| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Дружинин П.А. Геральдика и редкая книга (в 2 т.) (2000) › [Том 1] Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса; и др. | ||||||
Дружинин П.А.
[Том 1] Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса; и др.// Геральдика и редкая книга (в 2 т.) (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Дружинин П.А. Геральдический суперэкслибрис: источниковедческое исследование / Геральдика и редкая книга. М.: Трутень, 2014. С. [Т.1] 63-81 Аннотация: Типология и терминология суперэкслибриса. Расположение суперэкслибриса на книге. Типология суперэкслибриса. Геральдический суперэкслибрис. Шрифтовой суперэкслибрис. Сюжетный суперэкслибрис. Смешаный тип. Суперэкслибрисы монархов. «Издательские суперэкслибрисы». Об авторе публикации/статьи: Дружинин Петр Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Дружинина П.А.
в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 6719
2.
ID: 6720
3.
ID: 6721
4.
ID: 6722
5.
ID: 6723
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 68168 знаков (с пробелами)
сk b II honknсh h eplhmnknсh qroep jqkhaphq Из за отсутствия в литературе по данному вопросу четких определений, которые зафиксировали бы типологические характе ристики суперэкслибрисов, до сих пор типология и терминология этого явления не были приведены в надлежащее для историческо го источника или памятника декоративно прикладного искусства состояние. Сложившаяся при изучении суперэкслибрисов терми нологическая размытость и неопределенность, наблюдающаяся в отечественной историографии, является отражением не менее сложного состояния типологии и терминологии суперэкслибрисов, характерной для западноевропейской науки. Эта хаотичность, архаичная для современного развития науч ной мысли, имеет свои объективные причины и происходит из за того, что суперэкслибрис, зародившись в Европе на заре книго печатания, распространился во многих странах Европы, причем практически в каждой из европейских стран он получил неоди наковое развитие и приобрел специфические особенности под влиянием как национальной геральдики, так и прочих факторов Именно поэтому в конце XIX века когда суперэкслибрис полу чил окончательное признание как предмет коллекционирования и историко культурный феномен оказалось невозможным при вести его к общеевропейской терминологии или типологии. Об стоятельство это отнюдь не способствовало его дальнейшему изу чению. Оказалось даже, что термин суперэкслибрис до недавнего времени вообще отсутствовал в принятой для этого явления лекси ке некоторых европейских стран в том числе во Франции, хотя именно в этой стране суперэкслибрисы получили наибольшее рас пространение, именно в этой стране родилась мода на их коллек ционирование, и именно в этой стране они в ХХ веке были наибо лее полно каталогизированы. Понятие суперэкслибрис до последнего времени не употреб лялось ни во французской, ни в английской научной литературе. 64 Геральдический суперэкслибрис Во Франции понятие суперэкслибрис входит составной час тью в большую общность явлений, определяемых как reliure auх armes переплет с гербом, без специального пояснения непо средственно суперэкслибрис ли это, либо украшение переплета или издательский знак в виде герба но, несомненно, именно кни ги с геральдическими суперэкслибрисами составляют наиболь шую часть переплетов с гербами Этим обстоятельством объяс няется и то, что первый каталог суперэкслибрисов, изданный во Франции в 1870 году Жоаннисом Гигаром, назывался Armorial du b ophile 1Гербовник библиофила куда автор поместил как геральдические, так и иные типы суперэкслибрисов. Изданный позднее наиболее полный справочник французских суперэкслибрисов также продолжил эту терминологическую тра дицию он называется Manuel de l amateur de reliures armoriees franсaises 2 Пособие для любителей французских гербовых пере плетов Отдельную категорию французских книг с суперэкслиб рисами составляют переплеты, на которых вытиснены сочета ния литер или же вензель владельца, и именуются они reliure au сhiffre переплет с шифром, однако большая часть таких шифров вошла в состав указанных каталогов. При этом, термин суперэкслибрис super libris также изред ка встречается во французской литературе по книговедению и книгопродавческих каталогах, но обозначаются им лишь те зна ки, которые не являются ни геральдическими суперэкслибрисами, ни шрифтовыми инициалами, поскольку во Франции указание reliure auх armes каноническое для определения переплетов с геральдическими суперэкслибрисами, а reliure au сhiffre с ини циалами. В Англии термин суперэкслибрис также применяется лишь в последние годы, поскольку традиционно, когда в английской ли тературе приводится описание переплета с геральдическим супер экслибрисом, равно как с любым гербом города, государства или частного лица, то после указания выходных данных книги отме чается и наличие на ее переплете сoat of arms, то есть собственно герба. Еще в конце XIX века английский исследователь Уильям Флет чер пытался уйти от такого общего обозначения и установить для английских суперэкслибрисов специальный термин свою статью 1Guigard J. Armorial du b ophile. P. 12. Paris, 1870 1873. 2 Olivier E., Hermal G., Roton R. Manuel de l amateur de reliures armoriees franсaises. Paris, 1924 1935. X Резчик печатей за работой Гравюра Бенуа Луи Прево 1735 1804 66 Геральдический суперэкслибрис 1897 года о суперэкслибрисах он назвал English armorial bookstamps and thier owners Английские гербовые книжные штампы и их владельцы 3. Вслед за ним в 1909 году Кирилл Давенпорт, ав тор единственного каталога английских суперэкслибрисов, назвал свой труд English Heraldiс Book stamps 4 Английские геральди ческие книжные штампы Однако, термин book stamps также имеет достаточно широкое смысловое значение, а распространившиеся в огромных масшта бах с начала ХХ века библиотечные каучуковые штампы дискреди тировали его и сделали неприемлемым для обозначения суперэкс либрисов по этим причинам укорениться в литературе вопроса этот термин так и не смог. Страной, где латинский термин суперэкслибрис впервые стал применяться для обозначения владельческих знаков, выполненных на поверхности книжного переплета посредством тиснения, стала Германия. Именно в немецкой книговедческой литературе рубе жа XIX XX веков этот термин находит должное применение, тем самым еще раз подтверждая национальную черту немцев стро гость и аккуратность во всем, в том числе и в вопросах научной терминологии. В немецкой традиции термин суперэкслибрис имеет два варианта написания собственно superexlibris, а также supralibros, причем второй вариант написания получил даже нес колько большее распространение и в настоящее время является в немецком языке основным. Именно из Германии и немецкой научной литературы термин суперэкслибрис был перенят другими странами, прежде всего ее северными соседями Данией и Швецией, а в начале ХХ столетия был введен В Верещагиным и в России5. И хотя термин суперэкслибрис заметно более емкий, неже ли переплет с гербом вопросы их принципиального различия совершенно туманны и не отражены в литературе, терминологи ческое же разнообразие в научных языках разных стран не только вносит серьезную путаницу в литературу по этой теме, но, прежде всего, свидетельствует о недостаточной разработанности типоло гии суперэкслибрисов. Единственная дифференциация, которая намечена в книговедческой традиции некоторых стран, отделе 3 Fletсher W English armorial book stamps and thier owners B ographiсa Papers on books their history and art. Vol. III. Part. XI. London, 1897. Р. 309 343. 4 Davenport с. J. H. English Heraldiс Book stamps. London, 1909. 5 С Мухин в своем докладе Русский суперэкслибрис сделанном в ЛОЭ 2 ян варя 1924 г., упоминал об этом Термин super exlibris введенный В Вереща гиным Летопись ЛОЭ Труды ЛОЭ. Л., 1924. Вып. II III. С. 6 Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса 67 ние геральдических суперэкслибрисов от шрифтовых. Однако это го совершенно недостаточно, поскольку остаются без толкования многие другие типы суперэкслибрисов государственные и го родские гербы на переплетах, символы учебных заведений и про чие, без принятия четкой типологии которых невозможно научное исследование ни каждого типа суперэкслибрисов в отдельности, ни всего феномена в целом. Прежде чем перейти к вопросу типологии и терминологии суперэкслибрисов, еще раз скажем, что термин суперэкслибрис обозначает совокупность различных типов книговладельческих знаков, нанесенных на книжные переплеты посредством горячего тиснения металлическим штампом матрицей. p с л е е 3се л,K ге Прежде всего стоит оговорить локализацию суперэкслибриса он может располагаться на различных частях книжного переплета, но где бы на переплете ни был вытиснен знак собственности книго владельца он является суперэкслибрисом. Наибольшее распространение получила традиция расположе ния суперэкслибриса в центральной части верхней крышки пере плета в первую очередь, это относится к геральдическим супер экслибрисам Также весьма часто суперэкслибрис наносится не только на верхнюю, но и на нижнюю крышку книжного переплета суперэкслибрис может располагаться в углах крышек переплета, выполняя вместе со знаком книговладения декоративную функ цию это традиционно либо фрагменты герба владельца, либо намного чаще его вензель. Корешок книжного переплета также может нести на себе су перэкслибрис. Если в XVII XVIII веках суперэкслибрисы на кореш ках книжных переплетов не были привычными и чаще всего состо яли только из вензеля шифра владельца, то в первой половине XIX века книговладельцы всё чаще заказывают тиснение гераль дических суперэкслибрисов на корешках своих книг во второй же половине XIX века особенную популярность приобретают и супер экслибрисы в виде инициалов, которые тиснятся в нижней части корешка. Описанная эволюция перемещение суперэкслибрисов с кры шек на корешок вполне объяснима. В XIX столетии печатная книга, благодаря возрастающим тиражам и снижению стоимости одновременно с повышением числа читающей публики, уже пере стала быть достоянием обеспеченных слоев населения и оказалась 68 Геральдический суперэкслибрис намного более доступной рядовому читателю. Это отразилось и на книжном переплете, к которому предъявлялись уже иные требо вания он должен был быть, прежде всего, доступным, что стало причиной попыток удешевления его изготовления. Именно поэто му в XIX столетии общеупотребительный ранее кожаный переплет повсеместно вытесняется так называемым составным полуко жаным переплетом, где кожей покрывались только уголки крышек и корешок, а крышки оклеивались цветной бумагой. Поскольку тиснение металлической матрицей по коже зна чительно декоративнее, технологически проще, да и намного долговечнее, нежели по бумаге или картону, то изменение тех нологии книгопереплетного дела стало причиной перемещения суперэкслибрисов с переплетных крышек на корешок. Кроме того, штамп матрица для тиснения геральдического суперэкс либриса на корешке намного меньше, а, соответственно, и де шевле в резьбе и тиснении, нежели штамп матрица для тиснения на крышке переплета. Одновременно суперэкслибрис даже замет нее он оказывается виден тогда, когда книга покоится на пол ке книжного шкафа. К тому же, для нанесения на корешок книги в качестве суперэкслибриса инициалов или фамилии книговла дельца переплетчик вообще не нуждался в специальном штампе матрице, а пользовался литерами и из своей наборной шрифто вой кассы. Крышками и корешком книжного переплета ограничивают ся традиционные места локализации суперэкслибриса. Правда, встречаются суперэкслибрисы, состоящие из инициалов или даже полной фамилии владельца, вытисненные на дублюре отворо те кожи по борту внутренней стороны переплетной крышки, там где иногда располагаются золототисненые подписи мастеров пе реплетчиков. Суперэкслибрис в таком виде на этой части пере плета представляет собой исключительное явление, а примеры таковых единичны. Первым библиофилом, который стал таким образом помечать книги своей библиотеки, был торговец лесом и знаменитый французский собиратель Поль Жирардо де Префон 1765 Возможно, причиной появления у него такого супер экслибриса явилось отсутствие у него дворянского достоинства, и, соответственно, личного герба. Единственным русским владельцем такого знака, который за казывал петербургскому переплетчику А Шнелю тиснение су перэкслибриса в виде своей фамилии на дублюре книжного пере плета, был известный русский библиофил, старообрядец поморско го согласия Максим Екимович Синицын 1864 1934 Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса 69 Еще раз подчеркнем, что случаи, когда вытисненная на дублю ре фамилия представляет собой именно суперэкслибрис, то есть знак книговладения, действительно являются исключительными и могут быть легко спутаны с более частым, даже традиционным явлением начиная с конца XVIII века а в наибольшем своем рас пространении в середине XIX начале ХХ века именно на дублю ре ставили таким же образом свою собственную фамилию сами переплетчики, подписывая таким образом свое произведение. Такими подписями переплетчиков обычно помечены высокохудо жественные цельнокожаные переплеты XIX начала ХХ века, осо бенно французские6. Кроме описания тех частей книжного переплета, где может быть вытиснен суперэкслибрис, необходимо оговорить сразу, чт традиционно европейская наука не рассматривает в качестве су перэкслибриса это декоративная ручная роспись на обрезах осо бых экземпляров книг, получившая некоторое распространение в XVI XVIII веках в немецких землях это металлические накладки или живописные вставки с гербами или символами тех лиц, кото рым книги были предназначены. Причиной, по которой такие яв ления традиционно рассматриваются лишь в контексте истории переплетного, изобразительного или декоративно прикладного искусства, но отнюдь не как суперэкслибрисы, состоит в том, что все они носят единичный характер и не являются книжными зна ками. Тогда как суперэкслибрис, наносимый на книжный переплет посредством латунного штампа матрицы, заведомо предназначен для неоднократного использования и изначально представляет со бой знак книговладения super ex libris с л г, 3се л,K Поскольку суперэкслибрисы разнообразны по своему виду, то для их изучения необходима систематизация по типам и принятие соответствующей каждому типу терминологии, поскольку иначе невозможно ни их изучение, ни объективная научная оценка. 6 В XVIII веке многие знаменитые французские переплетчики такие как Нико ла Дени Дером младший 173 788 пользовались специальными этикетка ми, которые они наклеивали на внутреннюю сторону верхней крышки перепле та, в нижнем углу у корешка такая традиция встречается и в России на рубеже XIX ХX веков наиболее характерным в этом плане является московский мастер А Петцман Что касается тиснения на дублюре или корешке подписи пере плетчика, то это вошло в традицию благодаря французским мастерам Ф. Бозе риану и Р. Симье, в России на рубеже XIX XX веков это практиковали мастера французского происхождения Ю. Мейер и Э. Ро. 70 Геральдический суперэкслибрис Геральдический суперэкслибрис Наиболее известным типом суперэкслибриса является гераль дический. Как и следует из названия, причиной отнесения супер экслибриса к этому типу служит наличие в его изображении герба или геральдических фигур. Наиболее многочисленными и перспективными с точки зрения использования в качестве исторического источника являются ге ральдические суперэкслибрисы частных лиц. Во Франции стра не наибольшего их распространения количество таковых превы шает три тысячи. Типологически к геральдическим суперэкслибрисам относят ся и суперэкслибрисы с личными или фамильными гербами пред ставителей правящих династий императоров, царей, королей, курфюрстов, герцогов и т В европейской научной традиции эти суперэкслибрисы традиционно рассматриваются обособленно от геральдических суперэкслибрисов частных лиц и составляют спе циальные разделы в каталогах европейских суперэкслибрисов7, что вполне оправданно. Именно поэтому геральдические суперэкс либрисы с гербами правителей или правящих фамилий составляют отдельный тип суперэкслибрисы монархов, характеристика ко торого будет помещена ниже. Несмотря на то, что геральдические суперэкслибрисы легко мо гут быть отнесены к своему типу, до сих пор остается нерешенным вопрос отделения собственно суперэкслибрисов знаков книговла дения от гербов, нанесенных на книжные переплеты в качестве декоративно художественного элемента назовем их издатель ские суперэкслибрисы Именно сложность решения этой проблемы объясняет то об стоятельство, что во многих странах Европы до сих пор находится в употреблении термин переплет с гербом Этот термин не мо жет ввести в заблуждение, поскольку является всеобъемлющим, но, с другой стороны, он оставляет открытой проблему дифферен циации. А без ее разрешения невозможно полноценное использо вание геральдического суперэкслибриса в качестве исторического источника. Таким образом, вопрос издательских знаков требует типологи ческой дифференциации и характеристики, почему и составляет специальный раздел предлагаемой типологии. 7 Guigard J. Nouvel armorial T. I. Paris, 1890. P. 184 Olivier E., Hermal G., Roton R. Manuel Series 25 27. Paris, 1934 1935. XI Штамп матрица суперэкслибриса короля Людовика XV Гравюра Робера Бенара 1734 1786 XII Штамп матрица суперэкслибриса Московского университета 2 я половина XVIII в. 72 Геральдический суперэкслибрис Шрифтовой суперэкслибрис Этот тип суперэкслибриса включает владельческие знаки, со стоящие из инициала инициалов книговладельца или из полного начертания его фамилии. Такие суперэкслибрисы в разных источ никах именуются также литерными, вензелевыми вензельными и, наконец, шифрами Поскольку в основе этих суперэкслибрисов лежат знаки пись менности, а именно шрифт, который является устойчивой формой знаков письменности, то такой тип суперэкслибрисов следует име новать шрифтовым. В отличие от геральдических суперэкслибрисов, претерпевших за свою историю вполне традиционную эволюцию зарождение в XV веке, распространение на протяжении XVI первой половины XVII, расцвет во второй половине XVII XVIII веке и затем медлен ное угасание шрифтовой суперэкслибрис имеет два пика своего развития. Первый в XVI веке в немецких землях, когда большое число переплетов снабжалось начальными буквами титула и име ни книговладельца преимущественно на переплетных крышках После этого шрифтовой суперэкслибрис на протяжении двух с по ловиной веков играл второстепенную роль, существуя в значитель но меньших масштабах, нежели геральдический суперэкслибрис, а часто дополняя его большинство шрифтовых суперэкслибрисов начала XVII первой половины XIX века лишь сопровождают ге ральдические. Новый расцвет шрифтовых суперэкслибрисов начался с рас пространением в XIX веке полукожаных переплетов и доступно стью книг массовому читателю, почему на корешках многих пере плетов при изготовлении мастера ставили инициалы заказчика, являющиеся таким образом шрифтовым суперэкслибрисом. Шрифтовые суперэкслибрисы XIX начала ХХ века, в отличие от ранних, намного более многочисленны, но имеют качественное отличие, которое умаляет их значение в качестве исторического ис точника. Дело в том, что большая часть шрифтовых суперэкслибри сов более раннего времени речь идет о вензелях или монограммах наносились на книжные переплеты не посредством набора литер из шрифтовой кассы переплетчика, а предварительно вырезались ма стерами в виде специального латунного штампа, подобно гераль дическим суперэкслибрисам, таковы и знаменитые шрифтовые суперэкслибрисы библиотек Фридриха Великого8 и многие другие. Что же касается знаков более позднего времени, то абсолютное их 8 Bogeng G E. Die grossen B ophilen Bd. II. Leipzig, 1922. Abb. 180 18 1 Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса 73 большинство вытиснено на переплетах почти всегда на корешках именно набором из шрифтовой кассы переплетчика, и преимуще ственно шрифтом того же начертания, что и заглавие. Таким образом, шрифтовые суперэкслибрисы, вытисненные на поверхности книжного переплета посредством одного резного ла тунного штампа, имеют одинаковый оттиск и даже могут отмечать ся на книгах, которые переплетались несколькими переплетчика ми для одного книговладельца на протяжении некоторого време ни, вплоть до нескольких десятков лет, что является несомненным доказательством принадлежности этих книг одному владельцу. Что же касается шрифтовых суперэкслибрисов, нанесенных на поверхность книжного переплета посредством набора из шрифто вой кассы, то лишь в исключительных случаях они представляют собой начертание фамилии полностью таковы, например, кроме уже упоминавшихся выше шрифтовых знаков, помещенных на дублюре, шрифтовые суперэкслибрисы двух знаменитых русских историков Н Шильдера и М Семевского, нанесенные на ко решки книг их личных библиотек. Большинство же шрифтовых суперэкслибрисов XIX начала ХХ века как в Европе, так и в России представляют собой вытис ненные на корешке книжного переплета инициалы книговладель ца и состоят из двух литер начальных букв его имени и фамилии. Поскольку почти всегда они выполнены посредством тиснения шрифтом из арсенала шрифтовой кассы переплетчика, атрибуция их возможна исключительно в тех случаях, когда кроме самого такого шрифтового суперэкслибриса на книге имеются дополни тельные владельческие знаки. Такими дополнительными владель ческими знаками могут быть владельческие записи, инскрипты, или же обычные печатные экслибрисы. То есть шрифтовой супер экслибрис П довольно часто встречающийся на корешках полукожаных переплетов второй половины XIX века, лишь при на личии владельческих записей или печатного экслибриса может быть атрибутирован как суперэкслибрис знаменитой библиотеки П Ефремова. Точно так же не о каждой книге, имеющей на ко решке шрифтовой суперэкслибрис В можно сказать, что она принадлежала В Белинскому, хотя большинство книг библио теки писателя были снабжены именно таким суперэкслибрисом часть из них сохраняется единым комплексом в музее И Турге нева Спасское Лутовиново 9. 9 Библиотека Белинского Предисл. и публ. Л. Ланского Литературное на следство. М., 1948. Т. 55 Белинский, т. I. С. 443. 74 Геральдический суперэкслибрис То есть шрифтовой суперэкслибрис, в отличие от геральдиче ского, не всегда может являться бесспорным источником для ут верждения о принадлежности нескольких книг с одинаковыми су перэкслибрисами одному конкретному книговладельцу. Сюжетный суперэкслибрис Суперэкслибрисы, которые не являются геральдическими или шрифтовыми, относятся к третьему основному типу суперэкс либрисов сюжетному. К этому типу относятся знаки, рисунок которых состоит из изображений фигур человека и животных, или архитектурных, декоративных, растительных мотивов, рав но как и других декоративных изображений, отражающих вку сы, увлечения или профессиональную направленность книговла дельца. Из трех основных типов суперэкслибриса геральдического, шрифтового и сюжетного последний является наименее рас пространенным. Отчасти это объясняется тем обстоятельством, что на протяжении существования суперэкслибриса использова ние его оставалось, за исключением шрифтовых суперэкслибрисов в XIX начале ХХ в., прерогативой дворянской или религиозной знати, почти все представители которой имели собственный герб, а потому и заказывали в абсолютном большинстве случаев гераль дические суперэкслибрисы. Чаще всего сюжетные суперэкслибрисы использовались теми, кто не имел своего герба. Например, французский исследователь Ж. Гигар воспроизводит в своем каталоге сюжетный суперэкслиб рис французского фабриканта, политика и библиографа Анри Тер но Копана, изображающий голову барашка, и объясняет такой не обычный суперэкслибрис тем обстоятельством, что владелец его внес значительные усовершенствования в технологию обработки шерсти 10. Смешанный тип Смешанный тип суперэкслибриса характеризуется сочетанием двух или даже всех трех основных типов суперэкслибрисов. В дей ствительности, такие сочетания не столь часты, а встречающиеся образцы их традиционно неравнозначны, то есть тяготеют либо к одному, либо к другому типу. Как типичный пример этого ге ральдический суперэкслибрис А Баташева илл. 55, с. 203 10 Guigard J. Armorial T. 2. Paris. 1870 1873. P. 2 12. Верещагин В Указ. соч. С. 15. Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса 75 Намного чаще встречаются книги, на которых соседствуют не сколько суперэкслибрисов одного и того же владельца на верхней крышке геральдический, а на нижней шрифтовой. Но поскольку они могут использоваться и по отдельности, то не следует их счи тать смешанным типом суперэкслибриса, а числить как два разных знака геральдический и шрифтовой, но оговаривая возмож ность их сочетания. Также нередко в шрифтовом суперэкслибрисе может присут ствовать геральдический элемент корона однако, в данном случае уже корона является дополнительным элементом, подчер кивающим достоинство владельца, и такой суперэкслибрис мо жет быть рассмотрен в контексте шрифтовых суперэкслибрисов. Исключением являются знаки монархов, составляющие следую щий тип. Суперэкслибрисы монархов Знаки монархов и членов их фамилий в большинстве случа ев выполнены на высоком художественном уровне, декоративны и часто представляют собой настоящие произведения искусства. Традиционно суперэкслибрисы монархов пользовались повышен ным вниманием и всегда служили украшением как музейных экс позиций, так и книжных распродаж. Чаще они геральдические, но встречаются и шрифтовые, которые иногда сопровождают гераль дические, а иногда и употребляются отдельно, наиболее часто в виде коронованных вензелей. В XIX столетии, когда придворные библиотеки стали достигать серьезных размеров во много десят ков тысяч томов в употребление вошли шрифтовые суперэкслиб рисы, преимущественно на корешках книг, которыми отмечались вновь поступающие тома. Суперэкслибрисы монархов, в силу своей декоративности, при влекли интерес исследователей раньше, нежели суперэкслибрисы частных лиц, а каталогизация их чаще производится отдельно от прочих знаков. Вместе с тем, суперэкслибрисы монархов представ ляют собой специфическую группу, научное изучение которой со пряжено с рядом серьезных трудностей. Это происходит потому, что почти всегда герб монарха был не только его личным гербом, но и государственным гербом его владений таким гербом могли украшаться государственные документы, предметы дворцового обихода, фронтоны зданий, наконец, книжные переплеты. Именно в силу такой широкой общеупотребительности монар ших гербов, далеко не все они, нанесенные на книжные переплеты, 76 Геральдический суперэкслибрис могут считаться собственно книжными знаками то есть супер экслибрисами. Когда такой знак вытиснен на книге из личной библиотеки монарха, то, несомненно, этот герб на переплете яв ляется геральдическим суперэкслибрисом. Когда же этот герб на носится на переплеты книг, выходящих из придворной типографии и раздающихся придворным сановникам или посылаемых в пода рок другим дворам, или же просто такой герб украшает особую часть тиража изданий придворной типографии, то вряд ли к тако му вытисненному гербу подходит название суперэкслибрис ведь нанесен он не в качестве знака книговладения, а в качестве госу дарственного символа или декоративного элемента оформления книжного переплета. Как говорилось выше, вопрос такого разделения в европей ской традиции никак не разрешен, поскольку в большинстве слу чаев все геральдические знаки объединяются понятием переплет с гербом В России же, ввиду очевидной нецелесообразности име нования суперэкслибрисом знака, не являвшегося в действитель ности символом книговладения собственности еще в начале ХХ века было введено понятие издательский суперэкслибрис Поскольку это понятие применяется не только к суперэкслибри сам монархов, но и к другим знакам, то так называемые издатель ские суперэкслибрисы выделены в отдельный тип принятой типо логии. Суперэкслибрисы учреждений и ведомств Заметное место в корпусе суперэкслибрисов занимают знаки учреждений и ведомств. К этому типу относятся суперэкслибрисы публичных и ведомственных библиотек, библиотек учебных заве дений университетов, академий, коллежей библиотек религи озных организаций орденов, конгрегаций, иезуитских коллегий, монастырей и прочих организаций совершенно различного на правления и подчинения. Если в Западной Европе суперэкслибрисы этого типа уже в XVI XVII веках получили большое распространение особенно их много у библиотек различных заведений ордена иезуитов то в России образцы суперэкслибрисов этой группы встречаются преимуще ственно в XIX XX веках, причем в большинстве случаев уже в виде шрифтовых суперэкслибрисов. Дополнительная сложность в изучении суперэкслибрисов ве домственных библиотек состоит в том, что они могли отмечаться знаками, напоминающими суперэкслрибрисы монархов. К приме XIII XIV Штампы матрицы суперэкслибрисов для загербования книг Академической библиотеки, вырезанные мастером Я Рябининым в 1800 году малый и большой варианты, с ручками 78 Геральдический суперэкслибрис ру, прусский король и знаменитый библиофил XVIII века Фридрих Великий употреблял для своих личных библиотек несколько раз личных суперэкслибрисов, тогда как для государственного собра ния Берлинской королевской библиотеки применялся специ альный шрифтовой суперэкслибрис, состоящий из вензеля FR под королевской короной 12. Издательские суперэкслибрисы Завершает настоящую типологию раздел так называемых из дательских суперэкслибрисов. Определение издательский супер экслибрис обособляет согласно предлагаемой типологии еще одну, причем весьма обширную, группу тисненых посредством металлического штампа матрицы знаков, которые хотя и напоми нают внешне суперэкслибрисы, в действительности таковыми не являются. Издательские суперэкслибрисы несомненно, имеют самостоятельное значение, однако в контексте исследования вла дельческих знаков суперэкслибрисов они могут своим при сутствием под видом знаков книговладения не только исказить источниковую базу исследования, но и сделать несостоятельными его выводы. Как можно понять из предварительных упоминаний, так назы ваемый издательский суперэкслибрис имеет своей целью отнюдь не демонстрацию непосредственно собственности его владельца, а украшение переплета подавляющее большинство таких изда тельских суперэкслибрисов геральдические и представляют собой гербы монархов или сановников. Причем нередки случаи, когда для тиснения на переплете владельческого суперэкслибри са и издательского суперэкслибриса употребляется один и тот же латунный штамп матрица. Из последнего указания становится очевидным, насколько порой сложен вопрос дифференциации та ких знаков. Наиболее характерными примерами, которые встречаются практически в каждом крупном книгохранилище Европы, явля ются издания Королевской типографии в Париже XVII XVIII столе тий Королевский альманах и Службы Страстной седмицы на переплетах которых почти всегда присутствует вытисненный золотом герб того французского монарха, которому хронологиче ски соответствует год издания конкретного экземпляра. Вполне очевидно, что такой герб воспринимается в качестве геральдиче 12 Teitge H Ruсkenverzierungen und superexlibris an altern bestanden der deutsсhen staatsb othek Marginalien Heft 48. Berlin, 1972 19 27. Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса 79 ского суперэкслибриса, тогда как в действительности представляет собой наиболее типичный образец так называемого издательского суперэкслибриса. Такие гербы присутствуют на значительной час ти тиража указанных изданий, поскольку печатались они в при дворной Королевской типографии и распределялись среди при дворных такая традиция даже породила в конце XIX века моду сре ди французских библиофилов собирать ежегодно издававшиеся альманахи с королевскими гербами То же самое можно сказать о многих других издания Королев ской типографии в Париже со времени ее основания в 1640 году на значительной части вышедших из под ее станов книг, особенно если речь идет об особой части тиража, были вытиснены королев ские гербы. Знаменитое издание этой типографии многотомное цельногравированное издание сabinet du Roi почти всегда имеет на своих крышках гербы французских монархов. Одновременно многие книги XVII XVIII веков из библиотек французских королей, сохраняющиеся ныне в Национальной библиотеке в Париже, имеют геральдические суперэкслибрисы французских монархов в полном смысле слова суперэкслибри сы как книговладельческие знаки вытисненные теми же ме таллическими штампами матрицами, что и издательские супер экслибрисы на многочисленных экземплярах изданий Королев ской типографии. В России мы также можем встретить образцы того, как одним и тем же штемпелем наносился и владельческий и издательский знак например, геральдический суперэкслибрис графа Дмитрия Николаевича Мавроса 1820 1896 который употреблял его не только для нанесения на экземпляры своего библиофильского со брания, но и украшал таким же суперэкслибрисом печатные ката логи собственной библиотеки. Встречаются также случаи, когда переплетчик использует су перэкслибрис лишь в качестве украшения, тогда как ранее тот же штамп матрица служил для нанесения суперэкслибриса и остался в его кассе переплетных украшений и декоративных филет. В про цессе работы с книжными фондами РГБ был выявлен очень любо пытный пример такого рода экземпляр гаагского издания книги Фридриха Великого Анти Макиавелли 174 1года 13 илл. IV, с. 45 Он происходит из личной библиотеки автора короля Фридри ха II, переплетен в сафьянный переплет голландской работы, 13 Friedriсh II. Examen du Prinсe de Maсhiavel, aveс des notes historiques politiques. 3 me ed. T. I. La Haye, 174 1In 8 o. МК РГБ, инв. XVIII 745 80 Геральдический суперэкслибрис а на крышках его вытиснены два разных шрифтовых суперэкс либриса, один из которых короля Людовика XV, а другой Фри дриха Великого. Как оказалось, первый представляет собой укра шение издательский суперэкслибрис а второй подлинный знак книговладения, шрифтовой суперэкслибрис библиотеки Потс дамского дворца Фридриха Великого. Конечно, этот пример исклю чительный, но очень показательный для сути вопроса. Также к так называемым издательским суперэкслибрисам сле дует отнести гербы стран и монархий, вытисненные на книгах. В качестве примеров можно привести часто встречающиеся гербы Парижа илл. V, с. 49 или Москвы на специальных экземплярах книг, посвященных этим городам. Герб Утрехта, Амстердама илл. VI, с. 49 Лейдена и прочих ни дерландских городов часто встречается на книгах XVII XVIII веков, поскольку такими книгами награждались за успехи в науках и бла гонравие ученики учебных заведений этих городов такие случаи также представляют собой так называемые издательские суперэкс либрисы. Таким образом, все геральдические изображения, похожие внешне на суперэкслибрисы, но не являющиеся в действительно сти знаками книговладения, можно отнести к так называемым из дательским суперэкслибрисам. Если обратиться к российским реалиям, иллюстрирующим этот вопрос, то к знакам подобного типа можно отнести эмблему Московского печатного двора лев и единорог наносившуюся в качестве средника на переплеты многих книг, выходивших из под станов Московской синодальной типографии. О такой практике упоминается уже в 1869 году Лев и единорог вместе весьма часто встречаются на царских утварях и т Эта царская эмблема была в древнее время также и гербом государева Печатного двора, что видно и из постоянного почти употребления ее на книжных переплетах, изготовлявшихся в типографии 14. Таким же образом как к так называемым издательским су перэкслибрисам следует относиться и ко многим знакам по преимуществу вариантам русского государственного герба кото рые наносились на переплеты книг, выходивших в XVIII столетии из петербургских типографий Академической и Сенатской. Отдельно следует оговорить случаи, когда мы видим на книж ном переплете вытисненный русский государственный герб, но переплет безусловно европейской работы такие экземпляры 14 Румянцов В Древние здания Московского Печатного Двора. М., 1869. С. 10, 55. Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса 8 1 присылались из за границы в качестве подарка русским импера торам и императрицам, и они как раз снабжены так называемы ми издательскими суперэкслибрисами. Особенным отличием этих суперэкслибрисов большая часть из таких экземпляров фран цузской работы служат заметные геральдические ошибки, обу словленные не столько незнанием русской геральдики для уточ нения деталей изображения было достаточно взглянуть на монету или гравированный портрет с императорским гербом сколько от сутствием у переплетчиков необходимых инструментов для тисне ния. Самой характерной ошибкой является покрытие российского герба двуглавого орла не императорской, а королевской короной, поскольку в арсенале французских королевских переплетчиков не было иной филеты для тиснения 15. Таким образом, так называемые издательские суперэкслибри сы представляют собой довольно многочисленную группу, также нуждающуюся в изучении. 15 Korolev S Frenсh books with сatherine II s сoat of arms from the former Hermitage library сahiers du Monde russe. Paris, 2006. 47 3, Juillet Septembre. P. 659 666 Королев С Книги с суперэкслибрисами императрицы Екатерины II из со брания бывшей Эрмитажной иностранной библиотеки. Часть I. Про книги Журнал библиофила. М., 2007. 3. С. 2 8 То же. Часть II Про книги Журнал библиофила. М., 2008. 3. С. 109 4. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Дружинин П.А. [Том 1] Глава II. Типология и терминология суперэкслибриса; и др. (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |