Молявко-Высоцкий А.П.
Ars heraldica
// Гербовед. №46. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 78-86
Аннотация: Агs heraldica занималась исключительно гербами дворян, и В. Лукомский своим определением геральдики показывает, что он имеет ввиду не что иное как искусство описания и объяснение гербов, тогда как из определений Ольгенбрандта видно, что он подразумевает под геральдикой точную науку. Объекты ее гораздо шире, чем объект геральдического рутинного искусства.
Об авторе публикации/статьи:
Молявко-Высоцкий Александр Петрович (1886-1941) (Ростов-на-Дону) российский геральдист; преподавал геральдику в Донском археологическом институте; член Донского Общества археологии и истории; кандидат технических наук.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14003 знаков (с пробелами)
ARS HERALDIсA
Агs heraldiсa занималась исключительно гербами дворян, и В. Лукомский
своим определением геральдики показывает, что он имеет ввиду не
что иное как искусство описания и объяснение гербов, тогда как из определений
Ольгенбрандта видно, что он подразумевает под геральдикой
точную науку.
Объекты ее гораздо шире, чем объект геральдического рутинного ис
кусства. с. fi 1i д 78 79 S O rO 1i.с r 80
J il5 S 8 182
I i t.
г ш 1t.сй зi 15 т r 5 83
Единорог.
В русских первопечатных букварях единорог описывается следующим
образом Зверь подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушей
имать рог велик, тело его медяно в розе имать всю силу Подружия
себе не имать, живет 532 лет. И егда скидает свой рог вскрай моря и от
него возрастает червь и от того бывает зверь единорог. А старый зверь
без рога бывает не силен, сиротеет и умирает
Plinius, Aelianus, Solinus, дают следующее описание сervum froпte
refer 1Elephantum sed pede, сauda aprurn, voсe bovem, сorpore proditequum Virgineo mansuesсit amore Рог его, погруженный в любой яд,
обезвреживает последний.
По Нуецкому 1728 г. чтобы поймать единорога и отсечь ему рог,
охотники прибегают к хитрости и в виде приманки садят молодую красивую
девушку, с которой единорог, забыв о своей природной дикости, начинает
играть jak taskawy iaki baranek
Постоянно в мире имеется лишь один единорог, который подружiя се
бе не имеет г
Человек, встретивший единорога, должен уме
реть. В геральдике и символике единорог олицетворяет
невинность.
В мистической иконографии он является атрибутом
Девы Марии, в созвездии Девы знак зодиака в
виде девушки, на колени которой единорог положил
свои лапы.
Как атрибут Девы Марии pora единорога хранились в церквях. Например
в Венеции в соборе Се. Марка, в Париже в церкви Св. Денис и др.
Еще в начале XVIII в. геральдист Кirсhr высказывал предположение, что
эти рога принадлежат рыбе.
В самом деле существуют морские млекопитающие нарвал или морской единорог один из зубов которого гипертрофированный, представляет
подобие рога. Кубки из рогов единорога, имеющиеся в сокровищницах
почти всех европейских царствующих домов сокровищ царей
московских сделаны из зуба нарвала.
По Нуецкому рог морского единорога излечивает от многих болезней.
Русское сказание о единороге, скидывающему свой рог, на берегу моря 1
о превращении этого рога в гербе затем в единорога показывает желание
соединить в одно целое легенду о единороге земном и сведения о морском
единороr е.
Однако сказание о единороге вовсе не являюТGЯ на дЕ ле столь фантастическими,
как это казалось вначале. В Сибири у многих племен существует
предание, что люди были изгнаны из рая ледяным великаном, явившимся
в мир на единороге.
У тунгусов пеrенды рассказывают о водившихся иногда в их странах
однорогих быках. Рог тунгусского единорога был так велик, что для пере 84
возки его требовались целые сани. Предания эти представляют воспоминан
ия о допотопном живот н ом Эласмотерии останки которого находятся
еще в поледниковых отложениях Сибири, т в ту эпоху, когда существование
человека не по длежи т сомнению.
слона. Череп его напоминает череп лося, r,
Ростом эласмотерий был с современного
сложением своим и строением зубов он по с 9 1i
ходил на мохнатую, приземистую северную
лошадь хвост напоминал кабаний.
На лобной кости имелся огромный нарост. По мнению естествоиспытателей,
служивший основанием рога.
Конечно, уже задолго до библейских времен эласмотерий был давно
вымершим животным и потому вавилонские и библейские сказания о единороге
должны иметь другое происхождение. В Библии упоминается единорог
Ре ет, которого исследователь Библии профессор Делиг отожествляет
с диким быком, изображаемым часто на Вавилонских барельефах. Я
думаю, что вавилонский дракон, изображавшийся всегда с одним рогом,
мог быть прототипом геральдического единорога.
Дракон этот фигурирует рядом с изображающим быков и львов и напоминает
африканского гигантозавра своим сложением, маленькой головой,
длинным хвостом и когтями на пальцах.
Дракон эт п был в Вавилоне символом бога Нергала, враждовавшего с
Мардуком богом солнца. Интересно отметить, что в Египте Сет бог зла,
убивший своего брата Озириса, изображался в виде дикой борзой собаки.
Изида сестра и жена Озириса не питает к Сету особой злобы. Она прощает
ему убийство своего мужа брата потому., что не соверши Сет этого
убийства, Озирис путем своей смерти не приобрел бы бессмертия.
Сет это необходимое в мире зло, и в качестве такового фигурирует в
числе богов. Озирис изображался символически в виде зайца, а Сет в
виде дикой борзой собаки, подобной тем которые водятся и теперь в центральной
Азии, откуда он завезен в Египет.
Собака Сет изображалась в Египте в профиль
так, что видно у нее лишь одно ухо, похожее
на рог. В таком виде он имеет большое
сходство с Ассирийским драконом единоро
гом. r
Единорог часто встречается в геральдике и изображается в виде белой
лошади с рогом и с хвостом, напоминающим бычачий. Он является щитодержателем
Английского герба и изображен на польском гербе Бонча
которым пользовалась также русская фамилия Нежниных до Екатерины
В. Впоследствии за Нежниными был Высочайше утвержден другой ерб. Сохранен только голубой и серебряный цвета герба Бонча или Единорожец
В русской геральдике два золотые единорога держащие щит с двуглавым
орлом были гербом внуков царствовавшего императора. 85
Крест.
Крест есть пересечение двух линий. Эта фигура встречается у всех диких
народов и в каменном веке изображалась в Европе на предметах из
кости и на сосудах.
Крест является первичным элементом орнаментики и вовсе не всегда
является символом христианства.
У дакотов на плащах встречается лапчатый крест. У египтян сгuх
ar 1sata был символом фаллоктеизма.
В Древнем Вавилоне лапчатые кресты часто встречались на украшениях.
У древних скифов эмблемой бога войны было изображение меча,
воткнутого в землю. У критян такой же эмблемой божества была двойная
секира. С двойною же секирой часто изображаются хеттские боги.
При изображении простыми чертами и меч и двойная секира могли
превратиться в крест. Будцийский крест или свастика, часто встречающаяся
на священных индийских знаменах, по мнению Егоровой История
Индии вошла в славянский орнамент как символ счастья, а Будца Сакия
Лидии вошел в число христианских святых под именем индийского царевича
Иосифа. Та же самая свастика развилась в Греции в прямолинейный
орнамент.
Обратно точка определяется, как пересечение двух линий. При изображении
точки на каком либо предмете, ее удобнее всего обозначить
крестом, что и делали все народы с самых давних времен, особенно при
строительных работах.
Крест представляет собой 4 отрезка прямых. Отсюда вытекает употребление
креста для обозначения четырех Как простейший после прямой
линии знак, крест обозначает часто 10. В римских цифрах Х есть соединение
двух пятерок Х, изображающих две руки с пятью пальцами.
Часто встречается на древнемексиканском орна
менте Мальтийский крест. Представляет собой
скрещенные кости. Быть может и он находится в связи
с числом 4. Ведь в Мексике 4 стороны света имели
своих богов покровителей, у главного божества
было 4 слуги, первыми были созданы 4 мужчины, 4
брата произвели потоп и т
Во всяком случае теория о проникновении в Мексику христианства до
покорения ее испанцами не выдерживает критики.
Итак, надо быть крайне осторожными, определяя крест, как символ
христианства. Очень часто крест является лишь простым элементом орнаментики,
имеет численное значение, буквенные или же приставляет
собой стилизацию каких либо предметов. 86
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Молявко-Высоцкий А.П. Ars heraldica (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|