| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №71. (2004) › Кочкуров Р.Ю. Грифон и геральдика | ||||||
Кочкуров Р.Ю.
Грифон и геральдика// Гербовед. №71. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 5 (71). С. 120-133 Аннотация: Вначале об имени нашего героя. Грифон от греческого grypos (ypos) означает изогнутый, крючковидный. Имя свое грифон получил не при рождении, греки назвали так изображение неведомого им существа. Об авторе публикации/статьи: Кочкуров Р.Ю. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Кочкуров Р.Ю.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 34695 знаков (с пробелами)
Р Кочкуров, Николаев ГРИФОН И Г6Р ЛЬДИКЛ И впряженный Грифон шел перед ней Он был золототел, где он был птицей, А в остальном как смесь лилей и роз Данте Алигьери. Божественная комедия Чистилище 29 106 2. Вначале об имени нашего героя. Грифон от греческого grypos ypos означает изогнутый, крючковидный. Имя свое грифон получил не при рождении, греки назвали так изображение неведомого им существа. А где же родина грифона Отправимся в древний Шумер. тут во второй половине III ст. до н приблизительно 2850 2700 г. до н впервые появляются фантастические существа плоды фантазии человека, стремящегося отобразить силы природы. Тут возникает божественная птица Аизуд им дугуд буря ветер прадедушка грифона. Аизуд выглядел как орел с головой льва, встречается также лев с крыльями орла, покрытый перьями. Благодаря своей силе и скорости полета Аизуд выступал в роли посредника между земным и небесным мирами, т между богами и людьми. Причем Аизуд наделен как добрыми, так и злыми качествами. В некоторых мифах он поможет герою выбраться из непроходимых гор а иногда нарушает волю богов. В мифах о Гильгамеше Геракле древнего Шумера Аизуд связан с мировым деревом, как его страж. Вообще, мифы о животных, символизирующие власть над воздухом и землей, составляющие эмблему власти Солнца, становятся распространенными у народов Западной Азии. В государстве Ахаменидов существо, сочетающее части тела льва, рогатого животного и орла, выступает как дэв охранитель, как носитель верований древних племен. Образ такого дэва грифона появляется на стенах царского дворца в Сузах 52 1485 гг. до н как образ грозного, но милостивого стража. В древнем Иране грифон изображался двояко орлиноголовый лев и львиноглавый орел. Грифон здесь выступает в качестве оберега против зла, колдовства, тайных наветов. Свой почти современный вид наш герой приобретает все в том же Иране, в VI IV вв. до н грифон изображался с загнутым вперед рогом, ушами и гребнем из перьев. Позднее образ грифона связывается с Фарном символом божественного озарения удачи, славы нисходящей на героя. В VII в. до н в Переднюю Азию приходят скифы ок. 673 г По рассказу Геродота они пришли через Кавказ, по берегу Каспийского моря. 120 Скифы занимают западно иранскую область. У скифов складывается свое понятие красоты. Это то, что способствует выживанию и победе. Красивое это быстрое, смелое, сильное. На формирование такого понятия оказал влияние весь жизненный уклад скифов, вечно кочевого и вечно воюющего народа. Вот почему образ грифона так пришелся по душе скифскому племени Вместе со скифами образ грифона попадает в Среднюю Азию V IV вв. до н и далее на Алтай. Популярность образа грифона в Алтайском искусстве и наличие золотых приисков на Алтае позволяет нам отождествлять знаменитые Филейские горы именно с Алтаем. Оттуда образ грифона проникает в Индию 1в. до н Но вернемся к скифам. У них образ грифона был связан с победой над врагом. Недаром у Ольвийского дворца скифского царя Скика находились статуи грифонов. И так, грифон вместе со скифами поселяется на Кавказе и далее в Причерt 1ом9рье. Здесь образ грифона связывается с культом плодородия. Грифон выступает так же как страж Древа жизни Из древнего Ирана образ грифона попадает так же в Сирию. В Парфянскую эпоху в. до н грифон становится посланником если не прообразом солнечного бога. Фигуры грифонов есть на одеждах парфянских царей 1в. до н Грифон изображается на реверсе монет Фраата IV. На памятниках Бактрийского царства 11вв. до н грифон изображается уже без рога, но с длинными ушами, означающими его исключительную бдительность. Значение таких превращений могло заключаться в стремлении наделить образ животного иными качествами, чем увеличить его первоначальную магическую силу. Но в Иудее грифоны были символом Персии, символом противоборствующего зороастризма. Греки же восприняли образ грифона из той же Передней Азии. Влияние хеттского искусства испытала на себе Ионитская область запад Малой Азии а так же Крит, где грифон украшал стены дворцов, выступая в своей охранительной роли. В греческом представлении образ грифона является солнечным символом, связанным с Аполлоном Гиперборейским победителем Северного ветра, покровителем Гиперборейской области область к северу от Понта Грифон вез колесницу лучезарного Аполлона. Грифон в греческой мифологии выступает так же как страж золота у Рипейских гор нынешнего Алтая Грифоны здесь борются с одноглазыми Аримаспами, пытающимся отобрать золото. Это излюбленный сюжет на украшениях, продаваемых греками скифам Вероятно, под влиянием греческих переселенцев из Ионии гг. Милета и Дидан образ грифона попадает на монеты Синдской гавани греческого поселения на Тамани в 4 13 403 гг. до н грифон и здесь выступает в роли стража. В IV столетии до н грифон обосновывается на монетах Пантикапея. Впервые этот символ использовал Левкон 1389 348 гг. до н затем его сын Перисад 1а позже внук и правнук Левкона. Грифон на этих монетах 12 1 изображается как орлиноголовый с гребнем так и львиноголовый с рогами на голове как тут не вспомнить о скифских грифонах Считается, что левгрифон был говорящей эмблемой Левкона 1однако этот символ можно так же связать с Аполлоном, культ которого был широко распространен в Киммерийском Боспоре. Кстати, до Левкона I на монетах Боспора изображался символ Аполлона восьмилучевая звезда а с приходом другой династии символы могли измениться, а смысл изображения оставался тем же. С распространением христианства образ грифона, сочетающего в себе символы двух царственных животных, органически связывается с символом Христа спасителя, сочетающего в себе та 1же двойственную природу божественную и человеческую. Еще ранее грифон символизировал силы божественного мщения. В Византийской империи грифон становится гербом Галлии. Образ грифона, с принятием христианства, попадает на Русь. Наибольший расцвет символ получает в XI в. На стенах Храма Покрова на Нерли Дмитриевского собора во Владимире грифону уделялось почетное место. Так, на стенах По 1ровского храма грифоны держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее. Это символ горнего мира, удерживающего дольний, нижний мир, внимающий псалмопевцу Давиду, изображенному тут же. Грифоны могут здесь символизировать так же победу над Волжскими булгарами, в честь ее и был воздвигнут храм. Грифонов же собора во Владимире связывают с эмблемами княжеской власти. На западных золотых дверях Богородице Рождественского собора в Суздале так же изображен грифон в паре со львом. Тут они выступают в роли охранителя доброго стража. Такую же роль выполняет грифон, созданный уже в XVIII в., на входных дверях церкви в Накатниках, в Москве. Но вернемся ранее, во времена древних славян. Грифон был ими позаимствован у скифов и выступал в роли стража солнечного божества а так же стража Древа жизни Полотенца с подобной символикой можно было увидеть уже в конце XIX в. на севере России Более поздние сказания несколько иначе передают нам образ и функции грифона Грифптица. Перья у этого птиц зверя заострены, как стрелы. Когти и клюв у него железные. Величиною этот птице зверь с гору Гриф переносит сказочных добрых молодцев в тридевятое царство за невестами. Гриф обитает на берегу моря и летает быстро, ка 1ветер. Такого вот грифона и принесли с собой славяне на берег Балтийского моря в начале нашей эры. Эмблема силы, быстроты и божественной воли, воплощенная в грифоне, скоро делает это животное княжеской эмблемой. А после того, как померанский князь Богуслав I получал в 70 г. титул герцога, то грифон попадает в герб Померании, а позже в Большой герб Королевской печати Польши. В 1294 г. Западная Померания распалась на несколько княжеств с единой для всех эмблемой грифоном, хотя цвета гербовых щитов для каждого из княжеств были свои. Так, Щецинские герцоги приняли червленого грифона на лазури Померанские червлено 122 го на серебре Кассубийские черного на золоте и Вендские краснозеленого грифа на серебре. Грифон попадает так же на многие гербы приморских городов Ростока, Старгарда, Грифевальда, Валина и т Особенно интересно изображение полу грифона полу рыбы на гербах городов Сянов и Дарлово Коталинского воеводства в Польше. Изображение грифа рыбы подчеркивает приморское положение городов, но, что интересно, такие же фигуры есть в искусстве скифов На золотой пластине IV в. до н из кургана, что в Запорожской области изображены 2 грифона или дракона с рыбьими хвостами. Как тут не п искать корни Померанской эмблемы в Скифии Само собой разумеется, грифон попадает и на шляхтские гербы. Наиболее старый герб с грифоном датируется 1234 г., он принадлежал Зброславу, каштеляну Опольскому. А родоначальником герба Гриф или Свобода Ф. Пекосинский считает Яксу, сына короля Лешка жившего в Х столетии. В червленог i поле гриф вf.lево серебр яный, с золотым клювом и когтями. В клейноде возникающий гриф без лап влево и золотая ловчая труба. Актом унии 14 19 г. та 10й герб среди прочих гербов был передан литовским дворянам. В Польше это герб дворян Браницких, Биковс 1их, Добек, Гринкевичей, Громика, Канарских, Квятковских, Оссовских, Маковских, гр. Роникиер графы русские 08.03. 1850 г. Викторовских, Закревских, Жуковских и т Лакиер сообщает, что гербом гриф в России пользовались след. роды Бырдины, Вистицкие, Неледицкие Мерец 1ие, Павловы, Рославцы, Тухачевские и Шимановские нарочно опустим упоминание о потомстве Редеди о них укажем отдельно В Корлевстве Польском грифон служил так же земельной эмблемой Иеронам Александрович Ходневич, получал от императора Священной Римской империи Карла V титул графа на мыше и шклове а в гербе к родовому гербу Косцеше грифа с поднятым мечем. Такой же гриф был в нашлемнике между двух труб. Герб, полученный Лифляндией в 1566 г., повторял изображение грифа с мечем. В 1572 1573 гг. в замке Дальхолм чеканили монету с изображением такого же грифа. Монеты предназначались для уплаты долга наемникам. В середине XIV в. Белзское княжество земли в Западной Украине получило привилей от короля Казимира IV с гербом, на щите которого был изображен коронованный грифон. Мотив был довольно распространенным в искусстве княжеской Руси а Белз был центром княжеского удела и несомненно повлиял на выбор эмблемы, и в 1462 г. Белзс 10е воеводство уже пользовалось таким гербом Грифон серебряный в короне золотой на червленом поле Этот герб просуществовал до 1772 г. Вернемся в Померанию. Грифон разделил богатую событиями судьбу Приморских княжеств. Черный грифон на червлени украшал знамя Эрика Померанского. С 1684 г. гербы Штеттинского, Померанского, Венденского и Кассубийского герцогств 123 украшали грамоты шведских королей, иллюстрируя королевский титул. С 18 15 г. грифоны украшают большой герб Прусского королевства, а прусская провинция Померания имела герб В серебряном щите червленый грифон с золотым вооружением В 1348 г. грифон, как олицетворение померанских земель, попадает в герб герцогства Мекленбург. В 170 1г. после раздела герцогств соотв. в гербы Мекленбург Стрелиц 10го и Меклебург Шверинского герцогств. Грифон был так же одним из щитодержателей на этих гербах. Золотой грифон на синем поле украшал штандарт Мекленбург Шверинских герцогов и герцогинь. С созданием в 1870 г. Германской империи представительство на ее гербе получили грифоны Вендена, Кассубии и Померании С 1990 г. червленый грифон на серебре украшает 2 е поле герба земли Мекленбург Передняя Померания в составе единой ФРГ. В гербы же остальной Европы грифон попадает двумя путями из Померании и, вследствие крестовых походов, из Азии и Византии. Еще ранее, ремесленники и воины Франкского государства могли познакомиться с грифоном, рассматривая и копируя ткани, ковры и ювелирные изделия, привозимые из Ирана, Палестины, Средней Азии. Например, привезенные крестоносцами в Европу сирийские эмали породили массу подражаний в мастерских Лиона. Средневековые бестарии описывают грифона так Обитает гриф птица в Индии. Размерами он в восьмеро больше льва и обладает грифон необыкновенно острым слухом. Грифоны очень сильны. Если капнуть на коготь грифона ядом, он поменяет цвет. В своих золотых гнездах грифоны хранят сокровища, а самки грифонов откладывают яйца из агата В XIX столетии грифон символизирует двойственную природу Христа, а так же исключительную отвагу и бдительность. Данте в своей Божественной комедии описывает грифона Христа везущего колесницу церкви. Грифон символизирует так же короля, зверей и птиц. В книге Конрада Грюнберга 1483 г. грифон становится символом Иуды Маккавея, военачальника Иудейского народа. Греческий миф о грифонах, стерегущих золото, дает повод использовать грифона в качестве стража. Так грифон становится щитодержателем герба Великого герцогства Баденского, герба Австро Венгрии. Fрифон с мечем поддерживает щит с Баденским гербом в центре Штандарта Великогерцогского Наследника. В роли бдительного стража грифон олицетворяет так же науку и ростовщичество. Многие гербы, цехов, дарованные Австрийскими императорами, несут в себе изображения грифонов, как в щите, так и в качестве нашлемников щитодержателей. Складывается и портрет геральдического грифона, так живо переданный нам в сочинении Ю Арсеньева Чудовище с ногами, телом и когтями льва, головой и крыльями орла ушами лошади гривою из рыбьих плесов, покрытой пестрыми перьями И недаром такое вот животное олицетворяло в магии взаимосвязь психической энергии и космических сил 124 Грифон становится гласным гербом Грейфанов, Грейфельдов, Гриффинов. Любимый зверь английского короля Эдуарда 13 12 1377 гг. грифон становится одним из Королевских символических животных Англии. Уже в XVI в. фантазия итальянского поэта Ариосто вызвала к жизни потомка грифона и кобылицы Гиппогрифа перья и крылья в отца и передние лапы и лоб, и пасть остальное же в ее как у матери описанного так в поэме Неистовый Роланд и служившего символом неслыханной скорости. В русской геральдической традиции так же не чурались грифона. Правда, на стенах храмов, после монгольского ига эта чудная птица уже не появляется, зато грифон перебирает я в ювелирное искусство. На скипетре большого наряда царя Алексея Михайловича, на серебряном двойном троне царей соправителей Ивана и Петра появляются грифоны охранители государственной власти. в, 1022 t., по сообщению летописи, князь Мстислав Владимирович, сын Крестителя Руси, победил в единоборстве косожского князя Редедю. По обычаю того времени русские князья селили пленных в своих уделах. Так поступил и Мстислав. Он крестил сыновей Редеди, причем один получил имя Георгий, а другой Роман. Георгий умер безвестным, а за Романа Мстислав Владимирович отдал свою дочь. От них пошли многие роды Добранские, Зайцевы, Подрогины, Сорокоумовы, Глебовы, Колтовские, Ситские, Болеутовы, Викентьевы, Лопухины и т Они утратили княжеский титул, в связи с существованием в те времена правила, не позволяющем сохранять титулы на службе Колтовские, Лаптевы Лопухины, Лупандины, Чевнины употребляли в гербе своем на серебряном поле червленого грифона. Так как Iшсоги адыги сосуществовали с античными городами Тамани, их взаимосвязь со скифами и искусством скифов не вызывает сомнений, то заманчиво предположить, что образ грифона действительно был популярен у касогов, и вероятно был воспринят, как символ княжеской власти, редедичами. Образ грифона символа мощи, победы над врагом широко использовался в XVI XIX вв. так, на печати боярина и Киевского воеводы А Голицына предстает коронованный грифон, поражающий дракона символ, заимствованный с какой нибудь рыцарской печати Грифоны были щитадержателями во многих дворянских гербах например у дворян Хвостовых Грифон в качестве земельного герба использовался Лифляндской губернией в соотв. с гербом Лифляндского герцогства В 1845 г. герб с грифоном был утвержден для Керчи, как герб столицы царей Боспорских. А в 1893 г. червленый щит с серебряным грифоном стал олицетворением города Севастополя, олицетворением отваги защитников этой морской крепости. В современном нам мире грифон продолжает существовать. Он смотрит на нас с гербовых щитов Республики Латвии символ земель Видземе и Латгале автономной республики Крым как защитник молодой республики, хранитель этой мировой жемчужины Города Севастополь и Керчь также воссоздали свои прежние гербы. 125 Грифон как эмблема просвещения красуется на марке известнейшего издательства Брокгауз а как страж сокровищ в эмблемах многих банков например, Мидланд банка Грифона, как эмблему просвещения, эмблему отваги и бдительности, взяли в свои гербы многие современные армигеры. Грифон так же смотрит на нас с плеч и грудей современной молодежи здесь он символизирует власть силы и разума и просто охранение тайны. В торговой рекламе грифон неизменно символизирует надежность. Образ грифона солнечного стража, короля зверей и птиц, символа мощи и бдительности, несомненно, найдет применение в развивающейся ныне геральдике на просторах СНГ. ЛИТЕРАТУРА 1Советская археология. 1959. 2. С. 70 1968. 4. 28 1970. 3. 2. Скифо сарматский звериный стиль в искусстве. Сборник. 1979. 3. Археология. 1994. 2. 4. Маковский М Сравнительный словарь мифологической символи ки в индоевропейских языках. М., 1996. 5. Славянская мифология. Астрель, 1998. 6. Мифы народов мира. т 12. 7. ТресиддерД. Словарь символов. М. Гранд, 1999. 8. Керлот Х Словарь символов. 1994. 9. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М. Вече, 1997. 1О. Библейская энциклопедия Арх. Никифора. Репринт. 199 Панченко В. Мiськи та мiстечковi герби Украiны. К., 2000. 12. Osvald У. Lexikon der Heraldik. L., 1984. 13. Maсhatsсheсk Н. Unterhaltsame Wappenkunde. Berlin, 198 4. Знак. 1996. 12. Один из корпоративных австрийских гербов 126 1Грифон на изразце из Средней Азии, Х в. 2. Грифон на стенах Храма Покрова на Нерли, XI в. 3. Грифон на Золотых вратах собора в Суздале, XI в. 4. Грифон на дверях церкви в Никитниках, XVII в. 5. Бляха скифского времени из Запорожских курганов. 6. Герб г. Дарлово Кошалинского воеводства, Польша. 127 1о 7. Чеканка замка Дальхолм, Лифляндия. 8. Печать деталь боярина и воеводы Киевского князя А Голицына, 1675 г. 9. Марка издательства Брокгауз 10. Эмблема Мидланд Банка 128 1Грифон, тыс. до н 2. Грифон, Индия 1в. до н 3. Грифо 1Пазирик 4. Грифон, Египет тыс. до н Эшмоrн,ский музей, Оксфорд 5. Воин с туловищем птицы. Капитель о усыпальнице Бранденбурrс 1ого собора 129 5 r, 0 12 1 ЕВ 1Грифон с 1рито ми еt 1кой печати 2. Золотаr 1печать с rг,ифтюм. Ми 1ены. 3. Грифо 1 4. Грифон с греческой n зы, о. Родос 5. Грифон, Египет, Бен Х с Ан 6. Александр Македонск, 1й с грифонами. Мозаика из Отранто, фрагмент, XII в. 130 Герб герцогов Мекленбурrски х. Рис. Луки Кранаха Старшего ок. 1552 г 13 1 Польский герб GRYF ГРИФ Swoboda, Swieboda 132 Гербъ, дарованный Императоромъ Фридрихомъ Обществу Германснихъ Типографовъ. 133 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кочкуров Р.Ю. Грифон и геральдика (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |