O Наумов, 1Gи Москва
ПРОБЛ6МЫ ДР6.GП6РУGGКОЙ GИМ.GОЛИКИ
G Т уд P.L GИMOПO.Gl
Любое историческое явление и событие отражает многообразие
человеческой жизни, бесконечную многогранность общества, богатство
ликов цивилизации. И когда они служат объектом изучения, то неизбежно
что то остается за рамками пристрастий и интересов конкретного
историка, который сосредотачивается на важных именно для него
проблемах. Любое историческое исследование всегда избирательно. Однако
обращение специалиста к темам, бывшим за пределами его внимания,
может принести весьма ценные результаты. Ярким подтверждением
этого стали появившиеся в следние годы работы Р Симонова
о символике древнерусской культуры.
Рэм Александрович Симонов известный исследователь Древней
Руси, в сфере интересов которого находится обширный круг вопросов,
связанных с историей отечественной книжности, научных знаний,
культуры, хронологии в самых широки временных рамках с XI по
XVII вв. А поскольку основной чертой сознания и мышления средневекового
человека являлся символизм, когда через систему определенных
знаковых элементов тонко проявлялись представления людей о
внешнем мире, то обращение ученого именно к символическому пространству
Древней Руси представляется глубоко закономерным.
Сквозной темой для Р Симонова стал образ единорога, широко
распространенный в древнерусской культуре, но, как писал сам историк, природа и значение символических композиций которого трудны для объяснения 1Единорог предстает в работах Р Симонова
как многозначный символ, с одной стороны воплощение зодиакального
знака Козерога, а с другой как обозначение Московского
княжества, Великого Новгорода и Литвы. Опираясь на такие объяснения,
Р Симонов убедительно объяснил появление единорога на зо
лотой монете корабельнике Ивана где тот заменил находившегося
на нумизматическом прототипе английском нобле льва2 а также
расшифровал сакральный смысл использования этого фантасmческого
животного на личной эмблеме Ивана IV, который заключался в демонстрации
определенных политических противоречий противостояние с
Владимирским княжеством или, по другому толкованию, с Азией 3
Кроме того единорог козерог выступал в астрономических представлениях
как сокровенное свидетельство магического единства раздробленных
древнерусских территорий и следовательно мог играть 104
роль своеобразного тотема покровителя 4 Руси. Авторами идеи использования
единорога как государственного символа Р Симонов
считает находившихся при Великом князе Московском магов и астрологов.
Борьба церкви с оккультизмом в частности, с ересью жидовствующих привела к вытеснению из политической жизни единорога
двуглавым орлом.
В своих построениях и выводах Р Симонов опирался на широкий
пласт разнородных источников, rривлек сведения по истории астрологических
знаний, факты идеологической борьбы и др., показав образец
единственно возможного при объяснении символики междисциплинарного
подхода. Итоги исследований подвела статья Об астрологическом
происхождении древней государственной эмблемы России
единороrа 5, в которой дана подробная картина функционирования
этого символа в культуре конца XV XVII вв., глубоко объяснены его
смысл и причины появления. Единорог воспринимался Р Симоновым
в качестве альтернативной двуглавому орлу, сакральной, мистической
эмблемы страны. С этим принципиальным выводом ученый
ознакомил не только научные круги, но постарался, чтобы о нем узнали
все интересующиеся историей Росси,i.
Изучения символики государственной власти касалось также исс.rу
едование Р Симонова о восточном гербе Василия находящихся
в треугольнике трех загадочных кругах с вписанными в них титулами.
Плодотворно использовав данные и методы дипломатики, автор
пришел к выводу, что композицию следует считать не гербом а средневековым способом формализации начала протокола документа
7, свойственным исключительно России, чем и объяснялось неверное
его восприятие европейцами в частности, Ф Страленбергом
Символическое значение этих кругов Р Симонов связывал с
христианским образом Троицы. Историк предположил, что они выражают
таюке дипломатическое единство клаузул формуляра документа инвокации, интитуляции и инскриnции
Проникновение в трудные сейчас для объяснения символические
образы русского средневековья удается Р Симонову с легкостью и
отличается изящной логикой построений. Однако подобная непринужденность итог многолетней, напряженной исследовательской работы.
Например, только длительное изучение математических и хронологических
знаний Древней Руси помогли расшифровать смысл одной
из календарных записей книжника конца XVI начала XVII вв. Ионы
Соловецкого. За расчетом дат Р Симонов увидел не только определенный
уровень научных знаний но и мысль о духовной простертости
христианства в прошлое и будущее от 1586 г. на одинаковое расстояние
в 299 лет, наподобие равных сторон перекладины креста 8
105
т форму духовного креста, имманентно присущую русскому средневековому
человеку.
Подобное проникновение во внутренний мир древнерусской культуры
отразилось и в работе Р Симонова, касающейся появившейся
в XVI в. генеалогической легенды о происхождении Рюриковичей от
римского императора Августа9 Он выделил два пер иода в генезисе
мифа, разграничив их по терминологии сначала го.вори.hось о происхождении
династии от брата Августа, затем от сына В такой
эволюции отразились и традиции наследования власти на Руси, и определенные
претензии на престол.
В трудах Р Симонова символика предстает синтезирующим элементом,
объединяющим различные пласты древнерусской культуры.
Она выражает особенности менталитета, художественное творчество,
научные знания и этим ставит сложнейшую задачу, требуя от любого
исследователя энциклопедизма, блестящего знания источников и высочайшей
научной квалификации, чем владеют далеко не все. Труды
Р Симонова вносят существенный вклад в изучение символики
средневековой русской культуры, показывают своеобразие национальной
знаковой системы, а также влияния, которые она испытывала.
Работы историка во многом меняют представление о путях развития
государственной символики России. Однако самое главное заключается
в том, что исследования Р с имонова продемонстрировали, сколь
мало и поверхностно известно пока науке о безбрежном символическом
пространстве, которое пронизывало всю жизнь Руси, и насколько
обращение к нему необходимо для любого, кто соприкасается с великим
культурным наследием нашей страны.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Симонов Р Загадка противостояния льва и единорога в эмблематике Ивана
Грозного Гербовед. 1999. 4 36 С. 100.
2
Он же. О причине появления единорогов на золотой монете корабельнике
Ивана Там же. 1997. 3 15 С. 75 79.
3
Он же. Загадка противостояния С. 100 108.
4
Он же. Единорог соперник двуглавого орла Гербовед. 1999. 6 38
С. 104, 105.
5
Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 9. М., 1998. С. 3 10 337.
6
Симонов Р.А Почему двуглавый орел победил единорога Чудеса и приключения. 1998. 6. С. 3, 12 13, 29.
7
Он же. Малоизвестный восточный герб Василия Гербовед. 1997. 23
С. 98.
8 Он же. 988 год христианизации Руси в календарном образе креста Ионы Соловецкого
Там же. 1999. 2 34 С. 134 138.
9
Он же. Миф о происхождении московских Рюриковичей от римского императора
Августа Там же. 1997. 7 19 С. 14 17. 106