Матевосян Р.И.
Родовое знамя Мамиконянов
// Гербовед. №44. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 97-102, цв. вкладка 8
Аннотация: Сохранилось достаточно памятников со скульптурным изображением когтящего -орла в различных композиционных вариантах на постройках Мамиконянов, их параллельной побочной ветви Хахбакянов и ответвления - Орбелянов.
Об авторе публикации/статьи:
Матевосян Рафаел Иванович (Ереван) доктор исторических наук, сотрудник Института истории Национальной Академии наук Республики Армения, главный консультант по геральдике и генеалогии Совета
Союза Армянских Дворян
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Матевосяна Р.И.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18783 знаков (с пробелами)
Р Матевосян, д н., Ереван
РОДО.GО6 ЗН4.МЯ М МИКОНЯНО.
G см. фото на 8 й стр. цв. вкладки
6 обзорной статье об армянской геральдике, напечатанной четыре года
назад в журнале Гербовед 1на примере скульптурных изображений
древних церковных сооружений мы описали родовой герб Мамиконянов,
одного из древнейших аристократических родов Армении.
Герб являет собой фигуру когтящего орла с различными дополнительными
деталями. Наиболее древнее скульптурное изображение, известное
в настоящее время, это горельеф двуглавого когтящего орла, на фасаде
церкви VII в. в селе Дсех, бывшего родовым владением Мамикоf iянов в
Лори фото 1Такой же скульптурный портрет имеется и на более поздней
постройке Мамиконянов южном фасаде притвора, построенного в 1259 г. при монастыре Св. Григора или Барцракаш на окраине того же
села Дсех фото 2
Кроме того, сохранилось достаточно памятников со скульптурным изображением
когтящего орла в различных композиционных вариантах на
постройках Мамиконянов, их параллельной побочной ветви Хахбакянов и
ответвления Орбелянов см. фото 13, указанной выше статьи и с. 57,
59 На фото 3 настоящей статьи герб Орбелянов в монастыре Нораванк церковь Богородицы, закончена в 1339 г
С помощью памятников материальной культуры и с привлечением
письменных свидетельств можно восстановить таюке и родовое знамя
Мамиконянов.
В Истории Армении автора V в. Фавстоса Бузанда имеется исключительно
ценное сведение о гербе и знамени Мамиконянов. В похвальном
слове в адрес Мамиконянов историк пишет, что царь Аршак 345 368
восстановил в правах славный, храбрый, доблестный род Мамиконянов,
бывший в опале при его отце Тиране, вернул им должность спарапета т
командующего войском историк называет их аханазгик, арцваншанк,
аханадрошк 2 Арцваншанк означает rеральдический знак орла. Здесь все ясно.
Сложнее с двумя другими словами. Слово ахаю понималось как ахавни т.е голубь, поэтому при переводе на русский и современный армянский
языки аханадрошк переводилось как знамя с изображением голубя дрош означает знамя а аханаэгик как благородный род азг означает род ЗJ. Однако еще в 19 19 г. член духовной конгрегации
Мхитаристов в Венеции В. Ацуни, автор небольшой монографии об
армянских знаменах и гербах, восстановил правильное написание указа нного
слова на основ е текста Жития Католикоса Нерсеса I Великого 353
372 и исправил аханадрошк и аханазгик на ахехнадрошк и ахехназгик 4 Первое слово означает знамя с рисунком лука а второе 97 лучник в данном контексте слово лучник имеет определенный
смысл Он же первым определил, что орел и лук были геральдическими
знаками Мамиконянов, и что эмблема когтящего лук орла была изображена
на их знамени 5
Корректировка В. Ацуни в точности восстанавливает герб и знамя Мамиконянов
для периода IV V вв. Что касается геральдической символики
последующих веков, в первую очередь скульптурных рельефов Дсехской
церкви и монастыря Барцракаш т орла, когтящего животное, то их он
считает не гербом, а церковными украшениями, мотивируя тем, что
скульптуры с подобной композицией имеются и на постройках других
феодальных родов, например, Орбелянов Сюника и даже в других странах напр. Европе Он возражает этнографу Е. Лалаяну, который Дсехские
барельефы считал гербом Мамиконянов 6
В этом случае В. Ацуни ошибается, он не учел, что компоненты геральдического
знака могут претерпеть эволюцию, что Сюникские Орбеляны
происходили от Мамиконянов и что их общая родословная проявилась
и в геральдике. Наконец, гербы с компонентами когтящего орла могли
быть не только в Армении, но и в других странах.
Геральдические знаки Мамиконянов, начиная с V 1в., подтверждают,
что лук в когтях орла сменил новый предмет животное. Самый ранний
памятник с новым вариантом второго компонента герба, известный в настоящее
время, как было сказано выше, горельеф церкви села Дсех. Данная
композиция сложная, она имеет еще и львов охранителей один из
них полностью выветрился Эту композицию повторяет герб Хахбакянов в
пещерной церкви 1283 г. монастыря Гегард фото 4 являющийся двойником
Дсехской композиции. Выше львов имеется третий компонент бычья
голова. Она же помещена и на фасаде главной церкви монастыря Мшкаванк XIII в. и на геральдическом групповом рельефе крестного камня в
крепости Лори см. фото 18. Гербовед 2 10 1996. С. 64 Это знак
другой побочной фамилии Мамиконянов но какой пока не известно
На фасадах фамильных памятников Мамиконянов и их побочных ветвей,
построенных начиная с V 1в., в когтях орла всегда животное, ер. фото
5 рельеф церкви Св. Степаноса, построенной Хахбакянами в 1270 х гг. в
монастыре Танаде Гладзорский университет, область Сюник, снимок
сделан до реставрации памятника Геральдические знаки Хахбакянов с
когтящим животное орлом, имеются на многих других средневековых памятниках XIII XIV вв. в частности, церквях средневековых поселений
Маратус, Гомер, Ванстан ныне Имерзек в Хосровском лесу и др. фотографии имеются в нашем исследовании Армянская геральдика
Ер., 1994. Фото 48, 53 57
Поэтому напрашивается вывод, что второй компонент геральдического
знака претерпел эволюцию, в IV V вв. это был лук, его сменила фигура
животного ягненка или другого В том же селе Дсех, на барельефе притвора
монастыря Барцракаш орел также двуглавый, но безо львов
охранителей, в когтях животное, над ним предмет, похожий на книгу. Но 98
вая фигура второго компонента результат его эволюции от лука к когтящему
животному.
Эволюция на гербе не могла не отразиться на геральдической композиции
знамени. Поэтому восстанавливая родовую символику на знамени
следует учитывать, что на геральдических знаках Мамиконянов в IV V вв. в
когтях орла был лук, а с VII по XIV вв. очевидно и в дальнейшем в когтях
был зверек, реже барашек. Тут следует уточнить, что лук средний этап
эволюции когтящеrося предмета, поскольку еще в эллинистическую эпоху,
в конце в. до н. э., на монетах царя Софены область Цопк, на западе
Армении изображен орел, когтящий молнию 7
Таким образом, известны как минимум три этапа эволюции когтящеrося
предмета молния, лук и животное.
Что касается знамени Мамиконянов его цвета и родовой эмблемы на
нем, то эмблема сама напрашивается при сравнении свидетельства историка
Фавстоса и геральдического родового знака. Цвета знамени можно
уточнить опять таки с помощью сведений Фавстоса Бузанда.
В конце своей Истории историк описывает тяжелое положение Армении
в 380 е rг. н. э. Спарапет Манвел Мамиконян, взявший в свои руки
управление страной, после изгнания византийского ставленника Вараздата в 387 г. ориентировался на союз с Сасанидским Ираном. Иранскому
шаху Шапуху заклятому врагу христианской империи, было выгодно
сближение с Арменией, он послал короны малолетним наследникам престола сыновьям погибшего царя Папа а регенту Манвелу послал царскую
мантию, соболь так же ярко красный шатер с изображением орла
на шатре, большие занавески и пологи небесно голубого цвета 8
Цвет шатра с изображением родового геральдического знака должен
был соответствовать цвету фамильного знамени, из коего факта следует,
что знамя таюке было красного цвета. На наш взгляд, цвет и знак шатра
соответствовали цвету полотнища родового знамени с его знаком.
Какого цвета был орел на шатре Золотого маловероятно, поскольку
золотой цвет был прерогативой царской змблематики. Из других цветов
наиболее удобен белый, который лучше других выделяется на красном
фоне. Правда, возможен и вариант небесно голубого, с учетом того факта,
что занавески спарап ета Манвела были голубого цвета. Но в данном
случае нет уверенности, что голубой цвет был выбран специально в качестве
фамильного. К тому же, голубой не подходит для орла, он не выделяется
столь отчетливо на красном фоне.
В целом, по нашей модели, флаг Мамиконянов имел полотнище красного
цвета с изображением белого когтящего орла. В IV V вв. в когтях орла
был лук, приблизительно с VI в., а с VII в. утвердительно орел в когтях
держал небольшое животное. Фигура орла на знамени в VII XIII вв. была
схожа со скульптурным изображением орла на церковных постройках Мамиконянов
VII XIII вв. Фигуру орла на знамени IV V ев. нет возможности
уточнить, поскольку по этой эпохе скульптурных изображений пока не обнаружено.
Поэтому здесь мы поместили одну из разновидностей скульп 99
турных изображений на фамильных памятниках см. фото на стр. цветной
вкладки
Так м образом, путем сопоставления геральдических знаков историкоцерковных
памятников Мамиконянов с письменными свидетельствами V в.
хоть и немногочисленными, но достоверными, мы попытали.сь восстановить
композицию и цвет родового знамени Мамиконянов. Остается добавит,
что, по нашему мнению, схожесть геральдических композиций царей
Софены и Мамиконянов может и не быть случайной а отражением определенной
геральдической традиции, переходящей из одной эпохи в друrую,
и от одной фамилии к другой 9
ПРИМЕЧАНИЯ 1Матевосян Р Истоки армянской геральдики Гербовед. 2 10 1996.
с. 46 66.
2. Фавстос Бузанд. История Армении. Ер., 1987, древнеармянский текст с переводом
на современный армянский. Kн. lV. Гл. 2. С. 106 переиздание текста 1892 г.,
Венеция
3. История Армении Фавстоса Буэанда. Перевод с древнеармянского и комментарии
М. Геворгяна. Ер., 1953. С. 56 перевод на новоармянский Ер., 1987. С. 107
4. Ацуни В. Армянские знамена в истории. Венеция, 1930 второе издаяие
С. 59, 62 63. Исправление выполнено при спичении текста Истории Фавстоса с
текстом Жития Нерсеса Католикоса см. Собрание армянских житий и кратких
исторических сочинений Соперк айкакан. Т. 6. Венеция, 1853. С. 17 на древнеармянском
языке
5. Ацуни В. Указ. соч. С. 63.
6. Ацуни В. Указ. соч. С. 65 68, 70. Ср. Jlалаян Е. Борчалинский гавар Аэга
гракан андес Этнографический журнал Кн. 7 8. Тиф. lис, 190 1С. 423.
7. Фото монеты см. в нашей статье Гербовед. 3 29 1998. С. 8 1Фото 1
8. История Армении Фавстоса Бузанда. Кн. V. Гл. 38. С. 375 русск. пер. С. 188
9. Считаем не лишним добавить, что Лорийская ветвь Мамиконянов в позднее
средневековье, уже с XVII в. носила таюке фамилию Туманян, Туманенц см. Закарий
Канакерци. Хроника Пер. М. Дарбинян Меликян. М., 1969. С. 189 100
8 РОДОВО Зlli MЯ М МИКОНЯПО.
G см. стр. 97
Реконструкция флага Мамиконянов
IV V вв. вверху и с VII в. внизу
Фото 7.
Фото 8.
Фото З. Фото 4.
Фото 5. 102
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Матевосян Р.И. Родовое знамя Мамиконянов (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|