| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №66. (2003) › Трофимов А.И. "Палтеск и область, лежащую подле..." | ||||||
Трофимов А.И.
"Палтеск и область, лежащую подле..."// Гербовед. №66. (2003)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 115-139 Аннотация: Основой для данного сообщения послужила находка летом 1997 г. в Полоцке свинцового предмета с явными признаками элементов рунической легенды на одной из его сторон и в этой связи предварительно атрибутированного как булла, вероятнее всего, конунга Эймунда. Об авторе публикации/статьи: Трофимов А.И. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Трофимов А.И.
в библиотеке найдено еще 14 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 114872 знаков (с пробелами)
А Трофимов, Новополоцк, Беларусь П l T6GK И ОБЛ GТЬ, Л6Жt ЩVЮ подл,6 Ключ русс ой истории надобно ис ать за пределами России Историк, 1995 г. Основой для данного сообщения послужила находка летом 1997 г. в Полоцке свинцового предмета с явными признаками элементов рунической легенды на одной из его сторон и в этой связи предварительно атрибутированного как булла, вероятнее всего, конунга Эймунда 1Такая атрибуция находки предопределила необходимость дополнительного текстологического анализа достаточно известной Саги об Эймунде 2 Первые частные результаты его были изложены в нашем докладе 1З в котором показано, что конунг Эймунд волею судеб стал не только одним из главных участников раздела Руси 1026 г., но и князем Полоцким2 а также особо упомянутой области. Нижерассматриваемое продолжает обсуждение вопроса местонахождения этой области, подвластной Пол0цку. Отправным информативным моментом предлагаемого анализа является заключительный сюжет жизнеописания скандинава Барди из родовой Саги о Битве на Пустоше 3 Весной он уезжает оттуда из Халогаланда4 А прочь, и не прерывает свой путь, покуда не приезжает в Гардарики. Там он вступил в дружину и ходил в битвы с Варягами. Все норманны ставили его высоко и очень любили. Всегда, когда надо оборонять державу конунга, он в его ополчении. Храбрость прославила его, и под началом Барди собралась большая дружина. И вот однажды, когда они плыли на стругах, охраняя державу своего конунга, на них напали враги. Начинается жестокая битва, и пало много людей конунга, так как пришлось сражаться с превосходящими силами, но прежде они совершили немало подвигов. Там пал и Барди, покрыв себя доброй славой, и до самой смерти он сражался как настоящий воин 5, с. О При этом в комментарии к Саге отмечено, что в Гардарики Барди прибыл в 1022 г., а погиб около 1025 г. там же, с. 3 19 Более всего с темой сообщения соприкасаются следующие элементы приведенного отрывка. Во первых, описанные в Саге события относятся ко времени пребывания на Руси дружин как Якуна братьев Анунда Торстейна так и заменившей ее Эймунда Рагнара. Во вторых, Барди, в отличие от Якуна и Эймунда, возвысился из рядового дружинника до предводителя дружины, в которую вступил. В третьих, дружина Барди, в отличие от дружин Якуна и Эймунда, была, по всей видимости, морской. И, в четвертых, норманнская дружина Барди ходила в битвы с Варягами. 5 Симптоматично, что упомянутый широкоизвестный термин варяги является чрезвычайно важным и ключевым, т скальд составитель Саги не только отделил их от норманнов5, но и отнес их к врагам. При этом очевидно, что это название отражает не столько сословную, сколько этническую принадлежность варягов. Таким образом, первым вопросом спирали сообщения становится вопрос этногеографической локализации упомянутых варягов. Казалось бы, что необходимости в подобной локализации нет, т об ласть расселения варягов у Варяжского моря известна настолько, что приведена и в учебной литературе рис. 17, с. 79 Одна 10 подобное размещение варягов в IX первой половине XI века на юго востоке Швеции нуждается в обсуждении по причине четкого отграничения их Сагой от скандинавских народов хорошо известных ее автору. С одной стороны об этническом отождествлении варягов со шведами свеями не может быть и речи, т в раннескандинавском трактате Какие земли лежат в мире отмечено, что Швеция Свитьод заселялась из земель тюрков, а Норвегия из Швеции, а Исландия из Норвегии, а Гренландия из Исландии 6, с. 65 Очевидно, что приведенное описание свеев и соседних народов не требует комментариев. С другой стороны существует, как оказалось, проблема самого понятия варяги Суть ее наиболее обстоятельно изложена в Большой Советской Энциклопедии 195 1года Происхождение слова варяг до сих пор окончательно не установлено. Обычно его связывают со скандинавским словом var употребляющимся во множественном числе varar со значением клятвы Такое значение подходит к отношениям дружиннiжа к вождю или князю и к взаимным обязательствам, соединяющим членов военно торговых дружинных объединений И далее В летописи Повести временных лет и некоторых других русских источниках термин варяги выступает как этнографический и географический им именуются шведы, норвежцы, англичане, готы жители острова Готланд В языке самих скандинавов термин vaeringjar от которого, по существу, и выводят термин варяги А. Т. имел весьма ограниченное распространение, применялся только по отношению к воину наемнику, служившему в Византии, и встре JаеГ IСЯ почты исключительно в языке поэзии скальдов. В топонимике он также почти не отразился. В Византии под названием варягов выступали воинынаемники как скандинавы, приходившие из Руси и жившие там, так и русские, поступавшие на службу в вой.ска императора собственно скандинавов в Византии называли жителями далеких островов на севере 8, с. 23 Такая предположительность термина сохранилась до сих пор, причем и у зарубежных исследователей. Так, И. Янсонном в отношении имени скандинавов отмечено термин варяги от скандинавского Vaeringjar, который первоначально, возможно, обозначал определенные группы людей, давших КЛЯТВЫ друг другу 9, С. 28 6 Сложившаяся терминологическая ситуация обязывает обратиться, в первую очередь, к начальным страницам Повести временных лет В недатированной ее части перечислено свыше тридцати народов Европы В странах Иафета сидят русс 1ие, чудь и всякие народы меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь угра, литва, зимигола, 10рсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы6, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому морю сидят варяги отсюда до пределов Сима7, сидят по тому же морю и 1Западу до земли английской8 и воложской. Потомство Иафета таюке варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие 1О, с. 206 Вопрос упоминания литвы рассмотр 1М ниже, а пока обратим внимание на два поразительных взаимосвязанных обстоятельства. Во первых, обсуждаемые варяги упомянуты ранее шведов и норманнов норвежцев причем как народ, проживавший вне Скандинавского полуострова. И во вторых, если отсутствие в перечне исландцев удовлетворительно объясняется датой описываемых событий до первой прямой даты ПВЛ 852 г., тогда как Исландия заселялась позже в 870 930 гг. 12, с. 7 то отсутствие в нем датчан предопределяет вопрос Что бы эtо значило Упоминание варягов первыми среди скандинавов и замалчивание Повестью данскере самоназвание датчан 13, с. 15 1безусловно известных русским летописцам XII вв., позволяет осторожно отождествить первых со вторыми, т предположить, что, как на Руси, так и в других странах, варягами называли преимущественно датчан. Правомерность такого предположения усиливает факт существования в конце VIII начале IX вв. варяжской державы из Дании Швеции, Восточной Англии, Саксов и Восточных стран во главе с конунгом датчан и шведов Иваром Широкие Объятья 14, табл. 5, с. 93 При этом очевидным отголоском могущества этой кратковременной державы является и широкоизвестное упоминание в ПВЛ пути из Варяг в Греки 1О, с. 207 В этом сообщении варяги датчане и греки византийцы недвусмысленно показаны как державные народы. Но тогда из данной предельно точной и лаконичной характеристики русским Летописцем двух государств через их основные народы следует переосмысление ряда устоявшихся представлений историографии. Во первых, происхождение термина варяги продуктивнее всего искать не просто в скандинавских языках, а в конкретном датском. Здесь получается следующая картина. Как известно, Дания Danmark получила свое название от переселившихся сюда в V VI вв. данов 15, с. 529, 530 При этом латинское ее название Danmark явно восходит к древненемецкому территориальному термину Марка данов Последнее обстоятельство позволяет уточнить направление поиска происхождения этнонима варяг немецкий древне немецкий язык. В нем слово die Wahrung означает охрану, охранение, а die Wаге товар 16, с. 529, 890 В произношении и на 7 слух оба слова сходны с термином варяг и в этой связи можно считать, что в весьма отдаленных от Дании Византийской империи и Исламском халифате социальные термины скандинавов датчан, связанных с торговлей и несением военной службы, были восприняты как этническое самоназвание по гречески varangoi, по арабски warank 9, с. 2 1 Во вторых, вне зависимости от разрешения вопроса о происхождении понятия варяги можно утверждать, что упомянутые в ПВЛ путь из Варяг в Греки это один, международный торговый путь, лишь частично проход ивший по Руси, в частности, через земли полян 10, с. 207 а путь из Грек по Днепру там же это совсем другой, преимущественно внутригосударственный, торговый путь. При этом в Повести описаны и другие важнейшие международные торговые пути Из Руси можно плыть в Булгары и в Хвалиссы, а по Двине в землю Варягов там же, с. 208 Перечисление летописцем пунктов земля Варягов9 Двина Булгары Хвалиссы не только конкретизирует один из трансевропейских торговых путей первой половины IX в., проходивших через Русь, но и отмечает его связующее звено с Великим шелковым путем рис. 2, 17, с. 3 14 Хвалиссы, прозрачно указывающее не на Хорезм 18, с. 450 а на Дельту Волги. Трансевропейская направленность Двинского пути 10 обязывает подробнее рассмотреть его западный участок земля Варягов Двина Палтеск и область, лежащую подле В третьих, согласно ПВЛ к варягам относились русь она будет рассмотрена несколько ниже свеи шведы норманы и англы 10, с. 2 14 Следовательно, по Повести земля Варягов это, в первую очередь, юговосточное побережье Варяжс 10го моря, т земли соседей Франкского государства империи Каролингов в начале его упадка. А важнейшей особенностью этого района была в том, что здесь смыкались восточ ая и западная ветви трансевропейской системы торговых связей, включая, в частности, Неман и Двину 19, с. 39 При этом неотъемлимой частью названных связей являлись известные с позднего неолита янтарные пути от крупнейших в мире янтарных месторождений 20, с. 106 Таким образом, летописный Двинской путь земля Варягов Хвалиссы не что иное, как янтарное продолжение Великого шелкового пути Из этого вытекает чрезвычайная торговая значимость отдельно упомянутой в замысловатом договоре Ингигерды области, лежавшей подле Палтеска 2, с. 147 Именно ее, Полоцкую жемчужину, получил в ленное владение норманн Эймунд Смелый в 1026 г. А Брячислав Полоцкий, лишившись временно Полоцкой земли и области, стал, согласно Саге, князем посадником Киевским. Вполне очевидно, что определение области, не случайно приравненной к державному Киеву, нуждается в анализе, дополняющем доводы упомянутого доклада 3 В четвертых, направленность Двинского пути к варягам датчанам, не позволяет отождествлять искомую область с верховьями Ловати и Днепра, не только потому, что в Саге об Эймунде о передаче Брячиславу Изяславичу Витебска и Усвят прямо сказано лишь как о некотором убытке 8 владений Ярослава Мудрого 2, с. 133 но и вследствие того, что, как показано в нашей работе 3 конунг Эймунд получил область близ Полоцка на пять лет позже приобретения князя Брячислава. Нет оснований считать ленной областью Эймунда и Нижнее Подвинье по причинам более кружного пути и затрудненного судоходства по Двине из за большого числа порогов по ее течению 2 1с. 338, сноска 122, с. 76 77 А. Радиньшем уточнено более ста 23, с. 68 О невысокой судоходности низовья Двины особенно от Краславских порогов 22, с. 77 и далее косвенно свидетельствует и отсутствие здесь до XIII в. крупных городов. Следовательно, Двинской путь несколько ниже Полоцка явно поворачивал в сторону более судоходного Немана впадающего в Варяжское море гораздо ближе к столице Варягов, чем Двина. Попутно следует отметить и предельно близкое расположение от Немана в земле упомянуть 1х Повестью прусов одного из крупнейших в мире месторождений янтаря. В пятых, поворот Двинского пути в Неман достаточно прозрачно фиксирует широкоизвестная Сага о крещении иначе Прядь о Торвальде Путешественнике Они, Торвальд, сын Кодрана, и Стевнир, сын Торгиля, встретились после исчезновения конунга Олава. Они отправились вдвоем по всему свету Торвальд умер в Руссии недалеко от Паллтескьи. Там он похоронен в одной горе у церкви Иоанна Крестителя, и зовут они его святым Стевнир отправился тогда на север в Данию так рассказал Ари Старый 12 24, с. 102 103 При этом рассказ Ари дополнен уточняющим сообщением Бранда Путешественника Я пришел туда, где Торвальду, сыну Кодрана, Христос дал упокоение там он похоронен в высокой горе вверх по течению Дрёвна у церкви Иоанна 13 там же, с. 103 Так как норвежский конунг Олав, сын Трюггви, погиб в 1ООО г. в битве трех королей в водах Зунда 14, с. 2 1то сведения приведенного отрывка предопределяют следующее. 1Торвальд умер при возвращении на родину не в конце Х в., как это по непонятным причинам утверждает в своих публикациях С Тарасов 14 см., например, 26, с. 27, с. 40, п. 128, с. 78 79 а в самом начале XI в. около 1002 1003 гг., т через 14 15 лет после официального крещения Руси и, в частности, как Полоцка, так и области вверх по течению Дрёвна. 2. Названия Руси Руссия в Саге и варягов русь в ПВЛ поразительно сходны между собой, что, видимо, свидетельствует об этнической близости славян Руси к варяжской руси в понимании автора Саги. 3. Фраза недалеко от Паллтескьи в сочетании с лаконичным перечислением пун 1тов маршрута Иерусалим Константинополь Киев по Днепру, явно обозначает не ближайшие окрестности Полоц 1а, а местность на известном расстоянии от него. 4. Конечный пункт пути Стевнира Дания косвенно указывает на то, что Дрёвна один из левых притоков Двины Рубана 29, с. 7 по которому Торвальдом и Стевниром осуществлялся переход на янтарный НеманХрон там же 9 5. Одним из наиболее удобных путей из Двины в Неман является путь по рекам Диена Жеймяна Вилия Нярис При этом в верховьях Диены выше современного Твярячюса к ее берегам подступают возвышенности до 200 м 30, Б 3 что в определенной мере согласуется с описанием в Саге местонахождения церкви Иоанна Крестителя и могилы Торвальда. В пользу того, что под Дрёвной следует понимать Диену, а не Друйку 24, с. 105 свидетельствует как наличие близ современной Диены достаточно опасного порога 22, с. 77 так и отсутствие в тексте упоминания какоголибо озера. Последнее косвенно указывает именно на верховья Диены, как на место упокоения Торвальда. В шестых, Неманский участок Двинского пути в землю Варягов проходил по земле упомянутой в недатированной части ПВЛ литвы см. рис. 1 Тем самым недатированная часть ПВЛ отодвигает первое достоверное упоминание литвы к началу первой половине IX века. В седьмых, столь раннее и авторитетное упоминание литвы объективно свидетельствует в пользу достоверности и известного сообщения Яна Длугоша о происхождении литвы от римлян и италиков 3 1с. 13 Значительно детальнее эта версия изложена польским хронистом второй половины XVI в. Матеем Стрыйковским, согласно которой из за жестокости императора Нерона из Рима на запад бежали 500 знатных семей во главе с его родственником Палемоном. После длительного плавания по морям беглецы достигли Немана и, поднявшись вверх по нему, расселились по берегам р. Дубиссы 15 32, с. 63 64 При этом масла в огонь ситуации подливают не только полуглухие сведения хроники Петра из Дусб рга о заимствованных из Рима языческих богах, в частности, и литвинами 133, с. 24 но и эмоциональный отпор великого Рюриковича Ивана Грозного шведскому королю Юхану А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не дико мы от Августа Кесаря родством ведемся 17 34, с. 2 15 на который возражений почему то не последрвало. Следовательно, из вышерассмотренного вытекает, что упомянутая договором Ингигерды область прилегала как к собственно Полоцкой земле входя в состав Полоцкой части Гардарика Руси так и к земле литвы и включала в себя водораздел куста левых притоков Двины и правых притоков Немана. Этим условиям более всего отвечает регион Браславской гряды, западную оконечность которой огибает вышеупомянутая Диена. При этом из района Браславских озер было удобно контролировать как верховье Диены от Козян и выше 30, Б 4 так и пути к Рижскому и Финскому заливам 35, с. 13 Таким образом, область, лежащая подле Палтеска Браславская земля невольно оказывается связующим звеном в загадочно фантастическом клубке вопросов о происхождении литвы, реальности римлянина Полемона, родстве Ивана Грозного с Кесарем Августом и некоторых иных острых исторических моментов. Распутывание названного клубка взаимосвязанных событий удобнее всего начать с путанного изложения Яном Длугошем происхождения литвы. 120 С одной стороны, им отмечено, что никто из писателей не сохранил об этом сведений, 1аким образом, откуда и когда литовскае и самагитские племена пришли в те северные области, в которых они теперь обитают, а также от какого племени они ведут свой род и начало а с другой сразу же сообщено противоположное Утверждают, что во времена гражданских войн, которые разгорелись сначала между Марием и Суллой, а затем между Юлием Цезарем и Помпеем Великим и их преемниками, они оставили древние места своего жительства и отчую землю в уверенности, что вся Италия погибнет во взаимном истреблении. Вместе с женами, скотом и домочадцами литовцы пришли на обширные и пустынные пространства, доступные одним зверям, почти постоянно подверженные жгучим морозам и называемые у писателей пущи в северную страну, которую они, по отчему и древнему имени Италия назвали Литалией ныне она, вследствие не 1оторого изменения, называется поля 1ами и русскими Литва племени же они дали имя литалов, добавив впереди одну только букву л которую еще и ныне прибавляют итальянцы в своем народном языке 3 1с. Пос 1ольку война между римскими полководцами Марием и Суллой велась в 89 87 гг. до н а борьба за власть между Гаем Юлием Цезарем и Помпеем в 49 48 гг. до н причем продолжалась некоторое время и между их последователями там же, с. 19 1примеч. 18 посто. льку Я. Длугошем описан процесс регулярного переселения бегства части римлян жителей государства, а не горожан из страны вследствие гражданских войн и поэтому считать само по себе такое явление вымыслом оснований нет. Наоборот, оно вполне достоверно по своей сути, и как следствие, описанное Я. Длугошем происхождение литвы, возможно, соответствует реально происходившему этническому процессу в Неманс 1ом регионе. Прямо таки фееричес 1ой является ситуация, связывающая в единую событийную цепочку имена Полемона и римских императоров Августа и Нерона. Она настолько неправдоподобна, что требует точных доказательств своей вымышленности. Ита 1первое. Как, известно, император Август правил в 27 г. до н 14 г. н император Нерон в 54 68 гг. н а боспорский царь Полемон в 14 8 гг. до н 36, с. 16 1прилож. с. 167, прилож. XI Казалось бы, все ясно римская версия происхождения литовских князей очевидный вымысел. Однако царь Полемон, как оказывается, имеет одну уточняющую приставку к своему имени 1там же, с. 16 8 что прямо указывает на существование как минимум и Полемона Следовательно, в анализируемой версии не все та 1прямолинейно, как представляется на первый взгляд. Второе. Оказывается также, что ставленник римлян Полемон 1не принадлежавший к понтийской династии, вошел в нее благодаря женитьбе на царице Динамии 37, с. 8 1Мало того, этот правитель Боспора в 13 12 г. до н женился во второй раз, причем на внучке триумвира Марка Антония Пифидориде и имел с ней троих детей 38, с. 3 Здесь уместно отметить, что Полемон I был не просто римский ставленник, а ставленник императора Августа что, вне всякого сомнения, роднит его с Кесарем. 12 1 И третье. Реально существовавший Полемон был внуком Полемона 1 и поэтому Гай Калигула в 38 г. передал ему царство деда. Однако из за противодействия сестры Гепепирии и ее сына Митридата Полемон остался без царства и в 4 1г. императором Клавдием решался вопрос о наделении его владением 37, с. 96 Таким образом получается, что и сообщение М. Стрыйковского, касающееся не процесса, а яркого эпизода в борьбе Рима за янтарный путь, и утверждение Ивана Грозного не лишены достоверной канвы, т Полемон Н не просто патриций 39, с. 9 а отпрыск боспорских царей, причем по женской линии восходит к триумвиру Марку Антонию и тем самым являетс я весьма знатновидным. Прямых доказательств прибытия Полемона в Понемонье во время правления Нерона пока не выявлено, однако установленные нумизматикой факты денежного обращения на территории современной Беларуси уже в античный период служат основанием иных оценок рассматриваемой римской версии. Во первых, находки египетской монеты в. до н Птолемея 283 246 гг. до н 40, с. 190, п. 14 сирийского царства 11вв. до н одного из царей Антиохов 4 1с. 3 132 280 12 1гг. до н парфянской драхмы середины I в. до н Арода 57 38 гг. до н 42, с. 7, 9 и ряда древнегреческих монет 43, с. 37 39 свидетельствуют о том, что предполагаемые мигранты беженцы во главе с Полемоном прибыли отнюдь не на пустынные пространства это, на наш взгляд, главная фальсификаторская натяжка польского историка, так как в генеалогических описаниях он достаточно точен а на вполне обжитые земли, имевшие тесные торговые контакты со многими регионами античной евразийской цивилизации. Во вторых, находки римских монет конца I в. до н 37 г. н Марка Антония 83 г. до н 30 г. н 40, с. 187 с. 189, п. 1и Тиберия 14 37 гг. 44, с. 207, табл. 142, с. 7 8, 120 свидетельствуют о торговых отношениях пустынных пространств и с Римом, причем и до правления Нерона. В третьих, на фоне многочисленных находок римских монет от Весписиана 69 79 гг. до Валента 364 378 гг. 36, с. 167, 169 40, с. 187 44, с. 207, табл. 2 45, с. 355, табл. 15 42 46 47 и отдельнЬ 1х монет Боспорского царства Савромата 74 2 10 гг. и Рескупорида V 240 267 гг. 40, с. 19 1и Фракии Геты 2 244 гг. и Гордиана 238 244 гг. там же, с. 19 92 необходимо особо отметить монеты императора Весписиана, т именно с них отмечается устойчивый приток римского серебра на Беларусь, что косвенно усиливает достоверность сообщения польского хрониста. В заключение данного сюжета можно констатировать, что вышерассмотренное существенно девальвирует эмоциональные заявления исследователей о явном вымысле версии М. Стрыйковского и делает актуальным вопрос более глубокого проникновения в события, определившие дальнейшую судьбу Полемона 22 Продолжая рассматривать вышеупомянутую область, нельзя оставить без внимания такие важные нумизматические находки, как два римских золотых солида Карина 283 285 гг. и упомянутого Валента 48, с. 90 93 из района Браслава, точнее из района деревни Вята на берегу Западной Двины недалеко находится известное городище Прудники 49, с. 30 Эти монеты, ка 1и находI и в этом регионе денариев Домициана 8 196 гг. и Адриана 7 138 гг. глухие сведения о кладе римских монт в окрестностях Диены там же, с. 30 находки отдельных относительно поздних дирхемов 775 85 892 940 гг. с поселений городища и селища Прудники 50, с. 26 1и с городища у д. Дивная 786 809 гг., 933 г. 5 1а также клады дирхемов этого же периода из Антонизберга 823 824 г. Плисы 834 г. Ахремцев 852 853 г. и Поречья 853 854 г. q2, с. 88, табл. 1с. 85, рис. 28 неоспоримо свидетельствуют о том, что водный переход с Двины на Неман устойчиво функционировал как международный торговый путь самое позднее с последней четверти I века. Существенно подкрепляет данный вывод и выявление археологами двух торговых городов VI в. на побережье севернее Немана в Апуоле на р. Барте Литва и в Грабине Латвия 53, с. 65 66 Так что неслучайно решительная Ингигерда 100 050 гг. внучка князя ободритов бодричей 19 55, s. 4 к державному Киеву приравняла Полоц 1с областью. Тем самым ее двусмысленный дар конунгу Эймунду Палтеск и область, лежащую подле и Кунигарда Киева другой лучшей части всех владений Гардарика, с податями и сборами, что вдвое больше прежнего т Полоцкого владения Вартилафу 2, с. 147 в обмен на освобождение княгини из плена был, в конечном итоге, выгоден Ярославу Но должна объявить вам вперед, что всего более буду я пещись о выгодах конунга Ярислейфа там же, с. 146 Важно, что усиление контроля за торговым перекрестком со стороны Полоцка произошло в конце Х в. 56, с. 96 не только в Браславском Поозерье, но и непосредственно на самом водном переходе из Двины в Неман, о чем свидетельствуют частичные археологические исследования городища Городец на правом притоке Диены р. Мнюте важного административного и торгового центра, расцвет которого пришелся на Х первую половину XI вв. 57, с. 174 Характерно, что начало освоения Дисненского региона краевед В. Ермаленок относит к VI Х вв., отмечая наличие одного из первых поселений славянского п оисхождения этого периода у д. Заустье в пойме прито 1а Диены р. Ауты2 58, с. 107 Этот контроль в дальнейшем позволил Полоцку успешно продвигаться вниз по Вилии, что подтверждается, по мнению Ю. А. Зайца, несомненными славянскими памятниками XII XIII вв. на месте современного Вильнюса 59, с. 88 Здесь уместно отметить предположение Г Семенчука о том, что Кривой город стал крупным населенным пунктом уже в XI в. 60, с. 285 А безусловное владение Полоцка в XII в. Вилией в районе Вильнюса позволяет более спокойно оценить и версию происхождения Гедеминовичей от полоцких Рюриковичей, а тем самым в полном объеме и вышеупомянутое утверждение Ивана Грозного. 123 Заключительный сюжет сообщения основывается на небольшом анализе знаменитой летописной записи 29 г. о вызове Мстиславом Великим полоцких князей на суд в Киев перед высылкой их в Византию Послал по Кривские князи по Давыда и по Ростислава и Святослава, и по Рогволодича два, и по Ростиславича и по Василия и Ивана 6 1с. 28, примеч. 16 Явное различие в перечислении имен и старшинства кривских князей несет в себе, по нашему мнению, весьма важную генеалогическую информацию, пока ускользающую от внимания исследователей. Ее суть заключается в количестве упомянутых князей, в степени старшинства поколений и в совместном использовании светских и I рестильных имен. Но, прежде чем рассматривать особенности генеалогической информации, уместно коснуться не менее важного, этнического, термина Кривские князи т по замечанию М. И. Ермоловича 1па сённяшнi дзень iдуць спрэчкi аб тым, цi былi крывiчы славянамi 62, с. 28 Здесь же он упомянул и латышей, и кривичей как непосредственных соседей. Этот пассаж в отношении латышей весьма удачен, т историк из Белостока Н. Р. Гайдук, похоже, расставил точки кропкi над i i па сённяшнi дзень у латышскай мове крiевс гэта рускi а Крiевiя Расiя 63, с. 32 Таким образом получается, что Кривс 1ие князи это Русские князи и, как следствие, Кривой город Вильно Русский город Следовательно, русь и кривичи ПВЛ это не что иное, каI названия синонимы одного и того же народа, являвшегося непродолжительное время частью государства варягов. А русь варягов, как доказано Н Трухачевым это маленькое славянское русское государство на южном берегу Балтийского моря между устьем Вислы и Данией с. 160, 16 1Последнее позволяет продлить цепочку этнических синонимов русь кривичи полочане славяне При этом уточняющее название полоцких князей кривскими подсказывает из за какого моря пришел в Полоцк варяг Рогволод, происходивший, по всей видимости, из племенного союза полабских славян вильцев2 1 Количество вызванных в Киев князей, судя по тексту, сомнений не вызывает их было восемь. Однако Г Штыховым высказано суждение только о пяти безымянных князьях 64, с. 12 О Раповым также названы только пять из них, при этом не упомянуты Ростиславич и Василий, а какой то Рогволод и Иван названы Борисовичами 6.5, с. 57 Определенная неточность вкралась и в работу Э Загорульского особо упомянутые Василий и Иван стали Рогволодовичами 6 1с. 7 тогда как в приведенном им сюжете из Воскресенской летоп си два младших князя названы уменьшительно Рогволодичи, что позволяет иначе интерпретировать число поколений полоцких князей, названных в отрывке. Поколения упомянутых князей и определяются этим необычным именем Рогволодичи. Если оно уменьшительное по отношению к имени Рогволодовичи, то тогда Рогволодичами названы два внука а не сына Рогволода Бориса Всеславича. Следовательно, в данном летописном сообщении перечислены три сына, три внука и два правнука Всеслава Ча 124 радея. То, что это именно так, подтверждает другое известное сообщение из той же Воскресенской летописи, раскрывающее имена ранее названных внуков Рогволода вильняне взяше ис Царяграда князя Полотского Ростислава Рогвалодовича детей Давила князя да брата его Мовi о да князя, и тот на Вилне первый князь Давил, брат Мовколда большой 62, с. 184 185 В приведенном сообщении в первую очередь привлекает внимание слишком большое сходство имени Давил с именем Давид, что, казалось бы, позволяет видеть и описку переписчика из за определенного графического сходства букв л и д 66, прил., док. 5 но имя брата Мовколд, искпючает возможные предположения о низкой грамотности летописца и предопределяет иные объяснения необычных мирских имен Рогволодичей. О Без Корниловичем была высказ на, на наш взгляд, продуктивная версия о связи их имен с этническим происхождением матери Давила и Мовколда 2 1с. 1О Последнее, с учетом рассмотренной версии социально этнической принадлежности Рогволода один из верховных жрецов в конфедерации вильцев лютичей дает основание считать, что имена Давил и особенно Мовколд отражают германское, точнее западнославянское, их происхождение. В пользу добротности такого предположения свидетельствуют как приведенные П. Урбаном германизиров нные аналоги имен Рогволода и Рогнеды Рэгiнальд Райнiльда 33, с. 54 так и известное упоминание под 1265 г. культовой долины Свинторога в Вильне 22, пусть и названной так по имени легендарного князя Свинторога 67, с. 32 тем не менее явно восходящее 1имени рассмотренного славянского божества Сварога. Наиболее верно помогает понять смысл, а точнее необходимость, смешения в летописи светских и крестильных княжесI их имен имя князя Ростислава Рогволодовича, совпадающее с именем Ростислава Всеславича. Ведь его дети, как и сын второго, Ростиславичи. Поэтому, чтобы не вносить путаницу в сообщение, составитель и назвал их уменьшительно дедичами Рогволода Всеславича Рогволодичи. Такое название Давила и Мовколда помогает раскрыть и смысл упоминания в конце сообщения по крестильным именам Василия и Ивана. Само упоминание их не по отчеству, а по имени, т также, t ак и первых трех князей, указывает на то, что они тоже представители старшего поколения, т внуки Всеслава Чародея, а нахождение их имен в конце списка позволяет считать этих князей сыновьями не Рогволода Всеславича, как показано.в частности, В. Л. Носевичем 39, с. 142 а неизвестной по имени дочери23 Всеслава. Подобное предположение, на наш взгляд, удовлетворительно объясняет как форму, так и место их упоминания. Что касается приведения крестильных, а не светских имен этих князей, то кроме необходимого различия из за возможного совпадения их со светскими именами кого то из князей Давыда, Ростислава, Святослава и Ростиславича, не исключена вероятность преимущественного употребления в обиходе именно крестильных их имен. Косвенно в пользу последнего свидетельствует известное упоминание Ипатьевской летописи под 46 г. о 125 боярине Василе Полочанине 68, с. 7 1Симптоматичной является и находка в 1996 г. в Полоцке район Заполотье у моста через Западную Двину неполного моливдовула24 максимальный диаметральный размер 13,5 мм толщина 3,6 мм с поясным выпуклым изображением святого с нимбом на одной стороне и двухстрочной легендой ВАС I имеющей неясное продолжение или из буквы, или какого то знака, на плоской другой стороне, который по сфрагистическим особенностям не мш ет быть датирован ранее XII века. При этом еще более симптоматичной является находка в Полоцке моливдовула также не ранее XII в. с процветшим крестом и погрудным изображением св. Иоанна 69, с. 103 Воина, возможно принадлежащего вышеупомянутому князю Ивану 70 25 Возвращаясь к рассмотрению генеалогии дедичей Рогволода Всеславича Рогволодичей, необходимо отметить два сообщения М БезКорниловича, Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Трофимов А.И. "Палтеск и область, лежащую подле..." (2003)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |