Ефетов Г.Б.
"След малого, но славного народа" (национальная эмблематика крымских караимов)
// Гербовед. №71. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 5 (71). С. 141-144
Аннотация: Крымские караимы - один из самых малочисленных народов не только в нашем государстве, но и в масштабе планеты. Их историческая Родина - Крым. Корни и традиции уходят в глубину веков, а самобытная культура - частичка всемирного достояния .: нуждается в спасении и сохранении.
Об авторе публикации/статьи:
Ефетов Г.Б.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12420 знаков (с пробелами)
Г Ефетов, Симферополь GЛ6Д Мt ЛОГО, ПО GЛt GПОГО Пt РОДt lli ЦИO fu ЛЬfu Я ЭМБЛ 6МЛ ТИКЛ
КРЫМGКИХ КЛРЛИМО.G
Крымские караимы один из самых малочисленных народов не только
в нашем государстве, но и в масштабе планеты. Их историческая Родина
Крым. Корни и традиции уходят в глубину веков, а самобытная культура
частичка всемирного достояния нуждается в спасении и сохранении.
Предками караимов были пришедшие с Востока хазары, ассимилировавшиеся
в Крыму с сармата аланами и, частично, с готами. В 1246 г. несколыш
караимских родов переселились по приглашению князя Данилы
Гали цкого на Западную Украину. С XIV в. караимы проживают в Литве,
куда попали с князем Витовтом. Сейчас в Украине 00 человек, в том
числе в Крыму 800. Живут таюке в России, Литве, Польше, Франции.
Для многих народов характерно наличие национальных символов и
цветов. Классическим и наиболее показательным примером этому является
крымско татарский кок байрак голубой флаг. На полотнище голубого
цвета, национального цвета крымских татар, изображена золотая желтая тамга в виде буквы Т национальный символ народа. Подобная символика
есть и у караимов. Национальными цветами у них считаются белый,
желтый и синий. Символами, тождественными родовым знакам древних
караев являются двурогая пика сэнэк и щит калкан.
Именно эти цвета и символы
были учтены при создании эмблемы
Ассоциации крымских караимов Крым карайлар Эмблема
представляет собой положенный в
круг небольшой золотой желтый
удлиненный варяжский щит, на
котором изображены черные сэнэк
и алкан. Щит обрамляют виноградная
лоза и дубовая ветвь натурального
цвета, перевитые желто
бело синей лентой с надписью Ассоциация Крым карайлар Варяжский
щит, подобный щиту на
гербе Автономной Республики
Крым, указывает на то, что эмблема
принадлежит именно Крымской
ассоциации. Не случайны и присутствующие
в эмблеме лоза и
ветвь. Лоза напоминает о том, что 14 1
что караимы были ис 1усными садоводами и виноделами. Дубовая ветвь
несет еще большую смысловую нагрузку. В религии караимов огромное
значение имеет культ священных дубов. До наших дней дошел этот культ
родового кладбища. Показательно название кладбища Балта Тиймез Топор не коснется В 1онце прошлого века в засуху в Джуфт Коле Чуфут
Кале можно было видеть процессию, 1оторая направлялась из кенасы молитвенного дома 1араимов на кладбище. Впереди газзан цер 1овный
староста нес свитки Ветхого Завета. У дубов молили Бога Тенгри имя древнеисторического божества о ниспослании дождя.
Ассоциация крымских караимов объединяет общины Симферополя,
Евпатории, Феодосии, Бахчисарая, Ялты и Мелитополя. Все 7 городских
общин тоже имеют свои эмблемы. Все они сделаны по единому принципу
варяжский щит разделен на 3 поля. В правом желтом и левом белом изображены
черные калкан и сэнэк. В нижнем синем поле помещен золотой
символ каждого города. В основном символами, хара 1теризующими тот
или иной город, являлись элементы городских гербов. Так, в эмблеме
Симферопольского городского общества на голубое поле была положена
золотая пчела. Отличительной чертой Феодосийского общества явилась
знаменитая башня Константина, сохранившаяся с времен генуэзского
владычества над восточным Крымом. Этот памятник истории изображен
на городских гербах 1844 и 1967 гг. на последнем с виноградным листом
и гроздью натуральных цветов На дореволюционном и советском гербах
Ялты на голубое поле щита 1рестообразно положены виноградная лоза и
лавровая ветвь.
Эти же элементы помещены в нижние поле эмблемы Ялтинс 1ой общины.
Но в этом случае они приобрели форму венка. Средневековым гербом Бахчисарая были 2 перекрещенные дерущиеся змеи. Они переползли и на проект городского герба 199 1г., и на эмблему городской
общины. Традиционным элементом, характерным для Евпатории, является
эмблема медицины чаша со змеей. Но на эмблеме Евпаторийского
городского общества караимов змея, в отличие от традиционного изображения, закрутилась в виде буквы Е Несколько сложней было с
эмблемами городских обществ Севастополя и Мелитополя. Характерным
элементом приморского города стала Херсонесская колонна, возникающая
из морс 1их волн. Символ Мелитополя подсказал перевод названия
этого города. Греки называли этот город Медовым. Кроме того, главным
богатством и предметом гордости города являются черешневые
сады. Именно цветок цветущей черешни был помещен в городскую эмблему.
Говоря об Ассоциации и городских обществах крымских караимов, я
сознательно называю их не гербами, а именно эмблемами. Хотя они созданы
с учетом всех законов герботворчества, все же понятие герб применим
либо к личным и родовым фамильным гербам, либо к населенным
пунктам, регионам и странам. В последнем случае герб называется земельным. 142
Ялта
у
Феодосия
Евпатория
Бахчисарай
С
им
ф
ерополь
Эмблемы общин
городов,
входящих
в Ассоциацию
крымских
караимов.
Г
е
рб города
Д
ж
уфт Кал
е. 143
у о
Мелитополь
Се
в
астополь
Д
ж
у
фт К
ал
е
Но один земельный герб имеется и в караимской символике. Это герб
города Джуфт Кале. Многим этот пещерный город в окрестностях Бахчисарая
известен под названием Чуфут Кале. Но правильное, тюркское произношение
его именно Джуфт Кале, что означает двойной город. Те, кто
посетил этот памятник истории караимского народа, помнит, что город вернее, его руины разделен стеной на 2 части. Вот откуда пошло это название.
Джуфт Кале расположен на одном из отрогов Крымского предгорья.
А под ним в долине находится уже упоминаемое древнее караимское
кладбище с рощей священных дубов. Все это подсказало авторам элементы
герба этого удивительного города. Французский щит пересечен на 2
равных поля, верхнее рассечено пополам.
В верхней части герба на правое золотое и левое серебряное поля соответственно
положены черные капкан и сэнэк. На нижнем лазоревом поле стилизованное геральдическое изображение золотого дуба с двумя
золотыми желудями справа и слева.
Каждый народ имеет свою национальную культуру обряды, обычаи,
легенды. Элементом этой культуры является и национальная символика,
пришедшая из глубины веков и сохранившаяся до наших дней. На древних
стенах Джуфт Кале до сих пор, присмотревшись можно увидеть высеченные
капкан и сэнэк. Древнего города уже нет, опустели улицы и кенасы,
разрушились дома.
Но многочисленные экскурсанты только здесь узнают о караимах маленьком
тюр 1ском народе. А пройдет еще несколько десятков лет, и караимов
не станет. Они растворятся в других национальностях и языках. Но
останется, должна остаться их культура. И через много лет археологи,
краеведы, этнографы в двурогой пике и боевом щите увидят след малого,
но славного народа 144
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ефетов Г.Б. "След малого, но славного народа" (национальная эмблематика крымских караимов) (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|