Чахкиев Д.Ю.
Родовые тамги Ингушетии
// Гербовед. №44. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 147-149
Аннотация: Ингушские тамги позднего средневековья еще очень слабо изучены, что в определенной степени связано со скудностью источниковой базы. Отрывочные сведения о них можно найти в работах Л.П. Савелова, В.И. Марковина, В.П. Кобычева и некоторых других исследователей. Собранные мной в последние годы разнотипные источники (археолога-этнографические, фольклорные, изобразительные и пр.). позволяют все же сделать некоторые выводы.
Об авторе публикации/статьи:
Чахкиев Д.Ю.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10372 знаков (с пробелами)
Д Чахкиев, Назрань
РОДО.GЫ Т МГИ ИПГVШ6ТИИ
Ингушские тамги позднего средневековья еще очень слабо изучены, что в
определенной степени связано со скудностью источниковой базы. Отрывочные
сведения о них можно найти в работах Л Савелова, В Марковина, В
Кобычева и некоторых других исследователей. Собранные мной в последние
годы разнотипные источники археолога этнографические, фольклорные, изобразительные
и пр позволяют все же сделать некоторые выводы.
Во первых, в XVII XVIII вв. тамги имелись только у самых лучших из свободных ингушских тейпов, которые обязательно должны были располагать
собственным мощным башенным замковым комплексом, культовой постройкой храмом, святилищем, священной рощей и погребальной склеповой усыпальницей.
Как правило, онL 1также имели значительное количество хорошо вооруженных
и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не
только своего конкретного тейпа, но и всего общества. И каждый подобный благородный и состоятельный ингушский тейп располагал общей отличительной
тамгой, являвшейся своего рода визитной карточкой знати общества как, например, в селениях Хапе, Эрзи, Эгикал, Хамхи, Таргим, барах и пр
У наиболее крупных горно ингушских разветвившихся тёйпов в частности
Евлой, Оздой постепенно образовавших целый ряд новых башенных поселений,
появляются по несколько тамг по фамильному признаку
Во вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на видных
фасадных стенах башенных комплексов ингушей. У старейшин или вождей
тейпов имелись еще и перстни печатки с изображением отличительных тамr.
Последними часто скреплялись документы при заключении различных доrоворов
и соглашений. К примеру, в 18 10 г. при приведении к присяге на вечное
подданство России лучшие и почтеннейшие люди шести фамилий ингушского
вольного и никому неподвластного народа приложили перстни свои
печати на итоговом договоре соглашении.
Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба Ерда долгое
время находился крупный медный котел с выбитыми изображениями тамг отличительных знаков благородных ингушски тейпов который использовался во время всенародных праздников и торжеств. По сообщению П Головинского,
у соседних чеченцев также на родовых котлах были намечены
знаки всех фамилий, принадлежащих котлу
В третьих, обладатели тамг постоянно должны были подтверждать право
иметь их. И это на практике осуществлялось, как правило не только силой
оружия, но и высокими морально нравственными качествами своих представ 1телей, благими деяниями и поступками их для всех членов общества, С rраны ингушей в целом. Только в этом случае с ними считались, они решали
судьбоносные вопросы жизни народа.
В четвертых, владельцы тамг старались обрести как можно больше надежных
союзников из знатной прослойки соседних народов кабардинцев, грузин и
др. с которыми они нередко обменивались тамгами, собственноручно вы 147 48
бивая последние на фасадных стенах их жилищ селения Н. Ачалуки, Бейни и
др Подобным образом выражалась верность в дружбе и наглядно демонстрировалось
окружающим покровительство хозяину жилища.
Несомненно, специальное целенаправленное выявление и комплексное
изучение позднесредневековых тамг инrушских тейпов позволит осветить
многие важные вопросы богатейшей истории и культуры ингушского народа.
Рис. 1Тамга рода Евлоевых сел. Евлой, Джейрахский р н горной Инrушетии
тейпа Евлой, с дверного проема 2 й этаж жилой башни замкового комплекса
XVI XVII вв. см. Архив ЧГОМ. Ф. 19. Д. 142 материалы Н Уствольской
и Н Сабурова 1938 40 гт. Чахкиев Д Исследования в горной
Инrушетии АО 1980. М., 198 1С. 9 120 и др
Рис. 2. Тамга рода Евлоевых сел. Пялинг, Джейрахский р н горной Инrушетии
тейnа Евлой, с оконного проема каменной заградительной стены замка
XVI XVII вв. см. Щеблыкин и Полевой дневник за 1930 г. Архив ЧГОМ,
ОС 4880 17 д Семенов л Археологические и этнографические разыскания
в Инrушетии в 1925 32 гг. Грозный, 1963. С. 9 1
Рис. 3. Тамга рода Евлоевых сел. Ний, Джейрахский р н горной Инrушетии
тейпа Евлой, со стены жилой башни 4 го замкового комплекса XVI XVII вв. см. Чахкиев Д Отчет о полевых работах в горной Инrушетии 3 го отряда
ППАЭ ЧИГУ ЧИИИСФ в 1980 г. Архив Ид РАН. Р 1Д. 559 Чахкиев Д
Исследования в горной Инrушетии АО 1980. М., 198 1С. 9 120
Рис. 4. Тамга рода Евлоевых Маскуровых сел. Лялах, Джейрахский р н
горной Инrушетии тейпа Евлой, с южной стены 2 й этаж жилой башни XVIII в. см. Долбежев В Дневник археологических изысканий за 1889 г. Архив
СПбО Ид РАН. Ф. 1Д. 16. 1889
Рис. 5. Тамга рода Мальсаговых Плиевых сел. Таргим, Джейрахский р н
горной Ингушетии с арочного камня на дверном проеме фамильного замка
XVII в. см. Долбежев В Дневник археологических изысканий за 1889 г.
Архив СПбО Ид РАН. Ф. 1Д. 16. 1889. Л. 8 а Из средневекового башенного
высокогорного поселения Таргим происходят Арчаковы, Бековы, Ганиевы,
Ганижевы, Гарбаковы, Гойговы, Кулбужевы, Мальсаrовы, Медоевы, Озиевы,
Оскановы, Плиевы, Султыговы, Тутаевы, Уrурчиевы, Умаровы, Чапановы,
Эльдиевы и др. инrушские фамилии.
Рис. 6. Родовая тамга тейпа Барахой сел. Барах, горная Инrушетия фамилии
Барахоевы, Аксаговы, Албаковы, Паровы и др., со стены замкового
комплекса XVI XVII вв.
Рис. 7. Родовая тамга тейпа Мате сел. Xapne, горная Инrушетия фамилии
Матиевы, Амерхановы и др., со стены замка XVI XVII вв.
Рис. 8. Родовая тамга тейпа Хамхой сел. Хамхи, горная Инrушетия фамилии
Хамхоевы, Бекбузаровы, Гарсовы, Кадиевы и др., со сте ы замкового
комплекса XVII в.
ЧАХКИЕВ Джабраил Юрьевич, к н., доцент, преподаватель
Ингушского Государственного Университета, заведующий исследовательским
отделом Государственной архивной службы
Республики Ингушетия, г. Назрань. 149
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Чахкиев Д.Ю. Родовые тамги Ингушетии (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|