Г Королёв, д н., Москва
GИМ.G ЛИЗ4ЦИЯ Ц6З4.РЯ И 4.GГYGT4. t древннх времен по XVII R K
Гай Юлий Цезарь 102 или 100 44 гг. до н.э и император Август 63 г.
до н 14 г. н принадлежат к самым ярким фигурам политической истории
Древнего Рима, привлекавшим внимание не только современников,
но и людей последующих поколений.
Римские писатели сообщают, что Цезарь считал свой род Юлиев
происходящим от родоначальника римлян Энея и богини Венеры Вергилий. Энеида. VI, 834 Аппиан. Гражд. войны. 68 и др. 1Древние
верили, что до смерти душа Цезаря была вознесена на небо. Видимым
проявлением этого факта они считали сияние звезды. По словам
Овидия 43 г. до н 18 г. н вознесённый Венерой дух Цезаря блещет звездой Метам. XV, 845 850 Более подробные сведения
приводит Светоний вв. Когда во время игр, которые впервые в
честь его Цезаря Г обожествления давал его наследник Август,
хвостатая звезда сияла в небе семь ночей подряд, появляясь около
одиннадцатого часа, то все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного
на небо. Вот почему изображается он со звездою над головой Божеств. Юлий. 88 Светоний не только передал сведения о восприятии
римлянами обожествления Цезаря, но и объяснил символическое
значение изображений героя. Описывая грядущие события, изображённые
на щите Энея, Вергилий 70 19 гг. до н намекал на Августа так звезда родовая над теменем блещет Энеида. V 68 1Этими словами
поэт указал на преемственность Августа по отношению к Цезарю и
по родству, и по славе.
Символизация Цезаря звездой отвечала общей традиции в символике.
Звезда была знаком возвышения, величия и процветания. Например, на
римских монетах в. до н встречаются фигуры героев близнецов Диоскуров,
над головами которых изображены звёзды Известны римские
монеты с изображением путеводной звезды над кораблём.
Первым реальным, а не мифологическим лицом, появившимся на римских
монетах, был Цезарь 3 К 49 44 и около 44 гг. до н относят монеты
с головой Цезаря в лавровом венке, позади которой находится звезда4
Звезда сопровождала образ Цезаря ещё при жизни. На монете, выпущенной
в 38 г. до н т уже в правление Августа, звезда расположена прямо
таки по Вергилию над теменем Цезаря5 Надпись именует Августа Император, божественного Юлия Ц езаря сын Известие Светония о
омете хвостатой звезде появившейся до смерти Цезаря, дополняется
изобразительной информацией монеты, опубликованной без даты, на
которой над головой Цезаря сияет четырёхконечная звезда с хвостом6
27
Август имел собственную символику ещё при жизни. Светоний писал С тех пор Август был настолько уверен в своей судьбе, что даже обнародовал
свой гороскоп и отчеканил серебрянную монету со знаком созвездия
Козерога, под которым он был рожден Божеств. Авr. 94, 12 Голова
императора и козерог, увершённый звездой, выбиты на монете ок. 27 г. до
н
7
Звезда Цезаря и козерог Августа вместе, как представляется, символизируют
часть родословия Юлиев и, вероятно, одновременно усвоение
Августом имени Цезарь в 27 г. Имя Цезарь стадо частью титула Августа и
последующих императоров. Опубликованы и другие монеты с козерогом.
Интересна камея Триумф Тиберия она же гемма Августа со следующей
сценой триумфатор Тиберий сходит с колесницы, Август восседает
на кресле. Над головой императора виден козерог в монетовидном
кружке
8
Римский обычай словесной и изобразительной символизации Цезаря и
Августа унаследовали литература и живопись средних веков и раннего
нового времени.
На монете или выданном за римскую монету рисунке в книге Октава де
Страды Биографии римских западных и восточных императоров и кесарей изображён Юлий Цезарь, над головой которого, увенчанной венком,
звезда9. В сочинении по искусству геральдики Филибер Монэ упоминает
козерога как знак Августа, поясняя, что это не герб 10 Напротив, изображение
сфинкса на печати Августа, о котором сообщает Светоний, Сильвестре
Петрасанкта считал личным гербом императора
Де Страда, Монэ и Петрасанкта писали об эмблемах. о которых свидетельствуют
римские источники. В средние века появились новые способы
символизации, о которых древние авторы не сообщают вовсе или которые
не связывают с именами Цезаря и Августа. Речь идёт главным образом об
орлах.
Орёл играл заметную роль в римской символике как атрибут Юпитера 12 Он изображался на древнейших римских монетах 13 но не только на
них. Орёл часто фигурирует в знамениях, о которых то и дело пишут римские
историки. Царь птиц и вестник верховного божества, орел предвещал
выдающиеся события. Так, по утверждению Светония орёл ещё в детстве
возвестил Августу о высшей власти, в зрелом возрасте о раздорах с триумвирами
и победе над ними, в старости о близкой кончине Божеств.
Авг. 94,7 96, 197, 1По инициативе консула Гая Мария орлы бьли сделаны
знаками легионов. Орёл обычное наименование воинского знака в
сочинениях римских писателей.
Сведения римских источников об орлах в знамениях и на знаменах
вводились в оборот и истолковывались в средние века и раннее новое
время.
В Истории Флоренции написанной в 1348 г., Джованни Виллани
привёл сообщение Тита Ливия о появлении орла на Тарпейской скале. На
основании известия Ливия итальянский хронист сделал вывод о том, что
после названного события римские правители, консулы и диктаторы 28
стали употреблять орлов в своих гербах. В нескольких случаях Виллани
персонифицировал гербы с орлами, упоминая о серебряных орлах Мария
и Катилины, серебряном орле в лазуревом поле Гнея Помпея и золотом
орле в червлёном поле Цезаря 14. В известии о гербе Цезаря Виллани
привёл слова из поэмы Лукана Фарсалия 1в. в котором орлы воинские знаки упоминаются, но о цветах их не сказано. Согласно Виллани
Август изменил герб Цезаря, приняв орла природного чёрного цвета
в золотом поле. Этот герб означал, что власть императора выше власти
любого другого светского государя. Далее хронист писал об употреблении
герба Августа последующими императорами и введении орла Цезаря,
но уже двуглавого Константином I как знака двуединства Империи. В
другом месте Виллани описал реальный факт 1347 г., когда римский правитель
Кола ди Риенt о вручил представителю коммуны Перуджи знамя с
гербом Юлия Цезаря 1
Объяснение эволюция римского орла в гербы Цезаря и Августа,
данное Виллани, буквально или близко к тексту повторяли позднейшие
авторы. Например, в начале XVI в. генеалог Иоанн Музака попросту переписал
рассказ Виллани в одно из своих сочинений 16
Под пером писателей XIV XVII вв. гербы Цезаря и Августа с орлами
разных цветов составили часть римской геральдической традиции от
времён второго царя Нумы Помпилия до последних императоров. Встречается
и удревнение традиции до Ромула и даже до троянцев, будто бы
передавших римлянам символику орла.
Виллани не сообщает о количестве голов у орлов Цезаря и Августа. В 158 1г., подводя в некотором смысле итог толкованиям, де Бара отмечал,
что одни полагают, будто Цезарь имел в гербе простого т одноглавого
орла, другие что с самого начала у птицы было несколько голов 17 В
том же XVI в. каталонец Бернат Местре тоже констатировал расхождение
во мнениях относительно главности орла 18.
