| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №95. (2007) › Молчанов А.А. У истоков европейской геральдики (Родовые эмблемы древнегреческой знати) | ||||||
Молчанов А.А.
У истоков европейской геральдики (Родовые эмблемы древнегреческой знати)// Гербовед. №95. (2007)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 3 (95). С. 21-33 Аннотация: В Европе начатки «практической геральдики» появляются у древних греков. Это прослеживается как по письменным источникам, так и по изобразительным материалам. Знаки, переходившие по наследству из поколения в поколение в знатных эллинских семьях, имели, как считалось, весьма древние корни. Об авторе публикации/статьи: Молчанов Аркадий Анатольевич (1947-2010) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Молчанова А.А.
в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 48807 знаков (с пробелами)
А Молчанов, Москва у ИGTOKO.G 6flРОП6ЙGКОЙ Г6Р ЛЬДИКИ Родовы ЭМSЛ МЫ др ВН Гр Ч СК0 ЗНА Т Н В Европе начатки практической геральдики появляются у древних греков. Это прослеживается как по письменным источникам, так и по изобразительным материалам. Знаки, переходившие по наследству из поколения в поколение в знатных эллинских семьях, имели, как считалось, весьма древние корни. Многие ученые позднеантичного времени, как и их предшественники эпохи классики и эллинизма, а еще раньше логографы VI в. до н. э., склонны были отыскивать истоки различных культурных реалий в иноэтничной среде. Они, основываясь на чисто внешнем сходстве явлений и предметов, нередко с легкостью приписывали эллинам то, что обнаруживали похожего у других народов, или же наоборот, но главным образом тогда, когда источник предполагаемого заимствования казался весьма авторитетным и достаточно древним. Отсюда, например, родились версии о прибытии в незапамятные времена в Грецию якобы из за моря таких культурных героев и мифолога исторических персонажей, родоначальников виднейших царских династий ахейской микенской эпохи, как Данай из Египта, Кадм из Финикии, Пелопс из Фригии, и другие. Карийцы 1жители области Кария на западном побережье Малой Азии, прежде жившие также на многих островах Эгейского моря, эллинами почитались народом древним и некогда связанным с обитателями Греческого материка общностью истории ер. Павсаний. Описание Эллады. 139. 5 6 40. 6 44. 6 VII. 4. 9 Так же как и некоторые ахейские царства например, Мегара и Афины они были некогда в подчинении могущественных владык Минойского Крита 2 Воспоминания о власти последних над 1 Они были носителями одного из индоевропейских языков, принадлежавшего к вымершей ныне анатолийской хетто лувийской группе. См. Шеворошкин В Исследования по дешифровке карийских надписей. М., 1965 Дьяконов И Карийский алфавит и его место среди древнейших алфавитных письменностей дешифровка и псевдодешифровка карийских надписей ВДИ. 1967. 2. С. 235 249 Фридрих И. История письма. М., 1979. С. 2 17 220. Прим. 67. Комментарий А Деянова В Шеворошкина Иванов Вяч.Вс. Анатолийские языки Древние языки Малой Азии. М., 1980. С. 129 Королев А Карийский язык Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 2 14. 2 По данным, которыми историческая наука располагает на сегодняшний день, такое положение сложилось в Эгейском бассейне к середине II тыс. до н. э. О масштабах влияния Крито Минойской державы на соседние греческие и негреческие земли см. Молчанов А Государственно политическое устройство Минойского 2 1 островными и материковыми областями Эгеиды персонифицировались в греческой мифологии в образе кносского царя Миноса, установившего свою талассократию морское владычество Именно карийцам приписывает Геродот 7 1ссылаясь на мнение неназванного автора, бывшего родом с Крита и опиравшегося на тамошние исторические предания, приоритет относительно некоторых специфических нововведений по части воинской экипировки. По словам отца истории они научили эллинов, прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первыми начали приделывать ручки на щитах Само заимствование перечисленных выше новшеств греками отнесено источником Геродота ко временам до ионийской и дорийской колонизации островов Эгеиды и западного побережья Малой Азии. В приведенном предании несомненно достоверной яв ляется сама датировка начала употребления греками упомянутых аксессуаров воинского снаряжения ахейской эпохой. Свидетельством тому являются изображение воинов именно в точно такой экипировке на парадном керамическом сосуде XIII в. до н. э. из раскопок в Микенах3 Здесь налицо и шлем с пыш 4 ным плюмажем и щит, явно удерживаемыи рукои не иначе как с помо щью специальной рукояти. Вот только ничего нельзя сказать о том, имелись ли на внешней поверхности щитов какие либо изобразител ьные мотивы или символические фигуры. Вазописец, к сожалению, показывает эти предметы воинской амуниции с внутренней стороны. Гомеровский эпос троянского цикла, донесший до нас, как показала археология, очень точные описания целого ряда употреблявшихся в ахейскую эпоху предметов вооружения и дворцового быта5, упоминает, помимо про Крита по данным античной мифолога исторической традиции ВДИ. 1983. 3. С. 103 5 Он же. Социальные структуры и общественные отношения в Греции тыс. до н. э. Проблемы источниковедения миноис тики и микенологии М., 2000. С. 6 127. 3 Блаватская Т Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966. С. 227. Рис. 69. 4 В шлемах того же типа изображеньi двое из участников батальной сцены на золотом перстне из Четвертой шахтовой гробницы в Микенах XVI в. до н. э См. Златковская Т У истоков европейской культуры Троя, Крит, Микены М., 196 1 С. 125. Рис. 38. 5 Наиболее яркие примеры шлем из кабаньих клыков на кожаной основе Илиада. Х. 26 1265 такой же представлен в произведениях пластики ер. голову воина из Микен особой формы большие щиты почти в рост человека Илиада. VII. 2 19 223 ими пользовались, как видно по сценам, воспроизведенным художниками торевтами на парадном оружии и золотом перстне из Микен, и на войне, и в схватках с наиболее опасными хищниками, такими как львы кубок пилосского царя Нестора, описанный в Илиаде XI, 632 637 с ним очень сходен золотой пиршественный сосуд из Четвертой шахтовой гробницы в Микенах. См. Там же. С. 122, 125, 126, 128. Рис. 37 39, 4 122 чего, также шлем, увенчанный гребнеобразным украшением и конской гривой ер. Илиада. XVI. 137 138 и щит с изображениями самый яркий образец его знаменитый щит Ахилла, правда не с какой либо одной символической фигурой, а со множеством сюжетных сцен Илиада. XVI. 478 607 Эпические сказания других циклов, повествующие о событиях не менее древних, чем изложенные в Илиаде и Одиссее тоже содержали интересующие нас сведения. Таковые, судя по всему, присутствовали в поэме tФиваида посвященной походам Семерых и эпигонов против Фив которую в древности оценивали столь высоко, что даже иногда приписывали ее Гомеру, хотя настоящим автором ее был Антимах из Колофона Павсаний. IX. 9. 5 ер. также VIII. 25. 4. 25. 8 1О IX. 18. 6 Именно эпической версии, веками передававшейся изустно и литературно окончательно оформленной Антимахом в конце V в. до н. э., а не более поздней версии греческой трагедии, принадлежало указание на то, что на щитах двух ахейских царевичей Полиника, сына Эдипа, из Фив и Тидея, сына Ойнея, из Калидона имелись зооморфные эмблемы у одного голова льва, у второго голова вепря Аполлодор. 6. 1 Что касается самих указанных эмблем, то о происхождении первой из них можно строить различные предположения. Зато смысл изображения на щите Тидея предельно ясен оно напоминает о подвиге наиболее прославленного представителя этого рода о победе над свирепым Калидонским вепрем Мелеагра, старшего сына Ойнея ер. Илиада. IX. 538 546 Вакхилид. V. 105 5 Аполлодор. 18. 2 Диодор. IV. 34 Павсаний. 7. 9 В данной связи вполне уместно говорить о передаче эмблемы по наследству. Мелеагр не оставил после себя сыновей и право носить заслуженную им почетную символическую фигуру на своем щите, как видно, должно было перейти к ближайшему родичу мужчине, его брату. Таким образом, здесь налицо признаки функционирования подобного рода эмблем с определенного момента в качестве уже не только личных, но также семейных или родовых. В тех ранних росписях греческих ваз периода господства ориентализирующего коврового стиля, где уже угадываются сюжеты из эпических циклов, и затем при переходе к стилю чернофигурному, присутствие различных, чаще всего зооморфных, эмблем на щитах одетых в доспехи персонажей прослеживается регулярно6 В качестве примеров можно привести наиболее яркие образцы из различных художественных центров Эллады VII первой трети VI вв. до н. э. кратер работы аргосского мастера Аристонофа с изображением морского боя рис. 1и ослепления Одиссеем и его спутниками циклопа Полифема сикионский кувшин ойнохою из собрания Киджи, на котором запечатлено самое начало схватки пеших от 6 Беглый обзор некоторых относящихся к данной теме материалов см. Нефёдкин А Развитие эмблематики на древнегреческих щитах Вестник древней истории. 2002. 3. С. 6 129 там же приведена библиография 23 рядов тяжеловооруженных воинов рис. 2 блюдо родосской школы со сценой поединка героев Илиады Менелая и Гектора над телом павшего троянского витязя Евфорба рис. з Возникающий в конце VII и господствующий на протяжении VI в. до н. э. чернофигурный стиль в древнегреческой вазописи ознаменовался особенно широким распространением сюжетных сцен, заимствованных из литературных произведений эпического жанра. Главными центрами производства таких расписных сосудов были Афины, Коринф, Лакания, Халкида, а также Клазомены и другие ионийские города на западном побережье Малой Азии. На вазах того времени эллинские художники очень часто изображали персонажей эпоса, прежде всего гомеровского, со щитами, несущими эмблемы греч. эписема буквально знак, метка что отражало, как видно, и представления о воинских обычаях высокородных героев седой старины, и повседневную действительность того времени, то есть эпохи греческой архаики. Выбор таких эмблем должен был, разумеется, определяться не столько личным вкусом или фантазией вазописца, сколько мифолога исторической обусловленностью всех существенно важных деталей избранного сюжета. Показательны в этом отношении изображения на щитах таких героев Илиады как Ахилл и Диомед, по версиям художников из Коринфа и Халкиды. Так, в одном случае, показывая сидящего в засаде Ахилла рис. 4 вазописец поместил на его щите горгоней 8 Повернутая в фас голова Горгоны Медузы являлась у древних греков популярнейшим апотропеем, призванным отвращать зло и устрашать враждебную силу. Ее изображение, казалось бы, вряд ли носило эмблематический характер и имело скорее только магический смысл. Однако такое заключение может оказаться слишком поспешным. Ведь тот же горгоней изображался, например, на щите Аякса Теламонида рис.5 9 приходившегося Ахиллу двоюродным братом. В сцене боя над телом Ахилла на халкидском сосуде рис. 6 сразу три воина имеют символы эписемы на щитах 10 Два из них катящаяся звезда и голова кабана в данном случае заведомо условны, ибо принадлежат троянским героям. Но голубь на щите Диомеда, которому перевязывает раненую руку его соратник и друг аргосский царь Сфенел, помещен там не случайно. Эта священная птица являлась древней эмблемой города Сикиона она постоянно присутствует на его монетах наиболее прославленным царем которого был дед Диомеда с материнской стороны Адраст ер. Илиада. 572 XIV. 9 125 Аполлодор. 18. 5 6. 17. 2 Павсаний. 6. 6 7 Блаватский В История античной расписной керамики. М., 1953. С. 86 90, 96, 99. 8 Там же. С. 109. 9 Там же. С. 138, 139. Ср. в то же время его присутствие на щитах и других героев эпоса. 10 Там же. С. 8, 9. 24 Рис. 1Сцена морскоrо боя. Фрагмент росписи кратера работы мастера Аристонофа. Аргос. VII в. до н Рис. 2. Начало сражения между отрядами тяжеловооруженных воинов. Фрагмент росписи ойнохои из собрания Киджи. Сикион. Около 570 г. до н с. 6. Бой за тело Ахилла. Чернофиrурная роспись сосуда. Халкида. Первая половина VI до н 25 Рис. З. Поединок Менелая и Гектора. Блюдо с росписью. Родос. Около 600 г. до н Рис. 4. Ахилл, nодкарауливающий троянского царевича Троила. Чернофигурная роспись сосуда. Коринф. Конец VII в. до н 26 8 Рис. 5. Аякс, готовящийся к самоубийству. Рисунок на чернофиrурной амфоре работы Эксекия. Афины. Середина VI в. до н Рис. 7. Бегущий воин Мерион Краснофиrурная роспись килика. Афины. 27 Около 5 15 г. до н Рис. 8. Родовые эмблемы афинской знати на монетах VI до н В целом, в изображениях на щитах греческих воинов, и, в частности, эпических героев, на расписных вазах включая и краснофигурные композиции конца VI V в. до н. э. наблюдается значительное разнообразие Вытекает оно из самой сути творческого подхода художников Эллады того Источники свидетельствуют о бережном сохранении потомками ахейской игравшей роль юридически признанного, официально узаконенного знака С учетом всего сказанного выше наличие подобных реликтов диогенетской В монетной чеканке афинских аристократических родов VI в. до н. э. принадлежавшие им по праву наследования, некогда весьма престижные Таким образом, родовая сакральная символика, бывшая в определенный Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Молчанов А.А. У истоков европейской геральдики (Родовые эмблемы древнегреческой знати) (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |