Ефимов И.В.
Муниципальная геральдика в развитии (из опыта разработки геральдико-правового акта в Республике Марий Эл)
// Гербовед. №54. (2001)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2001. № 4 (54). С. 22-27
Аннотация: Образованный в конце 1997 года Геральдический совет при Президенте Республики Марий Эл осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с правовым управлением Президента и другими службами Администрации Президента Республики Марий Эл, т.к. основные геральдические разработки, проекты, предложения обычно сопровождаются правовыми актами и соответствующими согласованиями.
Об авторе публикации/статьи:
Ефимов И.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27000 знаков (с пробелами)
И Ефимов, Йошкар Ола
мупицип льп я Г6Р льдик
G Р З.GИТИИ ИЗ опыт Р ЗР БОТКИ
Г6Р ЛЬДИКО ПР GО.GОГО кт
G Р6GПУБЛИК6 М РИЙ ЭЛ
Образованный в конце 1997 года Геральдический совет при Президенте
Республики Марий Эл осуществляет свою деятельность в сотрудничестве
с правовым управлением Президента и другими службами Администрации
Президента Республики Марий Эл, т основные геральдические
разработки, проекты, предложения обычно сопровождаются правовыми
актами и соответствующими согласованиями.
За прошедшие годы Совет и возглавляющий его главный герольдмейстер
изучили состояние республиканской символики, провели экспертизу
практически всех официальных геральдических и вексиллологических знаков,
в т муниципальных символов. Выработаны рекомендации и предложения
по совершенствованию государственных и муниципальных символов,
накоплен достаточный методический материал по геральдике и
фалеристике. Имеется некоторый практический опыт разработки геральдических
и фалеристических знаков, наработанный зачастую методом
проб и ошибок.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий
Эл О государственной символике Республики Марий Эл от 23 сентября 1998 г. главным герольдмейстером составлены проекты государственного
герба и государственного флага Республики Марий Эл, а также в 2000 г.
были разработаны Знак Президента Республики Марий Эл и проект ордена
республики За заслуги К настоящему моменту практическая часть
работы в сфере государственной символики находится в завершающей
стадии. Подробные сведения о деятельности Геральдического совета содержатся
в ежегодных информационных письмах отчетах направляемых
Президенту Республики Марий Эл и Государственному герольдмейстеру
Российской Федерации Г Вилинбахову.
После принятия в конце 2000 года федеральных законов о государственных
символах работа в административно территориальных и муниципальных
образованиях в области геральдики активизировалась. Особую
актуальность приобретает деятельность по обеспечению муниципальных
образований Республики Марий Эл собственной символикой гербом,
флагом, гимном, знаменем и т а также соответствующей атрибутикой
глав органов местного самоуправления знаком и штандартом главы ад 22
а ии, символическим ключом С наделением обширных прав и
о ий органов местного самоуправления муниципальные символы
ятся исключительно важными представительски правовыми знака
ажающими права и авторитет власти. Дополнительно к этому симаправлена
на воспитание патриотизма жителей республики, чувости
его историческими, культурными традициями. 1вая то обстоятельство, что процесс фактического становления и я муниципальных, административно территориальных образований ике продолжается, а также совершенствуется деятельность орга стного самоуправления, принятие федеральных и республиканских
в реrулирующих порядок составления и использования администра е. риториальных и муниципальных символов, способствовали бы не
равовому уреrулированию герботворческого процесса, но и своеактивизировало
бы социально психологические тенденции объе
граждан в наметившихся позитивных процессах в обществе.
аясь на материалы, имеющиеся в распоряжении Геральдического
едеральный законопроект, методические рекомендации, респубе
законы о муниципальном и административно территориальном стве в Республике Марий Эл и другие документы главный ге е стер разработал законопроект О муниципальной, администра
ерриториальной символике в Республике Марий Эл где автор в зе вии с местными реалиями упорядочил составление официальволов,
обозначил атрибуты статуса гербовладельцев и состав
украшений геральдических знаков полных гербов К примеру в статья 3 Геральдические атрибуты в муниципальном гербе о регламентируется Геральдическими атрибутами статуса, прии
в композиции муниципального герба в соответствии с обще
с и геральдическими традициями являются венчающий гербовый
енные городские и иные территориальные земельные короны,
апки щитодержатели символические фиrуры животных, людей и
ерживающие геральдический щит знаки государственных набых
случаях, специальные геральдические атрибуты.
ипальная статусная корона в соответствии с геральдической
е вносится в муниципальный герб с учетом административного
я и исторического значения муниципального образования и зам
территорий, статуса населенного пункта.
пальное образование, город столица Республики Марий Эл ает в своем гербе золоченую башенную корону о пяти видимых
иципальное административно территориальное образование
ещает в своем гербе золотую территориальную корону о трех
листовидных зубцах.
и иnальное образование, действующее в городе республиканского
я, являющееся одновременно административным центром другого
ального образования, помещает в своем гербе золотую башенную
о трех видимых зубцах. 23
Муниципальное образование, действующее в городе районного значения,
являющиеся одновременно административным центром другого муниципального
образования, помещает в своем гербе серебряную башенную
корону о трех видимых зубцах.
Муниципальное образование, действующее в городе, помещает в своем
гербе червленую красную башенную корону о трех видимых зубцах.
Муниципальное образование сельское поселение, являющееся
одновременно административным центром другого муниципального
административно территориального образования района, помещает
в своем гербе серебряную территориальную корону о трех видимых
листовидных зубцах.
Муниципальное, сельское административно территориальное образование сельсовет, помещает в своем гербе золотую территориальную
корону о двух видимых зубцах.
Муниципальное образование сельское поселение или несколько
сельских поселений, объединенных общей территорией, действующей в
составе другого муниципального административно территориального образования,
может помещать в своем гербе серебряную территориальную
корону о двух видимых листовидных зубцах.
Муниципальное образование городское поселение, действующее в
составе другого сельского муниципального административно территориального
образования, может помещать в своем гербе серебряную башенную
корону о двух видимых зубцах.
Иные муниципальные образования городского типа могут помещать в
своем гербе червленую красную башенную корону о двух видимых зубцах.
Муниципальные образования, действующие на территории города, не
включают в состав своих гербов башенную корону с зубцами. Могут использоваться
башенные короны без зубцов, соответствующей по расцветке
статусу города, в котором действуют данные образования.
Щитодержатели помещаются в гербах муниципальных образований
города Йошкар Олы исторического центра Царевококшайского уезда
столицы Республики Марий Эл, города Козьмодемьянска исторического
центра Козьмодемьянского уезда административного центра Горномарийского
района.
Муниципальные образования, действующие в городах, награжденные
государственными наградами, могут при воспроизведении своих гербов
дополнять их композиции изображением знаков этих наград. При этом орденские
знаки, медали располагаются у гербового щита на соответствующих
лентах или же заменяются изображениями лент.
Муниципальные образования, сохраняющие правовую легитимность
исторических гербов, восстанавливают действие своих гербов в части основной
геральдической фигуры в щите, исключая при этом гербовые поля
с изображением исторической губернской символики, а также атрибуты
дореформенных внешних украшений. 24
риториальные общины, действующие в составе муниципального Вания могут иметь отличительные эмблемы, утвержденные и исемые
в установленном порядке.
атье 5 обозначается принадлежность муниципального, ад мини ста территориального образования к Республике Марий Эл. Муници ая символика должна соответствовать историческим, экономичеэт
ографическим и топонимическим особенностям муниципального s вания в Республике Марий Эл. а сные короны территориальные, башенные муниципальных об
38 й обозначаются единым отличительным знаком, присутствующим
е Государственного герба Республики Марий Эл, а также во внеш
а в обруче украшаются элементами марийского национального а ента, таким образом отражающих принадлежность муниципального аз вания к Республике Марий Эл
естве дополнительной меры муниципальное образование может
г ать в своем гербе в пределах гербового щита так называемую
асть четырехугольное пространство, примыкающее к краю щироизводящую
основную фигуру Государственного герба Респуб
арий Эл.
за оне также упорядочены принципы, композиционные основы со е ия муниципальных флагов, порядок регистрации и использования
альных символов.
о предсказать сейчас судьбу этого законопроекта, но работа
была полезной. Ситуация подсказывает, что нельзя отклады
а неопределенное будущее принятие федерального закона о
пальной символике. Учитывая российские традиции и специфиез
е и все создавать наспех, стихийно, не особенно считаясь с е вующими нормами и правилами, мне представляется, что на е альном уровне откладывать принятие геральдико правового
а униципальной, административно территориальной символике евозможно, т в настоящий период процесс восстановления исес
их гербов, эмблематических атрибутов и введения новых J ов в России идет несмотря на усилия и деятельность Геральо
совета при Президенте Российской Федерации в какой то
еконтролируемое, вне правового поля. екая практика показывает, что если однажды принятое на высоз
е решение сопровождалось материальными затратами, а также
еленный срок результаты принятых решений восприняты граждаза
репились в сознании масс, то несмотря на очевидную ошибочсодержания
документов, трудно бывает доказать обратное, тем боа
экономическое положение большинства муниципальных образое
позволяет дополнительные расходы на изменение, переделку,
авление неправильных геральдических знаков, которые были восвлены
или приняты в спешке, как правило, к очередному юбилейноероприятию. 25
Следующая проблема сугубо геральдическая. Современная официальная
символика по композиционному совершенству, по строгости состава,
по художественным достоинствам и качеству и зображения знаков не
должна отставать от лучших образцов искусства геральдики.
Сейчас в России распространены всевозможные корпоративные, ведомственные
гербоподобные знаки, эмблемы, флаги, иногда личные гербы,
которые по внешним признакам приближаются к геральдическим символам.
Их изображения зачастую выполнены на достаточно высоком графическом
или дизайнерском уровне. На мой взгляд, они создают общую
картину имитации геральдики, в конечном итоге разрушают стройную систему
статусных атрибутов, тем самым разрушают правовую основу, представительское
значение официальных символов. Стройность, точность
положений нового геральдико правового акта, в сочетании с традициями и
внутренними возможностями герботворчества позволили бы создать в
России множество произведений геральдического искусства, создать ясную,
четкую систему полноценных муниципальных представительскиправовых
знаков, соответствующих современному уровню и лучшим традициям
геральдической культуры Европы.
Учитывая ситуацию, что пока нет соответствующего закона, но уже выработаны
общие принципы и ориентиры в составлении геральдических
знаков, существуют общепринятые правила геральдики главный герольдмейстер
в порядке оказания методической помощи и координации
работы местных комиссий по символике направил главам администраций
местного самоуправления городов и районов Марий Эл письма, где приводится
перечень рекомендаций для первоначального этапа герботворчества.
Рекомендуется учесть следующие условия в Уставе муниципального образования предусматривается право на
свою символику распоряжением главы администрации образуется комиссия по разработке
символики, состоящая в основном из местных историков краеведов,
знатоков традиционного хозяйствования и ремесел, а также природы,
флоры и фауны района в случае проведения конкурса, приоритет в Положении о конкурсе акцентирует
на выявлении идеи символа, в определении отличительности
муниципального герба и флага, а не изобразительному решению геральдического
знака учитывается неэффективный российский опыт проведения конкурсов
по символике и сопровождающее их всенародное, общественное обсуждение проектов в местной периодической печати. Как правило, в процесс
обсуждения неизбежно вовлекаются, втягиваются обостренные интересы
и амбиции различных политических, религиозных и других сил, получивших
свежий материал д ля спекуляций на актуальной проблеме, и в конечном
итоге доводящих дело до скандалов, судебных разбирательств и сводящих
на нет идею конкурса. Эти выводы были оглашены на одном из последних
федеральных совещаний по вопросам символики в Санкт Петер 26 0 Государственным герольдмейстером при Президенте Российской е ации Г Вилинбаховым. Достаточно в средствах массовой инфорредставлять
своевременно исчерпывающую информацию об ито юведенных мероприятий по местной символике во избежание недоразумений при федеральной регистрации официсимволов
не рекомендуется иметь дело со случайными лицами
алистами по геральдике
еральдический совет при Президенте Республики Марий Эл свое е но направляются все материалы рассматриваемых проектов, све.
об их авторах, информацию о принятых решениях о ре девиза герба в случае включения его в состав герба прово
олько после утверждения основной идеи герба или основной фи ерба
3 альнейшем в органы власти местного самоуправления будут наяться
подборки материалов по геральдике, оригинальные образцы
ь ического искусства, публиковаться статьи по вопросам местной
в икм. Частично будет обновлен состав Геральдического совета за
иrлашения специалистов краеведов. Есть уверенность, что за 15 а большинство городов и районов республики обретут собственную
ку, а республика примет наконец законы о государственных сим
лучшением экономического положения Республики Марий Эл пояблагоприятные
условия активизации герботворчества на уровне
овых и сельских административно территориальных единиц. Все
сылки для практической работы в этом направлении создаются
совместными усилиями. Предстоит интересная, творческая и
тветственная работа, результаты которой в будущем оценят истоеральдисты
России.
ЕФИМОВ Измаил Варсонофьефич, главный герольдмейстер
резиденте Республики Марий Эл, г. Йошкар Ола. 27
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ефимов И.В. Муниципальная геральдика в развитии (из опыта разработки геральдико-правового акта в Республике Марий Эл) (2001)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|