Космолинский П.Ф.
Герб Петра Андреевича Кикина
// Гербовед. №36. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 4 (36). С. 58-60, 02 (вторая страница обложки)
Аннотация: Интерес к гербу Петра Андреевича Кикина появился у меня после письма сотрудника Художественного музея r. Алатырь (Чувашия) Евгения Петровича Краснова в Департамент Герольдии Российского Дворянского Собрания, и обращения Сергея Алексеевича Сапожникова, нет ли в моей картотеке по этому поводу каких-либо сведений. Сведений не оказалось. Что, впрочем, не удивительно.
Об авторе публикации/статьи:
Космолинский Петр Федорович (1950-2001) художник, мундировед, геральдист, председатель Военно-исторического клуба Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Экспертного совета по генеалогии и геральдике Российского Дворянского Собрания, член Московского союза художников, лауреат художественных конкурсов
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Космолинского П.Ф.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 15035 знаков (с пробелами)
П. Ф. Космолинский, Москва
Г6РБ П6ТР4 4ПДР66.GИЧ4 КИКИН4 см. рис. на 2 й стр. обложки
Интерес к гербу Петра Андреевича Кикина появился у меня после письма
сотрудника Художественного музея г. Алатырь Чувашия Евгения Петровича
Краснова в Департамент Герольдии Российского Дворянского Собрания, и обращения
Сергея Алексеевича Сапожникова, нет ли в моей картотеке по этому
поводу каких либо сведений. Сведений не оказалось. Что, впрочем, не удивительно.
Как известно из исследований русских геральдистов классиков, в России в
начале ХХ в. только около 5 дворянских фамилий имели зарегистрированный
в Гербовнике герб. В первых 10 томах 1562 герба, примерно столько же во втором
десятке томов, около 1250 в 20 томах Сборника дипломных гербов часть
из которых позже вошла в Общий Гербовник 2 тома Гербовника Царства
Польского содержат около 900 фамилий. Прибалтийский Гербовник охватывает
такое же количество родов. Примерно столько же и в Малороссийском Гер
бовнике в двух последних изрядное количество гербов повторяющих Общий
Гербовник Прибавив сюда Гербовник Великого Княжества Финляндского, мы
получаем общее количество около 7000 7500 гербов. При том спедует помнить,
что три последних источника не являются официальными, а нечто вроде
гербовников Анисима Титовича Князева или Петра Космолинского
В то же время практические занятия геральдикой доказывают, что своими
гербами пользовались и многие фамилии, гербы которых не обнаруживаются в
упомянутых официальных и неофициальных источниках. Мы встречаем изображения
этих гербов на личных печатях, фронтонах зданий, гравированных
портретах реже живописных и скульптурных предметах обихода посуда,
мебель, оружие и т экслибрисах и, наконец, могильных памятниках. В ряде
случаев, попадаются различные варианты герба, принадлежащего одной семье,
что можно объяснить не устоявшейся традицией, не освященносrью
изображения Монаршем утверждением, не одинаковым видением символов
различными художниками, и множеством других причин, даже желания одной
ветви рода отличаться от другой, вплоть до различий между представителями
внутри одной семьи, т отсутствием законодательного акта. Впрочем, при
наличии утвержденного герба, отдельные семьи продолжали пользоваться
гербами, несколько отличавшимися от стандарта Так, на Тихвинском кладбище
Александре Невской лавры можно видеть герб на могиле князя Львова,
где Смоленский герб изображен не на серебряном, традиционном поле, а на
червленом. В экслибрисе АЛ. Ермолова нижнее поле герба не серебряное, а
рассеченное на червлень и лазурь, и т Любопытно отметить, что граф Тотлебен,
имевший три утвержденных герба один в Тюрингии родовой и два в
России дворянский диплом от 28.06. 1872 г. и графский OГ XIV, 9 пользовался
четвертым вариантом, который сам составил, но не смог утвердить в
Герольдии, и именно этот герб изображен на его надгробии на Братском кладбище
в Севастополе. 58
Евгений Петрович Краснов прислал два изображения герба П Кикина
экслибрис рис. 1работы известного гравера эпохи Императоров Павла Петровича
и Александра Павловича, Николая вановича Уткина 1780 1863 гг. и
зарисовку рис. 2 с рельефного изображения герба на надгробии на Тихвин
ском кладбище.
Действительный статский советник, статс секретарь и сенатор, участник
Отечественной войны 18 12 г. и Заграничных походов, Петр Андреевич Кикин 1775 1834 гг. занимал видное положение в светском и культурном обществе
России первой трети XIX века, человек обраiюванный, окончивший Московский
университет, далеко не бедный, по неизвестной нам причине не счел нужным
заниматься утверждением своего герба в О 1бщем Гербовнике. Тем не менее,
дошедшие до нас изображения свидетельствуют о неравнодушном отношении
сенатора, мецената и первого председателя основанного им Общества поощрения
художников к родовым символам.
Рис. 1
Гравюра изображает пьедесrал,
украшенный латинской монограммой РК на котором лежит отдыхающий
олень, на него опирается гербовый
щит все поле которого покрыто точкам т полностью золотое. В рассеч 1нном
поле щита геральдически
справа цветок с тремя головками, без
лисгьев, похожий на чертополох или
гвоздику, а слева половина выходящеrо
из середины черного двуглавого
коронованного орла с распростертым
крылом, держащего в лапе державу. К
щиту справа прислонена дворянаая
корQна. Описание этого экслибриса
опубликовано в книге Д Ровинского Н Уткин, его жизнь и произведения СПб., 1884, с. 175 На эту книгу
ссыJ 1ается и И Борисов в своем
альооме Родовые гербы России М., Виктория. Янтарный сказ 1997,
с. 99 говоря, что экслибрис с неутвержденным
гербом Кикина был определен по собранию печатей, хранящихся
в Гербовом музее, а также по гербу на его нqДгробье. Такой же экслибрис хранится
в фондах Государственного музея изрбразительных искусств им. А
Пушкина, Москва. Он опубликован в книге СаГ. Ивинаого Книжный знак М., 1980 и в Книжном обозрении No 33, 199 1в заметке А. Сазонова Резцовая
гравюра на меди Все эти материалы собрал и предоставил мне Е Краснов.
Второе изображение, которое я получил без сообщения, что это рисунок ПО впечатлению того, что было увидено на надгробии, мне показался не
очень привычным для русской геральдики, о чем я и написал Е Краснову.
Так, я не встречал в нашлемнике оленя отдыхающего а не возникающего в
английской геральдике нечто подобное встречается, но там нашлемник повто 59
р ет основную фигуру щита дворянская корона была
изображена не в русской традиции три лепестка и две
жемчужины, а пять жемчужин смущал московский герб
на груди орла, не свойственным в нетитулованном
гербе но больше всего вызвал недоумение цветок в
правой части щита есnи на экслибрисе он выглмел как
чертополох или гвоздика, при чем отсутствовали листья,
то в данном случае он походил на подсолнух с тремя
головками и с. тремя большими листьями. В ответ на
мое поспание, господин Краснов разъяснил мне мое
заблуждение относительно источника информации.
Ссылка на надгробный памятник немного охладила мой
боевой дух. Впрочем, Евгений Петрович сам оказался
неуверенным в том, в каком положении находился олень
в нашлемнике и был ли герб Москвы на груди орла, но
настаивал на виде цветка, правда также с недоумением,
почему два изображения на экслибрисе и на надгробии столь несходны.
Ситуация требовала побывать в Санкт Петербурге в
Александра Невской лавре. Благо, обстоятельства по Рис. 2.
способствовали в этом.
Три моих подозрения разрешились сразу олень в нашлемнике возникал, а
не отдыхал, корона была обычного русского рисунка, и московского щитка на
гр уди орла не было. Но цветок был с большими сердцевидными листьями, а
лепестки изображены двумя венчиками.
Прийти к какому либо выводу, по моему, оказалось невозможно. Характер
изображений на экслибрисе и надгробии совершенно не сходны. Мало того,
похожий. на подсолнух цветок в надrробном гербе, при ближайшем рассмотрении
таковым не является не характерный для подсолнуха двойной венчик вокруг
сердцевины, похож больше на маргаритку, но здесь не подходят листья, а
три головки на одном стебле в природе у таких растений бывают редко. Для
этого они не достаточно дикие Листья похожи и на листья розы, кстати, в
геральдике розы по три цветка на стебле встречаются, но здесь сами цветки
не похожи ни на натуральные, ни на геральдические розы. Приходится смириться
с тем, что в данном случае цветок в гербе Кикиных условный, отвлеченный,
просто как символ стебель с тремя цветками. Возможно, это означало
трех братьев Кикиных, получивших дворянство или этот герб, или трех детей,
или вообще все что угодно
Опираясь на правила русской геральдики, описание герба Кикинь 1х может
звучать так В рассеченном щите, в правом золотом поле натурального цвета
стебель с тремя цветками в левом золотом же поле выходящий из середины
черный коронованный орел с распростертым крылом, держащий в лапе Державу.
Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник возникающий
олень натурального цвета. Намет золотой, подложенный черным Что
я и представляю Вашему вниманию. 60
Г6РБ П6ТР i ПДР66ЕИЧ 1KИKИlli см. стр. 58
Герб дворян Кикиных.
Художник n. Ф. Космолинский.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Космолинский П.Ф. Герб Петра Андреевича Кикина (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|