| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №37. (1999) › Грачёва Н.С. Филиграни Экспедиции заготовления государственных бумаг | ||||||
Грачёва Н.С.
Филиграни Экспедиции заготовления государственных бумаг// Гербовед. №37. (1999)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 5 (37). С. 26-133 Аннотация: Филигрань - проволочный рисунок, наносящийся на черпальную форму, который закладывается в момент отливки бумажного листа. Иначе ее трактуют, как клеймо, способное отличать и защищать бумажную продукцию от подцепки. В результате отливки на листе получается водяной знак - изображение, размещенное внутри бумажного листа и хорошо видимое на просвет. Об авторе публикации/статьи: Грачёва Н.С. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 37978 знаков (с пробелами)
Н Грачёва, Москва ФИЛИГР НИ ЭКGП6ДИЦИИ З ГОТОВЛ6НИЯ ГОGVД РGТВ6ННЫХ БVМ Г Филигрань проволочный рисунок, наносящийся на черпальную форму, который закладывается в момент отливки бумажного листа. Иначе ее трактуют, как клеймо, способное отличать и защищать бумажную продукцию от подцепки. В результате отливки на листе получается водяной знак изображение, размещенное внутри бумажного листа и хорошо видимое на просвет 1Правда, разница между двумя этими понятиями зачастую не проводится, и они как бы служат друг другу синонимами2 Впервые, водяной знак появился в конце XIII в., в Италии. Отличался простотой конструкции, которая с течением времени усложнялась и дава ла больше информации об изготовителях и качестве бумаги. Обычно он размещался в середине левого полулиста или листа, впрочем, иногда и по краю. Фабрикантами практиковалось изменение какого либо рисунка, приобретшего известность, и поэтому существовали разнообразные филиграни с одним и тем же элементом крестом, быком, головой шута, кувшинчи ком и пр., это порой затрудняло определение места производства бумаги. Водяные знаки, как правило, содержали сюжетный рисунок, который был либо символьного, либо эмблемного типа. Часто они включали изображение животного, птицы, насекомого, растения, различных бытовых предметов, церковной утвари. Примерно с XIV в. в них появились геральдические изображения гербы стран, городов, уездов, губерний или вла дельцев, где размещалась бумажная мельница. Постепенно филиграни приобрели новый элемент шрифтовой литерный Знаки стали содержать фамилии фабрикантов, различные девизы, а позже даже датировку. Эти более конкретные сведения, четко указывали на производителя и хронологический период, нежели символические рисунки, содержание которых порой не удается раскрыть и по сей день. В России литерный элемент для филиграней широко стали использовать в конце XVIII в., когда указ Екатерины от 18 октября 1778 г. обязал всех фабрикантов бумажной промышленности клеймить продукцию особой филигранью, которая содержала бы точное указание на изготовителя фамилия, имя, название фабрики и год выпуска бумаги3 Все это было обусловлено необходимостью установления более жесткого контроля над качеством бумажной продукции. В России же бумажные мельницы появились в XVI в., но уровень писчебумажного прои шодства был еще слишком низок, чтобы удовлетворить потребности страны, да и качество бумажной продукции намного отставало от западной, что объясняло большой ввоз ее из за границы Италии, 26 Голландии, Франс 1ии, Германии, Польши. Распространенность импортной бумаги хорошего качества, по всей видимости, способствовало имитации их филиграней в России. Было отмечено то, что московские бумажные мельницы часто для водяного знака использовали изображение герба города Амстердам, подражали голландской филиграни, содержавшей надпись Рго Patria 4 и др. Ситуация стала изменяться к концу XVII в., когда в России был веден Новоторговый указ 1667 г. который обязал всех производителей клеймить выпускаемую ими, продукцию. Это нововведение было направлено на то, чтобы постепенно заменить на рынке иностранные товары отечественными, а заодно поднять качество, поскольку под своим именем производить плохую продукцию вряд ли кому хотелось. К тому же товар низкого качества легко определялся и его производитель наказывался5 На первый взгляд этот указ не имел прямого отношения к развитию бумажного дела, но он сыграл свою положительную роль и в увеличении производства бумаги с водяными знаками. В развитие бумажной промышленности внес свою лепту и Петр 1Он отправлял обучаться бумажному делу за границу, привозил из Амстердама мастеров бумажников, строил фабрики, занимался вопросом изготовления ценных бумаг. В 1723 г. был издан указ, в котором говорилось о качестве бумаги и специальной филиграни для гербовой бумаги в виде герба Его Императорского Величества с надписью, пущенной по верху листа, гербовая бумага в дальнейшем этот водяной знак практически не изменялся 6 Особое значение филигрань приобрела при выпуске ценных бумаг. На протяжении долгого времени водяной знак оставался единственным средством защиты денежных знаков и государственных документов. Способ его производства был достаточно прост, но трудоемок. Для отливки листа брали деревянную раму с мелкой сеткой черпальную форму на которую наносился тонкой проволокой несложный по форме рисунок или надпись. Затем раму опускали в жидкую бумажную массу, встряхивали, чтобы уда лить лишнюю воду, и равномерным слоем распределяли будущий бумажный лист. Там, где бумажная масса ложилась на проволочный рисунок, получалось меньшее уплотнение, и, таким образом, место с изображением филиграни было более тонким и хорошо пропускало свет. Почти каждая филигрань являлась уникальной, ибо проволочное изображение на раме быстро изнашивалось. Бумажная масса состояла из различных ворсинок и других микроэлементов, которые засоряли сетку формы, из за этого ее часто приходилось промывать под водой. В результате проволочный рисунок деформировался. Его приходилось переделывать, а ручное изготовление не позволяло с точностью воспроизвести прежнее изображение или заменить другим. Именно, поэтому почти каждая филигрань имела какую нибудь отличительную особенность, что Н 27 позволяло полностыс защитить ассигнации от подделок, которые к начэлу XIX в. размножались в непомерном количестве. Естественно такое положение долго продолжаться не могло. Появляется предложение об организации производства денежных знаков в отдельную отрасль. Если раньше ценные бумаги печатали в Сенатской типографии Петербург на бумаге, изготовленной фабрикой графа Сиверса Красное Село и казенными мельницами в Царском Селе, а затем и в Ропше, то в начале XIX в. решили объединить оба направления бумагоделательное и типографское в стенах одного учреждения. В 18 15 г. принимается решение создать учреждение, способное отливать ассигнационную и другую бумагу, а также печатать денежные купюры7 Этим учреждением стала Экспедиция заготовления государственных бумаг. В 18 16 г. на берегу реки Фонтанки в Санкт Петербурге началось строительство под руководством Августина Августиновича Бетанкура 8 которое продолжалось до 20 января 18 18 г., а через шесть месяцев, 2 1августа, было принято Положение об Экспедиции. Таким образом, фабрика оказалась подотчетна Министерству финансов, и ее целью являлось производство ассигнационной и прочей гербовой бумаги по предписаниям 9 правления В этот же день Государственный Совет утвердил проект и временный штат фабрики 10 поэтому сию дату принято считать датой основания Экспедиции, хотя работать она начала раньше 9 мая был произведен перевод рабочих с Царскосельской бумажной мельницы, 14 мая ими было осуществлен отлив бумаги для 25 рублевой купюры, 20 июля состоялось принятие решения Правления о печатании ассигнаций, а 2 1 июля уже отпечатан 167 1лист. В первые годы существования фабрика занималась производством ассиrнаций. Когда бумагоделательное отделение изготовляло определенное количество бумаги, ее по особым постановлениям правления Экспедиции отпускали в типографское отделение, где и приступали к печатанию ценных бумаг. Разработка новых ассигнаций началась с генерал майора, директора института Путей Сообщения А Бетанкура. Именно он спроектировал первые денежные знаки для Экспедиции заготовления государственных бумаг и представил на утверждение управляющему. После некоторых доработок они были выпущены ценностью в 100, 50, 25, 10 и 5 рублей. Тогда же Экспедицией был изобретен новый способ изготовления филиграней, когда на черпальную форму стали нашивать сетку, отпрессованную штемпелем. Это позволило заменить ручной способ изготовления штамповкой. Таким образом, достигается идентичность водяного знака для любого числа листов К середине XIX в. этот способ в Экспедиции был усовершенствован и стал применяться д я получения водяных знаков в бумагах машинного отлива 12 В последствии он несколько видоизменялся, но основной процесс остался без изменений. Водяные знаки наносились на бумагу во. 28 время работы бумагоделательной машины при помощи, так называемой, дендироли механизма, установленного в мокрой части маши ы или уже после отлива, когда бумага достигала сушильных цилиндров, обогнув один или два из них, и доходила до прибора оттискивания водяного знака. Этот прибор состоял из двух валиков нижнего, находившегося на неподвижных подшипниках, пропускающего бумажный лист, и верхнего, эгуттера, снабженного съемной выступающей частью, на котором была нанесена филигрань, надавливающего на бумагу, находившуюся на нижнем валике, таким образом, воспроизводился водяной знак. Для денежных купюр, ценных и документных бумаг конца XIX XX вв. в Экспедиции использовали общие расположенные по всей площади листа и локальные филиграни 13 Купюры меньшего достоинства часто содержали первый водяной знак, который состоял из цифровой значимости денежного знака, иногда заключенную в простую декоративную рамку, например, 1рубль 1898 г., З рубля 1905 г. В купюрах более крупного достоинства к этому добавлялся и локальный водяной знак, который размещался с правой или левой стороны от гравированного портрета императора или императрицы России и представлял собой несколько упрощенное и нечеткое его повторение. Таковы, например, 25 рублей 1909 г. с портретом Александра 100 рублей 19 10 г. с изображением Екатерины и пр. Кроме изготовления бумажных денежных знаков, Экспедиция занималась таюке выпуском различных свидетельств, гербовой, вексельной и просто документной бумаги и пр. Как правило, филиграни здесь играли функциональную направленность указывали вид бумаги, территориальность, год изготовления, иногда ее цену. Например, водяной знак гербовой бумаги 1863 г. содержал изображение герба Российской империи двуглавого орла указание функции бумаги подорожная в актовой 19 13 г. герб России, ее функцию, год и цену 5 руб В филигранях документных бумаг указывались ее функция и изготовитель. Здесь допускалось больше свободы в выборе шрифтов и элементов оформления, которые зависели от способа и качества изготовления. Бумага ручного приготовления имела несколько разновидностей водяных знаков. Так, одна содержала вверху полулиста надпись Документная бумага ниже, указание на изготовителя Э Г прямоугольными буквами рис. 1а другая заключала то же самое, но написанное шрифтом, стилизованным под полууставное письмо, с монограммой фабрики в виде буквы Э помещенной в кружок рис. 1б Машинная бумага имела водяной знак того же содержания, но на двух половинках листа, которые размещались вдоль сгиба 14 Получение водяных знаков машинным способом позволяло доби.ться их большей отчетливости, по сравнению с ручным отливом, к тому же повысилась и тираже, тойкость. Таким образом, Экспедиция заготов lения государственных бумаг не только увеличила защищенность ценных бумаг, 29 но и смогла заняться выпуском бумаги с художественными водяными знаками, предназначенными для продажи. Выпуская купюры денежных знаков с портретами императоров и императриц, Экспедиция изготовляла и бумагу с такими же филигранями, но придала им большую рельефность и значительно увеличила изображение. Известны ее водяные знаки с портретами императоров Александра Александра Николая 1Александра 1рис. 2 а Петра Великого рис. 2 б 15, Павла 1императриц Александры Федоровны, Марии Федоровны, Екатерины и др. 16 Кроме филиграней с изображением высокопоставленных особ, Эк педиция выпускала писчую бумагу с водяными знаками, содержащими сложную сюжетную композицию репродукций картин отечественных и зарубежных художников, например, И Айвазовского Девятый вал и Гурзуф В Васнецова Богоматерь Лишка Моление о чаше Г. Рени Лик Спасителя К. Дольчи Лик Божий Матери 17 Большое количество филиграней было на религиозные темы, где изображались сюжеты Ветхого и Нового Завета, лики святых, эмблематические изображения и многое другое. В водяных знаках репродукции передавались путем построения целостного зрительного образа картины, различным сочетанием силы тонов и рельефности. Филигранное клише для них изготавливалось особым способом. Сначала художником Экспедиции создавалась восковая копия картины, затем она проходила гальванопластическую обработку 18, в результате чего получалась точная металлическая копия воскового образца, готовое филигранное клише. Кроме того, Экспедиция создавала специальную бумаrу с водяным знаком для уникальных книжных изданий. Примером служит Сборник рисунков французского художника Делафосса De la Fosse воспроизведенных в Экспедиции заготовления государственных бумаг, новейшими способами фотогравюр выпущенный в 1877 г., где водяной знак носил художественный характер. Он был выполнен в духе содержания иллюстраций, которые представляли собой наброски архитектурных, скульптурных и других предметов ваяния. На первом плане филиграни размещался лик гречанки, возможно музы, хотя это могло быть и просто скульптурное изображение, охваченное 1О неполными кругами, 9 из которых пересекаются 24 треугольниками, которые придавали кругам схожесть с солнечным диском, последний круг соединял изображение в целый зрительный образ рис. З Другая разновидность водяного знака, использованная в изданиях, носит чисто указательный характер издающего учреждения, например, в 188 1г. был выпущен атлас к Русским народным картинкам Д Ровинского, где на листах значился водяной знак сокращенного названия фабрики Э Г написанный большими прямоугольными буквами. До двадцатых годов XIX в. филиграни Экспедиции были не замысловатыми, постепенно их характер изменялся появились полутона, знак стал более отчетливым и рельефным. Различные общества и организации ча 30 ще отдавали приоритет ость в изготовлении ценных бумаг Экспедиции, в. связи с чем, на нее неоднократно подавали жалобу о монополизации в изготовлении железнодорожных накладных, временных свидетельств и акций. В ходе расследования выяснилось, что уберечь бумаги от подцелки может лишь Экспедиция заготовления государственных бумаг, благодаря высокому уровню изготовления бумаги с водяными знаками и использования многокрасочной печати 19. Нередко в прессе отмечался и высокий уровень художественности, артистичности филигrсаней Экспедиции. Они признавались лучшими в стране и даже в Европе 0. За рубежом не смогли не признать самобытность русского способа изготовления бумаги с филигранями глубокого рельефа. Поэтому поводу английская пресса писала до прибытия вещей Экспедиции соперничества со стороны какого бы то ни было иностранного государства, казалось, нельзя было допустить ни на минуту. Но, к удивлению и совершенному поражению всей бумагоделательной промышленности и всех экспертов по этой части, русская Экспедиция заготовления государственных бумаг представила из Петербурга лучше поздно, чем никогда такую обширную и разнообразную коллекцию бумаги с водяными знаками для банковских билетов и других торговых целей, что самые ярые защитники нашего туземного производства должны были сразу, не запинаясь, признать поражение Англии. Русская бумага замечательна не только по своему разнообразию, но и по красоте, притом наши фабриканты должны принять в соображение, что русские приготовляют бумагу и лучшего достоинства, вместе с тем с более чистым и отчетливым водяным знаком 2 1и т Так что неудивительно, что на многочисленных всемирных и всероссийских выставках Экспедиции, демонстрировавшей редкие по красоте бумаги, присуждались почетные дипломы и медали. После прекращения деятельности Экспедиции заготовления государственных бумаг в 19 19 г., ее традиции в области писчебумажного производства продолжали существовать и усовершенствовались в Гознаке, который сформировался на базе этой фабрики. По сей день Гознак является основным предприятием по выпуску ценных бумаг, а его бумажная фабрика в Санкт Петербурге продолжает изготовлять высококачественную бумагу с водяными знаками. Филиграни приобрели большую четкость, более ясно видны на просвет, хорошо передают рельефность изображения. Но, к сожалению, на сегодняшний день перестали изготовлять бумагу с филигранями репродукций картин, нынешние водяные знаки больше стали походить на декоративные виньеточные элементы с цветочками, звездочками, снежинками, полосочками и пр. Давно уже перестали издавать книги с водяными знаками, а несколько лет назад был вообще закрыт издательский сектор книжных изданий в Гознаке22 Традиция помещения водяных знаков в книги постепенно умерла, выходные сведения, типографские знаки заменили ее. 3 1 Рис. 1а. Рис. 16. Водяные знаки документной бумаги ручного способа изготовления Рис. 2а. Рис. З. Водяной знак в книжном издании Рис. 26. Художественный водяной знак 32 ПРИМЕЧАНИЯ 1Книговедение Энциклопедический словарь. М., 1982. С. 5,562. 2 Кукушкина М Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII начала XIX вв. Истор. очерк и обзор фондов рукописного отдела Б ки АН СССР. М. Л., 1958. Вып. С.258 37 1Тараканова О Исто3р ия русской антикварной tоiиги Дис д ра. ист. наук. М., 1993. С. 242 и пр. Полн. собр. Законов. Т. ХХ. 148 10 Лихачев НЛ. Бумага и древнейшие бумажные мельницы4 в Московском государстве. СПб., 189 1С. 92 93. Лихачев НЛ. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 189 1С. 86 87 Тромонин К Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге, посредством которых можно узнать когда написаны или напечатаны какие либо книrи, грамотные рисунки, картикь 1 и дрrrие старинные и не старинные дела, на которых не означены годы. М., 1844. Участкина З Водяные знаки русской бумаrи Труды Ин та истории естествознания и техн6и ки. М., 1956. Т. 12. С. 3 Лихачев НЛ. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 189 1с. 88 89. 7 История Ленинградской бумажной фабрики Гознака. Л., 1988. С. 8. 8 А Бетанкур 1758 1824 испанский инженер, который в течение многих лет работал в России 1808 1824 В Петербурге он был назначен директором Института Корпуса путей сообщения, вошел в Градостроительный комитет столицы. Занимался развитием внутренних водных путей, проектировал в России первые современные мосты, модернизировал устаревшее производство, разрабатывал чертежи приспособлений для испытания прочности металлических звеньев первых русских висячих мостов, создал проекты различных кранов, смонтировал деревянн8ы е конструкции перекрытия здания Манежа в Москве. ЦГИА СПб. Ф. 6 1Оп. 1ед. хр. 23 8 1Учреждение Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 2 1августа 18 18 года. 10 ЦГИА СПб, Ф. 6 1Оп. 1ед. хр. 23 85 О Временном Штате Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 2 1авrуста 18 18 года. 2 История Ленинградской бумажной фабрики Гознака. Л., 1988. С. Участкина З. В. Водяные знаки русской бумаги Труды Ин та истории естествознания и техники. М., 1956. Т. 12. С. 333 334 Она же ссылается ГИАЛО, Ф. 1458, оп. 2, д. 2, св. 373, 1785, л. 2. 13 Все о деньгах Р и. М., 1998. С. 263. 14 Рисунки, прилагаемые к данной статье, под 1а, б взяты из издания Писчебумажное дело 1904. 4. С. 184 15 Рисунки, прилагаемые к данной статье, под 2 а, б взяты из издания Писчебумажное дело 16 19 12. 1вкладыш 8. С. 5 Продажные цены художественных произведений и гальваноnластических изделий Эксnедиции заготовления государственных бумаг. СПб., 1902. С. 19 20. 17 К вопросу о постройке Государственной бумажной фабрики специального назначения. М., 1920. С. 6 Продажные цены художественных произведений и гальванопластических изделий Экспедиции заготовления государственных бумаг. СПб., 1902. С. 19. 15 Гальванопластика получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на ориnинал. В 1838 году гальванопластику открыл Б Якоби, работа проходила в стенах Экспедиции заготовления государственных бумаг. Это открытие позволило рименять гальванические отложения для изготовления печатных форм клише в любом количестве, чего нельзя было достигнуть гравировкой. v Извлечение из отчета распорядительного комитета Союза писчебумажных фабрикантов за 19200 6 г. Писчебумажное дело. 1907. 7. С. 268 269. Писчебумажное дело. 1904. 7. С. 33 1332 УЗ Участкиной встречаем ссылки на газе ты Standard от 19 августа 1872 г. The Banker s Magazine от сентября 1872 г. и журнал Joumal of the Soсiety of Arts от 27 сентября 1872 г 2 1 Участкина З Водяные знаки русской бумаги Труды Ин та истории естествознания и ехники. М., 1956. Т. 12. С. 335 Вестник. Юбилей двадцатипятилетия службе Ф Винберга равляющим экспедиции заготовления государственных бумаг Писчая бумага и ее потреблеие. 22 18 86. 8. С. 3. Горюнова Л. Время деятельной любви к книге Кн. Обозрение, 1994. 27. С. 6. 33 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Грачёва Н.С. Филиграни Экспедиции заготовления государственных бумаг (1999)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |