Сметанников И.С.
К вопросу об эталонировании гербов
// Гербовед. №36. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 4 (36). С. 109-103
Аннотация: С проблемой эталонов изображений отечественных гербов я столкнулся ещё в советские времена. Как известно, тогда гербы у нас создавались стихийно, децентрализовано, зачастую, без соблюдения элементарных правил геральдики. Однако это уникальное явление самодеятельного герботворчества в нашей стране не может быть бесследно вычеркнуто из отечественной истории, тем более, что многие советские гербы продолжают успешно функционировать и сейчас.
Об авторе публикации/статьи:
Сметанников Игорь Станиславович (1960-2017) (Москва) Издатель журнала «Гербовед.ру» (1992-2007 гг.); организатор проведения геральдических конференций в 1990-2000-х гг.; Президент Всероссийского Геральдического Общества, Председатель Русской Геральдической Коллегии; член Комиссии по московской городской символике при Правительстве Москвы
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Сметанникова И.С.в библиотеке найдено еще 134 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22001 знаков (с пробелами)
И Сметшишков, Моншю
К flOП.POGY ОБ ЭТ4.ЛОПИ.РОflАНИИ Г6.РБОfl
С проблемой эталонов изображений отечественных гербов я столкнулся
ещё в советские времена. Как известно, тогда гербы у нас создавались стихийно,
децентрализовано, зачастую, без соблюдения элементарных правил
геральдики. Однако это уникальное явление самодеятельного герботворчества
в нашей стране не может быть бесследно вычеркнуто из отечественной истории,
тем более, что мноrие советские гербы продолжают успешно функционировать
и сейчас.
Общеизвестно, что рисунки и описания гербов, а также положения о них
грешили многочисленными нарушениями. Сегодня ситуация понемногу меняется
в лучшую сторону, особенно когда в дело вступает Государственная герольдия ныне Геральдический совет при Президенте России.
В данной работе рассмотрим только один аmект геральдика правового
обеспечения городских гербов проблему эталонов их изображений. Дело в
том, что факт существования таких эталонов встречался и ранее это явление
продолжает наблюдаться и сейчас. Например, в описании герба Архангельска утверждён решением сессии 20 созыва Архангельскоrо rородскоrо Совета
народных депутатов от 10. 10. 1989 г. читаем Этаrюн герба выполнен в
цветном и чёрно белом изображении 1Есrь ряд других эталонированных
советских городских гербов.
В постсоветское время этот вопрос не снят с повестки дня. Рассмотрим его
на примере герба МОСl Вы. Ещё совсем свежо в памяти Распоряжение Мэра
Москвы от 23 ноября 1993 г. No 674 РМ О восстановлении исторического Герба
города Москвы в котором пункт 2.2 Приложения 2 Положения О гербе
города Москвы гласил Эталон Герба Москвы находится на хранении в Музее
Истории Москвы в постоянной эксrюзиции и доступен для знакомства
всем заинтересованным лицам. Этаrюн выполнен как в цветном, так и в
чер беЛОАI изображениях,
В последовавшем вслед за ним Заt DНе о гербе и флаге Москвы от 1февраля 1995 года, в статье 2 главы I эталон герба назван оригиналом, что не меняет
сути Установить, что оригиналы герба цветной и черно белый рисунки
и флага города Москвы, а также их описания хранятся в Музее исто
рии города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным
лицамJ И далее, в статье 4 главы При воспроизведении герба города
Москвы должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие
одному из оригиналов и описанию 4
Из приведённых выше примеров видно вполне оправданное стремление
городов предохранить изображение герба от искажений при любом ero воспроизведении,
что, казалось бы, должно только приветствоваться. Однако в геральдике
принята несколько другая точка зрения эталоном считается не изображение
герба, а его описание.
Этой общепризнанной в мировом геральдическом сообществе концепцией
пользуется и Государственная герольдия Совет при Президенте России. По 109
этому, когда встал вопрос о внесении ге Москвы в Государственный геральдический
регистр, возникли проблемы менно в связи с эталоном изображения
герба. На просьбу о государственной регистрации герба из Госгерольдии
Первому заместителю Управляющего делами Мэрии Москвы Д Лукьянчикову
пришёл ответ следующего содержан я Уважаемый господин Лукьянчиков
Государственной герольдией рассмотрены представленные Вами мате
риалы rю гербу и флагу Москвы.
