Герасимов В.Л.
Первая гвардейская часть советского ВМФ: история в фалеристике
// Гербовед. №84. (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2005. № 5 (84). С. 104-107, 161 (третья страница обложки)
Аннотация: Первый минно-торпедный авиационный полк (мтап) был сформирован в апреле 1938 года на базе 27-й отдельной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил (ВВС) Краснознаменного Балтийского флота. Боевое крещение личный состав части получил в советско-финляндскую войну 1939-1940 гг.
Об авторе публикации/статьи:
Герасимов В.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 19639 знаков (с пробелами)
В Герасимов, к. и Jt f oсквa
П6Р.GМI Г.G РД6ЙGКМI Ч GТЬ
G G6TGK Г GМФ
ИGТ РИЯ G Ф Л6РИGТИК6 см. илл. на 3 й обложки
В истории отечественных Вооруженных Сил насчитывается много воинских
формирований, покрывших себя неувядаемой славой, но гораздо
меньше число соединений, частей и подразделений, одно упоминание о
которых не требует дополнительных пояснений. В авиации ВоенноМорского
Флота олицетворением мужества и ратной славы в годы Великой
Отечественной войны был первый гвардейский минно торпедный авиационный
Клайпедский Краснознаменный полк. Полк, одно упоминание о котором
сразу напоминает о бомбардировках Берлина в далеком теперь 194 1м, когда враг наступал на всем протяжении от Баренцева до Черного
морей
Первый минно торпедный авиационный полк мтап был сформирован
в апреле 1938 года на базе 27 й отдельной авиаэскадрильи военновоздушных
сил ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Боевое крещение
личный состав части получил в советско финляндскую войну 1939 1940 ГГ.
В первые дни войны с фашистской Германией минно торпедная и бомбардировочная
авиация Балтийского флота использовалась армейским
командованием, которое практически осталось без своей авиации, в основном
на сухопутном театре. И летали морские летчики без истребительного
прикрытия над сушей, и наносили немалый урон врагу, платя при
этом самой дорогой ценой собственными жизнями. Очень тяжелым для
ВВС Краснознаменной Балтики выдался день 30 июня 194 1года. Только 1
й мтап потерял в бою под Двинском 13 боевых машин и 1О летных экипажей.
В тот день экипаж бомбардировщика младшего лейтенанта Петра
Игашева впервые в истории авиации совершил двойной таран сначала
таранил в воздухе мессершмит а затем направил подбитую крылатую
машину в колонну немецких танков. Только спустя 54 года подвиг экипажа
был оценен по достоинству ранее в 1965 году огненный экипаж был
посмертно награжден орденами Отечественной войны 1й степени Указом
Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 года 679 звание
Героя России было присвоено младшему лейтенанту Игашеву Петру Степановичу,
лейтенанту Парфенову Дмитрию Георгиевичу, младшему лейтенанту
Хохлачеву Александру Митрофановичу, краснофлотцу Новикову
Василию Логиновичу.
В конце июля 194 1года, когда в наркомате Военно Морского Флота
рассматривался вопрос о бомбовых ударах по Берлину силами авиации 104
Балтийского и Черноморского флотов, полк принял опытный летчик и
авиационный командир полковник Е Преображенский. Именно ему было
уготовлено судьбою возглавить особую группу, собранную из всех пяти
авиационных эскадрилий первого полка, которая в начале августа 194 1
года перебазировалась на один из четырех самых больших островов Моонзундского
архипелага о. Саарему Эзель После первого пробного
разведывательного полета по маршруту группы ДБ Зф Ил 4 новое обозначение
введенное в марте 1942 года прим. В. Г. под командованием
капитана А Ефремова, было принято окончательное решение на бомбардировку
столицы третьего рейха. Боевую задачу полковнику Преображенскому
лично ставил начальник Военно Воздушных Сил ВоенноМорского
Флота генерал лейтенант авиации С Жаворонков.
Вечером 7 августа один за другим взлетели двенадцать максимально
груженных крылатых машин. Флагманом шел Евгений Николаевич Преображенский,
вторую четверку вел Василий Алексеевич Гречишников, третью возглавлял Андрей Яковлевич Ефремов.
В том историческом вылете над Берлином побывало пять машин, которые
пилотировали полковник Преображенский, капитаны Гречишников,
Плоткин, Ефремов и лейтенант Трычков. Остальные экипажи отбомбились
по Штеттингу. О неожиданности действий морских авиаторов говорит тот
факт, что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150
ти самолетов Великобритании прорваться к Берлину. Англичане ответили
так Германское сообщение о бомбежке Берлина загадочно, так как в
ночь с 7 на 8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась
ввиду неблагоприятных метеоусловий 1
После первого налета на Берлин появился приказ наркома обороны
СССР И Сталина 0265 от 8 августа 194 1года В ночь с 7 на 8 августа
группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный
полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы
над центром Берлина, а остальные на предместья города. В результате
бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы 2.
Затем последовал второй вылет, третий 13 августа 194 1года указом
Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза
были удостоены летчики полковник Е Преображенский, капитаны В
Гречишников, А Ефремов, М Плоткин и штурман флагманского экипажа
капитан П Хохлов. Их имена стали известны всей стране. Особой
популярностью пользовался командир полка. Это о нем на страницах ежедневной
газеты ВВС Балтийского флота Летчик Балтики позднее были
написаны такие строки С тех пор столица Германии уже не решалась
зажигать по вечерам свет на своих улицах. Бомбы Преображенского были 1Алексин В Мы бомбили столицу третьего рейха в 4 1м Независимое военное
обозрение. 1998. 32. 28 августа 3 сентября.
2 Герасимов В Морская авиация в годы Великой Отечественной войны Морской
сборник. 1998. 9. С. 40. 105
первыми предвестниками неумолимого поражения. Он первым потушил
огни Берлина 3 В налетах на Берлин было выполнено 52 самолетовылета, до Берлина
дошли 33 самолета сброшено 635 фугасных и зажигательных бомб
общей массой 34,5 тонн, кроме того, сброшено тысячи листовок. За время
налетов зарегистрировано 32 очага пожара. Наши потери составили 17
самолетов и 7 экипажей. Последний, восьмой налет на Берлин был 4 сен
тября 194 1года 4
После дерзких налетов на тылы врага полк перебазировался на новый
аэродром. Теперь задача стояла другая защищать Ленинград. Снова
бои и снова потери. Погибает экипаж кавалера ордена Ленина старшего
лейтенанта Петра Трычкова, под Грузина вместе со своим экипажем погибает
Герой Советского Союза капитан Василий Гречишников
В октябре 194 1года полк был переведен на новый штат трехэскадрильного
состава с 32 мя экипажами, что значительно упростило организацию
и управление частью при ведении боевых действий.
За первые шесть месяцев войны 1й авиаполк сбросил на объекты врага
десятки тысяч фугасных и зажигательных бомб, уничтожил 25 железнодорожных
станций, 24 военных и транспортных корабля противника, около
200 фашистских танков, 54 самолета, большое количество военной пехоты.
Приказом народного комиссара ВМФ от 18 января 1942 года 1О за
мужество и героизм, проявленные в боях с врагом полк в числе первых
четырех частей морской авиации был удостоен гвардейского звания.
От гвардии полковника Е. Преображенского часть принял подполковник
Н. Челноков, впоследствии дважды Герой Советского Союза, генералмайор
авиации. В сентябре 1943 года в командование полком вступил
гвардии майор И. Борзов, воевавший в нем с первых дней войны. Воспитанник
полка Иван Иванович Борзов оказался на редкость талантливым
командиром. В своей книге Над тремя морями прославленный штурман,
начальник штаба авиации ВМФ Герой Советского Союза генераллейтенант
авиации Петр Иванович Хохлов назвал его лидером экипажей
торпедоносцев Военно Морского Флота. Именно в период его командования 1й гвардейский полк добился наибольших успехов, действуя на морских
коммуникациях, превратив Балтику в победное поле боя прославленных
торпедоносцев и топмачтовиков. Сам Герой Советского Союза гвардии
подполковник И Борзов лично потопил семь крупных транспортов
врага. В 1944 году 22 летчика и штурмана части получили Золотые Звезды
Героев, а всего за период войны этого звания удостоилось 32 авиатора
полка и еще 10 из них 2 дважды стали Героями Советского Союза, когда
воевали уже в составе других частей.
3
Он первым потушил огни Берлина Летчик Балтики. 1946. 16. 18 января.
4 Лаврентьев Н Гуляев С Минаков В Шульженко АЛ. и др. Под ред.
В Дейнеки. Авиация Российского флота. СПб. Судостроение, 1996. С. 94. 106
Вклад 1го гвардейского мтап в дело разгрома немецко фашистских захватчиков
был достойно оценен. Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 22 февраля 1944 года полк награжден орденом Красного Знамени,
а согласно приказу Верховного Главнокомандующего от 5 ап еля 1945
года ему было присвоено почетное наименование Клайпедский 5.
В фалеристике отечественной морской авиации 1му гвардейскому 18.0 942 г. минно торпедному авиационному Клайпедскому 05.04. 1945
г. Краснознаменному 22.02. 1944 г. полку посвящено три знака. На фото 1
представлен знак, на котором изображен торпедоносец Ил 4 дБ Зф основной
летательный аппарат, состоявший на вооружении 1го гмтап в годы
Великой Отечественной войны. На знаках изображенных на фото 2 и фото
3, соответственно в честь 40 летия и 50 летия со дня образования части, в
основу фалеронимов положено изображение самолета типа истребителябомбардировщика
Су 17. В последние годы часть являлась отдельной
разведывательной авиационной эскадрильей. На ее вооружении состояли
самолеты типа Су 24.
В послевоенные годы гвардейской части было присвоено имя легендарного
командира 1го гвардейского мтап Ивана Ивановича Борзова, который
возглавлял морскую авиацию страны с 1962 по 197 4 год и которому
в 1972 году было присвоено воинское звание маршал авиации К сожалению,
в 1998 году в год 60 летия своего образования гвардейская
Клайпедская Краснознаменная имени Героя Советского Союза маршала
авиации Борзова авиационная часть была расформирована, и на этом
закончилось славная история первого гвардейского воинского формирования
в составе советского Военно Морского Флота.
У офицеров и генералов Управления командующего морской авиации
ВМФ существует старая добрая традиция отдавать в День Победы воинские
почести морским авиаторам, похороненным на Новодевичьем кладбище
в городе Москве. Ежегодно живые цветы возлагаются к могилам
маршала авиации Семена Федоровича Жаворонкова возглавлявшего
морскую авиации в 1939 1946 гг. генерал полковника авиации Евгения
Николаевича Преображенского командующего авиацией ВМФ в 1950 1962
гг. маршала авиации Ивана Ивановича Борзова, наркома, военного министра
и главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Николая
Герасимовича Кузнецова. Продолжается связь времен, и разные
поколения морских авиаторов помнят и чтут тех, кто первыми потушил
огни Берлина
5 См. На октябрьской вахте сборник научных трудов сотрудников ЦВММ Л.
Центральный военно морской музей, 1987. С. 135, 137. 107
Илл. 1
П6Р.GМI Г.G4РД6ЙGКЫI ЧА.GТЬ
G G 6TGK Г GМФ
ИGТ РИЯ G Ф4Л6РИGТИК6 см. стр. 104
Илл Илл. 3.
Г6РБ П6ТР Зt GС,ДGК 1973 Г Д 1см. стр. 108
Некоторые значки с гербом Петрозаводска советского периода.
Фрагмент коллекции А Кудряшова.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герасимов В.Л. Первая гвардейская часть советского ВМФ: история в фалеристике (2005)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|