Гречило А.Б.
Возвращение древних символов Белой Церкви
// Гербовед. №37. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 5 (37). С. 34-37
Аннотация: Появление на украинских землях первых городских знаков, которые постепенно обрели значение гербов, тесно связано с эволюцией феодальных городов и формированием в них общин, наделенных некоторыми самоуправленческими функциями. Такова и история герба города Белая Церковь.
Об авторе публикации/статьи:
Гречило Андрей Богданович (Львов) Украинский историк, геральдист; доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Львовского отделения Института украинской археографии и источниковедения имени М.С. Грушевского НАН Украины.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Гречило А.Б.в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 20859 знаков (с пробелами)
А Гр,ечшю, к и., Львов
G ЗКР 1Щ6ПИ6 ДР6.GНИХ GИM.G Л
GБ6Л Й Ц6РК.GИ
Появление на украинских землях первых городских знаков, которые постепенно
обрели значение гербов, тесно связано с эволюцией феодальных гор0
дов и формированием в них общин, наделенных некоторыми самоуправленческими
функциями. Очевидно, что и прежде использовались символы, которые
указывали на принадлежность воинских формирований или какой то собственности
конкретному властелину, личности или группе людей возможно и той
или иной форме городских поселений и создали предпосылки для дальнейшего
развития геральдических традиций.
На месте построенной в 1032 г. Ярославом Мудрым крепости Юрьев, разрушенной
татарами, возникло новое поселение, получившее свое название от
руин древней белой церкви. После постройки в средине XVI в. оборонительного
замка Белая Церковь вновь стала значительным укрепленным городом на
Приднепровье. Белоцерковцы в 1555 г. получили освобождение на 1О лет от
различных налогов и повинностей, что должно было приохотить новых поселенцев.
После разрушительного татарского нападения король Сигизмунд Авrуст
по просьбе бояр и мещан замка Белоцерковского 1562 г. продлевает
льготы еще дополнительно на 5 лет 1На сейме Великого княжества Литовского
в Бельске 1июля 1564 г. nривилеем Сигизмунда Августа было гарантировано
всем городам в т и с Киевской земли использование магдебургского права
по примеру города Вильно и предвиденных им льгот2. Однако на практике эта
грамота почти не действовала, о ней скоро забыли и вспомнили только через
два столетия, когда предпринимались попытки поднять города с упадка и возобновить
их привилегии.
По условиям Люблинской унии 1569 г. Киевщина переходит из состава Великого
княжества Литовского к Польше. Уже в 1570 г., во время ревизии Белоцерковского
староства, которое стало коронной собственностью, выяснилось,
что укрепления Белой Церкви пребывают в неудовлетворительном состоянии
замок имел 4 башни и 158 rородень без покрытия, большинство из них прогнило
или уже уnало3 Город возле замка окружал частокол. На торунском сейме
в 1576 г. король Стефан Баторий подтвердил вольности мещан Белоцерковских опять по просьбе бояр и горожан4 Но Белая Церковь и впредь остается
в подчинении старостинской власти. Массовый процесс получения как
старыми, так и новоучрежденными украинскими городами разрешений на самоуправление
по магдебургскому праву побуждал и белоцерковцев добиваться
королевского привилиея. Наконец в 1588 горожане получили такую грамоту
5. Однако это вызвало протест со стороны Константина Константиновича
Острожского, который был королевским старостой и пожизненным держателем
Белой Церкви, и в случае введения магдебургии он терял большие прибыли с
этого города, который значительно разросся на протяжении последних лет.
Белоцерковцы же считали свои новоучрежденные привилегии такими, что от 34
меняют давние права князя Острожского, поскольку их грамота являлась последним
законным документом в этом деле. Однако суд решил признать ошибку
королевской канцелярии и отменить привилегии города, что и было зафиксировано
декретом Сигизмунда от 25 апреля 1589 г.6 Все пожитки в Белой
Церкви передавались старосте, а в деле частичной юрисдикции по магдебургскому
праву определено выслать на место королевскv.х комиссаров для изучения
вопроса. Недовольные таким результатом горожане выступили против
князя Острожского и не допустили ни его, ни комиссаров в город, вследствие
чего новым королевским декретом от 4 апреля 1590 г. белоцерковцы полностью
переходят под старостинскую юрисдикцию7. К Острожский добился 1
января 1592 г. разрешения у короля уступить свое право пожизненного держания
Белой Церкви своему сыну Янушу8 На протяжении последующих лет город
получал отдельные привилегии на земли 1597 г. и был освобожден на 6
лет от уплаты пошлины, шосового чоnового и других налогов 16 15 г. 9 Но
к вопросу учреждения магдебургии удалось возвратиться только после смерти
Януша Острожского.
6 декабря 1620 г. во время коронного сейма в Варшаве король Сигизмунд
по просьбе войта Я. Селявы и горожан дает Белой Церкви грамоту на магдебургское
право 10 В этом nривилее городу в частности разрешалось иметь
книги для записей актов городских дел. А коробку и печать мескую для
подтверждения и скрепления различных дел с таким гербом, какой на этом
листе нашем нарисован то есть, лук натянутый с тремя стрелами в красном
поле на оригинале грамоты, переданном горожанам, который не сохранился
до нашего времени, был изображен цветной рисунок герба в копии, внесенной
в книrу записей Литовской метрики, иллюстрация отсутствует. А Предвиделось
также всем, вместе со своим войтом, выступать на лошадях и с
оружием против каждого врага коронного и бунтовщиков под городским флагом,
который им жалуем в красном поле белая церковь с белым крестом 12.
Возможно, что Белая Церковь уже до этого времени могла бы использовать
какую то свою символику или на флагах во время полевой стражи на татарских
путях, или на городской печати, которую должны были бы изготовить на протяжении
кратковременного действия привилея 1588 г. Преимущественно выбор
символов происходил тогда на местах и в королевских грамотах не фиксировался,
либо вписывался по просьбе самих горожан или владельца города для
частновладельческих поселений об этом свидетельствуют известия о знаках
других надднепрянских городов. Достаточно уникальным является употребление
различных знаков на гербе и на флаге. Интересно, что в тот же день вместе
с Белой Церковью привилей получил и Переяслав, но утвержденные в нем
герб и флаг имели одинаковые символы. Местное происхождение древних
знаков Белой Церкви не вызывает сомнений. Лук и стрелы достаточно распространенные
в украинской городской геральдике они присутствуют на гербах
орсуня, Пирятина, Полтавы и др. они подчеркивали значение городов, котоые
возникали как оборонительные укрепления на пути вражеских набегов.
зображение на флаге церкви белого цвета было т гласным символом, ко рый раскрывал название населенного пункта.
Белоцерковские знаки продолжали функционировать на протяжении послеющих
лет. Белая Церковь оставалась королевским городом, который, как 35
фиксировали люстраторы 1768 г., судится по магдебургскому праву. В 1774 г.
Ф Браницкий получил королевскую грамоту на Белоцерковское староство и
сам город с правом передачи их в наследство. Однако местные самоуправленческие
органы, хотя и с очень ограниченными функциями, продолжали действовать.
Об этом в частности свидетельствует использование городской печати
с луком и тремя стрелами на документе 1777 г. 13 Сеймовой конституцией 1790 г. подтверждалось наследственное владение Браницкого на Белоцерковщину,
но при условии оплаты в государственную казну 30 всех прибылей и
сохранении самоуправления в городе 14. На это тоже указывает и распоряжение
коронного гетмана к своим урядникам не препятствовать горожанам Белой
Церкви во время выборов членов магистрата 1792 г. 15 Однако после распада
Речи Посполитой и вхождения Правобережья в состав Российской империи
город стал частновладельческим и не получил административного статуса.
Постепенно выходит из употребления древний герб Белой Церкви, а нового
российской администрацией утверждено не было. И уже в XIX в. на городских
печатях фигурирует знак Василькова уездного центра. К вопросу городской
геральдики Белой Церкви вернулись только в советские времена как это уже
было к тому времени традиционно по причине празднования юбилея 950
летия города. Решением горисполкома от 28 декабря 1982 г. утверждена новая
эмблема, выполненная художником В. Люлькой щит пересечен, в верхнем
червленом поле лук с тремя стрелами и дата 1032 в нижнем лазоревом поле колоннада Эхо пшеничный колосок, полшестерни и половина автомобильной
шины. Три стрелы получили новую интерпретацию в духе времени
они должны были символизировать дружбу украинского, российского и белорусского
народов. Однако следует заметить, что белоцерковский символ был
одним из немногих знаков, утвержденных на протяжении 1960 80 х гг. местными
властями в УССР, в котором сохранились элементы древнего герба.
После возобновления государственности Украины возникают предложения
вернуться к старым традициям и в геральдике Белой Церкви 16 Содействовала
этому и аkТивная деятельность Украинского геральдического товарищества,
которым велись научные исследования и были наработаны основные принципы
развития современного муниципального герботворчества и флаговедения в
Украине 17 Благодаря консультационной деятельности много населенных пунктов
возобновили древние или приняли новые символы, которые соответствуют
геральдическим требованиям и создают единую целостную систему. Верховною
Радою Украины были учтены предложения Товарищества
и в принятом в 1997 г. Законе Украины О местном самоуправлении предвидено функционирование
местных гербов и флагов. Удалось
также обнаружить ряд новых материалов и
документов из истории символов Белой Церкви.
На их основе, а также с учетом требований системного
rерботворчества в Украине, были разработаны
проекты герба и флага города автор
проектов А Гречило
Герб Белой Церкви в червленом поле золотой
лук с натянутыми на тетиве тремя золотыми
стрелами остриями вверх. 36
Флаг Белой Церкви квадратное полотнище. на красном фоне белая церковь
с желтым куполом и кровлей, увенчанная белым крестом.
Таким образом предлагалось возродить древние самобытные символы самоуправления,
под которыми белоцерковцы еще с XVII в. отстаивали свои
права. Во флаге города дано символическое изображение белой церкви, которое
соответствует архитектуре Киевской Руси XI XII в. поскольку точный ее
облик до нас не дошел что должно указывать на древний Юрьев и раскрывать
современное название города. Символы были утверждены сессией городского
совета З октября 1998 г., только во флаге изображение церкви полностью выполнено
в белом цвете и в несколько измененном графическом решении.
Древним знакам Белой Церкви возвращена роль символов местного самоуправления.
Вместе с ними возрождаются и давние традиции этого старого
украинского города.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Архив Юго Западной России далее АЮЗР К., 1907. Ч. 8. Т. 5. С. 138 139.
2 Materialy do dziejow Sejmu сzteroletniego. Wrodaw, 1960. Т. 3 64.
3 Zrodla dziejowe. Warszawa, 1894. Т. 20 15 16.
4 Центральный государственный архив древних актов России далее ЦГАДА
Ф. 389. Ед. хр. 193. Л. 64 65.
5 Там же. Ед. хр. 200. Л. 6 об. 7 об.
6 7 АЮЗР. К., 1907 8. Т. 5. С. 245 249. Там же. С. 249 254.
8 Там же. С. 254 256.
9 Zrodla dziejowe. Warszawa, 1877. Т S. 10 ЦГАДА. Ф. 389. Ед. хр. 209. Л. 137 об. 140 об. Там же. Л. 138 об. В оригинале mieс xiegi, skrzynke у pieсzeс mieska do
odpraw у pieсzetowania wszelakiсh spraw iсh z takim HerЬem iaki w tym lisсie naszym
iest namalowany. То iest Luk wyсiez ony z trzema strzalami w pole сzerwonym 12 Там же. Л. 140. В оригинале Wszysq z woytem swym konno у orez no ruszaс
sie uprzeсiw kaz demu nieprzyjaсielowi koronnemu у swewolnikom z сhoragwia swa
Mieska ktora im nadaiemy w polu сzerwonym сerkiew Biala z krzyz em Ьialym 13 Среди записей польского историка rеральдиста М. Гумовскоrо есть риqнок с
печати Белой Церкви лук с тремя стрелами с пометкой даты 1777 См. Национальный
музей в Кракове. Наследие М. Гумовскоrо. MN 1484 а. 14 АЮЗР. К., 1869. Ч. 5. Т. 1С. 500 50 5 Там же. С. 547 548. 16 Дiденко Л. Геральдика i мiсто Бiла Церква Друrа наукова геральдична конференцiя
Збiрник тез nовiдомлень та доповiдей. Львiв, 1992. С. 30 3 7 См. Гречило А. Кожному селу герб i прапор Голос Украини. 1997. 24 липня. 37
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Гречило А.Б. Возвращение древних символов Белой Церкви (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|