| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №70. (2004) › Стукалова Т.Ю. От золотых жаб до золотых лилий: десять столетий французской средневековой вексиллологии (конец V - начало XVI в.) | ||||||
Стукалова Т.Ю.
От золотых жаб до золотых лилий: десять столетий французской средневековой вексиллологии (конец V - начало XVI в.)// Гербовед. №70. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 4 (70). С. 33-54, цв. вкладки 2-3 Аннотация: «Первые государственные французские символы появились еще в конце V в., когда на белом знамени основателя франкского государства Хлодвига появились изображения трех золотых жаб, а затем - трех золотых лилий. После принятия христианства белое полотнище сменилось на синее, но три лилии остались, став подлинной эмблемой Франции». В эту великолепную фразу уважаемый профессор и доктор исторических наук В.Г. Бурков сумел вместить аж семь столетий французской истории. Полагаю, было бы полезным несколько развернуть это чересчур лапидарное высказывание. Об авторе публикации/статьи: Стукалова Т.Ю. Просмотр публикации в формате PDF: › Стукалова Т.Ю. От золотых жаб до золотых лилий: десять столетий французской средневековой вексиллологии (конец V - начало XVI в.) (2004)
› См. также другие статьи автора: Стукалова Т.Ю.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 84589 знаков (с пробелами)
Т Стукалова, к н., Москва от з л тых Ж 1Б до золотых ЛИЛИЙ Д8GЯТЬ GТОЛ6ТИЙ GР6ДП6.G6К G Й ФР 1ПЦVЗGКОЙ В6КGИЛЛОЛОГИИ КОП6Ц V XV G. см. илл. на 2 и З стр. цв. вкладки Первые государственные французс 1ие символы появились еще в 1он V в., 1огда на белом знамени основателя фран 1с 1ого государства Хло lJига появились изображения трех золотых жаб, а затем трех золотых илий. После принятия христианства белое полотнище сменилось на сиII но три лилии остались, став подлинной эмблемой Франции 1В эту лиIшлепную фразу уважаемый профессор и доктор исторических нау Бур 1ов сумел вместить аж семь столетий французс 1ой истории. Пола было бы полезным нес 1олько развернуть это чересчур лапидарное 11азывание. Прежде всего о трех золотых жабах, которые якобь 1украшали знамя Хлодвига 482t5 Это всего лишь легенда, созданная почти через де ять столетий post faсtum. Современные документы от 497 г. а Хлодвиг 1стился 25 де 1абря 496 г. письма Авита, архиепископа Вьеннского, и пы Анастасия, в которых королю франков приносятся поздравления по учаю 1рещения, не упоминают никаких чудес, сопровождавших это ытие. Григорий Турский t593 г. написавший свою Историю франI в менее чем через сто лет после крещения Хлодвига, описывая это бытие и упоминая всякие мелкие чудеса перед обрядом, ни словом не молвился о таком важном чуде, ка 1превращение язычес.ких жаб в хриианские лилии.3 То же относится и к хронике Фредегара t 660 г 4 Vita nсti Remigii написанная Хинкмаром, архиепископом Реймса 842t882 ссказывает о чуде голубки, принесший для крещения Хлодвига ампулу святым елеем рис. 15 Эту последнюю легенду повторяет реймский нах Флодоард в Истории Реймской церкви середина Х в 6 Первоначальным вариантом красочной истории о превращении жаб в 1илии мы обязаны безвестному монаху аббатства Жуайенваль, некогда 1сполагавшегося в Шартрском диоцезе к северо западу от Парижа. В рвой половине XIV в. этот монах сложил весьма посредственную в ху жественном отношении поэму на латыни, в которой впервые и была 1сс 1азана следующая история Перед сражением с неким тираном Конфлаком на щите язычника Хло ига вдруг появились три золотые лилии в лазоревом поле вместо его ычных полумесяцев7 Сражаясь этим оружием, Хлодвиг ощутил небываJ й прилив сил и одержал победу над противником. Королева Клотильда 33 потом призналась своему мужу, что жившему неподалеку христианскому отшельнику было видение ангел принес щит, украшенный лилиями. Она сказала также, что три лилии символизируют святую Троицу, давшую Хлодвигу победу, золотой цвет их означает вечность его власти, а лазурь небо, которое Христос даст Хлодвигу, если тот крестится. И оставив своих языческих богов Юпитера и Меркурия, Хлодвиг отправился искать св. Ремигия, чтобы принять крещение Легенда была воспринята сразу. Уже как историческая правда она включена Раулем де Прель в предисловие к переводу Града Божьего который он сделал по заказу короля Карла V между 137 1и 1375 г. Тогда безымянный отшельник был заменен св. Дионисием, покровителем Франции несколько позже в XV в. полумесяцы lступили место жабам,9 а герб Хлодвига иногда превращался в его знамя 1рис. 2 Нет никаких сомнений, что знамя у Хлодвига было. Всю свою жизнь он провел в военных походах и сражениях, где знамя являлось центром управления войском оно обозначало командный пункт и место сосредоточения, указывало направление движения в походе, наступление или отход, призыв о помощи в бою. Известны знамена современников Хлодвига Одоакра t493 г. и Теодориха Великого t526 г Первый был вождем германского племени скиров и начальником наемного отряда на римской службе. В 476 г., подняв мятеж, он низверг последнего императора Западно Римской империи Ромула Августула и провозгласил себя королем. Тео дорих Великий, король остготов 482 526 был счастливым соперником Одоакра, которого он убил в 493 г. Знамя Одоакра было трехцветным черно золото зеленым, а Теодориха бело золотым. Оба знамени были увешаны бубенцами что позволяло на слух определить их местонахождение даже в темноте. Посколькi оба вождя довольно тесно оприкасались с римской военной культурой, 1можно предположить, что по конструкции их знамена аналогичны знаменитому лабаруму Константина Великого t337 г. который в свою очередь является наследником кельтского лабарума. 13 Следовательно, эти знамена представляли собой кусок ткани на поперечине, прикрепленной шнурами к копьевидному древку. 4 Надо полагать, что и знамя Хлодвига, короля франков, являло собой нечто подо ное. Согласно преданию, в 507 г. в сражении при Вуйе in сampo Vogladinse в 1О римских милях от flуатье, новообращеr 1ный христианин Хлодвиг приказал нести перед войском в качестве знамени плащ св. Мартина и, победив вестготов ариан, собственной рукой убил их короля Алариха. 15 Но есть и решительные возражения, например, Ш. Дю Канжа, французского эrудита XVII в., против того, что плащ апостола Галлии служил знаменем. 1Можно, однако, предположить, что знамя франков имело голубой или синий цвет как символ плаща св.Мартина, и со временем произошло их отождествление. Саму же реликвию могли выносить к войску для поднятия боевого духа перед сражением. Тому известны примеры, правда, более позднего времени так, при осаде Шартра норманнами в 9 г. к защитникам города на стены выносили тунику св. Девы Марии. 17 34 Не осталось никаких достоверных свидетельств о знамени меровингt их I 0ролей. Но св. Мартин всегда считался особым покровителем динатии его плащ лат. Сарра хранился в их домовой церкви капелле. Надо п лагать 8 что и воинское знамя оставалось голубым ornamenta сoeruli с loris 1В 732 г. Карл Мартел t74 1г. разгромил при П атье сарацин, и плащ св.Мартина увидел вал отступавших захватчиков 1 О знаменах. внука Мартела Карла Великого 768t8 14 известно неt олько больше, так как сохранились изобразительные памятники. То, что Г 1число их не входила орифламма auriflamma золотое пламя уже доI зано, и об этом речь пойдет ниже, согласно хронологии. Мозаики в триклиниуме Латеранского дворца пап римских, созданные t 798 800 гг.20 и еще существовавшие в XIX в., представляют два знамеttи, связанные с именем Карла Великого. Первое из них яf ко зеленое, усеянное множеством золотых искр неопределенной формы 2 1называлось римским или латеранским Оно было вручено папой Львом I 0ролю франков как патрицию города Рима вместе с ключами от могилы постолов 796 г 22 Именно оно изображено на мозаике Передача новой толы св. Петром рис. 3 Легенда под мозаикой гласит Святой Петр, д й жизнь папе Льву и победу Карлу 23 Луи де Буйе, посетивший Рим, лично составил более точное описание этого знамени древко зеленое навершие копья голубое слева и белое справа, кисть под навершием сине бело красная фон знамени темнозеленый, затканный золотом, он несет 5 колец 2 2 1имеющих белый центр, зеленый фон и красную окружность полотнище с тремя фестонами и не окаймлено 24 Как мы Iзидим, это знамя по конструкции уже не является хоругвью полотнище прикреплено прямо к вертикальному древку. Другая мозаика представляет Иисуса Христа, сидящего на престоле и вручающего ключи и знамя двум коленопреклоненным фигурам священнику и воину. Первый, скорее всего, св. Петр второй, судя по некоторым значимым деталям, Карл Великий.25 Знамя красное с 6 розами, бразованными из золотой середины, голубого и красного кругов, и поI рыто 14 или 16 золотыми крестиками. Древко завершается белоI расным шаром, на который водружен белый крест под шаром бело 1расно голубая кисть 26 Как отмечает Г.Дежарден, давший это описание, своим пурпурно красным цветом и крестом знамя Карла Великого перекликается с лабарумом Константина Великого, а золотые розы являются символом царства Христова.27 Как мы увидим в дальнейшем, это последнее знамя имеет немало общего и с орифламмой Капетингов по всей вероятности, именно оно в Песни о Роланде называется орифламмой Карла Великого Вот дословный перевод фрагмента Песни о Роланде из самого ран него англо нормандского Оксфордского списка около середины XII в. 3084 Десятая колонна это бароны Франции 3090 У них щиты с личными знаками, Они снаряжены и требуют сраженья 35 Монжуа кричат с ними Карл Великий. Жоффруа д Анжу несет орифламму Она святому Петру принадлежала и имела названье Римлянка Но на Монжуа она его сменила 28 Из позднейших списков поэмы и французских, и немецких исчезает сначала упоминание о римском знамени св.Петра, потом об орифламме 2 и наконец, Карл Великий уже сам несет обычное знамя enseigne 9 Кстати, и Жоффруа Анжуйский не был знаменосцем Карла. Само понятие графства Анжу сформировалось только в конце IX в., до того эти земли назывались областями по ту и эту сторону реки Мэн управлялись двумя назначаемыми графами и входили в обширную марку Робера Сильного, предка Капетингов t866 г Родоначальником династии графов Анжуйских считается Ингельгер, живший в конце IX в. его сын Фульк Рыжий 5 июля 905 г. впервые отмечен в грамоте как вице граф Аюкера и Тура, 30 то есть эти земли были его должностными а не родовыми владениями. Первый граф Жоффруа Анжуйский по прозвищу Гризогоннель Серый Плащ внук Фулька Рыжего, жил во второй половине Х в. и умер в 987 г. Если верить Анжуйской хронике XII в. то ок.978 г. именно он нес королевское знамя в сражении с датчанами,3 1но королем тогда был Лотарь 954t986 В дальнейшем имя Жоффруа стало родовым и встречается в каждом колене графской династии на протяжении XI XII вв.32 Так что использование образа Жоффруа Анжуйского вполне адекватно что для середины XII, что для конца XI в. к этой последней дате некоторые специалисты относят первоначальный записанный текст Песни 33 Кроме того, графы д Анжу являлись авуэ advoсatus т светскими защитниками аббатства св.Мартина Турского Сен Мартен де Тур и как таковые возглавляли военные походы против врагов аббатства обширным владениям и богатству которого, заметим, позавидовал бы и сам король и имели привилегию носить vexillum Sanсti Martini о чем неоднократно упоминают местные хроники XI XII вв.34 Знамя св. Дионисия будущая орифламма из той же серии, и первоначально считалась хоругвью знаменитого аббатства для его владений в Вексене. В конце XI в. после 1076 8 1г. французский король Филипп 060t 08 захватил графство Вексен как выморочное имущество своего вассала и, выдержав жестокую войну с Вильгельмом Завоевателем, герцогом Нормандским 1035t 1087 и королем Англии 1066 1087 в 1092 г. инвестировал этим графством своего первенца летнего Людовика, будущего VI 08t 37 Во Второй Вексенской войне 1097 1098 гг. 15 летний принц уже лично руководил военными операциями. Аббатство СенДени имело в Вексене обширные владения и нескольких авуэ, среди которых теперь был и молодой принц. 35 В начале XII в. Капетингская монархия, только только начавшая выбираться из глубокой ямы феодальной анархии, была еще очень слаба. 36 В 24 г. положение короля Людовика VI казалось почти что отчаянII Iм против него выступили Англия и Священная Римская империя, папа 1лиI ст II готовился присоединиться к ним. В июле коалиция между Генрих м I Боклерком 00t 35 и его зятем императором Генрихом V 05t 25 окончательно оформилась, германцы вторглись в восточные ласти Франции страна оказалась перед лицом величайшей опасности. В этих обстоятельствах Людовик VI при активной поддержке Сугерия, бата Сен Дени 22t 5 1обратился ко всему народу своего королева и, чтобы спасти Францию, принял оружие перед алтарем св. Дионисия главного покровителя королевства и особого патрона династии. Большие Французские хроники составленные в Сен Дени монахом Приматом последней трети XIII в., сообщают нам, что крупнейшие вассалы короны, презрев старинную вражду между собой и с королем, в присутствии короля ставили поистине национальную армию.36 Король принял знамя из рук аббата как граф де Вексен. По крайней мер та 1с 1азано в грамоте от 24 г. Знамя с алтаря святых мучеников т Дионисия, Рустика и Элевтера Т которым принадлежит и рафство Вексен, которое от них мы в лен имеем, увидеть удостоились, обычаям древних предков наших служа и подражая, по праву знаменосца графу де Вексен принадлежащему, подняли но до этого ремени документы аббатства нигде не упоминают ни о самом знамени св. Дионисия vexillum Sanсti Dionysii ни о существовании должности знамеI юсца signifer 37 Более того, король, держа земли в лен от кого бы то ни ыло, никогда не исполнял никаких вассальных обязанностей.38 Не была J и эта торжественная и очень значимая для французских грандов церемония освящения знамени на алтаре св. Дионисия специально придумана двумя очень неглупыми политиками аббатом Сугерием и королем ЛюдовиI 0м VI именно для данного конкретного случая Да и сама грамота, возможно, была продиктована аббатом Сугерием уж больно искусно в нее введены тонкие и точные намеки на существование давней традиции такого рода, хотя прямо нигде ничего не заявлено историки до сих пор на них попадаются. Не известно, как выглядело это знамя. Ш. Дю Канж полагал, что оно ыло сделано как церковная хоругвь, которую обычно носят во время процессий она квадратная, вырезанная фестонами в разных местах внизу, у 1рашенная бахромой и привязанная вверху к горизонтальной палке, которая ее держит расправленной, и имеет древко в форме копья. Большинство писателей добавляют, что ее материей был шелк или тафта, ее цвет красный 3 Следует заметить, что по крайней мере до конца XII в. ни в грамоте 24 г., ни в ранних списках Жизни Людовика VI Толстого написанной Сугерием известно три списка XII в. и один XIII в. ни в других письменных источниках исключая уже цитировавшийся отрывок из Песни о Роланде и поддельную грамоту от 25 января 997 г., якобы данную аббатству Сен Дени королем Робером Благочестивым не встречается название 37 орифламма и тем более не отождествляются vexillum Sanсti Dionysii и орифламма.40 Ш. Дю Канж отметил фрагмент из Gesta Ludoviсi VII гл.4 где упомянут vexillum B.Dionysii quod galliсe orif ambe diсitur Знамя блаженного Дионисия, которое по французски называется орифламмой но ныне этот текст признан поздним латинским переводом французской хроники XIII в.4 1 Однако хроника Псевдо Тюрпена и Рифмованная хроника Филиппа Муске XIII в. показывают, что уже в конце XII в. Филипп Август 80t 1223 внук Людовика VI, проявлял большой интерес к Карлу Великому. Мечтая возродить Францию в границах, которых достиг Карл, молодой король даже приказал во время своей коронации нести большой меч Карла Великого. 42 Именно в это время зарождается традиция соединять личность короля с образом Карла Великого и возвеличивать связанное с ним славное прошлое. 43 Вот отрывок хроники, созданной вскоре после 1200 г., в котором описаны события 90 г. перед крестовым походом Филиппа Августа Король Филипп к церкви блаженнейшего Дионисия мученика, Франции особого покровителя, поспешил, чтобы этому святому себя и королевство преданно коммендировать т отдать под защиту и покровительство Т таким образом предков благоговению стремясь подражать, ведь по примеру короля Карла Великого, который первый орифламму или знамя святого Дионисия поднял, от врагов защищая христиан, Святую землю освободил. Это знамя от алтаря славного мученика приняв по обычаю на основании графства Вексен 44 Отзвуком тех же идей являются и витражи Шартрского собора, посвященные Карлу Великому созданы после 122 1г. Карл Великий приносит реликвии в Аахен Карл Великий приказывает построить церковь во имя св. Иакова Взятие Памплоны Карлом Великим Роланд трубит в рог и рубит скалу в Ронсевальском ущелье и др. 45 Ценнейшим свидетельством для нас является хроника Гервазия Кентерберийского конец XII начало XIII в. в которой показано, что знамя св. Дионисия могло быть поднято и в случае довольно небольших военных экспедиций, вроде похода против графа Фландрского, а самое важное хронист объясняет, что красный цвет этого знамени означает войну без жалости, в которой альтернативой победы могла быть только смерть король Франции Филипп нес знамя короля 1 Карла, которое со времени этого государя и до наших дней было во Франции знаменем смерти или победы signum mortis vel viсtoriae 46 В 12 14 г., когда Франции угрожс 1ла серьезная опасность от соединенных сил английского короля Иоанна Безземельного 99t 12 16 императора Оттона IV Брауншвейгского 1208 12 15, t 12 18 и ряда восточнофранцузских сеньоров во главе с Рено де Даммартен, графом де Булонь 90t 1227 Филипп Август воспользовался идеей своего деда Людовика VI, чтобы объединить своенравных вассалов под знаменем, освященным национальным патроном. Вильгельм Бретонец, ученый капеллан и придвор 38 ный историограф Филиппа Августа, в Филиппиде закончена ок. 1225 г. дал описание знамени см. рис. на 2 й стр. цв. вкладки которое развевалось над французской армией в битве при Бувине 27 июля 12 14 г. где Вильгельм лично присутствовал Простое знамя, вытканное из простого шелка, ярко красного великолепия, подобное тем, которыми прежде пользовалась церковь, которое называется золотым пламенем орифламмой на народном языке и которое во время войны предшествует другим знаменам, и аббат Сен Дени по обычаю передает его кр юлю всякий раз, когда тот брал армию и отправлялся в сражение Для этого времени мы имеем и замечательный материальный памятник, практически синхронный событию, витраж собора Нотр Дам деШартр, датируемый 1225 1230 гг. он представляет св. Дионисия, вручающего знамя Жану Клеману, сиру дю Мец ан Гатине, маршалу короля Франции 12 14 1226 48 Оно ярко красного цвета в форме банньера с пятью косицами, прикреплено к древку в трех местах рис. 4 Следующее свидетельство принадлежит перу Жана де Жуэнвилль, написавшего Историю Людовика Святого в конце XIII в. окончена 1309 г Автор сам участвовал вместе с этим королем в крестовом походе 1248 125 1гг. Знамя св. Дионисия, которое плыло на другом корабле перед 1оролем К нашему правому борту подошла галера, на которой находилось знамя св. Дионисия Когда король узнал, что знамя св. Дионисия уже на земле 49 Жуэнвилль не дал описания этого знамени, но ероятно, оно выглядело как то, что изображено на витраже Шартрского обора, а может быть, и было тем же самым, как полагают некоторые историки. По всей вероятности, это знамя св. Дионисия погибло в сражении при Мансурахе 8 февраля 1250 г. Тогда король приказал гонфанону в. Дионисия и своим банньерам, чтобы они уходили справа к реке Мусульмане сбросили все другие отряды вместе с отрядом короля в реку там разгром был столь велик, что река покрылась копьями и щитами, лошадьми и людьми, которые тонули и гибли 50 Во всяком лучае среди счетов аббатства Сен Дени за 1286 1287 гr. отмечен один pro vexi lo beati Dionysii reparando на восстановление знамени блаженного Дионисия 5 1 В XIV в. судьба национальной святыни Франции была столь же драматичной. В самом начале столетия 18 августа 1304 г. в сражении при Монс ан Певель во Фландрии орифламма теперь это ее единственное азвание была взята фламандцами после гибели стража орифламмы Ансо Ансельма де Шеврез Назавтра нашли орифламму, лежавшую среди поля, которая там всю ночь пролежала. И была найдена в двух лье т ок. 9 км от места сражения Т 52 Вильгельм Гиар, автор рифмао нной хроники Branсhe des гоуаuх lignages бывший знаменосцем OpJ I энского отряда в начале Фландрской кампании, описал ее так Ориф мма это банньер простого красного шелка безо всякого изоГ ражения 53 39 Фландрская хроника первая половина XIV в. сообщает нам, что в сражении при Касселе 23 августа 1328 г. Мессир Миль де Нуайе поднялся на своего большого боевого коня, покрытого кольчужным доспехам, и держал в руке копье, к которому была прикреплена орифламма пурпурно красного шелка, наподобие гонфанона с тремя косицами и с кистями зеленого шелка 54 Большие Французские хроники в главе, относящейся к правлению Филиппа VI де Валуа 1328t 1350 дают несколько иное описание орифламмы пурпурно красного шелка в виде гонфанона с двумя косицами и вокруг кистями зеленого шелка 55 Эта последняя орифламма развивалась над французской армией в битве при Креси 1346 г. рис. 5 при Пуатье 1356 г. при Роозбеке 1382 г. при Азенкуре 14 15 г. из за отсутствия короля она не была развернута. На миниатюре, иллюстрирующей трактат Жана Голена о коронации королей Франции, созданный около 1372 1374 гг., изображено знамя довольно маленького размера, сделанное из красного узорчатого шелка и завершающееся мало заметными разрезами или зубчиками в количестве 13 штук.56 На копии миниатюры, сделанной Гэньером с манускрипта, некогда хранившегося в библиотеке целестинцев, эти зубчики выглядят как бахрома рис. 6 Иллюстрации t рукописи, сделанные ок. 14 1О г. и представляющие серию сражений при Касселе, Креси и Пуатье, изображают огромную орифламму, довлеющую над сражающимися и над всеми другими знаменами ярко красная ткань усеяна беловатыми пятнами отблесками и имеет пять косиц. 5 Рукопись Хроник Жана Фруассара t ранее 1404 г. из собрания Национальной библиотеки Франции, датируемая временем Людовика XI 146 1t 1483 представляет орифламму в сражении при Пуатье следующим образом длинный и очень узкий банньер с двумя косицами и надписью JOIE DE SAINT DENIS радость св. Дионисия под навершием древка красная кисть и два длинных золотых шнура 58 В том же манускрипте орифламма при Роозбеке имеет ту же форму, но ткань усеяна чем то вроде золотых языков пламени, несет у древка полусолнце и увенчана голуб кой.59 Рукопись тех же Хроник из библиотеки Арсенала, датируемая ок. 1520 г., на миниатюре, представляющей сражение при Р.оозбеке, также изображает орифламму в виде красного, очень узкого банньера с двумя косицами и распростершей крылья голубкой в качестве навершия древка 60 Согласно традиции, король поднимал орифламму, только когда шел сражаться за веру и Церковь или для защиты своего королевства Наследники после него брали всякий раз когда турки или язычники воевали, которые были полностью грешны, или лже христиане осужденные 6 1После больших колебаний орифламма была поднята при Роозбеке и только потому, что папа Клемент VII назвал фламандцев неверующими и вне веры 62 Орифламма не поднималась в 1386 г., ко 40 гда намечалась экспедиция против Англии, так как она орифламма Т должна браться только для защиты королевства, а не когда хочешь завоевать другую страну 63 И в целом орифламма не использовалась для осад или мелких стычек, а только для регулярного сражения, считавшегося в ту эпоху чем то вроде Божьего суда. Когда навязанное противником сражение становилось неизбежным или король сам решал дать его, то только в этот момент следовал приказ развернуть орифламму до того страж орифламмы носил ее на груди то есть поднять на копье над войском, это означало начало открытой войны.64 Церемония подъема орифламмы levйe de l oriflamme которая известна нам главным образом по источникам последней трети XIV в., проводилась в Сен Дени обязательно в присутствии государя реликаии св. Диониия а с 1392 г. также и реликвии Людовика IX Святого выставлялись на лтарь святых мучеников Дионисия, Рустика и Элевтера65 аббатской церкви 1ороль входил без головного убора и без пояса и бросался перед ними ниц. После того, как он приносил клятву на реликвиях, аббат клал под корпораль на алтаре сложенную орифламму, потом передавал ее королю рис. 7 Король брал ее и в свою очередь передавал одному из рыцарей, обычно зрелого возраста и испытанной верности, прославившемуся своей храбростью и военным опытом. Этот рыцарь таким образом становился стражем орифламмы gaгde de l oriflamme, porte orifiamme Одновременно с принятием орифламмы он получал причастие, потом Iюроль целовал его в губы, и страж орифламмы приносил традиционную I пятву, стоя коленопреклоненным и с обнаженной головой рис. 6 Вот 1тятва, которую приносит рыцарь, которому король поручает носить орифламму. Вы клянетесь и обещаете на драгоценном теле Иисуса Христа священном, здесь присутствующем, и на телах монсеньора святого Дионисия и его спутников, которые здесь суть, что Вы верно в вашем лице будете держать и управлять орифламмой монсеньора короля, здесь присутствующего, к чести и пользе его и его королевства. И предвидя смерть или другое несчастье, которое могло бы случиться, ее не покинете. И исполните свой долг полностью, как доброму и верному рыцарю надлежит сделать по отношению к своему сюзерену и законному сеньору 66 После этого он, держа орифламму со всем возможным почтением, давал ее поцеловать всем присутствующим рыцарям потом вешал себе на шею и так шествовал впереди короля вплоть до того, как встречали врага. На поле битвы страж поднимал орифламму на копье и становился во главе войска.67 Честь носить орифламму была весьма опасной, ибо в сражении именно на страже сходились вражеские удары, а он должен был без боязни к врагу идти вперед и до самой смерти защищать довеQен ую ему реликвию Ансо де Шеврез при Монс ан Певель 1304 г. 68 и Жоффруа де Шарни при Пуатье 1356 г. этот долг исполнили до конца.69 При Креси 1346 г. орифламма была разорвана в клочья, а ее страж Миль де Нуайе серьезно ранен.70 4 1 После сражения или похода орифламма торжественно возвращалась обратно в церковь аббатства Сен Дени на хранение.7 1Но во второй половине XIV в. функции стража стали постоянными на некоторый период так, Арнуль д Андреан Одреан отправлял эту должность в 1368 1372 гг. Пьер де Вилльер, сир де Л Иль Адам, в 1372 1382 гг., Ги де Ла Тремуй в 1383 г. Вильгельм де Бард в 1383 1397 гг. Пьер д Омон, сир де Крам.хази, в 1397 14 14 гг. Вильгельм Мартел, сир де Баккевилль, в 14 14 14 15 гг. 2 Долгое время страж орифламмы не имел ничего, кроме славы, за свою опасную службу но в середине XIV в. он стал получать пенсию из королевской казны. Документ Счетной Палаты от 1октября 1372 г. свидетельствует Сеньор де Нуайе был поддержан Большим Королевским Советом пенсией в 2000 ливров и долгое время спустя после того, как ему было приказано носить орифламму, и от этого он не имел ничего, за исключением того времени, когда он носил орифламму и был на содержании короля. Так же, мессир Жоффруа де Шарни был поддержан Большим Королевским Советом пенсией в 1ООО ливров и после того ему была доверена орифламма безо всякого увеличения, как выше, на все расходы. Так же, маршал д Оденам д Андреан Т когда оставил маршальскую должность, был поддержан Большим Королевским Советом пенсией в 2000 ливров, потому что он не взял ничего от короля и был старым человеком, и ничего не получил за ношение орифламмы 73 Как ни старался Карл V 1364t 1380 возродить прежнюю мистическую жизнь орифламмы, традиция постепенно угасала. В 14 15 г. орифламма впервые была поднята в отсутствие короля74 Карл VI 1380t 1422 с 1392 г. страдал уже глубоким безумием в 14 15 после сражения при Азенку,Rе 25 октября 14 18 гг. стражами орифламмы были случайные люди. 5 Кабошьенский ордоннанс от 26 27 мая 14 13 г. упразднил денежную пенсию стра У по крайней мере на те годы, когда орифламма не поднималась. 76 В 14 17 и 14 18 г. вопреки традиции орифламма использовалась в гражданских войнах, и была поднята каждой из враждующих сторон и Бургундцами и Арманьяками 77 В 1465 г. в церкви Сент Катрин дю Валь, принадлежавшей аббатству Сен Дени, король Людовик XI 146 1t 1483 поднял наследн цу орифламмы красное знамя с двумя фестонами, на котором изображено солнце в сопровождении четырех золотых крестиков перед сражением со своими подданными членами Лиги общественного блага при Монлери.78 ORифламма уходит в предания как Богом данная в великой милости 79 как посланная небом в великой тайне 80 как вечно живой символ, дарующий победу над врагом.8 1 Орифламма возвратилась на вечное хранение в Сен Дени. В инвентаре сокровищницы аббатства от 1505 г. упоминается некое знамя, которое монахи называли орифламмой. В 1534 г. комиссары Счетной Палаты, проводившие инвентаризацию той же сокровищницы, нашли там знамя очень толстой шелковой ткани с фестоном посредине на манер гонфа 42 нона, очень ветхое, обернутое вокруг палки, покрытой позолоченной медью, с длинным и острым копьем на конце 82 В 1594 г. отмечено, что тI ань наполовину съедена молью.83 В 1505 г. орифламма была прикреплена к столбу близ могилы св. Мучеников, позднее ее держал один из ангелов, окружавших алтарь. В 1626 г. могила и алтарь XII в., лишившиеся своего драгоценного убранства во время религиозных войн XVI в. и разрушенные временем, были разобраны окончательно и заменены новым мраморным произведением скульптора Тома Бодена. Вместе с ними исчезла и орифламма во всяком случае к началу XVIII в. ее уже не существовало. 84 Однако, ни знамя св. Дионисия, ни тем более орифламма изначально Iе являлись собственно королевскими знаменами. Но таковое, несомненI ю, существовало, хотя упоминания о нем буквально единичны. Аббон, монах Сен Жермен де Пре t923 г. в своей поэме об осаде Парижа норманнами в 885 886 г. писал, что двое знаменосцев поспешают из добро о города и поднимаются на башню, неся на своих копьях знамена цвета афрана, столь грозные в глазах датчан 85 Но чьи это были знамена аузлина дю Мэн, епископа Парижского 884t886 руководившего защитой города, или Эда, графа Парижского будущего короля, 888t898 в тот момент оборонявшего башню В любом случае не королевские, ибо избран ый король Карл Толстый 884 887, t888 находился тогда далеко от осажденного Парижа в Вормсе.86 Реймский монах Рихер в Четырех книгах истории конец Х в. говорит о знамени короля Эда, не называя ни цвета го, ни формы.87 Анжуйские хроники XII в. упоминают королевское знамя, разрезанное на языки vexillum regis lingulas опять таки не описы ая цвета, в сражении, данном датчанам близ Парижа ок.978 г.88 Следующее замечание относится уже к середине XII в., к крестовому походу короля Людовика VII 37t 80 Gesta Ludoviсi VII первоначальный текст которых датируется XIII в., сообщают, что в сражении во l ригийских горах в 47 г. Жоффруа де Ранконь нес королевский банньер i die Gaufridus de Raпсonio gerebat regis baneriam и это не ыло знамя св. Дионисия, которое несли перед ним baneriam quam praeedebat vexillum beati Dionysii 89 И опять нет никаких указаний на цвета и изображения на этом банньере, что не мешает некоторым иссле Ователям считать его лазоревым, усеянным золотыми лилиями.90 Вне всякого сомнения банньер от готск. Bandi знак,9 1или германск. and знамя или, точнее, гонфанон от франксt Gunfano боевое знамя 92 то есть узкое полотнище с двумя, тремя, четырьмя или пятью коси, 1ми, было у каждого французского короля, по крайней мере, начиная с I уго Капета 987t996 Как и всякий сеньор а Гуго до вступления на коро вс 1ий престол носил титул герцога Французского в 956 987 гг. имевший 1раво созывать бан и вести войско в поход ост король собирал его под вой гонфанон как символ военной власти и знак главнокомандующего на го королевский гонфанон вассалы ориентировались в походе и ера 43 жении. Гонфанон указывал местонахождение короля, и его нес знаменосец signifer, port йtendart всегда рядом с государем. Тому есть материальное подтверждение печать Людовика VI, короля соправителя Филиппа 1от 00 г., на которой Людовик изображен с гонфаноном в три косицы, полотнище разделено на три вертикальные полосы рис. 8 93 Правление его внука Филиппа Августа дает исследователям полноценные нарративные и изобразительные сведения. Гонфанон этого государя нарисован на краю листа в манускрипте, датируемом ок. 85 90 г., из библиотеки аббатства Сен Виктор де Пари рис. 9 94 Первым знаменосцем Филиппа Августа считается Вильгельм де Рощ сир де Сабле t 1222 г 95 Надо полагать, именно этот гонфанон описан Вильгельмом Бретонцем в Gesta Philippi Augusti Они увидели королевское знамя в поле лазоревом золотые лилии, которое в тот день 27 июля 12 14 г. день сражения при Бувине Т нес рыцарь по имени Гапон де Монтиньи 96 Витраж Шартрского собора представляет нам королевское знамя банньер почти квадратное, лазоревого цвета, усеянное золотыми лилиями, в руках принца Людовика будущего VIII 1223t 1226 то есть ot 122 223 г. рис. 10 97 Во второй половине XIV в. королевский банньер, покрытый лилиями, благословлялся в Реймсе в ходе особой торжественной мессы во время процедуры коронации. Жан Голен в Трактате о коронации французских королей называет его суверенным знаменем короля 98 В самом начале XIV в. рядом с банньером короля появляется другой знак узкое длинное полотнище в форме вымпела, носивший название пенною pennon от старофранц. Репе птичье перо 99 Вильгельм Гиар писал Воины видят расписной королевский герб, его пеннонсель, вышитый шелком, и слышат клич Монжуа в полный гопос вокруг короля 100 Ордоннанс 1306 г. устанавливал, что когда король отправляется на войну, первый камергер несет банньер короля, первый валет valet tranсhant должен быть как можно ближе позади короля, неся его пеннон, который должен следовать за ним повсюд6 1куда бы король ни шел, чтобы каждый знал, где король находится Если же король не возглавлял армию в каком то походе, то его пеннон сопровождал лейтенанта короля tenens loсum regis, lieutenant du roi доел. держащий место короля то есть того, кто принял комаr JДование на С ЭбЯ., Так, например, Бертран дю Геклен в Испанской экспедиции 1365 г. имел треугольный пеннон лазоревого цвета с тремя золотыми лилиями. 102 В XV в. к пеннону присоединился штандарт йtendart знамя Первоначально между банньером и штандартом была заметная разница в форме. Первый являлся куском ткани почти квадратным, тогда как последний был более удлиненным соотношение длины и ширины могло быть разным 3 15 3, 16 2,5 и др. часто завершался двумя свободно развивающимися языками косицами И самое главное банньер и пеннон обычно несли герб короля, а штандарт и связанные с ним пеннонсо значки для личных отрядов короля девиз и или изображение. 44 Так, в 1437 г. при вступлении Карла VII 1422t 146 1в Париж его паж нес королевский штандарт, который в качестве своеобразного девиза имел множество золотых звезд и внутри них святого Архангела Михаипа, вышитого лазурью и чистым золотом 103 В 1449 г. при въезде того же короля в Руан хронисты отметили королевский штандарт красного шел 1а, усеянный золотыми солнцами со св. Михаилом в поле. 104 В первых 1ампаниях Итальянских войн штандарты несли символы Людовика XII 1498t 15 15 золото красные полотнища, украшенные дикобразом, иногда солнцем, 10 а иногда целой композицией, состоявшей из Св. Михаила, солнца и дикобраза под короной. 106 Итальянские войны, длившиеся более полувека и завершившиеся для Франции в 1559 г. Като Камбрезийским миром, с точки зрения военной организации государства стали вехой, отделившей средневековую эпоху от нового времени. В значительной мере эти перемены коснулись и знамен, 1оторые приобрели и новую форму, и новую символику. Однако королевский штандарт и пеннон, в XVI в. получивший название корнетт Франции сornette de Franсe всё тот же лазоревый, усеянный золотыми лилиями, благополучно просуществуют до конца монархии во Франции. ПРИМЕЧАНИЯ 1Бурков В Государственные эмблемы и символы стран Западной Европы. Учебное пособие. СПб., 1998. С. 18. 2 3 Reсueil des historiens des Gaules et de la Franсe. Paris, 1873. Т. IV. Р. 49 5 1 Турский Григорий. История франков. М., 1987. Кн. 2. Гл. 3 1С. 50 5 1 4 Historia franсorum epitomata рег Fredegarii sсholastiсum. Patrologiae сursus сompletus, series latina. Parisiis, 1853. Т. LXXI. Сар. XXI, сol. 586. Hinсmari arсhiepisсopi Rhemensis opusсula varia XXI. Vita Sanсti Remigii Rhemorum 6a rсhiepisсopi. РСС, t. сXXV, 1853. Сар. XXXVIII, сol. 160. Flodoardi сanoniсi Remensis Historiae Remensis Eссlesiae libri quattuor РСС. Т. сXXXV. L. 1сар. XIII, сol. 52. 7 По древней традиции язычество и ислам считались тождественными. Блок М. l ороли чудотворцы. М., 1998. С. 34 1 8 Tessier G. Le b кme de сlovis. Paris, 1964. Р. 143 144. 9 IЬid., р. 145. 10 Блок М. Указ.соч. С. 34 1и 342, сн. 409. Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995 Репринт 1890 г С. 365. 12 История Европы. М., 1992. Т. 2. С. 66. 13 Lombard Jourdan А. Monjoie et Saint Denis le сentre de la Gaule aux origines de Paris et de Saint Denis. Paris, 1989. Р. 2 18. 14 Бехайм В. Указ.соч. С. 365. 15 Histoire militaire de la Franсe. Paris, 1992. Т. 1Р. 9. 16 Цит. по Desjardins G. Reсherсhes sur les drapeaux franс ais. Paris, 1874. Р. 7 Dudonis deсani S. Quintini Veromand. De gestis primotum Normanniae duсum libri lres РСС, t. сXLI, сol. 645. 18 Цит. по de Bouille L. Les drapeaux franс ais. Etude historique. Paris, 1875. Р. 13. 19 Цит. по de Bou e L. Ор. сit. Р. 14. 20 Лебек С. Происхождение франков. V IX вв. М., 1993. С. 276. 45 2 1Desjardins G. Ор. сit. Р. 2,3. 22 IЬid. Р. 2, 6. 23 Егер О. Средние века. СПб., 1997 Репринт 1904 г С. 105. 24 de Bouille L. Ор. сit. Р. 14, note 2. 25 Ф. Контамин считает, что это знамя принимает император Константин. сontamine Ph. L oriflamme de Saint Denis aux XIV e et XV e sieсle Etude de symbolique religieuse et royale Annales de l Est. Nanсy, 1973 Т. 25, N 3. Р. 184, note 1 26 Desjardins G. Ор. сit. Р. 3 4. ТаЫ. 12. 27 IЬid. Р. 4. 28 Цит. по Hibbard Loomis L. L oriflamme de Fгапсе et le сri Monjoie au Xll e sieсle Le Моуеп Age. Bruxelles, 1959. Т. LXV. N 4. Р. 469. Перевод, данный в Библиотеке всемирной литературы М., 1976. С. 8 слишком волен для данного анализа. 29 Hibbard Loomis L. Ор. сit. Р. 47 1475. 30 Lot F. L origine de Thibaud le Triсheur Le Моуеп Age. Paris, 1907. Т. XI. Р. 170, note 1 3 1Цит. по de Bouille L. Ор. сit. Р. 29. 32 Жоффруа, первенец Жоффруа Гризогоннеля, умерший ранее отца Жоффруа Мартел t 1060 г. внук последнего Жоффруа Бородатый t 1097 г. племянник предыдущего Жоффруа IV Молодой t 06 г. племянник Жоффруа Жоффруа V Красивый Плантагенет t 5 1г. племянник Жоффруа IV Жоффруа, граф Нанта t 58 г. второй сын Жоффруа V Жоффруа, первенец Генриха II Плантагенета, умерший во младенчестве t 58 г. Жоффруа, брат близнец Ричарда Львиное Сердце, и т Riсhe Р. Les сarolingiens. Une famille qui fit l Europe. Paris, 1983. Р. 374 Pernaud R. Saint Louis et сrepusсule de la feodalite. Paris, 1985. Р. 122 123 33 Hibbard Loomis L. Ор. сit. Р. 469 470. 34 Например, сhronique de Saint Martin 1043 г. граф Анжуйский Жоффруа Мартел знамя св. Мартина в эту войну согласно обычаю имел сhronique d Anjou 1044 г. Жоффруа домогался помощи св. Мартина и затем, приняв малое знамя, поднял его на собственном копье, навстречу противнику устремился, подвергая себя опасности сhronique de Saint Maur sur Loir 1066 г. Мы жалуем вместе со знаменем св.Мартина, отправляясь в поход Год 1066, в правление короля Филиппа и молодого графа Жоффруа Анжуйского Щит.по Ga nd А. Traite historique et сurieux sur des anсiens enseignes et etendarts de Franсe. Paris, 1782. Р. 25 26. 35 Ва оих R. L abbe Suger et la vassalite du Vexin еп 24 Le Моуеп Age. Bruxelles, 1958. Т. LXIV. N 12. Р. 4, note 12. 36 Больше 60 тысяч рыцарей и пеших воинов, включая реймсцев и шалонцев, образовали первую баталию войска. Воины из Лана и Суасс9на в неменьшем числе составили вторую. Орлеанцы, воины из эгhампа и Парижа. вме сте с многочисленными отрядами из Сен Дени, верного короне, сформировали третью. Король, который встал во главе их, чтобы командовать, вдохновленный надеждой, которую он возлагал на поддержку своего небесного Т покровителя, сказал тогда С этим войском я буду сражаться бесстрашно и доблестно, сильный заботой наших святых патронов. Они меня воспитали как родного у себя. Или живому, они мне помогут. Или мертвого, они меня примут под свою защиту. Граф палатин Тибо и его дядя благородный Гуго, граф де Труа, который пришел, прервав войну, которую в ущерб Франции он вел против короля Людовика вместе со своим дядей королем Англии, привели четвертую баталию Герцог Бургундский и граф де Невер, который шел в авангарде, образовали пятую. 46 Доблестный Рауль, граф де Вермандуа, побуждаемый родством с королем и имеющий лучшее войско, поставил на правом фланге многочисленную милицию Сен Кантена и всей своей земли, одетую в доспехи и шлемы на левом фланге он расположил воинов из Понтье, Амьена и Бовэ. Благороднейший граф Фландрский с 10 тысячами своих храбрых людей и предупрежденный вовремя, он утроил это число занял центр. Совсем рядом соперничали друг с другом из за расположения на местности герцог Аквитанский Вильгельм, доблестный граф Бретонский, грозный граф Фульк Анжуйский их силы были бы еще больше, чтобы еще сильнее отомстить за оскорбление, нанесенное французам, если бы в том не препятствовали дальние дороги и краткость срока Оригинал в Национальном Архиве Франции. Цит. по Ga пd А. Ор. сit., р. 76 37 Barroux R. Ор. сit. Р. 7, 9. 38 Sugerii abbatis Saпсti Dioпys ber de rebus in administratione sua gestis. Сар. IV De Vilсassino РСС, Т. сLXXXVI, 1854. сol. 12 15. 39 Du сange сh. Dissertations ou refleсtions sur l histoire de Saint Louis du sire de Joiпville. XVIII. De la Ьапniиге de Saint Denis et de l oriflamme сolleсtion universelle des memoires partiсuliers relatifs а l histoire de Franсe. Paris, 1785. Т. Р. 19 1 40 Hibbard Loomis L. Ор. сit. Р. 478. 4 1IЬid сontamine Ph. L orflamme op.сit. Р. 188 датируется после 1274 г. и составлена, возможно, монахом Сен Дени Вильгельмом из Нанжи. 42 Ке у А. Еlеопог of Aquitaine and the Four Kings. сambridge Mass. 1950. Р. 20 1 228. 43 Hibbard Loomis L. Ор. сit., р. 479, note 25 Sivery G. Philippe Auguste. Paris, 1992. Р. 58 59. 44 Цит. по Hibbard Loomis L. Ор. сit., р. 480. 45 Vitraux de сhartres Revue Notre Dame de сhartres Turin, s Numero spссial. Р. 12 13, N 4 Villette J. Guide des vitraux de сhartres. Rennes, 1987. р. 104 6 7. 46 сontamine Ph. L oriflamme ор. сit. Р. 193. 47 Gui ume le Breton. Philippide сolleсtion des memoires relatifs а l histoire de Franсe. Paris, 1825. Т. XII. сhant XI, vers 32 40. Р. 32 1322. 48 Villette J. Ор. сit., р. 128. 49 de Joinvi le J. Histoire de Saint Louis, roi de Franсe Historieпs et сhroniqueurs du moyen вgе. Paris, 1952. сhap. XXXIII, р. 240 сhap. XXIV, р. 24 1сhap. XXXV, р. 24 1 50 IЬid., сhap. XLVII, р. 257 сhap. XL VIII, р. 258. 5 1Le tresor de Saint Denis. Paris, 199 1Р. 37, note 52. 52 lstoire et сhroniques de Flandre. Ed. Раг J Kervyn de Lettenhove. Bruxelles, 1879. Т. 1Р. 28 1По другим сведениям, разорванная надвое, она все таки была спасена Милем де Нуаее. 53 Guiart G. Branсhe des royaux lingnages. Paris, 1828. Т. 1Р. 69, vers 5 54. Данное описание орифламмы следует считать современным началу XIV в., хотя в поэме речь идет о Филиппе Августе. В.Гиар пользовался сочинением Вильгельма ретонца, о чем он сам сообщает в Прологе vers 334, р. 18 но у Бретонца описание иное. 54 lstoire et сhroniques de Flandres, ор. сit., р. 345. 55 Цит. по de Bouille L. Ор. сit., р. 25. 47 56 сontamine Pti. L oriflamme ар. сit. Р. 220. ТаЫ., N 5. 57 lbld., Р. 22 1ТаЫ., N 4, 6, 7. 56 De Bouille L. Ор. сit., р. 26. Эта миниатюра XV в., по видимому, отражает силь ное влияние современной традиции пеннона, о котором речь пойдет ниже. 59 lbld. сontamine Ph. L oriflamme ар. сit. ТаЫ., N 9. 60 De Bouil e L. Ор. сit. Р. 26. 6 1Guiart G. Ор. сit. Р. 70, vers 79 83. 62 сhronique de sire Jean Froissart. Paris, 1838. Т. 1Livre сhap. сXXV, р. 250. 63 Juvenal des Ursins J. Histoire de сharles VI, гоу de Franсe. Buсho с. сhoix de сhroniques et memoires sur l histoire de la Franсe. Paris, 1838. Т. Р. 357. Однако стражу орифламмы Вильгельму де Бард было выплачено жалование за период с 12 сентября по 18 ноября 1386 г. сontamine Ph. L oriflamme ар. сit. Р. 102. 64 сontamine Ph. L oriflamme ар. сit. Р. 2 14, note 1id. Guerre, etat et soсiete а la fin du moyen вgе. Etude sur l armee des rois de Franсe, 1337 1494. Paris, 1972. Р. 189. 65 Этот алтарь, построенный по приказу аббата Сугерия, находился в хорах. сontamine Ph. L oriflamme ар. сit. Р. 205, note 4. 66 Desjardins G. Ор. сit., р. 128 текст конца XV в. сontamine Ph. Guerre ар. сit., В 67 1текст 1365 г 7 Juvenal des Ursins J. Ор. сit., р. 337 du сange сh. Op.сit., р. 195 196 Desjardins G. Ор. сit., р. 13 сontamine Ph. Guerre ар. сit., р. 67 1 68 Благородный король Филипп IV Красивый Т увидел фламандцев и мессира Жильбера siс де Шеврез, который лежал мертвым перед ними с орис ламмой в руках lstoire et сhroniques de Flandre. Ор. сit., р. 278 9 Там храбро сражался и довольно близко к королю мессир Жоффруа де 77 В 14 17 г. Олив ье де Мони, кузен Бертрана дю Геклен, сторонник дофина Карла удущего Карла VII в 14 18 г. Мореле де Монмор, связанный с Бургундцами ontamine Ph. L oriflamme ор. сit. Р. 228, note 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Стукалова Т.Ю. От золотых жаб до золотых лилий: десять столетий французской средневековой вексиллологии (конец V - начало XVI в.) (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |