Пчелов Е.В.
Генеалогические труды А. Максидова
// Гербовед. №44. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 150-152
Аннотация: Изучение национальных генеалогических систем народов России не было традиционным направлением исследований в отечественной генеалогической науке. Обычно работы такого плана, связанные с анализом систем родства, родовыми преданиями и легендами, устной исторической традиции, проводились в рамках этнографии. Этим и объясняется их специфика, несколько далёкая от как таковой классической генеалогии. Между тем генеалогические связи играют чрезвычайно большую роль в жизни тех обществ, цивилизационное развитие которых тесно связано с прежней родовой основой.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12657 знаков (с пробелами)
РЕЦЕНЗИИ И КОММЕНТАРИИ
Е Пчелов, к н., Москва
Г6П6i ЛОГИЧ6GКИ6 ТРУДЫ
i МА.КGИДО.GА.
Изучение национальных генеалогичес х систем народов России не
было традиционным направлением исследований в отечественной генеалогической
науке. Обычно работы такого плана, связанные с анализом
систем родства, родовыми преданиями и легендами, устной исторической
традиции, проводились в рамках этнографии. Этим и объясняется их специфика,
несколько далёкая от как таковой классической генеалогии. Между
тем генеалогические связи играют чрезвычайно большую роль в жизни
тех обществ, цивиш,зационное развитие которых тесно связано с прежней
родовой основой.
Родовой строй народов Средней Азии и в особенности Кавказа, преимущественно
Северной его части, не претерпвл столь кардинальных изменений,
которые могли бы выдвинуть на первый план не родственные, а
какие либо другие общественные связи. Жившие родовым строем в догосударственном
состоянии эти народы, попав в поле влияния соседних
цивилизационных систем, и прежде всего Российской Империи затем
СССР и ныне Российской Федерации неизбежно восприняли те общественные
и государственные реалии, которые характерны для этих систем.
Тем самым на основу родового строя наложились иные цивилизационные
модели, которые, став своеобразной надстройкой не поколебали, однако,
первоначального базиса несмотря на то, что в отдельные периоды,
попытки сломать традиционные основы жизни этих народов выходили на
уровень национальной политики.
В советское время для таких народов применялась усечённая формационная
схема они объявлялись сразу перешедшими из феода изма в
социализм, минуя капитализм, или даже сразу из родового строя лишь с
некоторыми элементами феодального в социализм, минуя две промежуточные стадии. Между тем этот переход сохранил в традиционных обществах их важнейшие компоненты, и прежде всего колоссальное значение
родовых связей, подкреплённое несдерживаемой какими либо факторами
традицией мноrодетностк и учёта максимального числа родственников
и свойственников т большие семьи На фоне русского народа, у
которого генеалогическая составляющая оказалась серьёзно подорванной,
ибо он быстрее остальных должен был превратиться в аморфное
сообщество советских людей общественная жизнь народов, к примеру,
Северного Кавказа, выглядела ещё более выпуклой, порождая такие её
характеристики как клановость семейственность кумовство и т 150
Можно сказать, что почти все т малые народы Советского Союза
как и большинство коренных этнос ов союзных и автономных республик
остались на своём первоначальном уровне, искусственно продвигаясь в
направлении старших братьев Каким ударом это обернулось для них в
советскую эпоху, можно представить, если вспомнить трагические выселения
целых народов с исконных мест обитания в Сибирь или Казахстан напомню, что при Сталине с 1939 по 1952 гг. было депортировано более 3
миллионов 200 тысяч человек разных народов или разрушение традиционных
систем письма с заменой их алфавитами кириллического происхождения народы Средней Азии, калмыки, тувинцы и др
Изучение генеалогических структур в традиционных обществах в силу
большой значимости в них таких отношений весьма актуально, и неудивительно,
что первыми к этим проблемам обратились этнографы.
Применительно к Кабардино Балкарии, примером тому могут служить труды
А Мусукаева, в частности его книги К истокам фамилий. Предания
и легенды Нальчик, 1992 Века родословий Нальчик, 1997
В последнее время развернулась активная деятельность в этом направлении
А Максидова. Ему удалось соединить собранные документальные
и этнографические материалы с методикой генеалогического исследования.
В силу некоторой оторванности Кабардино Балкарии от традиционных
центров генеалогической науки не все достижения этой важной
отрасли исторического знания использованы в работах А Максидова с
должной тщательностью. Его труды можно упрекнуть в игнорировании
традиционных способов построения генеалогического материала например,
в виде поколенных poсnJ сeй в излишней детализации, наносящей
ущерб собственно аналитическому исследованию. Но это судьба всех,
создающих основы новых научных направлений в рамках национальных
исторических школ. Бесспорно, сначала должен быть построен мощный позитивистский фундамент, чтобы уже потом на этой основе открылась
возможность широкого иссnедовательского поиска. И А Максидов выстраивает эту основу. Честь и хвала таким труженикам, по крупицам добывающим
бесценный материал и создающим обобщающие своды данных начало любой научной работы.
Существенной чертой книг А Максидова является помимо привлечения
письменных источников широкая и тщательная фиксация устной традиции
и даже изобразительного материала. Для традиционных обществ
именно устная традиция представляет собой ту живую нить, благодаря
которой сохраняется память о предках и не прерывается связь между
прошлым, настоящим и будущим. Зафиксировать эту традицию чрезвычайно
важно, ибо она во многом и лежит в основе генеалогических представлений
данных народов. Кроме того А Максидов собрал значительный
материал по системам тамгообразных знаков, использовавшихся теми
или иными родами. Это уже эмблематическая и даже семиотическая
часть его работы, которая, безусловно, является весьма значимой с точки
зрения. исторических дисциплин, занимающихся изобразительными и зна 15 1
ковыми источниками. Конечно, тамгообразные знаки не могут быть отнесены
к геральдике в классическом понимании этого слова ибо они не
являются гербами или даже геральдическими эмблемами. Но это своего
рода протогеральдика имеющая самостоятельное научное значение.
Работы А Максидова конкретны. Они посвящены генеалогии отдельных
родов и генеалогической истории отдельных населённых пунктов.
Такой подход весьма продуктивен, поскольку, с одной стороны, выходит
на уровень микроистории а с другой, формирует базу для исследовательских
обобщений. А Максидов является автором следующих книг Махъсидэхэ. 1542 1995 Налшык, 1996 Хапцей. Пшичо. Азапшей. Фамильная
энциклопедия Нальчик, 1997 Калибатовы Нальчик, 1998 Ажаховы Нальчик, 1999
Его книги это фамильные энциклопедии где представлены не
только генеалогические схемы и росписи но и выдержки из документов,
семейные легенды, изображения родовых знаков, портретные ряды представителей
изучаемых родов и т Т перед нами действительно издания
энциклопедического характера, комплексно и всесторонне охватывающие
все аспекты истории данных родов. Такой пример очень полезен
для всех генеалогов и свидетельствует о серьёзном начале генеалогической
науки в Северо Кавказском регионе.
Будем надеяться, что энергичная деятельность А Максидова по
пропаганде генеалогических знаний на своей родине даст ещё немало
полезных плодов. 152
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Генеалогические труды А. Максидова (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|