Молявко-Высоцкий А.П.
Геральдика. Предмет курса.
// Гербовед. №46. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 45-53
Аннотация: Курс, который я предполагаю прочесть вам в этом году, называется геральдикой, хотя я получил предложение познакомить вас и со сфрагистикой, то есть наукой о печатях. И геральдика, изучающая эмблемы, наследственно передаваемые и составленные по определенным правилам, и сфрагистика, представляют из себя ветви более обширной науки, которую можно было бы назвать wнаукой о юридических знаках". Под юридическими знаками я подразумеваю идеограммы и знаки образные.
Об авторе публикации/статьи:
Молявко-Высоцкий Александр Петрович (1886-1941) (Ростов-на-Дону) российский геральдист; преподавал геральдику в Донском археологическом институте; член Донского Общества археологии и истории; кандидат технических наук.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31615 знаков (с пробелами)
Г6Рt. ЛЬДИК ПР6ДМ6Т KYPG4i
Курс, который я предполагаю прочесть вам в этом году, называется геральдикой,
хотя я получил предложение познакомить вас и со сфрагистикой,
то есть наукой о печатях.
И геральдика, изучающая эмблемы, наследственно передаваемые и
составленные по определенным правилам, и сфрагистика, представляют
из себя ветви более обширной науки, которую можно было бы назвать
wнаукой о юридических знаках Под юридическими знаками подразумеваю
идеограммы и знаки образные, имеющие значения 1документов, указывающих на долговые обязательства, как, например,
роваши, бирки
2 игравшие роль доказательства, права собственности, как гофмарки,
rаусмарки, гербы, rербики или мещанские гербы, тавра, гмерки, бартовые
знаки или пятна, знаки собственности крестьян, рыбаков, охотников, ех
libris, монограммы, entrelaсes и пр.
К юридическим знакам должны быть также отнесены знаки, доказывающие
право авторства, а именно знаки художников, ремесленников,
фабричные клейма я остановлюсь на марках фарфора и фаянса водяные
или филигранные знаки, книгоиздательские или типографские.
Затем следует указать на знаки, указывающие кроме авторства на обязательства,
принятые перед подрядчиком или строительной ложей. Так
называемые каменотесные и масонские знаки.
Наконец, мы перейдем к знакам, играющим роль удостоверения личности,
то есть к печатям, изучение которых составляет область собственно
сфрагистики и к знакам подписи handgemal, знамена
Ввиду отсутствия в нашем инсти уте специальноrо курса истории прикладного
искусства курса, который я лично считаю очень важным для
будущих археологов, мне придется иногда в самых общих чертах касаться
техники и истории производства некоторых предметов или делать примечания
этнографического и исторического характера. Пос упать иначе было
бы похоже, согласно замечания Violet le Duс a, на демонстрирование коллекции
ушей различных животных, не говоря ничего о самих обладателях
этих ушей.
Кроме значения для археологов, юридические знаки моrут быть ценным
материалом для этнографа и антрополога, например, тавра, как мы
увидим на одной из последующих лекций, представляют иногда следы
исчезнувших племен.
Для археолога гербы, марки и каменотесные знаки, поставленные на
архитектурных памятниках, точнее, чем стиль и материал определяют
эпоху их создания Знаки Фридриха 1Людовика XII, Мазепы, Б. Хмельниц.
кого, Hotel de ville de Grand
При изучении сфрагистики, геральдики и вообще юридических знаков
применяются методы индуктивный и дедуктивный. 45
Чему я надеюсь научить моих GЛушателей Я вовсе не собираюсь знакомить
Вас со всеми гербами, печатями, марками и пр. Это была бы работа
колоссальная и бесполезная. Я хочу научить вас наблюдать. Неподготовленный
зритель и архитектор смотрят совершенно разными глазами на
какое нибудь здание. Первый замечает то, что ускользает от второго. После
посещения лекций по геральдике многие из вас f,удут обращать внимание
на те незаметные значки, которых вы ранее совершенно не заметили
бы. Затем вы начнете коллекционировать их и таким образом соберете
материалы, которые могут послужить вам или другому исследователю для
ценных выводов. Я хочу заинтересовать вас г редметом, показать ам фрагмент рукописи утрачен Прим. сост
Я был бы счастлив, если бы мне удалось избежать этой участи и пробудить
в вас интерес ко всевозможным идеограммам, значкам, гербам,
печатям, моt tограммам и пр. и научить вас коллекционировать их, собирая
материал, который может быт использован если и не вами самими, то
другими исследователями.
К значкам, имеющим юридическое значение, относятся бирки сибирских
охотников и роваши или рабоши балканских народов, указывающие
на долговые обязательства Рис. 1
Роваши состоят из деревянной палочки квадратного сечения, покрытой
нарезками, имеющими значение цифр. Знаки, вырезанные на ровашах,
симметричны по отношению к горизонтальной оси и состоят из прямых
линий насечек Одна и та же цифра различно изображается не только у
соседних народов, но и у различных лиц, ж вущих в том же селении. Примеры Рис. 2
В то же времJ 1з аки, употребляемые на ровашах кресты прямые косые
и андреевские, вертикальные и горизонтальные черточки, стропила и
пр. сходны со знаками собственности русских крестьян, польскими гербами,
каменотесными знаками критс их построек, европейскими гофмар
ками, римскими цифрами и пр
Это показывает, что знаки эти употреблялись арийскими народа.ми
еще до их разветвления, то есть до выхода их из общей колыбели. Этим
знакам, издревле существовавшим, придается каждый раз новое. условное
значение. Примеры Рис. 3
Остающаяся часть Рис. 4 а называется в Сербии. квочка, то есть
наседка. Отрезанная часть Ь называется пиле, то есть ц Iпленок. В Болгарии
пиле Ь называется щене или машко, а в Турции инджек.
Знаки боснийских ровашей Рис. 5 Врубы моравских овчаров Рис. 6 Гилаи Рис. 7 Битоль Рис. 8 Турция Рис. 9
Купеческие знаки города Скопии в Македонии Р ис 10 Знаки на рабошах красильщиков ни что иное вроде торговой марки
знаки собственности Рис.
Знаки эти уn требляются в Турции и Сербии и хорошо известны всем
соседям в торговом ряду красУJльщиков. 46
К знакам, служащим доказательствами права собственности, относятся
прежде всего гофмарки или гаусмарки, вырезавшиеся или выжигавшиеся
на домах, на инвентаре, служившие таврами и handgemal, то есть заменявшие
подписи.
Гофмарки часто образовываются из инициалов, иногда теряют сходство
с буквами вследствие многократных изменений. Многие гофмарки сходны
с руническими знаками и быть может произошли от последних. Наконец
заметно сходство между гофмарками и масонскими знаками, а также
польскими годлами и гербами. Например, знак польского rерба Оrон
встречается и на германских гофмарках Рис. 12
Гофмарки передаются по наследству, причем старший сын употребляет
гофмарку отца без всякого изменения, остальные же сыновья прибавляют
или убавляют какие либо черточки, слегка изменяя гофмарку отца.
Чрезвычайно курьезно то обстоятельство, что вдова, выходя вторично
замуж, приносит новому мужу в приданое вместе с недвижимым имуществом
первого мужа также и его rофмарку.
Примером могут послужить гофмарки семьи Гау и Кроннемана из коллекции
Гоммейера Гофмарка Рис. 13 родоначальника семь Яна Клауса
Гау передается без изменений его старшему сыну Яну и внуку Яну же
старшему сыну своего отца. Затем без изменения же передается 4 му поколению Яну Петеру Гау и сыну последнего Яну. В 3 м поколении брат
Яна Клас прибавляет к гофмарке одну горизонтальную черточку Рис. 14
и передает без изменения свой знак старшему сыну Иакову, братья которого
прибавляют горизонтальную и вертикальную черты соответственно Рис. 15 После смерти Ганса Гау 2 е поколение имевшего гофмарку старого Яна Класа с прибавкой Рис. 16 имущество его перешло ко второму
мужу его вдовы Яну Кроннеману, получившему и rофмарку первого
мужа, которую он передает старшему сыну Яну Кроннеману и внуку Иакову
без изменения, в то время как младший сын его Петер и младший брат
Иакова прибавляют к rофмарке отцов по черточке Рис. 17 Схема Рис. 18 позволяет наглядно проследить указанные преобразования.
После гофмарок к знакам, служащим доказательством права собственности,
следует отнести гербы. Последние кроме функции гофмарок
заменяют собой иногда метрические свидетельства и служат доказательством
династического происхождения польские рунические гербы
Гербовые знаки стоят близко к гофмаркам как по своим формам, так и
по двум характерным чертам 1наследственность их,
2 составление по определенным правилам, установленным обычаем.
Наука о гербах называется геральдикой. Сперва я познакомлю вас с ее
объектом, ее значением. Затем мы коснемся вопроса о происхождении
геральдических эмблем у различных народов земного шара, после чего
перейдем к истории геральдики как науки и, наконец, познакомимся со
схоластическими правилами геральдического искусства и символами, ею
употребляемыми. 47
Геральдика
Геральдика есть вспомогательная к истории и археологии дисциплина.
Объектом ее являются гербы, или изображения символические, то есть
имеющие условное значение или напоминающие о каком либо факте.
Объект геральдики различно понимается разными авторами
Одни, вместе с В. Лукомским занимавшим до последнего времени
должность начальника Гербового Отделения в Сенате считают объектом
геральдики лишь гербы государств, частей территории и привилегированных
сословий другие вообще все символы отдельных лиц или групп. энциклопедия Ольrербранда
В дальнейшем изложении для ясности мы условимся понимать Геральдику
в первом, более употребительном и более узком смысле этого
слова, nриняв для более общего понятия термин юридических знаков
Значение Геральдики. Влияние Геральдики на искусство и
литературный язык. Происхождение геральдических эмблем.
История Геральдики.
Геральдика, как и все науки, пережила период своего детства. Подоб.н
о тому, как точным наукам химии или астрономии предшествовали
алхимия и астрология, также точно Геральдике, как дисциплине предшествовало
схоластическое Геральдическое Искусство Ars Heraldiсa
т искусство описания и объяснения гербов. Ars Heraldiсa интересовалась
лишь гербами лиц высших сословий, правилами их составления и
изменения, решая вопросы о происхождении гербовых эмблем часто
при помощи фантазии. Вопрос о происхождении того или иного герба не
решался при помощи исследований. Вместо установления точных дат
возникновения гербов, сочинялись натянутые легенды, имевшие цепью
доказать возможно большую древность какого либо рода или даже произвесп. 1его от классических героев или полубогов. Классификация гербов
часто делалась на основании совершенно случайных признаков,
вроде их цветов.
Право иметь свой герб, принадлежавшее исключительно свободным
людям, стало их отличительным и неотъемлемым признаком.
Гербами в Средние века наделяли не только всех исторических лиц, но
даже многих святых и самого Бога.
В XVI веке польский геральдист Папроцкий дает в своем сочинении Польская Корона рисунки гербов Ромула двуглавый орел Дария белый орел на знамени Иуды Маккавея орел Символами Хрщ та были
орел, лев, дельфин или олень в короне
По тому же Папроцкому гербом Авраама был агнец Ноя 2 ключа со
скипетром Рис. 19 Сима ключ и скипетр Рис. 20 Хама череп с василиском Рис. 2 148
Согласно Винклеру, двенадцать колен Израиля имели свои гербовые
знаки так напр., племя Иуды имегю льва, Завулона якорь, Гада человека,
Иссахара осла, Дана змею, Вениамина волка, Нефалима серну,
Симеон, Левий мечи, Рувим воду.
Сегоин приписывает изобретение гербов потомству Ноя.
Фавин держится того же мнения, прибавляя, что потомки Хама изображали
на гербах искусственные предметы, а чтотомки Сифа плоды, растения
и животных.
Старым геральдистам, как видно из вышеприведенных примеров, не
была чужда идея о том, что геральдические эмблемы постепенно развивались
из других знаков, существовавших в самые отдаленные времена.
Можно ли считать средние века эпохой появления гербов в Европе
Н т надо полагать, что простейшие и древнейшие геральдические
фигурь 1должны были существовать гораздо ранее в виде гофмарок,
знаков собственности и пр. Возможно, что им придавалось условное
значение, подобное тому, которое дается подобным знакам на балканских
ровашах.
Неоспоримая связь рыцарских нашлемников с трофеями охоты и войны,
а также с нашлемниками греков и римлян, показывает их существование
в Европе ранее средних веков.
В одном отношении правы те, кто относит начало европейской геральдики
к эпохе крестовых походов около этого времени обычные украшения
щита и шлема начали приобретать постоянный характер и понемноrу составление
их подчинилось сперва обычаю, а затем и строго установленным
законам.
Применение забрала, закрывавшего лицо и делавшего неузнаваемым
рыцаря XII век повлекло за собой сильное развитие отличий сonnaissanсes
состоявших в древнейшее время в разнообразной окраске щитов и в делении их на части.
Одt tовременно с распространением закрытых шлемов особую важно n
ь приобретают. и нашлемники, сочетание которых с рисунком щита armoiries предстамяет собой основу герба le Ыason
В этот первый период развития геральдики в Европе, гербы имели
лишь знатные рыцари, имевшие свою свиту. Последняя носила костюмы с
гербом своего сюзерена.
Во время крестовых походов добычею крестоносцев часто становились
роскошные восточные византийские, персидские и арабские шелковые
ткани паволоки украшенные повторяющимися изображениями реальных
и сказочных животных орлов, львов, грифов, сирен и пр.
Подобными материями сбивались троны московских царей, из них шились
костюмы русских князей Ярослава, Святослава, как это видно из
фресок, сохранившихся в Софийском соборе в Киеве.
Ничеrо нет удивительного в том, что крестоносцы воспользовались
восточными тканями, украшенными ярким, бросающимся в глаза и повторяющимся
рисунком для украшения своих щитов и костюмов. 49
Полоса материй разрезалась на части и раздавалась всем воинам одного
и того же отряда. Таким образом, на груди каждого, на щитах каждого
из них, красовался тот же рисунок, что и на знамени отряда.
Возвратившись из крестовых походов в Европу, рыцари привезли с собою
гербы, не состоявшие как прежде из цветных полос и делений. щита,
но украшенные изображениями невиданных в Европе львов, грифов, двуглавых
орлов, великолепно стилизованных, и притом в совершенно восточном
вкусе.
Мало помалу произвольный выбор гербов заменяется обязательной
наследственной передачей.
Каждый новый рыцарь, выступающий на турнире, представляется публике
специальным герольдом, который должен описать его герб Ыаsоnпег
Наука описания гербов превращается в сложную теорию и преподается
в специальных геральдических колледжах под наименованием ars
heraldiсa т искусства составления и описания гербов.
В XII веке звание герольда т лица, обладающего специальными
знаниями, позволяющими ему разбираться в существующих гербах и составлять
новые, пользовались уже всеобщим уважением.
Обязанностью их было наблюдение за правильностью составления
гербов и законностью пользования или, согласно нормировки, выработавшейся
вместе с указом сословного строя государств.
Герольдам же давались поручения дипломатического характера. Sanglies
des Ardennes
Первые герольды появились во Франции в XII веке во время 2 ro крестового
похода, при Людовике VII 37 80 гг. который установил их
обязанности. Он же повелел украсить лилиями все королевские регалии
В XIII веке появляются брачные гербы состоящие из соединения 2 х
гербов мужа и жены, изображенных на одном или двух щитах под uдним
или двумя шлемами. В конце XIII в. уже все рыцари обладали своими личными
гербами, ставшими родовыми гербами их потомков.
Часть гербов перешла от рыцарей на их владения и образовала так
называемые владетельные гербы herrсhafls wappen
От последних произошли государственные гербы. В Германии в XIII в.
прославился поэт герольд Конрад Вюрцбургский.
В XIV в. щит и шлем становятся необходимыми частями каждого герба.
Появляются точно определенные для каждого титула балдахины, короны,
мантии входит в обычай присоединение к гербам девизов, или изречений,
характеризующих вкус, тактику, утверждения или идеал обладателей.
Сочинения Бартолуса, советника Карла IV, под названием иdе armis et
insignis 1375 г. открывает собой второй период в истории геральдики.
Наука эта вылилась во вполне определенную застывшую форму. В ее
правилах не допускается никаких отступлений. Сочинение Бартолуса является
катехизисом Геральдики вплоть до XIX века. 50
В Англии в XIV в. Эдуард учреждает геральдическую коллегию, существующую
по настоящее время и наблюдающую за гербами, родословными
записями благородных фамилий.
XV век характеризуется развитием геральдической поэзии.
XVI появлением щитодержателей на гербах, имеющ х значение почетных
геральдических фигур.
В XVII веке французский король Людовик XIV сделал пожалование гербов
исключительной привилегией короля.
Гербовник Франции составляется и хранится особым должностным лицом Grand Maitre general des armoires
В XVIII в. Фридрих I Прусский учреждает при берлинской Академии
первую кафедру геральдики.
В XIX в. Наполеон дает своим приближенным новые титулы и восстанавливает
институт гербов, уничтоженный революцией.
Вместо корон на гербах помещаются черные бархатные токи с 3 мя и
5 ю страусовыми перьями. Иностранным офицерам сохраняются их старые
гербы, иногда с прибавкой franс quartier
В конце XIX и в ХХ веках геральдисты начинают заниматься уже не одними
дворянскими гербами, а вообще геральдическими эмблемами и знаками
ищут происхождения последних, занимаются вопросами о влиянии
одних народов на другие, о заимствовании геральдических знаков из других
областей. Заметна связь гербов с гофмарками тартанами рунами,
таврами, знаками собственности, гмерками, каменотесными знаками и
проч. 5 1
iit С 14
lf lfff s o о o Ь о Q. 0
v
с.о f м J r
f 5 Y t
2 л s З
4. t 0 ц 100 q 10
4
I I t Н s t i s
w r o x. to
x. i so
ж х iLf ь О о. о L r GJ Ц Q
5
У. 2
Х 10 15 С.
7
+ о L 5 L r о tТtr ч.
i Х 16 0 1NIHJ ll
L. Q. Х О
Х ltr0 9 16 52 16 19
20 2 7 53
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Молявко-Высоцкий А.П. Геральдика. Предмет курса. (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|