Мусукаев А.И.
Историко-этнологическое исследование Хамидие (Хапцей, Пшичо и Азапшей)
// Гербовед. №44. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 153-155
Аннотация: Социально-экономические отношения, прочно связывали адыга со своей средой, его нормами общежития, подчиняли коллективным интересам, а также традициям. Периодически грозящая опасность извне не создавала адыгскому обществу благоприятных условий для дифференциации человеческих сфер деятельности, выхода экономики, практической, а может быть даже зарождавшейся научной на уровне экспериментальной деятельности, за грани традиционных хозяйственных представлений и установлении
Об авторе публикации/статьи:
Мусукаев А.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14935 знаков (с пробелами)
А Мусукаев, д.ZLи., Нш,ьчик
ИGТО.РИКО ЭТП ЛОГИЧ6GКО6
ИGGЛ6ДОВtХПИ6 Х МИДИ6 Х ПЦ6Й, ПШИЧО И 1ЗtХПШ6Й
Складывание форм и типов поселений адыгов восходит к глубокой
древности и связано с историко политическими условиями их жизни, соответствующей
экономикой и традиционной культурой, выразившихся в неповторимости
цивилизационной специфики. Хотя их способ производства,
непохожий на европейский и азиатский, ограничивал рамки технического
прогресса, науки, не был направлен на создание городов и развитие архитектурного
искусства, в наследство потомкам остались бесценные богатства
духовной культуры, генетически устойчивый менталитет и неповторимый
национальный характер. Аграрная экономика, военный быт и отношения,
регламентируемые до тонкостей разработанным обычным правом
и этикетом, философский и творческий взгляд на окружающий мир и свое
место в нем, вплоть до включения Кабарды в систему правления Российской
империи, были базисом и надстройкой этого общества.
Социально экономические отношения, прочно связывали адыга со своей
средой, его нормами общежития, подчиняли коллективным интересам,
а также традициям,
Периодически грозящая опасность извне не создавала адыгскому обществу
благоприятных условий для дифференциации человеческих сфер
деятельности, выхода экономики, практической, а может быть даже зарождавшейся
научной на уровне экспериментальной деятельности, за грани
традиционных хозяйственных представлений и установлении.
Именно эти же причины способствуют тому, что кабардинцы уже к IV
веку.согласно Этокскому памятнику а не к 30 году были распространены
от Причерноморья вплоть до Сунжи. Процесс миграции, в зависимости
от политических и исторических событий, разными волнами проходил и
позже. И лишь эти последние, более массовые переселения зафиксированы
археологическими памятниками.
Насильственно прерванный с конца XVIII века устоявшийся тип развития
адыгского этноса, изменил естественный ход хозяйствования, разрушительно
повлиял на общественную структуру общества, постепенно во
второй половине XIX века включил регион в систему внедряющегося последующего
способа производства.
Поэтому в 60 70 годах прошлого столетия, несмотря на различного рода
переселенческие реформы царской администрации Терской области в
адыгском обществе сохранились тенденции к архаическим представлениям
родословной и общественной солидарности, я таюке идеологической
общности. 153
Так, при объединении трех населенных пунктов Хапцей, Пшичо и
Азапшей в одно село, жители которых расселялись поквартально, т три
части села включали в себя и патронимические кварталы в простонародье
пафономические организации понимали как фамилии Подобными
отдельными кварталами поселились Абазовы, Ансоковы, Беркетовы, Дацирхоевы
из Хапцей Сараховы, Борневы, Заrаштовы, Шереговы, Хапачевы
из Пшичо и члены фамилий Мударовскоrо аула Азапшей Теуовы, Мамретовы,
Гукепшевы, Кошеровы и другие.
Представители этих родственных организаций предпочитали жить по
соседству, сохраняли память о своем кровном родстве, вели генеалогии,
оказывали друг другу материальную и всякого рода помощь и поддержку.
Это и явилось одной из причин того, что выходец из Пшичо Анатолий Ахмедович
Максидов создал фамильную энциклопедию своих сельчан. Книга
вышла в популярном ныне издательстве Эль фа
Исследование А Максидова посвящено истории происхождения всех
фамилий Халцей, Пшичо Хабля и Адапшей Хабля и самого населенного
пункта. Автор приводит пространные генеалогические схемы, все виды
родовых знаков, используемых малокабардинцами, рассказывает о простых
людях и выдающихся сельчанах прошлых веков и прославляющих
село и республику сегодня.
Источниковедческой базой для написания данной работы послужили,
прежде всего, архивные документы, полевой этнологический материал и
публикации дореволюционных авторов и ученых новейшего времени. Но
надо заметить, что ограниченность в средствах заставила автора отказаться
от включения в книгу многочисленных ценных документов по Малой
Кабарде, фотографий, рисунков, полевых материалов, собиравшихся им у
старожилов в течение нескольких лет. Однако А Максидов планирует не
вошедшие в издание материалы сдать ЦГА КБР.
Профессиональный взгляд на переписи русской администрации 17 44, 1825, 1854, 1883, 1897, 1905 гг. и особенно Посемейные списки составленные
чиновниками администрации Терской области, безусловно, убеждают
в том, что в России XIX века были заложены фундаментальные основы
статистической науки и архивоведения.
Они не просто грамотно методически проводили переписи населения и
составляли те или иные документы, но и оставили потомкам объективную
информацию о жизни и быте своих современников, исторических событиях,
трагических судьбах видных людей тех поколений.
К примеру, в приводимых документах по поводу переселенческой политики
администрации Терской области и образование за Курном в 1867
году аула Хапцевых, повествуется о сложной судьбе владельцев Хапцевых,
Боташевых, Астемпровых, Иналовых и других их сельчан, оставивших
заметный след в истории и культуре Малой Кабарды.
Но особую ценность труда А Максидова представляет полевой этнологически материал по преданиям и генеалогиям всех фамилии Хапцевых,
Пшичо и Азапшей, через которые собственно он воспроизводит 154
далекое прошлое и настоящее своего родного села. Выяснение происхождения
родов и составление генеалогических схем исследователь по праву
начинает с дворянина къуэжэпщ Хаr ща, его именем названо село. Это
занимательный рассказ о родоначальнике фамилии Хапце Альбердоке,
жившем еще в XVII веке, бесстрашном предводителе малокабардинцев
времен Кавказской войны Шухане Хапце, просветителях и неординарных
представителях этой фамилии Али Мухамедгерии, Берде и Кучуке Хапциевых.
А Максидов не случайно заостряет внимание на истории аула Хапней,
поскольку здесь сосредотачивалось 33 фамилии, что в два раза превосходило
по количеству Пшичо и Азапшей. История Хапцея интересна и
тем, что ряд потомков их фамилии, в частности, таких как Кудаевы, Тимижевы,
Оришевы, Шогеновы и другие расселились в других населенных
пунктах Малой и Большой Кабарды. Аул Пшичо примечателен тем, что
являлся одной из крепостей князей Талостановых и упоминается в документах,
по мнению А Максидова впервые в 1780 году.
В своем родовом поместье жил также известный в Кабарде Шолох Талостанов,
а среди родов Пшичо выделялись Борневы, Максидовы, Дэагаштовы
и Темроковы.
Историю аула Аэапшей автор начинает с 1825 года, рассказах о первых
его жителях, подвигах адыгского рыцаря XVIII века Кудаберде Азапшева,
сказителе и мудреце начала ХХ века Мударе Хостове и т
Многое из представленного в книге, особенно своеобразно и эстетически
составленные схемы, впервые вводится в научный оборот. Через конкретные
факты жизни отдельных людей и целых фамилий, читатель соприкасается
и с противоречивым временем Гражданской войны, необоснованными
репрессиями 30 х годов и более пятидесяти лет незаживающей
болью Великой Отечественной войны.
Приведением многочисленных имен и фамилий разных периодов истории
села и странь 1А Максидов как бы настойчиво утверждает ни
один человек не должен бесследно уходить из жизни. Ради будущего на
земле никто но вправе забывать своих предков и историю.
Автор по праву называет свой труд Фамильной энциклопедией поскольку
на века сохранит память об известных и рядовых односельчанах,
эаста.вит не одно последующее поколение и особенно молодежь, задуматься
над смысnом жизни и бытием, над объективной необходимостью
преемственности доброго, нравственного начала своих предков.
МУСУКАЕВ Александр Ибрагимович, доктор исторических
наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории
Кабардино Балкарского Государственного университета, председатель
Совета no защите кандидатских диссертаций специальности
отечественная история и этнология заслуженный
деятель науки Кабардино Балкарской Республики, автор ряда
книг по генеалогии кабардинцев и балкарцев, г. Нальчик. 155
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Мусукаев А.И. Историко-этнологическое исследование Хамидие (Хапцей, Пшичо и Азапшей) (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|