| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №95. (2007) › Стукалова Т.Ю. Монограмма имени как символ государя на западноевропейских монетах VI–X вв. | ||||||
Стукалова Т.Ю.
Монограмма имени как символ государя на западноевропейских монетах VI–X вв.// Гербовед. №95. (2007)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 3 (95). С. 34-49 Аннотация: Государей на монетах обычно представлял портрет, известный еще с античности, герб, появившийся и осознанный как таковой в XIII в., либо главные атрибуты власти - корона, скипетр, держава. Но в средние века есть довольно длительный период - с конца V до середины Х в., - когда основным олицетворением короля на монете была монограмма его имени. Об авторе публикации/статьи: Стукалова Т.Ю. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Стукалова Т.Ю.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 52534 знаков (с пробелами)
Т Стукалова, к н., Москва МОНОГР ММ ИМ6НИ К К GИMflOЛ ГOGV д РЯ Н З П ДН06flРОП6ЙGКИХ МОН6Т Х VI X flfl. Государей на монетах обычно представлял портрет, известный еще с античности, герб, появившийся и осознанный как таковой в XIII в., либо главные атрибуты власти корона, скипетр, держава. Но в средние века есть довольно длительный период с конца V до середины Х в., когда основным олицетворением короля на монете была монограмма его имени. Графически монограмма занимает промежуточное положение между лигатурой, в которой две, редко три буквы имеют одну или две общие палочки и вензелем, в котором несколько букв или буквы и цифры взаимно переплетены польск. W zel узел В основе монограммы обычно лежит четкая рустическая графика, но совокупность напоминает небольшой ребус, так как буквы имени не всегда расположены друг за другом и в должном количестве, как при письме. Они могут быть расставлены линейно, в форме креста, прямоугольника, квадрата, треугольника могут иметь горизонтальную или вертикальную ось симметрии, но чаще асимметричны. Монограмма точно вписывается в иерархию надписей на монетах, занимая место между полным именем и титулом государя и инициалом имени. Кроме того, имеет значение, на лицевую или оборотную сторону монеты она помещалась, так как аверс считался более почетным, чем реверс. Дополнительный оттенок придавало написание монограммы в конце легенды или в поле, малого или большого размера. Впервые монограмму своего имени ввел на монеты византийский император Феодосий 408 450 Занимающая всё поле монограмма сначала появилась на медных номиналах, потом на серебряных. На золотых монетах она не встречается. Считается, что причиной тому было малое монетное поле на серебряных силиквах, не позволявшее вписать полностью имя и титул императора25. Но золотые триенсы, имевшие диаметр около 3 мм, тем не менее, никогда не несли монограммы. Думается, что здесь дело в том, что с представительской точки зрения золотая монета ценилась гораздо выше серебряной и уж тем более медной. Главным образом золото выходи о на международные рынки и являлось, так сказать, средством массов информации для соседних и дальних госу 25 Bellinger A Grierson Ph. сatalogue of the byzantine сoins in the Dumbarton Oaks сolleсtion and in the Whittemore сolleсtion. Vol.III. Part. 1Washington, 1973. Р. 189. 34 дарств. Серебро же обслуживало междугородний обмен внутри одного го дарства, а медь и подавно розничную торговлю внутри города. Варварские племена, волнами накатывавшиеся на Западную Европу начиная с в. н не знали никакой другой монеты, кроме римской. Хотя в конце IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную Византию это событие мало отразилось в монетной чеканке. Солиды вплоть до Юстиниана I конца правления 527 566 выпускались с бюстом императора, повернутого три четверти влево, в шлеме и доспехах, с копьем на правом плече и щитом у левого либо с бюстом анфас, держащим в правой руке державу с крестом. На семиссисах 12 солида и тремиссисах триенсах 13 солида изображался бюст императора в профиль влево, в лавровом венке. На оборотной стороне обычно помещалась Виктория в профиль с пальмовой ветвью либо крестом в руках или крест на трех сту пенях, символизирующий Голгофу. Первоначальная варварская чеканка практически неотличима от римской. Это и понятно завоеватели, основавшие свои государства на землях бывшей Западно Римской империи, в том числе и Вандальское королевство в Северной Африке, использовали уже существовавшие монетные дворы и римских мастеров. Варварские короли формально признавали своим верховным сюзереном восточно римского императора. Именно его бюст и полное имя с титулом