Широкое распространение получила версия двуглавого орла как герба
Цезаря. В гербовник австрийского герцога Альбрехта VI посл. четверть
XIV в. включён герб одного из трёх лучших язычников Цезаря в виде
жёлтого, т золотого щита с чё ным двуглавым орлом с червлёными
языком, когтями и сиянием у глав 1Ксилография из гербовника Жиля Лебувье ок. 1465 1470 изображает Цезаря, жёлтый плащ которого и жёлтая
попона его коня украшены чёрными коронованными двуглавами20 Де Бара
представил герб первого императора римлян в варианте гербовника
Альбрехта VI, золотого же двуглава в червлёном щите он привёл как герб римлян 2 1Было и иное представление о гербе Цезаря. Оно выражено
рисунком в каталонском гербовнике середины XVI в. на золотом щите
червлёный двуглавый орёл с золотыми коронами, клювом и лапами22 Таким
же описывал герб завоевателя Британии и Джон Гиллим в 1679 г.23
Существовали расхождения и во мнениях о времени появления двуглавого
орла. Бартош Папроцкий считал, что черный двуглав достался
Августу от прежних правителей Рима, начиная с Ромула24 Бартоломе 29
Шассенез, ссылаясь на недоступную мне работу Жан Жака Шифле, полагал,
что сперва двуглавый орёл был гербом Цезаря, а потом был принят
другими императорами25 По Шассенезу получается, что Цезарь первым
завёл двуглава.
Сведения гербоведов о гербах древних людей были подчас весьма детальными.
Например, Петрасанкта пишет, что золотой орёл Цезаря помещался
на щите, заострённом снизу и иллюстрировал свои слова
изображением так называемого французского щита с орлом, поднявшим
крылья26
Наиболее реалистической была точка зрения Ф. Монэ, который писал,
что римские орлы никогда не были двуглавыми 27.
Толкования о римских двоеглавах не опираются на источники. Правда,
в 1596 г. Юст Ляпсий опубликовал изображение двуглавого орла с колонны
Траяна28 Однако это была ошибочная трактовка памятника. Липсий
привёл рисунок орла с опущеннымм крыльями, под одной короной. Стиль
рисунка совершенно не древний, но перерисовщики XVI XVII вв. вообще
не очень заботились о сохранении старинных стилей изображений. Естественно,
что якобы двуглавый орёл с колонны императора Траяна не может
свидетельствовать о двуглавости орлов Цезаря и Августа.
Чёрный двуглавый орёл на золоте в XIV XVII вв. был гербом глав Священной
Римской империи. По подобию этого герба авторы XIV XVII вв.
создавали гербы древних императоров. Тем самым они символически
изображали преемственность империи своего времени с Древнеримской
империей. Приписывая Цезарю и Августу чёрного двоеглавца, авторы
вольно или невольно освящали древней традицией актуальный символ
западных императоров и вместе с ним императорскую власть. Шарль
Сегуань писал об орле, правда лишь в общей форме, как о символе монархии, или наследственной власти 29 Такое объяснение символики
орла относится и к чёрному, и к золотому двуглавам.
Версия с золотым двоеглавым орлом на червлёном поле, повидимому,
отражает другую линию в трактовке преемственности императорской
власти от древней империи к империи Византийской. В византийской
же эмблематике XIV XV вв. существовал образ золотого двуглавого
орла на червлени. Этот образ и был превращён в герб Цезаря, а из герба
Цезаря вывели традицию употребления золотого орла.
Геральдисты рассматриваемого времени часто сочиняли гербы для
тех, кто их не имел. В форме гербов они выражали свои понятия о людях
других времён и стран. Если одноглавый орёл римлян был геральдиэирован,
то двуглавая птица была по отношению к древней символике чистой
фантазией. В большинстве случаев гербы Цезаря и Августа описаны или
изображены как единичные эмблемы. Исключение составляет Хроника
Констанцкого собора Ульриха Рихенталя, в которой проведено до некотощ,й
степени функциональное различие между тремя гербами Цезаря Его герб как первого римского императора находится в русле описанной
выше символизации с помощью двуглавого орла. Несущественным 30
отличием от других подобных эмблем Цезаря является увенчание щита
закрытой короной, подчёркивающей высокий ранг обладателя герба.
Вторая эмблема имеет подпись личный герб и представляет собой двуногого
дракона с орлиным клювом. Возможно, этот герб был сочинён на
основании известий о завоевании Галлии Цезарем. Опубликована монета,
выпущенная в Галлии ок. 50 49 гг. до н с изображением слона, топчущего
дракона3 1Слон был символом имени Цезарь дракон одна из
форм галльской военной трубы32 Следовательно, на монете изображено
завоевание Галии Цезарем. Предполагаю, что такое значение имеет и
дракон в гербе, данном в книге Рихенталя.
Возможно также, что Рихенталь сочинил второй герб на том же осно
вании, на каком позднее Петрасанкта, ссылаясь на римского писателя
Аммиана Марцеллина, сообщал о знаке Юлия Цезаря пурпурном драконе
33. Третий рисунок подписан так Тоже герб кесаря Юлия В гербе
три бычьих головы впрямь. Не исключено, что такое содержание герба
отражает версию, известную мне, правда, по сочинению XVI в.34 герба
жителей города Алексия т Алезия в виде золотого быка на зелени.
Взятием Алезии в 52 г. до н закончилось завоевание Галлии Цезарем. К
чёрно белым рисункам Рихенталя описаний нет, так что о цветах говорить
не приходится, отмечу лишь, что щит третьего герба напечатан чёрной
краской. Герб с драконом Рихенталь дал ещё раз как один из гербов трёх
язычников наряду со знаками Александра Македонского и Гектора.
Косвенно Цезаря символизирует и единорог на печатях Ивана Грозного,
например, на обороте малой государственной печати 156 1г., описанной
в летописи35 При Иване IV была выдвинута идея о происхождении
Рюриковичей от вымышленного брата императора Августа Пруса.
По давней традиции, существовавшей на Руси, козерог был передан
фигурой единорога36.
Итак, традиция символизации Цезаря и Августа просуществовала более
полутора тысяч лет. Символизация была словесной и изобразительной.
В древности она основывалась на обожествлении и прославлении
героев при жизни и после смерти. В средние века и в раннее новое время
сочинение гербов древним личностям выражало представления о них, и
было связано также с трактовками истории Древнеримской, Византийской
и Священной Римской империи, прежде всего, с трактовками преемственности
двух последних по отношению к первой.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Здесь и далее античные памятники цитируются по следующим изданиям Вергилий.
Энеида Пер. В. Брюсова и С. Соловьева. М. Л., 1933 Аплиан. Гражданские войны Пер. с греч. под ред. С Жебелева и О Кригера. Л., 1935 Светоний Траннвилл,
Гай. Жизнь двенадцати цезарей Изд. подгот. М Гаспаров и Е Штаерман. М., 1964 Овидий. Метаморфозы 1Овидий. Собр. соч. СПб., 1994. Т. 2.
2 Grueber Н сoins of the Roman RepuЫiс in the British Museum in З vols. With an
introduсtion and 123 plates. London, 19 10. Vol. 3. PI. VIII, 17 XII, 4 8 XIV. 8 10. В Разговорах
богов Луки ан ок. 120 после 180 так описал Диоскуров Кастора и Поллукса у них звезды над головой Лукиан. Избранное Пер. с древнегреч. М., 1987. С. 80 3 1
3 Фенглер Х., rupoy г., Унгер В. Словарь нумизмата. 2 е nерераб. и доп. М., 1993. Стб. 288. Для примера в словаре названа монета 44 г. до н 4 Grueber Н Ор. сit. Vol. 1Р. 548 vol. 3. PI. LIV, 16, 17. См. также Сергеев В
Очерки по истории Древнего Рима, М., 1938. Ч. 1С. 308. В ч. 2 с. 785 пояснено денарий
5Ц езаря, выпущенный в последние годы его жизни 6 GrueЬerH Ор. сit. Vol. 2. Р. 4 vol. 3. PI. сV, 8. Matting y Н. сoins of the Roman Empire in the British Museum. London, 1965. Vol. 1Р. 13. P7 I. 2, 19, 20. 8 Grueber Н.А Ор. сit. Vol. 2. Р. 544.
Коерр F. Die Rбmer in Deutsсhland. 3, erw. Aufl. Bielefeld Lei,pzig, 1926. АЬЬ. 15 1
Сергеев В Указ. соч. Ч. 1С. 308.
9 Stradв О. de. De vitis imperatorum et сaesarum Romanorum, tam oссidentalium quem
orienfallium. Frfnсoforti а Mayn, 16 15. Р. 0 Monet Ph.J L origine et vгауе pratique de l art du Ыason, aveс la diuсtionnaire armorial.
Lyon, 1659. Р. 8. Petra Sanсta S. Tesserae genti iae. Romae, 1638. Р. 2 См. например Сидорович О Орел как символ власrм у римлян Гербовед. 1999. N 6 38 С. 93 98. 13 Хороший образец см. Квзамвнова Л Введение в аtRМЧную нумизматику. М., 1969. Таб. XXVI, 3. 14 Vi ni G. lstorie florentine di Giovanni Vi ni, сittadino orentino, fino all anno
MсссXLIII. Milano. 1803. Vol. 8. Р. 57 58. ВилланиДж. Новая хрониха, или история Флоренчrи Пер. статья и примеч. М Юсима М., 1997. С. 32 33.
ВилланиДж. Указ. соч. С. 445 Vi m G. Ор. сIt. Р. 220. 18 сhroniques greсo romanes inedites ou peu сonnues Pub. aveс notes et taЫes
genealogiques par сh. Hopf. Вerlin, 1873. Р. 302 303. 17 Ввrа Н. de.J Le Ыason des armories auquel est monstree 1а maniere de laquelle les
Anсiens et Modemes ont use еп iсelles Traiсte Lyon, 158 1Р. 159. Riquer М. de. Heraldiсa сatalana des de l any 50 al 1550. Вarсelona, 1983. Vol. 2.
Р. 6 12. 19 Die Wappenbuсher Herzog Albreсhts VI. von. Osterreiсh lnneram сodex веr
ehemalinen BiЫiothek Gotta Hrsg. von Gh. Beсker, О. сamЬer. Wieл etс 1986. Taf. 56.
20 Lemoisne Р А. Les x graphies du x 1ve et du xve siede au GaЬinet des estampes de
la BiЫiothque Nationale. Paris Bruxelles, 1930. Т. 2. PI. LXXV.
2 122 Ввrа Н. de Ор. сit. Р. 165.
RlquerM. de. Ор. сit. Р. 387.
23 24 сu m J. А display of heraldry London, 1679. Р. 16 1Paproсld В. НеrЬу ryсerztwa polskiego па pi сiora ksiag rozdzielone. Кrak6w, 1584 6.
25 28 сassanaeus В. сatalogus gloriae Mundi. Ene s, 1576. Р. 10.
Petra Sanсta S. Ор. сit. Р. 402.
27 Мопеt Ph Ор. сit. Р. 15.
28 Lipsius 1De militia Romana libri quinque. сommentarius ad PolyЬium е parte prima
histo29ri сae faсis. Antwerpiae, 1596. Р. 278.
Segoing сh. Tresor heraldique, ou merсure armorial. Paris, 1657. Р. 38.
30 Rlсhental U сostnitzer сonсilium, das ist gnund сhe Вesсhreibung der geweltigen
Potentaten Franсkfurt am Meyn, 1576 68, 69.
3 1Grueber Н Ор. сit. Vol. 2. Р. 384, 39 1406 407 vol. 3. Pf. СШ. 5.
32 33 Объяснение о слоне и драконе см. там же.
Petra Sanсta S. Ор. сit. Р. 9. Дракон изображался на гальскихмонетах. См. Филип Я.
Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 196 1
34 Gregorius Р. De repuЫiсa libri sex et viginti, antea in duos distinсti tomos, nunс uno
сonсise et artifiсiose сomprehensi. Ed. germaniae nova. FranсofOJti 1597. Р. 24. Число три у кельтов было символом силы, совершенства Филип Я. Указ. соч. С. 174 Не
потому ли Рихенталь изобразил три бычьи головы
35 36 Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 13. С. 330 33 1Об этой традиции см. Симонов Р Единорог соперних двуmавого орла Гербовед. 1999. 6 38 С. 99 107. 32 Гербы Юлия Цезаря
XIV век. XVI век.
Гербовник Альбрехта VI Примечание 19
Каталонский гербовник Примечание 22
XVI век.
Де Бара. Примечание 2 133