Воронов Б.В.
Собор «Воскресения Христова» и геральдическая символика
// Гербовед. №57. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 25-28, 161 (третья страница)
Аннотация: При осмотре собора Спаса-на-крови привлекает внимание наружное убранство двухъярусной столпообразной колокольни, в нишах стен которой установлены мозаичные гербы.
Об авторе публикации/статьи:
Воронов Б.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17596 знаков (с пробелами)
Б Воронов, Санкт Петербург
GОБОР GОGКР G ПИЯ XPИGTO.G4
И Г Р ЛЬДИЧ GКМI GИМflОЛИК4 см. фото на 3 й стр. обложки
каждого кто побывал в историческом центре Санкт Петербурга и
от Троицкого моста к Марсову полю, либо вдоль Мойки от кварти.
Пушкина к Конюшенной площади, либо по Невскому проспекту з анал Грибоедова у Казанского собора ранее Екатерининский ка язательно обращался к прекрасному собору, золоченые и цветные а оторого возвышаются над окружающими постройками. ойдя к храму вы оказываетесь у места, где 1марта 188 1года про
одно из величайших злодеяний в истории России XIX столетия а ертельного ранения террористом Царя Освободителя Алексан Здесь государственной думой по Высочайшему пожеланию и было а вместо часовни или памятника построить церковь.
курсе на проект храма памятника приняло участие более 30 про 1обедителем во втором туре стала совместная работа архитектора
арланда и архимандрита Игнатия И Мальцева настоятеля Трои
е г евой пустыни под Санкт Петербургом, окончившего Академию еств. По предложению архимандрита Игнатия собор назван Вося
Христова 1Храм имеет и второе более употребляемое в оби е азвание Спас на крови в котором угадывается недвусмыспенетафора параллель между мученической кончиной Христа и гибе
е сандра
5 р является собирательным образом русского храма. памятником архитектуры и монументального декоративного искусства. Пар писал сочайше утвержденный в Гатчине 1мая 1887 года проект храма
е ия мною составлен по указанию Его Величества в стиле вре сковских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи
ся церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в авле, в Ростове и др. 2
представляет собою собор Это девятиглавное однопрестольное 2 е а 1600 человек. Цокольная часть его облицована шестью рядами
б льского гранита, в ее нишах установлены двадцать досок норвеж темно красного гранита, на которых отражены главнейшие события f г A нашего государства во время правления Александра Надцо а ая часть здания облицована зегерсдорфским кирпичом девяти тонов елана эстляндским мрамором, контрастное сочетание которых харакдля
московской архитектуры. Купол центрального шатра и окру ие его четыре луковичные главы покрыты ювелирной эмалью сине 25
го, белого, желтого и зеленого цветов три алтарные апсиды и купол,
встроенной в собор колокольни, покрыты позолоченными медными листами.
Значительные поверхности фасадов и весь внутренний интерьер храма
покрыты мозаикой. В этой связи храм по видимому одно из редчайших
в мире собрание произведений мозаичного искусства площадь мозаики
более 7400 м При строительстве собора были исполь зованы итальянский
мрамор, яшма, порфир, орлец, горный хрусталь, драгоценные металлы.
В его создании приняли участие известные русские художники Васнецов
В Рябушкин АЛ., Харламов Н Беляев В Шаховский Н
Бодаревский Н и др. 3
При осмотре собора привлекает внимание наружное убранство двухъярусной
столпообразной колокольни, в нишах стен которой установлены
мозаичные гербы. В документах о строительстве храма Парланд А
обосновывает их наличие следующим образом Отделка фасадов колокольни,
поставленной как раз над местом смертельного поранения Императора
Александра внутри храма стоит сень над сохраненным фрагментом
булыжной мостовой Б составляла одну из главных задач при
сочинении проекта храма. Необходимо было указать ту беспредельную,
глубокую скорбь, охватившую при роковой вести все сердца на необъятном
пространстве общей родины, необходимо было, чтобы стены, окружающие
это священное место, свидетельствуя эту потрясающую душу
печаль, в то же время говорили о посильных приношениях со всех концов
России на сооружение храма в память любвеобильного Царя Освободителя.
Я постарался решить эту задачу, распределив на трех стенах, окружающих
роковое место все губернские и областные гербы Российской
Империи, и дополнив их местами уездными гербами
Этим и объясняется наличие 134 гербов, выполненных по рисункам
академика П Черкасова.
Двенадцать гербов, несколько большего размера чем остальные, расположены
по углам западной стены колокольни слева и справа от трех
частной композиции Спас нерукотворный с предстоящими Богоматерью и
Иоанном художник Нестеров М по эскизам Парланда А Эти гербы
можно отнести к гербам заглавных земель, указанных в титуле Императора Самодержца Всероссийского, Царя, Государя и Великого князя, а
именно, расположенные слева гербы Новгорода, Киева, Казани, Сибири,
Херсонеса Таврического и герб червленый лев на задних лапах, идущий
влево от зрителя по золотому полю без мечей и звезд справа Москвы,
Владимира, Астрахани, Варшавы, герб рода Романовых и герб на
золотом поле всадник на черном коне, поражающий зеленого змея герб
Грузии Над Нерукотворным Спасом несомым ангелами находятся
слева гербы Пскова, Твери, Рязани, а справа гербы Нижнего Новгорода,
Смоленска и Ярославля.
Остальные 6 гербов расположены вдоль северной, западной и южной
стен от цоколя до карниза колокольни вокруг мозаик Спаситель с
Богоматерью и с Иоанном Предтечею северная стена, художник Беля 26 з 3 и Божья Матерь с Предвечным Младенцем и предстоящими св. аведными Иоакимом и Анною южная стена, художник Бруни Н Ная
приведенных ниже городов, губерний и областей соответствуют их
енованию в XIX столетии. Это гербы Акмолинской обл., Архангельсхабада
Баку, Батума, Белозерска, Благовещенска, Богородска,
вичей, Бронницы Валдая, Василькова, Вереи, Витебска, Вильны,
востока, Войска Донского, Вологды, Волынской губ., Волоколамска,
ежа, Воскресенска, Вятки Гродненской обл. Дагестанской обл., Деа.
Дербента, Дмитрова Екатеринославской губ без девяти звезд аветпольской губ. Звенигорода, Звенигородки Иркутска, Иркутской
ужской губ., Калишской губ Камчатской обл., Канева, Каспийской арса, Келецкой губ., Кирилова, Ковно, Коломны, Костромской губ., ов, Клина, Кронштадта, Кубанской обл., Курлянской губ., Курска, г са Липовца, Лифляндской губ., Лихвина, Люблинской губ. Малояро
з а Минской губ., Могилева, Можайска Нарвы Олонца, Орла Пав 3 а. Пензы, Перми, Петроковской губ., Подольска, Полоцкой губ., Пол губ., Прилук Радомской губ., Радомысля, Рузы Санкт Петербурга, а канда установленного на левом боку Самарской губ., Севастоецлецкой
губ., Семипалатинска, Семиреченской обл., Серпухова, оска, Ставрополя, Старой Руссы, Сувалкской губ., Сыр Дарьинской аврической губ., Тамбова, Таращи, Тверской обл., Тихвина, Тиф губ., Тобольской губ., Томска, Томской губ., Тулы, Тургайской обл.
ральска, Устюжны, Уфы Ферганы, Фридрихштадта Харьковской
ерсонской губ. Чебоксар, Череповца, Чернигова, Чигирина, Читы 0 ьбурга Эриванской губ. Ямбурга, Якутской обл. 3 4
а ие храма, как памятника царской власти, усили ает наличие таальдических
символов, как двуглавые золотые орлы над шатровыха
и крылец и золотая царская корона, установленная на кресте
ьни.
лнительные исторические факты связанные с созданием и сущеием
многострадального собора
ября 1883 года дата закладки собора в Высочайшем присутствии. 1августа 1907 года освящение собора митрополитом Антонием в
а шем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе выбита альная медаль. Храм причислен к Министерству Двора и не имеет ера приходского храма т не планировался и не рассчитан на пое
массовое посещение людей.
год собор становится приходским. Начинаются беды храма.
5 год собор снят с государственной охраны. Перед войной разралан
его уничтожения, подтвержденный в 60 х годах. Собор подверазграблению
и надругательствам.
год храм передан музею Исаакиевский собор как филиал. Наеставрационные
работы. 1997 года открыт как музей для массового посещения. Реставые
работы продолжаются. 27
Следует отметить, что после варварского уничтожения сокровища русской
геральдики памятника Александру см. статью И Борисова Гербы на памятнике Александру в Москве РГК 27 198 Спас на
крови является по видимому единственным в России уникальным собранием
настенной мозаичной геральдики.
P Учитывая, что в Российской империи в конце XIX столетия насчитывалось
69 губерний и 18 областей автору проекта по видимому не удалось
полностью справиться с запланированной задачей. Возможно это
связано с ограничением места для гербов или со списком участников денежного
вклада в сооружение собора. Автор статьи не смог установить
какой либо системы в размещении гербов, т даже принадлежащие к
одной губернии они не собраны воедино, не определена какая либо связь
и с географическим расположением их городов, губерний и областей. Например,
на одной линии установлены гербы Воронежа, Вятки, Гродненской
обл., Дагестанской обл., Войска Донского и т и т Эти и другие
вопросы связанные с изображением и расположением гербов выходят за
рамки данной статьи и могут явиться предметом специального исследования.
ЛИТЕРАТУРА 1Антонов В Кабак А Святыни Санкт Петербурга. Историкоцерковная
энциклопедия в 3 х томах. СПб. Изд во Чернышева, 1997.
2. Парланд А Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте
смертельного поранения в бозе почившаго ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА
на Екатерининском канале в Санкт Петербурге. Издание Высочайше утвержденной
комиссии по сооружению храма. СПб. Т во Р. Голике и А.
Вильборr, 1907.
З. Бутиков Г Музей памятник Спас на крови СПб. Изд во Вепесар
Оу, Финляндия, 1996.
4. Винклер П фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов
Российской империи внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900. СПб., 1900. Репринт М. Планета 1990.
5. Зернов В Российская геральдика в архитектуре города СанктПетербурга Гербовед. 1996. 3 С. 99. 28
о ь r с oкr6G6UUЯ xruo f GA
U f6Рс 1i Ъди.Ч6GК Я ouм.с i UK 1СМ СТР 25
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Воронов Б.В. Собор «Воскресения Христова» и геральдическая символика (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|