Герасимов В.Л.
Смоленск и смоляне в истории отечественной морской авиации
// Гербовед. №37. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 5 (37). С. 20-25, 162 (последняя страница обложки)
Аннотация: Смоленск один из древнейших русских городов. «Первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: по свидетельству летописца, он был тогда «град велик и мног людьми». С самого своего рождения Смоленск вошел в отечественную историю как город-крепость, город-труженик, город-герой. На протяжении всей своей более чем 1135-летней истории Смоленск неизменно находился в центре политической и общественной жизни России.
Об авторе публикации/статьи:
Герасимов В.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31220 знаков (с пробелами)
В Герасимов, Москва.
GM Л6HGK И GМ ЛЯП6 8 ИGТ РИИ
ОТ6Ч6GТ86ПП Й МОРGКОЙ и ции см. илл. на 4 й стр. обложки
Смоленск один из древнейших русских городов. Первое датированное
упоминание Смоленска в Устюжском Архангелогородско 1V 1летописном
своде относится к 863 г. по свидетельству летописца, он был тогда град
велик и мног людьми 1С самого своего рождения Смоленск вошел в отечественную
историю как город крепость, город труженик, город герой. На
протяжении всей своей более чем 35 летней истории Смоленск неизменно
находился в центре политической и общественной жизни России.
Смоленск, как и многие города средней полосы России, оставил свой
неповторимый и неизгладимый след в истории России и его Флота. Особое
место занимает город, уроженцы Смоленска и Смоленской области в
истории отечественной морской авиации Военно Морского Флота.
Именно на смоленской земле в 188 1г. родился Михаил Никифорович
Ефимов, которому суждено было стать первым летчиком России. Лучший
ученик знаменитого Анри Фармана, обладающий одним из великих даров чувством неба Михаил Ефимов безупречно сдал 2 1января 19 10 г. пилотский
экзамен стал одним из тех людей птиц которых мы сегодня
называем первыми летчиками. Фарман сразу же поручил ему обучение
пилотажу французских офицеров, а спустя пятнадцать дней привлек к
проведению сдаточных испытаний аэропланов, заказанных военным министерством.
В промежутке между этими работами молодой авиатор установил
мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, побив
рекорд Орвила Райта. 15 февраля в цитате даты указаны по новому стилю прим. В 19 10 г. аэроклуб Франции вручил Михаилу Никифоровичу
Ефимову первому русскому челове 1освоившему аэроплан во Франции, диплом пилота авиатора номер З 1Прибыв вскоре после этого важного
в его жизни события в Одессу Михаил Ефимов 2 1марта 08.03 по старому
стилю 19 10 г. совершил первые в России публичные полеты, тем самым
на целую неделю опередив знаменитого воздухоплавателя Сергея
Исаевича Уточкина, который лишь спустя неделю после Ефимова совершил
в небе той же Одессы свой первый полет на самолете.
Особое место в насыщенной событиями жизни первого летчика России
занимает его практическая работа инструктором в Севастопольской авиационной
школе Отдела воздушного флота ОВФ которая с ноября 19 10 г.
готовила авиаторов как для армии, так и для флота. Необходимо отметить,
что М. Ефимов приложил много сил и умений для подготовки именно
морских летчиков. В числе его учеников был и первый военный летчик
России лейтенант Императорского флота лейтенант Станиr лав Дорожинский,
который в сентябре 19 10 г. совершил первый в истории флота полет
на аэроплане Антуанетт а в ноябре того же года начал обучение в 20
авиашколе ОВФ в числе офицеров армии и флота первого абора. В апреле 19 г. в Петербурге состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный
съезд, активное участий в котором приняли моряки во
главе с морским министром вице адмиралом И Григоровичем. Во время
работы съезда три аэроплана Севастопольской офицерской авиационной
школы ОВФ, пилотируемые М. Ефимовым, поручиk.ом Б. Макеевым и лейтенантом
В. Лыбовским, осуществляли сопровождение Черноморской эскадры
при выходе в море, продемонстрировав тем самым возможное
взаимодействие двух флотов морского и воздушного
3
В дальнейшем Михаил Никифорович ЕФимов УЧаствоеал в качестве
летчика добровольца в первой мировой войне, а в годы гражданской войны
был флагманским летчиком советской гидроавиации. В августе 19 19 г.,
при захвате белогвардейцами Одессы, первый летчик России стал еще
одной жертвой братоубийственной войны.
С 1996 года в одном из залов музея Великой Отечественной войны города
Смоленска действует постоянная выставка Смоляне в истории российского
флота Исходя из представленного на ней справочного материала
герой Цусимы, морской авиатор выполнивший первым в стране а
возможно и в мире в мае 19 г. успешный воздушный поиск подводного
противника, талантливый конструктор капитан 2 ранга В. Дыбовский предстает
перед посетителями музея как уроженец Смоленска. Однако, когда я
знакомился в Санкт Петербурге в Российском государственном архиве
ВМФ с его послужным списком, то из него следовало, что Виктор Владимирович выходец из дворян Киевской губернии. Лично мне, как родившемуся
в городе Смоленске, хотелось бы чтобы первый авиационный
противолодочник России был бы конечно же смолянином. Но вопрос, как
мне видится, до конца не изучен и все может быть, вполне возможно что и
в послужной список вкралась ошибка, хотя вероятность этого, на мой
взгляд, невелика.
Бортмехаником самолета первого Героя Советского Союза морского
летчика А Ляпидевского был М Руковский, родившийся в 1903 г. в
Смоленской губернии.
Особенно отличились смоляне морские авиаторы в годы Великой
Отечественной войны. Вот имена смолян удостоенных в то суровое время
звания Героя Советского Союза в составе главной ударной силы советского
Военно Морского флота морской авиации помощник командира авиаполка
ВВС черноморского Флота майор И. Корзунов звания Героя удостоен
24.07. 1943 г. помощник командира авиационного полка ВВС Тихоокеанского
флота капитан Я. Матвеев Герой Советского Союза с 14.09. 1945 г.
североморец, штурман эскадрильи капитан Т Селезнев получил звание
Героя 22.07. 1944 г. черноморец, командир звена гвардии старший лейтенант
А. Жес rков стал Героем Советского Союза 05. 944 г. балтийцы,
командиры звеньев гвардии капитан И. Шаламов звания Героя удостоен
22.07. 1944 г. и старший лейтенант М. Ефимов Героем стал 14.06. 1942 г
Дальнейшая судьба смолян Героев сложилась по разному. За 18 месяцев
Матвей Ефимов совершил 324 боевых вылета. Лично и в группе 2 1
одержал з 1победу, не потерял в бою ни одноrо своего самолета. В яростных
тяжелых воздушных схватках судьба берегла героя. Но смерть все
же подстерегла его. 7 января 1943 г. М Ефимов погиб в авиакатастрофе,
находясь на борту транспортного самолета в качестве пассажира.
Прах его покоится в братской могиле в Кронштадте Яков Иванович Матвеев
после войны закончил Военно морскую академию, продолжал службу
в морской авиации и в 1969 г. уволился в запас в звании генерал майора
авиации. Александр Иванович Жесткое таюке еще многие годы служил в
частях авиации ВМФ, дослужился до полковника и в 197 1г. ушел в запас.
Петр Иванович Селезнев тоже стал полковником, но с вооруженными силами
расстался рано в 1956 г Майор Иван Гаврилович Шаманов ушел
на гражданку из ВВС Балтфлота в 1948 г
Двое родившихся на смоленской земле дослужились до очень высоких
должностей в авиации ВМФ. Василий Васильевич Ермаченков в годы войны
был заместителем командующего, а с 1942 г. и до конца ведения боевых
действий на советско германском Фронте командующим военновоздушными
силами Черноморского Флота. За умелое руководство авиационным
объединением генерал полковник авиации Ермаченков дважды
был награжден высшим флотоводческим орденом Ушакова 1й степени он один из одиннадцати высших начальников ВМФ удостоенных двух таких
орденов прим Г После войны был начальником штаба авиации
Военно Морского Флота. Иван Егорович Корзунов войну начал командиром
звена, в звании лейтенанта. Затем был командиром эскадрильи, помощником
командира и командиром полка, а с февраля 1944 г. 28 летний
полковник Корзунов командовал дивизией пикирующих бомбардировщиков
ВВС Черноморского флота. В послевоенный период внес большой
вклад в развитие морской авиации в должности командующего ВВС Северного
флота. В 1962 г. стал генерал полковником авиации. Последняя
должность генерала Корэунова заместитель командующего морской
авиацией страны.
Жителем Смоленщины являлся и Герой Советского Союза майор
флотской авиации Евграф Михайлович Рыжов, который еще 27.06. 194 1г.
в воздушном бою над Севастополем таранил фашистский самолет.
Смолянин Юрий Алексеевич Гагарин до того как стать первым в мире
космонавтом, служил в 9 м истребительном авиаполку 122 й истребительной
авиационной дивизии военно воздушных сил Северного флота. В 1960 м г. в командование одной из самых известных частей морской авиации
в годь 1второй мировой войны гвардейским истребительным авиационным
Печенгским Краснознаменным полком имени дважды Героя Советского
Союза Бориса Феоктистовича Сафонова вступил подполковник АЛ.
Николайчук, таюке родившийся на Смоленщине.
В годы великой Отечественной войны с 1943 г. отличившимся частям и
соединениям присваивались почетные наименования тех городов и населенных
пун 1Тоз в освобождении которых они проявили особую доблесть и
героизм. Авиация Военно Морского Флота в освобождении Смоленска и
Смоленской области естественно не участвовала, а отличились при осво 22
бождении смоленской земли воинские формирования Военно Воздушных
С л Советско Армии. Поче ное наименование Смоленские получили
2 и штурмов ои авиац онныи корпус, гвардейский авиационный корпус
дальнего деиствия, 8 и авиационный корпус дальнего действия, 303 я и
309 я истребительные авиационные дивизии, 3 я гвардейская бомбардировочная
ави цио ная ди визия, 36 авиационная дивизия дальнего действия,
2 и, и, 14 и и 30 гвардейские авиационные полки дальнеrо дей
ствия, 42 и авиационныи Краснознаменный полк дальнего действия. Ярцев скими стали 233 я штурмовая авиационная дивизия и 123 й гварАtАскии бомбардировочный авиационный полк. Наименования
Рославл ские удостоены 23 1я штурмовая авиационная дивизия 564 й
штурмовои авиационный полк, 13 й, 17 й и 19 й гвардейские авиационные
полки дальнего действия.
Спрашивается какое отношение имеют полки и дивизии ВоенноI
r,tдушных Сил, отличившиеся в боях за освобождение Смоленщины к
М Р кой авиации Конечно же не все, но некоторые, оказывается сам мое.
Когда в конце 50 х начале 60 х гг. в авиации ВМФ все минно одные полки и дивизии были расформированы, а на их замену создаlЛИ
ь новые части и соединения морской ракетоносной авиации, то для ния ВВС флотов из состава дальней авиации Военно Воздушных 4П передавались некоторые авиационные формирования, имевшие в
м ПОСЛуZКНОМ списке славную боевую историю в годы Великой Отече ltHOИ ВОИНЫ. к оставе ВС тихоокеанского флота оказался бывший в годы
н 19 и гвардеискии авиационный Рославльский авиационный полк
н, деистви в фалеристике авиации флота этот полк представлен t цветнои вкладке В ВВС Балтийского флота вошла бывшая 36
щионная Смоленская Краснознаменная дивизия дальнего действия. хочется остановиться на Смоленской дивизии. Она была сфор r 29 июня 194 1г. в Кировобаде первоначально как 26 я авиаци
ди изия дальнего действия. Впоследствии переименована в 36 ю
r диро 1очную авиационную дивизию. Первое боевое крещение ди лучила в октябре 194 1г Далее авиасоединение участвовало в осквы, защищала Заполярье и Сталинград, ликвидировала 1м f ж Вязьма, освобождала Орел и Смоленск, прорывала бло ttиtнр да, участвовала в боевых действиях в Белоруссии, ПрибалI ерлин. За подвиги стала Краснознаменной и Смоленской 11r роев Советского Союза, 129 1представитель дивизии бы r 1р вительственными наградами. В состав авиации ВМФ диви 57 я морская ракетоносная авиационная Смоленская Крас 1ди 1изия, имевшая в своем составе два гвардейских морских н., 1иационных полка. Причем оба гtолка также имели бога и 1торию и героическое прошлое.
ttи е историю Великой Отечественной вошел как гвардейский
t н 1А 1виационный Севастопольско Берлинский Краснозна 23
менный полк, который был создан 16.04. 1938 г. и имел первоначальное
обозначение как 2 1й дальний бомбардировочный полк ВВС РККА. В сентябре 1943 г. он был преобразован в гвардейский авиаполк, в мае 1944 г.
получил почетное наименование Севастопольский в апреле 1945 г. был
награжден орденом Боевого Красного Знамени, а спустя два дня после
Дня Победы мая 1945 г., приказом Верховного Главнокомандующего
был удостоен второго почетного наименования Берлинский
Второй полк дивизии был сформирован в 194 1г В войну стал гвардейским,
Смоленским и Краснознаменным.
В фалеристике ВМФ три значка посвящены этому Смоленскому соединению по одному знаку дивизии и полкам соответственно Причем на
значке, посвященном 57 й морской ракетоносной дивизии, изображен герб
Смоленска пушка с сидящей на ней птицей Гамаюн. Да, именно тот герб
Смоленска, который город получил в 1654 г. с окончательным вхождением
в состав Русского государства. Именно тот герб, который украшал знамена
мушкетерского и драгунского полков регулярной русской армии Петра 1
вошедших в историю России как 25 й пехотный и 3 й уланский Смоленские
полки5
На знаке одного из полков, в полном названии части, имеется надпись Смоленская
До января 199 1г. 57 я МРАЯ входила в ВВС дважды Краснознаменного
Балтийского флота, а затем была расформирована. Так вот последним
командиром дивизии до ее расформирования был уроженец города Ельни
Смоленской области полковник Иван Дмитриевич Федин, командовавший
Смоленской дивизией после окончания Военной академии Генерального
штаба. После должности комдива генерал Федин был начальником штаба первым заместителем командующего военно воздушными силами Балтийского
флота, а затем и командующим ВВС черноморского флота. В
настоящее время уроженец Смоленщины, кавалер орденов За службу
Родине в Вооруженных Силах СССР 2 й и 3 й степеней, заслуженный
военный летчик Российской Федерации генерал лейтенант Федин Иван
Дмитриевич является начальником штаба первым заместителем командующего
морской авиацией Военно Морского Флота России. Однако на
этом история 57 й дивизии не закончилась. Ее знамя было передано
сформированной в октябре 199 1г. на Северном флоте смешанной авиадивизии.
В состав 57 й смешанной корабельной авиационной Смоленской
Краснознаменной дивизии вошел и единственный в России корабельный
истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами Су 27к с 1998 года принятыми на вооружение ВМФ как Су 33 До вхождения в состав
дивизии полк именовался отдельным корабельным штурмовым полком
ВВС Северного флота и ему также посвящен один из знаков приведенных
на цветной вкладке к данной статье. В состав полка влились летчики
корабельной авиации, которые остались верны воинскому долгу и не
переприсягнули на верность вновь образовавшемуся государству Украине,
а оставив квартиры и все нажитое, отправились из южного rарнизона
Саки в холодный авиационный гарнизон североморской авиации, для того 24
чтобы в суровом Заполярье осваивать корабельный самолет Су 27к, который
шел на смену штурмовику Як 38. Этих нынешних асов морской авиации
воспитал и научил летать полковник Апакидзе. Именно командиру 57 й
Смоленской Краснознаменной дивизии полковнику Тимуру Автандиловичу
Апакидзе, совершившему первому из строевых летчиков морской авиации
в 199 1г. посадку и взлет на палубу тяжелого авианесущего крейсера Адмирал флота Советского Союза Кузнецов и командиру КИАП 57 й
СКАД полковнику Ивану Ивановичу Бохонко в 1995 г. первым среди морских
авиаторов было присвоено звание Героя Российской Федерации.
В мае 1998 г. 57 я СКАД была расформирована, но полки входившие в
ее состав сохранились в авиации Северного флота. Герой Российской
Федерации, заслуженный военный летчик России генерал майор Т. Апакидзе
поступил в Военную академию Генштаба, Герой Poссir.и И. Бохонко
перевелся служить в Москву в Управление командующего морской авиации
ВМФ, а полк возглавил ученик Тимура Автандиловича полковник
И. Кожин.
Указом Президента России 23 от 6 января 1999 г. за мужество и героизм,
проявленные при освоеtiИИ новой авиационной техники звания Героя
Российской Федерации удостоились командир полка полковник Игорь
Сергеевич Кожин и его заместитель подполковник Виктор Викторович Дубовой.
Мой однокашник по заочному обучению в Военно морской академии
имени Н Кузнецова, командир первой эскадрильи этого полка подполковник
С. Устюхин который еще лейтенантом попал в ученики к подполковнику
Апакидзе во время очередной сессии рассказал м е, что знамя
Смоленской дивизии продолжает храниться в штабе теперь отдельного
корабельного истребительного полка ВВС Северного флота и очень хочется
надеяться, что это знамя прославленного Смоленского Краснознаменного
авиационного соединения в очередной третий раз вернется в
состав авиации Военно Морского Флота. Оно обязано вернуться хотя бы
потому, что после Великой Отечественной войны в морской авиации один
человек стал Героем Советского Союза и четверо Героями Российской
Федерации, и все четверо из 57 й смешанной корабельной авиационной
Смоленской Краснознаменной дивизии военно воздушных сил Северного
флота.
ПРИМЕЧАНИЯ 1
Смоленск. Краткая энциклопедия. Смоленск Траст Имаком, 1994. С. 19.
2 Лавренец В Летчики России. М. Машиностроение, 1992. С. 6.
3
Герасимов В Севастополь должен гордиться Морской сборник. 1999. 2. с. 76.
4
Ефимов М. Рыцарь воздушного боя Рабочий путь. 1989. ноября.
5 Ражнев г Герб Смоленска. Смоленск. Библиотека журнала Край Смолен
00 1й 1993, с. 225 226. 25
GМОЛ6ПGК И GМОЛЯП6 8 ИGТОРИИ
ОТ6Ч6GТfl6ППОЙ М РGКОЙ 1GИ ЦИИ см. стр. 20
Фрагмент коллекции В Герасимова. t
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герасимов В.Л. Смоленск и смоляне в истории отечественной морской авиации (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|