Надикта В.М.
Предки "крымского грифона"
// Гербовед. №71. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 5 (71). С. 134-140
Аннотация: Четыре года назад было принято решение Верховного совета Республики Крым утвердившее изображение мифического существа на ее государственном гербе. При этом грифон считается одной из характерных и распространенных эмблем Северного Причерноморья и юга Украины и трактуется как хранитель - защитник государства, знак объединения народов, культур и религий.
Об авторе публикации/статьи:
Надикта В.М.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26819 знаков (с пробелами)
В Надикта, Симферополь
ПР6ДКИ KPlblMGKOГ ГРИФОПl
Четыре года назад было принято решение Верховного совета Республики
Крым утвердившее изображение мифического существа на ее государственном
гербе. При этом грифон считается одной из характерных и
распространенных эмблем Северного Причерноморья и юга Украины и
трактуется как хранитель защитник государства, знак объединения народов,
культур и религий.
Это сказочное существо сочетает в себе признаки двух главных солнечных
животных орла и льва. Будучи дуалистичным, грифон олицетворяет
собой власть в двух сферах в небе и на земле, соединяя противоположные
начала верха и низа, известного и тайного, земного и потустороннего
мира, символизируя единство психической энергии и космичес 1их
сил. Жрецы античных храмов посвящали его Аполлону и Немезиде, у восточных
народов он вместе с драконом охранял Древо Жизни, а в раннем
христианском искусстве представлял как Спасителя, так и Антихриста.
Наделение образа качествами других животных как бы усиливало его собственные,
увеличивая защитную силу оберега.
Античная мифологическая традиция помещает грифонов среди сказочных
обитателей севера. Грифоны фантастические львы с крыльями и
орлиными головами собаки Зевса стерегут золото в стране гипербореев
от одноглазых аримаспов. Обычно эта страна помещалась на крайнем
севере Ойкумены за Бореем то есть местом обиталища бога северного
ветра Фракией, где царят холод и мрак. Однако многочисленные находки
предметов с изображениями грифонов свидетельствуют о знакомстве с
этим художественным образом и других народов, живших много севернее
и восточное территории. знакомой древним грекам. Причем необходимо
обратить внимание на различную трактовку внешнего облика грифонов.
Изображения собственно грифонов или им подобных существ грифобарана,
грифа коне тигра и.других встречаются на степных пространствах
от Алтая до Фракии. Исследователи полагают, что восточной иконографии
изображения грифона появляются в конце IV начале тысячелетия до
н и постепенно этот художественный мотив становится широко распространенным
в искусстве многих народов Передней Азии. На протяжении
длительного времени в разных географических регионах образ грифона,
с одной стороны, претерпевает ряд изменений, а с другой приобретает
более определенные черты. Классический тип грифона крылатый лев
с головой кошки или орла становится известен приблизительно к началу 1
тысячелетия до н в памятниках Древнего Ирана и Греции
Другое древнее предание сообщает о том, что после победы над персидским
царем Дарием недалеко от сирийского города Исса, Александр
Македонский, заменил змею, украшавшую шлем Афины на его монетах, 134
изображением львиноголового грифона. Грифоны почитались как символы
силы, могущества и богатства государства, а завоевание Сирии, Палестины
и Финикии принесло Але 1сандру огромную власть. Греки могли позаимствовать
эти легенды при зна шмстве с изобразительным искусством с 1ифов,
что однако не исключает иных путей проникновения этого образа к
эллинам например, из Передней Азии.
Археологам предметы с изображениями грифона попадаются довольно
часто. Грифона можно обнаружить на любом изделии. В их числе
оружие, сбруя, нашивные бляшки, украшения, монеты, посуда и многое
другое.
Среди находок изображений грифонов в скифских курганах лесостепи,
Поднепровья и степей Причерноморья встречается значительное количество агрессивных грифонов. Они не охраняют, они нападают. Достаточно
обратить внимание на сюжеты золотой пекторали из Толстой Могилы г Орджоникидзе Днепропетровской области Рис. 1В центре композиции
нижнего яруса находятся три сцены борьбы l ОНЯ с двумя грифонами.
На правой стороне 1онь держится на ногах, а грифоны его атакуют, на левой
он уже упал и лежа, отбивается копытами, в середине полностью
подавлен ими. Грифоны изображены с мощными головами и клювами, с
гладкими шеями и шиловидными гребнями на них. Очень похожи на них и
грифоны на бляшках из Гаймановой Могилы Запорожская область а также
навершие протома грифона вотивного топора из кургана близ с.
Львова.Херсонской области. Рис. 2 Оформление иконографии образа
происходило в рамках саккызско келермесской школы скифского искусства,
создавая тип скифского грифона голова хищной птицы с большим
круглым глазом и сом 1нутым клювом с проработанной восковицей У грифона
из царского кургана близ с. Желто 1аменка Днепропетровская область
на голове виден рог. Рис. 3 Несколько по иному, но не менее воинственно,
выполнены грифоны на серии бляшек из кургана Перепятиха Киевская область На них грифон собирается как бы прыгнуть. Нечто похожее
можно встретить в изображениях грифона на зеркале из Келермесс 1
0го кургана на сосуде из Альт Смирны или на удилах из Загрос Берге Луристан
По мнению некоторых специалистов археологов для скифской традиции
более характерен оригинальный сюжет грифа барана, то есть голова
барана с орлиным клювом. А вот изображения орлиноголовых или львиноголовых
грифонов были, вероятнее всего, ими заимствованы из восточногреческого
и персидского искусства в конце VI начале V веков до н
Н Погребова полагает, что в архаическое время в Северном Причерноморье
выделились и бытовали три художественные традиции исполнения
грифонов, разные по происхождению среднеазиатская, скифская и греческая.
Нелишне обратить внимание и на особые бляхи, бытовавшие в первой
половине I тысячелетия до н на широкой территории евразийских степей,
а в Северном Причерноморье появляющиеся, вероятно, в VI веке до 135
н во Фракии. Это так называемые бляхи свастики, которые, как считает
А Милюкова, имеют скифские корни, и обычно состоят из трех или четырех
лучей, каждый из которых заканчивается орлиными или грифоньими
головами. Они, по всей вероятности, также создавались под влиянием
передневосточного искусства, и их мотив пришел в Причерноморье из
Средней Азии.
Большинство изображений грифонов относится 1VI IV векам до н
периоду расцвета скифского звериного стиля, и были обнаружены за пределами
Крыма. В связи с этим обстоятельством возникает вопрос, несколько
сюжет с грифоном был употребителен на территории позднескифского
государства в Крыму. Дело в том, что Крым являлся не центром
скифской этно культурной общности, а ее периферией, подверженной
большему влиянию сопредельных культур черноморского бассейна. В результате
интенсивных контактов варваров с эллинской диаспорой, здесь
на рубеже тысячелетия преобладал несколько иной тип классический
греческий. Как и у скифов, грифоны помещались на посуде, монетах, ювелирных
украшениях и на многих других изделиях. Он очень часто изображался,
сидя в величавой позе, иногда с поднятой лапой. В античной греческой
художественной традиции он действительно выглядел охраняющим.
Иногда, правда, грифон рисовался и шествующим. Так он выглядит
на боспорских и херсонесских монетах. И хотя грифоны очень часто использовались
в художественном оформлении изделий как на Боспоре, так
и в Херсонесе, их нельзя все таки считать государственными символами.
Наряду с ними бытовали и другие. Изображения на монетах таюке не следует
трактовать как гербовые эмблемы. Например, в Херсонесе грифоны
помещались на медных дихалках Рис. 4 одновременно с богиней Девой,
которая, кстати, считалась покровительницей крымской земли и могла бы
с большим правом претендовать на место в гербовом щите. В Боспорском
государстве грифоны чеканились на золотых статерах Рис. 5 или на медных
тетрахалках Рис. 6
К слову сказать, его изображение встречается не только на монетах
Северного Причерноморья. Нам очень хорошо известны грифоны с орлиной
головой на монетах Абдеры, протомы грифона в Фокее, или головы с
передней частью туловища в Ликии. Чеканились они и в Риме, в частности,
при императоре Галлиене 256 268 гг Нельзя поэтому исключать мнение,
что образ грифона, наряду с другими атрибутами и монограммами, могло
служить обозначением номинала щ нет, а не гербовой фигурой символом
полиса. На монетах, кроме изображений, были еще и надписи с наименованием
города места чеканки Таким образом, несмотря на различные
подходы, грифон довольно часто использовался в изобразительном искусстве
как эллинистического, так и варварского мира. В средневековье многие
античные мотивы вышли из обихода, но грифоны по прежнему появлялись
на различных изделиях, например на посуде Рис. 7 Правда, это
было не так уже широко, как раньше. В. Даниленко полагает, что они были
изготовлены в монастырских мастерских Херсонеса. 136
Среди сюжетов встречаются композиции, очень созвучные скифским
художественным традициям грифон, нападающий на птицу, на лань, борющийся
со змеем. Кроме того в средневековье грифон приобрел еще
одну ипостась. Он стал символом воинской доблести и апотропеем.
Не чужд был грифон и древнерусскому искусству. В Боголюбове на
стенах храма Покрова на Нерли помещены рельефы грифонов, держащих
в лапах лань или ягненка. В средневековом искусстве хорошо известен
мотив, когда орел держит в лапах зайца. Наполненное символами,
оно трактовало зайца как слабого, но верного богу христианина.
Орел же олицетворял божественную силу. Таким образом, рельефы
храма эмблемы небесного поI ровительства, что вполне согласуется с
посвящением церкви Покрова Богоматери. А учитывая сильное византийское
влияние на культуру средневековой Таврики и Древней Руси,
становятся более понятными и сюжеты изготовленных в монастырских
Мqст,ерских Херсона Херсонеса поливных блюд, упомянутых выше. К
XII веку образ грЙ фона как неусыпного стража, противостоящего злым
силам и борющегося с ними, грифона человеческого покровителя,
приобрел еще и значение символа воинской доблести его часто стали
изображать на одежде. Лишь только в XIV XV веках он постепенно занимает
место среди злых демонических сил.
Таким образом, грифон, как символ, был близок и ираноязычным кочевникам
скифам, и славянским народам, воспринявшим его от греков
через византийскую культуру и христианство. Крылатый зверь не чужд и
тюркоязычным нациям на гербах Татарстана и Таджикистана изображены
крылатые барс и лев родственные грифону существа Причем в большинстве
случаев грифон воспринимался как оберег от злых и демонических
сил. В Крым образ грифона проникал чаще всего вместе с им
портными изделиями античных мастеров Средиземноморья, с севера из
Скифии, либо из южнопонтийских центров Малой Азии. Поскольку истоки
сказаний о грифонах хранителях лежат, видимо, в древних мифологических
представлениях о мироздании у кочевнических народов евразийских
степей далеких предков скифов, славян и тюрок и тяготеют к мистическим
традициям центральноазиатского региона, то идея грифона хранителя
и объединителя может быть вполне приемлемой для всех народов
крымского полуострова.
Ренессанс орлиноголовых львов и вообще античных традиций наблюдается
в XIX веке. Это проявилось в названиях городов Севастополь,
Симферополь, Лев 10поль, Евпатория, Феодосия в постройках с использованием
античных мотивов в геральдике. 6 апреля 1845 года утверждается.
герб г. Керчи на золотом щите черные грифон и ключ, где грифон трактуется
как герб г. Пантикапея столицы Боспорского царства, видимо, из за
изображений на упоминавшихся уже золотых статерах Рис. 8 А 26 июля 1893 года появляется герб и у г. Севастополя, и тоже с грифоном, но при
этом использование этой геральдической фигуры никак не объясняется Рис. 9 хотя многие исследователи склонны видеть в нем символ Херсо 137
неса. В 1833 году возводится Большая Митридатская ле,стница в г. Керчи,
на которой также появляются скульптуры величавых грифонов. Все чаще и
чаще в архитектурном декоре зданий используются изображения не только
грифонов, но и просто крылатых львов и многое им подобное. Например,
здание театра в Симферополе
Крымский грифон не похож на скифских агрессоров он отличается и
от греческих канонов. Рис. 10 Мирный невооруженный гордый шествующий
добрый протянутая лапа держащий раскрытую раковину готовый
к сотрудничеству серебряный зверь на красном щите таков легендарный
хранитель нашей земли грифон.
ЛИТЕРАТУРА 1Анохин В Монетное дело Боспора. К. Наукова думка, 1986.
2. Анохин В Монетное дело Херсонеса. К. Нау 1шва думка, 1977.
3. Античные государства Северного Причерноморья Отв. ред. Г Кошеленко,
И Кругликова, В Долгоруков. М. Наука, 1984.
4. Баркова Л Образ орлиноголового грифона в искусстве древнего
Алтая Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 28.
Л. Искусство, 1987. С. 5 29.
5. Вагнер Г. Загадочный грифон Наука и жизнь. 1969. 3. С. 103.
6. Винклер П Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской
империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год.
Репринт. М. Планета, 199 1
7. Даниленко В Из истории прикладного искусства средневекового
Херсона Византийская Таврика. Сб. науч. трудов к XVIII конгрессу византинистов
К. Наукова думка, 199 1С. 46 64.
8. Драчук В Системы знаков Северного Причерноморья Тамгообразные
знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков
нашей эры К. Наукова думка, 1975.
9. Керлот Х.Э Словарь символов. М., 1994. 1О. Кубышев А Николова А Полин С Скифские курганы у с.
Львова на Херсонщине Древности степной Скифии. Сб. науч. трудов. К.
Наукова думка, 1982. Мифологический словарь Гл. ред. Е Мелатинский. М. Больш.
Рос. энциклопедия, 1992. 12. Мифы народов мира Энциклопедия Гл. ред. С Токарев. Т. 12.
М. Сов. энциклопедия. 1980 1982. 13. Мозолевский Б Скифский царский курган Желтокаменка
Древности степной Скифии Сб. науч. трудов. К. Наукова думка, 1982. 14. Мозолевский Б Толстая Могила К. Наукова думка, 1979. На
укр. яз 15. Скорый С Курган Перепятиха. К. Наукова думка, 1990. На укр. яз 16. Якобсон А Керамика и керамическое производство средневековой
Таврики Л. Наука, 1979. 138
3 1Фрагмент композиции нижнего яруса золотой пекторали из кургана
Толстая Могила, у г. Орджоникидзе Днепропетровской области. VI в. до н
2. Вотивный топор с навершием протомой грифона из кургана у с.
Львова Херсонской области. V в. до н
3. Бляшка с изображением грифона из кургана у с. Желтокаменки
Днепропетровской области.
4. Изображение грифона на лицевой стороне херсонесских монет
а дихалк 330 320 гг. до н в дихалI 180 170 гг. до н
5. Грифон на золотых статерах Боспора IV в. до н 139
9 О
6. Грифон на медных тетрахалках Пантикапея 3 14 3 10 гг. до н
7. Херсонесское поливное блюдо с грифоном, держащим в лапах лань.
XIII в.
8. Грифон на щите герба г. Керчи.
9. Грифон на щите герба г. Севастополя. 1О. Грифон на щите государственного герба Республики Крым. 140
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Надикта В.М. Предки "крымского грифона" (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|