во Франции, где он жил в 1770 х гг., поскольку употребленный для этого знака картуш мы встречаем и на французских знаках, в том числе на геральдических суперэкс либрисах известного натуралиста Бюффона 1707 1788 илл. XXVII, с. 107 и министра королевского двора А. Ж. Амело де Шайо 1732 1795 илл. XXVIII, с. 107 Очевидное сходство картушей мелкие различия на рисунке объясняются качеством прорисей соседству ют с различием как самих гербов, так и покрывающих их корон все эти элементы наносились по отдельности. В русской геральдике, в силу избранности такого явления как суперэкслибрис, случаи исполнения геральдических суперэкс либрисов универсальными штампами крайне редки можно указать только на суперэкслибрисы Н Загряжского илл. XXIX, с. и Н Болховского илл. XXX, с. которые нанесены одним и тем же основным штампом картушем, но гербы в них вы тиснены разными штампами. В завершение необходимо также сказать, что некоторые штам пы геральдических суперэкслибрисов могли корректироваться и имеют, подобно гравюрам на металле, несколько так называе мых состояний. В контексте нашего исследования речь идет как об исправлениях, так и о дополнениях. В качестве примера вноси мых в штамп исправлений характерен графский везель И Шу XXI Штамп матрица переплетного средника XVIII в., принятый Ю Иверсеном за медаль XXII Оттиск подобного средника на книге 177 1г. 100 Геральдический суперэкслибрис валова, который нередко сопровождает его геральдический супер экслибрис. Изначально он был ошибочно покрыт графской коро ной илл. XXXI, с. но поскольку Иван Иванович Шувалов не был графом, а отказался от награждения графским достоинством, то впоследствии корона при нанесении на переплет превращалась в дворянскую путем хитростей переплетного мастера илл. XXXII, с. И только новый вензель с правильной короной, заказан ный И Шуваловым, прекратил эту практику. Говоря о дополнениях штампов суперэкслибрисов можно при вести в пример геральдические суперэкслибрисы П Демидо ва когда в 1803 году он был награжден орденом Св. Владимира, то к своим первоначальным геральдическим суперэкслибрисам двух размеров, для книг различного формата он дополнитель ным штампом стал наносить орденские знаки полученного им ор дена илл. XXXIII XXXIV, с. 5 И только когда был готов новый суперэслибрис, включивший изображение ордена, тиснение двумя штемпелями прекратилось. И, наконец, еще один случай два варианта геральдическо го суперэкслибриса графа Михаила Семеновича Воронцова 1782 1856 выполненные одним и тем же металлическим штампом мат рицей. Первый вариант полный илл. XXXV, с. 5 второй с удалением части арматур знамён и декоративных элементов илл. XXXVI, с. 5 Не совсем ясно, с какой целью производилось удаление знамен с штампа возможно, это диктовалось эстетиче ским чувством действительно, вариант со знаменами несколько перегружен арматурами но исполнена коррекция штампа вполне профессионально, и заметна только по дефекту морды лошади, по ставленной справа от зрителя Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Дружинин П.А. [Том 1] Глава III. Мастера и образцы. (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |