Каменцева Е.И.
Работы Р.А. Симонова по истории календаря
// Гербовед. №40. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 2 (40). С. 101-103
Аннотация: Значительное место среди научных работ доктора исторических наук профессора Симонова Р.А. занимают исследования по вопросам хронологии - древнерусскому календарю: календарных системах России, о первом русском компутисте Кирике-Новгородце (XII в.), об истории сложения практической хронологии в связи с пасхалистикой, о счете времени в пределах суток и суточном счете времени.
Об авторе публикации/статьи:
Каменцева Елена Ивановна (1920-2004) (Москва) Доктор исторических наук, профессор кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Каменцевой Е.И.в библиотеке найдено еще 18 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14417 знаков (с пробелами)
Е Кам.енцева, д н., Москва
Рi БОТЫ P.i GИМОПО.G
ПО ИGТОРИИ КАЛ ПДi РЯ
Значительное место среди научных работ доктора исторических наук
профессора Симонова Р занимают исследования по вопросам хронологии древнерусскому календарю календарных системах России, о первом
русском компутисте Кирике Новгородце XII в. об истории сложения практической
хронологии в связи с пасхалистикой, о счете времени в пределах
суток и суточном счете времени.
Основная особенность всех этих исследований состоит в том, что они
построены на анализе источников мало известных современным специалистам
этих вопросов или привлекаемых Р Симоновым впервые. Другой
особенностью его исследований является источниковедческая критика
происхождения автор, место, время и содержания исследуемых материалов.
Р Симонов владеет приемами, применяемыми в комплексном
исследовании исторических источников. Способствуют этому знания в
области математики, которыми редко владеют специалисты в области
гуманитарных знаний, чаще обращающиеся к истории календарных систем.
Каждой календарной проблеме Р. Симонов посвящает серию исследований,
освещает в следующей публикации новые стороны используемых
им источников или находит новые документы, позволяющие более
полно раскрыть изучаемую им проблему.
Обратимся к некоторым проблемам, привлекшим внимание Р Симонова.
Одной из наименее изученных проблем древнерусской книжности
является исследование календарно математических текстов. А среди них,
трактата Кирика Новгородца Учение им же ведати человеку числа всех
лет XII в К его автору, Кирику, и самому трактату Р Симонов обращается
неоднократно, привлекая все больший круг источников. Здесь
публикации о Кирике человеке и деятеле науки своего времени, о хронологе
и математике. Сам трактат изучается им с разных позиций. Всестороннее
исследование трактата позволило ему установить, что трактат Кирика
был важен не только для летописания, но и в практике расчетной
пасхалистики. Кроме того, он был теоретическим обобщением в этой области.
На сложной для человека XII в. задаче расчета Пасхи Кирик обобщил
данные старославянской календарной историографии и древнерусского
вычислительного знания, являясь определенным историческим явлением
для национальной науки и культуры, но и выходом ее в мировую
систему культуры.
Следующей проблемой, которая после Кирика логично интересует
Р Симонова, является история пасхальных расчетов, связанная с применяемым
летоисчислением по византийской эре от сотворения мира и 10 1
юлианским календарем, которому по решению Никейского церковного собора
325 г. должны были следовать все народы, принявшие христианство.
Обращение к этой проблематике позволяло Р Симонову установить
приемы, которыми пользовался Кирик для вычисления дат Пасхи.
Следует отметить, что для российской хронологии вопрос о расчете
дня Пасхи чрезвычайно важен, т датировка самих источников и даты
событий в этих источниках чаще всего опираются или связаны с датами
церковной хронологии неподвижными и подвижными праздниками. Последние
определяются днями празднования Пасхи.
Представляется и важным вывод Р Симонова о значении изучения
юлианской календарно вычислительной практики в домонгольской Руси
для понимания древнерусской математической культуры. Древнерусская
арифметическая культура обязана календарно вычислительной практике.
Цифровая система и счет испытывали воздействие календаря в расширении
номенклатуры обозначения больших чисел.
Изучение сведений по истории приемов вычисления дат Пасхи, развившихся
после Кирика, свидетельствуют о высокой культуре и технике
пасхальных расчетов на рубеже XV XVI вв. Этот рубеж оказался очень
существенным для хронологов того времени, т он приходился на 7000 г.
от сотворения мира по византийскому счету и отношению древности к
числу семь. В 7000 г. ожида ли светопреставления. По мере приближения к
этому году, а затем и после него, встал вопрос о продолжении пасхалии
на восьмую тысячу лет. В это время происходит совершенствование техники
пасхальных расчетов. В XIV XV вв. появляется одно из центральных
понятий русского календаря, называемое вруцелетом На это указывают
в своих публикациях многие исследователи русской календарной системы
Н Степанов, С Селешников, А Зеленский. Но в их работах нет
указаний на русские или славянские памятники, по которым можно было
бы реконструировать способ календарных расчетов, существовавших до
употребления вруцелет. В настоящее время такие источники обнаружены
и заслуга их анализа и введение в научный оборот принадлежит Р Симонову.
Здесь же он прослеживает историю сложения центрального понятия
русского календаря вруцелета, с помощью которого определяются
воскресные дни юлианского календаря, а затем и григорианского, т создается вечный календарь облегчивший определение пасхальных дат.
Следующей проблемой счета времени, которой посвящены исследования
Р Симонова, счет часов в сутках и начало суток в допетровской
Руси. Эта проблема также рассматривается им в нескольких статьях. Хронологи
последних лет ею почти не занимались.
Существовало два типа счета часов в сутках. Первая, более древняя
система счета часов состояла в том, что светлое и темное время суток
делилось на двенадцать частей. Каждая часть называлась часом. Летние
дневные часы были длиннее ночных, а зимние наоборот. Такой переменный
час назывался косым Счет этот известен с древности в странах
Востока. Отсюда еще одно название косых часов иудейские 102
Вторым типом часов, которым пользовались на Руси, был час постоянной
длительности, равный одной двадцать четвертой части суток. Но количество
дневных и ночных часов по времени года было разное и соответствовало
времени восхода и захода солнца.
В отдельных районах русских земель могли употребляться разные часы.
В одних косой переменный, в других постоянный. Так считал основатель
русской метрологии, частью которой является хронология, Д
Прозоровский. Но последующие исследователи относились к его положениям
достаточно критично. Среди них Н Степанов. Он не считал аргументы
в пользу косого часа достаточно вескими. Р Симонов анализирует
ряд источников, неизвестных предшествующим исследователям этой
проблемы, и приходит к выводу, что и косой час в древнерусской практике
применялся не только в Новгороде, но и в Пскове до конца 70 ых гг.
XVI в.
Существенно и положение об употреблении косого часа с появлением
на Руси механических часов для измерения времени. В начале XV в. косой час еще не отмирает. Исчезновение косого часа происходит
только в XVI в. В этом случае сосуществовали косые часы с механическими
часами с равным часом для дневной и ночной части суток. Такое
соседство документы отмечают до 40 х гг. XVII в.
Не менее важным является исследование Р Симонов о длительности
дня и ночи на разных широтах и соответственно определение восходов
и заходов солнца, необходимого для счета часов дневных и ночных.
Для такого счета часов надо было два раза в сутки переключать часы в
исходное положение. Осуществлялось это вручную. Количество часов
дневных и ночных изменялось через каждые две недели. Даты изменения
количества часов дневных и ночных содержались в особых пособиях,
предназначенных для определенных насеhенных пунктов.
И, наконец, его интересует вопрос о моменте начала суток. По русскому
счету новые сутки начинались с рассветом, а не после полуночи, как по
западноевропейскому и современному счету.
Все сказанное выше о косом часе, счете часов дневных и ночных, а
также начала суток с рассвета в русском счете имело несомненное значение
для установления точных дат исторических событий и должно учитываться
при переводе дат. Заслуга же в формировании этих положений
принадлежит Р Симонову. 103.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Каменцева Е.И. Работы Р.А. Симонова по истории календаря (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|