В целом материалы отмечены вниманием к различным историческим
уровням московской символики. Есть лишь од,ю гербоведческое замечание,
имеющее принципиальный характер статьи 3, 4, 5 предусматривают графическую
фиксацию форм герба стандартные пропорции щита, требование цветового и изобразительного соответствия оригиналу. Это требование
противоречит одной из фундаментальных норм геральдики, которая
устанавливает определенную художественную свободу в воспроизведении
герба иначе это не герб, а логотип, знак более низкого статуса. Безусловно,
соблюдение таких норм унизителЫ Ю для московской символики и не
согласуется с ее традициями.
Тем не менее, учитывая общее сооmв 3mствие прочих норм Закона об
щим геральдическим требованиям, а такж рассчитывая на то, что органы
государственной власти столицы будут r одействовать пересмотру Закона
и его очистке от некорректных положений. Герольдия осуществляет
регистрацию герба и флага Москвы с пр своением им следующих порядко
вых номеров 196 герб 197 флаг
Рассчитываем на дальнейшее сотрудни,чество.
С уважением,
Государственный герольдмейстер Г Вилинбахов 5
Будучи сторонником этой точки зрения на возниlQ.Uую проблему, я, тем не
менее, не могу не поддержать и МOсКDВсl tr 1X rербозаконотворцев, поскольку
главная фигура столичного rерба Святой Георгий Победоносец, поражающий 1СОПьём дракона, отнюдь не исключительна в общей массе городских rербов
мира. Точно такая же геральдическая композиция встречалась и на территории
бывшей Российской Империи, особенно в rербах белорусских и украинских
городов т раннеrеральдическоrо периода 6 Нежин, Смотрич, Збараж, Стародуб,
Сейны, Красный, Угорье Этот сюжет характерен и для многих зарубежных
городов7 Только в моей коллекции сiобрано свыше 40 рисунков гербов
городов Европы с изображением Св. Георrия. Более подробный их анализ я
сделаю в отдельной статье, но сейчас могу сказать, что без эталонного изображения
очень велик риск случайно воспроизвести по описанию не герб Мо
Сl ВЫ, а герб совсем другого города.
В расчёт берётся любая мельчайшая деталь герба поворот головы Геор rия
и наличие нимба над ней, форма доспехов, наклон копья, положение дракона
на спине или на лапах, место поражения его копьём голова или живот, ракурс
коня и т Как только мы незначительно отклонимся от эталона изображения
герба воспроизведя, однако, его в точности по описанию мы неизбежно уrодим
в какой либо другой чужой герб. Как же быть Может, исходя из сложившейся
ситуации, есё таки сделать исключение для столицы 0
А как быть с государственными гербами субъектов Российской Федерации
Сделаем беглый анализ только республиканских гербов. Из двадцати российских
республик в тринадцати ссылаются в документах на эталоны изображений
гербов. Из них пять республик Башкортостан, Карелия, Удмуртия, Мордовия
и Хакасия прямо говорят об эталонах изображений например, в Хака сии статья 1V Положения о Государственном гербе Республики Хакасия звучит
так Воспроизводимое изображение Государственного герба Республики
Хакасия независимо от его размеров всегда должно в moч 1IOсmu соответствовать
цветному эталону при многоцветном изображении и схематичному
изображению 9 а восемь республик Алтай, Бурятия, Кабардино
Балкария, Коми, Марий Эл, Осетия Алания, Татарстан, Чувашия вместо эталонов
ссылаются на прилагаемые изображения например, в статье З Закона О Государственном гербе Республики Бурятия записано Воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Бурятия,
независимо от его размеров, должно в точности соответствовать
прилагаемым к настоящему закону цветному или чёрно белому изображениям,
масштабному соотношению элементов герба на модулыюй сетке 1
Давайте теперь выйдем за пределы Российской Федерации и посмотрим,
как обстоит дело с эталонами изображений гербов, хотя бы на уровне СНГ.
Здесь сложность друrого порядка. Попробуйте, например по описанию изобразить
требуемые ковровые rёли в гербе Туркменистана или нужный трезубец в
гербе Украины Без эталона у вас ничего не получится.
Или возьмём, к примеру, Казахстан. Согласно статье 7 Указа Президента
Республики Казахстан, имеющего сиriy конституционного закона, О государственных
символах Республики Казахстан от 24 января 1996 г. Государственный
герб Респу6лики Казахстан представляет собой изображение
шанырака верхняя сводчатая часть юрты на голубом фоне, от которого
во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки опоры в обрамлении
крыльев мифических коней. В нижней части герба надпись Казакстан
Воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Казахстан,
независимо от его размеров, оолжно в точности соответство
вать цветному или черно белому изображениям эталона Государственного
герба Республики Казахстан, хранящегося в Резиденции Президента Республики
Казахстан
Как видим, эталонное изображение присутствует и здесь. А как же ещё
можно воспроизвести изображение шанырака и уыков в обрамлении
крыльев мифичеа их коней А как, к примеру, можно было изобразить нацио
нальный орнамент на гербе Грузинской ССР, не имея перед глазами оригинала
герба Вопросов возникает очень много.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы о необходимости
введения эталонов изображений гербов. Данная проблема родилась
не на пустом месте, и данной статьёй я озвучиваю лишь то, что уже давно витало
в воздухе.
Во первых, многие гербы часто имеют своих двойников, в которых используются
распространённые геральдические сюжеты, в особенности религиозного
характера Святой Георгий Победоносец, Святой Архистратиг Михаил, Святая
Дева Мария и проч. Не имея эталонного изображения этих гербов, художник
может ненароком изобразить совсем чужой герб.
Во вторых, во многих гербах применяются очень спожные фиrуры, которые
просто невозможно воспроизвести, не имея эталонного изображения, даже при
чрезвычайно детализированном описании. К ним особенно относятся различ
ные национальные узоры и орнаменты.
В третьих, любое изображение герба п и его воспроизведении, имея только
описание, можно до такой степени застилизовать и замодернировать, что
Малевичу и Пикассо не приснится и в сrрашном сне. Нельзя прикрывать бездарность
иного художника мнимой художественной свободой в воспроизведении
герба иначе откровенное надруrательство над гербом можно будет
лепсо оправдать оригинальным стилем халтурщика дескать, это вовсе не
искажение герба, это просто такой необы ный стиль работы художника, его
своеобразное видение фиrур.
В четвёртых, традиционный негативны.й подход к эталону изображения
герба развивался столетиями, ещё в докqмпьютерную эпоху. Тогда, действительно,
каждый художник имел свой не торимый стиль, да и профессионалов
в этой области было считанные едиJ Jицы. Сегодня же, в век всеобщей
комьютеризации. всех сrран можно было ры с успехом применять электронные
способы изображения гербов и соэдание для них электронных эталонов.
Можно было бы продолжить а исок доврдов в защиту надобности эталонирования гербов, однако цель данной работы не призыв к пересмотру вековых
геральдических традиций, а лишь 0093начение проблемы, приглашение
к дискуссии заинтересованных лиц. Ведь традиции должны развиваться 1
ПРИМЕЧАl l tЯ 1Меликаев В ее, ан В Герб города Архангельска Каталог современных
гербов городов, посёлкое и сёл СССР. Минск, 1989. Часть З.
2 Распоряжение Мэра Москвы от 23 ноября 1993 г. N2 674 РМ О восстановлении ис
торического Герба rорода Москвы Гербовед. 1997. N2 127 С. 6.
3 3аtСОН rорода Мос 1СВЫ О rербе III флаrе rорода Москвы Там же. С. 12.
4Тамже.
5 Письмо Государственноrо rерольдмейстера 1Г Вилинбахова Первому заместите
лю Управляющеrо делами Мэрмм Москвы Д Лукьянчикову N2 А 30 344 от 02. 10. 1997 г.
8 смemaннUltOfl И Образ Святоrо Георrмя Победоносца в отечественной фалери
стике Гербовед. 1999. N2 2 34 С. 139. 1Tyt,QНЬRH Ю Гербы rородов Восточной Германии бывшей ГермаНСkОЙ Демсжра
тичеасой РесnублиkМ Там же. 1998. N2 6 32 С. 5 165. См. гербы городов с изображе
нием Св. Георrмя Айэенах С. 7 Бюрrель С. 32 Гёсниц С. 48 Ерихое С. 62 Мансфельд С. 93 Небра С. 99 Растенберr С. 6 Рёта С. 8 Тойхерн С. 127 Хекк
линrен С. 140 Шварценберг С. 150
8 сumнUII08 В Малый герб Украины Геральдические ведомости. 1993. NII 2. С. 3. Письмо Управляющего делами Верховного Совета Республики Хакасия В Ратко
ва п РП и СметаННМIСОВУ 15 46 от 105.02. 1997 г.
0 nопииюе Л Закон Республики Бурятия О Государственном rербе РеспублиkМ
Бурятия Ветры перемен. Флаги и гербы Республик России. Чебоtссары, 1996. С. 28. Байрамов А Каиргали Ш Назарбаева А Шайuерденов Е Республи са Казахстан. Государственный герб Государсгве ые символы тюркоязычных стран.
Аnматы, 1997. С. 6. 2
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Сметанников И.С. К вопросу об эталонировании гербов (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|