сохранялись на лицевой стороне большинства варварских золотых монет. Чаще всего встречаются имена Анастасия 149 15 18 Юстина 15 18 527 и Юстиниана 1527 566 которые сменяли друг друга в соответствии со сменой императоров на престоле. Это подтверждается и тем фактом, что в могиле короля франков Хильперика 458 48 1открытой близ Турнэ в 1654 г., находились исключительно византийские и западно римские монеты около трех сотен золотых и серебряных монет, датируемых третьей четвертью V в.26 Первые зримые признаки, позволявшие отличить варварские монеты от собственно византийских, появились в самом конце V в. при императоре Анастасии. Так, остготский король Теодорих Великий 493 526 который с согласия константинопольского двора титуловал себя консулом для Западно Римской империи, а в 497 г., после долгих переговоров, добился императорских регалий, стал помещать на еверсе солидов в конце легенды крошечную монограмму своего имени 7. Бургундский король Гундобад 473 5 16 на солидах и триенсах ставил свою монограмму в поле реверса, справа от Виктории рис. 1Вестготский король Амаларих 5 53 1чеканивший золотые монеты от имени императоров Юстина и Юстиниана, имел монограмму AMR в поле реверса, слева от Виктории рис.2 26 Engel А., Serrure R. Traite de numismatique du moyen age. Paris, 189 1Vol Р.54 55. 27 сorpus nummorum italiсorum. T.XV Roma. Parte 1De сaduta dell imperio d Oссidente al 1572. Roma, 1934. Р N 4 5. 35 Хлодвиг 1486 5 сын и преемник Хильперика, начав с имитационной чеканки, на рубеже V VI вв. стал помещать на солидах и триенсах от имени императора Анастасия, по сторонам от его бюста на аверсе, на уровне плечей, две маленькие буквы С. Они считаются знаком Хлодвига и встречаются также на более поздних выпусках с именами Юстина и Юстиниана, то есть сыновья Хлодвига, после его смерти разделившие королевство франков Хлодомир, король в Орлеане 5 524 Хильдеберт 1 король в Париже 5 558 и Хлотарь 1король в Суассоне 5 56 1 сохранили отцовский знак, благо их имена на латыни тоже начинались с буквы С рис.3 Четвертый брат король Австразии Теодорих 15 534 отказался от этого знака и заменил его буквой Т, помещенной в конце легенды на реверсе28. В то же время на серебряные силиквы и полусиликвы были внесены существенные изменения если аверс по прежнему сохранял бюст византийского императора с его именем и титулом, то реверс теперь занимала большая монограмма варварского короля. Такие монеты чеканил уже Одоакр 476 494 в 476 г. низложивший последнего западно римского императора Ромула Августула рис.4 Теодорих Великий, убивший Одоакра, имел уже множество вариантов своей монограммы рис.5 что говорит о ее длительном и устойчивом использовании. Его преемники вплоть до конца правления остготов в Италии сохраняли такое оформление серебряной монеты. Лишь последний король Тейя 552 553 в конце правления заменил монограмму на свое полное имя DN THEIA REX в четыре строки в поле. Те же процессы происходили и в Бургундии при короле Гундобаде рис.6 и его сыновьях Сигизмунде 5 16 524 и Гундомаре 524 534 Но наиболее интересной и разнообразной в первой половине VI в. была медная чеканка. Уже Одоакр осмелился поместить на медных номиналах вокруг бюста свое имя, а на реверсе монограмму рис.7 Теодорих Великий, видимо, в конце правления отчеканил медную монету, которая на одной стороне несет голову богини Ромы в шлеме с надписью INVIсTA ROMA, на другой же, в венке свое имя и титул полностью, по византийскому образцу DN THEODORIсVS REX. Теодориху наследовал его внук Аталарих 526 534 Он выпускал в Риме медные монеты с Ромой и собственным именем в четыре строки DN ATHALARIсVS REX, или монограммой в поле. На некоторых римских эмиссиях молодой король представлен в обличье Марса, с копьем и щитом в руках в этом случае имя Аталариха помещалось в круговой легенде. Амаларих, король вестготов, чеканил мелкие медные номиналы, на которых монограмма его имени занимала все поле аверса и сочеталась с христограммой, то есть монограммой Христа из букв Х и Р, на реверсе рис.8 28 Engel А., Serrure R. Op.сit. Р.55. 36 акже последний вандальский король Геламир 530 534 на медных а.ах помещал бюст в окружении своего имени DN GELAMIR, а на ре монограмму в венке рис.9 франкских королей уже Хильдеберт 15 558 чеканил медные сы с монограммой и со своим именем HELDEBERT REX в поле 10 Также преемник Теодориха I в Австразии Теодеберт 1534 548 а.ал в Шалоне на Соне медные монеты со своим именем EBERT I REX вокруг креста на аверсе и с монограммой на реверсе 1 едные эмиссии франков прекратились в середине VI в., серебро не шими партиями выпускалось до середины VIII в. Основными номинабыли золотые солиды и особенно триенсы, проба которых все более алась, так что из золотых они превратились в электровые. Следует нуть и значительный упадок мастерства граверов штемпелей пред енные на монетах бюсты схематично условны, не имеют никаких инуальных черт и различаются только степенью искажения человечеголовы. еодеберт 1распространивший власть франков на юг от среднего а до Арля и Марселя, во время Итальянской кампании нанес поражеператору Юстиниану и остготскому королю Витигесу 536 540 Буправнуком Теодориха Великого, он вполне мог считать себя наследРимской державы на Западе и после 536 г. осмелился подписывать гrые монеты своим именем с титулом Победитель DN EODEBERTVS VIсTOR рис. 12 Прокопий Кесарийский в своей Войне а и возмущенно писал С этих пор короли франков стали чеказолотую монету из металлов, бывших в Галлии, выбивая на этом ста солиде образ не римского самодержца, как это было в обычае, но аюственно свое, франкских королей, изображение. Правда, серебряную ту уже давно стал чеканить персидский царь, как он хотел, но на зостатерах ставить свой образ не считал себя в праве ни он, ни какойдругой из всех варварских государей, хотя бы при этом он был вла цем большого количества золота 29 С этого времени франкские еты подписывались полным именем короля, монограмма использоватолько для обозначения монетных дворов. ы вновь встречаемся с именными монограммами на монетах послед етверти VII начала VIII в. К этому времени государственной монетеканки практически не существовало, она перешла в руки частных ельцев мастерских монетариев, имена которых теперь и помещав легендах реверса. Помимо королей, обладателями регалии были е церковные учреждения и институты. Так, в аббатстве Сен Дени два а Хардирик 672 и Хайно 696 706 обозначили своими моноами серебряные монеты, имевшие на аверсе легенду SсI DIONISI 29 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. Kн.VII гл.33. С.349. 37 рис. 13 14 Известны денарии с монограммами епископов Парижа, Шартра, Труа, Пуатье, Клермон Феррана, Ле Пюи, Риома, Жаволя, Маастрихта и др. В этот же период существовало множество монет, несущих только монограммы на обеих сторонах. Можно догадаться, что одна из них является именем эмитента, а другая местом чеканки, но расшифровке они пока не поддаются рис. 15 Пипин Короткий, основавший новую династию во Франкском королевстве, вступил на престол в 75 1г. Он уделял много внимания монетному делу восстановил государственный надзор за изготовлением монеты и упразднил монополию корпораций монетариев, отменил использование электра для чеканки и сделал качественное серебро основным монетным металлом. Если в первые годы правления возрожденные денарии еще чеканились по традиционной стопе 300 штук из либры, то Вернонским эдиктом 754 г. была установлена новая стопа в 264 штуки. Изменился и внешний вид денариев они стали тяжелее, а сам монетный кружок стал более плоским и широким. Кроме того, были упразднены совершенно выродившиеся изображения византийских голов, их заменили крупные надписи в одну, две или три строки, хотя для обозначения мест чеканки еще сохранились монограммы. Следует отметить использование в легендах лигатур как самим Пипином, так и его сыновьями Карломаном 1768 77 1и Карлом Великим 768 8 14 до конца VIII в. Эти лигатуры как некий переходный этап к возрождению монограмм при Пипине связывали две три буквы RP Rex Pipinus RxF Rex Franсorum рис. 16 17 На монетах Карломана лигаrуры стали сложнее они объединяли 4 5 букв сARLO, сARLOM рис. 18 30 В начале правления Карла Великого его имя обычно писалось в две строки с частичными лигатурами так же обозначались и места чеканки в две три строки или в виде круговой надписи вокруг центральной точки или крестика рис. 19 Лангобардский поход Карла Великого, завершившийся в 774 г. падением Павии, принятием титула короля лангобардов, а также титула римского патриция от благодарного папы Адриана 1772 795 стал точкой отчета и новой монетной традиции для франкской чеканки. Франкфуртский капитулярий 794 г. сообщает как об уже свершившимся факте о наличии на монетах Карла Великого nominis nostri nomisme то есть имени нашего знака Этот знак имел вид крестообразной монограммы все буквы имени сAROLVS располагались в центре и на концах креста. В качестве королевской подписи он встречается в грамотах уже с начала правления Карла Великого рис.20 3 1а между 775 800 гг. исполь 30 Depeyrot G. Le numeraire сarolingien. сorpus de monnaies. Paris Wetteren, 1998. N 6 Аахен 3 1Tessier G. Diplomatique royale franyaise. Paris, 1962. Р.9 1Надо отметить, что примитивные монограммы своих имен использовали уже Меровинги, по крайней 38 зовался на его свинцовых и серебряных буллах рис.2 1 32 Вплоть до 8 14 г., а местами и гораздо позднее, эта монограмма встречается на монетах во всей империи Карла Великого от Дорестада в землях полудиких фризов о Марселя, Арля и Барселоны, от Майнца и Трира до Руана и Тура. В Италии в целом ряде завоеванных городов Флоренция, Парма, Мантуя, Тревизо, Венеция, Милан, Павия, Лукка, Пиза, Сиена чеканилась маета от имени Карла Великого легенда сAROLVS REX FR располагалась вокруг креста, на реверсе центр поля занимала монограмма и вокруг нее азвание места чеканки рис.22 В покоренном Беневенте в 788 794 гг. герцог Гримоальд 788 806 признал Карла своим господином на золотых солидах, сохранявшим византийский внешний вид, вокруг бюста анфас было написано GRIMVALD D ux Гримоальд герцог на обороте вокруг голгофского креста DOM inus сAR olus R e X VIс tor Господин Карл, король, победитель и G R 33 по оронам креста рис.23 Серебряные же денарии несли с одной стороны онограмму Карла необычного вида видимо, местного творчества с друой монограмму Гримоальда 34 рис.24 В Риме ситуация была иной здесь Карл выступал не как завоеватель, а как защитник. Один из его денариев с обычным аверсом несет интерес ую легенду +сARLVS REX FR +ЕТ LANG АС РАТ ROM, в центре реверса монограмма из предполагаемых букв А Р а w т Adrianus Рара, alpha, omega то есть Карл, король франков и лангбардов, а также патриций римский рис.25 После императорской коронации, имевшей место 5 декабря 800 г., в Риме Карл чеканил совместную монету с папой Львом 895 8 16 л +сARLVS, IMP в виде монограммы в центре поля о sсs PETRVS, LEO РА в монограмме рис.26 Совершенно очевидно, что такое расположение надписей, сочетание полного имени и титула Карла с анаграммой папы демонстрирует если не подчиненность последнего, то вное старшинство и покровительство первого. Этот монетный тип унасдует сын Карла Людовик I Благочестивый 8 14 840 выпускавший анаогичные монеты вместе с шестью сменявшими друг друга папами, прим в монограмму всегда связывалось имя папы, а имя императора и тил писались полностью на аверсе в центре поля помещалась монограма места чеканки ROMA рис.27 Эта традиция сохранится и при послеющих императорах из Каролингского дома Лотаре 1840 855 Людовиа Италийском 855 875 Карле Лысом 875 877 и при германском ере, с последней четверти VI в. IЬid. Р.27. 32 Prou М., Rostovtzew М. сatalogue des plumbs du moyem age et de l epoque oderne de la BiЫiotheque Nationale. Revue numismatique. Paris, 1900. Р. 167, N 996 15 Tessier G. Op.сit. Р.8 1N 2. 33 Эти буквы инициалы Гримоальда остались от предшествующей, самоятельной герцогской чеканки. 34 Depeyrot G. Op.сit. 14 10, 14 1Е. 39 короле Карле Толстом 884 887 Потом она перейдет к италийским королям из боковых ветвей рода бастарду Арнульфу Каринтийскому 887 899 его сыну Ламберту 894 898 Беренгарию 1888 900, 905 924 и даже к постороннему династии Людовику Слепому, королю Прованса 890 929 и Италии 900 905 Монограмма Карла Великого в форме КAROLVS, иногда с утратой гласных букв А и V, распространилась на весь довольно разветвленный род. Его многочисленные преемники во Франции, Германии, Италии и Провансе Арльском королевстве активно использовали ее на своих монетах. Со временем к реальным потомкам присоединились свойственники, вошедшие в фамилию через брачные союзы, и даже узурпаторы. Понятно, что таким образом они придавали видимость законности своей власти и своей монете. Естественно, что именно этой монограммой пользовались многие тезки Карла Великого Карл Лысый, Карл Толстый, Карл Прованский 876 880 35 и Карл Простоватый 893 922 Но ее же как нечто устоявшееся помещали на свои монеты и государи, носившие сосем другие имена, которые они добавляли вокруг монограммы Карла император Лотарь 1последний германский Каролинг Людовик IV Дитя 900 9 рис.28 36 Людовик Слепой, сын узурпатора Бозона и король Прованса рис.29 37 а также Гунред Кнут, датский король Нортумбрии 877 894 рис.30 38 Надо полагать, что монограмма на монете воспринималась современниками Однако, постепенно связанная монограмма в Италии стала распадаться На территории самой Германии случаи использования монограммы и Для его сына Людовика Заики 877 879 была создана крестообразная Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Стукалова Т.Ю. Монограмма имени как символ государя на западноевропейских монетах VI–X вв. (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |