| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №70. (2004) › Пчелов Е.В. Рюрик: варяжское имя древнерусских князей | ||||||
Пчелов Е.В.
Рюрик: варяжское имя древнерусских князей// Гербовед. №70. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 4 (70). С. 24-32 Аннотация: Изучение антропонимии династии Рюриковичей - одно из наиболее активно и плодотворно разрабатываемых направлений в современной историографии Древней Руси. В круге исследуемых проблем находится и история скандинавских по этимологии имён в иноэтничной по происхождению древнерусской династии. Генеалогически первым среди них является имя основателя рода - «Рюрик», обоснованно возводимое исследователями к древнескандинавскому Hroerekr («могучий славой»). Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 41682 знаков (с пробелами)
Е Пчелов, к н., Москва РЮРИК Gi PЯЖGK06 ИМЯ ДР6ВП6РVGGКИХ КПЯЗ6Й Изучение антропонимии династии Рюриковичей одно из наиболее а 1тивно и плодотворно разрабатываемых направлений в современной историографии Древней Руси 1В круге исследуемых проблем находится и история скандинавских по этимологии имён в иноэтничной по происхождению древнерусской династии. Генеалогически первым среди них является имя основателя рода Рюри 1обоснованно возводимое исследователями 1древнес 1андинавс 1ому Hroerekr могучий славой 2 Любопытно, одна 1 0, что это имя всего лишь три раза встречается в именослове Рюри 10 вичей, причём в XI XII вв. С одной стороны, это вроде бы у 1а ывает на сохранение не 1оей родовой памяти об общем пред 1е, с другои, требует объяснения сравнительная ред 10сть в его бытовании. Казалось бы, имя основателя династии должно пользоваться среди его потом 1ов определённой популярностью. Но этого 1а 1раз и не наблюдает я. Пусть ред 10 но всё же наличие имени в антропоними 1оне Рюри 1овичеи может, в какоито степени, служить подтверждением вероятной историчности самого Рюрика. В то же время редкость употребления и отсутствие имени в династии до середины XI в. ставят эту историчность под сомнение. Можно и попытаться объяснить такую особенность именослова древнерусскои княже с 1ой династии Для ответа на этот вопрос необходимо определить, считался ли Рюри 1 основателем княжес 1ого рода, по крайней мере, уже в XI веке когда среди потомков Ярослава Мудрого появился первый из трёх Рюриков или же стал та 1овым лишь под пером летописцев 1онца XI начала XII в., выстраивавших линейную парадигму ран 3 ей русской истории и соответственно единую генеалогию первых князеи При этом подчеркнем, что несущественно в данном случае, был ли в действительности Рюрик пред 1ом Рюриковичей или только считался та 1овым 1его восприят е качестве предка княжеского рода уже являлось для его представителеи реальностью. Сомнения в историографии относительно первого предложенного варианта базируются прежде всего на свидетельствах двух источников, не упоминающих Рюрика в числе предков Владимира Святославича, Слова о законе и благодати митрополита Илариона и Памяти и похвалы князю Владимиру Иакова мниха. Первое произведение, автором которого считается киевский митрополит Иларион, датируется в историографии 8 пределах 1037 105 1гг.4 Второе, автором которого, возможно, был некий монах Иаков, ещё более неопределённо XI веком скорее 24 всего второй половиной или даже ещё более поздним временем5. В Слове митрополита Илариона говорится о великом кагане нашей земли Володимере, внуке старого Игоря сыне славного Святослава В Памяти и похвале о вокняжении Владимира в Киеве нр месте отца своего Святослава и деда своего Игоря Итак, дальше Игоря восходящая генеалогия Владимира не простирается. Этот факт дал возможность ис ледователям предполагать, что в XI в. Рюрик не считался предком древнерусс 1 их князей, ибо в противном случае он был бы упомянут. Несостоят льность этой аргументации очевидна. Не говоря уже о том, что это аргумент от умолчания 6 сам жанр и стилистика обеих произведений не по валяют ожидать пространных генеалогических э 1скурсов. Слово митрополита Илариона представляет собой памятник цер 10вной риторики по форме изложения это проповедь, сама стилистика 1оторой не требует перечисления всех предков князя7. В Памяти и похвале же речь идёт лишь о киевских князьях И седе Володимер на месте отца своего Святослава и деда своего Игоря а Рюрик, как известно, 1иевс 1ого престола не занимал. Точно так же, только киевские князья перечислены в Повести временных лет под 852 г. Этот перечень княжений подчеркнём, летописный начинается с вокняжения в Киеве Олега счёт лет идёт с 882 г.8 и именно поэтому не упоминает Рюрика. Таким образом, оба источника не могут ни подтвердить, ни опровергнуть восприятие Рюри 1 а в качестве родоначальника древнерусс 1их князей в XI в. Кроме того, 1а 1справедливо отмечает Е Мельни 1ова, для древнерусских источников XI XII вв. вообще не характерно перечисление предков князя дальше деда9. Устойчивая пара отец дед отчина дедина и т конечно, могла и не иметь чисто генеалогичес 1ого значения. Учитывая различный 1онтекст известий, приведём конкретные примеры. Повесть временных лет якоже дед мой и отец мой доискася дружиною злата и сребра 1нязь Владимир, под 996 г. и придета Киеву на стол отец наших и дед наших Святополк и Владимир Мономах, под 1096 г. сего не бывало сть в Русьскей земьли ни при дедех наших, ни при отцих наших, сякого зла Владимир Мономах об ослеплении Вас лька, под 1097 г Ипать вс 1ая летопись я не угрин, ни лях, но одиного деда есмы внуци Святослав Всеволодович сыну своего четвероюродного брата Ярославу Изяславичу Киево Печерский патерик блаженный отець твой Давид, или дед твой Святослав лечец Пётр князю Святоше иноку Николаю Давыдовичу Слово о полку Игореве Игоря, сына Святославля, вну 1а Ольгова Слово о погибели Русской земли великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру Манамаху Подобного рода примеры можно продолжать. Практически мы не йдём развёрнутой восходящей генеалогии того или иного князя в древнерусских источниках в отличие, например, от скандинавских саг Это, 25 конечно, не значит, что слова прадед не было вообще. Напротив, оно встречается уже во вводной части Повести временных лет закон же и у вактриян, глаголеми врахманеи островьници, еже от прадед показаньемь и благочестьемь мяс не ядуще речь идёт о рахманах, отождествляемых с бактрийцами Но это слово могло означать и деда, и просто далёкого предка, в конкретном же генеалогическом значении оно в древнерусских памятниках употребляется редко и, 1ак можно думать, в основном в период после монгольс 1ого нашествия. До этого прадед выполняет ту же хронологически окрашенную функцию традиции, что и в большинстве случаев дед не было того ни при прадедех, ни при дедех, ни при отце вашем описание Липицкой битвы 12 16 г. в Московско Академической летописи XV в Следовательно, и это положение убедительно подтверждает некорректность привлечения Слова Илариона и Памяти и похвалы Иакова мниха для рассуждений о генезисе генеалогического восприятия образа Рюрика. А значит, Рюрик мог считаться родоначальником княжеского рода уже в XI в. Несмотря на отсутствие исчерпывающей генеалогической информации о княжеском роде X XI вв., можно утверждать, что, по крайней мере, в середине XI в. Рюрик уже воспринимался в качестве предка династии. Первый князь с таким именем, Рюрик Ростиславич, правнук Ярослава Мудрого, судя по хронологии родословной, родился уже после смерти Ярослава, но не позже середины 1060 х гг., скорее всего на рубеже 1050 х 1060 х годы жизни деда, Владимира 1020 1052, смерть отца, Ростислава, датируется 3 февраля 1067 г Но, если так, то почему же это имя не стало распространённым у Рюриковичей Обратившись к подобному европейскому материалу, нетрудно заметить существование двух близких антропонимических законо мерностей в отношении имён родоначальников или тех, кого считали таковыми основателей правящих родов при этом речь не идёт о богах, подобно скандинавскому Одину, чьи имена однозначно сакрализировались Одна тенденция обнаруживает устойчивое повторение таких имён или их частей. Примером тому могут служить французские династии. Если относительно изначально христианских Каролингов и Капетингов ситуация вполне очевидна у Каролингов имена Арнульф, Пипин и Карл, а у Капетингов имена Руперт Роберт и Гуго пользуютс я значителъной популярностью в течение долгого времени то династия Меровингов в данном контексте вполне сопоставима с Рюриковичами, ибо её первые поколения относились к языческим временам Имена этих первых королей Меровей Меровех Хильдерик и Хлодвиг Хлодовех становятся династическими, причём со стабильным принципом варьирования родового имени 10. Имя первопредка династии Меровея в идентичной форме встречается не часто. Известно, по крайней мере, четыре примера, относящихся к четвёртому, пятому и шестому поколениям от Хлодвига в двух ветвях в старшей 26 1тви в четвёртом и пятом поколениях у дяди и племянника, в младшей тви в шестом поколении у двух двоюродных братьев но варьирование имени проявляется уже у внука первого Меровея, причём сохраняется втор я часть имени Меровех Хлодовех Такой же принцип, как уже отмечаJ I сь в историографии, известен и в британских династия Нечто подобн е наблюдается в чешской династии Пржемысловцев. Хотя короли Чехии нают только одного Борживоя кроме первого христианского правителя из того рода в то время как имя Пржемысла появляется в. династии не 10лы 0 раз на протяжении второй половины XII XIII вв. варьирование дового имени при сохранении только второй части Борживой Владий присутствует и здесь. Другая тенденция обнаруживает значительно ольшую редкость в употреблении имени основателя династии, вплоть до тсутствия идентичных имён вообще Здесь опять таки типологически аиболее близки Рюриковичам династии, прошедшие и языческий и христианс 1 ий периоды истории, и имевшие, вероятно, устную генеалогиче 1сую традицию. Так, например, имя Пяст в польской династии среди его потомков никогда больше не встречалось, то же относится и к венгерским Арпадам. Наконец, некоторые скандинавские династии также обнаруживают подобную закономерность. Среди потомков датского Г,орма не было ни одного Горма, ещё более древняя династия Скьёльдунгов не знала ни одного Скьёльда Скильда кроме легендарного родоначальника. И даже в роду норвежских Инглингов, несмотря на то, что имя Ингви долго считалось в его роде почётным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами мы найдём лишь ещё одного конунга, имеющего абсолютно идентичное имя получили распространение имена по принципу варьирования Инги, Ингьяльд и др., что сближает Инглингов с теми династиями, где этот принцип получил широкое распространение При этом необходимо учесть, что вышеприведённые примеры касаются тех династий, которые только со временем стали христианскими, и, 1сазалось бы, неупотребление имени языческого родоначальника может быть объяснено именно фактором христианизации. Однако, во всех этих династиях за исключением, быть может, только Арпадов подобно династии Рюриковичей, не наблюдается резкой смены именослова в связи с христианизацией, напротив, перед нами скорее картина плавной эволюции. Иными словами, эти примеры отнюдь не демонстрируют жёсткой закономерности в широкой популярности имён родоначальников или наиболее древних предков у их потомков. Наоборот, такие имена зачастую употребляются редко или вообще не употребляются или же сохраняются в качестве частей в новых именах. Очевидно, что имя Рюрик вполне 8rоК8БIЕЩВ IIDBtOO в определённом смысле табуизировалось а сам Рюрик воспринимался как в значительной степени легендарный персонаж некий первопредок княжеского рода недаром на Руси не сохранилось ни сведений о его предках, ни каких бы то ни было развёрнутых преданий о его княжении. Имена же князей, преемников Рюрика непо 27 средственных устроителей государства Олег, Игорь, Святослав и особенно крестителя Руси Владимира Василия напротив, стали постоянным явлением в княжеском антропонимиконе. Рудименты подобной традиции, вероятно, можно обнаружить и позднее любопытно, что в династии Романовых имя её основателя царя Михаила Фёдоровича названного, очевидно, в честь дяди, впоследствии трагически погибшего ныробского узника, Михаила Никитича 12 неизвестно вплоть до 1798 г., а его возрождению способствовали лишь особые идеологические обстоятельства 13. Тем не менее имя Рюрик хоть редко, но всё же появлялось в династии Рюриковичей. Вероятно, его актуализация каждый раз была связана с определёнными, вполне конкретными причинами, восстановить которые тем более сложно, поскольку нет исчерпывающей информации по всем линиям княжеской генеалогии. Тем не менее попытаемся рассмотреть все три известных случая. 1Рюрик Ростиславич ум. в 1092 г. князь Перемышльский, правнук Ярослава Мудрого 14. Судя по условной генеалогической хронологии, родился уже после смерти Ярослава, т после 1054 г. Принадлежал к той ветви потомков Ярослава, которая выпала из лествичной системы престолонаследия системы родового старейшинства и по сути стала изгойской Дед Рюрика, Владимир Ярославич, княжил в Новгороде и умер ещё при жизни отца. Отец Рюрика, Ростислав Владимирович, в 1064 г. бежал в Тмуторокань. Не совсем понятно, какие были у него владения до этого, во всяком случае, сыновья Ростислава с 1080 х гг. пытаются закрепиться в Юго Западной Руси 15. В 1086 г. Рюрик Ростиславич княжил в Перемышле, а на Любечском съезде 1097 г. Перемышль и Теребовль был 1закреплены за его братьями Володарем и Василько. Сочетание имён братьев Ростиславичей Рюрик, Володарь и Василько 16 выглядит не случайным. Можно предположить, что на их имянаречение повлиял политический контекст именами своих сыновей князь Ростислав Владимирович хотел подчеркнуть принадлежность своей семьи к княжескому роду, её происхождение от общих для всех древнерусских князей предков Рюрик наиболее древний предо основатель рода Володарь ер. Володимир, по принципу варьирования родового имени аллюзия на имя крестителя Руси Владимира Святославича и Василько ер. Василий имя князя Владимира в крещении а следовательно, и право на определённую часть земельных владений. Примечательно, что в GЛедующих поколениях этой династии бытуют имена Ростислав, Владимир Владимирка Ярослав, а также имя Иван, история которого в роду Рюриковичей требует отдельного рассмотрения. 2. Рюрик Ростиславич ум. в 12 12 г. внук Мстислава Великого, семь раз занимал киевский стол в конце XII начале XIII в. Заманчиво было бы сопоставить его имя с именем предыдущего князя, полного тёзки, но ни 28 г неалогические, ни политические связи в данном случае не обнаружива, тся. Возможно, возрождение имени Рюрик в потомстве Мстислава Вели, юго вписывается в общий контекст появления ряда скандинавских по происхождению имён в этой ветви Рюриковичей в связи со скандинавским ра,юм самого Мстислава дочери Мстислава Мальмфри д, Ингибьёрг, 1огнеда вероятно, также имя Ингварь два правнука Мстислава Ингварь Ярославич и Ингварь Игоревич, второй племянник Рюрика Ростилавича 17. Хотя, судя по хронологии летописей, Рюрик родился уже после мерти деда первый раз он упоминается как смоленский князь в 57 г., участвующий в военных действиях 18, что позволяет отнести время его ро ждения 1рубежу 30 х 40 х гг., следовательно, он умер в возрасте юло 70 ти лет. Примечательно, что христианское имя Рюрика Ростиславича, Василий, опять таки отсылает к традиции, идущей от Владимира вятого. Таким образом в именах Рюрика Ростиславича как бы соединились имена двух основателей династии генеалогического родоначальника языческих времён и христианского предка крестителя Руси. 3. Рюрик Ольгович, черниговский князь, в крещении, возможно, Константин. Сведения о нём весьма неопределённы его упоминают В Татищев в 12 12 г. под именем Рюрик и, вероятно, Любецкий синодик под именем Константин так что в историографии есть сомнения в его существовании 19. Если Рюрик Ольгович реальный князь, то его имя, скорее всего, восходит к имени предшествующего Рюрика Ростиславича. На это указывают, во первых, имя его брата Давыда Ольговича, которое перекликается с именем брата Рюрика Ростиславича Давыда Глеба образуя устойчивую пару Рюрик Давыд и во вторых, родство через одну из дочерей Мстислава Великого. Рюрик Ольгович внук киевского князя Святослава Всеволодовича, который по матери довЬдился двоюродным братом Рюрику Ростиславичу см. табл Совершенно очевидно, что Рюрик Ольгович родился при жизни деда Святослав умер в 94 г. и был младшим современником Рюрика Ростиславича. Итак, троекратное появление имени Рюрик в роду древнерусских t нязей, по видимому, объясняется или реальным политическим контекстом в первом случае или конкретными междинастическими генеалогическими связями во втором и третьем случаях Редкость же в наречении этим именем, именем родоначальника, не представляет собой чего то экстраординарного по сравнению с антропонимией европейских династий. Превращение имени родоначальника в устойчиво наследуемое династическое имя далеко не всегда становилось обязательным явлением. Воспринимался же Рюрик в качестве основателя рода древнерусских князей в самой княжеской среде, по крайней мере, с рубежа 1050 х 1060 х гг., и это восприятие, возможно, отражало более раннюю устную генеалогичес 1 ую традицию 20. 29 Родословная таблица Владимир Мономах 1053 25 J Мстислав Великий 1076 32 l Изяслав Ростислав дочь Всеволод Ольгович у 15 4 г Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Рюрик: варяжское имя древнерусских князей (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |