| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №46. (2000) › Молявко-Высоцкий А.П. О происхождении и значении геральдических эмблем | ||||||
Молявко-Высоцкий А.П.
О происхождении и значении геральдических эмблем// Гербовед. №46. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 54-77 Об авторе публикации/статьи: Молявко-Высоцкий Александр Петрович (1886-1941) (Ростов-на-Дону) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Молявко-Высоцкого А.П.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 112435 знаков (с пробелами)
О ПРОИGХОЖД6ПИИ И ЗП 1Ч6ПИИ Г6Р 1ЛЬДИЧ6GКИХ ЭМБЛ6М Геральдикой называется наука об эмблемах или символических изображениях, напоминающих о каком либо факте или имеющих условное значение. Гербы представляют собой памятники письменности, которые могут быть прочйтаны при помощи геральдики. В гербах, как памятниках письменности, употребляется почти всегда образное письмо и идеограммы. К первому принадлежат изображения предметов, как неодушевленных, так и одушевленных, принадлежащих к реальному или же к сказочному миру. Ко вторым относятся условные знаки и геральдические фиrуры. В редких случаях геральдика пользуется фонетическим письмом в виде инициалов, монограмм, рун и проч. Геральдические знаки исполняются при помощи живописи, скульптуры или же делаются из естественных предметов, как например, трофеев охоты, цветов и пр. На первой ступени цивилизации геральдические знаки изображаются прямо на теле путем раскрашивания его или татуировки. Вместе с появлением одежды они рисуются или нашиваются на последней. Затем они появляются на военных значках, изображаются на оружии на щите, шлеме. Параллельно с этим геральдические знаки изображаются на внешних предметах знаки собственности и, наконец, на документах печати Геральдические знаки играют роль подписи handgemal служат документами о владении и юридическим доказательством права первого знаки собственности, тавры, гофмарки, гаусмарки заменяют метрические свидетельства и служат доказательством династического происхождения рунические, династические гербы Кроме того они являются историческими документами, рассказывающими эпизоды из автобиографии и семейной хроники их владельца. Гербы дворянские представляют из себя лишь незначительную часть геральдических эмблем, коими обладали у разных народов отдельные племена, рода, области, города, войска, военные общества, как например, рыцарские ордена духовные общества, монашеские ордена, церкви, монастыри, политические союзы, как например, Гёзы ремесленные цехи, спортивные общества, клубы, кружки и проч. Во Фландрии гербы имеют многие буржуазные фамилии, игравшие видную роль в истории, подобно венецианскому или новгородскому купечеству. Обычай этот сохранился до сих пор. Так, в Бельгии я видел в вестибюле дома одного известного профессора два соединенных герба с изображениями трех колокольчиков и трех подков. По собственным словам владельца дома, он и его жена были veritaЫes roturiers, т не дворяне. Не 54 имея утвержденных правительством гербов, они изобразили гласные геральдические эмблемы. своих фамилий. Французское название колокола сloсhe напоминает его фамилию, а фламандское слово Smet, т кузнец, является фамилией его жены. Говоря о родовых эмблемах лиц, не принадлежащих к дворянскому сословию, нельзя не упомянуть о гофмарках, т наследственно передаваемых геральдических знаках, которыми до сих пор пользуются крестьяне, мещане и купцы западной Европы, а также о фабричных и торговых марках, которая в Древней Польше передавались из поколения в поколение. Геральдические эмблемы происходят иногда от священных знаков и тотемистических изображений, от рунических знаков и букв разных алфавитов, от знаков, существовавшего ранее образного письма, знаков астрологических и, наконец, от трофеев войны и охоты. Геральдические эмблемы можно было бы сгруппировать и классифицировать по способам изображения, по предметам, на которых они изображены, по содержанию геральдических памятников, по источникам, из которых они происходят и, наконец, по странам, в которых они встречаются. Я остановлюсь на последней системе, позволяющей, в некоторых случаях, указать на историческое развитие геральдических приемов. Кроме того, геральдика первобытных народов может послужить ключом для выяснения процессов зарождения е в Европе в доисторические времена. АМЕРИКА У Северо Американских племен господствовало тотемистическое миросозерцание. Душа человека после его смерти переходит в тело какого нибудь животного. Молодой человек в день своего совершеннолетия выходит на охоту и первое животное, которое он убивает, становится его Тотемом. Это именно то самое животное, в тело которого переселится душа охотника после его смерти. Имя животного становится именем индейца и родовым знаком его потомства. Личный герб родоначальника племени становится гербом племени, от которого каждое племя получает свое название как например, племя орла, волка и т Каждое племя разбивается на несколько родов, называвшихся по имени своих Тотемов родами медведя, кита, оленя, ворона и пр. После смерти человека душа его, переселившись на солнце и прожив там некоторое время, умирает снова для того, чтобы переселиться на землю, где она вселяется в растение или в животное и может быть случайно съедена челове ком, вместе с предметом, в который она вселилась. У человека, проглотившего душу, родится ребенок, в которого и переселяется проглоченная душа. Из боязни съесть душу своего предка и родить своего собственного прадеда, индейцы не едят своего тотемистического животного. Кроме того, браки между членами одного и того же рода 5.5 воспрещаются обычаем, что способствует, как известно, укреплению расы и указывает на сознание общности родового происхождения у индейцев одного и того же тотема. Рис. представляет щит индейца из племени Ункпапа по имени Белая Антилопа. Орел, изображенный на нем, родовой герб его или тотем и напоминает щит на одной Халкидской вазе рис а маленькая антилопа изображает имя или личный знак того же самого индейца. Американские тотемы аналогичны европейским гласным гербам, т происходящим от фамилии владельца, как напр., рога в гербе Роrовициных, сердца у Любистковых, черт в гербе у Тейфель, ангел у Энгельгард и пр. У родственных северо американским индейцам племен восточной Сибири мы наблюдаем также тотемистические воззрения. Поклонения медведю у эскимосов перешло к ним из Америки. Медвежий Бог гиляков, принимающий летом образ медведя, а зимой гиляка, почитается также и у Айносов Сахалин и короны, украшенные разными медвежьими, совиными и др. головами, которые носят вожди этого племени, вероятно также тотемистического происхождения. Здесь мы имеем дело с так называемым нашлемником, который в средние века были личным знаком, в отличие от родового, помещавшегося на гербе. Шлемы вождей древнего Перу делались вначале из настоящих голов пумы, ягуара и др., по всей вероятности, тотемистических животных. Впоследствии же их стали делать из кожи, обитой металлом, придавая им форму головы змеи, крокодила, пантеры и т Эти тотемистические нашлемники невольно напоминают нам головной убор Геркулеса, сделанный им из убитого льва и представляющий собой охотничий трофей. Такое же происхождение имеют, вероятно, и рога дикого быка, которыми украшали голову варвары знаменосцы Римской Империи, а впоследствии и европейские рыцари Перуанские гербы изображались на круглых щитах, как и у Сев. Америк. индейцев а тотемистические животные дали происхождение священным перуанским сосудам, которым приносились жертвы в виде шнурка из бус, вешавшегося на шейку сосуда На последних иногда изображался общий вид тотемистического животного или же только его голова. Подобным же образом на европейских гербах в нашлемнике часто повторяется голова животного, изображенного на щите Кастовым нашлемником Инков был пучок перьев цвета радуги бывший гербом Инков, а число перьев означало военные чины. Обычай носить нашлемники из перьев до сих пор сохранился у Северо Американских индейце в. Племена Гидаста и Дакота носят на голове орлиные перья, служащие знаком отличия и показывающие, что обладатель убил врага скальпировал его перерезал ему горло или же добил его, подбежав вторым третьим или четвертым к месту схватки Здесь и далее автор ссылается на рисунки и термины, которых нет в тексте. 56 Иногда они указывают на раны, полученные на войне и соответствуют красным, серебряным и золотым полоскам на рукавах наших офицеров и солдат. Герб Монтесумы, короля Ацтеков, изображавший животное, похожее на орла держащее в когтях тигра и напоминающее Вавилонский герб города Ширбуры изображалсR на штандартах древних Мексиканцев. Его можно было видеть и на воротах дворца Монтесумы. Гербом Пласкалы был золотой журавль с распущенными крыльями. Однако не все гербы американских индейцев имеют тотемистическое происхождение. Некоторые из них произошли, вероятно, от знаков, подобных тем, которые встречаются и поныне на скалах Северной Америки. Быть может они служили некогда для указания пути. В настоящее же время они являются предметами поклонения местных племен. Здесь мы сталкиваемся с новым источником геральдических изображений, а именно, со священными знаками. Эмблемы на американских гербах имеют, кроме тотемистического, часто и символическое значение, совершенно так же, как и в европейской геральдике. Так, сокол служил символом военного мужества кость, украшенная перьями символом власти, а человек без головы чудодейственной силы. На платье у Северо Американских индейцев изображались знаки военного отличия. Подобно тому, как в Европе, в память взятия укрепления прибавлялось к гербу изображение башни, а к гербу города, выдержавшего осаду, придавалась осадная корона, у индейцев особые знаки на пла тье означали удачную защиту от врага в засаде. Подкова, нарисо ванная на весле или панталонах означала, что вождь украл у врагов лошадь и пр. Племенные татуировочные знаки Средней и Южной Америки отличаются своей простотой и представляют полосы и кресты которые встречаются на плащах Дакотов в форме лапчатой а на мексиканских сосудах в форме Мальтийской, представляющей из себя две скрещенные кости В Мексиканском орнаменте встречается также свастика похожая на Будцийскую, изображенную, между прочим, на следе ноги Будцы Во время открытия Америки эти кресты создали даже теорию о про никновении в Мексику христианства до покорения е испанцами. Но я думаю, что объяснить их происхождение можно гораздо проще. В Китае цифра 10 обозначалась знаком + а 4 знаком i В народных цифрах древних египтян эти числа изображались теми же знаками, но в обратном порядке 10 изображалось знаком х а 4 знаком + Арабская цифра 4 также изображалась сначала в виде креста. В древней Мексике у четырех стран света были свои Божества покровители. У главного Божества было четыре слуги первыми были созданы четыре мужчины. Потоп был r роповедан четырьмя братьями и т Крест в Мексике, как в Китае, в Египте и у абацистов моr означать число 4 или просто быть пер вичным элементов орнаментики, встречающемся 57 одинаково и на французских каменных погребальных урнах, и на щите негров из племени Ниам Ниамов. Племенные знаки индейцев, равно как и знаки отличия, татуировались прямо на теле, а у перуанских Инков существовали для этой цели особые печати Священные знаки предков или их гербы ставились у индейцев Гайда ков на могилах а личные знаки или имена вырезались на памятни ках вверх ногами, что означало смерть изображенного лица, подобно тому, как это делалось у Египтян и Китайцев. Обычай изображать гербы на памятниках и вешать их на стенах внутри церквей распространен, как известно, и в Европе, где им воздают военные почести. В Бельгии, например, на похоронах военных почетный караул делает залп в воздух в тот момент, когда из дома покойника выносят его герб, который затем вешается в церкви. В Полинезии геральдические изображения наносятся путем татуировки прямо на тело и каждый туземец носит на себе изображение тотема, т духа покровителя в образе священного животного, бывшее его гербовой эмблемой. Кроме того, определенными условными татуировочными знаками указывается сословие воина, его подвиги, заслуги перед государством и пр., т как раз то, что изображалось на Европейских гербах. Особые знаки означают участие в походе отличают вождя, указывают на должность распорядителя на одержанную победу и пр. Священные знаки Даяков острова Борнео состоят из кружков, крестов, полос или узоров, для удобства нанесения которых на тело употребляются особые печати подобно тому, как это делалось в древнем Перу Культ предков у Даяков выражается в обоготворении различных реликвий. Особенно ценятся ими старинные сосуды явление, которое опять напоминает древнее Перу. Здесь кстати заметить, что некоторые исследователи допускают возможность контакта между Китаем и Древним Перу до открытия Европейцами Америки, приводя в доказательство этого китайские монеты кланового режима, найденные в Перу. Самое дорогое семейное имущество Даяков составляют грубые фарфоровые чашки, выкопанные из курганов. Чашки эти, вероятно, китайского происхождения Даяки же считают их сотворенными из глины, оставшейся у Бога Ратутьямпа от сотворения Солнца и Луны. За старинные сосуды, с изображениями змей и ящериц, Даяки платят по 3000 гульденов. АЗИЯ У народа, который так дорожит реликвиями, естественно, должны были уважаться и геральдические знаки предков. Каждый бланги малаец имеет свое родословное дерево. На щитах своих малайцы носят изображение крокодила, от которого происходят якобы правители малайцев. Этот герб представляет собой тотем в самом чистом виде. Правители Лолоды имеют в гербе изображение дерева, а Батьянская династия дракона. У под 58 ножья родословного дерева Тернате изображены девы пебеди, одна из которых была прародительницей этого рода. В Китае культ предков создал подо iное же уважение к геральдическим эмблемам. Фарфор, принадлежащий к, 1ждому Богдыхану, делается особоrо геральдического цвета и по смерти его уже не употребляется его преемником, а сохраняется как священная реликвия. В Корее династическим гербом является золотой журавль, который вышивается на платье у придворных. В Японии геральдические эмблемы очень напоминают европейские. Опущенное забрало, не позволяющее узнать воина, вызвало появление нашлемника. Изображенный на рисунке нашлемник напоминает дубовую ветку на шлеме одного из польских гербов и нашлемник Генриха го Плантагенета, прикалывавшего к своему шлему ветку дрока или Planta Geneta, от чего он и получил свое прозвище. Другой нашлемник представляет полумесяц также очень распространенную в Европе геральдическую эмблему. Гербы Японской знати вышиваются на платье как мужском, так и женском и своим символизмом напоминают Европейские. Так, соловей с веткой цветущей сливы, является у них символом весны, саранча воинского мужества, черепаха долговечности, а единорог добродетели последний в Европейской символике означал невинность Стилизованный цветок хризантемы эмблема солнца и Императорский герб напоминает подобные же эмблемы солнца из царства цветов у Перуанцев подсолнечник и у Ассирийцев ромашка На японских штандартах хризантемы эти расположены по три как это принято в европейской геральдике По одной астрологической гипотезе японцы произошли от слияния австралийских негритосов, монголов и Айносов, остатки которых населяют Сахалин. У последних уже наблюдаются зачатки геральдики в виде нашлемников, как было указано выше и знаков собственности особенно интересных для нас тем, что они напоминают своей рунической простотой польские гербы а также тем, что Айносы, резко отличаясь от окружающих племен представляют, быть может, остатки племен некогда переселившихся в Европу из Азии. Некоторые этнографы подчеркивают сходства этих светлокожих бородатых людей с русскими крестьянами. Вавилон справедливо считается родиной геральдики. На стеле коршунов в Телло изображен Бог покровитель, держащий штандарт с изображе нием орла Орел с львиной головой был гербом города Ширпурлы или Сирбуры На многочисленных цилиндрах, найденных при раскоп ках в Вавилоне, вырезаны печати, которые накладывались на глиняные футляры, игравшие роль наших конвертов и содержавшие внутри глиняные же таблицы с документами исторического, астрологического, медицинского, коммерческого и юридического содержания Только самые бедные Вавилоняне не имели собственных печатей и делали на докумен 59 тах, рядом со своим именем, лишь оттиск своего пальца. На печатях изо бражались часто Божества покровители и сцены из мифологии, причем печати подчиненных копировались с некоторыми изменениями сюжета, изображенного на печати их начальников. Условные знаки и эмблемы появились в Индии, вероятно, под влияни ем Ассиро Вавилонской и Китайской культуры. Они имели, главным образом, кастовое значение, а иногда обозначали принадлежность к определенному культу. Так, напримнр, поклонники Сивы отличались горизонтальными полосами, нарисованными на лбу, а поклонники Вишну красным крестом. Приверженцы других культов ставили себе между бровей один или несколько кружков. Подобную татуировку Вы можете увидеть у Халдеянки Сарры, жены сторо ка приютской дачи в Ростове АФРИКА Африканскими неграми племенные знаки наносятся на лицо татуировкой, при помощи рубцов. Некогда Европейские торговцы для получения права торговли в каком либо негритянском государстве должны были принимать рубцы племени, что соответствовало пр инятию подцанства. Негры обозначают татуировкой не только знаки обручения, посвящения в сан и пр., но даже число детей, что напоминает обычаи русской геральдики. Иногда в гербах русских дворян 5 с 1раусовых перьев обозначают 5 сыновей родоначальника герба. Такое же значение по Папроцкому имеют 5 корней у сосны на польском гербе Тодземба Личными гербами негров можно назвать их знаки владения Их геральдические эмблемы часто напоминают подобные же эмблемы у европейцев и показывают, что для объяснения происхождения последних не следует создавать искусственных гипотез. Народы Европы, в период своего детства, проходили через те же ступени развития, что и народы Африки, Австралии или Америки. Естественно, что все эти народы применяли те же самые декоративные мотивы. Для примера приведу два неrритян. ских щита, из которых один напоминает герб города во Фланд рии а другой польский герб Помиан Страна символики Египет была родиной иероrлифов. Под последними я разумею изображения, носящие условный характер и, путем соглашения, понятные многим. Выше я указал, что гербы можно определить как rиероглифы, выражающие факт принадлежности какого либо лица к определенному роду ли сословию, принадлежность n редмета определенному лицу ил 1роду, nибо рассказывающий эпизоды биографии владельца и семейной хроники. Действительно, гербы можно было бы классифицировать так же, как и символические rиероглифы. Я не говорю о кириолоrических, которые можно рассматривать как алфавит Все приемы, которые применяются в геральдической символике, впервые начали применяться Египтянами, которые, как известно, изображали 60 предметы или подлинными, как например, солнце, луну и пр., или же тропами. Я приведу несколько последних примеров 1Синекдоха, т изображение части вместо целого. Слово Египет изображалось в виде пирамиды вместо идущего человека изображали только его ноги и пр. На гербах мы встречаем те же самые приемы вместо всадника или лошади изображают подкову, вместо крепости одну башню герб Ростова 2 Метонимия, как, например, изображение причины, вместо следствия и обратно. Изображение солнца означало у Египтян, кроме дневного светила, также и день изображении мумии смерть и пр. В геральдике мы встречаем череп со скрещенными костями, как символ смерти польский герб Глова Трунья 3 Метафора, или изображение предмета, имеющего отношение или связь с понятием. Например, вместо понятия резать египтяне изображали нож вместо зрения глаза. Точно также в геральдике, вместо любви изображается сердце герб Любистковых вместо военных подвигов рука, держащая меч. 4 Наконец, аллегория, т воплощение абстрактных понятий наглядным образом. Так, движущиеся звезды изображались египтянами в виде змей движение солнца в виде священного жука копра, катящего перед собой навозный шарик справедливость олицетворялась страусовым пером, так как у страуса, по мнению егиnтян, все перья был и одинаковыми. Аллегории также употребляются в геральдике. Собака символизирует верность, единорог невинность, потому что по средневековой легенде это таинственное, страшно пугливое животное, спасаясь от охотников, ищет защиты у невинной девушки, единственного существа, которого оно не боится. Созвездие Девы знак Зодиака, изображалось в средние века в виде сидящей девушки с прижавшимся к ней единорогом. Так же изображалась в мистической иконографии Дева Мария. Честь изображалась. на гербах в виде горностая. Говорили, что преследуемый охотниками и заrnанный собаками на берег грязного ручья, горностай все же не бросается в грязную воду, которая могла бы ero спасти, но предпочитает смерть бесчестью. Итак, многие геральдические приемы встречались еще у египтян. Быть может, они оказали влияние на арабскую, а затем и на европейскую геральдику. Во всяком случае, некоторые символы, безусловно, ведут происхождение из Египта или, вернее, из Вавилона посредством Египта, как, например, орел, изображавший в Еп 1nте слово царь и бывшее эмблемой Горуса и Аммона Ра, а в Вавилоне богов Мардука и Киниба, а также лев как эмблема мужества. Сирена, птица с человеческой головой, занесенная с Востока в русский орнамент, встречалась уже у египтян, где она называлась Ба и означа 6 1 ла душу души, в отличие от души тела. Египетские фараоны и боги носили нашлемники из орлиных и страусовых перьев эмблем солнца и правосудия и Пастушеские племена Аравии уже в самые отдаленные времена выработали личные знаки собственности, которыми они клеймили свои стада тавро Арабы, считавшие признаками аристократизма презрение к смерп 1 к деньгам, к ручному труду и к лицам низших сословий, различали племена, роды и касты различными цветами одежды. Улучшение пород скота путем скрещивания научило их составлять генеалогические деревья для животных. Каждая хорошая арабская лошадь при продаже, даже теперь получает в приданое сундук, наполненный костяными пластинками с именами предков лошади, которые иногда дов дятся до кобылиц царя Соломона. Ценя хорошую породу у животных, арабы стали ценить ее и у людей. Употребление геральдических деревьев, гербов, родовых цветов и проч. было у них в большом ходу. Магомет своим запрещением изображать живые существа нанес арабской геральдике и искусству такой же удар, какой иконоборчество нанесло искусству византийскому. Хотя историк Вейс и говорит, что на это запрещение арабы обращали не больше внимания, чем на запрещение пить вино тем не менее, только в виде исключения на арабских архитектурных памятниках находят прекрасно стилизованные гербы с изображением львов, тигров и проч. Вследствие упомянутого запрещения, в арабской геральдике получило сильное употребление родовых и сословных цветов. Как известно, большое знамя Магомета было белого цвета, а полевой значок его был черным. Первый цвет стал родовым цветом старшей династии Оммейядов в Дамаске, а черный багдадской династии Абассидов, 750 1258 потомков дяди Магомета, впоследствии низвергших Оммейядов. Фатимиды, считавшиеся потомками Али и дочери Магомета Фатимы, имели своим родовым цветом зеленый. Калиф Эль Гаким 997 из дина стии Оммейядов, изгнанный Аббасидами и переселившихся в Испанию, приказал всем христианам носить на шее деревянные кресты по пять фунтов весом, а евреям деревянные круги такого же веса. При этом, чтобы унизить враждебную ему династию Аббасидов, он приказал и евреям и христианам, носившим до этого времени желтые костюмы, одеваться исключительно в черный цвет геральдический цвет Аббасидов и носить черную чалму, которую и до сих пор носят христиане на Востоке. Рода отличались у арабов между собой цветом платья, а сословия головным убором, который по той же причине, что и цвета, получил у магометан сильное развитие. В XVI столетии нашлемники из перьев у турецких янычар достигали небывалой величины Тогда же 1583 было издано Мурадом постановление, остававшееся в силе до 1829 года, по которому эмиры должны были носить зеленый тюрбан. Султан носил на чалме три пера цапли, украшенные бриллиантами, а великий визирь два 62 таких же пера. Остальные сановники носили одно перо цапли или же перья других птиц. Интересно, что постановление это было еще в силе, когда Наполеон учредил новые знаки баронского и графского достоинства, состоявшие из черного бархатного тока с тремя и пятью страусовыми перьями. Из Африки арабы перенесли в Испанию, вместе со своими турнирами и трубадурами, а также гербы с геральдическими цветами. Живопись на коже в Альгамбре, принадлежащая к началу XV столетия, показывает нам сцену из придворной жизни мавританских рыцарей, картины охоты и турниров. Щиты оригинальной формы, изображенные на этих картинах разделены на две части и украшены цветными кистями. После запрещения носить на гербах изображения животных, вероятно щиты эти продолжали изображать только родовые цвета владельца. Главное внимание обращалось не на форму украшения, а на цвет последних. Щит в XV веке делался обыкновенно двуцветным, так же, как и одежда рыцарей. Например, правая половина щита была зеленой, а левая красной. Как известно, древнейшие европейские гербы также не имеют фигур и эмблем, а лишь окрашены в один, два или три цвета, в чем можно видеть арабское влияние. ЕВРОПА Подобно тому, как Греция черпала свои декоративные мотивы с Востока, последний, в период упадка, брал их из Греческих источников. На греческих монетах мы видим много гербовых знаков афинскую сову, эгинскую черепаху, коринфскую пчелу, беотийский щит, пегаса, яблоко, лопуховый лист, перуны Зевса, изображенные в форме геральдической лилии на Сиракузских монетах, З женских колена, встречающиеся на замках арок и на монетах Аrафокла Сиракузского и др. Все эти декоративные мотивы воспроизводились на восточных тканях. Мы видим на них ассирийских грифов, львов т. р. 2 и 4 оленей, орлов т. р. 1одноглавых и двуглавых и проч. Первое время, когда образцами служили новоперсидские узоры, изображались преимущественно геометрически начерченные планеты, звезды, круги и пр. с примесью фантастических животных жесткого рисунка т. р. 4 Что касается полумесяца со звездой, встречающегося на этих тканях и считающегося ныне магометанской эмблемой, то последний изображался уже на монетах Митридатов Понтийских из династии Ахеменидов и является чисто восточным мотивом. Интересно отметить. что серебряный полумесяц, считающийся у католиков, вместе с голубым цве том, эмблемой Девы Марии, был в Вавилоне символом Астарты, а в Египте символом Изиды, жрецы которой носили светло голубые одежды. Здесь и далее автор ссылается на рисунки из неизвестного источника 63 Вместе с появлением арабских образцов, узоры восточных тканей пред ставляют арабески из царства растений и животных. Византийские паволоки назывались иорлиными ипавлиньими львиными и n p., смотря какое животное изображены на них т. р. 1и 2 Эти композиции иногда вставлялись в ткань, но чаще нашивались на нее или писались красками. Крестоносцы делали из этих материй знамена, одежду и обивали ими свои щиты. Так называемые геральдические фигуры стропила, кресты, полосы и пр. произошли от знамен, сшитых из двухцветных материй. Деление щита на простые части развилось под Мавританским влиянием, как было указано выше, а обычай украшать щиты эмблемами из реального и сказочноrо мира вероятно, под влиянием Византии, где до времени крестовых походов изображались на щитах орлы, драконы и прочие эмблемы т. р.3,5 которые Вейс считает гербовыми знаками О происхождении геральдики полагает, что гербы появились в Европе во время крестовых походов. Рыцарям, одинаково одетым, необходимо было помещать на щитах и шлемах какие нибудь яркие изображения, чтобы узнавать друг друI а, несмотря на опущенное забрало. По моему мнению, зарождение Геральдики в Европе относится к гораздо более раннему времени. Некоторые из гербов произошли от имевшихся у рыцарей знаков владения. Последние были распространены в древней Скандинавии, Великобритании, Нидерландах, Тироле, Швейцарии, Польше и России. Примерами последних могут служить знаки, вырубавшиеся славянами на найденном в лесу улье диких пчел, в доказательство своего права на владение. В Германии эти знаки назывались или и служили у негра мотных для подписи т. 12 Средневековые короли, как это делают и теперь неграмотные люди, ставили собственноручно крест рядом с именем, написанным рукою писца. Карл Великий рисовал собственноручно лишь ромб, по углам которого писцом ставились четыре буквы. Гофмарки выжигались на домах, вырезались на инвентаре и ими метились домашние животные. Эти знаки, в большинстве случаев, рунического происхождения, т представляют собой инициалы. Они передаются по наследству и встречаются еще в настоящее время. Старший сын получает марку отца без изменения, а младшие должны слегка изменить ее. Примером моrут служить знаки фамилии Яна Класа Гау т. 12, р. 1при веденные в сочинении Особенно интересен знак Ганса Гау т. 12, р. 2 перешедшие, вместе с его имуществом, от вдовы его ко второму ее мужу Яну Кроннеману т. 12, р. 3 Знаки собственности встречаются на различных предметах, найденных в Западной Европе и принадлежащих к веку Северного оленя В глиптическом периоде они состоят из кружков т. 13, р. 5 двойных и простых спиралей т. 13, р. 6 и 7 и развиваются впоследствии в пиктографическое письмо. 64 В окрестностях Кронштадта в Седмиградии найдены неолетические глиняные печати т. 13, р. 8 и 9 напом 1нающие собой знаки, изображенные на Азильских камнях и на погребальных урнах железного века Средней Италии т. 13, р. Как мы видим, печати в Западной Европе употреблялись ранее, чем в Египте, где они появились лишь при 6 й династии около 2500 л. до Р причем вначале материалом для их изготовления служила глина, лишь впоследствии египтяне стали вырезать их из камня и слоновой кости. Во время господства Гиксов 2000 л. до Р печати были занесены из Египта на Крит, где они делались треугольной или овальной формы и покрывались гиероглифическими надписями или же узорами т. 13, р. 10 Культура первобытных обитателей Европы была очень похожа на культуру современных нам, так называемых диких племен. Это позволяет нам пользоваться методом аналогии. В палеолитических находках Европы обнаружено множество комков красной и желтой краски, а также ступки и лопатки для растирания и нанесения последней. Куски цветной земли опускались в могилу, вместе с покойниками, подобно тому, как в египетские гробницы клались румяна. Все это дает нам основание предполагать существование перекрашивания тела у палеолитического человека Европы. По аналогии культуры доисторических обитателей Европы с культурой существующих диких племен, можно предположить, что цель татуировки и окрашивания тела у первых была та же, что и у вторых, а именно знаки племени, военных отличий, знаки власти и, быть может, родовые. На находках каменного века, на стенах пещер часто находятся различные знаки, которым доисторический человек, вероятно, поклонялся, подобно тому, как индейцы молятся знакам, вырезанным на скалах. В раскопках новопалеолитической культуры, Азильской или Турасской эпохи следовавшей за Мадлэнской находили гладкие обточенные камни голыши с черными и красными знаками на них т. 13, р. 12,3 и 4 Аналогичное явление мы находим и у других народов На Новогебрицк х остовах жители молятся обточенным водой амням. Северные Дакоты приносят жертвы раскрашенным галькам, кото рые они называют своими предками В Ирландии у моряков был обычай брать на корабль камень, за вернутый во фланель и молиться ему во время шторма. В Норвегии, еще в XVIII веке, крестьяне использовали языческие обряды над круглыми камнями мыли их, обмакивали в масло, в пиво и пр. Все это дает основание предполагать, что камн 1со знаками Аз 1льской эпохи, служили предметами поклонения. Священные или рунические.знаки древней Европы, которые не следует смешивать с рунами т. 13, р. 12, 13, 14, 15 и др. представляли так же, как 65 и последние зарубки, делавшиеся сначала на дереве, а потом на камне. На это указывает направление зарубок вертикальное и наклонное. Именно такие зарубки удобнее всего делать на палках, на стволах деревьев, ульях и пр., чтобы не надрезать дерево вдоль по волокнам. Рунические знаки были священными талисманами, обладавшими магической силой. Так, в Скандинавских Эдцах Шницер даются советы вырезать руны победы на мече, если хочешь победить, а на носу корабля вырезать руны против бури чтобы избежать последней. В то время, как рунические знаки изображали фразы и понятия, руны, в собственном смысле слова, применялись в качестве букв с Vll ro века по Р т после введения латинского алфавита. Европейские дворянские гербы, происшедшие от штандартов и знамен, как, например, Скандинавские и Польские гербы, представляют собой знаки, бывшие когда то священными, и объединявшие воинов в отряде. Один из этих военных значков, как, например, носившие на себе изображение кабана и петуха, были местного происхождения, другие, как, например, изображавшие орлов, были заимствованы, по всей вероятности от римлян. На Троянской колонне можно увидеть значки Скифов и Сарматов в виде соломенного дракона с кабаньей головой т. 14, р. 8 Галлы также носили перед войском изображение кабана Ранке или петуха, который, повидимому, был птицей, посвященной богу солнца за то, что он приветствует восходящее светило своим пением. Петух и у других народов был посвящен божеству. В религии Зороастра он стоял во главе добрых животных, а у христиан, в качестве символа Св. Петра, его изображение часто помещалось на колокольне вместо креста. Орел, встречающийся на европейских гербах и штандартах, как я указывал выше, мог быть занесен римлянами т. 14, р. 3 перенявшими его из Египта, где он считался символом Гаруса и Аммона Ра и изображался на военных значках т. 14, р. 2 так же, как и в Вавилоне т. 14, р. 1где он был символом бога Мардука и Ниниба Самаса и откуда он заимствован египтянами. Однако возможно, что в Европе орел служил еще в доисторические времена религиозной эмблемой. У многих диких племен, как, например, у обладателей Суматры, у австралийцев, у древних скифов, германцев Фробениус и др., существовал обычай убивать во время погребения птицу, которая должна была унести на небо душу покойника. Назначение этой птицы особенно подчеркивается обычаем некоторых африканских племен привязывать ее к умершему. Часто встречающиеся на находках каменного и бронзового веков Гольшт период, т. 14, р. 4 изображения птиц, объясняются, вероятно, подобным же религиозным воззрениям доисторического обитателя Европы. Что касается славян, то орел, как известно, был у них священной птицей Стрибога, бога ветра, на что указывает уже само его имя стреляние, стрела 66 Др. Пекосинский в своем сочинении О династическом происхождении польской шляхты остроумно объясняет происхождение польских гербов от Скандинавских рун. Согласно выводам, которые делает Пекосинский в своем сочинении, полабские лехские племена, двинувшиеся в VIII веке на восток и осевшие между Одером и Вартой, принесли с собою с границы Дании заимствованные у даl ан скандинавские руны. Племенами этими управляли короли и князья, происходившие от одного общего родоначальника, носившего имя Драга, т дракон, и бывшего потомком Само около 623 г. короля Венетов, о котором упоминает арабский писатель Аль Бекри и которого некоторые историки считают франкским выходцем. Династия драгов или грифов, царствовавшая над западными славянами, дала происхождение не только династии Попелидов и Пястов, но также почти всему польскому дворянству. По словам д ра Пекосинского, войсковым знаком династии Драгов был дракон или гриф. Быть может, это был тот самый дракон, который изображен, как было указано выше, на Троянской колонне т. 14, р. 8 Очевидно, этот дракон был тотемом малайской Батвянской династии, считавшей себя происходящей от дракона. Потомки великого вождя находились под особым покровительством бога войны. Удача в битвах, равно как и талант вождя, передавались, по мнению лехов, по наследству. Естественно, что и право вести воинов в бой было у них наследственным Каждый потомок великого предка имел свой собственный войсковой знак, под которым он вел в битву свой отряд Рис. 1т. 15, р. 3,8, 2, 16 т. 16, р. 3 и 6 т. 17, р. 1т. 18, р. 7 и 10 Такими войсковыми знаками, начиная с VIII века, были руны, может быть начальные буквы каких либо имен. Руны эти делались из ветвей, привязанных к шестам, и иногда соединялись по две, как это делалось и на над писях, высекаемых на камнях Рис. 2 т. 15 и 16, р. 12 и 3 Благодаря тому, что в разных знаках были различные рунические алфавиты, Пекасинскому удалось установить 8 й век как эпоху, когда руны эти были переняты из Дании. Руническим войсковым знакам приписывалась, по мнению Пекасинского, особая магическая сила. Это мнение вполне соответствует тому, что пишет и историк Вейс о скандинавских знаменах. Последние украшались обыкновенно изображением животного, бывшего гербом военноначальника. Так, на знаменах Рагнара Лодброка был представлен летящий орел, по которому и самое знамя было прозвано орлом Этим знаменам приписывалась чудодейственная сила. Так, например, знамя Эрика Эдвардсона 6 1считалось непобедимым и народ носил его в торжественных процессиях во время моровой язвы и др. всеобщих бедствий С той же целью, с которой перед войсками Карла Великого, боровшегося с саксонскими язычниками носили частицы мощей, хоругви, кресты и пр., перед войском полабских лехов носили священные рунические войсковые знаки, подобные тем, о которых упоминается в скандинавских эддах. Знаки эти можно сравнить с малайскими реликвиями, которые также доказывают право на престол и приносят обладателю счастье на войне. 67 Очень ценными для уяснения значения знамени у древних поляков, является рассказ Незецкого о происхождении герба Рад.ван представляющего стилизованную хоругвь Рис. 3 т. 17, р. 3 Рыцарь, получивший этот герб, будучи разбитым русскими, отнявшими у него в0йсковой знак, бросился в атаку, держа в руке священную хоругвь, взятую из ближайшего костела. Войсковые знаки поляков были священными языческими рунами. Одна из рун, называемая тир и изображавшая стрелу Рис. 4 была символом бога войны, подобно тому, как стрела была символом бога Марса, а меч символом бога войны у южных славян т. 15 и 16, р. 2 Эта руна присоединялась всегда к войсковому знаку старших родов Рис. 5 т. 15, 16, р. З т. 17, р. 1и 3 Младшие династии имели знаки, лишенные этой руны Рис. 6 т. 15, р. 8, 2 т. 16, р. 6 т. 18, р. 7 и 10 Проповедники христианства, вначале тщетно боровшиеся с этими языческими знаками, наконец, примирились с ними, как и с другими языческими обычаями, которым была придана христианская окраска как например, коляда, карнавал, обычай печь блины и польские пончики языческие символы весеннего солнца и др На всех войсковых знаках, как на знаках христианского рыцарства, должен был быть прибавлен крест Рис. 7 т. 15, р.8, 12, 19 т. 16, р.6 т. 18, р.7, 10 Второе изменение наступило тогда, когда вместо деревянных знаков, делавшихся из ветвей, вошли в употребление знамена. Рунические знаки переносились с древка на материи в то время, когда значение рун было уже забыто, вследствие этого существенную вертикальную часть рун ино гда отнимали от войскового знака, принимая ее за часть древка. Таким образом произошел герб Огонь Рис. 8 т. 15, р. 4 из руны Ур т. 15, р. 1соединенный с Тир ом Рис. 4 т. 15, р. 2 причем сперва образовался войсковой знак одной из династии т. 15, р. 3 и затем уже, при рисовании этого знака в гербе Огонь ошибочно отняли от него нижний конец вертикальной черты руны ур Среди rофмарок, собранных Гоммейером, име ется как раз такой же знак, вероятно, также рунического происхождения. Таким же образом повисла в воздухе над гербом Абданк т. 13, р. 16 звезда, бывшая прежде на стержне Рис. 9 т. 15, р. 16 и 17 Третье изменение получили гербы в конце XIII в., когда появился обычай Ыasonner, т описывать гербы специальным геральдическим языком. Для облегчения последнего стали заменять геометрические линии образ ными предметами. Так, из руны т. 15, р. и 12 образовался герб Тодземба т. 15, р. 13, 14 Гербы Побог Рис. 10 т. 15, р. 5 и Одровонж изображающий по Незецкому турецкие усы, отстрелянные вместе с носом Рис. т. 15, р. 6 и Балиаста Рис. 12 т. 15, р. 7 произошли, как и герб Огонь Рис. 13 т. 15, р. 4 из руны Ур Рис. 14 т. 15, р. 1связанной с Тир ом. т. 15, р. 12 и 3 герб Овада Рис. 15 образовался из той же руны Ур путем прибавки к ней креста Рис. 16 а герб Пелейш Рис. 17 представляет собой измененную руну Те Р 1с. 68 18 т. 15, р. 15 Герб Лукомских, образовавшийся из рун Мадр Рис 19 и Тир Рис. 4 т. 16, р. 12,3 имеет два варианта один с подковой Рис. 20 т. 16, р. 4 другой с полумесяцем Рис. 2 1т. 16, р. 5 Последнее обстоятельство показывает, что фигуры эти были лишь мнемоническим приемом для запоминания геометрической фигуры. Перевязь на груди Силезского орла Рис. 22 т. 16, р. 7 есть ни что иное, как освященная крестом Рис. 23 руна Мадр Рис. 19 т. 16, р. 6 и 8 бывшая знаком династии Пястов Рис. 24 Позднее, в XII веке, Пясты сменили этот знак на орла. Когда Генрих Бродатый в 120 1г. взял в руки бразды правлен 1я, стал домогаться польского престола как старший потомок старшей линии Кривоустого, он восстановил знак Нястов, как доказательство своих прав на польский престол. По гербам можно было определить не только принадлежность к династии, но и степень старшинства, так как гербы передавались без изменения только старшему сыну. Младшие же делали в своем родовом гербе небольшие изменения, напоминающие изменения rофмарок см. выше Драгоценным материалом для иллюстрации этого обычая могут служить гербы трех братьев Шишко Ставецких 1585 г. т. 15, р. 2 122,24 Вначале их родовым гербом был герб Сырокомля Рис. 25 т. 15, р. 19 происшедший от перевернутого и освященного крестом войскового знака й династии, т руны е Рис. 26 Переходя два раза по боковой линии, герб этот получил два изменения вторую перекладину на кресте Рис. 27 и шестиугольную звезду и превратился в герб Солтан Рис. 28 т. 15, р. 2 1Старший сын Ивана Шишки Ставецкоrо, Семен сохранил герб Солтан Второй сын Михаил Иванович, снял на своем гербе левую половину нижней перекладины Рис. 29 т наименее важную с геральдической точки зрения часть герба т. 15, р. 22 Наконец, третий сын Федор Иванович снял левую же половину верхней перекладины Рис. 30 т. 15, р. 24 Подобные изменения можно наблюдать также на печатях 143 1г. двух братьев, князей Ивана и Василия Семеновичей Рис. 3 1т. 15, р. 20,23 В те времена, когда не существовало метрических свидетельств и разрядных книг, роль документа играли гербы. Ими доказывалось право на землю, на предводительство войском, на княжеский престол. Незаконное пользование гербами исключалось взаимным контролем. По теории Пекасинскоrо, принадлежность к одному гербу доказывала общность родового происхождения. Вся польская шляхта являлась лишь многочисленными ветвями одного родословного дерева Драгов, Смокав или Грифов, разбивающегося на двадцать династий, отличающихся руническими гербами, из которых первые 17 обнимали потомков польских князей, 18 я династия князей оботрицtt их, 19 я руйских и 20 я померанских. Самые чистые рунические гербы встречаются у русских и литовских дворян, что заставило Пекасинскоrо одно время предполагать, что эти В оригинале неразборч 1во. Прим сост. 69 гербы не Датского происхождения, а занесены через Россию Варягами. Впоследствии он отказался от этой теории ввиду отсутствия рунических гербов у великорусов и решил, что эти древнейшие формы гербов при Казимире Великом занесены в Россию, откуда уже они попали в Литву. Быть может, новые материалы заставят снова вернуться к первой гипотезе. Во всяком случае, гербовые знаки на монетах Киевского князя Владимира Рис. 32 Ярослава Рис. 33 т. 17, р. 8 Святополка рис.34 т. 17, р. 9 Владимира Ольгердовича Рис. 35 т. 17, р. 9 и 10 и др., о которых вовсе не упоминается автором Династического происхождения является ценным материалом для решения этого вопроса. Так, например, знаки на монетах Владимира Святого, сделавшиеся гербом Украинского Государства и называемые на Украине трезубцем т. 17, р. 4 представляют собой фиrуру, похожую на рунические гербы, на которой ясно видно копье Рис. 36 аналогичное руне тир Рис. 4 Знаки эти напоминают польский герб Радван Рис. 37 т. 17, р. З образовавшийся по Пекасинскому из войскового знака 10 й династии Рис. 38 т. 17, р. 1т двойной руны логр Рис. 39 соединенной с тир ом Рис. 4 Происхождение этого знака можно было бы объяснить следующим образом. Как известно, символом скандинавского бога Тора Перуна Громовержца было копье или стрела руна тир Другой бог Водан, дающий мужество во время битвы, изображался всегда вооруженным в древнейшие времена секирой Среди многих типов скандинавских топоров обращают на себя внимание молоты секиры с двумя клинками faparoxi топор с очень широким изогнутым лезвием и красиво загнутыми концами и heptisax род пики, который по Вейнгольду был прототипом алебарды Рис. 40 т. 17, р. 6 и 7 Скандинавские конунги естественно должны были брать своей эмблемой символы Тора и Водана, т копье и секиру, соединение которых, после стилизации, должно было дать знак, подобный знаку Владимира. В Канский высказал предположение, что знак Владимира представляет из себя хоругвь. Если это предположение верно, то этим еще раз подтверждается сходство этого знака с гербом Радван Рис. 4 1 также представляющим хоругвь по мнению Незецкого. Знак на монетах князя Святополка Рис. 33 т. 17, р. 7 представляет собой гербовый знак Владимира, измененный согласно польского обычая путем прибавки двух крестов, может быть, находящихся в связи с корнем Свят в имени Святополка. Знак на монете Ярослава Рис. 34 т. 17, р.8 представляет также изменение герба Владимира путем прибавки к нему кружка, иэображающеrо солнце Ярилу Яр имя которого входит так же, как составная часть в имени Ярослава. На монетах Киевского князя Владимира Ольгердовича, княжившего после 1398 г., изображены знаки Рис. 42 т. 17, р. 9 и 1О похожие на печать князя Андрея Владимировича 1433 г. т. 17, р. и на печать неизвестного князя 1434 г. т. 17, р. 12 хранящуюся в архиве кн. Чарторийских. 70 По Пекасинскому, оба герба происходят именно от войскового знака 10 й династии Рис. 38 т. 17, р. 1с которым я сравнивал герб Владимира Святого. Я полагаю, что др. Пекасинский, при всей научной обоснованности его теории, причисляет, к руническим гербам многие из личных гербов, которые, по словам самого автора, начали создаватьсs в Польше с XIV в., по европейскому образцу. Знаки, представляющие по Пекасинскому, изменение руны тир и,кре ста т. 13, р. 17, 19,20 могут быть также рунами т. 13, р. 12, 14, 15 Наконец, многие знаки, хотя и соединенные со стрелой и крестом, моrут быть не рунического происхождения. Можно допустить, что мечи, подковы, стрелы и проч. принимались в Польше, как и в других странах, самостоятельно за геральдические эмблемы. Астрологические знаки, безусловно, служили также первоисточниками гербовых знаков. Так, печати Андрусского Рис. 43 т. 18, р. 1и неизвестного русского дворянина Рис. 44 т. 18, р. 2 могли произойти от знака Са rурна т. 18, р. 3 а не от руны Ур Рис. 16 т. 18, р. 4 Печать другого неизвестного русского дворянина, датируемая 1585 г., изображенная на рисунке Рис. 46 т. 18, р. 5 может быть знаком Венеры т. 18, р. 6 а не руной Мадр Рис. 47 т. 18, р. 7 Наконец, и сама руна Тир как знак бога войны, могла произойти в Vllм веке от астрологического знака Марса Рис. 48 т. 18, р. 9 НАШЛЕМНИКИ т. 2, р. 3 и 4 т. 19 и 2 1по распространенному мнению, получили свое происхождение от турниров, во время которых они помогали узнавать рыцаря, опустившего забрало. Герб, изображенный на щите, был родовой эмблемой и не мог определить точно личность своего владельца. Рыцарь, появлявшийся уже дважды на турнире, не представлялся более герольдом публике. С этого времени герб его просто вывешивался у барьера, как известный всем, а рыцарь получал право носить на своем шлеме два страусовых пера. Часто встречающиеся нашлемники из перьев носят на себе следы Римского влияния т. 22 Как известно, Римские центурионы носили нашлемники из черных или красных перьев т. 14, р. 6 а еще раньше перья на шлеме встречались у греков т. 14, р. 7 и у египтян, т. 14, р. 5 у которых они отличали военачальников. Выше я упоминал уже о нашлемниках египетских богов и фараонов, делавшихся из орлиных и страусовых перьев т. 10, р. 12,3 Итак, нашлемники из страусовых перьев являются наследием Востока. Нашлемники с изображением животных у Айносов, у Перуанцев т. 2, р. 1 и др. народов, как мы видели выше, чисто тотемистического происхождения. Это дает нам основание предполагать такое же происхождение и у древних европейских нашлемников. Более поздние из них произошли от трофеев охоты и войны т. 19, т. 2, р. 3 и 4 7 1 Наконец, в позднейшее время нашлемники стали служить для присоединения другого герба и получили условное значение. Так, рука с меуом, помещенная над короной, венчающей шлем, указывает у русских на то, что дворянство получено за военные заслуги, а у поляков та же эмблема представляет собой части королевского герба Литовской погони т всадника с поднятым мечом и является так называемым удостоением герба. Согласно геральдическим обычаям, ЦВЕТА рыцарского костюма, знамени, ливреи слуг й проч. должны были соответствовать цветам главных фигур и полям герба. Так, Французский трехцветный флаг произошел от герба города Парижа, изображающего белые лилии на голубом поле и корабль на красном. Город Гент н азывается иногда Мертвым городом потому, что в праздники улицы его украшаются траурными флагами. Последние соответствуют гербу Гента белому льву на черном поле. Особыми цветами в средневековой Европе отличались не только отдельные фамилии, но также и сословия, профессии и национальности. Так, по постановлению Аугсбургского сейма при Карле V м 1548 г. евреи должны были носить одежду особого цвета, нашивая на шляпу и на кафтан желтые кружки. Под влиянием арабов, рыцари стали выбирать себе иные цвета, чем изображенный на них герб. Так, графы Фландрии имели темно зеленый цвет, хотя герб их черный с белым, гр. Анжу светло зеленый гр. Блуа пунцовый гр. Шампании, герцоги Бретонские черный и белый, Лотарингии желтый, Бургундии красный, а в Савое красный граф сменялся зеленым. В Шотландии до сих пор лорды одевают во время празднеств национальные костюмы, причем каждый имеет право одевать юбочку только своих фамильных цветов, а в России геральдические цвета соблюдались еще в XVIII столетии. Так, в Московском Университете во времена Екатерины читались лекции по геральдике и объяснялось, как по цветам герба делать слугам ливреи. Под ливреей подразумевалась установленная законом форма одежды и лица, носившие форму, на которую они не имели права, приговаривались у нас, до последнего времени, к штрафу на основании закона времен Екате рины За ношение неприсвоенной ливреи ВЛИЯНИЕ ГЕРАЛЬДИКИ НА ИСКУССТВО Геральдика оказала большое влияние на развитие декоративного искусства. Знаки, изображавшиеся на щитах и знаменах, должны были быть видны издали. Поэтому характерные черты в рисунке подчеркивались, и сами рисунки стилизировались, причем принимались во внимание законы ракурса и светорассеяния. Последние послужили тому, что когти и язык геральдических животных изображаются на некотором расстоянии от лап 72 и пасти, подобно тому, как это делается в живописи на цветных стеклах. На том же основании маленькие орnята и дрозды изображаются с круглой головой без клюва. Геральдика оказала неоценимую услугу искусству, стилизации, выработав великолепные характерные силуэты всевозможных животных. Эстетика говорит нам, что яркие цвета, особенно дополнительные должны разделяться нейтральными, т белыми, золотыми или серебряными, для того, чтобы производить приятное впечатление на глаз. Это правило было давно сформулировано в виде геральдического закона, по которому воспрещалось класть краску на краску, а металл на металл. Рыцари, имевшие гербы, противоречившие этому закону, не допускались на турниры и считались самозванцами. Исключение из этого правила составляет только герб Иерусалимского Королевства, представляющий собой золотой крест на серебряном поле, да некоторые польские гербы, как, например, Годземба зеленая сосна на красном фоне По вышеуказанному геральдическому закону, французские цвета должны быть расположены обязательно так, чтобы белый был между красным и синим. Так же расположены цвета на голландском флаге т. 20, р. 1На флаге Всевеликого войска Донского золотой цвет помещен тоже посередине т. 20, р. 2 но на русском национальном флаге цвета расположены неграмотно с геральдической точки зрения, а именно краска положена на краску, что производит неприятное для глаза впечатление, так как краски эти сливаются. Кроме того, эти цвета взяты с голландского флага и не соответствуют русскому гербу черному орлу на золотом поле. Трехцветные ленточки, которые нашивают на своих рукавах добровольцы, представляют собой ни что иное, как герапьдическую почетную фигуру, называемую стропилом т. 20, р. 4 и 6 как стропила на крыше она ставится почти всегда острием вверх. В редких исключениях она называ ется т поставленной вопреки геральдических обычаев т. 20, р. 7 напр., в гербе Фулона, бывшего Петроградского Градоначальника, в гербе города Мозрбеке во Фландрии и др. Геральдика имеет во всех европейских странах свой собственный язык, который обогащает литературный язык новыми выражениями, происхождение которых совершенно непонятно, если не знать геральдики. Так например, новые геральдические фигуры помещались в герб по приказу короля. Неправильно расположенная фигура называлась поэтому Выражение зто вошло в жизнь. Например, одна церковь во Фран ции называется потому что алтарь ее не направлен к востоку. Точ но также выражение т посадить на кол, произошло от геральдиче ской фигуры wnaл Выражение сын с левой стороны произошло от геральдического обычая изображать на гербе незаконнорожденных шлем, повернутым в левую от него сторону, или перевязь с левого плеча на право т. 20, р. 5 Последняя, впрочем, встречается изредка на польских гербах, быть может, под влиянием Византии, где почетная перевязь надевалась через левое плечо. 73 Архитектор, который, изображая в качестве декоративного мотива, на каком нибудь доме, герб его владельца, повернет шлем или перевязь в левую сторону, окажет этим плохую услугу своему клиенту. Игорь Северянин, как нечто новое, вводит выражения окалошиться, оэкранить, осупружиться. Ранее него в сказке Жуковского про мышей и лягушек говорится, что край надолго был цобезмышен а еще ранее во французской геральдике вместо выражений с золотым клювом, с красным языком, говорилось т оключенный золотом, оязыченный красным и пр. Выражения эти оказали известное влияние на современный литературный язык. ЗНАЧЕНИЕ ГЕРАЛЬДИКИ Геральдика дает богатый материал для истории, помогая разбираться в семейных хрониках и генеалогии отдельных родов. Особенно полезно знание этой науки археологу. Выше я привел пример приложения геральдики к нумизматике. Многие исторические памятники легко определяются, если на них есть геральдические изображения. Например, если Вы находите во Франции здание готической конструкции с декоративными мотивами Ренессанса и на нем где нибудь скульптурное изображение дикобраза под короной, то Вы можете утверждать, что здание построено Людовиком XII, при котором, под влиянием итальянских походов, появились формы Возрождения. Таким же образом Саламандра под короной была личным знаком Франсуа I и изображалась на возведенных при нем постройках. На многих церквях на Украине имеются над дверью геральдические знаки, которые указывают на то, что строителем их был Мазепа т. 18, р. 15 Знаки эти представляют польский герб Курч и происходят, по Пекасинскому, от войскового знака младших родов XIV династии освященной руны Ур т. 18, р. 10 и В архиве князей Чарторийских имеется печать XV века с русской надписью т. 18, р. 14 а также печать неизвестного русского дворянина 1464 г. т. 18, р. 16 напоминающая, особенно первая, герб Мазепы. Переходными звеньями между войсковым династическим знаком т. 18, р. 1О и и гер бом Мазепы служат гербы Колонтай т. 18, р. 12 и Додекарло т. 18, р. 18 Когда Петр Великий хотел с.делать из Украины Великое Княжество Украинское, он заготовил для Мазепы пергамент с гербом, изображающим старый знак Мазепы. Русская дворянская корона над щитом этого герба и княжеская австрийская над мантией указывают на то, что русский Император выпросил титул Имперского князя для Мазепы у Австрийского Императора. Не только на архитектурных и нумизматических памятниках гербы являются путеводными вехами. Они позволяют определять эпоху многих документов, особенно благодаря меняющимся геральдическим обычаям в 74 форме ламбрекена, или намета. В России, например, в последнее время форма листьев намета менялась каждое десятилетие, что позволяет определять дату по рисунку герба с точностью до 1О лет. Для примера я приведу два характерных герба т. 2 1и 22 На первом т. 2 1который, судя по форме его листьев, принадлежит к XVI столетию, Вы видите характерную особенность вопреки правилам геральдики листья окрашены в другой цвет, чем сам герб. Копье является главной фигурой этого герба сокол, держащий его нашлемником. Если это гласный герб, то он должен соответствовать фамилии Держащий копье В Варвикском графстве часто встречается фамилия Трясущий копье или Шекспир от трясти и копье Герб этот дан Вильяму Шек спиру в 1596 году, когда он, купив поместье, в Стратфорд, перешел из мелких дворян иомен в джентри имевших право на герб. Закрытый шлем, повернутый в правую сторону, означает или вновь возведенного дворянства. Другой герб т. 22 по самнитской форме щита может быть или французского или русского происхождения. На последнее указывает форма листьев намета. На гербах западноевропейских перья делаются всегда цветом герба. В данном случае они должны были бы быть голубыми с золотом. В русской геральдике три цветных пера означали бы, что герб занесен в 3 ю родословную книгу, но так как перья на нем белые, то он может быть, согласно правилам русской геральдики, или польского происхождения, или принадлежать к старинной русской фамилии, занесенной в 6 ю родословную книгу. Герб этот принадлежит роду А Пушкина. Рука с мечом указывает на военные заслуги его предков, а корона на монаршие милости этому роду. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель моего настоящего реферата, было желание заинтересовать гг. членов Общества Истории Древностей и моих слушателей, геральдикой, как наукой, захватывающей собою самые разные области искусство, этнографию, историю культуры, археологию и пр. Профессор Гентского Университета Клоке, у которого я слушал лекции по геральдике, советовал своим слушателям собирать геральдические коллекции. Этим, во первых, достигается удовольствие, которое известно тем из Вас, которые собирали коллекции марок, бабочек, монет, фарфора и пр. и находили новый интересный экземпляр для своей коллекции, а вовторых, собирается ценный исторический материал. Геральдические эмблемы, встречающиеся на этикетках, прейскурантах, путеводителях, ненужных журналах и пр. можно прямо вырезать и наклеивать в альбом. С книг, документов, с материала других коллекцио 75 неров, гербы можно срисовывать или снимать с них кальки, раскрашивая последние с обратной стороны. С грустью nриходится констатировать, что иногда коллекционеры не брезгают никакими средствами для пополнения своих коллекций. На это указывают геральдические книги в Публичной библиотеке в Петрограде, все без исключения испорченные вырезками, несмотря на то, что в Сенатской Типографии можно было приобрести лю бой лист всего лишь за 20 коп. По моему мнению собранными материалами надо обмениваться между собою, не делая из них тайны и не торопясь выводить из них какиелибо заключения. Материала, который был у меня под рукой в Рqстове и, главным образом, в моей памяти, оказалось слишком недостаточным, чтобы проверить и доказать мои предположения относительно происхождения геральдических эмблем. Я думаю, что в научной работе должно быть разделение труда одни должны собирать материалы по какому либо вопросу, другие, имея уже богатый материал и пополнив его сами, смогут сделать из него определенные выводы. Следует работать, подобно пчелам, собирающим с различных цветов по капельке меда в общий улей. 2 3. 4 5 6 7 ruпъ обрава ъ. про. 1зо еж repd ОЕ ь f.I р.4 из руяы р t.Iб I оо цх.ае яd p o.uъ r I5 р.2 прк. Ч 8 спер эа odpa oвa.itсs иойсJСовоl aaau f с, 1циа ст 1t. 5 Р з а тJм 1а, IIP рисовааiа эrоrоъвuха ь reDс oron ouoo o от ииа 1него. JшuU оаец s epт. D.D, OI рта. rц s p 8 76 24 25 30 3 1 26 27 28 23 29 34 35 1rr i Ф 6 3.9 4 142 43 44 45 46 47 48 77 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Молявко-Высоцкий А.П. О происхождении и значении геральдических эмблем (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |