И Еремеев, Киев
KQPG PGKИ6 Г6РБЫ
Институт корсарства каперства, прайветирства в свое время являлся
своего рода несимметричной альтернативой мощным военным флотам.
Дело в том, что на строительство военного флота и подготовку его экипажей
необходимо было потратить мн.ого времени и средств. Еще больше
средств требовалось для содержа 1tия большого флота. А острый дефицит
государственных фи 1tансов являлся отличительной чертой многих европейских
держав XVI XVII веков, в первую очередь Англии, Голландии и
Франции. В подобной ситуации выходом была передача всех забот по
оснащению и содержанию вооруженных судов их владельцам, заинтере овав их долей участия в дележе добычи и защитой прав и интересов
авантюристов, согласившихся на свой страх и риск вести борьбу с мореходством
противника, авторитетом государства путем выдачи каперских
патентов дававших право их владельцам вести войну от имени выдавших
патенты держав против конкретных противников Очень многие судовладельцы
с охотой пошли навстречу монархам, поскольку каперство
было делом весьма прибыльным захват одного торгового судна с ценным
грузом позволял в принципе обогатиться настолько, что отпадала потребность
в дальнейшем риске, так как казна обычно получала до 10 20 от
стоимости захваченных призов, команда до 40 а остальные 40 50
причитались владельцу корсарского корабля. Не мудрено, что корсарством
часто занимались обедневшие дворяне, чтобы поправить свои дела, а
наиболее отличившиеся корсарские капитаны из числа лиц третьего сословия внесшие солидный вклад в войну на море и в казну государства,
удостаивались офицерских чинов в королевском флоте, потомственного
дворянства и даже рыцарства. Многие из корсаров дворян действовали
под псевдонимами, но были и такие, кто гордился своим ремеслом, а некоторые
стали национальными героями в своих странах, как Фрэнсис
Дрейк, Джон Хоукинс, Робер Сюркуф, Жан Лаффит и др. Ниже приведены
краткие жизнеописания и гербы некоторых известных корсаров.
Несомненный интерес представляет герб французского корсара середины
XVI века Вильеганьона, мальтийского кавалера, короля Америки
или короля Антарктиды Вильеганьон разработал необычный план
создание новой земли обетованной в Бразилии Антарктической Франции Благодаря его необычной энергии и умению убеждать Вильеганьон
добился финансирования его экспедиции королем Генрихом который
выделил для этой цели из королевской казны 2000 ливров. Однако найти
желающих участвовать в экспедиции было трудно и Вильеганьону пришлось
комплектовать персонал из числа заключенных королевских тюрем на что он получил согласие правительства а также набирать всякийсброд
в портах. С целью вербовки людей для экспедиции он разослал ма 12
нифесты во многие порты, за что получил впоследствии прозвище пиратского
короля без подданных на его призывы прежде всего откликались
пираты и другие авантюристы Тем не менее отплытие экспедиции состоялось
своевременно и в начале ноября 1556 года флотилия Вильеганьона
вошла в залив Гуанавара нынешний Рио де Жанейро На мачте
флагмана развевался белый королевский флаг с золотой лилией, вокруг
которой Вильеrаньон расположил три геральдические розы. Этот символ
позднее получил название Цветка короля Америки или, как его иногда
называли, Цветка короля пиратов Он и был основой герба Вильеганьона,
который представлял собой геральдический щит, на белом серебряном
поле которого был изображен в центре золотой цветок королевской
лилии, окруженный тремя золотыми же геральдическими розами,
занимавшими позиции королевских лилий на гербе Бурбонов 2 и 1Недостаток
средств вынудил Вильеганьона вернуться в 1559 году во Францию,
чтобы упросить нового короля продолжить субсидирование проекта,
однако он не встретил подцержки и уже назад не возвратился. А герб его
остался в качестве курьезного памятника амбициозности этого по своему
незаурядного человека, заложившего фундамент для дальнейших попыток
создания пиратских государств.
Интересна и трагична судьба Михала Фигенова данциrского капера, в
последующем командующего королевским флотом Польши. В начале своей
морской карьеры он находился на службе союзного Польше герцога
Курляндского Готарда Кеплера, а с 156 1года в качестве капера польского
короля Сигизмунда Августа действовал в прибрежных водах Ливонии
под командой Станислава Вонсовича, старосты Диамента, лежащего в
устье Двины Даугавы на месте современного Даугавспилса. В 1563 году
Фигенов был назначен командующим отрядом в составе кораблей Гриф
и Лев и стал организатором польского королевского флота. В марте 1569 году за заслуги на этом поприще Фигенов был нобилитирован, т
получил дворянство шляхетство королем Сигизмундом Августом на
сейме в Люблине и получил герб, имевший следующий вид. Щит рассеченный
в правой части возникает из центра половина черного орла, обращенного
вправо, на серебряном поле в левой части возникает из центра
половина серебряного якоря на черном поле. Намет справа черный,
слева серебряный. В клейноде рука с мечем, обрамленная справа серебряным,
а слева черным крыльями. В 1673 году Фигенов был направлен
со специальной миссией во Францию в составе свиты, сопровождавшей
только что выбранного польского короля Генриха Валуа. Однако корабль,
на котором они плыли, был задержан датским флотом в проливе
Зунд. По приказу датского короля Фридерика II Фигенов, как капер, который
наносил ущерб судоходству на коммуникациях, соединявших Нарву и
шведские порты, был арестован и казнен. Экзекуция капера была осуществлена
в замке Кронборг.
Клод Форбэн французский корсар конца XVII начала XVIII века, действовавший
в основном в Ла Манше, хотя ему приходилось иногда отправ 13
ляться и к берегам Южной Америки. Форбэн был по натуре человеком воинственным
и ему больше импонировало сражаться с противником, чем
грабить. В 1702 году отряд Форбэна патрулировал в Ла Манше, когда получил
приказ морского министра атаковать английский конвой, шедший из
Дании в Испанию. Совместно с отрядом другого корсара Дюге Трюэна
Форбэн атаковал конвой, охраняемый пятью военными кораблями, и потопил
один военный корабль. У Форбэна, чьи корни были в Провансе, герб
представлял собой щит, на золотом поле которого было изображено лазоревое
стропило, с обеих сторон которого в верхней части щита, а также
под стропилом в нижней части щита были размещены три черные головы
леопардов 2 и 1
Джон Пол Джоне 1747 1792 гг. участник войны за независимость
США в качестве капитана каперского корабля, награжденный Людовиком
XVI рыцарским титулом, получивший из рук Екатерины II звание контрадмирала.
Джон родился в Англии на границе с Шотландией. С ранних лет
увлекся морской службой и военным делом. С 13 лет плавал на судах
сначала в качестве юнги, а потом полноправного матроса. В 1770 году
Джонса приняли в масонскую ложу Св. Бернарда и, благодаря своим масонским
связям, ему удалось устроиться в декабре 1775 года в только что
созданный военно морской флот США помощником командира брига Альфред Этот корабль, по существу, был каперским. Но американским
каперам приходилось не только захватывать призы и атаковать порты с
целью захвата добычи, хранившейся в портовых пакгаузах но и вести
бои с английскими военными кораблями, предназначенными для борьбы с
каперством. В конце лета 1776 года Джоне был назначен командирам
шлюпа Провиденс По настоянию Джонса Конгресс США повысил долю
моряков в захваченных ими призах теперь они получали полную стоимость
захваченного военного корабля и 50 стоимости торгового судна,
причем 10 от общей суммы получал капитан. Это повысило материальную
заинтересованность команд каперских кораблей и способствовало
более энергичному преследованию и захвату призов. Довольное деятельностью
Джонса руководство вскоре перевело его капитаном на бриг Альфред а затем на шлюп Рейнджер В начале декабря 1777 года Рейнджер пересек Атлантику и прибыл к берегам Франции, где получил
каперский патент от Бенджамена Франклина. В начале 1779 года французы
приобрели специально для Джонса 900 тонное судно, на переоборудование
которого в военный корабль средства выделил лично король Людовик
XVI. Корабль, вооруженный тридцатью двумя пушками, получил название Боном Ричард в честь прозвища Б. Франклина. Джоне к этому
времени стал командиром отряда кораблей, куда, кроме Бонома Ричарда
входил американский 34 пушечный фрегат Эллайенс и три французских
корабля фрегат Паллас бриг Венженс и кутер Ле Серф
22 сентября 1779 года эскадра Джонса встретила английский конвой, состоящий
из более, чем 40 судов, и охраняемый двумя британскими кораблями.
Джоне поднял английский флаг и стал сближаться с конвоем. Когда 14
Клод Форбэн
Джон Пол Джоне
Михал Фигенов
Вильеганьон 15
он приблизился на дистанцию эффективного огня, Юнион Джек был
спущен и на мачте взвился американский флаг. Боном Ричард открыл
огонь. Англичане оказали сильное сопротивление. Один из их военных
кораблей был потоплен, а второй захвачен в качестве приза, но всем торговым
судам удалось благодаря отвлекающим действиям кораблей охранения
скрыться.
В мае 1780 года король Людовик XVi наградил Джонса орденом За
военные заслуги Рго virtute belliсa и подарил ему золотую шпаrу с грав,и
ровкой на клинке. Его приняли в масонскую ложу Девяти сестер и
братья масоны заказали у знаменитого скульптора Гудона его бюст. Конгресс
США приказал выбить в его честь золотую медаль. В 1788 году
Джонса пригласила в Россию Екатерина обещая передать под его командование
Черноморский флот. Однако интриги Потемкина и его приспешников
помешали развернуться в России талантам Джонса. Разочарованный
и преследуемый завистниками, он в 1789 году покинул Россию.
Костюшко, с которым Джоне познакомился, предложил ему Вступить в
шведский флот и воевать с Россией, но Джоне счел это для себя неудобным.
В 1790 году Джоне приехал в Париж, где и умер через два года.
В 1905 году по инициативе президента США Т. Рузвельта останки
Джонса были перевезены из Парижа на борту флагманского корабля отряда
крейсера Бруклию под эскортом трех других крейсеров в США. Навстречу
этим кораблям из портов США вышел отряд в количестве семи
американских кораблей и салютом из пятнадцати залпов приветствовал
останки славного моряка. Джоне был захоронен в часовне Военно морской
академии в Аннаполисе. Его именем был в наше время назван ракетный
эсминец ВМФ США, а в честь его корабля Боном Ричард был назван
авианосец периода Второй мировой войны. Ф. Купер описал Дж. Пола
Джонса в своем романе Пенитель моря
Герб корсара Джона Пола Джонса имел следующий вид. На рассеченном
щите в правой половине изображен олень герб рода Джонсов из
Уэллса, а в левой герб рода Полов из графства Глостер в Англии на
лазоревом поле три золотые головы леопардов, 2 и 1разделенные серебряным
поясом Над щитом дворянская корона, под щитом девиз полатыни Вражеские корабли захватываю или уничтожаю
Сегодня не осталось ни одного потомка этих смелых, предприимчивых
людей, авантюристов, мореплавателей, первооткрывателей, воинов. Но
память о них живет, ибо величие их дел не меркнет перед судом истории.
Что же касается морали, то они были детьми своего времени и руководствовались
принятыми тогда взглядами. Потомкам не гоже их строго судить
с позиции сегодняшнеrо дня. 16