Новиков М.А.
Реализация самодержавных тенденций в чеканке Тверского княжества
// Гербовед. №54. (2001)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2001. № 4 (54). С. 82-84
Аннотация: Самодержавная концепция Тверского чекана реализовывалась прежде всего в так называемых властных сюжетах. Властные сюжеты мы можем определить как «изображение князя-воина с различными предметами вооружения и знаками власти». Сюжетов такого типа было больше всего в правление именно Бориса Александровича.
Об авторе публикации/статьи:
Новиков М.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 13845 знаков (с пробелами)
М Новиков, Тверь
Р64ЛИЗ4ЦИЯ G4М. Д6РЖ4ВНЫХ
Т6НД6НЦИЙ
g Ч6К4НК6 ТВ6РGК Г КПЯЖ6GТ.G4
Тема доклада затрагивает важную проблему наличия таких монетных
сюжетов, которые появились под влиянием идеологии княжества. Тверское
княжество было самостоятельной территорией в районе СевероВосточной
Руси XIV XV вв. со своим войском, князем и идеологией, которая
выражалась в изображениях на монетах, печатях и памятниках декоративно
прикладного искусства. Трудно однозначно сказать, в чем заключалась
идеология Твери, т она эволюционировала на протяжении истории.
Сразу нужно сказать что мы рассматриваем период правления Бориса
Александровича 1425 146 1больше известном как серебряный век
Тверского княжества Э. Клюг считает, что Борис Александрович был
первым великим князем Тверским, у которого сознание независимости от
верховной власти Орды могло перерасти в политическую идеологию 1Во
многом поэтому я и выбрал такие хронологические рамки.
По мнению А Чернышева в Твери программа создания государства
реализовывалась прежде всего в фиксации определённых территорий и
постоянных связях с домом Гедиминовичей. С такой постановкой вопроса
я не согласен, и попытаюсь на основе монетного материала доказать наличие
стремлений прежде всего к лидерству Тверского княжества в районе
Северо Восточной Руси.
Самодержавная концепция Тверского чекана реализовывалась прежде
всего в так называемых властных сюжетах. Властные сюжеты мы можем
определить как изображение князя воина с различными предметами
вооружения и знаками власти Сюжетов такого типа было больше всего
в правление именно Бориса Александровича. Но в правление Михаила
Борисовича мы видим не менее интересные сюжеты например, Князь на
троне и Двуглавый Ор л поэтому я их тоже рассмотрю. На тверских монетах
этого периода обязательно есть надпись Печать великого князя
Это может говорить о том что чеканка находилась под княжеским контролем
Кроме того подобная надпись встречается на Литовских монетах3
что говорит о возможности заимствования некоторых идей великих князей
Литовских по построению княжества. К сюжетам повлиявшим на становле 1
Клюг. Э. Княжество Тверское 1247 1485 Тверь, 1994. С. 322.
2
Лавренов В Тверская геральдика кон XIV XV вв. Гербовед. 1996. 9. С. 29.
3
Даркевич в Соболева Н О датировке литовских монет с надписью печать Советская археология. 1973. 1С. 87. 82
ние самодержавной идеологии Твери я бы отнёс Князь воин, Князь на
троне, Князь с державой и Двуглавый орёл. Необходимо отметить, что
монетам Руси того времени был свойственен светский характер. По мнению
А Чернецова это черта национального своеобразия русских монетных
типов эпохи 4. На печатях до конца XIV века преобладала византийская
сфрагистическая традиция и, следовательнv, большинство сюжетов
носили образы церковной иконографии.
Теперь перейдём непосредственно к характеристике монетных сюжетов.
Семантика такого изображения как князь воин довольна важна, т
сам тип говорит о наличии в княжестве определённого культа политического
лидера. Сразу скажем что данное изображение присутствует и на
московских монетах Василий I чеканил монеты с изображением воина в
профиль 5 Данное изображение, скорее всего, именно князь, т идея
власти феодальных правителей могла выражаться в более реальной
форме образов людей воинов и правителей. Данное изображение являлось
символичным образом князя. Чернецов считает что данное изображение
воина символизирует грожающего оружием князя находящегося
на страже своих интересов Возможно, он выражал идею устрашения
фальшивомонетчиков. Рубцов выводит идею, что изображение человеческой
фигуры с оружием стало просто означать вооруженного князя, что
подтверждается подробностями изображения, воспроизводящим черты
западно европейских и московских монеп Несомненно, данное изображение
как то связано с властью, возможно оно пыталось символизировать
личность самого князя, отметим и тот факт, что с изображением Князявоина всегда присутствует надпись с именем князя.
Не менее интересен тип князь, сидящий на троне Толкование Рубцова
таково это западный сюжет, перенесенный в Тверь из Венгрии. Эта
точка зрения не совсем верна т данное изображение может толковаться
ак протогеральдический символ Тверского края, либо данный сюжет может рассматриваться с политическим подтекстом как претензия Великого
князя Тверского на Великое Владимирское княжение, либо как символ
Христа на троне похожее изображение существует в хрониках Георгия
Амартола Первый вариант представляется наиболее верным, даже несмотря
на то, что политическая ситуация на Руси не способствовала этому.
Скорее всего, здесь имели место охранительные, а не агрессивные
тенденции. Данный сюжет является одним из наиболее ярких свидетельств
наличия в идеологии Тверского княжества самодержавных тенденций.
4 Чернецов А Феодальная эмблематика в чекане русских городов XIV XV вв. Тр ды V Международного конгресса Славянской археологии. 1985.
6 Федоров Давыдов Г Монеты Московской Руси. М., 198 1С. 1З 17 Чернецов А Указ. соч. С. 147. Рубцов М Деньги великого княжества Тверского. Тверь, 1996. С. 104. 83
О сюжете Князь с державой можно сказать немного. По мнению
М Рубцова8 это высшее усовершенствование типа вооруженного князя.
По моему мнению, появление здесь данного изображения свидетельствует
о том, что Тверское княжество находилось на пике стабильности и благополучия.
Изображение князя, да еще с символом власти в руке, все это
свидетельствует о заявке на право решения вопросов политической важности
в рамках района всей северо восточной Руси.
Однако сюжетом сильно выраженной тенденции является двуглавый
орел, но с рядом оговорок прежде всего надо выяснить, не воспринимался
ли этот сюжет в Твери как изображение некого мифического существа,
а второе, какие политические цели преследовал князь, чеканя данный
сюжет. Кроме того, нужно учитывать идеологический авторитет этого типа
за рубежом. По замечанию Н Соболевой, некоторые болгарские цари в
конце XIII начале XIV века чеканят монеты с изображением двуглавого
орла9. А Г Федоров Давыдов считает, что до появления двуглавого орла
на русских печатях, этот символ использовался на монетах Золотой
Орды. На Тверских монетах этот символ появился в правление Михаила
Борисовича, когда стоял вопрос о сохранении самостоятельности Тверского
княжества. МЛ. Сотникова считает, что чекан данного сюжета можно
понимать как изображение Тверского княжества по отношению к Московскому
княжеству 10. М Рубцов однозначно трактует сие появление как
заимствование из ордынской эмблематики. В данном случае необходимо
понимать, что двуглавый орел рассматривался как охранительный сюжет
с идеей охраны справа и слева, с той и другой стороны. Нельзя забывать,
что данный сюжет воспринимался как символ верховной власти, ведь с 1434 года это официальный герб Священной Римской империи. Поэтому
чеканка данного сюжета в Твери символизировала идею самобытного пути
развития Тверского княжества как альтернатива московскому пути.
Вывод можно сделать следующий в Тверском княжестве монета выполняла
не только, и не столько экономическую функцию, сколько политическую.
НОВИКОВ Максим Анатольевич, студент 4 го курса исторического
факультета Тверского Государственного Университета научный руководитель Владимир Ильич Лавренов г. Тверь.
8 Там же. С. 105.
9 Соболева Н Русские печати. М., 199 1С. 13 0 Сотникова м О некоторых древнерусских сюжетах на русских монетах
СГЭ. Л., 1982. Вып. 47. С. 82. 84
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Новиков М.А. Реализация самодержавных тенденций в чеканке Тверского княжества (2001)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|